Как сделать страшилу своими руками
Из чего сделать чучело своими руками: 10 лучших идей
Добавление статьи в новую подборку
Огородное чучело, или пугало – стандартный атрибут многих дачных участков. Его можно с успехом сделать даже своими руками. И если креативные идеи пока не приходят в голову, тогда мы идем к вам!
Чучело, которое будет пугать ворон в ваших угодьях, может выглядеть по-разному, но его традиционно мастерят по стандартной схеме. Поверх старой лопаты, швабры или вовсе двух сколоченных крест-накрест брусьев надевают одежду, набивают ее соломой, а сверху крепят «голову». Список материалов, которые можно употребить для этого с пользой, достаточно многообразен. Вот некоторые из них.
Старый велосипед
Самодельное чучело «руками» прикрепляют к велосипедному рулю, и оно движется по воздуху, тем самым создавая иллюзию присутствия живого существа. Вместо велосипедного руля можно использовать руль от автомобиля.
Карнавальные костюмы
Старые костюмы, которые когда-то вместе с их обладателями принимали участие в утренниках, а теперь пылятся где-нибудь на чердаке, тоже сгодятся в качестве составной части имиджа чучела, созданного своими руками. Сюда же можно приспособить ставшую маленькой школьную форму и другую ненужную одежду.
Мешковина
Этот материал отличается большей прочностью, чем одежда. А еще из него можно сшить дополнительные аксессуары для огородного чучела. Самый простой вариант для ленивых – надеть на пугало мешок из-под картофеля.
Пакеты для мусора
Если вы надумали использовать для огородного креатива этот вариант, не забудьте предварительно разрезать полиэтиленовые пакеты вдоль. Это опять же нужно для создания иллюзии движения.
Пластиковые бутылки
Этой тары обычно скапливается так много, что из нее можно своими руками смастерить не только голову чучела, но и чучело во весь человеческий рост. Выглядеть такое «произведение искусства» тоже может по-разному. Например, как большая ворона, которая своим видом точно отпугнет настоящих «родственниц».
Одеяла и подушки
Старым постельным принадлежностям тоже можно обеспечить вторую жизнь этим способом. Сюда же сгодятся старый плед или небольшой легкий ковер, из которого можно сделать для пугала своего рода мантию.
Спортивный инвентарь
Мячи, ракетки, спортивные канаты, брусья – все то, что ранее пришло в негодность в результате нещадной эксплуатации, вполне отслужит еще и дополнительную службу, на этот раз – на вашем дачном участке в качестве симпатичного огородного чучела. Брусья можно использовать в качестве каркаса, ракетки отлично сгодятся для изображения конечностей, а мяч займет место головы сооружения.
Стройматериалы
После ремонта остались строительные материалы или сантехника? Не спешите их выбрасывать! Ваш сад и огород давно заждались творческого подхода в оформлении, и все перечисленное как раз придется кстати. А одежду такого чучела, созданного своими руками, можно даже украсить узором, вырезанным из водостойких обоев, часть которых обязательно остается после обновления домашнего интерьера.
Хозяйственный инвентарь
Прохудившееся ведро, слегка заржавевшую лейку, затертую кастрюлю и других ваших верных помощников после явного выхода из строя на основном месте их «работы» также не стоит выбрасывать. По крайней мере, голову для огородного пугала из них можно смастерить запросто. А для того чтобы придать конструкции красоты, не забудьте украсить «голову» самодельными аппликационными изображениями глаз, носа и рта.
Цветочные горшки
После традиционной весенней пересадки комнатных растений в другую тару вазонам, использовавшимся ранее, тоже нужно найти последующее достойное применение. Пусть это будет необычное огородное пугало, на которое приятно посмотреть! А если горшков накопилось слишком много, то из них легко получится не только голова, но и другие составные части креативного сооружения. Главное – подойти к процессу творчески и применить всю имеющуюся фантазию!
А вы уже установили в своем саду или огороде чучело? Из чего оно сделано?
Как напугать соседа или Садовое Привидение своими руками. Пошаговая инструкция.
В сегодняшнем ролике мы покажем как можно быстро, практически из подручных средств, сделать приведение для сада для ночного отпугивания нежеланных гостей))).
Скульптура получается очень интересной, тем самым декорируя сад или огород.
Дубликаты не найдены
Жаль у меня сада нет, только полисадник с которого алканавты эту проволоку скрысят. Что за раствор? Цемент, гипс, ПВА и вода? И как под дождём такие скульптурки ведут себя?
Тоже подумал про водостойкость.
не поверите, лето (наше чудное, дождливое))) простояло на ура. Нигде даже не потрескалось. Посмотрим как зиму переживет.
Пришёл сосед ночью воровать клубнику, но вместо этого оставил кучу удобрений.
Я так понимаю, с кирпичами у вас нет проблем?
Скорее с удобрением сада)
барельефом на стену дома такое прицепить будет интересно
водостойкость проверена нашим летом))) стоит и радует. На редкость крепкий раствор
«какой хороший цемент- не отстирается совсем.»
про раствор поподробнее можно? На видео ну ничего не понял.
1 часть гипса на 4 части цемента, плюс 2 больших ложки клея ПВА (с горкой, не жалея клея), размешать до однородной смеси и вымочить в нем (в готовой смеси) тряпку. Сохнет фигура пускай в сухом месте, либо при сухой погоде дней 5-6.
для комплекту «Betonini»
Дракон на кружке
«Нефункциональные» вязаные гольфы
Портретная скульптура на заказ
Всем доброго времени суток! Хотелось бы поделиться своим недавно завершённым проектом! Сделан из полимерной глины, покрашен из баллончика 😉
Ссылка но мою страницу Вконтакте: https://vk.com/rexsculptor
Ловец снов «Сиена»
Пожалуй, это мой первый ловец с таким большим количеством камней и бисеринок, которые видны при ближайшем рассмотрении
Фото плетения поближе
И вот какой пушистый и шуршащий хвостище получился)
Бесконечная карточка из бумаги
Хотеся продолжить серию постов с залипательными игрушками из бумаги. Это очень простые поделки, которые можно повторить с детьми. Но от этого они не становятся менее интересными)
Для данной карточки потребуется 8 прямоугольных листочков бумаги, которые нужно склеить друг с другом по схеме. Для декорирования использовалась блестящая цветная бумага. Можно использовать любую другую, или же украсить изделие рисунками, фотографиями или наклейками, как будет угодно.
Другие бесконечные карточки открытки были тут:
Бактусы 2
Связан по аналогии с красным из предыдущего поста, схема следующая:
Пряжа Kartopu Melange Wool, расход 2 мотка (200 грамм).
Бактус получился приятный на ощупь и очень теплый, как раз на нынешнюю зиму.
Уже давно искала узор, напоминающий перья, и вроде как нашла наиболее подходящий.
Вязала от нижнего угла по следующей схеме:
Пряжа безымянная (скорее всего Alize Tig) в 2 сложения, расход 250 грамм.
Он по сравнению с предыдущим более лёгкий, подойдёт на весну. Размер 170*90, можно использовать как шаль-накидку.
Спасибо за внимание!
Хорошего дня!
Если будут вопросы, спрашивайте в комментариях.
Мамина любовь
Объёмная вышивка бисером. Очень понравился результат. Ну, и немного процесса, кому интересно 😉.
Из чего состоит набор.
Приклеиваем детали из синтепона (именно они будут давать объем готовой работе).
Пришиваем деталь, по которой будем заполнять вышивку бисером
Ну, и собственно, заполняем бисером. Начинать лучше с ушей большой лисы и её хвоста
Что очень хорошо показывает фото сбоку работы
Результатом более чем довольна. Производство «Матренин посад». Есть из этой серии ещё енот в дупле.
Приветствую всех любителей вселенной Сталкер и просто тех, кто увидел данный пост.
Меня зовут Дима и в данном посте я хочу немного рассказать и показать вам свой макет швейцарской штурмовой винтовки SIG-550 SG Стрелка из игры Сталкер Зов Припяти.
Оригинал ничем не отличается от обычного Сига, поэтому было решено хотя бы цвет фурнитуры поменять. Главное, что есть буква С и 16 маленьких крестиков:)
Основа макета выполнена из слоев мдф и пвх пластика. Внизу прикреплю подробное видео-инструкцию по изготовлению.
слои склеивал пва клеем. Работал различными напильниками, надфилями, гравером, наждачкой ну и где то приходилось использовать даже УШМ)))
шаблон для этого проекта я прикреплю тоже где нибудь внизу рядом с видео, может кто нибудь тоже захочет «фигней заняться»
Вот фото до покраски
красил баллончиками, маркировки делал от руки гелевой ручкой
данный образец я делал для себя, т.к. с детства являюсь фанатом не только Сталкерской вселенной, но и автомата SIG-550, который давно мечтал заиметь хотя бы в таком виде)
Несмотря на все погрешности в соответствии оригиналу, макет мне очень нравится.
Вот шаблон и видео с изготовлением
Большое спасибо всем за внимание)
Оригами сердечко из листа А4
Простое оригами, которое делается из 1 альбомного листа формата А4. Подойдет бумага для печати.
Улучшаем матрицу 8×8 для Arduino при помощи сдвиговых регистров
Хорошо описано. Что-то даже захотелось свои поделки на ардуйне выкладывать.
В тот же день, на мой комментарий отозвались еще несколько человек и подбили меня на публикацию своей работы. Что ж, этот пост специально для @technoid91, @slavikf, @PomidorniyBochok, ну и конечно для всех остальных, кому интересна тема электроники и программирования под Arduino.
Первый пост будет не о таком полезном как умная подсветка, но тем не менее интересном (по крайней мере, мне так кажется).
Обозначу сразу следующие пункты:
Я не электронщик и не претендую на это звание.
Спаяно не красиво, припой не убран, ножки у резисторов до конца не срезаны. Это потому, что схема не будет оставаться в таком виде и при наличии материалов и времени будет переделана, поэтому то, что сделано сейчас – временно.
Языками C и C++, а значит, что и языком Arduino, я не владею в полной мере и не являюсь асом. Уверен, что профессионал выполнил бы скетч гораздо экономнее по памяти и грамотнее. Но мне как-то все равно, потому что контроллер поставляемый в Arduino UNO и Nano спокойно справился со скетчем, а для меня, в рамках хобби, этого достаточно.
Я в курсе о существовании схем MAX7219, MAX6960 и аналогичных им, а также готовых модулей матриц, но есть парочка «но»:
1) Из-за торговых проблем с Китаем, временно таких схем нет в наличии в моем городе и подозреваю что в стране в целом.
2) Базовый набор, который я покупал в местном магазинчике, содержал голую матрицу, без доп. модулей, а также два голых модуля семисегментников на 1 и 4 цифры. Поэтому покупать еще одну матрицу только потому что ею будет удобнее управлять – расточительство для моего кармана.
3) Всегда полезно изучить что-то в ходе создания/повторения проекта, поэтому это отличное подспорье, чтобы научиться чему-то новому.
Разделю пост на два основных раздела Hardware и Software.
И так, для выполнения этой задачи мне понадобились следующие вещи:
1) Сама матрица. Моя была с маркировкой 1088BS.
2) Два сдвиговых регистра 74HC595N. Для управления по двум осям X и Y.
3) 8 резисторов на 220 Ом, т.к. мы имеем дело со светодиодами, а подключать светодиоды в цепь без резисторов – это слишком даже для такого дилетанта как я.
4) 7 пинов для удобного подключения в виде модуля. Они пылились без дела в моем стартовом наборе и прям напрашивались на использование.
5) Перфорированная плата для единичных вариантов самоделок.
6) Моток проводов, чтобы реализовать соединения между элементами.
Идея не моя, ее я позаимствовал отсюда: https://cxem.net/arduino/arduino225.php, но собрал сам и модифицировал, поэтому считаю, что «мое» уместно.
Далее собрал ее на макетном брэдборде. Фото нет только потому, что не думал, что буду делать пост об этом. Ее вид не сильно отличался от того, что сделал автор схемы.
Проверив на работоспособность, решил, что стоит сделать модель печатной платы, чтобы уже на ее основе лепить элементы на перфорированном чуде.
Красные дорожки – те, что должны быть на фронтальной части, а синие – на задней, на схеме есть всего один переход с фронтальной на заднюю, возможно можно было его избежать, но это мой первый опыт.
Вообще планировал сделать все также красиво в виде дорожек, как на схеме. Выбрал тугую лакированную медную проволоку, сформировал из нее все фронтальные дорожки (даже решил, что это стоит сфотографировать, поэтому фотка ниже прилагается), закрепил всего четыре и на это все у меня ушло порядка двух или трех часов.
Лакированная проволока зачищалась не очень быстро, особенно на маленьких дорожках. К этому времени отец принес моток одножильных медных проводов в изоляции и далее я уже использовал их.
Поняв, что большинство фронтальных дорожек будет не удобно крепить к элементом, я принял решение оставить только те, которые можно было провести между элементами, а все остальные крепить на тыльной стороне вместе с другими. Поэтому в конечном результате на фронтальной части было всего 6 соединительных проводов.
Для удобства, я разделил соединения по цветам. Белые (не считая четырех лакированных на фронтальной части) соответствуют фронтальной стороне на схеме, а коричневые – тыльной стороне.
Знаю, выглядит не очень красиво, можно было бы разместить провода по ровнее, а припой смыть, но как я уже говорил, выполнено временно, потому что в будущем хочу добавить еще одну матрицу из другого набора и использовать уже профильную схему на подобии МАКСимки или чего-нибудь аналогичного.
Схема готова и ее работа очень проста. Нога, отвечающая за защелкивание общая у обоих регистров, потому как пишем мы в них одновременно, эта идея мне понравилась, т.к. экономит 1 пин. С остальными все просто. Задаем сдвиговым регистрам необходимый набор данных, и они подают нужные сигналы на свои ноги. Напомню, что у конкретной модели регистров 8 выходных ног, что очень хорошо гармонирует с нашей матрицей размером 8 на 8, также имеются ноги для записи данных и самого сдвига, они и вынесены на площадку из 5-ти контактов. Вторая площадка из двух контактов – питание. Схема питается от 5-ти вольт, которые может выдавать сама Ардуинка и конечно же общий пин земли. К этим контактам подключаются сдвиговые регистры согласно схеме.
Для того, чтобы не запутаться, я вывел отдельно рендер PCB схемы с указанными контактами самой платы Arduino. Поэтому на фото ниже нумерация управляющих пинов сделана не пьяным художником в хаотичном порядке, а мною для моего же удобства при подключении.
Как я говорил выше, затеивалось это, чтобы модуль можно было подключать к Arduino как отдельный модуль и с меньшим количеством пинов, поэтому мозгом всей этой схемы является Arduino UNO, которая лежала в стартовом наборе. Использовал я редактор Visual Studio Code, поэтому в git репозитории лежит директория «.vscode» с моими настройками на разработку. Также, я решил, что будет безответственно не положить в репозиторий файлы скетча и схемы первоисточника, потому как автор не создавал репозиторий, и кто знает, как долго продержится первая статья на просторах Интернета. Отдельно отмечу, что я являюсь подписчиком AlexGyver, поэтому в его видео еще давно приметил удобную софтину для рисования битмапов. Ссылка на нее есть в readme md репозитория.
Первая версия моего скетча была написана на скоряк и имела только одну функцию – показывать битмапы в массиве по очереди. Это давало неплохую возможность для покадровых анимаций, чем я и занимался в первое время.
Когда увидел просьбу о публикации своей работы, решил, что имеющийся набор функций очень скуден, поэтому необходимо добавить еще что-нибудь. Поэтому практически все свободное время сегодняшнего дня я потратил на добавление функции бегущей строки. Заняло это у меня несколько часов, потому как мои знания в плюсах далеко не идеальны. Я столкнулся с тем, что еще в начальные студенческие годы побудило меня на изучение Java – указатели в C++. Пришлось освежать в памяти работу с ними, именно из-за них я перешел на Java еще на втором курсе, собственно, после этого я и перестал изучать плюсы.
Есть несколько нюансов. Чтобы не портить сами битмапы, я сделал их static, а для их отображения копировал их в рабочий фрейм функций, которые выполняют анимации.
Пояснения всего кода есть в комментариях, думаю, они достаточно подробные для рядового программиста. Бегло пройдусь по основным функциям.
Функция clr(). Очевидно, что она выполняет очистку всей матрицы, т.е. гасит все светодиоды. Написана она еще автором оригинала, на сколько я помню, я ее не исправлял.
Функция printBitmap(). Копия функции output() оригинального скетча, но с небольшими доработками. Я немного поменял вывод и добавил настройку задержки вывода, чтобы можно было регулировать ее в зависимости от нужд.
Функция printAnimation(). Принимает массив битмапов (Например покадрово нарисованную анимацию) и по очереди показывает битмапы.
Функция creeping_line(). Тоже принимает массив битмапов и показывает их с анимацией бегущей строки. Сама анимация основана на поочередном сдвиге столбцов битмапов из массива, поэтому для ее работы была написана следующая функция.
Функция bitmap_shift(). Реализует сдвиг в принятом битмапе на один столбец влево, заполняя при этом последний столбец либо пустой строкой, либо заданными данными.
Как вы могли заметить, стиль написания имени последних функций различается от других. Это произошло потому что основные функции скетча я писал/редактировал еще в первой половине января, после этого занимался рабочими проектами в которых преимущественно использовался стиль snake_case, поэтому эти функции на автомате написал в этом стиле. Заметил только на момент написания поста, бещаю исправить в ближайшее время, на работоспособность это никак не повлияет.
Ну и демонстрация работы.
Либо в GIF, кому удобнее.
Что можно улучшить.
Да на самом деле тут поле не паханое:
1) Оптимизировать использование интовых переменных там, где не требуется больших значений.
2) Адаптировать функции для более гибкой настройки разрядности матрицы (сейчас все зашито под 8 на 8).
3) Возможно можно реализовать сдвиг более элегантным способом и добавить возможность сдвига более чем на 1 столбец.
4) Избавиться от бичевского delay() – как минимум, и использовать millis() для регулировки задержки.
И это только то, что приходит первое на ум, после замыленного взгляда.
Думаю, любого программиста на Arduino будет интересовать сколько скетч кушает памяти. Вот ответ от самой среды:
Скетч использует 1454 байт (4%) памяти устройства. Всего доступно 32256 байт.
Глобальные переменные используют 77 байт (3%) динамической памяти, оставляя 1971 байт для локальных переменных. Максимум: 2048 байт.
Много или нормально – решать продвинутым ардуинщикам, а для меня это в самый раз.
Если тем людям, которые просили о посте, было интересно (дайте знать в комментариях), то обещаю позже выложить еще один пост. Про интересный проект, который чуть более полезен, чем мигающие светодиоды. Там не будет пайки, но должно быть тоже интересно.
Спасибо за внимание, не судите строго, я не волшебник, а только учусь =).
Ловец снов: «Грёзы о вселенной»
И снова вернёмся к теме космоса, на этот раз нежный вариант, с милым галактическим нарвалом и забавными планетками. 🌌
Материалы: хлопковая нить, стеклянные/акриловые бусины, стразы, акриловые краски, акриловый лак, фурнитура под золото, бисер, тонированные перья гуся
Кинетическая скульптура
Не так давно, в сети появилась забавная штуковина от японского дизайнера Росса Максуини, и знатно нашумела в интернетах. Я решил ее повторить.
Для контраста мы будем использовать мореный и простой дуб. След. Этапом, при помощи чпу станка делаем все элементы пазла. Не буду вдаваться в подробности, думаю что в итоге все будет понятно наглядно. Да и к тому же я не знаю как правильно все эти элементы называются. Знаю только то, что их очень много.
Для создания имитации волн, делается хитрая конструкция, ее детали вы и видите на экране.
Ну и наконец сборка, очень кропотливая работа, вообще на этот проект у ас ушло больше 2-х недель ежедневной работы
Конечно же, для полного феншуя, по волнам должна плавать лодочка, ее мы и делаем.
Полный процесс проще посмотреть в видео, оно в конце поста, да и механизм в действии просто необходимо видеть. Приятного просмотра.
В Гималаях найдено каменное войско
Как бы это не удивительно звучало, но до сих пор на нашей Планете мы находим следи цивилизаций, о которых раньше и не знали. Хотя большинство из этого лежит практически под ногами, но труднодоступных мест на Земле еще предостаточно.
Жителям округа Ранбан, давно было известно, что в горах Пир-Панджал стоят бесчисленные удивительные скульптуры коней с всадниками, встречающиеся в самых неожиданных местах, но никто не знает, когда они были созданы. Одно такое местонахождение было превращено в своего рода музей под открытым небом, поскольку каменные скульптуры находятся в окрестностях деревни Гул (Gool), и часть этих скульптур и плит были принесены сюда с окрестных полей. Многие статуи разбиты и лежат на земле – они являются частью дорожек или сложены вместе с камнями в ограды вокруг домов и полей. Их можно увидеть даже в ручьях, где их используют для стирки. Местное население, исповедующее ислам, ничего не знает об их происхождении. Большинству из них эти статуи совершенно чужды и непонятны. Те же, кто хоть как-то интересовался ими, считают их навигационными указателями для караванов, которые проходили через эти места во времена «Махабхараты».
Но это очень далеко от истины.
Общий вид на местонахождение Гул (в горах Пир-Панджал, Малые Гималаи)
Первой и совершенно необходимой задачей по изучению этих необычных памятников являлась их точная фиксация и описание. Выполнение этой части исследований было поручено сотрудникам ООО «Триметари Консалтинг» под руководством Михаила Аникушкина, которые провели работы по наземному лазерному сканированию объектов. Другого, столь же точного способа фиксации многочисленных объектов в настоящее время не существует. Работы выполнялись в двух кластерах, в которых были сосредоточены многочисленные каменные изваяния. Первый кластер расположен на высоте 1890 м над уровнем моря, второй – 2030 м. Площадь каждого кластера составляет около одного гектара
Рядом с каменными конями и безголовыми всадниками выросло не одно поколение детей (слева). Заброшенные и заросшие травой древние бассейны. В некоторые из них все еще поступает вода из горных источников (справа)
Лазерное сканирование было выполнено с помощью сканера Leica ScanStation P20; для создания съемочного геодезического планово-высотного обоснования использовался GNSS-приемник Leica GS14, работающий в режиме RTK c передачей поправок по радиоканалу. Помимо лазерного сканирования была выполнена аэрофотосъемка с помощью БПЛА DJI Phantom 3 и обзорное фотографирование объектов с помощью цифровой зеркальной фотокамеры.
Самая оригинальная часть этих разрушенных временем и людьми памятников – это высеченные из камня изображения коней с двумя, тремя и даже четырьмя всадниками. Этот необычный и не имеющий отношения к реальности способ «группового» передвижения указывает на мифологичность происходящего – перед нами изображения героев, предков, направляющихся в ту далекую страну, которую каждый народ представляет по-своему, и в которой каждый завершает свой земной путь. Это памятники погибшим воинам. И кони, и всадники изображены с большими подробностями, с тщательно «выписанными» деталями конского снаряжения, одежды, украшений и вооружения. При этом перед нами то, что можно назвать стилизацией или примитивистской манерой изображения – все пропорции человеческого тела искажены, так же, как и пропорции предметов вооружения, упряжи. Спина коней, как восточный диван, покрыта ковром с мелкими кистями. На ней свободно помещаются два, три, четыре человека. Эти похожие друг на друга всадники на могучих конях кажутся сказочными фантастическими существами, пришедшими из неведомого нам мира. Во всем присутствует некоторая избыточность деталей, которая, кто знает, может отражать и реальную картину. Каждый конь заслуживает отдельного описания, поскольку при явном типологическом сходстве всех увиденных и зафиксированных нами фигур (а их более 200 только на двух местонахождениях), указывающих на определенный канон, каждое каменное изваяние имеет свои особенности. Удивительно, что у всех всадников одно лицо. Для передачи образа воина был создан персонаж, который являлся воплощением всего воинства. Бросаются в глаза плоско срезанные затылки, что, как нам представляется, было призвано отразить характерную антропологическую особенность населения – кольцевую или лобно-затылочную деформацию. Этот вид деформации черепа был характерен для народов Средней Азии в начале 1 в. н. э. В этом регионе эта традиция была воспринята кочевниками, известными под общим названием гунны, и распространена ими в Европу и Индию. На монетах эфталитских правителей можно увидеть такие же плоско срезанные затылки и особую форму черепа, которые антропологи объясняют искусственной деформацией (Трофимова Т.А. Изображения эфталитских правителей на монетах и обычай искусственной деформации черепа у населения Средней Азии в древности \\ История, археология и этнография Средней Азии. М. 1968, с. 189).
Этот же тип деформации мы можем увидеть и на изображениях гималайских всадников. К наиболее характерным особенностям их лиц, которые сближают их с изображениями на монетах, относятся большие, прямые, треугольной формы носы и закрученные вверх усы, показанные тонкими параллельными линиями. Большие круглые серьги в ушах каждого всадника подобны тем, что мы видим на монетах некоторых эфталитских правителей.
Почти все всадники на местонахождении Гул давно лишились головы (слева). Изображение всадников, полученное из облака точек (справа)
Перед нами совершенно оригинальный культурный пласт, который, как нам представляется, относится к одному из «темных» периодов истории Индии, связанному с завоеванием и господством эфталитов (5–7 вв. н. э.) – народа настолько же загадочного, насколько и могущественного. Известно три эфталитских племени, которые сумели вписаться в экологическую и социальную среду Северной Индии, что обеспечило их процветание. Это раджапуты, гуджары и джаты (Успенская Е.Н. Раджапуты. Рыцари средневековой Индии. 2000). От воинственных раджапутов ведут свое происхождение столь же воинственные догра – народ и сейчас населяющий Джамму и соседние области Пенджаба, Химачал-Прадеша и северо-восточный Пакистан. Вероятно, в этих горных районах были «спрятаны» и забыты их древние погребальные и культовые комплексы, к которым относится и обнаруженное в горах Пир-Панджал молчаливое каменное воинство.
Всадники без головы
Удивительно, но в облике современного населения этого района Джамму можно увидеть несомненные черты сходства с древними всадниками. И глядя на лица мужчин, женщин и детей округа Ранбан, можно предположить, как в реальности мог выглядеть народ, оставивший свои неподписанные портреты в камне.
Народ, создавший эти оригинальные памятники, не исчез бесследно, потомки этих племен и сейчас живут в этих местах, не зная, что те изваяния, которые так мешают им на их маленьких полях – следы их былой славы и память их предков.