Как сделать солидол жидким
DenisArtyukhov › Блог › Чем отличается литол от солидола?
Со времен расцвета промышленности СССР существуют два самых распространённых смазочных материала — литол и солидол. Оба вещества изготавливаются на основе нефтяных масел, но имеют ряд различий в составе и эксплуатационных возможностях (рабочая температура, влажность рабочей зоны). Говоря о различиях литолов и солидолов, необходимо помнить о том, что существует несколько модификаций данных смазочных материалов.
Классификация литолов
Литол – смазка, устойчивая к воздействию воды, в основе которой лежит масла нефти. Загущение масла проводится мылом лития стеориновой кислоты. Данный загуститель придает литолу высокий температурный порог использования и вязкость. Имеет цвет от светло бежевого до шоколадного. Линейка выпуска литола предусматривает четыре основные ветви материала. Среди них:
ЦИАТИМ-203 в отличие от двух предыдущих литолов, изготавливается из трансформаторного масла, загущение которого также проводится литиевым мылом. В этот литол вводится ряд присадок, направленных на придание дополнительных свойств. Благодаря присадкам расширяется область применения в силовых узлах тяжелой техники, редукторных передачах, нагруженных подшипниках и зубчатках. Резко отличается от двух предыдущих марок водоотталкивающими свойствами, превосходя ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-202. Защита от износа деталей механизма также улучшена.
Литол-24 вмещает в себя все свойства ЦИАТИМов. Кроме того имеет присадки, предотвращающие окисление деталей. Температура использования до 130 °С позволяет защищать узлы с интенсивным трением во всевозможных подшипниках. Масляная основа литола практически не испаряется (не более 5% при максимальной эксплуатационной температуре) – это добавляет долговечности узла, в который был внесен смазочный материал.
Классификация солидолов
Солидолы жировые
Солидолы синтетические
В жирных солидолах применяются жирные кислоты природного происхождения. Солидолы синтетические имеют в составе синтетические кислоты. Они дешевле жировых аналогов и примерно сравнимы по качеству. Выпускаются две основные марки синтетических солидолов УС-1 и УС-2. При эксплуатации разрешается смешивать разные виды солидолов, что не нарушит свойств общей смеси.
Плюсом солидола считается то, что в процессе эксплуатации не происходит его вымывания из мест заложения. Из-за высочайшей жирности и невысокой рабочей температуры солидолы применяют в узлах и механизмах, работающих во влажных условиях на ненагреваемых участках (тихоходные редукторы, агротехника). К отрицательным свойствам данного смазочного материала относят низкая механическая стабильность и вязкость, обратнопропорциональная температуре, а предел прочности менее 600 Па.
Сравнение солидола и литола
Из вышеперечисленных характеристик обоих смазочных материалов можно составить сравнительную характеристику. Оба материала были созданы в 70-х годах еще прошлого века, а потому морально устарели и не соответствуют требованиям современного машиностроения на все сто, особенно это касается солидола. Бережные автовладельцы и механики, не экономящие на техническом обслуживании авто, выбирают современные аналоги с улучшенными характеристиками.
Если же все-таки стоит вопрос выбора между солидолом и литолом, то предпочтение стоит отдавать литолу-24 или ЦИАТИМу-203, особенно в ответственных и труднодоступных узлах.
При смазывании крутящих деталей также лучше выбирать смазки семейства литола. Благодаря густоте уменьшается вибрация, а соответственно и шум при работе. Но стоит понимать, что речь идет не о куллерах системных блоков персональных компьютеров и вентиляторов вытяжек, а о тяжелых машинах, промышленных агрегатах и автомобилях. Ведь мелкие детали (стрелки спидометра, механизм дверного замка), попав в отрицательную температуру, будут схвачены литолом как пластилином и точно не смогут выполнять своих функций.
Высокая влажность также не является прямым указанием к использованию солидола. Нужно учитывать все характеристики рабочей среды. Ведь при повышении температуры выше 750С солидол переходит в жидкую фракцию и вытекает. Но солидол предпочтителен в легкоразъедаемой среде. Литол в таких условиях способен испортить резиновые детали, заставив их разбухнуть, ПВХ разъедается до дыр, на низкокачественном пластике остаются следы.
Сравним цены на оба варианта смазочных материалов. В среднем по стране цена одного килограмма солидола колеблется в районе 100 рублей. Тогда как один килограмм литола обойдётся в два раза дороже — порядка 200 рублей за килограмм. Цены взяты из расчета розничной покупки через интернет магазины.
По стоимости мы видим, что с одной стороны солидол в два раза дешевле, но во — первых солидол не сможет выполнять тех функций литола, даже если будет бесплатным, а во вторых жадный платит дважды и покупка новой детали обойдется во много раз дороже. А значит стоит придерживаться строгого списка того, к чему применим тот или иной смазочный материал и Вам не придется ни переплачивать ни раскаиваться в собственной непредусмотрительности.
В завершении хотелось бы подытожить все пункты по которым различаются масляные смазки солидол и литол:
Как сделать жидкий ключ
Жидким ключом называют универсальные средства на основе керосина, которые проникают в заржавелое резьбовое соединение и позволяют открутить его без повреждений детали. Такую жидкость трудно назвать смазкой. Но поскольку оно вытесняет воду, растворяет ржавчину и прикипевшие детали, то, в обиходе средство жидкий ключ иногда именуют проникающей смазкой.
Состав такой жидкости довольно прост, она зачастую включает в себя: керосин, масло и растворитель. Хотя в зависимости от небольших дополнений будут отличаться, как свойства, так и само назначение такого средства. Самым популярным ныне «жидким ключом» является ВД-40, но его цена довольно большая, поэтому автовладельцы стараются заменить такое «чудо-средство» другим, более дешевым, и не менее действующим.
Чтобы не покупать жидкий ключ для автомобиля или бытовых потребностей втридорога, можно сделать проникающую смазку своими руками. Существует 9 бюджетных, но рабочих рецептов приготовления смазки, аналогичной WD-40.
Какой рецепт аналога ВД 40 правильный?
В интернете очень много инструкций и вариантов как сделать аналог ВД 40. Все они были разработаны, основываясь на доступной информацию, согласно которой, в состав технического аэрозоля “вэдешки” входит:
Именно на основе таких компонентов в большинстве случаев и изготавливается аналог жидкого ключа. Но, тем не менее, в погоне за раскрытием секретного рецепта жидкости WD-40 есть несколько вариантов с применения масла, добавлением растворителей, проникающих жидкостей (керосин), консервирующих или разъедающих ржавчину ингредиентов.
Опытным путем таки был найден предположительно настоящий рецепт. Он включал в себя такие вещества:
Поскольку в чистом виде большинство из них малодоступны, то, как правило, смешивают несколько другие приближенные вещества, которые также позволяют выполнить главную задачу – открутить прикипевшую или заржавевшую гайку. Эти, более доступные ингредиенты, зачастую есть в гараже любого мужика.
Популярные рецепты как можно сделать WD-40 своими руками
Суть такой смазки — максимально проникнуть вглубь соединения, размочить его и позволить крутиться «как по маслу». Некоторые автовладельцы говорят, что самый лучший жидкий ключ — уксусная эссенция или даже аммиак! Но дело в том, что оба варианта очень опасны и подходят исключительно для удаления ржавчины с болтов. Так как «ведешку» довольно часто применяют не только по прямому назначению, то лучше воспользоваться препаратом на основе растворителя, углеводородов и смазывающих либо консервирующих веществ.
Альтернативную проникающую смазку можно сделать двух-, трех- и более компонентной. Самый распространенный бюджетный способ, это взять: одну часть моторного масла (можно даже отработку, если использовать только для гаек), 4 части бензина «галоша» и столько же растворителя уайт-спирит/ацетон. Дополнить и усовершенствовать всю эту смесь можно еще ½ частью тормозной жидкости.
ВД-40 своими руками — видео
Рецепт первый
Этот вариант «жидкого ключа» максимально аналогичен настоящему составу WD-40. Чтобы приготовить такую смазку, потребуется смешать в равных частях:
Рецепт второй
Если силикона и ПАВов в гараже может и не найтись, то масло и растворитель обязательно должен быть. С ними можно изготовить облегченный вариант проникающей смазки. Для этого понадобится:
Касторовое масло в смеси применяется в качестве смазывающего вещества. Бензин, сольвент или ацетон (их также могут заменить изопропанол или толуол) выступают в качестве легкокипящего растворителя. Углеводороды, которые хорошо проникают в щели, заменяют дизтопливом (солярка) и керосином.
Рецепт третий
Если смесь будет использоваться для смазки уличных замков и петель (а не откручивания автомобильных болтов или смазки резиновых уплотнителей), то вместо силиконового масла можно добавить несколько граммов парафина (растопив обычную свечку перед смешиванием и растворив его с уайт-спиритом). Он будет образовывать пленку и придаст смеси водоотталкивающие свойства.
В некоторых случаях вместо силикона и моторного масла попросту используют трансформаторное масло. За счет растворенной в нем канифоли, происходит смазывание и консервирование поверхности от внешнего воздействия. Таким образом такое средство не хуже аналога вэдешки защитит от коррозии, уберет скрип, высвободит заклинившие от ржавчины механизмы и приобретет гидрофобность.
Рецепт четвертый
Полученную смесь наносят на соединение заблаговременно (на 1-2 ч. до того как нужно раскрутить соединение).
Рецепт пятый
Проникающая смазка, которая будет превосходить покупные и подойдёт исключительно для откручивания, либо разъединения сильно заржавевших деталей, состоит из 3-х веществ. Основа состава:
Единственный недостаток в том, что перед каждым использованием нужно хорошо взбалтывать.
Рецепт шестой
По действию схож с предыдущим вариантом, так как дает возможность доставить смазку под резьбовое соединение. А чтобы так же уменьшить граничное трение между поверхностями, можно к маслу добавить присадку, модификатор трения. В составе препарата:
Все ингредиенты качественно перемешиваем. За счет растворителя такая жидкость хорошо проникает, а поскольку он быстро испаряется, то смазывающий шар остается в нужном месте и помогает открутить сильно прикипевшее соединение.
Рецепт седьмой
Действующим против заржавелых соединений, но простым по составу, будет смешивание 2-х основных составляющих плюс кислота. А конкретнее:
Такой вариант актуален когда гайка ну никак не поддается.
Рецепт восьмой
Самый простой рецепт изготовления проникающей смазки альтернативной вэдешке — смешать в соотношении 80 на 20 процентов, керосин и тормозную жидкость. Первый ингредиент берут поскольку у него самая лучшая текучесть, а второй, так как он очень агрессивный. Кстати, DOT 5 лучше всего подходит, являясь наиболее едкой. Такой вариант подойдет исключительно дабы удалить ржавчину с болта, ведь оба элемента создают очень агрессивную среду и хорошо борются со ржавчиной.
Себестоимость приготовленного своими руками средства жидкий ключ по одному из вышеописанных рецептов не превысит 200 рублей за литр. А самый дешевый аналог и вовсе выйдет не дороже 100 р. К примеру, если поставить в сравнение с оригинальной ВД-40, где цена одного баллончика около 190 руб. за 100 мл., то выгода ощутима.
Естественно, полностью во всех задачах заменить покупное средство самодельным не получится, но для простых слесарных и сантехнических работ когда нужен большой объем, то самодельная ВЭДЕшка подходит наилучшим образом.
Как делается средство жидкий ключ своими руками. Наглядная инструкция
Определившись с имеющимися составными средствами, можно приготовить жидкий ключ WD-40 использовав один из выше рассматриваемых рецептов. Как это правильно сделать своими руками смотрите на наглядной гиф инструкции.
Как заправить проникающую смазку в баллончик?
Приготовив проникающую смазку самостоятельно, остается открытым лишь один вопрос: «Как сделать её использование максимально удобным и приближенным к покупному средству»? Для этого, имеется проверенный метод – заправить жидкость в один из использованных баллончиков ВД-40, купленной когда-то в магазине. Или просто налить в бутылочку с распылителем (исключительно гаражный вариант) от дезодоранта, лекарства и т.д..
Чтобы заправить жидкость в пустой баллон и затем удобно распылять в требуемое труднодоступное место можно воспользоваться двумя способами.
Для первого, более удобного, понадобится:
Второй способ заправки потребует:
ВД-40, сделанная своими руками, готова к применению!
Можно ли использовать для смазки тихоходных цилиндрических редукторов смесь солидола и жидкого трансмиссионного масла?
Можно. Только консистенцию подбирайте с учетом рабочей температуры редуктора.
солидол не желательно потратьтесь на литол.
(Вообще-то по инструкции туда надо лить трансмиссионное масло уровня GL-2/ТМ-2, но сальники валов полудохлые, масло вытекает)
Куда собрался это заливать. (закладывать) Не в коробку ли т-40?
Можно даже говна напихать. Только здоровья агрегату это не добавит. Лить нужно то что написано в инструкции.
Можно даже говна напихать
Какая влась-такая и мазь.
Алекс 37, в КПП Т-40 я уже закачал 10 кг литола и 13 литров масла ТСП-15К. Вроде пока живой.
Aleks35, нет, не дешевле. Вполне возможно, что разобрав, его вообще не удастся собрать обратно
Вполне возможно, что разобрав, его вообще не удастся собрать обратно
MITSUBISHI MT 2201 2WD
МОЁ КИНО
в КПП Т-40 я уже закачал 10 кг литола и 13 литров масла ТСП-15К. Вроде пока живой.
в прошлом году знакомый»фермер» напихал солидол в бортовые мтз82,немного масла добавил-но оно все вытекло а вот солидол сделал свое дело-бортовые успешно умерли без возможности восстановления.при попытке разобрать-корпус не выдержал и лопнул.что там было внутри-это надо было видеть.я от увиденного даже про телефон не вспомнил чтобы запечатлеть для истории.так что лучше восстановить уплотнения и пользовать изделие чем превращать его в одноразовый узел.
лучше восстановить уплотнения и пользовать изделие чем превращать его в одноразовый узел.
Это не наш метод, мы не идем простым путем!
Вполне возможно, что разобрав, его вообще не удастся собрать обратно
Если руки не из того места, то конечно не получится.
колупатор, бортовые конические передачи у переднего моста МТЗ-82 очень нагруженные, плюс в нижней части отсека шестерён «дыра»
аууу-где в бортовой дыра что через нее уходит смазка?вы не путайте коричневое с шоколадом.я вам рассказал реальный случай с бортовыми.а вы тут лепите про угловые конические пары-но и их можно эксплуатировать с литолом набитым по уровню подшипников вертикального вала-сальник не даст вытекать литолу а литол в свою очередь не дает утекать маслу залитому в угловой редуктор.это уже давно практикуется мною и моими друзьями кому я помогал перебирать и восстанавливать передние мосты.
колупатор, да вот здесь
Там стоит уплотнение. Без него смазка из корпуса конической пары просто ушла бы вниз.
Как сделать солидол жидким
разбавление Литол-24
Так чтоб по теме. Применять растворители (тот же бензин) категорически нельзя. Они разрушают смазку. Если сильно охота изобрести велосипед, думаю надо экспереиментировать с жидкими маслами или с присадками.
Повідомлення day » 23.2.07 01:06
Ещё раз напомню: спрашивается ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО растворитель для ЛИТОЛ-24
Повідомлення Pooh » 23.2.07 09:05
да уж.
вы еще вспонимте как варить в цепи в солидоле.
удовольствие от использования спец. смазок зависит от вашего умения определить какая вам нужна и как ее применять
кто ж виноват, что чел в дождь ездит на сухой смазке или, наоборот, по жаре на влажной.
Re: разбавление Литол-24
Повідомлення Ckona » 23.2.07 10:51
Повідомлення day » 23.2.07 11:21
Повідомлення day » 23.2.07 11:47
Можно еще один маленький оффтоп?
Тебе нужен рецепт приготовления смазки для велосипедной цепи?
Т.е. ты считаешь, что на велокиеве есть человек, который этот рецепт знает. Зато все компании, производящие смазки для велосипедных цепей, лажают год за годом. С их R&D подразделениями, и всем таким прочим. Знаешь, по-моему, это наивно. Как минимум.
Повідомлення Pooh » 23.2.07 14:45
Катят, и нормально катят.
Аккуратненько на каждый ролик.
как с пипетки.
отлчие только в том, что капая из масленки надо ждать пока смазка разойдется по звену, а аэрозоль под давлением загоняет сразу во все щели.
протер, и поехал. по моему скромному мнению. только аэрозолями и пользуюсь.
общение продолжается
Повідомлення day » 23.2.07 15:19
Повідомлення Dan » 23.2.07 15:22
Любым органическим растворителем, в порядке увеличения летучести:
1. кросин, уайт-спирит.
2. бензин (лигроин и т.п малодоступные, написал лишь для заполнения места в лесенке).
3. Растворитель 646, 747, да и любой другой для для нитроэмалей, нитролаков.
4. Верятно, сольвент.
5. ацетон.
6. эфир медицинский (хотя вот тут я тоже сомневаюсь).
Все варианты довольно токсичны по бытовым меркам (в квартире я бы это не применял регулярно).
По поводу наргева: после достижения верхнего диапазона рабочих температур, 120 град для литола по памяти (она же температура плавления), никто не сможет гарантировать стабильность присадок в любом масле (смазке). Они могут как разлагаться, образовывать твердые соединения, так и просто терять эффективность. Некоторые консистентные смазки после нагрева вообще расслаиваются раз и навсегда.
Поэтому для поставленной цели считаю разумным лишь вариант растворения.