Как сделать сплав под золото
Самый простой способ приготовления золотого припоя
Приготовление золотого припоя
В ювелирном мастерстве всегда приходится чему-то учиться и совершенствоваться. Изделия из золота и других драгоценных металлов, которые приходится изготавливать ювелирам, не всегда бывают цельными. Существуют такие модели ювелирных украшений, которые состоят из отдельных частей. Ювелир изготавливает эти части, а потом собирает их в одну целую композицию.
Но как, же собрать изделие из отдельных частей? Не склеивать же их. Этим вопросом задаются многие начинающие ювелиры. Об этом думал и я, когда начинал изучать данный вид деятельности.
Для того, чтобы собрать ювелирную композицию из отдельных частей, их надо спаивать между собой, специальным золотым или серебряным припоем. Состав припоя напрямую зависит от металла, из которого состоит изделие.
Видов припоев разработанных и довольно сложных по своему составу существует очень большое количество. В данной статье поговорим о способе изготовления припоя, который каждый легко сможет сделать в своей домашней ювелирной мастерской. Данный вид припоя довольно прост, и им хорошо работать.
Практически это один единственный способ, при помощи которого, можно приготовить, как золотой припой, так медный и серебряный. Этими видами припоев можно спаивать почти всё, конечно кроме алюминия и кроме металлов более легкоплавких.
Я думаю, что золотым припоем ни кто не станет паять сталь, бронзу медь и даже серебро, по той простой причине, что золото очень дорогое. Однако, если Вы решите создать высокое художественное произведение, так сказать шедевр ювелирного искусства, то цена не будет иметь ни какого значения.
Состав данного припоя довольно простой. Берём 85% основного металла и добавляем к нему 15% кадмия. Бывают случаи, когда необходимо создать композицию так, чтобы совсем не было видно места пайки, в которых соединяются детали, а изделие выглядело единым и монолитным. В таких ситуациях припой необходимо готовить отдельно для этого изделия.
Если Вы решили создать ювелирную композицию, состоящую из деталей разных цветов или даже различных металлов то, конечно, не стоит готовить припой в количестве больше одного грамма за один раз. Вот инструкция изготовления одного грамма хорошего припоя золота.
Взвешиваем на ювелирных весах 0,85 грамм золота и 0,15 грамм кадмия. Кадмий необходимо разделить на 3-5 частей. Золото кладем в тигель, который выделим специально для данного процесса сплавления золота с кадмием. Затем разогревая металл, посыпаем бурой и плавим до тех пор, пока золото не станет совсем жидким и начнет бегать по тиглю под напором пламени.
Дальше пинцетом, вносим готовые небольшие кусочки кадмия в жидкое золото по одному куску. Кадмий растворяется в золоте со вспышкой и создаётся впечатление, что он просто сгорел и не попал в сплав. Конечно, какая – то часть кадмия сгорает, ведь у него с золотом слишком большая разница в температуре плавления. Как известно, золото плавится при 1063 градусах, а кадмий при 321, но той части, которая растворилась в золоте, хватит, чтобы получился отличный припой.
Перегревать сплав с кадмием нельзя, так как кадмий начнёт испаряться, а температура плавления сплава будет увеличиваться. Как только внесли все куски кадмия, быстро перемешайте расплав титановой палочкой или стальной спицей и немедленно убирайте пламя горелки. После того, как слиток затвердеет, достаём его пинцетом из тигля и опускаем в воду. Чтобы удалить остатки буры с припоя, надо его прокипятить в отбеле. Вот и всё, золотой припой готов к работе. Таким же образом и в тех же пропорциях можно изготовить припой для серебра и меди.
Металл, похожий на золото: от алхимии средневековой до современной
Содержание:
Хотя золото добывается в наше время в больших количествах, но в ювелирной промышленности нередко, на вполне законных основаниях, часто используют сплавы из разных металлов, которые невооруженным глазом от золота не отличишь. Однако, это привело к возникновению подделок под золото, чем нередко пользуются махинаторы и нечестные на руку бизнесмены.
Тайны трансмутации.
Во все века ученые, не только химики, но и физики, также как и средневековые алхимики, бились над вопросом, а возможно ли вообще научным путем получить другой металл, похожий на золото? Атомщики доказали, что на атомарном уровне один металл может приобрести свойства другого путем трансмутации химических элементов, находящихся рядом в таблице Менделеева (например, ртуть и платина могут в результате реакции перейти в устойчивое золото).
Кстати, это один из самых первых и надежных способов получить золото из металла. Еще в средние века так жульничали алхимики перед королями и императорами. В ртути растворялся золотой порошок, потом ртуть выпаривалась и оставался золотой слиточек.
Все иные способы получить золото при помощи манипуляций с разными металлами (железом, оловом, свинцом) могут привести лишь к получению сплава, имеющего небольшую примесь золота. Чаще всего именно этого и добиваются мошенники, основная задача которых сделать подделку как можно более качественной.
Какой-то ученый даже в шутку подвел «научную» базу под похожесть бронзы на золото. Он сказал, что если сложить заряды ядер компонентов сплава (29 у меди и 50 у олова), то непременно получится «золото».
Однако, для того чтобы не попасть впросак при покупке настоящих золотых украшений, желательно знать какие сплавы образуют металл, похожий на золото. Хотя даже специалисты не всегда могут отличить подделку, особенно, если действительно в сплав добавлено золото. В таком случае говорят, что это золото очень низкой пробы.
Не все то золото, что блестит.
Итак, для получения металлов с золотым отливом, чаще всего используют сплавы меди, цинка, олова, иногда алюминия, серебра.
Ближе всего к оригиналу сплав под названием «Нюренбергское золото», где в составе соединены золото и серебро в пропорции 50х50.
К сплавам, полученным из меди, цинка и олова, взятых в различных пропорциях, принадлежат «Мангеймское золото», «золото Тальми» (84,4% : 12,2% : 1,7%), отличающееся необычайной стойкостью к коррозии; «симилор» (83,7 : 9,3 : 7); «орайде» (80 : 15 : 5). Все они имеют золотой блеск идентичный натуральному.
«Американское золото» отливают из меди (100 г) в которую добавлены: нашатырь (3,6 г), известь (1,8 г), винный камень (9 г) и магнезия (6 г). Чтобы получить «Французское золото» эту смесь плавят в течение часа, добавив дополнительно зерненный цинк (17 г). Эти сплавы отличить от золота можно только по удельному весу.
Из сплавов меди и цинка делают томпак и пинчбек (английское золото), соотношение частей меди и цинка практически одинаковое (9:1 или 8,3:1,7). Оба сплава имеют очень красивый золотой цвет, устойчивы к коррозии и служат для изготовления бижутерии, окладов для икон, других украшений. К этой группе также относится мозаичное золото (66:34), которое по цвету больше похоже на самородное.
Из меди и алюминия (90:10) получают алюминиевую бронзу – «ауфор». Бериллиевая бронза носит название «рандоль» (популярна в тюрьмах, где идет на зубные коронки).
С применением железа, цинка и меди делают «Сплав Айха» (1,8г : 38г : 60г). Также популярно изготовление сусального золота и металла Гамильтона, которые применяются для золочения. А латунь носит название принц-металл.
Грезы о золоте Креза.
Кроме сплавов различных металлов, полученных рукотворным способом, которые имитируют цвет золота, в природе встречаются минералы, издали пленяющие взгляд своим блеском. За ярко-золотистые блики народ обозвал «кошачьим золотом» кристаллы слюды, а куски пирита можно спутать с золотыми самородками из-за его приглушенного латунного блеска. Искрится золотым песком авантюрин. По всей вероятности, большая часть несметных богатств короля Креза, о которых слагали легенды, состояла из кристаллов пирита.
Не дают покоя старинные рецепты алхимиков и сегодняшним ученым. Так, в конце пошлого столетия канадские химики сумели получить кристаллы под цвет золота из… ртути (арсенофторид ртути)!
И древние алхимики порой совершали такие «чудеса», которые не могли разгадать на протяжении нескольких тысячелетий. Например, тайну медальона, который монах Венцель Зейлер еще в 1667 году на виду у императорской семьи превратил из серебряного в золотой и преподнес императору Леопольду I.
Тайна медальона.
250 лет бились над разгадкой этой тайны лучшие венские химики. С медали, которая и до сих пор хранится в Музее Истории искусства, многократно брали соскобы. Но все они показывали наличие золота, и цвет был вполне соответствующий. Причем часть медали, которую монах держал пальцами, осталась серебряной.
Последний эксперимент, поставивший точку в этой истории, был проделан в прошлом столетии. Посредством микроанализа было установлено, что медальон сделан из сплава серебра с золотом и медью (43:48:7), с небольшим добавлением железа, олова и цинка. А цвет металл поменял в результате реакции с 50% раствором азотной кислоты. Сегодня этот процесс активно используют современные ювелиры под названием «желтое кипячение».
Покрытие золотом в домашних условиях: методы золочения
Научившись выполнять золочение в домашних условиях, что не так сложно, как может показаться на первый взгляд, вы сможете вернуть вторую жизнь любимым украшениям из меди и серебра. Изделия, изготовленные из золота, уже на протяжении многих лет пользуются огромной популярностью как у женщин, так и у мужчин. Чтобы обладать такими изделиями без серьезных затрат на их приобретение, достаточно овладеть технологией золочения.
Покрыть позолотой можно как цветные сплавы, так и сталь или чугун
На изделия из каких металлов можно наносить слой позолоты
Наиболее распространенным процессом является золочение серебра, но золотое покрытие можно наносить и на поверхность других металлов. Так, позолота может быть нанесена на изделия из меди, латуни и цинка, а также из железа и стали и др.
На вопрос о том, как позолотить металл в домашних условиях, однозначного ответа не существует. Все зависит от того, изделия из какого металла необходимо подвергнуть такой обработке. На выбор технологии золочения, осуществляемого в домашних условиях, влияет также результат, которого необходимо добиться.
С помощью золочения можно придать обычным вещам совершенно другой вид
Для золочения металла могут использоваться разные методы, наиболее распространенными из которых являются:
Каждый из таких методов золочения, выполняемого в домашних условиях, требует использования определенных химических реактивов, инструментов и оборудования.
Приготовление и использование хлорного золота
Чтобы покрыть слоем позолоты металл, часто используют раствор, называемый хлорным золотом. Для приготовления такого раствора золото растворяют в «царской водке», представляющей собой смесь соляной и азотной кислот. Соляную и азотную кислоты берут в пропорции 3 : 1. Золото помещают в этот состав, а затем выпаривают жидкость. Выполнять процедуру выпаривания жидкости из такого раствора следует очень аккуратно, чтобы не получить ожоги кожных покровов и дыхательных путей. Сухое вещество, оставшееся после выпаривания, как раз и является хлорным золотом.
При выпаривании нужно отделить открытый огонь от емкости с раствором, например, сделав прослойку из асбестовой крошки, насыпанной в отдельную посудину
Перед тем как применять хлорное золото для позолоты, его необходимо смешать с раствором цианистого калия и отмученным мелом, в результате чего должна получиться кашицеобразная масса. Такой кашицей, используя кисточку, покрывают изделие, после чего его выдерживают некоторое время, а затем тщательно промывают и полируют.
Для золочения стали хлорное золото смешивают с эфиром. Покрытое таким составом изделие оставляют на некоторое время, пока эфир полностью не испарится, а затем обработанную поверхность просто натирают тканью для придания золотого блеска.
Используя хлорное золото, предварительно смешанное с эфиром, на металлический предмет можно наносить различные надписи и узоры. Для того чтобы провести такую процедуру, в полученный раствор окунают гусиное перо и выполняют требуемые надписи и узоры, которые после испарения эфира и полировки будут сверкать золотым блеском.
Большие поверхности покрывают позолотой с помощью мягкой кисти
Как уже говорилось выше, золотое напыление часто наносят на серебро, для чего также может использоваться хлорное золото. Чтобы выполнить химическое золочение изделий из данного металла, необходимо приготовить смесь, включающую в себя следующие компоненты:
Химическое золочение, которому необходимо подвергнуть серебро, можно также выполнять с использованием смеси из:
Саму процедуру напыления слоя золота на поверхность металла при использовании химических растворов выполняют в следующей последовательности.
Применение цинкового контакта
Чтобы получить более толстый позолоченный слой, используют цинковый контакт. Таким методом можно, например, покрыть слоем золота серебро. Для золочения готовят состав из таких компонентов, как:
Потребуется некоторое время на растворение всех компонентов состава
Изделия, изготовленные из меди и латуни, покрываются под золото в растворе следующего состава:
Предметы, на поверхность которых необходимо нанести слой позолоты, тщательно очищаются от грязи и жира, затем их помещают в предварительно нагретый состав для золочения. Уже находящиеся там изделия соединяют с цинковой палочкой, которая и выступает в качестве контакта.
Составы обезжиривающих растворов
Чтобы позолота, нанесенная на поверхность изделий из стали, цинка и олова, была качественной и отличалась хорошей адгезией, перед золочением их необходимо подвергнуть процедуре омеднения.
Гальванический метод нанесения позолоты
Наиболее прочный и качественный слой позолоты позволяет получить гальваническое покрытие золотом, выполняемое в специальных электролитических растворах. Такая технология золочения очень напоминает цинкование, так как для ее реализации используются гальваника и аналогичные электрохимические процессы.
Схема гальванической ванны
В зависимости от химического состава раствора, в котором выполняется гальванизация, сформированная позолота может иметь красноватый или светло-желтый оттенок. В основном золочение изделий из металла по данной технологии выполняют в растворах двух типов.
Электролиты для золочения первого типа готовят в следующей последовательности.
Чтобы позолотить серебро или любой другой металл таким методом, приготовленный состав доводят до температуры 50–62° и используют для протекания процесса платиновый анод. После истощения такого электролита для золочения в него добавляют хлорное золото.
Дефекты при использовании электролитов золочения и способы их устранения
Второй тип электролита для золочения носит название «золотая ванна Зельми». В таком растворе золотят серебро, сталь, изделия из олова, меди, латуни, христофлевого металла. Приготовление этого электролита для золочения происходит в несколько этапов.
Менее токсичными считаются условно бесцианидные электролиты золочения, характеристики которых приведены в таблице
Обработку в таком электролите для золочения проводят на протяжении 15–16 часов, используя для этого элемент Даниэля и слабые токи. В результате на поверхности металлического изделия формируется эффектная матовая позолота.
Задаваясь вопросами о том, что такое золочение и как его выполнить, следует учитывать, что для его осуществления используются различные методики, только часть из которых описана выше. Выбирая из таких технологий оптимальную, надо принимать во внимание целый ряд факторов, а также ориентироваться на желаемый результат.
Золото: пробы, сплавы и их свойства
Приветствую вас на нашей странице. Сегодня речь пойдет о сплавах драгоценных металлов с простыми, их свойствах, цвете и качествах, важных для ювелирных украшений. Уже на заре человечества золото было повсеместно распространено. Его использовали как первую валюту, украшали доспехи воинов и делали ценные украшения. Работать с металлом было легко, дорогие украшения и монеты были мерилом богатства и влияния.
Сегодня ювелиры применяют сплавы золота с новыми добавками, и утонченные оттенки придают украшениям особую оригинальность.
Почему ювелиры не используют чистое сырье
Главная причина, почему золото не применяется в неразбавленном виде, – его мягкость. Чтобы золотые изделия не деформировались, повысилась их износостойкость, используют добавки. От лигатуры зависит оттенок ювелирного изделия, снижается его стоимость. Тяжелое золото 985 пробы с лигатурой становится легче.
Металлы, применяемые в сплавах с золотом
Различные сплавы могут отличаться оттенком, также как материалы одного оттенка могут различаться по входящей в него лигатуре и количеству драгоценного металла:
С каждым годом появляются все новые сплавы, их результат используется в разных сферах жизни современного человека.
Рубрика «Инвестиции в золото»
Сегодня подделка ювелирных изделий – это чрезвычайно выгодный бизнес. Ведь золотые украшения малы по размеру. Они удобны при контрабанде. Они обладают высокой стоимостью в расчете на единицу объема и к тому же для их производства не нужны большие помещения и очень сложные технологии.
Способов имитации золота очень много.
Самый простой – это, так называемое, цыганское золота – начищенная до золотого блеска медь. Но обычно все-таки используются различные сплавы. Порой это бывают очень простые подделки из латуни, рондоля, бронзы, меди и даже из железа с алюминием. Однако чаще всего для имитации золота используются такие сплавы, отличить которые от настоящего золота по силам только опытному ювелиру или эксперту.
Так за драгоценный желтый металл часто выдаются следующие подделки:
7 алюминиевая бронза (ауфир, аурал, ауфор) – сплав золотисто-желтого цвета (состоит из 90 частей меди 10 частей алюминия);
7 батбронза ( bathbronze ) – сплав бронзы с оловом (используется для позолоты и литья художественно-промышленных изделий;
7 батметалл ( bathmetall ) – сплав, легированный цинком (используется в Англии для производства столовой посуды);
7 вермей ( vermeil ) – позолоченное на огне серебро;
7 гамельтонметалл ( hamiltonmetell ) – сплав из 66,7 частей меди и 33,3 частей цинка золотисто-желтого цвета;
7 голдин ( goldin ) – сплав меди и алюминия (используется в Германии для изготовления дешевых ювелирных изделий);
7 дюраметалл ( durametall ) – сплав меди, цинка и алюминия золотисто-бронзового цвета;
7 золото musiv – пластики сульфидного олова с золотым блеском (применяются для золочения; не разъедаются серой и сероводородом, не чернеют);
7 мангеймское золото – сплав из 83,6 частей меди, 9,4 частей цинка и 7 частей олова, окрашенный под золото;
7 мозаичное золото – сплав из 66 меди и 34 цинка (имеет оттенок самородного золота); орайде ( oreide ),
7 «французское золото» – сплав золотого цвета из 80 частей меди, 15 частей цинка и 5 частей олова;
7 пинчбек ( pinchbeck ), «английское золото» – сплав меди и цинка (применяется для изготовления общедоступных украшений, бижутерии, окладов); 7 симилор – сплав, похожий на золото (состоит, как правило, из 83,7 частей меди, 9,3 частей цинка и 7 частей олова);
7 томпак – сплав меди и цинка различных составов (чаще 90 частей меди и 10 частей цинка) с красивым золотым цветом;
7 электрон – сплав золота и серебра различных соединений;
7 «сплав золота с титаном» – сплав без золота (бижутерия), но по цвету напоминающий золото 585 пробы (обычно из него делают массивные украшения).
Особо часто людям «впаривают» томпак – весьма похожий на золото сплав.
Продажа томпака под видом золота очень популярна в Турции, где «попасть» на этот сплав можно даже в крупном магазине. Часто встречается фальшивое золото в Израиле, Италии, Китае, ОАЭ. Из этих стран обычно поступает и псевдозолотая контрабанда. Некачественные золотые изделия легко ломаются, а вот чинить их ювелиры не берут, т.к. незолотые сплавы не паяются.
В последнее время много фальшивого золота появилось в Гонконге и Вьетнаме (сплав золота с вольфрамом и другими тяжелыми металлами).
Очень распространена фальсификация, когда часть изделия из настоящего золота, а часть из сплава меди, олова и цинка. Например, замок на золотой цепочке с клеймом, действительно, золотой, а вот вся остальная часть – из сплава «под золото».
Конечно, на подлинном золоте должна стоять соответствующая проба. Но, например, в той же Турции в магазине прямо при вас поставят на изделии пробу, которую вы пожелаете. Понятно, что и на других украшениях может стоять любая проба.
Обжегшись на фальшивом желтом импортном золоте, россияне стали вновь ценить отечественное красное золото. Однако цвет сегодня не указывает на место изготовления. Иностранные импортеры, изучив спрос российских покупателей, быстро перешли на производство червонного золота.
Чтобы не терзать себя сомнениями и не оказаться разочарованным от дорогостоящей покупки, не стоит покупать золото с рук или в сомнительных магазинах. Лучше обращаться в крупные магазины и приобретать там изделия известных западных фирм и известных российских заводов. Хотя цена такого золота будет выше, но зато и вероятность купить подделку окажется относительно небольшой.
Стоит помнить, что согласно официальной статистике, около 60% золотых изделий, ввозимых в Россию, имеют содержание золота значительно ниже указанной на них пробы, а более половины продаваемых в России золотых украшений – фальшивые.
Если появились сомнения в подлинности золота, то стоит отдать изделие на экспертизу, например, в ломбард. В случае подтверждения подозрений фальшивое золотое украшение можно сдать в тот же магазин, в котором оно было куплен.
Отношение к имитации золота двоякое. С одной стороны, это все-таки подделка, с другой стороны — вид изделия или содержание его могут быть настолько благородны, что с лихвой компенсируют очевидное отсутствие золота. Это относится к золочению куполов храмов, покрытию материалом, похожим на золото, предметов искусства, элементов эксклюзивной мебели.
История подделок и легальных заменителей золота настолько богата фактами, что, задавая вопрос: как называется металл, похожий на золото, можно получить ответ, который займет не один десяток страниц. Мы же рассмотрим самые известные и использующиеся в наше время псевдозолотые сплавы. Итак, какой материал похож на золото?
Первым и самым честным экземпляром будет Абиссинское золото. Присутствие микроскопических долей драгоценного металла в составе металла дает ему некоторое право называться золотом.
Основной проблемой любой имитации является низкая устойчивость к коррозии. Ювелиры Эфиопии, бывшие гениальными мошенниками, или просто предприимчивыми химиками, создали сплав, похожий на золото, который не покрывался патиной долгое время и мог сойти за золото в глазах даже опытного специалиста. Новый материал получил название по старому имени страны — Абиссинский. Основой сплава была медь, содержание которого составляло почти 90%. Остальные части дополнял цинк, а устойчивость к коррозии добавляло золото в очень малых дозах — всего 0,5%. Такого количества драгоценного металла хватило, чтобы сделать Абиссинское золото устойчивым к внешним воздействиям.
Используют Абиссинское золото для изготовления «золотых» металлических коронок, в микроэлектронике и в ювелирном деле.
Этот металл, похожий на золото, называется, как и его драгоценный прообраз, золотом, с приставкой Французское. В этом сплаве оригинал отсутствует полностью и объединяет их только цвет.
Еще одной чертой, выдающей несовершенство большинства подделок, является отсутствие присущего золоту сверкающего блеска. Однако талантливые химики создали металлосплав из меди, цинка и олова, который воспроизводит и желто-золотой цвет и блеск драгоценного золота. Название его среди ювелиров — Орайде или Французское золото. Процентное содержание компонентов в этом сплаве: 58% Cu, 25% Zn, 17% Sn.
Из Французского золота делают галантерейные изделия, украшения и используют в качестве материала для создания предметов искусства. На них вы не найдете печать с соответствующей золотым изделиям пробой.
Сплав на основе латуни, известный с XVII века, выглядит как золото, ведет себя, как золото. Томпак мало подвержен коррозии, имеет хороший блеск; цвет его, как и цвет золота, варьируется от желтого с красным до светло-золотого. Оттенки металла зависят от количества меди, обычное содержание которой в сплаве составляет до 90 %. Количество цинка — менее 10%. Этот металл, похожий на золото, не реагирует на магнит.
Томпак имеет несколько дополнительных названий, среди которых наиболее распространенными являются симилор, ореид и хризорин.
Металл применяют для изготовления дорогой мебельной фурнитуры, «золоченых» элементов декора, посуды, предметов интерьера, знаков отличия, швейной мелочи, частей духовых музыкальных инструментов, монет и медалей. В России томпак используется в качестве основы главной школьной награды — золотой медали.
Соединение титана с азотом рождает особенный сплав — нитрид титана. Этот материал, похожий на золото, обладает действительно уникальными характеристиками. Он устойчив ко всем видам атмосферных воздействий, не реагирует на соляную и серную кислоту, не плавится при температуре до 800 градусов, не теряет свои свойства от времени.
Благодаря таким качествам, нитрид титана используется для имитации эффекта золочения церковных куполов, предметов внутрихрамового убранства, элементов внешней отделки зданий и декоративных металлических конструкций.
Заказчики крупных объектов наружной рекламы, задающие вопрос, какой металл похож на золото, также получают предложение покрыть рекламные инсталляции именно нитридом титана.
Зная о наличии этих имитаций золота, вы уже защищены как покупатель, так как знаете, что не все то золото, что на него похоже. Для того, чтобы научиться отличать подделки, рекомендуем вам также ознакомиться с нашей статьей — как проверить золото на подлинность.
В настоящее время сложно кого-либо удивить поддельным товаром. Подделывают абсолютно все — от продуктов питания до денег, ювелирных изделий и произведений искусства. И именно поддельные ювелирные изделия обходятся покупателям наиболее дорого. Согласно усредненным статистическим данным, в российских ювелирных магазинах имитация старого драгоценного металла — золота — уже достигает половины от общего числа представленных изделий. А имитация старого изделия из золота будет однозначно стоить дороже, чем поддельная новомодная бижутерия. Как же купить настоящее изделие из старого золота, а не дешевый сплав, похожий на благородный металл?
Читать также: Схема подключения катушки контактора
Цвета золотых сплавов в зависимости от состава
Цвет зависит от соотношения взятых компонентов. Одинаковые на вид украшения могут иметь разную стоимость и свойства благодаря богатым изысканиям в этой области.
Желтое
Классический цвет – результат соединения с Cu и Ag. Улучшается износостойкость. Желтый цвет у ювелирных украшений – очень популярный уже несколько столетий. 750 и 585 — характерные значения содержания золота для этого цвета.
Черное
Очень эффектный цвет для современных украшений, получается несколькими путями:
Белое
Цвет получают добавлением самых разных лигатур. Это может быть и марганец, и никель, и палладий. Ювелирные изделия этого цвета очень красивые, белые с желтым подтоном. Впервые начали вырабатывать в первом десятилетии XX века взамен тугоплавкого сплава с платиной.
Красное
В результате соединения золота с медью получается розовый или красный сплав. Этот вид распространился по Европе в XX веке. Для России его появление датируется XVIII веком. Сегодня оно популярно как основа в обручальных кольцах.
Другие
Зеленовато-желтое – результат сплавления с серебряной лигатурой. Состоит из 73 % золота и 27 % серебра. Под названием «электрум» пришло к нам из Древней истории как природное соединение. Зеленоватый оттенок характерен для сплавов с добавлением кадмия. Украшения из подобного сплава считаются вредными для здоровья. Из-за токсичности лигатуры их не следует носить продолжительное время.
В сплаве с индием получается эффектный голубой цвет.
Долгое время ювелиры мира пытались получить фиолетовое золото. Эксперименты увенчались успехом в 2002 году. В составе 19 каратного (750 пробы) фиолетового золота содержатся добавки алюминия и палладия. Сложным представляется уход за такими изделиями. Материал очень хрупкий, используется в украшениях только отдельными элементами.
Как не купить подделку?
Не купить подделку очень сложно. Никто не даст 100%-й гарантии на то, что перед вами настоящее золото, а не какой-нибудь имитирующий сплав. Можно лишь работать над тем, чтобы свести риск покупки подделки к минимуму.
Главное, необходимо четко усвоить то, что имитации чаще всего продаются в сомнительных местах вроде уличных ларьков, переходов метро и т. п. Покупать украшения у таких продавцов не рекомендуется. За привлекательной ценой в подавляющем большинстве случаев скрывается исключительно низкое качество.
Но никто не застрахован и от покупки поддельного украшения в обычном ювелирном магазине в центре города. Легальность работы продавца еще не является 100%-й гарантией того, что он продает изделия высокого качества. Продажа нелегальной продукции является для многих предпринимателей одной из главных статей дохода.
Так что если вы хотите купить золотое ювелирное украшение, то лучше всего выбирать для покупки крупный магазин и приобретать только изделия от известных отечественных или зарубежных заводов-изготовителей. Стоимость подобных изделий существенно отличается от цены золота из метро, но, согласно утверждениям экспертов, шанс покупки подделки в подобных ситуациях существенно снижается.
При желании для проверки подлинности ювелирного изделия можно воспользоваться специальным детектором. Однако и при наличии этого инструмента рассчитывать на полностью достоверный результат не приходится. Они тоже дают сбои. Фиксировались такие случаи, когда детектор «не признавал» однозначно подлинное изделие от одного из ведущих мировых брендов и называл его «неизвестным сплавом». Проблема в том, что такие приборы ориентируются на физические характеристики украшения. И эти свойства зависят не только от доли драгоценного металла в сплаве, но и от наличия и процентного соотношения в нем других компонентов.
Так что даже экспертиза от упоминавшейся ранее государственной палаты является более достоверной. И проблема не в том, что клеймо довольно сложно подделать. Основным преимуществом покупки изделий, проверенных пробирной палатой, является то, что мошенники в большинстве своем предпочитают не подделывать государственные клейма — за это предусмотрена уголовная ответственность. Перед покупкой внимательно изучите клеймо под лупой. На настоящем клейме обязательно указывается шифр инспекции, которая клеймила изделие.
В дополнение к государственному клейму на изделии, как правило, присутствует и клеймо компании-производителя. Лучше, если это будет имя известного ювелирного завода. Как правило, его наличие является гарантией того, что проба соответствует заявленной и все ювелирные работы были выполнены на высоком уровне.
Также специалисты рекомендуют обязательно изучать «изнанку» изделия. Проверьте качество исполнения всех невидимых глазу креплений. Чем оно выше, тем более качественным является изделие и тем выше класс изготовителя.
Таким образом, покупка ювелирных украшений в настоящее время больше похожа на игру в лотерею. Выводы крайне неутешительные. На отечественном рынке ювелирной продукции очень много фальшивых изделий, и отличить их от подлинников крайне сложно даже опытному покупателю. При желании купить что-нибудь из золота, делайте это только в крупных магазинах, отдавая предпочтение товарам от известных ювелирных заводов. Так вы существенно уменьшите риск приобретения подделки. Удачной покупки!
Маркировка сплавов
Золотосодержащие сплавы имеют общую маркировку. Ее основу составляет обозначение буквами из кириллицы:
Рядом с буквами, обозначающими металл, идет число, обозначающее долю содержания материала. Для драгоценных металлов содержание указывается в долях от тысячи, для остальных – в сотых, то есть в процентах.
Системы для проб сплавов
Раньше в странах были разные системы оценки драгоценных металлов. С развитием прогресса их число сократилось. На сегодня известно, какие бывают системы — метрическая и каратная.
Метрическая
Больше других в мире распространенная и единственная действующая сегодня в России. Принцип системы заключается в указании количества золота на килограмм материала. По этой системе распространенными являются пробы – 375, 500, 750, 958 и 999.
Каратная
В Европе и США широко применяется каратная система. В ней 24 части (карата) соответствуют 100% содержанию благородного металла. Например, проба 10К означает, что из 24 частей сплава 10 составляет чистое золото.
Золотниковая
Использовалась система в царской России, была отменена в 1927 году. Базировалась на использовании единицы веса — фунта. Один фунт составляет 450 граммов, или 96 золотников. Драгоценным считался металл с пробой не ниже 36 золотников.
Лотовая
Система использовалась в Старой Европе. Еще в средние века серебро и золото измерялись в марках. Одна марка равнялась 16 лотам. Драгоценным считается сплав с пробой не ниже 6 лотов, что соответствует 375 пробе.
Таблица 1. Соответствия проб золота
Золотниковая | Метрическая | Лотовая | Каратная |
36 | 375 | 6 | 9 |
48 | 500 | 7 | 10 |
56 | 585 | 9 | 14 |
72 | 750 | 12 | 18 |
Таблица 2. Названия сплава, состава и цветов 583 пробы
№ | Название сплава | Содержание золота, % | Содержание серебра, % | Содержание Меди, % | Содержание никеля, % | Содержание Другие металлы, % | Цвет сплава |
1 | ЗлМ583 | Au 58,3 | — | Cu 41,7 | — | — | ярко-красный |
2 | ЗлСрМ583-20 | Au 58,3 | Ag 2,0 | Cu 39,7 | — | — | ярко-красный |
3 | ЗлСрМ583-42 | Au 58,3 | Ag 4,2 | Cu 37,5 | — | — | ярко-красный |
4 | ЗлСрМ583-80: | Au 58,3 | Ag 8,0 | Cu 33,7 | красный | ||
5 | ЗлСрМ583-125 | Au 58,3 | Ag 12,5 | Cu 29,2 | — | — | красный |
6 | ЗлСрМ583-146 | Au 58,3 | Ag 14,6 | Cu 27,1 | — | — | красный |
7 | ЗлСрМ583-200 | Au 58,3 | Ag 20,0 | Cu 21,7 | — | — | красноватый |
8 | ЗлСрМ583-217 | Au 58,3 | Ag 21,7 | Cu 20,0 | — | — | бледно-красный |
9 | ЗлСрМ583-250 | Au 58,3 | Ag 25,0 | Cu 16,7 | — | — | зеленоватый |
10 | ЗлСрМ583-300 | Au 58,3 | Ag 30,0 | Cu 11,7 | — | — | зеленый |
11 | ЗлСрМ583-337 | Au 58,3 | Ag 33,7 | Cu 8,0 | — | — | зеленый |
12 | ЗлСр583-417 | Au 58,3 | %; Ag 41,7 | — | — | — | зеленый |
13 | ЗлСрМН3,2-35,7-2,8 | Au 58,3 | Ag 3,2 | Cu 35,7 | Ni 2,8 | — | розовый |
14 | ЗлМН35,4-6,3 | Au 58,3 | — | Cu 35,4 | Ni 6,3 | — | |
15 | ЗлМН24,7-17 | : Au 58,3 | — | Cu 24,7 | %; Ni 17,0 | — | бледно-розовый |
16 | ЗлСрПд23,7-18 | Au 58,3 | Ag 23,7 | — | — | Pd 18,0 | белый |
17 | ЗлМНЦ23,5-12,2-6 | Au 58,3 | Cu 23,5 | — | — | Ni 12,2 Zn 6,0 | белый |
Из-за чего металл тускнеет
Причин у изменения вида нового колечка может быть несколько:
Оценка качества ювелирных изделий
Проверка качества ювелирной продукции в России относится к полномочиям Государственной пробирной палаты. Теоретически изделия с ее пробой являются настоящим золотом. Однако на практике все куда запутаннее. Проблема в том, что в большинстве своем ювелирные изделия проверяются поверхностно. Как правило, анализируется лишь слой покрытия, соскобленного с поверхности ювелирного изделия. Таким образом, печать свидетельствует лишь о том, что верхний слой ювелирного украшения в действительности сделан из золота. Но что под этим слоем — уже загадка.
Знающий пользователь может возразить, что драгоценные изделия разрезаются, после чего срез подвергается подробному химическому анализу. Да, подвергается. Но подобную проверку проходит только одно изделие на выбор из целой партии однотипной продукции. Так что если проверенный образец сделан из золота, а остальные изделия изготовлены из непонятных сплавов, пробирная палата за это уже не отвечает.
Важно учитывать и то, что лишь примерно половина изделий в стране в настоящее время имеет соответствующую маркировку. Если учитывать специфику деятельности упоминавшейся пробирной палаты, то можно прийти к такому неутешительному выводу, что качественных ювелирных украшений в продаже еще меньше.
И ничего удивительного в этом нет. Подделывать ювелирные украшения очень выгодно. Они имеют небольшой размер и продаются по высокой цене, если пересчитать на единицу объема. Контрабандистам очень удобно работать с такой продукцией. Их изготовление не требует наличия больших производственных помещений. Да и сложные технологические операции, как правило, тоже не требуются. Так что теневой ювелирный бизнес развивается и процветает. Поэтому к покупке нужно тщательно готовиться.
Медицинский сплав
Один из сплавов, похожих на золото, применяется при изготовлении медицинского инструмента, раньше из него делали зубные коронки. В его состав входят никель, хром и магний. Изделия носят люди с редкой формой аллергии на драгоценные металлы.
6 лет в ювелирном деле. Знает все о пробах и может определить подделку за 12 секунд
В отличие от настоящего золота, медицинское не реагирует на йод: так можно отличить изделие из медицинского золота от настоящего.
Также смотрите как получают белое золото, соединив его с палладием: