Как сделать соосность на полуприцепе
Topdetal.ru › Блог › Как отрегулировать прицеп и правильно разместить груз
Безопасный прицеп — обслуживаем своими руками
Управление автомобилем с прицепом требует повышенного внимания, аккуратности, плавных движений. Сегодня мы узнаем, как своими силами содержать автоприцеп в исправном состоянии — отрегулировать нагрузку на шар, обслужить ступицы, починить электрику.
Особенности управления автопоездом
Знаете ли вы, что чем длиннее прицеп — тем он устойчивее на трассе, и проще в движении задним ходом? В любом случае — избегайте резких маневров и торможения в повороте, чтобы не спровоцировать занос. Следите, чтобы опорное колесо не касалось неровностей во время движения.
ПДД ограничивают скорость движения с прицепом. Вне населенных пунктов — 70, на автомагистралях — 90 километров в час. Если в городе увидели знак с максимально разрешенной скоростью «100» — помните, что автопоезд не может двигаться быстрее, чем по магистрали. Значит, ваш скоростной лимит в этом случае — 90 км/ч.
Не пытайтесь обмануть камеры контроля скоростного режима — с недавних пор они «стреляют в спину», и присылают «письма счастья» владельцу автоприцепа.
Для безопасной езды с прицепом (даже если вы его только что купили в магазине) нам понадобится провести его техническое обслуживание. Рассмотрим основные моменты.
Корректируем нагрузку на шар ТСУ
Высота шара фаркопа от земли — 35-45 см. Для начала выставим раму горизонтально. Если это невозможно (у вас низкий лафет с резино-жгутовой подвеской и высокий вседорожник, или наоборот — «рессорник» в сцепке с малолитражкой) — используем дистанционные проставки.
Дальше приступаем к регулировке нагрузки на ТСУ. Зарубежные стандарты допускают вертикальное усилие на шар тягово-сцепного устройства в 75 килограммов. Однако российские требования ограничивают этот параметр значением в 40 кг. Для получения оптимальной развесовки требуется передвинуть ось в продольной плоскости.
Нам понадобятся домашние весы и подкладки высотой 30-40 см, на которые будем опирать замок ТСУ.
• Для регулировки ослабим стремянки, и передвинем узел вперед для уменьшения нагрузки на дышло, или назад для увеличения. Если ось закреплена неподвижно — на пустом прицепе регулируем развесовку положением «запаски», на груженом — расположением поклажи.
• Нагрузка на шар должна быть 10-40 кг. Отрицательные значения (задняя часть перевешивает переднюю) недопустимы.
• Проверим расстояния от ТСУ до правого и левого колеса — перекос оси быстро «съест» шины.
• После окончания работ не забудем затянуть крепёж.
При размещении груза надёжно его зафиксируйте, не допускайте смещения центра тяжести к заднему борту — это может привести к раскачке сцепки и опрокидыванию. Особенно ярко этот эффект выражен при перевозке досок.
Регулируем и смазываем ступицы прицепа
Минимум раз в год вывешиваем на стойках подвеску, снимаем ступичные колпачки, и проверяем подшипники. Если установлены конические — при наличии люфта подтягиваем их. Помните, что справа может быть установлена гайка с левой резьбой, а по левому борту — с правой.
По окончании регулировки очистим узел и добавим новую смазку (подойдёт Литол-24).
Исправная электрика — залог безопасности
Чтобы снизить риск ДТП, электрооборудование должно работать. Несмотря на то, что техосмотр прицепов полной массой до 750 кг, принадлежащих физлицам, отменили.
В случае неисправности снимите рассеиватели фонарей, осмотрите контакты. При необходимости очистите контактные пластины, и смажьте их. Замените перегоревшие лампы. Уделите внимание чистоте электрического разъёма.
Перед каждой поездкой проверяем работу световых приборов. На лодочных трейлерах перед слипованием катера не забывайте отключать розетку во избежание перегорания ламп.
Содержание прицепа в исправном состоянии потребует минимум времени, но сбережет нервы водителя и придаст уверенность в пути.
Полуприцеп Шмитц: Ремонт увода осей и накладок рессор
В разговорах о полуприцепах марки Шмитц, часто подчеркивается их надежность и неприхотливость. Такого же мнения придерживался и я. Однако, мне все же пришлось столкнуться с небольшими «болезнями» этих полуприцепов.
Сначала, незаметно стали смещаться относительно платформы колеса вместе с осями при поворотах. Затем, этот процесс стал ускоряться и при резком повороте груженого полуприцепа, колеса уже не шли по одной колее. Ждать дальше было нельзя, пора было что то делать.
Начал с осмотра проблемных элементов. Стремянки были все затянуты на совесть и при контрольном простукивании, звенели как струна. Зазора между рессорой и площадкой, также не наблюдалось, но при этом, задняя ось отклонялась больше всего. С нее и решил начать ремонтные работы.
Крепление стремянок имеет гайки на 36. Для разборки узла, купил мощную головку на 36 под квадрат на дюйм (в простонародье на 25 мм) и трещетку на 20 мм (3/4) с переходником на 25 мм. Мощный вороток, изготовил из КамАЗовского торсиона кабины.
Резьбу на стремянках очистил железной щеткой и пролил Вэдэшкой. Однако, это не помогло сорвать гайки с места, даже с полутораметровым воротком и трубой. Пришлось гайки дополнительно прогревать маленькой паяльной лампой с газового портативного баллончика.
Только после прогрева, удалось их сорвать и открутить с помощью трещетки. При разборе узла, стали видны натертости балки и прокладки рессоры. Накладка же с трудом отделялась от рессоры.
До этого случая, у меня уже лопалось пару стремянок, но я не обращал на это внимание, списывая неисправность на древность полуприцепа.
На предыдущем полуприцепе, рессора крепилась сверху моста и практически не увеличивала нагрузку на стремянки при повороте. И самое главное, накладка мертво приваривалась к балке моста. Признаться, в момент покупки данного полуприцепа, не обратил внимание на крепление рессор. Сейчас же, это аукнулось дополнительным ремонтом.
Хорошо хоть знакомые нашли ось BPW за 15 тыс. руб., вместе с рессорами и подушками для установки на первую ось полуприцепа.
Стремянки на купленной оси почистил щеткой, побрызгал Вэдэшкой и с помощью мясорубки легко открутил. Сдул с оси крепления рессоры и приступил к установке на место, тормозными камерами кверху.
Однако, этому мешали тормозные валы, т.к. они упирались в площадку рессор. Тогда, пришлось перевернуть балку камерами вниз. Также, сравнил два вида крепления рессор.
При рессоре сверху балки, накладка выглядела мощно и имела большую длину приварочного шва. При рессоре снизу, накладка попросту не вызывала никакого уважения. А проще говоря, немцы таким образом сэкономили на металле и сварочных работах.
Однако, моя задача не обсуждать решения немецких конструкторов и инженеров, а восстановить работоспособность полуприцепа. Для этого, сначала наварил сваркой конусную часть на накладках.
Далее, еще на раз почистил резьбу стремянок, смазал ее и закрепил рессоры на задней оси полуприцепа. Закручивал гайки трещеткой, а затягивал самодельным воротком с трубой.
Следующим шагом, приступил к окончательной установке передней оси с приварным кронштейном. Для этого, подсобрал рессоры с балкой и выставил балку с колесами точно посередине и одинаково по высоте. Затем, приварил накладку к балке в тех местах, где это было возможно. Далее, открутил рессоры и приварил кронштейн к балке капитально. После этого, собрал узел и хорошенько протянул стремянки.
На этом ремонт был окончен, а вот мысли о неисправности остались. Поэтому, посмотрел номер на приваренных площадках рессор и решил купить их. Объехал несколько магазинов, но безрезультатно. Даже заказать старую деталь с разборок не было никакой возможности.
Сделал для себя вывод, что если попадутся такие площадки рессор с негодной или не нужной балки, то по возможности их нужно приобрести на всякий пожарный случай.
Ремонт и регулировка осей полуприцепов
В описание полуприцепа (ПП) всегда включается количество осей, на которые поставлена прицепная техника.
Что такое осевой узел, какие марки бывают, плюсы и минусы самых используемых. Основные проблемы, ремонт и регулировка осей полуприцепов.
Как выбрать сервис для восстановления детали ПП, приблизительная цена обслуживания. Советы тому, кто привык сам справляться с дефектами, возникающими во время эксплуатации несамоходных транспортных средств (ТС) – об этом в статье.
Какие оси лучше
Осевой узел ПП – это важная деталь ходовой части. По факту, так называется круглая или прямоугольная труба, на которой крепятся колеса.
Прочность этой детали может составлять до 12 тонн.
Изготовителей осевых агрегатов много. Продукция отличается ценой, доступностью запчастей, весом, разрешенной нагрузкой, качеством исполнения и др.
Собственные осевые узлы выпускают Мерседес, Фрюхауф, Шмитц, Гигант, ROR. Но в РФ больше всего известны и используются БПВ, САФ. Так, Тонар, Маз, Крона применяют обе марки на полуприцепах.
К примеру, НЕФАЗ предлагает бензовозы и самосвальные ПП с осями обеих марок.
Считается надежным брендом. Деталь имеет высокий запас по прочности. Применяется в комплектации с дисковыми тормозами. Цена на ось SAF ниже, например, чем на BPW.
Но САФ устроена так, что в случае поломки некоторые элементы можно поменять только целиком. Этот узел рассчитан на агрегатный ремонт. И найти нужные компоненты для SAF в магазинах РФ бывает сложно. Зато обслуживание агрегата, выпускаемого под этой маркой, быстрее и дешевле.
САФ – это надежность и минимальное количество деталей.
Более дорогая марка, чем SAF, но может прослужить дольше, потому что компоненты заменяемы. Причем запчасти на них есть во многих автомагазинах.
Сравнивая САФ и БПВ, можно сказать, что первый производитель делает акцент на надежности и минимальном количестве деталей в узле. Вторая марка больше стремится облегчить весовые характеристики и обеспечить удобный, быстрый сервис.
Проблемы с осями полуприцепа
В зависимости от дорог, по которым чаще всего передвигается седельный тягач с ПП, уровня постоянной загрузки, срока службы техники, восстановление осей полуприцепов может потребовать выполнения следующих работ:
Как выполняется ремонт
В первую очередь проводятся слесарные и «горячие» работы – правка, сварка, потому что при воздействии высоких температур может повести уже готовые детали.
Затем осуществляются механические работы. А уж потом можно провести шлифовку поверхностей.
Выправление
Если труба осевого агрегата изогнута, то есть несколько способов устранения этого дефекта:
Проверка дефектоскопом
После восстановления геометрии осевого агрегата, других правок необходимо проконтролировать отсутствие изгиба при помощи устройства для обнаружения дефектов в металлических изделиях неразрушающими методами (индикаторная стойка).
Этот прибор устанавливается на трубу, стрелка переводится в нулевое положение. Затем узел крутится, и отслеживаются показания устройства. Если значение не превышает 0,2 мм, то геометрия оси в норме.
Восстановление шеек осей
Для обновления посадочных мест под подшипники и прочие элементы используется несколько способов:
После проведения мероприятий по наращиванию шейки деталь необходимо отполировать.
Ремонт шлицевых частей
Смятие поверхностей, износ шлицев исправляется наплавкой на впадины. Затем производят механическую обработку под размер сопрягаемого отверстия.
Наплавку выполняют с помощью электродов ЦН-300. Следующим шагом деталь протачивается, удаляются торцевые наплывы, снимается фаска. Работы производятся на фрезерных станках, в мелких мастерских – на токарных с использованием специального шлиценарезного приспособления.
Восстановление поврежденной резьбы
Эта операция может потребоваться после замены осевых подшипников со втулками. Как правило, в таком случае проявляются дефекты нарезки.
При незначительном повреждении резьбы ее восстанавливают при помощи плашки или на токарном станке.
При сильном износе восстановить резьбу на оси полуприцепа можно наплавкой, которая производится после удаления старой нарезки.
При нескольких изломах оси
Такой дефект прицепа исправляется следующим образом:
Работать с осевым узлом удобно на призмах, т. к. осевой агрегат можно легко при сварке поворачивать одной рукой.
Если нет специального пресса для соединения частей детали, можно использовать домкрат, уперев его, например, в потолочную балку.
После окончания работ надо проверить геометрию осевого агрегата при помощи индикаторной стойки.
Очень подробно весь процесс описан на видео в конце статьи.
Регулировка осей
При неправильной установке осевого агрегата происходит повышенный износ резины, возникает увеличение сопротивления движению.
Что такое соосность
Это когда трубы осевых узлов ПП перпендикулярны линии, делящей вдоль несамоходное ТС пополам, и параллельны друг другу.
Необходимо регулярно контролировать и регулировать длину поворотных тяг, дышла (для прицепа), чтобы прицепная техника двигалась по колее тягача.
Как отрегулировать соосность самостоятельно
Удобнее всего эту операцию производить на стенде, но можно проверить соосность на полуприцепе и без него.
Технику надо припарковать на ровной поверхности. Для установки первой оси потребуются 2 суровые нитки или строительная лазерная рулетка. Замеряем расстояние от шкворневого пальца (или дышла для прицепа) до чулка оси. Потом регулировкой продольных рычагов добиваемся одинаковых значений.
Второй узел регулируем по первому. Снимаем показания рулетки от первой оси ко второй, затем также при помощи нижних рычагов выравниваем расстояние. Для третьего узла действуем аналогично второй, меняем значения при помощи регулируемой продольной тяги.
Допускается разница в замеренных параметрах до двух миллиметров.
Когда приходится заниматься этим самому, то гораздо удобнее работать на стенде.
На некоторых осевых агрегатах вместо рычагов устанавливаются шлас-шайбы, позволяющие производить изменение положения осей. Есть и шасси с нерегулируемыми осями, тогда корректировка возможна только в профессиональной мастерской.
Выбор сервиса по ремонту осей
Чтобы самостоятельно ремонтировать осевой узел, необходимо иметь хорошо оснащенную оборудованием мастерскую, опыт слесаря, сварщика и др. При отсутствии навыков, оборудования, времени надо обращаться в сервис.
Услуги
Специализированные предприятия выполняют обслуживание любой марки осевых агрегатов, производятся:
Оснащенность
Если в сервисе присутствует необходимое оборудование, то повышается вероятность получения профессиональной помощи по ремонту прицепной техники.
Для работ по восстановлению и регулировке осевых агрегатов необходимы:
Качество и гарантия
При обращении в официальный сервис заключается договор на обслуживание. Поэтому все права клиента защищены.
Большинство мастерских по окончании ремонта дают гарантию на результат от трех до шести месяцев.
Качество работ гарантируется не только документами и оснащенностью сервиса, но и мастерством сотрудников, так как в такие организации производится жесткий отбор специалистов.
Стоимость сервисных услуг
Цена на снятие – монтаж осевого агрегата – 10–11 тыс. р. Проверка геометрии – 600–900 р. Реставрация разорванной или деформированной оси – 6–8 тыс. р.
Нанесение резьбы стоит 800–1200 р.
Как выполнить ремонт оси БПВ своими руками
Такая работа требует высокой точности и умения. Главная проблема заключается в том, что ось можно установить только на станок с длинной базой. Станина должна быть не менее трех метров.
При сильном износе элементов узла требуется осуществить наплавку, для чего необходимы специальные электроды, они же нужны для установки электрозаклепок.
И, конечно, понадобится индикаторная стойка для проверки геометрии осевого агрегата, при нарушении которого повреждаются другие элементы узла.
Если все оборудование есть в наличии, то можно приступать к работам. Порядок их проведения следующий:
Ось – это дорогая деталь, замена которой обходится владельцу прицепной техники дороже, чем ремонт в профессиональном сервисе.
Возможно и самостоятельное восстановление осевого агрегата при условии, что имеется набор необходимого оборудования, навыки работы, время и большое желание.
Камаз 5490-S5 Газодизель › Бортжурнал › Подъемная ось прицепа («ленивец «) своими руками
Сначала немного теории. Про экономическую выгоду подъемной оси написано много статей. При порожних пробегах и перевозках легких грузов- это экономия резины, лучший накат, соответственно и экономия топлива(примерно 5%). Также немного увеличивается нагрузка на ведущую ось и уменьшается сопротивление прицепа, соответственно «гребет» немного получше. Производители, в основном, ставят автоматическую систему подъема оси, в зависимости от нагрузки. Эта система не очень хорошо показала себя в нашем климате- капризничает электроманит и проводка к нему, и начинаются проблемы с неопусканием оси при полной загрузке. Да и стоимость этого механизма не очень радует. Поэтому владельцы транспорта часто отказываются от этой опции. Существуют еще механические краны с кнопкой подъема-опускания оси, но они почему-то не так распространены.
Из минусов: это тормоза(минус одна ось тормозит) и меньшая курсовая устойчивость (больше подвержена складыванию).
Вообщем, так как это моя инициатива, а не руководства, мне было необходимо, чтобы это было максимально дёшево, без изменений (врезок) в пневмосистему прицепа, и в случае каких-то претензий ко мне быстрый возврат всего на свои места.
Нужно перекрыть подачу воздуха на подушки первой оси прицепа. Сделал вот такие удлинители на штуцера подушек.
Их стоимость:
Штуцера с внутренней резьбой М22 под трубку 12мм- 2шт по 60руб
Штуцера с наружной резьбой М22 /12мм- 2шт по 360руб
Краны с ершиком 10мм- 2 шт по 100руб
Трубка 12мм- 1м за 40руб
Хомутики 4шт по 20руб
Итого: 1160руб
Чтобы насадить трубку на ершик краника, нужно окунуть конец трубки в кипяток, немного развальцевать(я делал это конусным концом шариковой ручки), затем еще раз окунуть в кипяток и надеть на ершик. Для надежности поверх затянул хомутиками. Ставим эти удлинители на подушки и немного поправляем трубки прицепа, чтобы они нигде не перегибались. Штуцера идут под ключ на 28, ключ этот нестандартный и стоит дорого, поэтому расточил болгаркой ключ на 27. Либо можно было напильником немного сточить грани штуцеров под 27 ключ.
Вообщем работает это так:
1. Спускаем полностью воздух из подвески прицепа общим краном, а также спускаем воздух из подушек ведущей оси тягача.
2. Трещеткой с ремнем притягиваем ось к раме
3. Перекрываем краны на подушках подъемной оси
4.Возвращаем подвеску в транспортное положение.
Понятно, что гораздо удобнее было бы вывести эти краны сбоку прицепа, придумать лебедку или кронштейн с подушкой подъема оси, чтобы не лазить под прицеп, но все это значительно удорожает эту конструкцию.