зимбабве форма территориального устройства

Зимбабве Республика Зимбабве

зимбабве форма территориального устройства

Дата создания независимого государства: 18 апреля 1980 г.

Площадь: 390,8 тыс. кв. км

Административно-территориальное деление: 8 провинций, 2 города со статусом провинций (Хараре и Булавайо)

Столица: Хараре

Официальные языки: английский, шона и ндбеле

Денежная единица: зимбабвийский доллар

Население: 12,4 млн (2007)

Плотность населения на кв. км: 31,7 чел.

Доля городского населения: 32 %

Этнический состав населения: шона (машона), матабеле (ндбеле), лози, пе-ди, зулу, тонга, венда, свази, малави, тсонга, бавенда, бапеди (педи), бечуаны и др.

Религия: доминируют афрохристианские синкретические культы, христиан не более 25 %, есть последователи ислама

Основа экономики: добыча полезных ископаемых

Занятость населения: в сельском хозяйстве – св. 65 %; в сфере услуг – ок. 25 %; в промышленности – ок. 10 %

ВВП: 25,1 млрд USD (2005)

ВВП на душу населения: 2 тыс. USD

Форма государственного устройства: унитаризм

Форма правления: президентская республика

Законодательный орган: двухпалатный парламент

Глава государства: президент

Глава правительства: президент

Партийные структуры: многопартийность

Основы государственного устройства

В 1898 г. над территорией Зимбабве, получившей название Южная Родезия, был распространен британский протекторат. В 1923 г. Южная Родезия получила статус самоуправляющейся колонии. В 1953–1963 гг. колония вошла в состав Федерации Родезии и Ньясаленда. После провозглашения независимости Замбии и Малави, ранее входивших в состав Федерации, белое меньшинство Южной Родезии, возглавляемое Яном Дугласом Смитом, заявило о намерении создать собственное государство. Во исполнение этого намерения в 1965 г. появилась Республика Южная Родезия (с 1970 г. – Республика Родезия). Независимая Республика Зимбабве, провозглашенная 18 апреля 1980 г., – результат многолетней борьбы темнокожего населения за свои права.

Конституция Республики Зимбабве, разработанная с участием британских специалистов, действует с 18 апреля 1980 г. Основы государственного устройства изложены в двенадцати главах, ста четырнадцати статьях и семи приложениях. Изменения в текст вносятся по решению парламента (требуется поддержка двух третей членов каждой из палат). В феврале 2000 г. президент Роберт Габриэль Мугабе вынес на референдум проект новой конституции, расширявшей его полномочия, однако большинством населения проект был отклонен.

Главой государства и главой правительства (с 1987 г.) является президент, которого избирает население сроком на пять лет. Число переизбраний не ограничено.

Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту. Поправка к Конституции 1990 г. ликвидировала верхнюю палату – Сенат, но позже, в 2005 г., она была восстановлена. В Сенат входят девяносто три человека (по шесть от каждой из провинций, включая города Хараре и Булавайо, восемнадцать – от Совета традиционных вождей, пять назначаются президентом; губернаторы провинций являются сенаторами по должности).

Нижняя палата называется Национальная ассамблея. Депутаты Национальной ассамблеи (двести десять человек) избираются прямым голосованием, по одному от каждого округа. Первоначальный вариант Конституции 1980 г. предусматривал квоту для белого населения – двадцать парламентских мест, но в 1987 г. квота была отменена.

Совет традиционных вождей является совещательным органом одновременно и при президенте, и при парламенте. В него входят старейшины крупных племен Зимбабве.

Исполнительную власть осуществляет правительство, состав которого определяет президент, он же координирует работу правительства. (До 1987 г. правительством руководил премьер-министр, члены правительственного кабинета избирались из числа депутатов нижней палаты парламента в ходе прямых выборов. Правительство было подотчетно Национальной ассамблее, которая могла назначать и смещать министров большинством голосов.)

Восемь провинций Зимбабве (Восточный Машоналенд, Западный Машоналенд, Центральный Машоналенд, Северный Матабелеленд, Южный Матабелеленд, Маникаленд, Масвинго и Мидлендс) разделены на районы. Провинциями управляют назначаемые президентом губернаторы, районами – выборные советы. Городами управляют городские советы, избираемые мэры и назначаемые чиновники.

Судебная система

Судебную систему Зимбабве возглавляет Высокий суд, который рассматривает по первой инстанции наиболее громкие уголовные и гражданские дела, а также принимает апелляции на решения нижестоящих судов. Мелкие дела и дела средней тяжести слушаются в магистратских и деревенских (общинных) судах. При разбирательстве гражданских дел часто применяются нормы африканского обычного права. Органом конституционного контроля является Верховный суд, он же может принимать апелляции на решения Высокого суда, если они затрагивают неотъемлемые права юридических и физических лиц.

Ведущие политические партии

Борьба за независимость Зимбабве тесно связана с двумя партиями: Союзом африканского народа Зимбабве (ЗАПУ) и Африканским национальным союзом (ЗАНУ). Первый, ориентированный на интересы этнической группы матабеле, создан в 1961 г. бывшим крестьянином Джошуа Нкомо, второй, представлявший интересы шона, в 1963 г. (год основания) возглавил темнокожий священник Ндабанинги Ситоле. До 1963 г. ЗАНУ был частью ЗАПУ, а тот, в свою очередь, вышел из Африканского национального конгресса (АНК), существовавшего с 1957 г., и Национально-демократической партии Южной Родезии (основана в 1960 г.). В сентябре 1962 г. деятельность ЗАПУ была запрещена, и она перешла к партизанским методам борьбы. В 1964 г. последовал запрет на деятельность ЗАНУ; лидеры обеих партий находились в заключении. В декабре 1974 г. было принято решение о слиянии всех нелегальных зимбабвийских партий в единую организацию – Африканский национальный совет Зимбабве (АНС), председателем которого стал Дж. Нкомо. В 1976 г. произошло объединение ЗАПУ и ЗАНУ в единый Патриотический фронт (ПС), продолживший вооруженную борьбу против апартеида. В феврале 1978 г. ЗАНУ и другие умеренные партии (Объединенный африканский национальный совет, Объединенная народная организация Зимбабве) подписали соглашение с правительством Южной Родезии о так называемом внутреннем урегулировании, в соответствии с которым в стране должны были пройти парламентские выборы. Руководство Патриотического фронта призывало к бойкоту выборов, но они все же состоялись. Коалиционное правительство Абеля Тендекайи Музоревы (лидер Африканского национального совета) – Яна Д. Смита (лидер белого Родезийского фронта) провозгласило о создании Республики Зимбабве – Родезия, которая не была признана ООН. Соглашение о прекращении огня на территории Зимбабве было достигнуто на Лондонской конференции 1979 г. На парламентских выборах 1980 г. победу одержал ЗАНУ, лидером которой накануне выборов стал Р. Мугабе. В 1987 г. Мугабе впервые был избран президентом. На выборах 1980 и 1985 гг. ЗАНУ и ЗАПУ выступали как самостоятельные партии, но в конце 1989 г. они вновь объединились, образовав коалиционный Патриотический фронт (ЗАНУ – ПФ), победивший на выборах 1990, 1995, 2000 и 2005 гг. Итоги голосования пытались опротестовать оппозиционные партии – Движение за демократические перемены (ДДП, генеральный секретарь – Тендаи Бити) и Африканский национальный союз Зимбабве – Ндонга, основанный на базе левого крыла ЗАНУ.

С большим накалом страстей проходили и выборы в марте 2008 г. Представители оппозиционного ДДП еще на стадии предварительного подведения итогов объявили о своей безоговорочной победе над восьмидесятичетырехлетнем Р. Мугабе, который баллотировался в шестой раз, и над его партией. Основную конкуренцию Мугабе составили Морган Тсвангираи (в другом написании – Цвангираи; ДДП) и бывший министр финансов Симба Макони, позиционировавший себя в качестве независимого кандидата. Одновременно с президентскими в стране прошли парламентские выборы, а также выборы в местные советы. Накануне предстоящего события Мугабе пообещал не фальсифицировать результаты, но в то же время грозился «нещадно подавлять любые выступления», угрожающие стабильности страны. Как показал окончательный подсчет голосов, надежды Мугабе на победу его партии не оправдались. ЗАНУ – ПФ получила всего девяносто шесть парламентских мест. Результаты ДДП на первый взгляд не впечатляют – оппозиции досталось на три места больше, чем ЗАНУ – ПФ, но еще десять мест завоевала отколовшаяся от ДДП фракция во главе с Артуром Мутамбарой. Оставшиеся места Центральная избирательная комиссия (ЦИК) Зимбабве постановила разыграть дополнительно. Чтобы взять под контроль парламент, в конце апреля 2008 г. ДДП объявило об объединении двух своих фракций. В соответствии с данными ЦИК, на президентских выборах М. Тсвангираи получил 47,8 % голосов, а Мугабе – 43,2 %. Это означает, что должен состояться второй тур голосования. Мугабе признал свое поражение и высказался за продолжение борьбы, однако оппозиция продолжала настаивать на том, что их лидер набрал более 50 % и второй тур не нужен.

Президент

На момент подготовки книги в печать не определен.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ТАИНСТВЕННЫЙ ЗИМБАБВЕ

ТАИНСТВЕННЫЙ ЗИМБАБВЕ Две великие африканские реки Замбези и Лимпопо разделяет могучий гранитный кряж. В этой высокогорной области, возвышающейся на 2000 метров над уровнем моря, большую часть года свежо и прохладно. Тысячелетия эрозии превратили ее в плоскую равнину.

БОЛЬШОЙ ЗИМБАБВЕ

БОЛЬШОЙ ЗИМБАБВЕ В главе о библейской стране Офир говорилось, что посланная португальским королем на поиски «копей царя Соломона» экспедиция никаких рудников не обнаружила. По всей видимости, как стали докладывать лазутчики, золото поступает из африканской империи

Белоруссия Республика Белоруссия (Республика Беларусь)

Белоруссия Республика Белоруссия (Республика Беларусь) Дата создания независимого государства: 10 декабря 1991 г.Площадь: 207,6 тыс. кв. кмАдминистративно-территориальное деление: 6 областей, один столичный округСтолица: МинскОфициальные языки: белорусский и

Чад Республика Чад

Чад Республика Чад Дата создания независимого государства: 11 августа 1960 г.Площадь: 1284 тыс. кв. кмАдминистративно-территориальное деление: 14 префектурСтолица: НджаменаОфициальные языки: французский и арабскийДенежная единица: франк КФАНаселение: 7,5 млн (2006)Плотность

Зимбабве

Зимбабве Одна из стран Южной Африки. Страна получила известность несколько лет назад, когда Президент Зимбабве, престарелый Роберт Мугабе, занялся выдавливанием белого населения. Газеты писали про «чёрный расизм», погромы и убийства белых людей и прочее. Многих туристов

Прошлое Большого Зимбабве

Прошлое Большого Зимбабве Происхождение Большого Зимбабве, развалины которого были обнаружены в конце XIX столетия в сердце Южной Африки, до сих пор остаётся загадкой. Некоторые европейцы считали эту каменную крепость одним из городов царицы Савской. По слухам, город

Республика

Республика РЕСПУБЛИКА (лат. respublica от res — дело и publicus — общественный) — форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными

56. Каменный комплекс Зимбабве

56. Каменный комплекс Зимбабве Самое древнее из дошедших до нас описаний Зимбабве принадлежит португальскому хронисту ди Гоишу, который, возможно, сам этот город не видел, но слышал о нем от арабских купцов. «В самом сердце страны лежит сложенная из больших и тяжелых

Зимбабве: полигон «холодной войны»

Зимбабве: полигон «холодной войны» Система спецслужб страны:Полиция внутренней безопасности и разведки (Police Internal Security and Intelligence (PISI);Центральная организация разведки (Central Intelligence Organisation (CIO);Управление разведки национальной армии Зимбабве (Intelligence Unit Zimbabwe National Army (ZNA) [936].На

Зимбабве-величие черной расы

Зимбабве-величие черной расы И сегодня, когда прошло более столетия со дня открытия европейскими археологами в долине реки Лимпопо Великого Зимбабве, завеса тайны над остатками комплекса в речной долине раскрыта не полностью. Когда немецкий исследователь Африки Карл

Республика

Республика Республика (от лат. res publica, буквально – общее дело) – форма государственного устройства (или самое государство, в котором господствует такая форма), обыкновенно противополагаемая монархии. По обычному представлению, республика – государство, в котором

Республика Зимбабве

Республика Зимбабве Консульский отдел посольства: г. Хараре, Файф авеню, 66, тел.

Источник

Зимбабве — информация о стране, достопримечательности, история

зимбабве форма территориального устройства

Общие сведения о Зимбабве

Официальное название — Республика Зимбабве (The Republic of Zimbabwe).

Расположена на юге Африки. Площадь 390,6 тыс. км2, численность населения 11,4 млн чел. (2002, оценка). Государственные языки — английский, шона и ндебеле. Столица — г. Хараре (ок. 2 млн чел., 2002). Государственный праздник — День независимости 18 апреля (с 1980). Денежная единица — зимбабвийский доллар.

Член ок. 40 международных организаций, в т.ч. ООН (с 1966), АС (с 2000), САДК (с 1992).

География Зимбабве

Расположена между 25°18 и 33°30 восточной долготы и 15°18 и 22°12 южной широты; граничит на юге с ЮАР, на западе с Ботсваной, на севере с Замбией, на востоке с Мозамбиком.
Рельеф страны — плато высотой 800—1500 м, понижающееся на север и на юг; на востоке оно окаймлено хребтом Унянга, где находится высочайшая точка — гора Иньянгани (2592 м). Две многоводные реки — Замбези и Лимпопо являются пограничными. Их многочисленные притоки маловодны и пересыхают летом. Реки на юго-востоке относятся к бассейну реки Саби. Дамба на реке Замбези образовала огромное Карибское водохранилище. На Замбези находится знаменитый водопад Виктория.

Почвы разнообразны, но преобладают плодородные красно-бурые саванные. Только на юго-западе бедные песчаные почвы.

Растительность — в основном саванна (степная, кустарниковая), в предгорьях Инянги сохранились тропические леса, а выше альпийские луга. Типично африканский животный мир сохранился в малонаселённых районах и национальных парках (10% территории): львы, антилопы, крокодилы и т.д.

Недра содержат ок. 70 полезных ископаемых. Запасы металлических руд только в месторождениях, где они определены, составляют (по содержанию металла): медь — 290 тыс. т, никель — 550 тыс. т, платина — 3100 т. Запасы хромитов — 1 млрд т, золота — 630 т, железной руды — 440 млн т, угля — 28 млрд т, асбеста — 11 млн т, корунда — 52 млн т.

Климат на севере субэкваториальный, а на юге тропический. На плато средняя температура октября +22°С, а июля +13°С, а в долине Замбези соответственно +30°С и +20°С. Наименьшее количество осадков выпадает на юго-западе (300—700 мм), а наибольшее — на склонах Инянги (2000 мм). Дожди выпадают в основном в ноябре-марте.

Население Зимбабве

С 1980-х гг. население увеличилось на 50%, уменьшилась численность белого населения. Темпы прироста населения резко снизились из-за пандемии СПИДа (0,05% в 2002, оценка). Рождаемость составила 24,59%, смертность 24,06%, детская смертность 62,97 чел. на 1000 новорождённых (2002). Средняя продолжительность жизни — 36,5 года (35,1 у женщин, 37,8 у мужчин) (2002).

Половозрастная структура (2002): 0—14 лет — 37,9% (2 178 073 мужчины и 2 128 287 женщин), 15—64 года — 58,4% (соответственно 3 376 850 и 3 268 315), 65 лет и старше — 3,7% (213 286 и 211 865). Городское население 35%. Грамотно 85% взрослого населения.

98% населения — африканцы (82% шона, 14% нде-беле, 2% другие), белых менее 1%. Языки: английский, шона, ндебеле. 55% населения — христиане (более 1 млн — католики), остальные придерживаются традиционных верований.

зимбабве форма территориального устройства

зимбабве форма территориального устройства

зимбабве форма территориального устройства

зимбабве форма территориального устройства

История Зимбабве

Древнейшее население Зимбабве — народ койсанской расы (бушмены). Они были вытеснены предками современных шона, пришедших с севера в нач. 2-го тыс. н.э. В 12 в. на востоке теперешней Зимбабве возникло государство Мономотапа, просуществовавшее несколько веков. В 16 в. его пытались захватить португальцы, но потерпели поражение. В 17 в. Мономотапа распалась. В 1837 на территорию Зимбабве вторгся с юга отряд воинственного южноафриканского государства зулу, созданного Чакой. Его военачальник Моселекатсе завоевал территорию на юго-западе Зимбабве и основал своё государство. Покорённые племена были ассимилированы зулусами — сформировался народ ндебеле. В 1890 вся страна была захвачена англичанами и стала британской колонией Родезия. В Родезию хлынул поток белых поселенцев, сгонявших африканцев с самых плодородных земель.

В 1923 Великобритания предоставила Родезии статус самоуправляющейся колонии Южная Родезия, причём самоуправление получили только белые граждане. Местный парламент принял в 1930-х гг. ряд расистских законов, закреплявших бесправие коренного населения. В 1934 возникла первая африканская политическая организация — Африканский национальный конгресс Южной Родезии (АНК).

Подъём антиколониальной борьбы наступил после 2-й мировой войны. Ее возглавил АНК, который был запрещён в 1959. Преемником запрещённого АНК стал Союз африканского народа Зимбабве (ЗА-ПУ), образованный в 1962. В том же году к власти в Родезии пришёл крайне правый блок белых поселенцев — Родезийский фронт, который последовал примеру ЮАР в усилении расистского законодательства. Основным политическим требованием в кон. 1950-х — нач. 1960-х гг. был роспуск созданной Великобританией Федерации Родезии и Ньясаленда, и в 1963 она была ликвидирована. В 1963 в действовавшем в подполье ЗАПУ произошёл раскол, и из него вышла группа, создавшая Африканский национальный союз Зимбабве (ЗАНУ).

В 1965 премьер-министр Родезии Я.Смит ввёл в стране чрезвычайное положение, а затем провозгласил независимость Родезии. Всё мировое сообщество расценило этот акт как незаконный, и ООН ввела с 1966 санкции против Родезии. ЗАПУ, а затем и ЗАНУ начали вооружённую борьбу за свержение расистского режима. В 1976 обе партии согласились координировать свои действия внутри страны и на международной арене, создав Патриотический фронт (ПФ).

Правительство белого меньшинства смогло долго сопротивляться давлению внутренних и внешних сил благодаря поддержке со стороны расистской ЮАР, но ситуация для него ухудшалась с каждым годом. В 1979 Смит предпринял попытку придать более привлекательный облик своему режиму. После отмены самых одиозных расистских законов и проведения выборов в парламент с ограниченным участием африканцев пост премьер-министра был отдан африканцу — епископу А.Музореве. Однако трюк с марионеточным правительством был осуждён ПФ, ОАЕ и ООН, и Смиту не оставалось ничего иного, как принять предложение Великобритании о проведении конференции с участием всех сторон родезийского конфликта для рассмотрения вопроса о предоставлении колонии независимости.

Очень трудные переговоры о Конституции Зимбабве — такое название получила Родезия — закончились компромиссом. Все граждане получили избирательное право, но белые добились отдельной избирательной курии и гарантированного представительства в парламенте (20 мест из 100). ПФ не удалось включить в Конституцию право африканцев на возвращение отнятых у них земель, но была достигнута договорённость о создании фонда для перераспределения земли, который должен финансироваться Великобританией, правительством Зимбабве и международными организациями.

На всеобщих парламентских выборах, состоявшихся в 1980, победу одержал Патриотический фронт. Из 80 мест, предназначавшихся для африканцев, ЗАНУ получил 57, а ЗАПУ — 20. Три места достались сторонникам Музоревы. 20 мест, предназначенных для белых, получил Родезийский фронт Яна Смита.

18 апреля 1980 была провозглашена независимость Зимбабве. Первым премьер-министром стал лидер ЗАНУ Роберт Мугабе. Мугабе провозгласил политику национального примирения. Он включил в состав правительства руководителей ЗАПУ и двух белых. Однако в 1981—84 усилилась напряжённость между двумя главными партиями — ЗАНУ и ЗАПУ, которая грозила гражданской войной. Парламентские выборы 1985 не изменили существенно расстановку политических сил и способствовали стабилизации внутриполитической обстановки. Между ЗА-НУ и ЗАПУ начались переговоры, завершившиеся в 1988 их слиянием в единую партию, получившую название ЗАНУ-Патриотический фронт (ЗАНУ-ПФ). Её президентом стал Р.Мугабе. В 1987 были приняты поправки к Конституции, отменившие гарантированное представительство белых в парламенте, ликвидировавшие верхнюю палату парламента и превратившие Зимбабве из парламентской в президентскую республику. Президент становился главой государства и исполнительной власти. 31 декабря 1987 Мугабе стал официально президентом Зимбабве.

зимбабве форма территориального устройства

зимбабве форма территориального устройства

зимбабве форма территориального устройства

зимбабве форма территориального устройства

зимбабве форма территориального устройства

С 1988 начинается проявление недовольства городского населения безработицей, снижением уровня жизни, коррупцией. На волнения, забастовки, разоблачения в печати правительство ответило репрессиями. Антиправительственные выступления не прекратились после парламентских (1990) и президентских (1992) выборов, на которых победили ЗАНУ-ПФ и Мугабе. В 1992 из университетов было исключено 10 тыс. студентов. Чтобы сбить волну недовольства, власти объявили о мерах по ускорению процесса перераспределения земли. Парламент принял Закон о приобретении земли (1992), давший правительству право на изъятие за компенсацию нерентабельных ферм у их владельцев для распределения земли среди безземельных африканцев. Претворение закона в жизнь вызвало серию скандалов, так как выяснилось, что большинство национализированных ферм было передано не крестьянам, а крупным партийным и государственным чиновникам. Почти все оппозиционные партии бойкотировали выборы 1995, Мугабе вновь стал президентом, а ЗАНУ-ПФ получил 118 из 120 мест в парламенте.

Очередной срок правления Мугабе (1996—2002) отмечен серьёзными ошибками в экономической политике, расцветом коррупции, ростом народного недовольства, что привело Зимбабве на грань экономической катастрофы и к острому политическому кризису. После выборов Мугабе сформировал новое правительство, создав 13 новых министерств, увеличив и без того самую большую статью расходов (на государственную администрацию) в хронически дефицитном бюджете. Были введены фиксированные цены на закупку и продажу зерна, что привело к сокращению посевов кукурузы и очередям за хлебом. Мугабе отверг рекомендацию министра финансов о девальвации зимбабвийского доллара, и следствием этого стало сокращение экспорта табака, приносившего стране основную валютную выручку. В 1998 прошли демонстрации ветеранов освободительной войны, требовавших земли или работы. Выяснилось, что разворован министерский фонд, созданный для оказания им помощи. Его использовали для строительства своих домов министры, жена Мугабе, высокопоставленные чиновники. Инфляция, введение новых налогов привели к невиданным в стране формам протеста — голодным бунтам, когда толпа бросалась грабить магазины. Первый из этих бунтов совпал с прохождением в парламенте законопроекта о материальных привилегиях для президента, вице-президентов и их семей.

В 1998 президент объявил о новом проекте Конституции, который среди прочего давал бы возможность изъятия земли у фермеров без всякого выкупа. В состоявшемся в феврале 2000 плебисците 54,6% голосовавших отвергли проект Конституции. После такого серьёзного поражения накануне выборов Мугабе решил использовать земельный вопрос, чтобы сохранить власть. В феврале 2000 африканцы захватили несколько ферм белых, как потом выяснилось, по наущению правящей партии. Когда суд признал захват незаконным, Мугабе выступил с речью, в которой назвал белых фермеров «врагами государства». Он призвал народ к восстановлению исторической справедливости, пообещав наделить землей 1 млн чел. Началось массовое изгнание белых из их владений, растаскивание фермерского имущества, несколько фермеров и работавших у них африканцев были убиты. Полиции было дано указание не вмешиваться в конфликты.

В июне 2000 состоялись парламентские выборы. На них не были допущены иностранные наблюдатели. Оппозиция представила документы о подтасовках результатов голосования в 37 округах. Многие из документов были признаны Верховным судом соответствующими действительности, но результаты выборов не были аннулированы. ЗАНУ-ПФ с трудом получил большинство — 62 из 120 мест в парламенте.

На март 2002 были намечены президентские выборы. В кон. 2001 все оппозиционные партии достигли соглашения о выдвижении единого кандидата в президенты — профсоюзного деятеля М. Тсванграи. В ходе предвыборной кампании митинги оппозиции разгонялись, а против Тсванграи возбудили уголовное дело — его обвинили в подготовке покушения на президента. Мугабе вновь победил на выборах. Оппозиция опротестовала их результат. ЕС оценил действия властей как нарушение демократии и ввёл ограничительные санкции против Зимбабве.

Ущерб, нанесённый стране политикой Мугабе в 1999—2001, вылился в снижение ВВП, трёхзначную инфляцию, острый товарный дефицит. В 2002 ситуация в стране оставалась напряжённой, возникла угроза голода.

Государственное устройство и политическая система Зимбабве

Зимбабве — республика с широкими полномочиями президента. Действует Конституция 1979 с поправками 1987. В административном отношении Зимбабве делится на 8 провинций и 2 города со статусом провинций (Маникаленд, Восточный Машоналенд, Западный Машоналенд, Центральный Машоналенд, Северный Матабелеленд, Южный Матабелеленд, Мидлендс, Масвинго, г. Хараре, г. Булавайо). Наиболее крупные города: Хараре, Булавайо.

Глава государства — президент, избираемый на всеобщих выборах сроком на 6 лет. Если выдвинут только один кандидат на пост президента, то он избирается не населением, а депутатами парламента. Высший орган законодательной власти — парламент (палата собрания), состоящий из 150 депутатов, 120 из которых избираются на всеобщих выборах, 12 — назначаются президентом, 8 — губернаторами провинций, 10 — традиционные вожди. Срок полномочий парламента — 5 лет. Высший орган исполнительной власти — правительство, возглавляемое президентом. Глава государства и правительства — президент Р.Мугабе. Спикер палаты собрания — Э.Мнангагва.

Исполнительная власть в провинциях принадлежит губернаторам, назначаемым президентом.

зимбабве форма территориального устройства

зимбабве форма территориального устройства

зимбабве форма территориального устройства

зимбабве форма территориального устройства

зимбабве форма территориального устройства

Самый выдающийся государственный деятель — Роберт Мугабе (род. в 1924), основатель ЗАНУ и президент страны.

Политическая система многопартийная. Зарегистрировано более 20 партий, из них представлены в парламенте: ЗАНУ-ПФ, Движение за демократические перемены (МДС).

Ведущие организации деловых кругов: Фондовая биржа Зимбабве, Конфедерация зимбабвийской промышленности, Сельскохозяйственное общество Булавайо, Союз коммерческих фермеров, Национальные торговые палаты Зимбабве.

Общественные организации: Конгресс профсоюзов Зимбабве, Федерация профсоюзов Зимбабве.

Внешняя политика привела к ухудшению отношений с ЕС (особенно с Великобританией) и США, к прекращению финансовой помощи от основных доноров. В конфликте Запад — Зимбабве большинство африканских государств поддержали Хараре, хотя некоторые лидеры, например, президент ЮАР Т.Мбеки, выступили с осторожной критикой политики Мугабе. Чтобы спасти экономику Зимбабве от краха, несколько африканских стран оказывают чрезвычайную помощь: Ливия поставляет нефть, ЮАР — зерно и другое продовольствие, Мозамбик — электроэнергию.

Численность армии Зимбабве 39 тыс. чел., из них Сухопутные войска 35 тыс., авиация — 4 тыс. Численность полиции 19,5 тыс. чел. Кроме того, имеется полувоенное полицейское соединение — 2,3 тыс. чел. (2000). Расходы на армию: 350 млн долл., т.е. 3,8% ВВП (2001).

Зимбабве имеет дипломатические отношения с РФ (установлены с СССР в 1981).

Экономика Зимбабве

Зимбабве — одна из самых развитых в Африке, однако с 1999 находится в кризисном состоянии, отмеченном падением производства почти во всех отраслях. В 2000 ВВП упал на 4,2%, в 2001 ещё на 7,3%, а в 2002 ожидалось дальнейшее падение на 5—10%. В 2001 ВВП в потребительских ценах оценивался в 28 млрд долл. США, т.е. 2450 долл. на душу населения. Отраслевая структура ВВП (2001, %): сельское хозяйство 15,5, промышленность 19,3, услуги 65,2. Структура ВВП по занятости (%): сельское хозяйство 66, услуги 25, промышленность 9.

Экономически активное население 5,5 млн чел. (2000, оценка). Безработица достигла в 1999 опасного для социальной безопасности страны уровня — 50%. После захвата ферм к маю 2002 потеряли работу 835 тыс. наёмных сельскохозяйственных рабочих (вместе с членами семей), в городах закрылись многие предприятия, и только в 1-й пол. 2000, по официальным данным, было потеряно 50 тыс. рабочих мест.

В 2001 безработица возросла до 60% (оценка). Правительство определило инфляцию в 55,9% в 2000, 71,9% в 2001. В мае 2002 она достигла 122,5%.

В 2000—01 произошло резкое падение производства во всей промышленности, особенно в горнодобывающей и в тех отраслях обрабатывающей, которые прямо связаны с переработкой сельскохозяйственной продукции и минерального сырья. В 2001 спад в обрабатывающей промышленности составил 10,1% (производство табачных изделий и пива упало на 32,2%, текстиля и пряжи — на 18,1%, сахара — на 4,8%). Обрабатывающая промышленность представлена плавильными и обогатительными заводами по производству металлов, заводами металлических изделий (медные кабели, детали из феррохрома и т.д.), а также предприятиями лёгкой и пищевой промышленности. До кризиса (1995—98) производство самой значительной по стоимости продукции составляло (в среднем в год, тыс. т.): сахара — 340, кокса — 450, цемента — 950, чугуна — 210, феррохрома — 290, стали — 212, рафинированной меди — 20 т, никеля — 10. Кроме того, производятся пряжа, текстиль, одежда, обувь, бумага, удобрения, металлоконструкции, пиломатериалы, мебель, химические товары и т.д.

В 2000—01 в обрабатывающей промышленности прекратили деятельность десятки компаний, а несколько тысяч компаний (2820 фирм только в 1-м полугодии 2000) оказались неплатежёспособными. Особенно серьёзно пострадала текстильная промышленность, не выдержавшая конкуренции с товарами из ЮАР; большинство текстильных фабрик закрылись. Всё же последствия кризиса для обрабатывающей промышленности оказались менее тяжёлыми, чем для сельского хозяйства, и в 2001 она оттеснила его на 2-е место по вкладу в ВВП (их доля в ВВП стала соответственно 15,7 и 15,5%).

Доля горнодобывающей промышленности в ВВП в 2001 составила 3,6%, а падение производства оценивалось в 6,8%. В Зимбабве добывается более 40 различных полезных ископаемых. В 2000 добыча на многих шахтах резко упала из-за недопоставок вагонов, перебоев в электроснабжении и составила: золота — 22 тыс. т, никелевой руды — 6 млн т (в 1998 — 12,9 млн), хромитов — 668 тыс. т, магнезита — 4 млн т, железной руды — 438 тыс. т, серебра — 3 т (в 1998 — 6,7 т), асбеста — 152 тыс. т, угля — 4 млн т (в 1998 — 5,5 млн т). Наибольшие доходы принесла добыча золота. В 2000 она дала стране 44% всей валютной выручки. Это — следствие падения экспорта табака, а не свидетельство благополучия в золотодобывающей отрасли. Последние десятилетия отрасль переживала трудные времена из-за низких мировых цен. В 1990-х гг. несколько рудников закрылись, а некоторые стали убыточными, но действовали, потому что прекращение добычи привело бы к их затоплению. Повышение мировых цен на золото из-за иракских событий может оздоровить эту отрасль. 2-е место по стоимости добычи занимает никель, цена на который выросла в 1999, но никелевые рудники очень пострадали из-за кризиса. Добыча асбеста падает из-за обнаружения его канцерогенных свойств. Добыча медной руды (3 тыс. т по содержанию металла) почти прекратилась из-за низких мировых цен.

зимбабве форма территориального устройства

зимбабве форма территориального устройства

зимбабве форма территориального устройства

зимбабве форма территориального устройства

зимбабве форма территориального устройства

В 2001 при общем падении добычи минерального сырья увеличилась добыча угля (5,2 млн т), но уменьшилась добыча асбеста (93,9 тыс. т) и хромовой руды (554,7 тыс. т).

Очень большие надежды связаны с эксплуатацией богатых платиновых месторождений. Ведётся или планируется сооружение 4 шахт, две из которых должны были начать действовать в 2001—02. Ввод в эксплуатацию шахты (180 тыс. т руды в месяц) и обогатительной фабрики в Хартли выведет Зимбабве на 2-е место (после ЮАР) в мире по добыче платины, при этом РФ перейдёт на 3-е место. Однако из-за кризиса 2000—01 строительные работы на платиновых месторождениях были остановлены.

Зимбабве потребляет 800 тыс. т нефтепродуктов в год. На нефть и нефтепродукты приходится ок. 10% всего импорта. Нефть поступает по нефтепроводу из мозамбикского порта Бейра и в цистернах по железной дороге из ЮАР. Электроэнергии, вырабатываемой ТЭЦ, работающими на угле, не хватает для обеспечения страны, и Зимбабве приходится её импортировать из Замбии (Карибская ГЭС) и Мозамбика (ГЭС Кабора-Босса). Из 10,5 млрд кВт-ч энергии, использованной в стране в 2000, 4,5 млрд пришлось на импорт. В кон. 1990-х гг. началось сооружение двух ГЭС на реке Замбези, а также новых ТЭЦ. Самыми крупными из них станут ГЭС в Батока-Гордже, пуск которой был запланирован на 2003, и ТЭЦ в Гокве (1400 МВт), которая должна вступить в строй в 2006. Финансирование осуществлял в основном Всемирный банк. В 2000, когда правительство прекратило выплачивать долги Всемирному банку, он отказался финансировать продолжение строительства ГЭС и ТЭЦ до тех пор, пока правительство не переведёт ему платежи по всем долгам.

В сельском хозяйстве Зимбабве сталкивается с частыми засухами, колебания в урожае весьма значительны. Тем не менее перспективы этой отрасли представлялись до последних событий оптимистическими. Если в большинстве африканских стран доля сельского хозяйства в ВВП постепенно уменьшалась, то в Зимбабве она возросла с 12,4% в 1990 до 16,3% в 1999.

Наряду с высокопродуктивными фермерскими хозяйствами, выращивающими большую часть товарной продукции, существуют многочисленные мелкие частные и общинные участки, на которых производится более 50% всей сельскохозяйственной продукции. В основном она идёт на обеспечение питанием самих крестьянских семей, но всё же часть её поступает на рынок. 2000—02 отмечены постоянным падением сельскохозяйственного производства вследствие неблагоприятных погодных условий и аграрной политики правительства.

Основная зерновая культура — кукуруза, но выращиваются также пшеница, просо, сорго и ячмень. В 2001 урожай кукурузы составил 1,6 млн т. Тенденция к его снижению проявилась до событий 2000 и объясняется сокращением площадей под посевы кукурузы за 20 лет на 25% из-за низких закупочных цен. В результате Зимбабве, собравшая в 1981 2,8 млн т, превратилась из экспортёра в импортёра кукурузы. С 1998 правительству пришлось трижды повышать закупочные цены на кукурузу, последний раз в 2002 с 15 тыс. до 28 тыс. зимбабвийских долларов за тонну. Ожидать скорого перелома ситуации от такого решения не приходится; после захвата ферм у белых площади под кукурузу у африканцев расширились на 14% (2001), но в товарном секторе уменьшились на 62% (2000—02). И действительно, по предварительным сведениям, урожай в засушливом 2002—03 упал катастрофически — на 67%. Перед страной встала угроза голода.

Урожай пшеницы в последние годы составлял в среднем 280 тыс. т, тогда как стране нужно ок. 400 тыс. т, и 25% потребляемой пшеницы приходится импортировать из ЮАР. В 2000 сбор составил 250 тыс. т, а в 2001 упал, по оценкам, до 200 тыс. т. Ячмень выращивается для производства пивного солода, значительная часть которого экспортируется. В 2000 сбор ячменя снизился (с 30 тыс. т в 1989) до 8 тыс. т.

Основная экспортная культура — табак. Урожай снизился с 228 тыс. т в 2000 до 207,5 тыс. т в 2001. Отмечено также снижение экспорта сахарного тростника, овощей и фруктов, хлопка, но увеличился сбор подсолнечника, кофе, чая, цветов.

В животноводстве отмечено уменьшение поголовья скота, в частности, количество крупного рогатого скота снизилось с 5,9 млн в 2000 до 5,5 млн в 2001.

Экономический кризис тяжело сказался на транспорте и связи. Загрузка транспорта снизилась в 2000, а в 2001 упала ещё на 28%. В телефонных сетях сократилось число абонентов, остановлены проекты создания новых линий связи.

Телефонная связь — одна из лучших в Африке. Число стационарных телефонов 180 тыс., мобильных 111 тыс. (2001). Действуют более 20 радиостанций, 16 телевизионных станций. Число радиоприёмников 1,2 млн, телевизоров 400 тыс. (2000, оценка). Число пользующихся Интернетом — 100 тыс. (2002).

Торговля оптовая и розничная находится в частных руках, но государство контролирует цены на закупку и продажу важных продовольственных культур и продуктов из них, например на зерно и хлебопродукты; это касается и импорта зерна.

Основные туристические объекты — водопад Виктория, Карибская плотина, Национальный парк, руины древнего государства Мономотапа — привлекают многих иностранцев. В 1999 страну посетили ок. 2,2 млн туристов, в 2001 их число сократилось до 370 тыс. Доходы от туризма (2001) 78,7 млн долл. США.

Экономическая и социальная политика правительства с сер. 2002 направлена на стабилизацию положения в стране, на восстановление международных экономических связей. Правительство высказалось за возобновление прерванного сотрудничества с МВФ и странами Запада, но пока сдвига в этом направлении не видно, хотя некоторые страны ЕС, например Франция, склонны к прекращению финансового бойкота Зимбабве. Перед правительством Зимбабве стоит задача дать требуемый МВФ отчёт о расходовании ранее предоставленных кредитов и о реформах по либерализации экономики. Донорам аграрных преобразований правительством обещано рассмотреть вопрос о «справедливой» компенсации фермерам, лишившимся собственности. При ограниченных финансовых возможностях правительство пытается не допустить дальнейшего ухудшения уровня жизни населения, регулярно индексируя заработную плату в госсекторе, но индексация не поспевает за инфляцией. Самая неотложная проблема — угроза голода для 6 млн африканцев. ООН, ЕС, а также США, ЮАР взяли на себя основную тяжесть гуманитарной помощи, которая определена в 6,1 млн т продовольствия.

Совершенно очевидно, что без помощи и притока инвестиций извне невозможно быстрое возрождение экономики и решение социальных проблем.

Банковская система включает государственные, частные и иностранные банки. Резервный банк Зимбабве осуществляет денежную эмиссию и мониторинг финансовой системы. Его независимость от правительства является фактически декларативной, и многие его некомпетентные действия эксперты объясняют вмешательством властей. Вместе с правительством он несёт ответственность за инфляцию (повышение правительственных расходов накануне выборов было обеспечено за счёт денежного печатного станка), за недостаточный резерв иностранной валюты, за некомпетентное регулирование курса национальной валюты и т.д. До 2000 росли банковские депозиты. В 2000 население, напуганное экономической политикой правительства, стало переводить вклады из зимбабвийских банков в английские. В результате некоторые частные банки обанкротились или оказались на грани банкротства. Стало проблемой получение кредитов мелкими и средними предприятиями.

Бюджет хронически дефицитен. Если раньше дефицит покрывался за счёт займов МВФ и других доноров, то с закрытием этих каналов помощи приходится прибегать к дополнительной денежной эмиссии. Доходы бюджета — 2,3 млрд долл., расходы (включая бюджет капиталовложений) 2,4 млрд (2000). Налоги обеспечивают 94% бюджетных поступлений. Самые значительные — налог на доход и прибыль; таможенные пошлины. Государственный внешний долг 5 млрд долл. США (2002). Валютные резервы страны 92,2 млн долл. США (2001).

Уровень жизни населения стал заметно снижаться с нач. 1990-х гг. и резко упал в 2000—02. Одним из первых законов независимой Зимбабве был Закон о минимуме заработной платы 1980, который предусматривал индексацию заработной платы в соответствии с инфляцией. Однако на практике инфляция опережала рост доходов населения, хотя правительство формально выполняло закон 1980. Дело в том, что статистика занижала уровень инфляции. Так, официально инфляция в 1998 составляла 25%, но, по расчётам экономистов, она превысила 40%, а МВФ определил её в 46,6%. В том же году профсоюз учителей добился от правительства увеличения заработной платы на 15%, а индекс стоимости жизни возрос на 24%. Впрочем, в критические моменты, например накануне выборов 2000, правительство шло на значительное увеличение заработной платы служащим и жалованья в армии. В 1999 60% населения жило ниже черты бедности. При теперешнем экономическом кризисе эта цифра, вероятно, значительно выше.

Внешнеторговый оборот медленно снижается с 1996, но в 2000 он резко сократился, особенно импорт (на 25%), и остался на этом уровне в 2001. Сальдо торгового баланса с 1998 было положительным. В 2001 экспорт составил 1714,9 млн долл. США, а импорт — 1545 млн. Статьи экспорта (млн долл. США): продукция сельского хозяйства — 769,8, обрабатывающей промышленности — 773,7; горнодобывающей — 171,4. Снизился экспорт табака, на который ранее приходилось более 30% стоимости всего экспорта, а также сахарного тростника, хлопка, овощей и фруктов. Немного увеличился экспорт кофе и чая. Основные статьи импорта: машины и оборудование, нефтепродукты и электроэнергия, промышленные полуфабрикаты, химические товары, продовольствие.

Крайне обострилась ситуация с платёжным балансом. В 1998 он был положительным, в следующем году — практически нулевым, но в 2000 пассивное сальдо составило 171 млн долл. США, а в 2001 — 625 млн. Ожидается дальнейшее ухудшение платёжного баланса.

Наука и культура Зимбабве

В стране 4 университета, два государственных (в Хараре и Булавайо) и два частных. В Хараре находится Совет по исследованиям в области сельского хозяйства, филиалами которого являются более 10 институтов, Национальный ботанический сад. Имеются исследовательские центры леса, хлопка, табака, геологический департамент. Действуют пять крупных библиотек (три из них публичные), четыре музея, Национальная картинная галерея. В стране несколько любительских театров, музыкальных ансамблей. Существует зимбабвийская художественная литература, в основном на английском языке.

Больше фото Зимбабве — перейти

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *