Как сделать сольфеджио 2 класс
Учебник по сольфеджио (для обучающихся 2 класса ДШИ и их родителей)
для второклассников и их родителей
БОУ ДОД «Грязовецкая ДШИ»
Основные понятия из программы 1 класса.
§1. Длительности. Ритм. Размер. Паузы
Регистр – высота звука .
Длительности обозначают долготу музыкальных звуков.
Названия и обозначение длительностей
ЦЕЛАЯ
ПОЛОВИННАЯ или ПОЛОВИНКА
ЧЕТВЕРТНАЯ или ЧЕТВЕРТЬ
или
ВОСЬМЫЕ или ВОСЬМУШКИ
Пауза – знак молчания.
Такт – расстояние от одной тактовой черты до другой. Тактовая черта ставится всегда перед сильной долей.
Размер показывает величину такта. Он записывается двумя цифрами.
Верхняя цифра показывает количество долей в такте, а нижняя – длительность каждой доли.
Например: (две четверти);
(три четверти).
Пульс – равномерное чередование сильных и слабых долей.
Пульс бывает двух- или трёхдольный.
Ритм – чередование долгих и коротких звуков.
Ритмический рисунок – определённая последовательность различных длительностей. Каждая мелодия имеет свой ритмический рисунок.
Задания на повторение
1. Укажи размер в нотных примерах:
2.Расставь тактовые чёрточки в мелодиях:
Впиши в пустые клеточки мужские и женские имена, подходящие для данных ритмов:
4.Соедини цветными стрелочками данные слова и подходящий для них ритмический рисунок:
Заполни такты только четвертными нотами в указанных размерах:
Заполни такты только восьмыми нотами в указанных размерах:
Дополни такты нотами различных длительностей:
Заполни такты в указанных размерах разными длительностями:
Придумай ритмический рисунок к стихам в указанных размерах:
§2. Ноты. Нотная запись.
Задания на повторение
Пиши и называй ноты первой октавы:
Раскрась красным цветом ноты, которые расположенные на основных линейках нотного стана. Подпиши их.
Раскрась зелёным цветом ноты, которые пишутся между линейками нотного стана. Подпиши их.
Впиши в предложения названия нужных нот:
Напиши и назови ноты второй октавы.
Потренируйся в написании диезов на линейках и между линейками нотного стана.
Поставь диезы перед каждой нотой. Подпиши каждую ноту.
Подпиши данные ноты и поставь бемоли перед каждой из них.
Обведи ноты, которые можно повысить на полтона с помощью диеза:
Раскрась ноты, которые можно повысить на полтона с помощью бекара.
Сделай повышение каждого звука на один полутон с помощью диеза
Сделай понижение каждого звука на один полутон с помощью бемоля или бекара.
Запишите двумя способами звуки, отмеченные на клавиатуре.
Соедините разноцветными стрелочками ноты, которые записываются по-разному, а звучат одинаково.
Задания на повторение:
Подпиши римскими цифрами устойчивые ступени в гаммах.
Закрась и подпиши римскими цифрами неустойчивые ступени в гаммах. Стрелочками укажите их разрешение (тяготение) в устойчивые:
Построй тонические трезвучия ( Т 5 3 ) в указанных тональностях.
До мажор Фа мажор Соль мажор Ре мажор
Окружи тоники различных тональностей вводными ступенями и укажите стрелочками их разрешение.
5. Напиши указанные ступени в разных тональностях, закрашивая неустойчивые звуки:
Впиши в пустые клеточки ответы на вопросы:
Какая ступень называется тоникой?
Какие ступени являются устойчивыми?
Какие ступени являются неустойчивыми?
Какие ступени являются вводными?
§4. Тональность си мажор
§5. Параллельные тональности
Любая мажорная гамма имеет параллельную минорную.
Таблица параллельных тональностей
1
фа
2
Фа-до
1
си
Си мажор
2
Си-ми
§6. Минорная гамма. Три вида минора
Виды минорной гаммы
Отличительные черты (особенности)
Гамма с ключевыми знаками
Повышается VII ступень ( )
При движении вверх повышаются VI и VII ступени ( ), а вниз – как натуральный минор (
).
Все минорные гаммы (до 2-х знаков в ключе)
Превратить натуральный минор в гармонический с помощью повышения VII ступени.
Превратить натуральный минор в мелодический с помощью повышения VI и VII ступеней.
Номер материала: ДБ-1569828
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
✅ На балансе занятий — 1
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Рабочая программа по предмету «Сольфеджио» 2 класс.
_ преподаватель сольфеджио ____
Рабочая программа по предмету «Сольфеджио»соответствует Федеральным государственным стандартам нового поколения (Федеральный закон №273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации»от 29.12.2012 ред. от 25.11.2013г.)
Рабочая программа по предмету «Сольфеджио» разработана на основе дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Музыкальное искусство», утвержденной ГБОУ «СОШ №57 с музыкально-хоровым профилем обучения» Приказ №_____ от 31 августа 2016г. и примерной дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства, разработанной Институтом развития образования в сфере культуры и искусства (составители: Мелентьева Е.Р., Домогацкая И.Е., Пелевина С.М., Азизян Л.П).
Рабочая программа рассчитана на _ 68 _ часов в год, _ 2 _ часов в неделю, форма занятий – групповая. 2 кл. – 40 мин., 2 раза в неделю. Максимальная количество часов 91ч.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Важнейшей задачейобучения также является совокупность универсально-учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию «научиться учиться», а не только освоение учащимися конкретных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
1. Личностные результаты:
— наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству: уважительного отношения к культуре, эстетических потребностей, ценностей и чувств;
— позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
— раскрытие и развитие творческого потенциала обучающихся;
— наличие навыка самоконтроля, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
— умение взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при творческой помощи преподавателя, умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем;
2. Метапредметные результаты:
— определять цель выполнения заданий на уроке (для развития слуха, достижения чистоты интонирования, развития ритмического восприятия музыка ит.д.);
— определять наиболее эффективные способы достижения результата при выполнении заданий на уроке, подготовки домашнего задания;
— соотносить поставленную цель и полученный результат (слуховой анализ, запись диктанта);
— давать самооценку своему пению ( интонированию), умению строить интервалы, аккорды и т.п.;
— выполнять взаимопроверку выполненных на уроке заданий ( диктант, построения)
— выполнение учебных действий, включая слуховой и зрительный контроль во время разучивания и исполнения музыкальных примеров, при разучивании схемы дирижирования.
— участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др..
— формирование умений работать с информацией (в нотном тексте, таблицах и т.п.); формирование навыков самостоятельной, индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки;
— анализировать различные музыкальнее явления ( жанры, формы, ритмы, мелодии ит.д.), находить общие признаки и различия;
— устанавливать причинно- следственные связи изучаемых явлений ( интервал- мелодия, интервалы-аккорды, лад – интервал, и т.п.);
— определять источники для поиска информации (учебник, интернет, нотная литература);
— уметь обосновывать собственное мнение, используя приобретенные знания и навыки;
-наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной внеурочной деятельности.
— свободно участвовать в диалоге на уроке;
— корректно отвечать на вопросы, используя музыкальную терминологию;
— строить понятные для окружающих высказывания;
— слушать и слышать других, пытаться принимать их точку зрения;
— стремиться к сотрудничеству с учениками и преподавателем при пении, исполнении ритмических партитур и т.п., продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
— адекватно использовать речевые средства для представления результата
-формировать навыки коллективного взаимодействия (чувство ансамбля).
3. Предметные результаты:
— устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо одному виду) музыкально-творческой деятельности;
— приобретение навыков интонирования, знаний и умений в области теории музыки;
— общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мир;.
— формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у
-овладение знаниями музыкальной грамоты;
-формирование вокально-интонационных навыков ладового чувства;
-навыков чтения, вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;
— навыков записи музыкального текста по слуху.
— формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом;
-формирование практических навыков и умения использовать их в комплексе при исполнении музыкального материала, в творческих формах работы.
Обучающийся получит возможность научиться:
Равномерно распределять дыхание на му-зыкальную фразу, петь выученные песни от разных звуков, в пройденных тональностях,петь по нотам простые мелодии в размере 2/4, 3/4 с тактированием;
Осознавать чистоту интонации при пении.
Петь один из голосов в двухголосном примере.
пению мажорных гамм вверх и вниз, отдельных тетрахордов, устойчивых ступеней с опеванием и неустойчивых ступеней с разрешением.
слышать и анализировать выученные интервалы ( прима, секунда, терция)
Обучающийся получит возможность научиться:
определять на слух осознавать характермузыкального произведения. Определение на слух лада (мажор, минор). Определение на слух устойчивости, неустойчивости отдельных оборотов. Определение на слух размера музыкального построения, знакомых ритмических фигур)
Определение на слух отдельных мелодических оборотов (поступенное движение вверх и вниз, повторность звуков, движение по устойчивым звукам, скачки, опевания, разрешение ступеней). Определение на слух выученных интервалов ( прима, секунда, текция). Определение на слух мажорного и минорного трезвучия.
строить пройденные интервалы письменно, устно и на фортепиано;
Определение размера в прослушанном музыкальном построении. Исполнение ритмического сопровождения (к выученным песням, с аккомпанементом фортепиано или без) на основе изученных ритмических фигур. Исполнение двухголосных ритмических партитур на основе изученных ритмических фигур (с сопровождением фортепиано или без).
запоминать небольшие фразы и воспроизводить их (на слоги, с названием нот, проигрывание на фортепиано). Подбор и запись мелодических построений от разных нот. Запись ритмического рисунка мелодии. Запись мелодий, предварительно спетых с названием звуков.
Записать мелодию в объеме 4-8 тактов в пройденных тональностях, с использованием пройденных размеров, ритмических и мелодических фигур.