Как сделать структурно логическую схему
Как сделать схему в Ворде, создать схему в Word 2003, 2007, 2010, 2013 или 2016
06.05.2019 Программы 8,840 Просмотров
Если вам необходимо дополнить текст графическими элементами. Например, таблицами, графиками, диаграммами или схемами.
То, это можно сделать прямо в текстовом редакторе Word. Не прибегая к использованию сторонних программ.
Мы уже рассказывали о том, как сделать диаграмму в Word. В этот раз речь пойдет о схемах. Текстовый редактор Word оснащен множеством инструментов для создания схем. С их помощью вы можете рисовать различные геометрические фигуры, а также линии и стрелки. При этом нарисованную схему можно украсить с помощью с помощью теней или других графических эффектов.
Как сделать схему в Word 2007, 2010, 2013 или 2016
Итак, если вы хотите сделать схему в Word 2007, 2010, 2013 или 2016, то вам необходимо перейти на вкладку «Вставка». На этой вкладке есть две кнопки, которые можно использовать для создания схем в Ворде. Это кнопки «Фигуры» и «SmartArt».
При нажатии на кнопку «Фигуры» появляется огромный список фигур, которые вы можете вставить в документ.
Выбрав одну из этих фигур из списка, вы можете сразу нарисовать ее в любом удобном вам месте. Использовав несколько таких фигур вы без труда сможете сделать схему в Ворде. Пример простой схемы на скриншоте внизу.
При необходимости внешний вид нарисованных фигур можно менять. Для этого просто выделите одну из фигур и перейдите на вкладку «Формат». На данной вкладке можно изменить цвет фигуры, цвет рамки, цвет заливки, добавить тени и другие графические эффекты. Используя все эти возможности можно создать достаточно красивую схему (пример внизу).
Для того чтобы добавить на схему текст просто нажмите на нужную фигуру правой кнопкой мышки и выберите пункт меню «Добавить текст». После чего вы сможете вписывать текст прямо внутрь фигуры.
В итоге вы можете получить примерно вот такую схему.
Кроме этого вы можете сделать схему в Ворде при помощи кнопки «SmartArt». После нажатия на данную кнопку открывается каталог уже готовых схем. В котором вы можете выбрать один из подходящих вам вариантов.
После выбора подходящего варианта схемы на странице появится уже готовая схема.
Вам необходимо будет только добавить свой текст. Для этого достаточно просто кликнуть мышкой в один из блоков и вписать нужный текст.
Также вы можете изменить внешний вид сделанной вами схемы. Для этого выделите схему мышкой и перейдите на вкладку «Конструктор» или «Формат». Используя инструменты, доступные на этих вкладках, можно получить вот такую разноцветную и объемную схему как на скриншоте внизу.
Как сделать схему в Word 2003
Если вы используете Word 2003, то вы также можете сделать схему и добавить ее к вашему документу. Чтобы сделать это необходимо сначала открыть меню «Вид» и включить панель инструментов «Рисование».
После этого в программе Word 2003 появится панель инструментов для рисования различных фигур. Здесь будет доступны такие фигуры как прямоугольник, круг, линия и стрелка.
Для того чтобы нарисовать более сложные фигуры, можно воспользоваться меню «Автофигуры».
как … нарисовать блок-схему в WORD, EXCEL, POWER POINT, VISIO
Построение структурно-логической схемы
Особенностью и слабым местом образовательного процесса является фрагментарность (распыленностъ) восприятия изучаемого материала. Ее причины различны. Одной из них является порционность изложения материала и, обусловленная этим, поэтапность раскрытия связей между отдельными понятиями. Другой – неочевидность самих связей между понятиями при первом ознакомлении с ними. Еще одной – объективные трудности продолжительного сосредоточения внимания на одном предмете. Вследствие этого, изучаемая предметная область чаще всего не воспринимается как цельность, во всей многоаспектности связей между рассматриваемыми понятиями, а представляет собой как бы совокупность отдельных «деревьев», «лес». Итогом такого распыленного восприятия является бессвязность запоминания, а в дальнейшем – и воспроизведения.
СЛС представляет собой граф, вершинами которого являются термины (словосочетания) изучаемой предметной области (представляются в виде прямоугольников с вписанными в них словами), а ребрами – логические связи между этими терминами. Между терминами любой предметной области объективно существуют связи различных типов. К ним относятся: связи включенности (иерархической соподчиненности), отражающие отношения типа «родовое понятие – видовое понятие»; связи атрибутивности, отражающие свойства, характеристики, выражаемые одним термином по отношению к другому; связи синонимичности и омонимичности (антиномичности), отражающие одинаковость или противоположность смысла одного термина по отношению к другому; связи субъектно-объектности, характеризующие роли терминов и их носителей в определенных процессах и др. Связи СЛС могут быть только однонаправленными и при этом их максимальное число между рассматриваемыми терминами может достигать значения m, определяемого по формуле:
где n – число рассматриваемых терминов.
Однако они могут быть и двухсторонне направленными (связи типа «общее – частное»; на СЛС их удобно изображать парой противоположно направленных стрелок). При этом их максимальное количество удваивается. Реальное количество осмысленно трактуемых связей между рассматриваемыми терминами может быть меньше предельного. Важно выявить и обозначить на СЛС наибольшее их число.
Содержание связи – это: чем является основной[2] термин словосочетания, находящийся у острия стрелки, по отношению термина, находящегося у «хвоста» той же стрелки. У одной и той же связи (стрелки) может быть несколько возможных содержаний.
При формулировании содержания связей надлежит учитывать: число, род, падеж, склонение заданных слов, их роль в словосочетании (членство в предложении) и принадлежность к частям речи.
Структурно-логические схемы призваны углубить и продемонстрировать понимание обучаемым объективно существующих связей между отдельными понятиями, категориями, терминами в определенной изучаемой предметной области. Составление таких схем в порядке подготовки к итоговому контролю позволяет студенту систематизировать, структурировать знания, приобретенные в процессе изучения предмета или его части, подготовиться к логическому изложению вопросов, приведенных, например, в экзаменационном билете. Для составления схемы студенту представляется набор из терминов, относящихся к определенной теме курса.
Варианты индивидуальных заданий приведены в приложении Г.
Задание: Построить структурно-логическую схему терминов из курса «Инновационный менеджмент»: инновация, инновационный процесс, производственная система, диффузия инноваций, качество продукции, инвестиции.
Вариант построения структурно-логической схемы заданных терминов представлен на рисунке 6.1.
Рисунок 6.1 – Структурно-логическая схема
Определения терминов (в скобках приводится литературный источник):
Инновация – нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 495 с.).
Инвестиции – долгосрочные вложения капитала в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты, которые дают отдачу через значительный срок после вложения (там же).
Производственная система – это целенаправленный процесс, превращающий отдельные элементы в полезную продукцию (там же).
Качество продукции – это критическая оценка потребителем степени соответствия ее свойств, показателей качества, индивидуальным и общественным ожиданиям, обязательным нормам в соответствии с ее назначением (там же).
Диффузия инноваций – процесс распространения нововведений внутри данной системы, а также от одной системы к другой (там же).
Инновационный процесс – совокупность состояний инновации, сменяющих друг друга в процессе преобразования начального состояния (например, предложенной маркетинговой, конструкторской или технологической идеи новшества) в конечное состояние (поступившие в потребление, используемые и дающие эффект новые материалы, изделия, методы, технологии). Инновационный процесс охватывает создание новой техники (ПСНТ), ее рыночное продвижение, использование потребителем и поддержку у потребителя (там же).
1 – инновация – это объект для инвестирования;
2 – инвестиции – финансовый инструмент для реализации инновации;
3 – инновация – это субъект производственной системы;
4 – производственная система – это объект для инновации;
5 – производственная система, цель которой превращение отдельных элементов в полезную продукцию, должна быть ориентирована на качество продукции;
6 – качество продукции свидетельствует об уровне развития производственной системы;
7 – инвестиции в различные системы позволяют организовывать диффузию инноваций;
8 – диффузия инноваций предполагает дополнительные инвестиции;
9 – диффузия инноваций является стадией инновационного процесса;
10 – следствием инновационного процесса является диффузия инноваций;
11 – качество продукции необходимо для динамичного развития инновационного процесса;
12 – объектом наблюдения в инновационном процессе является качество продукции;
13 – диффузия инноваций во все процессы производственной системы способствует повышению конкурентоспособности продукции;
14 – производственная система выступает объектом для диффузии инноваций;
15 – диффузия инноваций – это распространение инноваций;
16 – производственная система – это объект инвестиций;
17 – дополнительные инвестиции способствуют повышению качества продукции;
18 – инновационный процесс – совокупность состояний инноваций;
19 – основная причина необходимости внедрения инноваций – низкое качество продукции;
20 – инвестиции необходимы на всех стадиях инновационного процесса;
21 – диффузия инноваций повышает качество продукции во всех отраслях экономики;
22 – производственная система бывает негибкой, что затрудняет инновационный процесс.
Список рекомендуемой литературы
1. Теличенко В.И. Инновационный менеджмент в строительстве: учебник для вузов. – М.: Изд-во АСВ, 2008. – 198 с.
2. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 367 с.
4. Инновационный менеджмент: учебное пособие / под ред. А.В. Барышевой. – 3-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 379 с.
5. Кузнецов Б.Т., Кузнецов А.Б. Инновационный менеджмент: учебное пособие. – М.: Юнити, 2009. – 364 с.
7. Цены и ценообразование. – 4-е изд. / под ред. В.Е. Есипова. – СПб.: Питер, 2007. – 560 с.
8. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Компьютерная поддержка изобретательства (методы, системы, примеры применения). – М.: Машиностроение, 1998. – 472 с.
9. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. – М.: Радио и связь, 1989. – 316 с.
10. Гмошинский В.Г. Инженерное прогнозирование технологии строительства. – М.: Стройздат, 1988. – 296с.
Приложение А
Варианты заданий для расчета эффективности инновационного проекта
Варианты заданий выбираются студентами самостоятельно в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки по таблице А.1.
Таблица А.1 – Исходные данные по вариантам
№ варианта | К, млн руб. | N, млн м 2 | Ц, руб./м 2 | Зпос, млн руб./год | Зпер, руб./м 2 | Н, млн руб./год | i, % |
8,750 | 15,800 | 7,140 | 35,200 | 2,290 | 16,900 | 22,10 | |
8,700 | 15,400 | 7,130 | 36,000 | 2,310 | 17,500 | 22,20 | |
8,650 | 15,200 | 7,120 | 35,900 | 2,320 | 17,100 | 22,80 | |
8,600 | 15,400 | 7,110 | 35,800 | 2,290 | 17,300 | 23,20 | |
8,550 | 15,600 | 7,090 | 35,700 | 2,280 | 17,400 | 23,80 | |
8,200 | 15,800 | 7,080 | 35,600 | 2,270 | 17,200 | 22,80 | |
8,250 | 15,000 | 7,070 | 35,100 | 2,280 | 16,500 | 23,50 | |
8,350 | 15,200 | 7,050 | 35,200 | 2,310 | 16,700 | 23,00 | |
8,400 | 15,400 | 7,060 | 35,400 | 2,320 | 16,900 | 22,00 | |
8,300 | 15,600 | 7,150 | 35,300 | 2,250 | 16,800 | 22,20 | |
8,500 | 15,800 | 7,100 | 35,500 | 2,300 | 17,000 | 22,50 |
Значения представленных в таблице А1 показателей: капитальных вложений (К), объема производства (N), цены единицы продукции (Ц), постоянных затрат (Зпос), переменных затрат (Зпер), налогов (Н) и нормы дисконтирования (i) для единичного индекса – определяются во времени в соответствии с индексами, указанными в таблице А.2.
Таблица А.2 – Индекс показателей к исходным данным
Год | К | N | Ц | Зпос | Зпер | Н |
1,000 | ||||||
1,800 | ||||||
2,300 | ||||||
1,900 | ||||||
1,000 | 1,000 | 1,000 | 1,000 | 1,000 | ||
1,080 | 1,060 | 1,030 | 1,050 | 1,180 | ||
1,150 | 1,110 | 1,050 | 1,080 | 1,260 | ||
1,210 | 1,150 | 1,070 | 1,120 | 1,500 | ||
1,260 | 1,200 | 1,090 | 1,170 | 1,740 | ||
1,300 | 1,240 | 1,110 | 1,190 | 2,000 | ||
1,330 | 1,270 | 1,120 | 1,220 | 2,200 | ||
1,350 | 1,290 | 1,140 | 1,240 | 2,300 | ||
1,360 | 1,300 | 1,150 | 1,270 | 2,300 | ||
1,100 | 1,330 | 1,160 | 1,290 | 1,800 | ||
0,800 | 1,350 | 1,180 | 1,320 | 1,050 |
Приложение Б
Варианты заданий для расчета бенчмаркинга, характеристик и технического уровня инноваций
Варианты заданий соответствуют порядковому номеру фамилии студента в общем списке группы. Студенты заочного отделения выбирают вариант самостоятельно по последней цифре номера зачетной книжки.
Определить технический уровень автобетоносмесителей «TIGARBO» одинаковой мощности, имеющих следующие характеристики:
Наименование потребительского свойства | Значения свойств | |||
А | Б | В | Г | |
Вместимость бака для воды, куб.м | ||||
Полная масса АБС, кг | ||||
Вместимость бетонной смеси, куб.м | ||||
Безопасность использования, экспертно | хор | отл | удов | хор |
Цена, млн руб. | 1,5 | 1,8 | 1,6 | 1,2 |
Определить технический уровень бетононасосов «Waitzinger Baumaschinen» одинаковой мощности, имеющих следующие характеристики:
Наименование потребительского свойства | Значения свойств | |||
А | Б | В | Г | |
Объем приемного бункера (воронки), л | ||||
Производительность max (со стороны штоков), м³/ч | ||||
Горизонтальный вылет стрелы, м | 24,3 | 32,9 | 47,5 | |
Длина конечного шланга, м | ||||
Диаметр бетоновода, мм | ||||
Цена, млн руб. | 0,75 | 1,5 | 1,1 | 1,2 |
Определить технический уровень кранов башенных «QTZ63» одинаковой мощности, имеющих следующие характеристики:
Наименование потребительского свойства | Значения свойств | |||
А | Б | В | Г | |
Длина плеч, м | ||||
Грузоподъемность, т | ||||
Высота подъема min, м | ||||
Высота подъема max, м | ||||
Цена, млн руб. | 4,15 | 2,1 | 2,5 | 3,5 |
Определить технический уровень автомобилей бортовых «МАЗ», имеющих следующие характеристики:
Наименование потребительского свойства | Значения свойств | |||
А | Б | В | Г | |
Полная масса автомобиля, кг | ||||
Мощность двигателя, кВт | ||||
Максимальная скорость, км/ч | ||||
Грузоподъемность, кг | ||||
Цена, млн руб. | 1,5 | 0,8 | 1,1 | 1,0 |
Определить технический уровень строительных материалов (кирпича), имеющих следующие характеристики:
Наименование потребительского свойства | Значения свойств | |||
А | Б | В | Г | |
Прочность, кг/кв.см | ||||
Морозостойкость, цикл | ||||
Водопоглощение, % | ||||
Вес, кг | 3,3 | 3,2 | 3,0 | 2,8 |
Цена, руб. | 7,5 | 6,8 | 5,8 |
Определить технический уровень строительных материалов (щебня), имеющих следующие характеристики:
Наименование потребительского свойства | Значения свойств | ||
А | Б | В | Г |
Содержание зерен слабых пород, % | |||
Марка по прочности | |||
Влажность, % | |||
Цена за т, руб. |
Определить технический уровень строительных материалов (асфальтобетона), имеющих следующие характеристики:
Наименование потребительского свойства | Значения свойств | ||
А | Б | В | Г |
Размер минеральных зерен, мм | |||
Содержание щебня, % | |||
Остаточная пористость, % | 2,2 | ||
Срок службы | |||
Цена за т, руб. |
Определить технический уровень строительных материалов (бетона), имеющих следующие характеристики:
Наименование потребительского свойства | Значения свойств | |||
А | Б | В | Г | |
Прочность на сжатие, кг/кв.см | ||||
Водопоглощение, % | 1,5 | |||
Истираемость, г/кв. см | 0,1 | 0,5 | 0,3 | 0,7 |
Морозостойкость, экспертная оценка | Высок | Средн | Высок | Низк |
Цена за куб. м, руб. |
Определить технический уровень строительных материалов (портландцемента), имеющих следующие характеристики:
Наименование потребительского свойства | Значения свойств | |||
А | Б | В | Г | |
Потери при прокаливании, % | 2,7 | 3,5 | 3,9 | 4,3 |
Устойчивость к сжатию через 28 суток, МРа | ||||
Нерастворимые осадки, % | 0,5 | 1,7 | 2,3 | |
Цена 50 кг, руб. |
Определить технический уровень строительных механизмов (опалубки), имеющих следующие характеристики:
Наименование потребительского свойства | Значения свойств | |||
А | Б | В | Г | |
Давление бетонной смеси, кН/кв. м | ||||
Оборачиваемость щитов, раз | ||||
Скорость бетонирования, экспертная оценка | Не огр | Огр | Огр | Не огр |
Цена, млн руб. | 2,5 | 3,2 | 1,8 | 2,7 |
Определить технический уровень строительных материалов (декоративной фасадной штукатурки), имеющих следующие характеристики:
Наименование потребительского свойства | Значения свойств | |||
А | Б | В | Г | |
Расход материала, кг/кв.м | 4,8 | 5,5 | 6,2 | 3,5 |
Время пригодности раствора к использованию, ч | 1,5 | |||
Ударопрочность, Дж | ||||
Паропроницаемость, мг/мчПа | 0,1 | 0,5 | 0,3 | 0,65 |
Цена за 25кг, руб. |
Определить технический уровень строительных материалов (виниловых обоев), имеющих следующие характеристики:
Наименование потребительского свойства | Значения свойств | |||
А | Б | В | Г | |
Ширина бумаги, дюйм | ||||
Срок использования, год | ||||
Дизайн, экспертная оценка | Хор | Отл | Удовл | Хор |
Устойчивость к выцветанию, экспертная оценка | Удовл | Хор | Отл | Хор |
Цена за рулон, руб. |
Определить технический уровень строительных материалов (битумной мастики), имеющих следующие характеристики:
Наименование потребительского свойства | Значения свойств | |||
А | Б | В | Г | |
Адгезия, МПа | 0,4 | 0,7 | 0,8 | 0,5 |
Теплостойкость, град. С | ||||
Время высыхания при +20С, ч | ||||
Расход на 1 слой, кг/м2 | 1,2 | 0,9 | 1,1 | 1,4 |
Цена за 20л, руб. |
Определить технический уровень строительных материалов («Гермокрон»), имеющих следующие характеристики:
Наименование потребительского свойства | Значения свойств | |||
А | Б | В | Г | |
Стойкость в агрессивных средах, экспертная оценка | Высок | Низк | Низк | Высок |
Твердость покрытия по прибору М-3, усл.ед | 0,15 | 0,35 | 0,5 | 0,1 |
Расход на однослойное покрытие, кг/м2 | 1,2 | 0,8 | 0,7 | |
Гарантийный срок хранения, мес. | ||||
Цена за 20л, руб. |
Определить технический уровень строительных материалов (геополотна), имеющих следующие характеристики:
Наименование потребительского свойства | Значения свойств | |||
А | Б | В | Г | |
Поверхностная плотность, г/м 2 | ||||
Толщина при давлении 2КПа, мм | 2,5 | 3,1 | 2,25 | |
Ширина рулона, м | 4,5 | 5,5 | 4,5 | 5,5 |
Удобоукладываемость, экспертная оценка | Отл | Отл | Удовл | Хор |
Цена за м/п, руб. |
Приложение В
Варианты заданий для оценки технологического совершенства инноваций
Варианты заданий соответствуют порядковому номеру фамилии студента в общем списке группы. Студенты заочного отделения выбирают вариант самостоятельно по последней цифре номера зачетной книжки.
№ варианта | Наименование объекта |
Грейдер | |
Ковшовый погрузчик на базе колесного трактора | |
Одноковшовые погрузчики | |
Строительный кран | |
Элеватор ковшовый | |
Винтовой шнек | |
Цепной конвейер | |
Гидронасос | |
Пневматические вакуумные разгрузчики | |
Дорожно-поливочная машина | |
Каток для уплотнения асфальтового покрытия | |
Экскаватор на базе колесного трактора | |
Автобетоносмеситель | |
Гусеничный кран | |
Бульдозер на гусеничном ходу | |
Самосвал | |
Домкрат | |
Лебедка | |
Мостовой кран | |
Металлическая клепаная ферма железнодорожного моста | |
Железобетонная балка мостового перехода через реку | |
Наборная железобетонная панель ограды | |
Контейнерный мусоровоз | |
Тротуароуборочная автомашина | |
Бензовоз | |
Поливальная автомашина | |
Бензопила | |
Перфоратор | |
Сваебойный агрегат | |
Отбойный молоток |
В качестве объекта анализа технологического совершенства инноваций предлагаются строительная техника, машины и механизмы известных отечественных (зарубежных) производителей.
Приложение Г
Термины для составления структурно-логической схемы
Варианты заданий соответствуют порядковому номеру фамилии студента в общем списке группы. Студенты заочного отделения выбирают вариант самостоятельно по последней цифре номера зачетной книжки.
[1] Площади могут замеряться: путем наложения на «розу» миллиметровки, нанесенной на кальку и подсчета клеток; вычисления площадей треугольников, образующихся между лучами диаграммы и сторонами многоугольников с их последующим сложением.
[2] Например, в словосочетании «диффузия инноваций», основной термин – «диффузия».