Как сделать спад в воду
Прыжки и спады в воду
Использование учебных прыжков ускоряет процесс освоения с водой, эмоционально окрашивает занятия, подготавливает занимающихся к освоению техники плавания.
Разучивать прыжки можно уже на первых занятиях, при этом следует предупредить детей, что, попав в воду, они должны согнуть ноги в коленях и развести руки в стороны. Это предохранит от удара о дно. К спадам в воду головой вниз рекомендуется переходить после освоения навыков скольжения.
Желательно, чтобы прыжки и спады сочетались с элементами техники плавания. Так, например, после спада в воду головой вниз целесообразно продолжить движение в скольжении, пробовать и изучать не просто спад, а требовать, чтобы он был плоским.
Если элементарные соскоки выполняются в неглубоком учебном бассейне, то более сложные прыжки — на более глубокой части или в глубоком бассейне.
Прыжки и спады могут быть включены как составляющий элемент в содержание комплексных занятий, им может быть посвящен целый отдельный урок.
Приводим примерный перечень прыжков.
Глубина примерно 120 см:
1. Соскок вниз ногами из положения сидя на бортике и одной рукой опираясь на него. В момент соскока повернуться в сторону опорной руки.
2. Соскок вниз ногами с низкого бортика из положения приседа, опираясь о бортик одной рукой.
3. Соскок вниз ногами с низкого бортика из положения приседа.
4. Как упр. 3, но из положения стоя.
5. Соскок со сгибанием ног в коленных суставах к моменту входа в воду (прыжок с брызгами).
6. Спад в воду из положения сидя на низком бортике, ноги упираются в край пенного корытца, руки вверху, голова между руками — сильно наклониться вперед, касаясь грудью коленей, выполнить спад.
7. Как упр. 6, но из положения приседа на бортике бассейна. Глубина около 180 см:
1. Соскок вниз ногами из передней стойки (с бортика бассейна) с махом руками вверх и последующим вытягиванием их вдоль тела к моменту входа в воду.
2. Соскок из передней стойки с бортика бассейна с махом руками и последующим их вытягиванием вверх к моменту входа вводу. Прыжки 1 и 2 можно выполнить с заданием прыгнуть как можно дальше. По мере освоения техники движений эти же прыжки выполняются также из задней стойки.
3. Соскок из передней стойки с шага.
4. Соскок из передней стойки с принятием группировки к моменту входа в воду (прыжок с брызгами).
5. Соскок из передней стойки с разведением рук и ног в стороны к моменту входа в воду.
6. Спад из задней стойки в положении согнувшись.
7. Спад в воду с бортика бассейна из положения стоя в наклоне вперед,руки вытянуты вперед, голова между руками; наклонившись еще больше вперед и как можно ниже, потеряв равновесие, упасть в воду (во время падения ноги в коленных суставах не сгибать и не отрывать их от опоры как можно дольше).
Это же упражнение выполняется с заданием: в момент падения оттолкнуться ногами от бортика, после входа в воду про-скользить вперед как можно дальше.
8. Как упр. 7, но из положения стоя на одной ноге, другая вытянута назад.
9. Как упр. 7, но из положения стоя в полуприседе.
10. Прыжок из полуприседа в передней стойке (руки опирают
ся о бортик бассейна) с махом руками вперед — скольжение
на дальность.
Погружения
Упражнения этой группы позволяют продолжить решение задач адаптации к водной среде. Вот некоторые задания:
Умываемся. Дети заходят в воду по пояс. Стоя в воде, набирают в ладони воду, умывают лицо.
Достань дно рукой. Приседая, нужно достать дно рукой, при этом вольно или невольно лицо погружается в воду.
Под водой. Держа двумя руками мяч, опустить его на дно, выпустить из рук, поймать. Повторить несколько раз.
Сколько пальцев? Погрузиться в воду, сосчитать, сколько пальцев показывает товарищ.
Гримасы под водой. Строить гримасы под водой. Упражнение выполнять в парах: один партнер рассматривает гримасы, другой— строит.
Собери предметы. Собрать со дна все предметы.
Всплывания и лежания
Смысл упражнений этой группы — испытать действие выталкивающей силы.
Наиболее известные упражнения из этой группы: «Медуза», «Звезда», «Поплавок».
1.«Медуза». Глубина воды — по пояс.
Выполнить глубокий вдох, задержать дыхание, наклонить голову вперед, согнуться в тазобедренных суставах, лечь на воду, свободно лежать.
2. «Поплавок». Глубина воды по пояс.
Выполняя «медузу», подтянуть колени к груди, взять подбородок на грудь, задержаться в этом положении. Спина должна показаться на поверхности.
Упражнение выполняется с задержкой дыхания на вдохе. Не должно быть никаких резких движений, необходимо принять устойчивое положение.
3. «Звезда». Глубина воды по пояс.
Сделать полный глубокий вдох, медленно лечь на воду на грудь, развести руки и ноги в стороны. Лежать. Выполнить «звезду» в положении на спине.
Упражнения на дыхание
Известно, что паттерн дыхания в воде отличен от паттерна дыхания на суше. Проблема заключается и в том, чтобы согласовать дыхание с движениями. Формировать новый дыхательный стереотип (динамический стереотип) необходимо уже на этапе знакомства с водой. Вот некоторые из предлагаемых упражнений.
1.Глубина воды по пояс.
Присев, погрузиться в воду, выдох выполнить через рот; выпрямиться, сделать вдох над поверхностью воды. Повторить задание.
2. И. п. — полунаклон в воде, подбородок лежит на поверхнос ти воды, как на столе.
Сделать вдох, опустить лицо в воду — выдох — поднять голову — вдох. выдох. и т. д.
То же, что и в предыдущем задании, но вдох и выдох выполнять поворотом головы в сторону; при этом подбородок должен касаться проксимальной части плеча. Плечи стараться удерживать на месте, не раскачивать.
Те же задания (2,3) можно выполнять, медленно передвигаясь по дну. *
5. Могут быть использованы различные игровые задания. Главное, на что приходится обращать внимание при выпол нении заданий этой группы, это умение выполнять энергичный выдох в воду, выдерживать паузу.
Чем больше заданий будет на этапе начального обучения, тем больше окажется «дыхательный» опыт.
Прыжки и спады в воду
Использование учебных прыжков ускоряет процесс освоения с водой, эмоционально окрашивает занятия, подготавливает занимающихся к освоению техники плавания.
Разучивать прыжки можно уже на первых занятиях, при этом следует предупредить детей, что, попав в воду, они должны согнуть ноги в коленях и развести руки в стороны. Это предохранит от удара о дно. К спадам в воду головой вниз рекомендуется переходить после освоения навыков скольжения.
Желательно, чтобы прыжки и спады сочетались с элементами техники плавания. Так, например, после спада в воду головой вниз целесообразно продолжить движение в скольжении, пробовать и изучать не просто спад, а требовать, чтобы он был плоским.
Если элементарные соскоки выполняются в неглубоком учебном бассейне, то более сложные прыжки — на более глубокой части или в глубоком бассейне.
Прыжки и спады могут быть включены как составляющий элемент в содержание комплексных занятий, им может быть посвящен целый отдельный урок.
Приводим примерный перечень прыжков.
Глубина примерно 120 см:
Соскок вниз ногами из положения сидя на бортике и одной рукой опираясь на него. В момент соскока повернуться в сторону опорной руки.
Соскок вниз ногами с низкого бортика из положения приседа, опираясь о бортик одной рукой.
Соскок вниз ногами с низкого бортика из положения приседа.
Как упр. 3, но из положения стоя.
Соскок со сгибанием ног в коленных суставах к моменту входа в воду (прыжок с брызгами).
Спад в воду из положения сидя на низком бортике, ноги упираются в край пенного корытца, руки вверху, голова между руками — сильно наклониться вперед, касаясь грудью коленей, выполнить спад.
Как упр. 6, но из положения приседа на бортике бассейна. Глубина около 180 см:
1. Соскок вниз ногами из передней стойки (с бортика бассейна) с махом руками вверх и последующим вытягиванием их вдоль тела к моменту входа в воду.
Соскок из передней стойки с бортика бассейна с махом руками и последующим их вытягиванием вверх к моменту входа в воду. Прыжки 1 и 2 можно выполнить с заданием прыгнуть как можно дальше. По мере освоения техники движений эти же прыжки выполняются также из задней стойки.
Соскок из передней стойки с шага.
Соскок из передней стойки с принятием группировки к моменту входа в воду (прыжок с брызгами).
Соскок из передней стойки с разведением рук и ног в стороны к моменту входа в воду.
Спад из задней стойки в положении согнувшись.
Спад в воду с бортика бассейна из положения стоя в наклоне вперед, руки вытянуты вперед, голова между руками; наклонившись еще больше вперед и как можно ниже, потеряв равновесие, упасть в воду (во время падения ноги в коленных суставах не сгибать и не отрывать их от опоры как можно дольше).
Это же упражнение выполняется с заданием: в момент падения оттолкнуться ногами от бортика, после входа в воду про-скользить вперед как можно дальше.
Как упр. 7, но из положения стоя на одной ноге, другая вытянута назад.
Как упр. 7, но из положения стоя в полуприседе.
10. Прыжок из полуприседа в передней стойке (руки опирают ся о бортик бассейна) с махом руками вперед — скольжение на дальность.
Спады в прыжках в воду
Спады из передней и задней стоек. Используются для обучения и совершенствования техники погружения в воду вниз головой, а также техники движений, направленных на управление скоростью вращения в полете и положений отдельных частей тела относительно друг друга.
Спады применяются при обучении и тренировке прыгунов в воду на всех этапах подготовки. Техника их выполнения основана на перемещении ОЦМ тела спортсмена за площадь опоры (в сторону водоема), что вызывает падение и вращение тела. При выполнении спадов отталкивание от опоры отсутствует.
Необходимо помнить, что вращение тела продолжается во время взаимодействия с опорой. В момент отрыва от опоры вращение тела прекращается или же скорость его значительно снижается.
Об этом следует помнить при выполнении спадов из исходного положения сидя — чем глубже (дальше от края) садится спортсмен, тем сильнее будет вращение; а также стоя — чем дольше спортсмен удерживает стопы на опоре, тем больше перевернется его тело во время падения.
Полет начинается в тот момент, когда спортсмен отрывается от опоры, что приблизительно соответствует прохождению горизонтального положения. От своевременного и правильного выпрямления тела в полете зависит точность попадания в воду вниз головой.
Спады выполняются из передней стойки с вращением тела вперед или из задней стойки с вращением тела назад из следующих исходных положений: стоя — прогнувшись,
согнувшись или в группировке;
сидя — в группировке, или согнувшись .
В зависимости от целей спады могут выполняться с различным положением рук: сомкнуты над головой, разведены в стороны, охватывают голени. Кроме того, для совершенствования техники движений в раскрытии и для управления скоростью вращения в полете выполняются спады с движением руками. Движения тела в момент полета могут увеличивать или уменьшать скорость его вращения. Поэтому при выполнении спадов с различной высоты возникает необходимость управления скоростью вращения тела, что достигается за счет изменения скорости движения одних частей тела относительно других. Так, при выполнении спада назад с трамплина 1 м для увеличения скорости вращения тела необходимо разгонять движение верхних частей тела относительно нижних (соприкасающихся с опорой); при выполнении того же спада с 3-метрового трамплина нужно точно сохранять вытянутое положение тела.
Положение тела спортсмена при выполнении спадов характеризуется высоким напряжением мышц туловища и ног, в то время как руки должны мягко и свободно двигаться через стороны вверх — до соединения ладоней над головой. При погружении в воду руки, туловище и ноги с оттянутыми носками жестко фиксируются в одну линию, приобретая наиболее обтекаемое положение.
Список использованной литературы:
15. Игры по овладению простейшими прыжками.
Для начального разучивания.
1. «Скатывание в воду»
Занимающиеся располагаются на борту бассейна.
Играющий ложится животом на доску, расположенную на бортике бассейна и напрягаясь, принимает исходное положение для скольжения на груди (стрелочка).
Руководитель берет в руки задний край доски и приподнимает его до тех пор, пока ребенок не соскользнет с доски в воду.
Доска должна быть гладкой; поднимать доску надо медленно, без рывков.
2. «Спрыгни в воду» (Спад в воду)
Дети сидят на борту, поставив ноги пятками на сливной канал. Глубина воды не менее 2м.
По команде дети делают руки «стрелочкой», наклоняются к бедрам и плавно тянутся кончиками пальцев к воде. Когда тело начнет падать вниз, надо выпрямить ноги оттолкнувшись от борта. следить, чтобы дети прыгали не вертикально вниз, а тянулись вперед.
Варианты: то же, но дети сидят на бортике на одном колене, на корточках.
б. Для закрепления пройденного материала.
1. «Каскад»
Играющие стоят в шеренге на бортике бассейна, на расстоянии метра друг от друга. Глубина воды не менее 2м.
По команде играющие один за другим выполняют соскок ногами вниз или какой-нибудь другой прыжок.
Правила: руководитель должен подавать команду для следующего игрока, только убедившись, что предыдущий игрок вышел из зоны прыжков и не нуждается в помощи. Объяснить детям, что для того, чтобы не уходить глубоко под воду надо сразу после погружения в нее начинать работать руками и ногами и всплывать наверх. Ноги должны совершать движения кролем или брассом, руки из положения на верху делают гребок вниз к бедрам, ладошки направлены во время гребка на дно и они совершают отталкивание от воды. При гребке руки согнуты в локтях и движение происходит перед грудью, при этом локти разведены в стороны, а кисти почти соприкасаются.
3. «Поймай мяч»
Игроки стоят около стартовой тумбы.
Играющие прыгают по очереди со стартовой тумбы ногами вниз и на лету ловят мяч, брошенный руководителем. Выигрывает тот, кто поймает мяч наибольшее количество раз.
Правила: руководитель должен бросать мяч постоянно на одном уровне: на уровне груди ребенка в верхней точке полета.
в. Для повторения старого материала.
3. «Клоунада»
Играющие встают на борту в шеренгу, на расстоянии одного метра друг от друга.
По команде ведущего, играющие выполняют прыжок в воду ногами вниз из различных исходных положений: стоя спиной к воде; с поворотом в воздухе на 180°; с разведением ног в стороны и последующим их выпрямлением перед входом в воду; с изображением животных и сказочных героев.
После того, как все варианты прыжков будут освоены каждым играющим, можно выполнять их в парах. Ведущий оценивает изобретательность и артистизм каждой пары.
Как сделать спад в воду
Учебные прыжки в воду в плавании
— устранение инстинктивного страха перед водой и быстрое ос воение с непривычной средой;
— подготовка к успешному освоению стартового прыжка и элементов прикладного плавания.
При обучении плаванию в детских бассейнах — «лягушатни ках», где глубина воды доходит до уровня пояса или груди занима ющихся, прыжки в воду применяются как одно из средств освое ния с водой. Прыжки воспитывают у занимающихся смелость и уверенность, а длительные погружения в воду с головой после вы полнения прыжка совершенствуют ориентировку под водой и умение выполнять гребковые движения руками в противополож ном направлении (по отношению к поверхности воды).
Если педагог находится в воде, то занимающиеся могут прыгать в воду даже раньше, чем научатся плавать. В таких случаях подби-
раются прыжки, при выполнении которых исключается возмож ность удара о дно. Например, спады в воду из положения сидя или в упоре присев на бортике, при выполнении которых обучаемый почти плашмя падает в воду с высоты 30 см. Перед выполнением занимающимися соскоков вниз с шага или с прыжка нужно преду предить их о том, что они должны сгибать ноги в коленных суста вах (это предохраняет от удара о дно).
Прыжки в воду вносят оживление в занятия плаванием и вы полняются занимающимися всех возрастов с большим желанием. Это нужно учитывать при обучении плаванию в бассейнах, глуби на которых не позволяет проводить игры и развлечения на воде, и обязательно включать в уроки плавания выполнение прыжков в воду.
Прыжки в воду выполняются в начале основной или заключи тельной части урока плавания. Если занимающиеся освоили не сколько прыжков, то вход в воду в начале урока можно начинать прыжком в воду по команде педагога.
При изучении и выполнении прыжков в воду необходимо со блюдать следующие обязательные правила:
1. Проводить обучение прыжкам в глубоких бассейнах после того, как занимающиеся научатся плавать.
2. При обучении прыжкам в воду обязательно учитывать, что трудность прыжка повышается с увеличением высоты. Сначала все простейшие прыжки разучиваются с бортика высотой 20-30 см, затем со стартовой тумбочки и наконец — с трамплина высотой 1 м, 3 м и т.д.
3. При выполнении прыжков соблюдать строгую дисциплину Прыжки выполняются только по команде педагога: в бассейне глубиной 120 см — одновременно небольшой группой; в глубоком бассейне — поочередно. Команда для следующего прыжка подает ся, когда предыдущий прыгун отплывет на безопасное расстояние или выйдет из воды.
1. Сидя на бортике и уперевшись в него одной рукой, по сигна лу педагога спрыгнуть в воду ногами вниз.
2. Сидя на бортике и уперевшись ногами в сливной желоб, под нять руки вверх (голова между руками), сильно наклониться впе ред, опираясь грудью о колени, и, оттолкнувшись ногами, упасть в воду.
3. Стоя на бортике и зацепившись за его край пальцами ног, при нять положение упора присев, вытянуть руки вверх (голова между руками), наклониться вниз и, потеряв равновесие, упасть в воду.
4. В том же исходном положении (руки прижаты к туловищу) вынести вперед над водой одну ногу, присоединить к ней другую и выполнить соскок в воду. То же, вытянув руки вверх.
5. В том же исходном положении согнуть ноги в коленных суставах, оттолкнуться вверх и спрыгнуть в воду вниз ногами. Снача ла руки вытянуты вдоль туловища, потом вверху.
6. Стоя на бортике бассейна и зацепившись за его край пальца ми ног, поднять руки вверх (голова между руками), наклониться вперед-вниз и, потеряв равновесие, упасть в воду.
7. То же, что и предыдущее упражнение, но согнуть ноги в ко ленях и оттолкнуться от бортика.