Как сделать социальный проект рдш
Профильная смена РДШ
проект на тему
Данный проект призван предоставить возможность раскрыться активистам РДШ. Дать им возможность, работая в команде, создать и реализовать социальные проекты в различных направлениях РДШ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ И.В. ТКАЧЕНКО»
Директор МОБУ СОШ №7
В целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе системы ценностей, присущей российскому обществу, Указом Президента от 29 октября 2015 г. № 536 была создана Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» (далее – РДШ).
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять трудностям, сохранять здоровье и отстаивать свою жизненную позицию, основанную на ценностях и собственном приобретенном опыте.
Появление воспитательных возможностей вовлечения подростков в социальную активность призвано способствовать формированию и совершенствованию социальной компетентности подрастающего поколения. РДШ, реализуя избранные ведущие направления, призвано удовлетворять жизненные потребности участников в общении, понимании, признании, защите, разнообразной деятельности; способствовать определению жизненных планов путем обеспечения личностного роста и развития, социального и профессионального самоопределения; предоставлять разносторонние возможности организации свободного времени.
Современные дети и подростки активно включаются в общественные отношения, участвуют в общественной деятельности наравне со взрослыми. Естественной потребностью детского возраста является стремление к объединению. Дети, развивая в коллективных отношениях индивидуальные знания, опыт, силы и возможности, объединяются в разновозрастные сообщества с целью достижения общественно-значимой цели в различных видах деятельности.
Гуманистическая парадигма современного образования ставит сегодня приоритетной задачей – предоставление каждому ребенку условий для творческой самореализации, личностного самоопределения, развития индивидуальности, а также развития навыков работы в команде, формирования гражданина обновленного социума.
Данный проект призван предоставить возможность раскрыться активистам пилотной школы РДШ в городе Тынде. Дать им возможность, работая в команде, создать и реализовать социальные проекты в различных направлениях РДШ.
Создание условий для продвижения РДШ в образовательное пространство города Тынды.
1. Реализация четырёх ведущих направлений деятельности РДШ с целью развития проектной деятельности.
2. Формирование пространства, обеспечивающего взаимодействие активистов РДШ между собой, а также с различными городскими социальными структурами с целью создания и реализации проектов.
3. Мониторинг качества деятельности активистов РДШ в рамках профильной смены.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:
Каждый день смены будет посвящен одному из направлений деятельности РДШ: «Личностное развитие», «Военно-патриотическое направление», «Гражданская активность», «Информационно-мидийное направление». Это позволит каждому участнику смены познакомиться еще ближе с деятельностью «Российского движения школьников».
Ребят ожидает насыщенная программа: участие в акциях, тренингах, мастер-классах по направлениям деятельности РДШ. Организация для детей из других профильных смен квестов, дискуссий, спортивных соревнований, интеллектуальных и творческих мероприятий и многое другое.
Юные активисты узнают основы лидерства, научатся работать в команде. Смогут разработать и реализовать различные социальные проекты.
Программа профильной смены «Активисты РДШ» направлена на:
— развитие положительной мотивации к творческой деятельности и активности в решении практических задач;
Программа предусматривает не только получение необходимых лидерских качеств, но и возможность закрепить их в ходе практической деятельности.
Концептуальные основы программы опираются на идеи, принципы и подходы гуманистической педагогики и психологии:
принцип личностного подхода – признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, осознание уникальности и своеобразия каждого ребенка;
принцип деятельностного подхода – находясь во временном коллективе, подросток живет реальной жизнью, наполненной разнообразной деятельностью общественно-полезной, самодеятельно-творческой. Участие в деловых творческих проектах, в различных акциях формирует способность к творческому преобразованию окружающего мира, позволяют каждому найти свое дело по интересам, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека;
принцип вариативности – разнообразие направлений содержания, форм работы. Возможность моделирования программы (ее содержание, направлений, временных рамок);
принцип системного подхода – при всем многообразии выбранных направлений деятельности по развитию лидерских качеств, все они составляют единую систему по воспитанию подрастающего поколения.
Из опыта работы «Реализация проекта по развитию РДШ»
материал на тему
Уже 2 года школа работает в этом направлении. Что получается, а гед еще есть скрытые резервы?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Из опыта работы «Реализации проекта по развитию РДШ
в МОУ «Сланцевская средняя общеобразовательная школа №2»
В 2016-2017 учебном году наша школа стала пилотной площадкой по реализации проекта «Российского движения школьников».
Создание Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» регламентировано Указом Президента РФ В.В. Путина от 29.10.2015г. № 536 «О создании Общероссийской общественно–государственной детско–юношеской организации «Российское движение школьников» (РДШ). Любой школьник с 8 лет имеет право вступить в общественное объединение.
РДШ развивается по 4 направлениям:
1. личностное развитие;
Ключевой особенностью «Российского движения школьников» является объединяющая функция. Функция платформы для совместной работы во благо наших детей, нашей молодежи, будущего России. Поиск новых и совершенствование уже существующих успешных практик позволит вовлечь ребят в одно большое общее дело, несмотря на то, что зачастую объединенные одной идей люди живут в разных уголках нашей страны.
РШД дает возможность для каждого активиста проявить себя в любом из направлений деятельности организации, развить свои способности, обменяться опытом, поделиться новыми знаниями со школьниками из любого уголка страны.
Проанализировав ВР в школе, мы поняли, что мы – в этом движении, т.к. всю работу, проводимую в школе как раз можно вынести в эти направления
личностное развитие (творческое развитие, популяризация ЗОЖ среди школьников, профессиональное самоопределение);
гражданская активность (фестивали, конкурсы, акции и флешмобы, детские проекты, волонтерское движение);
информационно-медийное направление : взаимодействие со СМИ, государственными и общественными институтами (создание школьной газеты, подготовка материалов для местных СМИ, освещение деятельности в социальных сетях).
На официальном сайте (https://рдш.рф) зарегистрировано 11 человек. Количество членов РДШ в школе на конец года составляет 250 человек, активистов ПО – 25 человек.
Активисты РДШ стали активными участниками областных мероприятий: встреча председателя КОиПО в ЛОИРО; семинар-совещание «Развитие РДШ в ЛО», семинар активов пилотных площадок, слет РДШ на базе ГОУ ДОД «Центр Молодежный». Общее число участников данных мероприятий – 8 человек. Мы заявили о себе в местных СМИ. Мы включились в Дни Единых Действий и во Всероссийские мероприятия, о которых узнали именно благодаря своему членству в РДШ. Однако анализ ВР за предыдущий учебный год показал, что не все направления РДШ реализуются в полной мере. Вроде все есть, а мониторинг РДШ, проводимый на региональном уровне в конце учебного года, показал, есть еще скрытые резервы:
Основы деятельности ПО Организации, созданных в ОО
охват численности актива ПО Организации – 50 %; интеграция воспитательного плана работы ОО на 2016-2017 уч.г. с мероприятиями, утвержденными планом мероприятий ФГБУ «Росдетцентр» на 2017 год (не откорректирован ранее принятый ОО план ВР)
Содействие в реализации плана мероприятий ФГБУ «Росдетцентр»
Участие и результативность в региональных и федеральных этапах Всероссийских конкурсов и акциях партнеров Организации, утвержденных Планом
Взаимодействие с педагогическим и родительским коллективом
Наличие и качество реализующихся и/или реализованных детских инициатив в совместной работе; проведение совместных учеб актива, круглых столов, дискуссий
официальный аккаунт ПО Организации открыт в соц. Сети только «Вконтакте»; недостаточны периодичность и наполнение аккаунта
Деятельность ПО на уровне региона и муниципального района
Отсутствует вовлечение других школ района в деятельность РДШ
Это было учтено при планировании ВР на 2017-2018 уч.г., а также тот факт, что мы отказались от создания и работы ШСС, возложив их функции на актив ПО РДШ (все-таки это было ошибкой, это выяснилось в процессе работы). В этом учебном году параллельно работали как ШСС (внутришкольные функции), так и ПО РДШ (реализация плана Росдетцентра). Основой ВР стали основные направления деятельности РДШ, план воспитательной работы школы и региональный план работы Российское движение школьников. Все 4 направления РДШ четко выделены в перспективном плане ВР и основывались на плане Росдетцентра. Объединяет деятельность школьников, родителей и педагогов в РДШ участие во всероссийских акциях в формате «Дней единых действий». Это единовременные мероприятия по единому сценарию одновременно по всей стр ане.
Итак, подведем итоги развития РДШ в школе. Прежде всего, мы «открылись» для района, поделились своим опытом с администрациями других школ, проведя квест-игру, в процессе которой познакомили присутствующих с направлениями РДШ, а в апреле ждем в гости уже непосредственно ребят из всех школ на слет «И ты в движении!», где мы поделимся своим опытом и прорекламируем РДШ.
Направление «Гражданская активность»
В 2017 году ПО РДШ и ШСС приняли участие во Всероссийском конкурсе ученического самоуправления «Территория РДШ». Это наш первый опыт участия в таких конкурсах. Да, мы не заняли призовых мест, но мы систематизировали свои материалы, опыт работы и, ознакомившись с материалами победителей и призеров, увидели свои недоработки и пути их исправления.
В ноябре 2017 года активисты встретились с выпускниками нашей школы – волонтерами и участниками Фестиваля молодежи в г.Сочи.
В этом году мы расширили свои контакты в городе и работаем в тесном сотрудничестве с Молодежным центром, в частности по вовлечению в волонтерское движение (волонтеры на выборах в сентябре 2017, на голосовании «Комфортная среда», в акции «Бессмертный полк» и т.д.).
Что можно и нужно еще сделать в этом направлении:
Направление «Личностное развитие»
Здесь следует остановиться прежде всего на деятельности студии «Светелка» (руководитель Васильева Т.Н.). Что еще более наглядно может свидетельствовать о творческом развитии? Выход за рамки школы, популяризация русского народного творчества, общение с фольклорными объединениями, мастер-классы с ремесленниками. Именно так, а не только на словах, мы воспитываем «личность» и русскую «идентификацию».
В целях популяризации ЗОЖ мы включились в Президентские состязания и Президентские соревнования (руководители – Тихачева А.И. и Петрова Е.В.), в программу «Детский спорт» (клуб «Луч»), воодушевленные победой на региональном уровне, собираемся в апреле вновь принять участие в акции «Сила РДШ».
Резервы этого направления:
Что можно и нужно еще сделать в этом направлении:
У ПО РДШ в школе есть своя страничка в социальной сети «Вконтакте», где освещаются все моменты деятельности РДШ. Оформлялся стенд школьной газеты «Мы вместе». Члены редколлегии получали и выполняли задания Медиашколы РДШ. Велась видеозапись мероприятий. Но в целом именно это направление деятельности РДШ можно слабее всего развито в нашей школе. В чем дело? Надо проанализировать и сделать выводы.
Исследовательская работа «Реализации направлений деятельности РДШ»
«Реализации направлений деятельности Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»»
Руководитель ДШО «ШАНС»,
г. Новосибирск, 2019 г.
Оглавление
Введение
Задача социального становления подрастающего поколения является одной из важнейших и актуальнейших задач для современного российского общества. Именно события последних лет существенно повлияли на формирование социального опыта у детей, подростков, молодежи, снизили их социальную активность.
Научиться строить свою жизнь самостоятельно, без подсказки и принуждения и вместе с тем без нравственного ущерба для себя и общества в целом – задача невероятной сложности.
Сегодня вопросом включения подростка в социальную жизнь общества в нашей стране занимаются такие социальные институты, как школа, учреждения дополнительного образования, общественные организации, социальная функция которых заключается в том, что они 1 :
дают социальные ориентиры старшеклассникам, позволяющие определить столь значимые в юношеском возрасте проблемы смысла жизни, своего места в обществе, нравственных и общественных ценностей;
включают в широкие связи и отношения;
включают своих членов в отношения ответственной зависимости, что развивает опыт социального сотрудничества.
Большие возможности для развития социальной активности имеют детские общественные организации.
Одним из примеров такой организации в настоящее время служит Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников», которая позволяет детям найти свой индивидуальный путь успеха.
Объектом курсовой работы является Общероссийская общественно-государственная организация «Российское движение школьников».
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть нормативно-правовую базу ООГДЮО «Российское движение школьников»;
Изучить структуру и направления деятельности Организации;
Провести мониторинг и анализ деятельности РДШ на территории Новосибирской области;
Рассмотреть опыт реализации направлений деятельности РДШ в первичном отделении.
Глава 1. Общие положения ООГДЮО «Российское движение школьников»
1.1. Нормативно-правовая база РДШ
Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» (РДШ) создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. №536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». 2
С появлением новой организации перед общественностью возник огромный вопрос. РДШ – это знак преемственности по отношению к Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина? И да, и нет. Безусловно, в основе ООГДЮО «Российское движение школьников» лежит воспитательный процесс, что можно сказать и о пионерской организации.
Но тогда в чем проявляются их различия? Российское движение школьников опирается на историю и опыт Всесоюзной пионерской организации, однако, формирует свою структуру и внутреннюю политику организации.
В отличие от пионерской организации, позиционирующей себя как детская организация, РДШ воспринимается как организация для детей и имеет цель – совершенствовать государственную политику в области воспитания подрастающего поколения и содействовать формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей. 3
Если акцентировать внимания на юридическом статусе РДШ, то мы можем заметить, что «статус общественно-государственной организации» отсутствует в формулировках Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ (ред. от 29.07.2018 г.) «О некоммерческих организациях».
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 19.05.1995 г. №82-ФЗ (ред. от 20.12.2017 г.) «Об общественных объединениях», впредь до принятия федеральных законов о государственно-общественных и общественно-государственных объединениях указанные объединения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти. 4
Этим обусловлено противоречие, так как согласно ст. 17, вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается.
Исходя из данных обстоятельств, статус общественно-государственной организации можно рассматривать как особое взаимодействие общества и государства, предполагающее наиболее полное соответствие интересов участвующих сторон. 5
Деятельность организации регламентируется Уставом, который определяет цель, предмет и направления деятельности организации.
Целями Организации являются:
– содействие в совершенствовании государственной политики в области воспитания подрастающего поколения;
– содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.
Предмет деятельности Организации:
– содействие государственным институтам российского общества в разработке и реализации государственной политики, целевых и иных программ и проектов, совершенствовании законодательства и нормативной правовой базы в сфере воспитания подрастающего поколения информирования личности;
– содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей;
– объединение и координация деятельности организаций и лиц, занимающихся воспитанием подрастающего поколения или содействующих формированию личности;
– содействие объединению усилий коммерческих и некоммерческих организаций, деловых кругов, отдельных граждан, движимых стремлением внести свой вклад в воспитание подрастающего поколения и формирование личности;
– создание организаций, движений, кружков, детско-юношеских центров и других структур, занимающихся воспитанием подрастающего поколения и формированием личности;
– сохранение, пропаганда и распространение знаний в области воспитания подрастающего поколения и формирования личности с учетом современных информационных и инновационных технологий;
– ведение издательской и информационной деятельности;
– поддержка детско-юношеских объединений и других структур;
–проведение и популяризация семинаров, лекций, конкурсов, фестивалей, олимпиад;
– развитие детско-юношеских обществ и организаций;
– осуществление просветительской деятельности;
– организация физкультурно-спортивного досуга среди подросткового поколения;
– осуществление образовательной деятельности в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации;
– осуществление взаимодействия с заинтересованными органами государственной власти и органами местного самоуправления, общественными объединениями, религиозными организациями, научными, образовательными, спортивными и иными учреждениями по вопросам деятельности Организации;
– инициирование, разработка и реализация международных, федеральных, региональных и муниципальных программ и проектов, направленных на воспитание подрастающего поколения и формирование личности;
– участие в установленном порядке в работе общественно-государственных и общественных объединений, имеющих патриотическую, культурную и спортивную, а также благотворительную направленность;
– помощь участникам Организации в решении вопросов, связанных с целями Организации.
1.2. Структура ООГДЮО «Российское движение школьников»
Учредителем Организации от имени Российской Федерации является Федеральное агентство по делам молодежи.
Федеральное агентство по делам молодежи обеспечивает представительство Российской Федерации в Координационном совете Организации, принимает участие через Координационный совет Организации в формировании основных направлений ее деятельности, оказывает поддержку в реализации целей Организации, и контролирует выполнение возложенных на Организацию задач.
В состав учредителей РДШ входят:
Общероссийское общественное движение Ассоциация учащейся молодежи Российского союза молодежи «Содружество» (АУМ РСМ);
Общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей;
Общероссийская общественная физкультурно-спортивная организация «Всероссийская федерация школьного спорта»;
Молодежная общероссийская общественная организация «Российские студенческие отряды» (РСО)
Общероссийская общественная организация «Всероссийское педагогическое собрание»;
Совет проректоров по воспитательной работе образовательных организаций высшего образования России.
Высшим руководящим органом Организации является Съезд, который утверждает Устав, приоритетные направления, избирает состав и руководителей низших органов, отвечает за реорганизацию и решение любых других вопросов.
Включает в зависимости от принятого порядка: состав Координационного совета и Центральной контрольно-ревизионной комиссии; Исполнительного директора Организации; отобранных на региональных конференциях делегатов.
Съезд созывается Координационным советом один раз в 3 года. Внеочередной Съезд может созываться по решению Координационного совета, Центральной контрольно-ревизионной комиссии или по требованию более половины региональных отделений Организации.
Координационный совет принимает решения и организует их исполнение, регулирует деятельность Организации. Осуществляет от имени Организации права юридического лица и исполняет его обязанности, распоряжается имуществом.
Центральная контрольно-ревизионная комиссия осуществляет контроль за соблюдением Устава, исполнением решений Съезда и Координационного совета, а также за финансовой и предпринимательской деятельностью Организации, исполнением своих обязанностей должностными лицами.
Дирекцией ООГДЮО «Российское движение школьников» является ФГБУ «Российский детско-юношеский центр» (Росдетцентр). ФГБУ «Российский детско-юношеский центр» приводит в жизнь текущую политику, определяемую Съездом Организации, реализует планы, программы и отдельные мероприятия, подготавливает и проводит Съезды, организует делопроизводство, обучение, юридическое обеспечение и прочие функции.
Согласно Уставу Российского движения школьников деятельность Организации осуществляется во всех субъектах Российской Федерации. В каждом субъекте РФ функционирует региональное отделение РДШ, которое реализует направления деятельности Организации.
Региональное отделение координирует работу первичных отделений РДШ. Первичным отделением может стать любое общеобразовательное учреждение, учреждение дополнительного образования и общественное объединение или организация, которое необходимо зарегистрировать в региональном отделении РДШ.
Участниками Организации могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, достигшие 8 лет. Присоединение к Организации осуществляется на добровольной основе.
1.3. Направления деятельности Организации
Уставная деятельность РДШ спроецирована на детскую аудиторию по четырем основным направлениям:
Личностное развитие – творческое развитие, популяризация здорового образа жизни и спорта, выбор будущей профессии;
Гражданская активность – добровольчество, поисковая деятельность, изучение истории России, краеведение, создание и развитие школьных музеев;
Военно-патриотическое воспитание – юные армейцы, юные спасатели, юные казаки, юные пограничники, юный спецназ Росгвардии, юные друзья полиции, юные инспектора дорожного движения;
Информационно-медийное пространство – большая детская редакция, создание школьных газет, радио и телевидения, работа с социальными сетями, подготовка информационного контента, дискуссионные площадки.
Каждое из направлений может осуществлять свою деятельность как самостоятельно, так и в совокупности с другими направлениями. 6
Механизмами деятельности РДШ выступают два основных вектора – работа по формированию детско-юношеского актива и работа по развитию компетентности педагогов, участвующих в деятельности организации.
Для ребенка Российское движение школьников дает возможность попробовать себя в различных видах деятельности и определиться с приоритетным направлением, при этом приоритеты обучающегося могут меняться в зависимости от возраста. Ребенок имеет право принимать участие в интересующих его проектах, акциях, конкурсах, мероприятиях, событиях и т.д.
За весь период обучения школьник может ознакомиться со всеми направлениями деятельности в различных ролях: где-то выступить организатором и лидером, где-то поучаствовать и поделиться своим опытом или перенять опыт у старших, научиться чему-то новому или показать свое мастерство, тем самым оказаться в ситуации успеха.
Для педагогов, организующих и реализующих воспитательную деятельность в образовательной организации, Российское движение школьников может стать методической и кадровой площадкой. Здесь сосредоточены специалисты в разных областях воспитательной деятельности, а также реализуется большое количество проектов совершенно разной направленности. Педагог, курирующий деятельность Российского движения школьников, становится связующей нитью между школьником и спектром активностей и возможностей, которые открывает перед ним Российское движение школьников для максимального раскрытия потенциала и предпочтений каждого ребенка.
Российское движение школьников помогает построить единую воспитательную систему, делает каждую школу более открытой за счет предоставления каждому школьнику равных возможностей участия в проектах, мероприятиях и программах. При этом речь идет не только о программах, реализующихся на территории какого-то отдельного региона, но и на всероссийском уровне. Это форумы, конференции, слеты по различным направлениям деятельности, которые проходят в городах России, профильные смены во всероссийских детских центрах, таких как «Орленок», «Артек», «Океан», «Смена», «Сириус».
В таком ключе Российское движение школьников становится посредником между школой и различными ведомствами, которые также занимаются воспитанием подрастающего поколения, и является неким знаком качества, гарантом, что предложенная школьникам деятельность будет полезной, продуктивной и качественно организованной.
Российское движение школьников сегодня призвано интегрировать в единую общую систему воспитания все существующие позитивные практики неформального образования и как современный феномен воспитания может быть полезным для всех участников образовательного процесса.
Глава 2. Реализация направлений деятельности ООГДЮО «Российское движение школьников» на территории Новосибирской области
2.1. Мониторинг и анализ деятельности РДШ на территории Новосибирской области
Новосибирское региональное отделение РДШ было сформировано 10 апреля 2016 года. За три года существования региональное отделение проделало немало работы и достигло значительных успехов. Новосибирское региональное отделение РДШ является одним из ведущих и довольно-таки перспективным отделением.
В деятельность Российского движения школьников включено более 30000 школьников, 658 образовательных учреждений Новосибирской области, в 10 из них уже созданы первичные отделения общероссийской организации. Активисты со всего региона являются участниками и организаторами муниципальных, региональных и Всероссийских программ.
В Новосибирской области сложилась успешная практика проведения областных профильных смен, которые являются уникальной возможностью для популяризации деятельности РДШ, создания единой информационной и имиджевой среды, старта региональных проектов, подведения итогов деятельности.
За период с 2016 года школьники Новосибирской области приняли участие во всероссийских мероприятиях РДШ, во всероссийских профильных сменах РДШ, а в конкурсах федерального масштаба не однократно занимали призовые места.
Еще одним результатом работы регионального отделения в 2018 году стало создание Детских Советов РДШ по направлениям деятельности Общероссийской организации, что дает право говорить о принципе самоуправления внутри организации и еще раз подчеркивает дополнительные возможности школьников. Детские Советы были сформированы на профильной смене в октябре 2018 года, отбор проходил на конкурсной основе.
Говоря об особенностях Новосибирского регионального отделения, хочется отметить, что его активисты никогда не ограничивались только участием в мероприятиях всероссийского уровня. Но и всегда особое место уделялось региональному компоненту.
Например, областная игра «Время РДШ», которая позволила сплотиться на первом этапе становления. Проекты «РДШ: патруль», «Стажерские площадки РДШ», которые способствовали созданию и расширению информационного поля о РДШ, знакомили детей и взрослых с организацией, проектами, возможностями. Дни единых действий, которые позволяют, не смотря на разбросанность районов области, почувствовать единство и сплоченность в проведении важных событий.
В данном регионе разработана Система поощрений членов Новосибирского регионального отделения Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Нагрудный знак «Лидер Российского движения школьников в Новосибирской области» не имеет аналогов ни в одном субъекте.
Благодаря Российскому движению школьников более 180 активистам Новосибирской области удалось побывать на сменах во Всероссийских детских центрах «Орленок», «Океан», «Смена» и «Артек».
Успешное внедрение деятельности Российского движения школьников в регионе сложилось в том числе исходя из сложившегося опыта общественных организаций, которые функционируют на территории Новосибирской области.
Крупнейшей общественной организацией в Новосибирской области является региональная общественная организация поддержки детских и молодежных инициатив «Союз пионеров», которая ведет свою деятельность с 1991 года.
Многие проекты и программы реализуются в совокупной работе этих двух организаций, что порождает качественный продукт. Коэффициент эффективности в сфере молодежной политики Новосибирской области за счет Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» непрерывно растет, что положительно влияет на развитие региона.
Важнейшим фактором развития является поддержка деятельности РДШ со стороны государства. Куратором Новосибирского регионального отделения РДШ является министр образования Сергей Владимирович Федорчук. Сергей Владимирович принимает активное участие в вопросах о реализации направлений деятельности РДШ на территории Новосибирской области.
С периодичностью в несколько месяцев в малом зале Правительства Новосибирской области проходит встреча активистов регионального отделения Российского движения школьников с министром образования Новосибирской области. Встречи проходят в формате «Диалог на равных». Активисты имеют уникальную возможность задать интересующие их вопросы прямиком Сергею Владимировичу и, конечно же, получить на них ответ.
Таким образом, деятельность Новосибирского регионального отделения Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» можно считать эффективной, поскольку факторы, влияющие на ее эффективность находятся в благоприятных условиях для развития РДШ в регионе.
2.2. Опыт реализации направлений деятельности РДШ в первичном отделении на примере МБОУ СОШ №64 г. Новосибирск
Изменения в системе и появление чего-то нового всегда становится пугающим фактором для субъектов этой самой системы. С появлением Российского движения школьников у большинства педагогов, детей и их родителей возникло множество вопросов, ответы на которые пришли только со временем.
Для образовательных учреждений самым главным вопросом стало – с чего начать? Действительно, вопрос не из простых.
Для успешного внедрения деятельности РДШ в систему образования были созданы пилотные площадки, определяемые региональным отделением РДШ, исходя из желания образовательного учреждения в участии в программах Российского движения школьников, мобильности учреждения и наличия педагога, который мог бы реализовать данную деятельность.
Таким образом в каждом субъекте страны были определены 10 пилотных площадок Российского движения школьников, которые стали первооткрывателями и первопроходцами данной Организации. Одной из пилотных площадок Новосибирского регионального отделения стало муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №64», которое находится в Кировском районе города Новосибирск.
В данной школе была сформирована уже устоявшаяся система воспитания, которая, с появлением РДШ должна потерпеть значительные изменения. Прежде, чем демонстрировать опыт внедрения деятельности РДШ в данном образовательном учреждении, необходимо провести анализ уже имеющейся воспитательной системы.
Воспитательная работа МБОУ СОШ №64 была основана на функционировании отдельных органов, которые в совокупности представляли собой комплексную воспитательную систему.
Важнейшими компонентами воспитательной работы МБОУ СОШ №64 являются Ученический совет школы, Детская школьная организация «ШАНС», творческие объединения, социально-психологическая служба и совет профилактики правонарушений.
Значимое место в воспитательном процессе школы занимает самоуправление.
Высшим органом школьного самоуправления является Общешкольная ученическая конференция, где решаются все самые важные вопросы. Конференция созывается не реже 1 раза в год. Конференция считается правомочной при наличии половины членов, состоящих в организации. Конференция вправе решать все вопросы деятельности организации, утверждать план работы Ученического совета школы и рассматривать вопросы, затрагивающие внеклассную работу школы. Решение конференции принимается большинством голосов, присутствующих членов организации за исключением решения о ликвидации организации, для принятия которого требуется 2/3 голосов членов организации.
Высшим выборным лицом ученического самоуправления в школе, представляющий интересы школьников является Президент школы. Президент имеет право представлять интересы школьников в Совете школы, на Общешкольной ученической конференции, на педагогическом совете, в других общественных объединениях и организациях школы. Президент является главенствующим лицом в школьном самоуправлении и регулирует деятельность органов школьного самоуправления. Заместителями Президента школы являются лица из числа учеников школы, возглавляющие организации и объединения школьного самоуправления.
Главенствующим лицом творческих объединений (кружков, секций) является Координатор творческих объединений. Он обеспечивает работу кружков, секций и объединений школы, регулирует и осуществляет контроль за их деятельность в пределах его прав и обязанностей, закрепленными в Положении о творческих объединениях МБОУ СОШ №64.
Ученический совет школы состоит из представителей классных активов. Высшим выборным лицом УСШ является Председатель, который координирует работу совета. Сбор ученического совета школы проходит 1 раз в неделю. На сборах обсуждаются вопросы о предстоящих событиях, мероприятиях, их подготовке и реализации. Ученический совет школы задает вектор развития деятельности классных активов. На сборах совета обсуждаются вопросы о внутреннем распорядке учреждения, новостях и произошедших изменениях. Члены УСШ могут выдвигать идеи, проекты и программы в целях активного функционирования данного органа школьного самоуправления.
Детская школьная организация «ШАНС» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 64» Кировского района является добровольным общественным объединением детей, подростков и взрослых граждан на основе общности интересов для реализации целей, указанных в Уставе. Представителем данной организации в системе школьного самоуправления является лидер ДШО «ШАНС», который представляет интересы членов организации на совете заместителей Президента и организовывает работу детской школьной организации «ШАНС». Руководителем организации является педагог школы.
Руководящую деятельность осуществляет Совет ДШО, в составе не менее трех человек, избираемый на один учебный год. Заседания Совета ДШО проводятся не реже одного раза в месяц. Решения принимаются простым большинством голосов.
Для структурных подразделений высшим руководящим органом является общее собрание. Общее собрание созывается Советом ДШО по мере необходимости, но не реже одного раза в год. 9 Общее собрание решает все вопросы деятельности организации, кроме отнесенных к исключительной компетенции конференции, в частности:
разрабатывает и утверждает проекты годовых и перспективных планов деятельности организации,
осуществляет контроль над их выполнением;
избирает заместителя лидера ДШО;
принимает решение о принятии в члены, исключении из членов, награждении активных членов организации.
Сборы членов ДШО «ШАНС» проходят 2 раза в неделю.
Организация осуществляет следующие виды деятельности:
проводит мероприятия в школе, классах, группах на районном, городском, областном уровнях по программам, развивающим основные виды деятельности «спорт», «учеба», «досуг», «здоровье», «пресса»;
осуществляет самостоятельно работу для достижения целей, предусмотренных Уставом организации, совместно с НООО «Союз пионеров», районной общественной организацией «Альтаир», проводит выставки, творческие вечера, сборы, концерты и другие мероприятия;
осуществляет сотрудничество и проводит совместные мероприятия с существующими организациями, общественными объединениями, ОУ, активами учащихся, участвует в реализации комплексных программ НООО «Союз пионеров», программой «Дом, в котором ты живешь»;
привлекает на добровольной основе детей и подростков, не являющихся членами организации, для участия в мероприятиях и выполнения отдельных поручений.
Помимо ученического самоуправления в организации воспитательного процесса важную роль играет вклад педагогов. Воспитательную работу осуществляет и координирует заместитель директора по воспитательной работе.
Помощь в организации воспитательного процесса оказывают педагог-организатор, старшие вожатые, педагоги дополнительного образования, руководители творческих объединений, педагоги-психологи, социальные педагоги.
Проанализировав модель воспитательной системы МБОУ СОШ №64, в частности ученического самоуправления, мы получили комплексное представление о работе учреждения в системе воспитания.
Но вопрос о том, как внедрить деятельность Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» остается открытым.
Безусловно, с присоединением к данному проекту, образовательному учреждению придется полностью менять модель воспитательной системы. Но необходимо это сделать таким образом, чтобы эффективность воспитательного процесса школы ничуть не снизилась.
Если обращаться к модели воспитательной системы образовательных учреждений, которую предлагает Федеральное сообщество ООГДЮО «Российское движение школьников», то руководству школы придется пойти на значительные жертвы и органы, которые функционируют в учреждении ликвидировать. Конечно, далеко не каждое образовательное учреждение под этим подпишется. Однако, можно интегрировать существующую модель воспитательной системы МБОУ СОШ №64 в модель, предлагаемую Российским движением школьников.
Российское движение школьников предлагает следующую модель: куратор РДШ в лице педагога, лидер РДШ в лице активиста, представители советов по направлениям деятельности РДШ, где кураторами будут являться 1 педагог и 1 активист данного направления.
В данном случае есть два варианта интеграции двух моделей воспитания. Либо в существующую модель школы включить модель воспитательной системы РДШ, либо в модель воспитательной системы РДШ включить модель школьной системы.
Для конкретно данной школы лучшим исходом событий будет являться первый из предложенных вариантов. Таким образом и поступила школа №64.
В существующую модель воспитательной системы включился еще один орган – совет Российского движения школьников. В совокупности всех органов воспитательного процесса школы сложилась положительная картина системы воспитания, что положительно повлияло на эффективность всего общеобразовательного учреждения.
За три года функционирования первичного отделения РДШ МБОУ СОШ №64 проделало немалую работу и добилась хорошего результата. Активисты данного первичного отделения являются активными участниками программ муниципального, регионального и Всероссийского уровней. С момента присоединения к деятельности РДШ более 30 активистов образовательного учреждения побывали во Всероссийских детских центрах «Океан», «Орленок», «Артек», «Смена».
Члены первичного отделения РДШ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №64» стали представителями детских советов Российского движения школьников Новосибирской области.
Более 50 активистов стали участниками областных профильных смен Российского движения школьников.
Если рассматривать качественные показатели результативности деятельности РДШ в МБОУ СОШ №64, то, безусловно, здесь также можно увидеть прогресс. Ученики школы стали более вовлеченными во внеурочной деятельности. На территории всей страны у активистов первичного отделения РДШ МБОУ СОШ №64 появились друзья и товарищи, с которыми они поддерживают дружеские и партнерские отношения, производят обмен опытом и делятся идеями.
В средней общеобразовательной школе №64 каждое направление деятельности Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» активно развито и имеет свои перспективы. Активисты школы создают авторские проекты, разрабатывают программы, проводят мероприятия и акции по направлениям деятельности РДШ.
Педагоги-кураторы Российского движения школьников МБОУ СОШ №64 входят в состав регионального совета РДШ, являются активными участниками программ для педагогов и реализуют собственные проекты, являются инициаторами и организаторами региональных мероприятий РДШ. Кураторы РДШ в МБОУ СОШ №64 являются участниками Всероссийских педагогических семинар-совещаний для педагогов, реализующих деятельность ООГДЮО «Российское движение школьников».
Первичное отделение РДШ МБОУ СОШ №64 остается одним из лидирующих отделений среди региона, а также страны. Результативность данной площадки отмечается ресурсным центром РДШ в Новосибирской области, Новосибирским региональным отделением, а также на Федеральном уровне.
Заключение
Школа все более осознает значимость в воспитательной системе детского движения в силу его многообразных проявлений, самодеятельности, творчества детей.
Российское движение школьников – это площадка для реализации возможностей. Это организация с современными веяниями и тенденциями. Российское движение школьников предоставляет невероятную возможность развиваться и набираться опыта во всех направлениях. Участвуя в различных проектах, программах, акциях и мероприятиях от РДШ, школьник делает для себя новые открытия и пополняет свою копилку значимого опыта.
Российское движение школьников объединяет, мотивирует и воодушевляет школьников и педагогов по всей стране. У данной организации есть своя уникальная особенность – она Общероссийская, что, непременно, создает ощущение единства страны. Немаловажную поддержку оказывает государство в деятельности РДШ, что хорошо сказывается на эффективности Организации и успешном выполнении ее целей и задач.
Российское движение школьников – это будущее воспитательного процесса. Именно сейчас создается новая, уникальная, важная история. Ведь именно через воспитание человек постигает главное.
Список литературы и используемых источников
Указ Президента от 29 октября 2015 г. №536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»».
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях»
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р // Правительство России: [Электронный ресурс]
Алиева Л. Детское общественное объединение- субъект воспитательного пространства. М., 2013.
Коробкина Н.Е. Воспитание социальной активности старшеклассников во временном детском объединении. Хабаровск, 2010
Мальковская Т.Н. Воспитание социальной активности старших подростков. Л., 1974.
Программа деятельности Региональной общественной организации поддержки детских и молодежных инициатив «Союз пионеров» «Сделай шаг навстречу»
Рожков М.И. Теоретико-методические проблемы исследования социальной адаптации личности. Ярославль, 2008.
Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 2012
Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально- воспитательные технологии. М., 2012.
Устав Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» // Российское движение школьников: [Электронный ресурс]
Устав Детской школьной организации «ШАНС» // Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №64»: [Электронный ресурс]
Деятельность: направления // Российское движение школьников: [Электронный ресурс]
1 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2 Указ Президента от 29 октября 2015 г. №536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»».
3 Алиева Л. Детское общественное объединение- субъект воспитательного пространства. М., 2013
4 Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях»
5 Мальковская Т.Н. Воспитание социальной активности старших подростков. Л., 1974.
6 1. Деятельность: направления // Российское движение школьников: [Электронный ресурс]
7 Устав Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» // Российское движение школьников: [Электронный ресурс]
8 Программа деятельности Региональной общественной организации поддержки детских и молодежных инициатив «Союз пионеров» «Сделай шаг навстречу»
9 Устав Детской школьной организации «ШАНС» // Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №64»: [Электронный ресурс]