Как сделать судомодель на радиоуправлении
sjigalov › Блог › Модель радиоуправляемого катера своими руками. Часть 3.
Близится конец рабочей недели, но к сожалению, за эту неделю я не сделал с катером ничего существенного. Я заболел, неделю сижу на больничном, а катер остался на работе.
Делать что-то серьезное и интересное с корпусом дома возможности нет, неделя времени потрачена впустую.
На днях листая Инстаграм в поиске каких-то интересных технических решений р/у моделей, наткнулся на интересный пост, где чел делал из миниатюрного погружного насоса систему охлаждения для катера.
У меня как раз была пара такого типа насосов, заказанных очень давно и валяющихся без дела.
Ну попробуем сделать…
Использовалась обычная капельница, купленная в аптеке за копейки.
ТТХ капельницы: внешний диаметр 5 мм, внутренний 3 мм. При несильном нагреве можно растянуть. В Китае за подобный шланг требуют около 4-5$ за метр.
Насос прокачивает вообще замечательно, но только при наличии воды внутри себя. «Выплёвывает» ровную сильную струю при питании от 12 вольт (3х банок лития).
Для чего он нужен вообще?
На руле снизу есть небольшое отверстие для забора воды. В теории, когда лодка летит на скорости, вода проходит через этот канал, и «проталкивается» в систему охлаждения. Не знаю, будет ли оно вообще работать таким «самотеком». На фирменных моделях вроде работает, но бывает через раз. По идее, этот насос должен увеличить КПД системы охлаждения.
Устанавливать на катер этот насос пока не буду. Надеюсь когда пройдут пробные испытания (хоть бы вообще прошли), я подумаю ставить или нет его вообще. Возможно вообще не понадобится.
Но это все по мелочи.
Сейчас о серьезных изменениях в конструкции катера.
Сегодня утром просматривая на Ютубе обзоры р/у катеров, заметил, что ни на одном (метровом) катере нет жесткого вала дейдвуда. И я начал размышлять. Почитал что пишут на форумах по этому поводу, и действительно, гибкий вал используется для скоростных катеров, а жёсткий — больше для копийных.
Так же гибкий вал содержит только одно крепление — к мотору. В моём же случае использовались бы 2 крестовины и карданный вал.
Опытные моделисты пишут, что таким образом повышается шум и вибрация, возникает сложность соосности вала мотора и вала дейдвуда.
Хотя и явных минусов не ставить дейдвуд с жёстким валом я и не увидел.
Я не собираюсь профессионально заниматься судомоделированием, и на соревнованиях учавствовать не буду.
Хорошо если несколько раз вообще катну на нем. Все остальное время он будет стоять на полке, уже даже знаю где.
Но и делать абы-как не хочется. Мало ли вдруг захочу прокачать его.
Даже если я сейчас установлю дейдвуд с жёстким валом, то переделать катер, наверное, будет очень сложно. Дейдвуд я планировал намертво залить эпоксидным клеем, и все мои операции с корпусом можно будет выбросить. Также, не хочу делать лишних отверстий в корпусе, особенно после покраски и лакировки.
Короче, как обычно, скупой платит дважды. Надо было сразу заказывать гибкий вал, но меня спугнула его высокая цена, а сейчас приходится расплачиваться за это.
К слову руководствовался я обзорами катера Traxxas Spartan. Мне очень нравится его продуманность расположения элементов и доступность в техобслуживании.
sjigalov › Блог › Модель радиоуправляемого катера своими руками. Часть 1.
ДИСКЛЕЙМЕР:
ВСЕ ЧТО ЗДЕСЬ ОПИСАНО, ДЕЛАЛ Я САМ. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ГОВОРЮ ЧТО «ТАК ПРАВИЛЬНО, ДЕЛАЕМ ТАК». ЭТО НЕ ИНСТРУКЦИЯ К ПОСТРОЙКЕ КАТЕРА. У МЕНЯ НЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ РАБОТЫ С ДЕРЕВОМ. ПРОСТО МНЕ НРАВИТСЯ РАБОТАТЬ РУКАМИ, ПОЛУЧАТЬ ОПЫТ, СОЗДАВАТЬ ЧТО-ТО НОВОЕ.
Все началось в начале февраля, когда я случайно на всем известном китайском сайте наткнулся на детали для радиоуправляемых катеров и катамаранов. Порадовала их невысокая цена, относительно другого рода моделей (до этого момента была идея собрать трагги или монстра на базе давно валяющегося на балконе шот-корса, масштабом 1:10. Но цены на детали огорчали).
И я загорелся.
Своим инженерным мышлением прикинул, какие детали надо и что надо установить.
Стал думать, как построить корпус. Так как я ни разу не судостроитель, начал искать чертежи корпуса в интернете. Потратив несколько дней на поиски, я смог их найти. Если кто то вдруг тоже захочет сделать подобное, ключевые слова «Wasabi900e».
900 — это длина катера в мм. Так же видел чертежи на 1300 мм для катера с ДВС.
Поехал в печатный центр и распечатал чертежи в формате А1. Оригинальный pdf файл именно такого формата. Все распечаталось с точностью до мм. (У меня курсовые даже с такой точностью никогда не печатались, даже если по размеру были созданы). Печатаем 2 копии, а лучше 3, на всякий случай.
Одна копия основной чертёж, для сверки, второй для трафарета. Третий — пусть будет.
Идём в нормальный строительный магазин и смотрим фанеру. Нужна фанера в идеале 6мм. Я такую не смог найти, но нашёл фанеру 4мм, распиленную квадратами 50х50см. Берём 2 ровных(!) листа. Также понадобится клей ПВА столярный (у меня уже был универсальный, но позже я докупил банку водостойкого). Так же смотрим ручной лобзик и пилки для него.
Если есть какой-то специнструмент для фигурной резки — вообще замечательно. Пилить надо много и долго.
Ищем место для работы, желательно большой стол с хорошим освещением, клеим на ПВА вырезанные детали с одного из чертежей. Зажимаем к столу струбциной фанеру, и начинаем возвратно-поступательные движения лобзиком, и попутно вспоминая алкаша-трудовика в школе.
Делал модель на работе. За одну ночную смену я сделал нос катера.
Небольшой нюанс. Центральная часть, на которую крепятся шпангоуты из 4мм фанеры получилась, на мой взгляд, тонкая. Она легко гнулась, и была кривовата. Приклеиваем ее на фанеру, хорошо прижав по всей площади, даём высохнуть, и вырезаем такую же по форме уже выпиленной. Получаем 8мм толщину. Уже посерьезней.
Приклеиваем шпангоуты, не забыв что пазы на них (в центре) рассчитаны для 6мм фанеры, надо расширить до 8мм.
В следующую ночную смену делал кормовую часть. На чертеже видно что она состоит из нижней такой «доски» толщиной 6 мм. Читаем чертёж и вычисляем длину — 441мм. Заранее начертил на бумаге, приклеил на фанеру, выпилил. Оставшиеся шпангоуты пилим таким же образом. Склеиваем киль и шпангоуты вместе, выдерживая размеры. Делаем все точно, чтоб не было криво.
Следующий этап склейка корпуса вместе. Состыковка происходит в центре. Я взял доску, положил на неё кормовую часть и носовую. Зафиксировал изолентой. Под носовую часть примерно в центре, подложил изоленту, для того чтобы нос был правильно приклеен, а не смотрел вниз.
Важный момент: на чертеже, на шпангоутах есть прямоугольные высокие «уши». Они нужны для того, чтоб когда катер перевернут дном вверх, он стоял на них на одинаковой высоте. По идее он и должен собираться таким образом.
В общем скелет готов. Следующий момент — стрингера(ы) (хз как правильно) — продольные длинные палки, соединяющие шпангоуты вместе. В том же строительном магазине взял штапик 10х10 мм, длиной 150см. По чертежу они должны быть 6х6 мм. Зажимаю в тиски и канцелярским ножом срезаю лишнее. Можно рубанком, но я не стал тратить лишние деньги, а найти его мне негде.
Вклеиваем их начиная с кормы к носу, зажимая их проводом из витой пары. Нос пока не спешим клеить, там много работы, чтоб вывести его красиво.
sjigalov › Блог › Модель радиоуправляемого катера своими руками. Часть 2.
Продолжаю описывать процесс создания своего радиоуправляемого катера. Что же я сделал за неделю?
И так, как я написал в предыдущей части, я купил бальсу в магазине радиоуправляемых моделей.
«Это какое-то американское дерево, самое легкое на Земле, бла бла бла…»
Материал нереально крутой.
Никогда ещё с ним не работал, но обрабатывается просто отлично. Красивая структура, пористый, легкий. По ощущениям чём-то напоминает тонкий какой-нибудь полистирол. Режется простым канцелярским ножом и модельным скальпелем. Легко обрабатывается мелкозернистой наждачкой.
Приступил к обшивке катера. Я старался не использовать длинные листы бальсы, а обшивать кусками. Во-первых это гораздо (на мой взгляд) экономичнее. Во-вторых удобнее в плане всяких загибов и форм. На обшивку ушло ровно 5 дней. Куски я старался максимально подогнать друг к другу. За герметичностью пока не следил, но все уголки проклеивал не жалея ПВА. На следующей неделе буду класть стеклоткань, с которой, надеюсь, смогу добиться герметичности.
На одном из форумов вычитал, что внутри надо промазать все дерево эпоксидным клеем. Купил простой двухкомпонентный клей ЭДП (небольшую банку), развёл и промазал всю переднюю часть. Кормовую часть пока не мазал — там надо ещё вклеить «полку» для сервопривода, и возможно переделать крепление для дейдвуда. Единственный минус — не промазал носовую верхнюю часть изнутри: «крышку». Думаю как-нибудь решу этот вопрос, возможно брызнув лака во внутрь или ещё каким-то способом.
Была как-то мысль о том, что клей можно было и не использовать. У меня давно стоит банка яхтного лака, и можно было бы использовать ее.
И вот готовый результат к концу рабочей недели:
Листов бальсы (1.5х100х1000мм) ушло в режиме экономности (обрезки не выкидываем, ищем куда приклеить-заткнуть чтоб не резать новый лист) примерно 4-5 листов.
На удивление корпус вышел довольно прочным, ничего не скрипит, на скручивание не поддается, и достаточно легким.
Также оооочень большой радостью для меня было то, что корпус получился достаточно ровный (+/- миллиметр. Лично я не считаю это большой погрешностью в такой самоделке). Впрочем, линейка — основной мой инструмент на верстаке. Штангенциркулем пока не обзавёлся. Но это временно.
Впереди меня ждёт изготовление верхней крышки. Она имеет некоторую аэродинамическую форму, которую надо аккуратно вывести. Также надо добиться хотя бы минимальной герметичности между ней и корпусом, решить задачу её быстросъёмного крепления.
Но самый, наверное, сложный этап — оклейка стеклотканью. Так как никогда раньше с этим не сталкивался, очень боюсь приступать к этому моменту, чтоб не запороть корпус, труд, время и затраченные средства на материалы.
Это будет на следующей неделе.
Еще пару слов о механике.
Пришла посылка с дейдвудом (устройство для герметичного соединения вала винта и корпуса катера. Пока набил плотно солидолом (возможно это неправильно!) с помощью шприца).
Немного про*бался с длиной. По-другому никак не назвать. Невнимательно почитал описание. Взял длину 20 см. Когда заказывал, на радостях линейкой померил, и «все четко, трубка будет находиться в креплениях, и выступать из корпуса на 5 см». Пришла. Померил. Сам-то вал ровно 20 см, а трубка 15 см. А мерил я необходимую длину трубки. Не хватает пары см до крепления на шпангоуте, который ближе к мотору. Блин, открываю описание и действительно, неправильно выбрал размер. Буду спиливать аккуратно, и переклеивать крепление на новое место. Опишу это в следующий раз.
Это все что я сделал за неделю. Самое интересное ещё впереди 😉
Спасибо за внимание!
Модель корабля на радиоуправлении из игрушечной машинки
Особенность этой самоделки в том, что модель максимально приближена к настоящему судну, то есть, соблюдены пропорции. Всего процесс сборки состоит из нескольких этапов, это подготовка необходимых деталей, создание корпуса, а также сборка и испытания самоделки.
Процесс изготовления корабля:
Шаг первый. Добываем необходимые элементы
Сперва нужно разобрать машинку и достать все необходимые элементы. Для корабля будет нужен привод задних колес, электронная часть (радиоуправление), рулевая машинка, а также отсек, в который устанавливаются батарейки. Машинка разбирается при помощи отвертки, сперва снимается корпус, а затем откручивается радио модуль и другие элементы. При разборке нужно пользоваться фотоаппаратом или помечать провода. Иначе затем могут быть трудности. Нужно запомнить, как подключены провода, идущие от платы к двигателю, блоку питания, а также антенне. Часто в игрушках используются очень тонкие проводки. Их желательно убрать и припаять с сечением побольше.
Моторный отсек также нужно вырезать из днища, автор для этих целей использовал ножовочное полотно. Когда все элементы будут извлечены, их желательно проверить на работоспособность.
Шаг второй. Корпус корабля
Корпус вырезается цельным, для этого используется кусок пенополистирола толщиной 60 мм. Сначала нужно сделать выкройку из бумаги с контурами палубы кораблика. Размеры выкройки составляют 400 × 80 мм. Далее контуры переносят на пенополистирол и вырезают с помощью лобзика под углом или прямо. Кормовой срез нужно сделать под диаметр винта.
Шаг третий. Установка необходимых элементов в корпус
Чтобы установить вал, им нужно осторожно продавить отверстие к моторчику. Вал крепится к оси редуктора с помощью кусочка пластиковой трубочки подходящего диаметра. Ее можно приклеить или стянуть медной проволочкой. После этого моторчик нужно запустить, если он работает без усилия, значит можно устанавливать на вал винт.
Двигатель, а также рулевая машинка садятся на горячий клей.
Что касается надстройки корабля, то она сделана нарезанного тонкими кусками пенопласта. Листы соединяют между собой с помощью термоклея. Внутри надстройки находится плата радиоуправления. Что касается антенны, то она сделана из куска эмалированного медного провода, который закреплен на мачте, изготовленной из шпажки для шашлыков.
Шаг четвертый. Испытания корабля
теперь можно приступать к испытаниям. Вполне возможно, кораблик будет плавать криво, его можно легко отцентрировать с помощью киля. Что касается дальности управления, то она составляет целых 100 метров, что более чем достаточно для такой модели. Кораблик можно дорабатывать, меняя размер и шаг гребного винта.
Радиоуправляемая модель
Соберем очередную радиоуправляемую игрушку. С целью облегчения труда за основу взята радиоуправляемая машинка Mini Cooper. Машинка получила повреждения и потеряла колесо и вторая жизнь деталей игрушки в виде плавающей судомодели ее только обрадует. Основной упор сделан на получение действующей радиоуправляемой модели при минимальных затратах денег и времени. Окончательная отделка производится на ваш вкус, возможности и желание.
Как сделать радиоуправляемый корабль своими руками
Опубликованные ранее радиоуправляемые модели своими обводами напоминали лодку, катер или какую-то экспериментальную конструкцию. В данном материале предпринята попытка приблизить пропорции модели к реальным судам. Постройку можно разделить на три этапа: подготовка узлов модели, строительство корпуса, сборка и испытания.
Подготовка узлов радиоуправляемой модели
Потеря колеса мини купера сильно затрудняла его ремонт и игрушка без дела валялась три года. Для изготовления модели потребуются следующие детали машинки: привод задних колес, рулевая машинка, батарейный отсек и конечно система радиоуправления.
1. Откручиваем винты крепления корпуса.
2. Откручиваем винты крепления платы радиоуправления.
3. Фотографируем, запоминаем, помечаем проводники идущие от схемы радио управления к двигателям, блоку питания, выключателю питания и антенне. Автор отпаял очень тонкие проводники и заменил из удлиненными проводниками большего сечения.
4. Из машины извлечен узел привода задних колес, погнутая ось была восстановлена, а сохранившееся колесо удалено.
5. Рулевая машинка тоже была повреждена — разобрана, восстановлена центрирующая пружина, ступица поворота одного колеса удалена, а вторая оставлена для сохранения работы механизма. Машина собрана и при помощи кусачек часть днища с рулевой машинкой отделены в отдельный узел. В процессе конструирования лишние выступающие детали удалены.
R/C Mini Cooper Внутренности R/C Mini Cooper Рама R/C Mini Cooper Плата радиоуправления Рулевая машинка модели
6. Гребной винт и гребной вал самодельные и сделаны их куска жести консервной банки и велосипедной спицы. Изготовление детали подробно изложено здесь.
7. Рулевое устройство сделано по месту из «П» образной скобы и передает усилие с рулевой машинки на руль. Руль сделан из куска белой жести консервной банки и устанавливается после сборки модели
8. Батарейный отсек выпилен из днища с помощью пилки по металлу.
9. На этом этапе полезно собрать схему и проверить работу системы радиоуправления.
Строительство корпуса радиоуправляемой модели
Корпус построен по самой простой технологии — вырезан из целого куска пенополистирола толщиной 60 мм.
1. Сначала вырезается бумажная выкройка с контурами палубы корабля. Размеры выкройки 400 × 80 мм.
2. Контуры переносятся на пенополистирол и вырезаются с лобзиком прямо или под углом, как на оригинальной модели.
3. Кормовой срез сделан под диаметр гребного винта.
4. Под рулевую машинку, главный двигатель и батарейный отсек сделаны острым ножом углубления. Глубина отсеков не больше 25 мм, что выше будущей ватерлинии.
5. Понятно, что при таком размещении остойчивостью корабль обладать не будет. Проблема решается изготовлением киля из куска кровельной жести длиной 300 мм и шириной 125 мм. Киль вырезается ножницами по металлу и изгибается в тисках. Киль крепится к корпусу саморезами с широкой шляпкой.
Вырезание корпуса Корпус модели корабля Отсеки модели корабля Инструмент Киль модели Киль на модели
Сборка и испытания радиоуправляемой модели корабля
1. Продавливаем аккуратно валом гребного винта отверстие в корпусе к главному двигателю. Вал закрепляется на оси редуктора при помощи пластиковой трубочки, которая затем усиливается обмоткой медной проволокой. Проверяется свободность вращения вала и затем устанавливается гребной винт.
Крепление вала к двигателю Усиление крепления вала Выход вала гребного винта
2. Рулевая машинка и главный двигатель закрепляются в корпусе термоклеем.
3. Плата радиоуправления остается на верхней палубе. Проводники управления и питания припаиваются к двигателям и батарейному отсеку. После монтажа следует установить батареи и проверить работу корабля.
4. Отсек питания и рулевой машинки закрывается скотчем
5. Надстройка корабля сделана из тонко нарезанного пенопласта, листы соединяются при помощи термоклея. Внутри надстройки размещена плата радиоуправления. Антенна выполнена их куска эмалированного медного провода и выведена наружу и закреплена на импровизированной мачте из шпажки для шашлыка, смотрите фото.
6. Проводим испытания на воде. при необходимости центруем модель при помощи киля. Смотрите видео. Дальность управления на воде составила порядка 100 метров, что вполне достаточно для модели такого размера. Корабль дает хорошие возможности для модернизации и усовершенствования, например, повысить скорость хода изменением размера и шага гребного винта.
Отсек рулевой машинки Отсеки модели корабля Руль и гребной винт Испытания модели корабля Модель корабля Радиоуправляемая модель