Как сделать маленький калфак
Если рассматривать период с конца XVIII до начала XX века, то форма, размеры, орнаментация калфаков, впрочем, как и весь национальный костюм, постоянно изменялись.
Раньше были популярны белые мягкие трикотажные или вязаные калфачки с вышивкой, которые надевались на всю голову. С XVIII века в орнаментации калфаков широко начала использоваться аппликация синелью в сочетании с блестками и ушковая техника, когда рельефные многооттеночные крупные элементы цветов делались из мелких кусочков ткани, сложенной в треугольнички в виде ушков.
Затем появляются большие бархатные калфаки с крупным золотошвейным узором и бахромой, свисающей до самых плеч.
К середине XIX века калфаки становятся короче, изящнее, исчезают тяжелые кисти и бахрома. Большую декоративную функцию берет на себя твердый прямоугольный околышек. Часто такие калфачки носились под платком или шалью.
Изготовление калфака
Необходимые материалы: бархат, ситец или сатин для подкладки, корсажная лента или жесткая ткань высотой 6 см, светлая ткань для нанесения узора, мелкий жемчуг, белый или светлых тонов бисер, стеклярусы, две иголки, которые свободно проходят в отверстие бисера.
Для нанесения узора на ткань необходима копировальная бумага. Также узор можно обвести по заранее подготовленным шаблонам или использовать трафарет.
Ход работы
1. Изготовление из бумаги выкройки калфака нужного фасона и размера.
2. Нанесение на него узора.
3. Выкраивание калфака и его подкладки.
4. Вышивание калфака.
5. Сшивание его деталей.
6. Шитье подкладки.
Калфак с жестким фризом
Для небольшого калфака потребуется сложенный вдвое отрез бархата (примерно 22 см в длину и 16-18 см в ширину), по цвету сочетающийся с вашим костюмом (камзолом). Можно также использовать вместо бархата плюш.
Калфак можно сшить и из отдельных деталей.
Сначала необходимо сделать выкройку из бумаги и нанести на нее орнамент. Затем положить ее на сложенный вдвое бархат и раскроить переднюю и заднюю части калфака. Таким же образом из ситца выкраивается подкладка. Не забудьте оставить припуски на швы. Переднюю деталь подготовьте для вышивания.
Узор на бархатной основе с изнанки воспроизводится при помощи стежков контрастными нитками.
Сшивание деталей калфака
Для малого калфака, который не надевается на голову, по бокам необходимо пришить незаметную резинку.
Очень красиво смотрятся большие мешкообразные калфаки, бахрома которых свисает почти до плеч. Предлагаем уменьшенную выкройку такого калфака.
Нурзия Сергеева. «Татарская вышивка», Казань, издательство «Магариф», 2005
Как шьется современная татарская тюбетейка. Рассказывает мастерица Таисия Усманова
KazanFirst продолжает публиковать материалы о людях, которые занимаются национальным ремеслом
Таисия Усманова ( MaçəT ) участвует в выставке международного фестиваля дизайнеров мусульманской одежды Татарстана
Беседовала Дария Ярхамова
В Казани много мастеров по пошиву тюбетеек, но не все хотят или готовы общаться с журналистами. Одни боятся рассказывать о масштабах своего ремесла, другие отказались говорить об относительно небольшом месячном доходе. Третьи посчитали, что не нуждаются в лишней рекламе и упоминании в СМИ. Мол, кому надо, они и так известны.
Однако национальные ремёсла, изготовление национальной одежды, обуви, музыкальных инструментов и кукол, тем более, если все это успешно развивается, является важным критерием для самочувствия народа. Это также придает уверенности его представителям. Поэтому говорить и писать о национальных ремёслах, об идейных мастерах надо, и как можно подробнее.
Таисия Усманова — мастер пошива тюбетеек вручную. По образованию она ветеринар. Что же потянуло ее шить именно татарские тюбетейки? Об этом и самом ремесле Таисия рассказала в интервью KazanFirst.
— Как вам пришла идея изготавливать тюбетейки?
— Я с детства очень любила шить, со швейной машинкой всегда на «ты». В свободное от работы время всегда что-нибудь делала руками, так как это очень хороший отдых и помощь при стрессах.
Мы с мужем после свадьбы переехали в Казань, а до этого оба работали в Москве. Муж работал, я сидела дома, было много свободного времени, чтобы что-то творить. Мы купили швейную машинку, и я шила в своё удовольствие. Муж, заметив мой талант, предложил сшить ему тюбетейку на никах. Он у меня татарин.
— Как долго вы ее шили?
— Эта тюбетейка создавалась целый год! По хорошей традиции тюбетейку жениху шьет невеста или доверенное лицо. Я не знала, как шьется такой головной убор, так как источников в интернете и в книгах нет, ведь производство тюбетеек — это секрет каждого мастера. Поэтому я сама стала разрабатывать способы шитья.
— Какая у вас технология изготовления тюбетеек?
— Тюбетейка состоит из двух основных частей: бортика и верхушки. По форме лекала нарезаем ткани для этих частей, собираем их послойно, простегиваем. Потом делаем вышивку, если это предусмотрено дизайном, пришиваем к заготовке изнаночную ткань. Дальше идет сборка изделия. Верхушка вручную пришивается к бортику, потом тюбетейку выворачиваем на изнаночную сторону, соединяем края изнанки красивым швом-невидимкой, выворачиваем на лицевую сторону, расправляем — готово!
— Все ваши работы — именные. Вы дали какое-нибудь имя вашей первой тюбетейке?
— Мы дали ей имя «Лето», потому что в этом узоре и солнце, и плодородные пшеничные поля, и вода, и ветер.
Как раз во время создания этой тюбетейки родилась идея шить их в качестве ремесла.
Хотелось шить вручную. Конечно, вряд ли бы нашлись желающие ждать тюбетейку год, поэтому для помощи в моем труде мы взяли вышивальную машину.
— У вас есть определенный шаблон тюбетеек?
— Да. Довольно просто сшить тюбетейку с прямыми бортами. Получается такая «таблетка», которая не на каждой голове будет хорошо смотреться. Передо мной стояла задача — сшить такую тюбетейку, чтобы идеально сидела на голове и форма была не прямая, а усечённый конус.
На сегодняшний день у нас есть три типа шаблонов для тюбетеек: усеченный конус, прямая тюбетейка и полупрямая. Какую я буду шить заказчику, зависит от формы его головы и даже от его возраста. Да, у нас есть возможность сшить и молодежную тюбетейку, у неё будет короткий бортик, и тюбетейку для мужчины уважаемого возраста, с более высоким бортиком.
— Тюбетейка на какую форму головы чаще всего покупается?
— Головы у всех в основном двух типов: с плоским затылком и с вытянутым затылком. Не могу сказать, что на какую-то из них спрос больше.
Конус считаю более универсальным вариантом, поэтому именно эту форму делаю для сувенирного магазина «Баракат» при Московской соборной мечети.
— Ваши тюбетейки покупают женщины для своих мужчин?
— К нам обращаются как сами будущие хозяева своих тюбетеек, так и, допустим, невесты, которые хотят подарить своему жениху тюбетейку на Никах.
Самый распространенный размер тюбетейки — 58, если делаю заказ для магазина.
— Как вам больше нравится шить: для магазина или для индивидуального покупателя?
— Я люблю работать с человеком лично: так тюбетейка интереснее получается, более одухотворенной, что ли. Просто хочется убеждаться каждый раз, что изделие попадет в хорошие, заботливые руки.
— Можно ли у вас самим поучаствовать в создании тюбетейки?
— Можно. Мы даем возможность каждому заказчику поучаствовать в создании их тюбетейки, поэтому каждое изделие отличается от другого.
Абсолютно одинаковых нет. Заказчик сам выбирает цвет ткани, материал, цвет бисера, пайеток и даже собственный дизайн может предложить. Наша задача — воплотить эти пожелания в жизнь.
— Как происходит пошив индивидуальной тюбетейки?
— Первым этапом мы обговариваем дизайн головного убора с заказчиком, собираем все пожелания, делаем необходимые замеры. Если на изделии присутствует вышивка, то я рисую дизайн в специальной программе для вышивальной машины, подбираю необходимые цвета ниток, потом переношу вышивку на ткань.
После этого, если предусмотрено дизайном, дополняю вышивку бисером и другими украшениями. На этом машинный этап заканчивается. Вся остальная работа выполняется вручную. Соединение всех деталей, потайные швы — только ручная работа дает гарантию износостойкости изделия и идеальную посадку на голове.
— Какие вы берете материалы?
— Материалы для наших изделий используются качественные и натуральные. Для нас важно, чтобы тюбетейка приносила комфорт голове, не была тяжелой и давящей. Традиционно берем бархат, изнаночную часть и основу тюбетейки делаем только из натуральных материалов: хлопка и льна. Так как объем производства у нас небольшой, то ткани мы закупаем в розницу в специализированных магазинах Казани.
— В каком количестве и по какой цене закупаете ткани?
— Закупаем их в небольших количествах, потому что производство пока ещё носит характер хобби. В основном у нас по два или три метра бархата разных ходовых цветов. Если какого-то цвета нет, то покупаем непосредственно под заказчика. Сейчас метр бархата в розницу стоит минимум 830 рублей, поэтому закупаться в больших количествах выходит дорого.
Бархат покупаем корейского производства, всегда выбираем хорошего качества.
Для изнанки мы закупаем пару рулонов турецкого штапеля из стопроцентного хлопка. На оптовом складе, ещё до роста курса доллара, цена его была 250 рублей за метр.
Наполнитель тюбетейки состоит изо льна и распушенного хлопка, их мы тоже закупаем рулонами, потому что это основа тюбетейки, в каждом изделии она одинаковая. Лён, который в тюбетейке, стоит 100 рублей за метр, распушенный хлопок — 80 рублей за метр.
Фурнитуру закупаю через интернет, иногда часами ищу подходящего продавца с редкими видами бисера, пайеток, ниток и стразов. Хороший бисер найти довольно непросто, особенно редких цветов: под золото и серебро. Я люблю работать с чешским бисером, его цена начинается от 200 рублей за 50 грамм. Так, на некоторые модели тюбетеек требуется до 30 грамм бисера, а это несколько сотен мелких бусинок, которые надо пришить вручную.
Очень важно найти хорошие нитки для вышивки. Я использую в работе немецкие, цена одной катушки 1 000 метров — от 350 рублей. На некоторые модели уходит вся катушка, как, например, в нашей новинке — тюбетейке «Крымская».
— Сколько по времени занимает производство одной тюбетейки?
— В зависимости от сложности изделия на пошив одной тюбетейки требуется от одного до четырех дней. Если тюбетейка простая, без вышивки, для совершения религиозных обязанностей, то шьем такую примерно один день.
— Что отличает ваши тюбетейки от других, изготовленных вручную?
— Тюбетейки каждого производителя по-своему уникальны. Те, кто действительно болеет за свое детище, делают по-настоящему великолепные головные уборы. Мы не считаем их нашими конкурентами, даже сотрудничаем с некоторыми.
Например, иногда совместно с дизайнером Миляушой Мусиной мы создаем образ на Никах. Шьем тюбетейку для жениха, а Миляуша вышивает свой узор, который будет сочетаться с нарядом невесты.
Основное отличие наших тюбетеек от других — это максимум ручной работы, никакого клея и желатина для удержания формы изделия. Если обратить внимание на подавляющее большинство продаваемых в городе тюбетеек, то они достаточно жесткие и не всегда аккуратно пошиты.
Многие производители шьют прямую тюбетейку (таблетку), а для создания конусообразной формы смачивают её в растворе желатина, надевают на болванку нужных формы и размера, высушивают. В итоге получается такая жесткая хрустящая тюбетейка, которая даже сломаться может, если нечаянно её согнуть.
Наши тюбетейки настолько мягкие, что их можно легко вывернуть наизнанку и обратно, форму при этом они не потеряют за счет уникальной стежки аналогом конского волоса.
— Ваш основной способ продажи?
— У нас есть группа «Вконтакте», страница в Facebook и Instagram. Мы принципиально не представлены в местных сувенирных магазинах, потому что предпочитаем индивидуальный подход к заказчику. Когда я как мастер вижу, для кого шью, изделие быстрее обретает душу.
Самое интересное, что каждая тюбетейка ведет себя по-разному при шитье. Если заказчик с интересным характером, то и тюбетейка может капризничать немного. Если человек спокойный, то и тюбетейка шьется даже быстрее.
— Каков ваш средний доход в месяц от бизнеса?
— Наше ремесло пока сложно назвать бизнесом, ведь мастер пока один. Спрос на наши изделия хороший, что очень радует, но возможности всех радовать нашими тюбетейками пока нет. Я мама в декрете, поэтому не успеваю ответить всем желающим.
В мечтах и планах стоит расширение производства: возьму себе в подмастерья человека, который будет так же болеть душой за ремесло, как и я.
Цена наших тюбетеек честная, с минимальной накруткой. Например, стоимость тюбетейки без вышивки — 990 рублей, а её себестоимость — 500 рублей. В месяц я зарабатываю 10 000-15 000 рублей, если это сезон продаж. Зимой, например, тюбетейки почти не продаются, поэтому и заработка нет.
— Какой смысл вы вкладываете в ваши тюбетейки? Сохранение традиций татарского народа, мода, вдохновляетесь фольклором?
— Вообще мы занялись шитьем тюбетеек ради поддержания ремесла. Мы с мужем часто ходим в казанские музеи, на различные выставки, где часто бывают представлены предметы одежды, национального костюма. Именно оттуда я черпаю вдохновение, приступая к созданию новых тюбетеек.
Меня очень впечатлило, что в некоторых экспозициях были представлены тюбетейки возрастом 150-200 лет, при этом они отлично сохранились. Я мечтаю о том, что когда-нибудь, лет так через 100, одна из моих тюбетеек тоже бы оказалась в музее и вдохновила мастерицу будущего.
Поэтому можно сказать, что мы больше за идею, бизнес —это уже второе. Для нас важно развивать и поддерживать данное ремесло, чтобы потом можно было передать наши знания и мастерство будущим поколениям.
— Если вы русская по национальности, то почему вы начали шить тюбетейки?
— В моем свидетельстве о рождении мама записана как русская, а папа — как украинец. Но по национальности я не совсем русская. Мой дедушка по материнской линии — татарин, бабушка — турецких кровей. Поэтому, наверное, я с детства любила восточные наряды и украшения и шитье тюбетеек мне очень нравится.
— Почему вы начали шить именно тюбетейки, а не кокошники?
— Живу-то я в Казани, кокошник тут не очень актуален. Хотя я кокошники в детстве делала, и получалось очень симпатично. Тут территориальная привязка. Казань — это тюбетейка и чак-чак, Тула — это самовар и пряник.
— Изготовление тюбетеек — ваше основное ремесло?
— Я занимаюсь пока только тюбетейками, и достигла в этой области определенного совершенства. Планирую пройти курсы кройки и шитья, заняться пошивом современной адаптации национального костюма.
— Кто вы по образованию?
— По образованию я ветеринарный врач, закончила Оренбургский государственный аграрный университет. После окончания не оказалось возможности устроиться по специальности.
Оренбург — город небольшой, ветеринарных клиник было несколько, но на всех выпускников не хватило. Устроилась в торговлю, проработала в этой сфере несколько лет и поняла в итоге, что это не мое.
Только сейчас я по-настоящему счастлива, потому что занимаюсь тем, что очень нравится и приносит удовольствие от работы. Я очень радуюсь, когда заказчик доволен, ведь каждая тюбетейка заряжена теплом моих рук.
— Почему вы отошли от работы по специальности?
— Каждый человек обычно всю жизнь находится в поиске себя и своего места в мире. От этого зависит его душевное состояние. Можно сказать, что сейчас я нашла это место. Ремесло делает счастливой меня и окружающих людей, которые приобретают мои работы. Мне нравится созидать, видеть результаты своего труда. Поэтому возвращаться в торговлю нет никакого желания.
Как сделать татарский головной убор женский своими руками
Творческий проект «Национальный головной убор калфак»
Разделы: Технология
Осознание нужд и проблем.
У нашей нации татар и башкиркрасивые наряды: национальные платья, фартуки, камзолы и т.д. Но для завершения наряда татарского национального костюма нет красивых головных уборов. И я, как учитель, предлагаю учащимся изготовить головной убор – калфак. Какой калфак изготовить?
Исследование и развитие идей.
Какой калфак можно изготовить? Я пользуясь литературой нашла варианты головных уборов:.
Что же мы умеем? Сможем ли мы выполнить эту работу?
Прежде всего умеем шить. Конечно, всем хочется и изготовить калфак, чтобы он был особенным. Для чего потребуется очень много информации по проблеме. В этом нам помогут книги по вышивке, учебник и журналы.
Время – как долго будем решать эту проблему? Времени достаточно., поэтому не будем торопиться.
Материалы – какие материалы имеются в нашем распоряжении. У нас есть бисер, блёстки. Нитки для пошива есть, Для внутренней части калфака понадобится подкладочная ткань, ситец или сатин. Картон для придания жёсткости тоже есть. Нам не хватает всего лишь бархатной ткани.
Стоимость – сколько это будет стоить? Видимо недорого, потому что у нас почти всё необходимое уже есть. Мы купим всего лишь бархатную ткань
Функции – калфак – это головной убор, который надевают женщины. Калфак защищает голову от жары и холода. Также является обязательным атрибутом при посещении мечети и мусульманских праздников.
Внешний вид – как калфак будет выглядеть? Наш калфак будет яркий, нарядный и, видимо, будет использоваться девочками и для выступления в фольклорном ансамбле.
Информация из истории калфаков.
Если рассматривать период с конца Х VII до начала ХХ века, то форма, размеры, орнаментация калфаков, впрочем, как и весь национальный костюм, постоянно изменялись.
Раньше были популярны белые мягкие трикотажные или вязаные калфачки с вышивкой, которые надевались на всю голову. С Х VII века в орнаментации калфаков широко начала использоваться аппликация синелью в сочетании с блёстками и ушковая техника, когда рельефные многооттеночные крупные элементы цветов делались из мелких кусочков ткани, сложенной в треугольнички в виде ушков.
Затем появляются большие бархатные калфаки с крупным золотошвейным узором и бахрамой, свисающей до самых плеч.
К середине Х IХ века калфаки становятся короче, изящнее, исчезают тяжёлые кисти и бахрома. Большую декоративную функцию берёт на себя твёрдый прямоугольный околышек. Часто такие калфачки носились под платком или шалью.
Постепенно золотошвейные калфачки с твёрдым околышком преобретают уменьшённую форму. Калфак уже не надевается на голову, а является лишь своеобразным украшением. С ХIХ века в орнаментации калфаков широкое применение получает белый, реже – цветной бисер.
Маленькие калфачки в наши дни популярны лишь на сцене, зато полюбились калфаки типа тюбетеек – такыя, поверх которых также можно носить шаль или платок.
Вся информация сопровождается показом иллюстрации калфаков.
Самый распространённый женский головной убор у татар и башкир – калфак. У татар бытовали калфаки двух видов: трикотажные калфаки (которые надевались во всю голову); калфаки, в которых использовалась ушковая техника; большие бархатные калфаки с крупным золотошвейным узором (свисающий до самых плеч); короткие калфаки, изящные, где нет кисти и бахромы.
Исследовав все возможные варианты калфаков, я решила шить большой бархатный калфак, свисающий до самых плеч. Процесс изготовления доступен каждому учащемуся.
Изготовление калфака.
Необходимые материалы: бархат, ситец или сатин для подкладки, жёсткая ткань или картон высотой 6 см, светлая ткань для нанесения узора, мелкий жемчуг, белый или светлых тонов бисер, стеклярусы, две иголки, которые свободно проходят в отверстие бисера.
Нитки используют катушечные, при вышивке – белые. Пяльца могут быть как круглые, так и квадратные (большие квадратные очень удобны для работы обеими руками).
Для нанесения узора на ткань необходима копировальная бумага. Также узор можно обвести по заранее подготовленным шаблонам или использовать трафарет.
Исследуя различные материалы, применяемые при изготовлении калфака, я нашла оптимальное соотношение между стоимостью материала и доступностью его обработки.
Технологическая карта изготовления калфака.
Последовательность выполнения работы
Графическое изображение
Инструменты,приспособле-ния
Тюбетейка из бумаги
У всех народов есть своя национальная одежда, детали которой отображают историю их происхождения. Головным уборам отводилось особое место во внешнем виде, чем ярче и богаче выглядел головной убор, тем знатнее казался человек. Тюбетейка объединяет в себе несколько народов, у каждого из них свои отличия в покрое, по высоте, по форме, по изображениям, но название имеет одно. Принято изготавливать 4 разных вида, на случаи в жизни, для свадьбы делают золотой, для похорон чёрной, для прочтения молитвы белая. Веком назад по шапке можно было отличить воина от пастуха, главу селения от изгоя. Создать свой головной убор можно собственноручно, при помощи бумаги и красок.
Подготовительный этап
Перед началом изготовления, заготовим материал и инструменты, для этого потребуется:
Важно! Подготовьте рабочее место, держите ножницы и клей в недоступном для детей месте. Проверьте работу ножниц на любой бумаге, если затуплены, то будут разрывать бумагу, это испортит заготовку.
Какую бумагу подобрать для тюбетейки
При выборе бумаги для изготовления, необходимо обратить на её плотность, бумага не должна быть очень плотной, но и не сильно тонкой. Картон можно использовать для внутреннего ободка, но не заготовки в целом. В отсутствии цветной бумаги, можно использовать простую белую, просто покрасив её в нужный цвет.
Шаблоны тюбетеек из бумаги
Чем отличается татарская и узбекская тюбетейка
В современном мире среди татарских головных уборов, более распространён стал Каляпуш, головной убор в виде невысокого цилиндра с твёрдым ободом. Изготавливается из бархата, но в прошлом были и другие виды тканей. Окрас в основном тёмный, синий, чёрный, тёмно-зелёный, украшают вышиванием различных элементов, а также бисером и жемчугом. Чем дороже украшение на шапке, тем знатнее является человек и тем большим уважением он пользуется.
Ещё одним важным аспектом в татарском головном уборе является пошив подкладки, в месте шва двух тканей используют вставку из кручёной нити, а ранее использовался конский волос. Это делает более плотным ободок.
Узбекская тюбетейка в отличие от татарской имеет квадратную форму и конусообразный верх. Наиболее распространён вид чустского головного убора, изготавливается только из чёрной ткани, для мужчин и белой для женщин. Орнамент, нанесённый на него, означает защиту от духов и придаёт по поверьям сил и долголетия.
Ещё одним определением тюбетейки является юрта, жилище узбекского народа полностью соответствует форме головного убора. Мужские шапки не имеют многоцветности в отличие от женских, которые могут быть украшены всеми цветами радуги.
Как сделать татарскую тюбетейку из бумаги
Для изготовления нам потребуется:
На заметку! При отсутствии толстой нити, возьмите простую нить и скрутите в несколько слоёв. В данном случае можно заменить клеем.
На бумаге рисуем эскиз будущего изделия, по размерам снятых с головы. Татарский головной убор имеет цилиндрическую форму, поэтому необходим круг для верха и прямоугольная полоска для создания ободка.
Вырезаем детали и раскрашиваем в тёмный цвет. После высыхания, с помощью нити и шила, сшиваем элементы наружным швом, это придаст орнамент изделию. Усилить ободок можно за счёт вставки дополнительной полоски. Красками нанести узоры на каёмку и верх шапки.
Как сделать узбекскую тюбетейку оригами из бумаги своими руками
Для создания головного убора потребуется:
Необходимо на листе бумаги сделать выкройку модели, она состоит из 1 детали, которую впоследствии собирают в конусе. Предварительно замерив размер головы, метром.
Затем необходимо склеить составляющие так, чтобы получился многоугольник. Украшение шапки, происходит исходя из предстоящего события, это могут быть золотистые или белые узоры. Сам цвет модели делится на чёрный для мужчин и белый для женщин.
Схема изготовления тюбетейки из бумаги с помощью клея
Кроме оригами, можно сделать и тюбетейку с помощью клея. Для этого следуйте инструкции.
Чем украсить тюбетейку из бумаги
Для нанесения орнамента на головной убор, возможно использование как бумажных, так и рисунков из нитей. Для разных народов используются отдельные виды узоров, каждый символ которых несёт в себе некий смысл.
С помощью клея можно закрепить бисер на верхней и боковой частях. Нитью можно создать отдельный орнамент, а также спрятать места склеивания.
Красками на верхней части головного убора нанести узоры согласно национальным требованиям.
Зачем мусульмане носят тюбетейки и как их делают? Мастер-класс
Тюбетейка встречается в национальных костюмах многих народов, но называют ее по-разному. Мы приняли участие в изготовлении татарской тюбетейки, но не традиционной, а современной. Мастер-класс показала дизайнер этнических аксессуаров Светлана Габбасова. Наша героиня старается всячески популяризировать татарское национальное искусство и в своих изделиях: на галстуки, броши, шапочки и одежду она обязательно наносит традиционный татарский орнамент или триколор.
Несколько веков назад головной убор указывал на статус человека, кроме того по нему можно было определить этническую принадлежность владельца. Сегодня мы постараемся сделать своими руками татарскую тюбетейку. Мы в гостях у дизайнера этнических аксессуаров Светланы Габбасовой.
Этническими аксессуарами Светлана занимается три года. Она шьет женскую одежду, мужские галстуки-бабочки, разрабатывает дизайн значков, но большую часть времени мастерит тюбетейки.
В коллекции нашей героини мы обнаружили множество женских татарских шапочек различных размеров и форм.
Светлана показала нам современную версию колфака, которая отличается от традиционного своим миниатюрным размером.
Такой формы калфаки, носили молодые девушки, есть и другие тюбетейки, более мягкие, их носят женщины постарше.
Кроме традиционных, в коллекции дизайнера были яркие калфаки, которые являются частью татарского праздничного костюма, а также множество маленьких интересных тюбетеек.
Свой бренд Светлана назвала «Габбас коллекшн». Девушка уже успела продемонстрировать свою первую коллекцию одежды и аксессуаров на ежегодном Всемирном Форуме татарской молодежи.
Калфак своими руками
Итак, мы приступили к мастер-классу по изготовлению татарской тюбетейки. Чтобы ускорить процесс, наша героиня подготовила выкроенные детали, которые необходимо было сшить между собой.
Мы пришили атлас к фетру и создали основу для нашей будущей тюбетейки.
И все-таки, швы наша героиня предпочла делать не на людях, а на материале и стала дизайнером. Ее хобби стало для нее любимой работой. Тем временем, мы со Светланой подготовили основу для шапочки и приступили к пошиву верхушки. Она также состояла из фетра и атласа.
Когда верхушка тюбетейки была готова, Светлана объединила ее с основой потайным швом. Так как этот шов требовал опытной руки, мне оставалось только наблюдать за работой мастерицы.
Мы приступили к самой приятной части мастер-класса – украшению тюбетейки кружевом и стразами.
Закрепив булавками кружево по центру шапочки, чтобы не съезжало, мы аккуратными стежками пришили его к тюбетейке.
Классические татарские шапочки заказывают прямиком из Казани. Но современным девушкам хочется, чтобы аксессуар был не только этническим, но и модным. Поэтому Светлана запустила свою линию тюбетеек, которая, кстати говоря, достаточно бюджетна.
Мне понравился крупный жемчужный биссер и белые стразы. Ими мы и украсили ажур на тюбетейке По мере того, как мы нашивали на шапочку бусины и стразы, она преображалась и приобретала нарядный вид.
После мероприятия, где впервые были продемонстрированы изделия Габбасовой, сработал эффект сарафанного радио. И ей стали поступать заказы. Позднее появились группы и паблики в социальных сетях, где можно увидеть фото и заказать понравившийся аксессуар.
За приятной беседой с нашей героиней, мы приступили к финальной стадии мастер-класса.
Светлана человек искренне любящий родную культуру. У нее в планах развивать свой бренд и всячески популяризировать татарское этническое искусство. Недавно Габбасова выпустила коллекцию брошек с татарским орнаментом.
Через несколько минут подкладка была пришита и оставалась одна маленькая, но очень важная для дизайнера деталь.
Теперь я смело могу отправляться в Казань и возможно сойду там за свою. Напомню, что мастерить татарскую женскую тюбетейку нас сегодня научила дизайнер этнических аксессуаров Светлана Габбасова. Это была программа Мастер-класс и я ее ведущая Мадина Амагова. До встречи!
Презентация по технологии «Татарский национальный женский головной убор калфак в технике татарской ушковой аппликации»
Описание разработки
Введение
Вышивка гладью является одним из наиболее распространенных доступных видов народного художественного творчества. Она совершенствовалась на протяжении многих столетий и до нашего времени и сохранилась в виде образцов татарской национальной одежды и предметов быта, которые расшиты разнообразными орнаментами, швами, которыми они выполнены, интересными цветосочетаниями нитей.
В художественной культуре казанских татар декоративное искусство представляет собой явление яркое и сильное, неразрывно связанное с историей, трудовой деятельностью и домашним бытом народа. Произведения его выделяются совершенством форм, особой красочностью, богатством орнамента, придающим облику художественных изделий характер. В изобразительном языке этого искусства из столетия в столетие устойчиво сохранялись глубоко традиционные и технические приемы формообразования и узоротворчества.
В современной вышивке гладью постепенно изменяется колорит и швы, которыми выполняются узоры. Традиционные орнаменты обогащаются новыми элементами и интересными композиционными решениями. Оформляя изделия по народным мотивам, современные мастера сохраняют многовековые традиции народной вышивки, используют цветовые решения, орнаменты, технику исполнения, характерные для отдельных областей нашей республики.
Процесс выполнения вышивок увлекателен. Занятие вышиванием развивает эстетический вкус, прививает аккуратность, усидчивость, трудолюбие, творческое отношение к труду.
Для этого мы определяем предмет исследования: особенности вышивки татарской национальной гладью.
Объект исследования: калфак, вышитый гладью.
Целью исследовательской работы является:
· Желание создать работу в технике вышивки татарской гладью, используя выразительные средства ниток мулине.
· Создать творческую работу, добиться адекватного данной цветного колористического решения.
· Рассмотреть вышивку гладью, как жанр, разобраться в тонкостях и основных закономерностях искусства вышивки татарской национальной гладью.
Глава I. Пояснительная записка
§1. История вышивки
Возникновение вышивания, одного из самых массовых видов народного искусства, относиться к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных.
Вышивкой называется украшение из различных материалов оригинальным узором или сюжетным изображением, выпаленным нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.
Материалом для вышивки в разное время служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шелка, шерсти, волос. А также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты.
Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляла национальное своеобразие и мастерство каждого народа.
На смену каменным и костным иглам пришли бронзовые, затем железные, а в домах богатых людей – серебряные иглы. Первые стальные иглы завезли в Европу в XIV в. арабы.
Переход от каменного и костяного шила костяной, а затем и бронзовой и стальной игле способствовал изобретению и усовершенствованию всё новых и новых способов шитья и вышивания.
Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметах обихода.
До конца XVIII в. вышивание было занятием любителей, домашним ремеслом. Со становлением в стране кустарных промыслов и разнообразных ремёсел вышивание стало для многих мастериц профессией. Развитие вышивание привело к образованию во многих районах страны отдельных центров вышивального искусства со своеобразными художественными особенностями узоров, колорита, техникой исполнения, формой и композиционными решениями.
Для вышивок Татарии характерно шитьё золотом и бисером по бархату на разливных бытовых предметах.
§2. Организация работы над вышивкой
Занимаясь вышивкой, необходимо выбрать и, по возможности, оснастить постоянное место работы, можно за специальным или журнальным столом, при этом свет должен падать с левой стороны. Образцы узоров и рисунков лучше систематизировать – хотя бы по технике выполнения (гладь, крест, ришелье и т. д. ).
Вышивка требует, чтобы ею занимались 1 – 1, 5 часа, с небольшими перерывами.
Инструменты, приборы и материалы, необходимые для работы.
1. Иголки (большой ассортимент).
3. Ножницы разных видов: большие (портняжные и зубчатыми лезвиями) и маленькие (с острыми и закругленными концами).
4. Измерительные инструменты: ленточный метр, линейки (разные), готовальня, треугольники.
5. Английские булавки.
6. Подушечки для игл.
8. Вязальные крючки разных диаметров.
9. Пяльцы (если вам удобно ими пользоваться).
10. Разные виды бумаги: калька, ватман, копировальная и др.
11. Разные виды ниток: шёлк, мулине, акрил, ирис, люрекс и др.
Иголки. Необходимо иметь не менее семи штук, разной толщины и длины. Иглы для вышивания подбирают так, чтобы их размер соответствовал толщине используемых ниток и ткани. Чем тоньше ткань, тем меньше должен быть диаметр иглы. В то же время удобнее использовать иглы с широким ушком, так как чаще всего вышивку выполняют нитками в несколько сложений. Для вышивки гладью рекомендуют иглы с тонким кончиком.
Наперсток нужен для того, не поранить руки иглой, особенно если приходиться работать с толстыми плотными тканями. Наперстков нужно иметь несколько. Важно, чтобы наперсток точно соответствовал вашему среднему пальцу правой руки (хорошо на нем держался, но не сжимал палец). При работе с тонкой тканью можно обойтись и без наперстка.
Сантиметровая лента или линейка необходима для того, чтобы разметить на ткани размеры вышивки.
Калька и копировальная бумага понадобятся для переведения рисунка вышивки с бумаги на ткань. На кальку переносят рисунок, затем скрепляют её с тканью, прокладывают по контурам рисунка стежки, после чего кальку удаляют. С помощью копировальной бумаги узор переносить.
Нитки для вышивания. Для вышивания используются прочные, мягкие нитки, которые хорошо ложатся на ткань. Специально для вышивания предназначены известные всем нитки мулине.
Пяльцы. Вышивать гораздо удобнее, если равномерно натянута. В этом случае отдельные стежки получаются ровными, а вышивка не стягивает полотно. Для натяжения ткани при вышивке используют пяльцы. Существует несколько разновидностей, различающихся формой, материалом и конструктивными особенностями.
Ножницы могут понадобиться для того, чтобы распороть неправильно выполненный участок вышивки. Удобнее использовать небольшие ножницы с острыми кончиками, которыми легко подцепить отдельные стежки. Если нет специальных ножниц, подойдут маникюрные с загнутыми кончиками.
Правила техники безопасности при организации работ по вышивке гладью.
Правила работы с ножницами.
1. Хранить ножницы нужно в футляре.
2. Не держите ножницы острыми концами вверх.
3. Не оставляйте ножницы на рабочем месте раскрытыми.
4. Передавайте их кольцами вперёд. При работе берегите пальцы левой руки.
Правила безопасной работы с булавками.
1. Не бросай булавки. Проверяй их количество перед началом и концом работы.
2. Храни булавки в игольнице.
3. Во время работы втыкай иглы в специальную подушечку.
4. Втыкай булавки аккуратно, чтобы не проткнуть насквозь руку.
5. Не бери булавки в рот.
Правила безопасной работы с утюгом.
1. Не оставляй утюг без присмотра включённым в сеть.
2. Ставь утюг на специальную подставку.
3. Не проверяй степень нагрева на ощупь.
4. Не трогай работающий утюг руками и не касайся любыми частями тела.
5. Гладь аккуратно. Поправь ткань, поставив утюг на подставку, а потом продолжай гладить.
6. После работы вытащи вилку из розетки и оставь остывать на подставке.
Правила безопасной работы с иглами.
1. Не бросай иглы. Проверяй их количество перед началом и концом работы. Обязательно найди недостающие иглы.
2. Не втыкай иглы в обрабатываемый материал или в свою одежду. Ни в коем случае не бери иглы в рот.
3. Во время работы втыкай иглы в специальную подушечку.
4. Запасные иглы храни в игольнице.
5. При сшивании бумаги или картона предварительно проколи отверстие шилом.
6. При шитье пользуйся напёрстком.
7. Не применяй иглы вместо булавок.
Глава II. Проектная часть
§1. Описание этапов работы
В книге Ф. X. Валиева «Народное декоративное искусство Татарстана» я узнала, что навыки украшения ткани шитья татарки приобретали с детства, а к замужеству готовили приданное и подарки.
Наиболее широкое распространение в творчестве татарок получает тамбурная вышивка (Приложение 1).
После всего изучения я решила сама вышить калфак. Чтобы попытаться пройти все этапы за этапами, как это делали татарки. Взяв композицию «Золотое перо» (Приложение 9), основу которого составляет изогнутая веточка с набором разнообразных мотивов. А так же цветы полевого, степного происхождения.
Необходимо было в первую очередь выкроить сам калфак. Для этого я изготовила выкройку, учитывая размеры, найденные в описании в книге Ф. X. Валиева «Народное декоративное искусство Татарстана». Перенесла композицию «золотое перо» на калфак, сшитый из синего бархата. Так как этот узор выполнялся из золотой нити, я решила взять мулине золотого цвета и вышить все швом, мотивом жгута. Так чтобы мои листочки и цветы внутри не оставались пустыми, я заполнила гладью (Приложение 2). Я перенесла выбранный рисунок на бархат при помощи копировальной бумаги по изнаночной стороне, а так как мотив не был виден на лицевой стороне, я продублировала рисунок швом «вперед иголку». Вышивку начала с мотива «золотого пера», а закончила модехилем – узором по нижнему краю калфака. Закончив вышивку, я удалила вспомогательные нити узора. Затем по той же выкройке сшила внутренний подклад и паровым утюгом отгладила готовое изделие.
Заключение
Рассказывая о татарской национальной вышивке, мы стремились познакомить с историей развития этого традиционного вида татарского народного художественного творчества. Мы хотели, чтобы посетители музеев, восторгались работами татарских мастериц вышивки прошлого столетия.
Практическое применение работы состоит в том, что, изделие, выполненное в технике татарской национальной глади, тесно связано с историей татарского национального искусства. В изделии, как и в других жанрах изобразительного искусства, установлены свои традиции, выработались свои каноны. И, тем не менее, в ряду жанровой иерархии вышивка всегда была в моде. Ей уделяли много внимания, проводили исследования.