Как сделать сравнительную характеристику стран
ИКТ на уроках географии. Тема: «Сравнительная экономико-географическая характеристика стран Зарубежной Европы»
Урок в 11 классе по теме “Знакомство с субрегионами и странами Зарубежной Европы” шестой в разделе “Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа” по учебнику Максаковского В.П. На данном уроке рассматриваются особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства и культуры, современных проблем развития стран Европы, анализ карт на примере Швеции, Франции, Греции и Польши в соответствии с требованием ФКГОСОО. На уроке развиваются и совершенствуются такие УУД, как:
Кроме того, данные презентации по странам Европы можно использовать во внеклассной работе с целью развития познавательного интереса к миру, культуре и достопримечательностям изучаемых стран.
Образовательная – выявить социально – экономические особенности стран различных субрегионов Европы.
Развивающая – развитие умений сравнивать различные страны субрегионов Европы по основным экономико-географическим показателям; выделять черты сходства и различия, используя различные источники географических знаний.
Воспитательная – способствовать развитию культурного всесторонне развитого человека через познание культур других народов и стран; умения вести себя в обществе: вести беседу с учителем, одноклассниками, слушать других людей, работать в группе.
Средства обучения: настенная карта Европы, атласы, учебники, хрестоматии, энциклопедии, мультимедиа. На доске эпиграф “В Европе удобно, но родины ласки ни с чем не сравнимы!” Н.А.Некрасов.
ФОУД: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Тип урока: урок-практикум.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный, метод проектов.
Роль учителя | Роль ученика | ||||||||||||||||||||
1. Организационный момент. Мотивация. Ребята, сегодняшний наш урок мне бы хотелось начать со слов Н.А. Некрасова (на доске “В Европе удобно, но родины ласки ни с чем не сравнимы!”). Давайте попробуем на сегодняшнем занятии найти подтверждение этих строк, а для этого нам необходимо познакомиться со странами Зарубежной Европы. 2. Актуализация. Давайте вспомним, что нам известно с прошлого урока, какие общие черты и какие различия имеют страны Европы? В какие интеграционные группировки они входят? С какой целью происходит интеграция в Европе? 3. Целеполагание. Исходя из того, что мы знаем с прошлого урока, а также используя информацию этой беседы, попробуйте сами определить цель сегодняшнего урока (если возникают затруднения, учитель корректирует постановку цели). 4. Первичное усвоение материала. Наша задача – на основе выступлений учеников заполнить таблицу со сравнительной характеристикой по Швеции и Польше, Франции и Греции, которые входят в состав разных субрегионов Зарубежной Европы (некоторые ученики выполняли проекты по заданным странам, которые получили заранее). После выступления по каждой стране учитель задает вопрос: Чем данная страна удобна для жизнедеятельности человека? 5. Осознание и осмысление учебной информации. Итак, мы получили краткую информацию о четырех странах, расположенных в разных субрегионах Зарубежной Европы. Чтобы узнать, а в какой стране более комфортные условия жизни и более высокий уровень экономического развития, нам необходимо сравнить эти страны. Эту работу мы будем выполнять по группам. Мы с вами живем в России, а значит нам не безразлично экономическое развитие нашей страны. Поэтому одна группа будет определять внешние связи этих стран с Россией и выявлять наиболее выгодных партнеров Делаем выводы – слушаем результаты работы групп. 6. Швеция – Греция (черты сходства): 1. полуостровные, унитарные государства, Франция – Польша (черты сходства): 1. материковые страны, унитарные республики, Внешние связи с Россией: Импорт: продукция машиностроения, (автомобили, оборудование) мебель, одежда, парфюмерия, косметика, медикаменты, продовольственные товары Экспорт: топливо, металлическое сырье, химические продукты и др. 7. Первичное закрепление учебного материала. Проанализировав все особенности каждой страны, давайте сделаем общий вывод – что же влияет на экономическое развитие стран? Итак, на экономическое развитие страны влияют: 8. Домашнее задание стр. 218–221 учебника, повторить материал по Зарубежной Европе, используя блок самоконтроля в конце темы 6 (дифференцированно записано на доске) 9. Рефлексия. Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока, вы согласны с Н.А.Некрасовым, что в Европе удобно? Да, конечно. Но почему он тут же говорит, что “Родины ласки ни с чем не сравнимы”? ………. Конечно надо стремиться к уровню жизни, сопоставимому с уровнем европейских стран, но это зависит прежде всего от нас с вами, как мы будем строить свою жизнь и какой вклад внести в экономику страны сможете вы после окончания школы и учебных заведений. Страна богата ресурсами, но сила нашей страны в нас. И хотелось бы верить, что “Если крикнет рать святая, кинь ты Русь живи в раю!”, на это вы бы ответили……… так как это сказал С Есенин и с которым я полностью согласна “Я скажу не надо рая дайте родину мою.” Спасибо за урок. | Проверяют готовность к уроку, настраиваются на плодотворную работу. (Слайд 1) Читают слова Н.А. Некрасова, анализируют, почему автор пишет, что в Европе удобно. Анализируют расселение населения и особенности хозяйства крупных регионов Зарубежной Европы. Отвечают на вопросы учителя. Определяют цель урока – рассмотреть страны из разных субрегионов Зарубежной Европы; выявить, почему в Европе удобно и где наиболее комфортно для человека Выступление учеников с опережающим заданием – проектами по данным странам. Во время выступлений ученики заполняют таблицу в рабочих листах (см. приложение). Выступающие отвечают на вопрос учителя, чем их страна выгодна (удобна) для человека. Групповая практическая работа: на основании полученных данных, а также используя другие источники информации, сравнить страны и сделать соответствующие выводы. Класс делится на группы: Представители каждой из групп делают выводы: Швеция экономически развита сильнее Польша экономически развита, расположена ближе к России Ученики сравнивают свои записи с эталоном учителя, корректируют и делают соответствующие выводы. Делают общий вывод о факторах, влияющих на экономическое развитие страны, соотносят с эталоном учителя. Записывают домашнее задание, анализируют блок самоконтроля и взаимного контроля, определяют степень самоподготовки к зачету по теме “Зарубежная Европа”. Отвечают на вопросы учителя, ведут беседу-дискуссию с учителем и одноклассниками. Возможные варианты ответа: “Европа удобна географическим положением, благоприятным климатом, уровнем экономического развития и т.п.”, “Россия богата природно-ресурсным потенциалом, есть возможность для дальнейшего развития, необходимо только правильно распоряжаться этим богатством и развивать экономическое и политическое сотрудничество с другими странами и т.п.” Сравнительные характеристики государствРоль и место России в мировых процессах История распорядилась так, что Россия является евразийским государством, расположенных в Восточной Европе и Северной Азии. Её территория (17,075 тыс. кв. км), составляющая около 14% всей земной поверхности, омывается водами Северного Ледовитого и Тихого океанов, Чёрного, Балтийского и Каспийского морей. Такой огромной территорией не располагает ни одно государство мира. Ни одно государство не имеет столь протяжённых сухопутных государственных границ – 20017 км с 16 странами. Протяжённость береговой линии составляет 37653 км. Россия отличается от всех стран оригинальностью и самобытностью. Являясь самодостаточным государством, Российская Федерация опирается преимущественно на собственные ресурсы. На её просторах сосредоточенно около 35% всех мировых запасов, в том числе: природного газа – 45%, угля – 23%, урана – 14%, нефти – 13%. Континентальный шельф России, составляющий 20% площади всего океана, таит в себе несметные богатства, которые до настоящего времени ещё не до конца изучены и оценены. А в ближайшем будущем, по всей видимости, он будет расширен ещё более чем на 1 млн. кв. км в Северном Ледовитом океане. Общие прогнозные запасы ресурсов на территории России оцениваются в 140 трлн. долларов США. По численности населения (более 141 млн. человек) Россия занимает 8 место в мире. Всего в Российской Федерации проживает свыше 180 народов. Граждане русской национальности составляют 81,5%, татары – 3,8%, украинцы – 3,0%, чуваши – 1,2%, башкиры – 0,9%, белорусы – 0,9%, молдаване – 0,7%. Средняя плотность населения – 8,5 человек на 1 кв. км. Сравнительные характеристики пяти наиболее крупных по территории государств приведены в таблице 1.
* По данным на 2007 г. («Мир Новостей», 18 матра 2008г.) ВВП на душу населения в России составляет 13700 долл. США. К 2020 году он же, по прогнозам, составит 30000 долл. Справочно: В 2007 году Всемирный банк составил рейтинг самых крупных экономик мира. Это было первое глобальное исследование, в котором 146 стран оценили не по текущему обменному курсу валют, а по паритету покупательской способности. Эксперты использовали формулу единого расчёта и сравнили по стоимости корзины товаров и услуг каждой страны. Этот коэффициент учитывает ценовые дисбалансы государств. В тройку лидеров вошли США, Китай и Япония. А Россия, по новой методологии, заняла 8 место с производством более 3% от мирового валового продукта. Причём, российский ВВП на душу населения составил около 12 тыс. долларов. Позади России остались Бразилия и Италия. В десятку крупнейших экономик мира вошли также Индия, Германия, Великобритания и Франция, занявшие 4 – 7 места. По прогнозам зарубежных специалистов, при сохранении нынешних темпов и направлений экономического развития, к 2050 году ситуация в мире изменится. Наиболее мощной станет экономика Китая, на 1/3 превышающая экономическую мощь США. В первой пятёрке наиболее развитых экономик мира, кроме Китая и США, окажутся Бразилия, Япония и Россия. В ноябре 2007г. ООН опубликовала индекс развития человеческого потенциала в 177 странах мира, оценивающий государства по богатству, продолжительности жизни и уровню образования. Рейтинг возглавила Исландия, вытеснив на 2-е место Норвегию, 3-е место заняла Австралия. Россия впервые вошла в первую группу из 70 стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала, заняв 67-е место. США в этом исследовании заняли 12-е место, Япония – 8-е, Франция – 10-е, Финляндия – 11-е, Германия – 22-е. следует заметить, что индекс рассчитывался с большим временным отставанием (составлен на основе статистики за 2005г.). Следовательно, в нём не были учтены последние данные по росту инвестиций и ВВП, доходов населения в России за последние 2 года. Роль России в системе военно-политических отношений в мире определялась ранее главным образом: – её геостратегическим положением; – статусом постоянного члена Совета Безопасности ООН. Эта роль мировой державы сохраняется и сегодня. Однако созданный в ХХ веке мировой порядок переживает серьёзные перемены, так как растёт взаимозависимость всех государств планеты. Поэтому система взаимодействия между ними стала более сложной и динамичной, чем во времена блокового противостояния и биполярной конфронтации. В настоящее время Россия находится на новом этапе своего исторического развития. Глобальная и региональная безопасность смещается от более ясных вопросов войны и мира к менее определённым и более сложным политическим, финансово-экономическим, этнонациональным, демографическим и другим проблемам,что существенно влияет на геополитическое положение России, её место в системе военно-политических отношений. Россия последовательно выступает за создание такой системы международных отношений, в которой значение военной силы будет минимизировано и её функции сведены к задаче сдерживания вооружённых конфликтов. Однако с учётом объективно существующих тенденций в системе международных отношений Россия вынуждена корректировать своё видение роли и места военной политики и военных инструментов. Наличие у России современных и эффективных Вооружённых Сил становится одним из условий её успешной и безболезненной интеграции в строящуюся систему международных отношений. Россия с её уникальным геостратегическим положением, занимая 1/7 часть суши, представляет один из центров силы глобального, а не регионального масштаба.Охватывая центральную часть Европейского континента, имея выходы к трём океанам, она объективно играет роль геополитического моста и посредника в отношениях между странами Европы и Азии, влияет на содержание экономических, политических, военных и культурных процессов в этих частях света. Россия с её огромным пространством имеет все возможности для активного и эффективного участия в международной интеграции и воздействия на глобальные политические процессы, на жизнь планеты в целом. Геополитические интересы России пересекаются и с интересами Запада и США, и с интересами исламского Юга, ибо Россия – страна евроазиатская. Запад заинтересован сделать Россию буфером в своем нарастающем противостоянии с исламским миром, ослабить и Россию, и исламский мир в этой борьбе, не допустив тем самым существование на этих территориях мощных геополитических соперников для США и Запада. России необходимо рассчитывать на собственные силы, исходить из национальных интересов,научиться у США формированию и отстаиванию национально-государственных интересов и целей. Основные выводы: Основываясь на вышеизложенном материале, можно сформулировать основные выводы, касающиеся современной военно-политической обстановки, роли и места России в решении мировых проблем. 1. Военно-политическая обстановка в мире складывается под воздействием сложного и противоречивого процесса глобализации международных политических и экономических отношений, стремления ряда государств, с одной стороны к формированию однополюсного мира во главе с США, опирающегося на военную силу в решении международных проблем, а с другой – стремление быстро развивающихся стран, в том числе и России, к созданию многополюсного мира, основанного на справедливой и демократической системе международных политических и экономических отношений. Основной движущей силой кардинальных изменении военно-политической ситуации вокруг России является борьба основных мировых центров силы за получение беспрепятственного доступа к сырьевым, энергетическим, научно-техническим, людским и территориальным ресурсам на ранее практически закрытом для них постсоветском пространстве. Обстановка вокруг России характеризуется нестабильностью, напряженностью, обострением национально-этнических и религиозных противоречий, частым использованием Западом угрозы силой или ее прямым применением против суверенных государств. Строительство нового мирового порядка, обострение борьбы за сферы влияния, источники сырья и рынки сбыта может непосредственно затронуть национальные интересы России. 2. Роль России в системе военно-политических отношений в мире определяется ее геостратегическим положением, ядерным потенциалом, статусом постоянного члена Совета Безопасности ООН. Россия с ее уникальным геостратегическим положением представляет один из центров силы глобального масштаба. Охватывая центральную часть евразийского континента, имея выходы к трем океанам, она объективно играет роль геополитического моста и посредника в отношениях между странами Европы и Азии, влияет на содержание экономических, политических, военных и культурных процессов в этих частях света и во всем мире. Россия никому ничего не должна. Всем, что мы имеем, мы обязаны только себе, собственным усилиям и своей истории. С этих суверенных позиций Россия и впредь будет вести дела с международными партнерами. Это означает полное равноправие, взаимный учет интересов и взаимную выгоду, взаимодействие на основе совместного анализа и совместно принятых решений. У России в настоящее время нет явных противников на международной арене, хотя с рядом сопредельных государств существуют разногласия по территориальным вопросам. В то же время, вне пределов СНГ у России нет и союзников, на поддержку которых она могла бы однозначно рассчитывать. 3. В современном мире существует много источников потенциальной и реальной военной опасности для России. Главным из них является борьба мировых центров силы за право доступа к ее сырьевым и другим ресурсам, снижение мирового статуса и веса России в решении международных проблем, вытеснение ее из зон традиционных российских интересов, стремление США любыми средствами, прежде всего с применением военной силы, добиться мирового господства и возглавить однополюсный мир. Россия «не вписывается» в нынешнюю модель глобализации на условиях Запада, который отдает приоритет использованию военной силы в решении спорных проблем. Ключевые тенденции современного развития, включая нарождающуюся многополярность и возрастание роли многосторонней дипломатии, подводят к выводу о том, что решение вопросов стратегической стабильности не может боле оставаться эксклюзивной сферой отношений между Россией и США. Объективно приходит время открыть эти рамки для всех ведущих государств, прежде всего европейских, заинтересованных в совместных действиях ради обеспечения общей безопасности. Источники военной опасности кроются также в территориальных претензиях к России со стороны некоторых государств, возникновении и эскалации очагов напряженности и вооруженных конфликтов вокруг ее границ, и прежде всего в ближнем зарубежье. Эти и другие источники военной опасности при определенных условиях могут создавать очаги опасности или вызывать угрозы безопасности Российской Федерации. 4.Обеспечение военной безопасности представляет собой процесс деятельности всех государственных структур, в котором наличие мощных Вооруженных Сил является серьезным сдерживающим фактором. Он обеспечивает достижение военной безопасности мирными средствами. Военная сила перестает быть главным естественно-традиционным средством политики во всех случаях, хотя продолжает играть важную роль в поддержании национальной безопасности государства. Основная нагрузка в обеспечении интересов безопасности должна приходиться на политико-дипломатические и информационные средства. То есть такие инструменты, которые принято называть «мягкой силой»: воздействие на партнеров без применения силы и иных методов силового принуждения. В деятельности государства и общества по обеспечению военной безопасности в последнее время повышается роль и значимость невоенных средств, и том числе социально-политических. Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 1411 ; Нарушение авторских прав? Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
|