Как сделать стилистический разбор текста пример
Стилистический разбор
Схема стилистического разбора текста:
1) Основная функция, задачи речи. Есть ли дополнительные функции?
2) Сфера применения, жанр. (Может быть указана речевая ситуация.)
3) Характерные особенности.
4) Средства, которыми эти особенности создаются.
5) Какие из перечисленных особенностей характерны для данного отрывка:
непринуждённость — официальность;
точность, ясность — расплывчатость, неопределённость;
образность — отсутствие образности;
эмоциональность — бесстрастность;
объективность — субъективность.
6) Языковая специфика: лексика, фразеология, грамматика (привести примеры из отрывка).
7) Вывод: какой стиль?
Пример :
Мажорным называется лад, устойчивые звуки которого (в последовательном или одновременном звучании) образуют большое или мажорное трезвучие — аккорд, состоящий из трех звуков.
Звуки мажорного трезвучия расположены по терциям: большая терция — между низким и средним звуками и малая — между средним и верхним звуками. между крайними звуками трезвучия образуется интервал — чистая квинта.
Единственная функция данного текста — сообщение.
Сообщение дается в форме определения, понятия (что такое мажорный лад). Вероятно, это отрывок из учебника.
Сфера применения (учебник, а не протокол, объявление…) позволяет сделать вывод, что это отрывок научного, а не делового стиля.
Для данного отрывка характерны следующие особенности: точность, ясность, отсутствие образности, бесстрастность, объективность.
Создаются эти особенности следующими средствами:
а) употреблением научной (музыкальной) терминологии, состоящей из отдельных слов и сочетаний терминологического
Характера (мажорный лад, большая терция, чистая квинта, трезвучие);
б) отсутствием эмоциональной лексики;
в) грамматическими особенностями: прямой порядок слов в предложениях; из трех предложений только одно простое, ничем не осложненное. Из двух других первое сложноподчиненное, кроме того, в нем есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом, и вставная конструкция.
Таким образом, синтаксис также подтверждает, что это отрывок текста научного стиля.
СТИЛИ, ОСОБЕННОСТИ И ПРИЗНАКИ
Название стиля | Основные особенности и признаки стиля |
Разговорный стиль. | Широкое применение бытовой лексики; наличие индивидуальных выражений говорящего; почти полное отсутствие терминов и иностранных слов; использование слов с фамильярной, ласкательной, иронической, неодобрительной и другими эмоциональными окрасками; большое количество междометий, восклицаний; наличие типично разговорных форм слов (докторша, очкастый, спекульнуть, прикупить и др.); использование неполных и незаконченных предложений; ускоренное, нечеткое произношение некоторых слов и словосочетаний (Здрасьте, Мариванна и др.); широкое привлечение жестов, мимики, интонации. |
Научный стиль. | Использование однозначных слов; широкое употребление понятий, определений, научных терминов, иностранных слов; большое количество существительных (особенно среднего рода с абстрактным значением: явление, свойство, состояние, отношение и др.); почти полное отсутствие эмоциональной окраски и образных средств языка, кроме точных, нехудожественных сравнений для пояснения чего-либо; точное, логичное выражение мысли, отсюда — логическая связь между предложениями и их частями; использование сложных предложений, как правило повествовательных, с большим количеством союзов, причастных и деепричастных оборотов. |
Публицистический стиль. | Широкое использование общественно-политической терминологии (компартия, идеология, инициатор, расизм и др.), слов и оборотов речи, окрашенных эмоциями торжественности, сочувствия, иронии, негодования и др.; простота и доступность повествования, документальная точность описаний, лозунговый и призывный характер заголовков (Хлеб — Родине! На труд и подвиг! и др.); наличие некоторых черт научного стиля (терминология), официально-делового (сжатость, официальность речи) и художественного стиля (образные средства языка); большое количество вопросительных и восклицательных предложений; наличие сложных предложений с однородными и обособленными членами; четкость, ясность и доступность даже сложных конструкций. |
Официально- деловой стиль. | Стандартизированность речи, т. е. использование речевых штампов (в случае неявки, в установленном порядке, без уважительной причины и др.); широкое употребление слов с оттенком долженствования (постановил, приказывает, обязан, имеет право и др.); предельная ясность формулировок, не допускающая различных толкований; полное непроявление лица говорящего (нет местоимений); отсутствие рассуждений и описаний; изложение материала не повествовательное, а утверждающее; сжатость, официальность речи; почти полное отсутствие сложноподчиненных предложений, особенно с придаточными причины; большое количество обособленных и однородных членов в простых предложениях, так как нужно оговорить множество подробностей (например, в законах). |
Стиль художественной литературы. | Это совершенно особенный стиль, включающий в себя все разнообразие нашей речи. Для него характерно следующее: широкое использование всех средств языка, создающих художественный образ: сравнений, метафор, эпитетов и др.; разнообразная яркая эмоциональная окраска речи; динамичность речи, выражаемая большим количеством глаголов; большое количество синонимов, антонимов; употребление слов в переносном значении; использование наряду с общелитературными словами просторечий, жаргонизмов, диалектизмов, авторских неологизмов и т. п. для большей точности описания действующего лица, события, а также места и времени, в котором происходит действие; использование всех возможных видов предложений. |
Тренажеры
Тест на тему Функциональные стили речи
Тесты на тему Научный стиль речи
Тесты на тему Публицистический стиль
Тесты на тему Официально-деловой стиль
Тест на тему художественный стиль
Тест на тему Разговорный стиль
вернуться на главную
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
Стилистический анализ текста. Пример стилистического анализа художественного, научного или публицистического текста
Отличительные особенности
Довольно часто младшим школьникам предлагаются к изучению произведения, относящиеся к различным стилям изложения. При этом каждый обладает характерными лишь для него отличительными признаками. Далее рассмотрим подробнее некоторые из них.
Литературное изложение
Художественный стиль применяется в написании романов, рассказов, стихов. Его назначение кроется в стремлении автора передать красочную, живую картину и создать эмоциональную связь с изображаемыми персонажами или происходящими действиями. Изложение отличается выразительностью, яркой эмоциональной окраской высказываний и конкретностью описываемых образов.
Проводя стилистический анализ художественного текста, можно заметить использование характерных языковых приемов, таких как:
— эпитеты – яркое солнце;
— метафоры – золотые волосы;
— олицетворения – молоко убежало;
— сравнения – белый как снег.
Перечисленные выше средства выразительности речи можно более детально изучить на примере художественного произведения «Золотой дождь» Н. Сладкова:
«Энциклопедическое» изложение
Научный стиль повествования нашел свое широкое применение в словарях, справочной литературе, учебниках, научных трудах. Используется он для передачи информации дисциплинарного характера. Проводя стилистический анализ научного текста, можно отметить следующие ключевые особенности: ясность изложения подлинного материала, а также употребление слов лишь в их прямом значении.
Периодика
В периодических изданиях чаще всего встречается публицистический стиль. Такая форма изложения текста характерна для журнальных или газетных статей. Проводя стилистический анализ публицистического текста, можно сразу отметить его характерные языковые особенности. Ими, в частности, являются:
Ярким примером текста, написанного в публицистическом стиле, служат высказывания А. Миханова:
«Дадим мир планете Земля! Мир – это твердая уверенность отцов и матерей, что их дети вырастут здоровыми и счастливыми. Мир – это смех детей и молчание пушек. Пушки мы оставим только для праздничных салютов. Дадим мир планете Земля!»
Цель характеристики изложения
Стилистический анализ текста позволяет не только верно определить прием речи, используемый автором при написании текста, он также является отличным тренажером в умении подобрать точные слова и составить из них предложения для создания своего повествования. Помимо этого, стилистический анализ текста обеспечивает более глубокое понимание авторского замысла.
План стилистического анализа текста
Оценку и воспроизведение повествования целесообразнее осуществлять по схеме. Проведем стилистический анализ текста. Пример:
«Гроза – природное явление, характеризующееся возникновением электрических разрядов в крупных грозовых облаках, а также между облаками, поверхностью земли и находящимися на ней объектами. Молнии сопровождаются сильным ветром (иногда шквальным), обильными осадками, может выпадать град. Гроза является следствием высокого скопления водяного пара над сильноперегретой сушей в жаркую погоду, а также наблюдается при движении большой массы холодного воздуха на более теплый подстилающий слой».
Образец
1. Характеристика фонетического стиля – нейтральный. На это указывают:
— ровные повествовательные предложения без эмоциональной окраски;
— книжные (нейтральные) лексико-фразеологические особенности повествования;
— орфоэпия соответствует установленным нормам произношения;
— логическая последовательность изложения материала, его структурная и смысловая законченность, а также тесная взаимосвязь отдельных предложений говорят о том, что ритмика материала соответствует научному стилю.
2. Лексико-семантическое сочетание. В тексте отсутствуют синонимические ряды, преобладают однозначные речевые элементы и выражения терминологического характера.
3. Словарный состав текста – активный:
— в основном используются общеупотребительные слова, такие как осадки, облака, град, ветер;
— также в тексте часто встречается характерная для научной статьи лексика ограниченного употребления, то есть терминология;
— отсутствует эмоционально-экспрессивная лексика;
— в тексте используются как исконные, так и заимствованные из других языков слова, что также является характерной особенностью научного стиля;
— отсутствуют выразительные средства языка.
Морфологическая характеристика
Синтаксическая характеристика
Повествование состоит из 3-х простых предложений, осложненных однородными членами и причастными оборотными конструкциями. Речевые конструкции имеют повествовательный характер с нейтральной лексикой и логической последовательностью слов. Вывод: анализ каждого уровня текста, и в особенности лексического, представляет собой неоспоримое доказательство проявления научного стиля речи в изложении материала.
Как сделать стилистический разбор текста пример
Сада, сделай по схеме, см. ниже. В выводе должно получиться «Официально-деловой стиль»
Характеристика официально-делового стиля:
Стандартизированность речи, т. е. использование речевых штампов (в случае неявки, в установленном порядке, без уважительной причины и др.); широкое употребление слов с оттенком долженствования (постановил, приказывает, обязан, имеет право и др.); предельная ясность формулировок, не допускающая различных толкований; полное непроявление лица говорящего (нет местоимений); отсутствие рассуждений и описаний; изложение материала не повествовательное, а утверждающее; сжатость, официальность речи; почти полное отсутствие сложноподчиненных предложений, особенно с придаточными причины; большое количество обособленных и однородных членов в простых предложениях, так как нужно оговорить множество подробностей (например, в законах).
Схема стилистического разбора текста:
1) Основная функция, задачи речи. Есть ли дополнительные функции?
2) Сфера применения, жанр. (Может быть указана речевая ситуация.)
3) Характерные особенности.
4) Средства, которыми эти особенности создаются.
5) Какие из перечисленных особенностей характерны для данного отрывка: непринуждённость — официальность; точность, ясность — расплывчатость, неопределённость; образность — отсутствие образности; эмоциональность — бесстрастность; объективность — субъективность.
6) Языковая специфика: лексика, фразеология, грамматика (привести примеры из отрывка).
7) Вывод: какой стиль?
пример:
Мажорным называется лад, устойчивые звуки которого (в последовательном или одновременном звучании) образуют большое или мажорное трезвучие — аккорд, состоящий из трех звуков.
Звуки мажорного трезвучия расположены по терциям: большая терция — между низким и средним звуками и малая — между средним и верхним звуками. между крайними звуками трезвучия образуется интервал — чистая квинта.
Единственная функция данного текста — сообщение.
Сообщение дается в форме определения, понятия (что такое мажорный лад). Вероятно, это отрывок из учебника.
Сфера применения (учебник, а не протокол, объявление…) позволяет сделать вывод, что это отрывок научного, а не делового стиля.
Для данного отрывка характерны следующие особенности: точность, ясность, отсутствие образности, бесстрастность, объективность.
Создаются эти особенности следующими средствами:
а) употреблением научной (музыкальной) терминологии, состоящей из отдельных слов и сочетаний терминологического
Характера (мажорный лад, большая терция, чистая квинта, трезвучие);
б) отсутствием эмоциональной лексики;
в) грамматическими особенностями: прямой порядок слов в предложениях; из трех предложений только одно простое, ничем не осложненное. Из двух других первое сложноподчиненное, кроме того, в нем есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом, и вставная конструкция.
Таким образом, синтаксис также подтверждает, что это отрывок текста научного стиля.
Образец стилистического анализа текста
Образец стилистического анализа текста
Стилистический анализ текста
План стилистического анализа текста:
Речевые жанры, в которых реализуется стиль.
Общие особенности стиля.
Лингвистические особенности стиля:
Формирование норм литературного языка
Языковые нормы не выдумываются учеными. Они отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются речевой практикой. К основным источникам установления языковой нормы откосятся произведения писателей-классиков и современных писателей, анализ языка средств массовой информации, общепринятое современное употребление, данные живого и анкетного опросов, научные исследования ученых-языковедов.
Так, составители словаря грамматических вариантов использовали источники, хранящиеся в Институте русского языка Академии наук:
1) картотеку грамматических колебаний, которая составлялась на материалах советской художественной прозы в течение 1961-1972 гг.;
2) материалы статистического обследования по газетам 60-70-х гг. Общая выборка составила сто тысяч вариантов;
3) записи на фонотеки современной разговорной речи;
4) материалы ответов на вопросник;
5) данные всех современных словарей, грамматик и специальных исследований по грамматическим вариантам.
Колоссальную работу проделали составители словаря, чтобы определить, какую из грамматических форм считать нормой, употребление какой ограничить, а какую считать неправильной.
[Введенская Л. А. Культура речи – Ростов н/Д., 2001г.]
Стилистический анализ текста
«Формирование норм литературного языка»
1.Цель функционирования – сообщение и общение в области науки:
А) объяснить причины явлений, сообщить, описать существенные признаки, свойства предмета научного познания;
Б) описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение;
В) сообщение информации, а также доказательство её истинности.
2. Сфера функционирования – наука, образование, научная литература, доклады, научные журналы.
4.Форма реализации – письменная монологическая речь (печатная).
5. Общие особенности:
6. Лингвистические особенности:
— научная терминология – «языковые нормы», «речевая практика», «живого и анкетного опросов», «ученых-языковедов», «грамматических вариантов», «картотеку грамматических колебаний», «статистического обследования», «выборка», «фонотеки»;
— абстрактная лексика – «нормы», «процессы», «источники», «исследования», «средства», «информация», «данные», «колебания»;
— однообразие (повторы) – «языковые нормы», «языковой нормы», «учеными», «ученых-языковедов», «материалы статистического обследования», « материалы ответов на вопросник»;
Вся лексика текста активного состава.
Основной объем текста составляет межстилевая лексика, но включаются и книжные элементы (термины), эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика отсутствует («сухость» изложения в научном стиле), представлена также нейтральная лексика.
Изобразительно-выразительных средств и стилистических фигур в тексте нет.
Субъективных суффиксов и контекстуальных образований нет (что характерно научному стилю).
В тексте преобладают имена (существительные) над глаголом. Это специфика научного стиля. Употреблены существительные в сочетании с прилагательными в функции определения (в том числе устойчивые сочетания), что объясняется краткостью и большой информативностью научного стиля.
Отсутствует повествование от первого лица и обращение ко второму лицу.
Используется стилистически нейтральный монолог от третьего лица, т.к. внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения.
Употреблены формы настоящего и прошлого времени глагола («они отражают», «поддерживаются практикой», «нормы относятся», «использовали», «проделали»). Они служат для выражения постоянного свойства предмета.
Эмоциональных частиц и междометий нет.
Текст представляет собой сложное синтаксическое целое с последовательной цепной связью, объединенное темой и идеей.
Тема: Формирование норм литературного языка.
Идея: сообщение и описание законов, выявление закономерностей, описание формирование норм литературного языка.
В тексте предложения: простые, осложненные причастными оборотами и однородными членами, и сложные.
Простые предложения двусоставные, повествовательные с нейтральной лексикой, логически правильным порядком слов. Прямой порядок слов типичен для логического, последовательного и четкого научного стиля.
Тенденция к сложным построениям способствует передаче сложной системы научных понятий, установлению отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами. Для этой цели используются предложения с однородными членами.
Предложения в тексте однообразны по цели высказывания — они все повествовательные.
Уровни текста, и лексический в первую очередь, способствуют формированию научного функционального стиля, особенности которого проявляются на всех уровнях
Отсутствие экспрессивных средств на всех уровнях дает нам основания утверждать о том, что этот текст относится к научному функциональному стилю.