как увеличить площадь земельного участка за счет прилегающей территории

Хотите зарегистрировать лишние сотки – придется обсудить границы участка с соседом

В сентябре вступит в силу закон, который позволит владельцам земельных участков регистрировать в собственность излишки используемой земли. Но прежде нужно будет согласовать границы участков с соседями. Как это сделать, чтобы не пришлось потом спорить в суде?

как увеличить площадь земельного участка за счет прилегающей территории

При этом обязательным условием изменения границ земельного участка является их согласование с соседями – собственниками смежных участков.

В каком случае потребуется уточнение границ участка?

Провести процедуру уточнения местоположения границ земельного участка рекомендуется в следующих случаях:

С кем нужно будет согласовать границы участка?

Согласование необходимо с лицами, которые обладают смежными участками на праве собственности.

Если же земельные участки находятся в государственной (муниципальной) собственности, то обсуждать местоположение границ нужно с лицами, которые обладают этими участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования. При этом согласование с учреждениями, казенными предприятиями, органами государственной власти и местного самоуправления не требуется.

Если смежный участок находится в государственной (муниципальной) собственности и предоставлен по договору аренды на срок более 5 лет, то согласовать границы нужно как с собственником, так и с арендатором.

Как согласовывать границы участка с соседями, чтобы не допустить земельных споров?

Судебные тяжбы, связанные с определением границ земельных участков, в числе самых сложных и длительных, поэтому важно урегулировать спор на стадии согласования границ. Чтобы их установить, собственник должен обратиться к кадастровому инженеру. Он проведет процедуру согласования границ индивидуально со всеми соседями или на общем собрании. По итогам составляется акт согласования, который подписывают все заинтересованные стороны.

Что будет, если кадастровый инженер не сможет связаться с соседом-смежником?

Собрание для согласования границ без установления их на местности проводится в ближайшем населенном пункте или в том, где земельные участки расположены. При этом кадастровый инженер может определить иное место по согласованию с заинтересованными лицами.

Им или их представителям извещения о проведении собрания вручаются под расписку. Извещения также могут быть направлены по адресам электронной почты или почтовым адресам лицам, право которых на объект недвижимости зарегистрировано или в пользу которых зарегистрировано ограничение права или обременение объекта недвижимости.

Эти адреса обычно содержатся в ЕГРН. Однако подобная информация может и отсутствовать. В таких случаях допускается извещение о проведении собрания путем публикации сообщения в средствах массовой информации. Обычно таким СМИ является официальная газета муниципалитета.

Кроме того, независимо от наличия или отсутствия информации об адресах заинтересованных лиц, извещение будет опубликовано в СМИ, если:

Если после извещения собственник или иной правообладатель не явился на собрание либо принял в нем участие, но не заявил возражений, местоположение границ земельного участка с его стороны считается согласованным.

Как не пропустить собрание, на котором будут согласовываться границы участков?

Собственнику следует внести свои контактные данные в ЕГРН через МФЦ. В противном случае границы земельных участков могут быть согласованы без его участия.

Как было указано выше, в некоторых случаях извещение о проведении собрания публикуется только в средствах массовой информации. Поэтому необходимо регулярно изучать местные СМИ.

Что делать, если владельцы участков не согласны с расположением смежных границ?

В этом случае владельцы участков должны подготовить письменные возражения и направить их кадастровому инженеру. Он зафиксирует их в акте согласования.

При наличии возражений орган регистрации прав приостановит учетно-регистрационные действия, а решать разногласия соседям придется уже в суде.

При этом согласование границ земельного участка является правом, а не обязанностью собственника. Поэтому для отказа в согласовании границ не требуются юридические основания.

Как в суде решаются споры о согласовании границ земельных участков?

Принимая решение обратиться в суд, необходимо понимать возможные риски. Дело в том, что законодательство не предусматривает определенного способа защиты прав в такой ситуации. Человек, подавший иск, рискует получить отказ в удовлетворении заявленных требований.

Судебная практика весьма противоречива. Федеральные суды некоторых округов в своих постановлениях допускают возможность понуждения смежного землепользователя к согласованию. В то же время другие суды приводят аргументы, свидетельствующие о невозможности удовлетворения такого требования. Главный из аргументов – в соответствии с законом согласование акта является правом, а не обязанностью.

Когда суд обязывает смежного землепользователя согласовать границы земельного участка, процесс исполнения судебного акта может затянуться. Особенно в том случае, если горе-сосед целенаправленно отказывается от согласования, планируя подзаработать на этом.

При таких обстоятельствах можно подать иск о признании права собственности на участок в определенных границах, что сделает судебный акт в случае удовлетворения иска более исполнимым.

При подготовке иска необходимо помнить: если неизвестно местонахождение лица, которого необходимо привлечь к участию в деле, заявитель может обратиться в суд с ходатайством об оказании помощи в его розыске. В случае удовлетворения ходатайства суд может истребовать эту информацию у органов ФМС, МВД, нотариусов и т.п.

Также стоит иметь в виду: почти во всех подобных делах суд проводит судебную землеустроительную экспертизу. И оплатить эту экспертизу должен заявитель.

О том, как не доводить конфликт до суда и урегулировать его с помощью примирительной процедуры, читайте в публикации «Медиация: разрешаем споры без суда».

1 Федеральный закон от 17 июня 2019 г. № 150-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О кадастровой деятельности” и Федеральный закон “О государственной регистрации недвижимости”» (вступит в силу через 90 дней после официального опубликования).

Источник

Оформление «прирезок» к земельным участкам: новые возможности

как увеличить площадь земельного участка за счет прилегающей территории1 марта вступил в силу закон, предоставивший гражданам возможность расширить границы своих земельных участков, соседствующих с государственными и муниципальными землями, за счет оформления «прирезок» (Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Разберемся, из каких земель можно это сделать, насколько это дорого и как правильно оформить увеличение площади своего участка.

«Прирезка»: что это такое и с чем ее едят

«Прирезкой» называют увеличение фактической площади участка за счет самовольно занятых земель. Раньше такие действия были под запретом, однако это не мешало некоторым гражданам устанавливать свои заборы с захватом чужой территории. Со временем незаконно занятых земель стало так много, что законодатель принял решение позволить гражданам оформить данные «прирезки», а тем, кто только мечтает увеличить площадь своих участков и устранить изломанность их границ, – сделать это официально и за небольшую плату. Так в Земельном кодексе РФ появилась глава V.4, регулирующая порядок перераспределения государственных, муниципальных и частных земель, которая вступила в силу 1 марта.

Новые нормы распространяются на участки, находящиеся в собственности граждан и граничащие с государственными и муниципальными. Земля, за счет которой осуществляется «прирезка», не может быть территорией общего пользования, а также выходить за пределы «красных линий» – линий, которые обозначают границы коммуникаций, автомобильных дорог и иных линейных объектов – или относиться к другой территориальной зоне. Напомним, территориальные зоны – это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Узнать, к какой территориальной зоне относится тот или иной земельный участок, можно на официальном сайте конкретного муниципального образования либо сайте администрации муниципалитета (ответственного комитета администрации). Как правило, на этих ресурсах размещена карта, на которой цветом обозначены границы той или иной территориальной зоны – это позволяет найти интересующий пользователя земельный участок и определить, в рамках какой территориальной зоны он расположен.

Обратиться за оформлением «прирезки» может владелец земли, предназначенной для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. При этом в результате перераспределения земли площадь участка не может превышать предельный максимальный размер, установленный правилами землепользования и застройки территории в пределах градостроительной зоны (п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ). С этими правилами также можно ознакомиться на указанных сайтах. Например, в подмосковном Серпухове предельная площадь земли для постройки маленького дома на одну квартиру (с высотой в коньке крыши до 9 м и длиной до 16 м) составляет 200 кв. м.

Размер платы за земельный участок, который гражданин хочет «добавить» к имеющемуся, устанавливается собственником земли – государством, субъектом федерации либо муниципальным образованием – в зависимости от ее принадлежности (п. 5 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ). «Для расчета итоговой цены «прирезаемого» земельного участка достаточно знать его площадь, кадастровую стоимость и размер платы за «прирезку», который устанавливается владельцем земли в процентах от ее стоимости», – объясняет заместитель генерального директора юридической компании «Прайм Лекс» Александр Агафонов.

Кадастровую стоимость можно выяснить, например, из Публичной кадастровой карты, размещенной на сайте Росреестра. Если на этом ресурсе не оказалось нужных сведений, рекомендуем заглянуть в раздел «Сервисы» (подраздел «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online») и поискать кадастровую стоимость там. Для этого необходимо знать кадастровый или условный номер участка или его адрес. Кроме того, можно направить электронный запрос в Росреестр. В этом случае ведомство обязано ответить не позднее, чем через пять дней после получения запроса (п. 41 Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости). Заявитель вправе сам выбрать наиболее приемлемую форму ответа – письмо на электронную почту (для этого нужно указать ее адрес в заявлении) или бумажное письмо (в заявлении необходимо указать почтовый адрес, на который оно должно прийти, или любое отделение Почты России, до востребования). В первом случае необходимо уплатить госпошлину в размере 150 руб. (платежку следует отсканировать и приложить к запросу), во втором – 400 руб.

«Цена «прирезок», вероятно, окажется сравнительно ниже рыночной, поскольку иным способом эти участки задействовать в обороте проблематично, а по факту они давно используются гражданами в своих целях и зачастую даже огорожены», – рассуждает управляющий партнер Коллегии адвокатов Республики Татарстан SERGIS Тимур Сергеев. Действительно, при присоединении земельного участка из федеральных земель гражданину придется заплатить всего 15% от ее кадастровой стоимости (постановление Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 1308).

Порядок оформления «прирезок»

Перераспределение земель осуществляется на основании соглашения заявителя с уполномоченным органом. Уполномоченным органом выступает орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит распоряжение государственными или муниципальными землями. В Московской области это Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области (Закон Московской области от 24 июля 2014 г. № 106/2014-ОЗ). Именно в эти ведомства желающий расширить границы своего участка должен подать копии правоустанавливающих документов на него, заявление о перераспределении и проект межевания территории, на которой расположен участок (ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). В случае отсутствия проекта межевания заявителю придется за собственный счет изготовить схему расположения земельного участка. Данный документ оформляется кадастровым инженером на основе данных геодезической съемки (ст. 11.3 Земельного кодекса РФ). Средняя стоимость оформления схемы расположения земельного участка составляет около 5 тыс. руб.

Через 30 календарных дней после получения всех документов уполномоченный орган принимает решение об утверждении новой схемы расположения земельного участка либо об отказе в заключении соглашения о перераспределении. Заместитель генерального директора юридической компании «ИнвестКонсалт Системс», к. ю. н. Анастасия Митрохина считает, что именно на этом этапе могут возникнуть основные проблемы: например, может выясниться, что земельный участок переведен в категорию земель общего пользования либо включен в территорию под застройку в соответствии с планом развития территории. Узнать об этом можно также на сайте Росреестра.

БЛАНК

Примерный образец заявления о перераспределении земельных участков для гражданина
Все бланки

Земельный кодекс РФ содержит перечень оснований для отказа в перераспределении земельных участков (п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Например, гражданин не сможет «прирезать» землю, ограниченную в обороте, зарезервированную для государственных или муниципальных нужд или выставленную на аукцион. «Если же перераспределение затрагивает права землепользователей, землевладельцев, арендаторов земли или залогодержателей, то оно должно быть осуществлено с их согласия. Например, если участок находится в ипотеке, то для оформления «прирезки» к нему потребуется разрешение банка», – разъясняет Александр Агафонов. Могут возникнуть и иные проблемы, которые во многом связаны с неопределенностью нового порядка. «Неизвестно, как поступать в ситуации, когда на один участок земли претендуют сразу несколько лиц – в Земельном кодексе РФ нет норм, по которым возможно разрешить данный спор», – сетует руководитель Управления правового консалтинга аудиторско-консалтинговой группы «ФинЭкспертиза» Виктор Демидов.

При положительном решении уполномоченного органа гражданин должен организовать и оплатить проведение работ по постановке на кадастровый учет всех земельных участков, которые образуются в результате перераспределения (п. 11 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Как разъяснили порталу ГАРАНТ.РУ в Минэкономразвития России, речь идет не только об участке, который принадлежит гражданину и границы которого были расширены, но и о государственной (муниципальной) земле, за счет которой произошло такое расширение. При этом оплатить такие работы придется вне зависимости от площади государственного (муниципального) участка, использованного для перераспределения. «Стоимость услуг кадастрового инженера сильно разнится в зависимости от сложности работы и региона их выполнения. Например, в Можайском районе Московской области постановка участка на кадастровый учет обойдется примерно в 10 тыс. руб, а в Ленинградской области – уже в 30 тыс. руб. Данные траты – неизбежная для заявителя плата за возможность легально увеличить территорию и приобрести собственность на землю на льготных условиях», – отмечает Александр Агафонов.

После получения кадастрового паспорта на новый участок гражданин предоставляет его в уполномоченный орган, который подписывает проект соглашения о перераспределении земельных участков, а затем направляет его заявителю для подписания. Гражданин обязан подписать это соглашение в 30-дневный срок со дня его получения (ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Оплата приобретаемого участка осуществляется в течение месяца с момента подписания соглашения. Рассрочка и отсрочка платежа не предусмотрены.

Последствия оформления «прирезок»

Оформление «прирезок» выгодно как гражданам, так и государству, поскольку казна получит дополнительный приток денежных средств в виде платы за такие участки. Кроме того, увеличится общий объем частных земель, которые теперь будут облагаться налогом и полноценно участвовать в гражданском обороте. «А еще запуск такого механизма повлечет за собой актуализацию сведений государственного кадастра недвижимости», – добавляет руководитель практики недвижимости Юридической компании «Генезис» Артур Стариков. Александр Агафонов рассказывает, что на западе опыт перераспределения земли между гражданами и государством отсутствует – в большинстве стран Европы все участки уже давно находятся в частной собственности. А в США федеральные земли хоть и могут передаваться гражданам, но только в случаях, когда государство не может эффективно использовать участок, а его продажа будет способствовать развитию территории или достижению иных общественно полезных целей.

В целом эксперты ГАРАНТ.РУ положительно оценили новеллу Земельного кодекса РФ о перераспределении земли. Однако не все так гладко: в связи с отсутствием всех необходимых подзаконных актов и опыта применения новых норм на начальном этапе оформления «прирезок» у граждан и уполномоченных органов могут возникнуть некоторые сложности.

Источник

Как увеличить площадь земельного участка за счет прилегающей территории

Основным документом, регулирующим раздел, выдел земельных участков, является Земельный Кодекс РФ (далее – ЗК РФ).

Раздела земельного участка – это один из способов образования одного участка или нескольких самостоятельных земельных участков.

Основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, являются:

1) решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;

2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;

3) иной документ, на основании которого в соответствии с Законом о регистрации и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.

По общему правилу п. 2 ст. 11.2 и п. 1 ст. 11.4 ЗК РФ исходный земельный участок, из которого при разделе образованы земельные участки, прекращает свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из него земельные участки. При этом имеется в виду, конечно, не фактическое, а юридическое прекращение существования разделенного земельного участка, который перестает существовать в качестве объекта земельных и гражданско-правовых отношений.

В соответствии с п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ).

При этом не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях образования земельных участков на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

В соответствии с п. 5 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними. Исключение составляет выдел земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Порядок выделения земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения установлен статьями 13, 13.1 Федерального закона от 24.07.2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

Данной нормой установлено, что, участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленных ЗК РФ и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером.

Проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей.

Проект межевания земельного участка или земельных участков подготавливается кадастровым инженером. Заказчиком такого проекта межевания может являться любое лицо.

При подготовке проекта межевания, подлежащего утверждению общим собранием участников долевой собственности, кадастровый инженер обеспечивает правообладателям земельного участка или земельных участков, из которых будут выделяться земельные участки в счет земельной доли или земельных долей, органу местного самоуправления поселения и, если заказчик кадастровых работ не является правообладателем земельного участка или земельных участков, заказчику кадастровых работ возможность ознакомиться с этим проектом до его утверждения и представить предложения о его доработке.

Извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

Проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.

Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации.

В случае если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным.

Возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка направляются кадастровому инженеру, подготовившему соответствующий проект межевания земельного участка, а также в орган кадастрового учета по месту расположения такого земельного участка.

главный специалист-эксперт Омского отдела

Источник

Прирезка земельного участка в 6 этапов без специальных знаний.

После 01.03.2015 прирезка земельного участка или перераспределение участков стала способом увеличения площади используемой земли.

Прирезка земельного участка увеличивает его площадь за счет земель, примыкающих к основному (используемому) участку.

Что такое прирезка земельного участка?

В земельном кодексе такого понятия — прирезка земельного участка, не существует.

Прирезка земельного участка — это обывательское название юридического термина — перераспределение земельных участков.

В результате перераспределения земельных участков на месте основного участка появляется новый участок.

Новый земельный участок по площади больше изначального (основного).

Иными словами, основной участок перестает существовать. На его месте появляется новый участок с увеличенной площадью.

Перераспределение земельных участков возможно если земля в собственности.

Перераспределение земельных участков можно разделить на 2 вида:

1-ый вид: перераспределение государственных или муниципальных земельных участков между собой.

2-ой вид: перераспределение государственных или муниципальных участков и участков, находящихся в частной собственности.

Первый вид перераспределения земель для нас неинтересен. Потому что он не приводит к увеличению участков, находящихся в собственности граждан и/или организаций.

Второй вид перераспределения земель вызывает интерес. С его помощью можно увеличить свой участок.

В этой статье рассмотрим перераспределение земельных участков 2-ого вида. То есть перераспределение государственных или муниципальных участков и участков, находящихся в частной собственности.

Прирезка земельного участка 2-го вида позволяет расширить участок за счет прилегающей муниципальной или государственной земли.

4 основания, когда допускается прирезка земельного участка.

Перераспределение земель или прирезка земельного участка возможна в 4-х случаях:

а) Прирезка земельного участка в границах застроенной территории.

В отношении территории должен быть действующий договор о развитии застроенной территории.

Перераспределение земельных участков используют для приведения границ участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории.

Иными словами. Если в отношении застроенной территории заключили договор о ее развитии, то возможно перераспределение земельных участков.

По данному основанию прирезка земельного участка производится, чтобы привести границы в соответствие с проектом межевания.

Данное основание нам не очень интересно. Потому что не часто встречается в подавляющем большинстве населенных пунктов.

б) Перераспределение земельных участков допускается, когда земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства.

Речь идет об объектах капитального федерального, регионального или местного значения.

Объект капитального строительства — сокращенно ОКС.

Полный перечень ОКС, при образовании которых возможно перераспределение, смотрите в статье 49 ЗК РФ.

Среди этих объектов можно выделить:

Очень часто перераспределение земель по данному основанию сопутствует с изъятием земельных участков.

Участки изымаются для государственных или муниципальных нужд.

Данное основание тоже не интересно для нас. Оно не позволяет гражданам увеличивать свои участки за счет прирезки.

в) Перераспределение земельных участков и земель на территории с утвержденным проектом межевания.

Проект межевания устанавливает однообразные размеры и форму границ земельных участков.

Другими словами, проект межевания упорядочивает размещение земельных участков. Эти участки приобретают границы правильной формы и единообразные размеры.

Перераспределение земельных участков по проекту межевания допускается для исключения вклинивания, вкрапления, изломанности границ и чересполосицы.

Иными словами. Перераспределение имеет цель упорядочить земельные участки на территории, для которой утвердили проект межевания.

Если участок приобрели до утверждения проекта межевания, то можно перераспределить землю. Перераспределенный участок будет соответствовать упорядоченным участкам.

В любом случае, площадь нового земельного участка не может превышать максимальный размер. Предельный размер земельного участка устанавливают в Правилах землепользования и застройки.

Правила землепользования и застройки — сокращенно ПЗЗ. Правила землепользования и застройки принимают и утверждают в муниципальном образовании.

Данное основание имеет для нас интерес. Потому что в отдельных случаях такое перераспределение приводит к увеличению площади участка.

Однако, территорий с утвержденными проектами межевания значительно меньше территорий, где проекты не утверждаются. Поэтому данное основание имеет мало случаев для практического применения.

г) Перераспределение земельных участков под ЛПХ, огородничество, садоводство и ИЖС.

До 01.01.2019 года к этому основанию относилось и дачное хозяйство. Но с указанной даты понятие дачного участка исключено из земельного законодательства.

Данное основание прирезки земельного участка является самым подходящим для большинства граждан.

Если вы являетесь собственником земельного участка предназначенного:

то у вас есть право увеличить участок за счет прирезки дополнительной территории. Безусловно, при наличии свободной земли, примыкающей к участку.

Основное условие такой прирезки: площадь нового участка не должна превышать предельные размеры.

Как упоминал ранее, предельные размеры участков смотрите в Правилах землепользования и застройки.

Допустим, площадь участка под ИЖС составляет — 12 соток. В Правилах землепользования и застройки населенного пункта установлена максимальная площадь — 15 соток.

Это означает, что допустимо прирезать к участку не более 3 соток земли. При условии, что вокруг участка есть свободная земля с такой площадью.

Обратите внимание.

Если хотите прирезать к участку достаточно большой кусок земли, то возрастает риск получить отказ.

В такой ситуации, целесообразно не прирезать землю к существующему участку, а получать ее как отдельный участок.

Получить участок без торгов можно через предварительное согласование.

Первый шаг в этом направлении — сформировать Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Бонус к готовому заявлению — краткая пошаговая инструкция.

Рассмотрим данное основание более подробно, но предварительно выясним следующий вопрос:

Чем перераспределение земель отличается от перераспределения земельных участков?

При перераспределении земель к основному участку присоединяется свободная земля, то есть территория, которая не имеет границ, и не состоит на кадастровом учете.

При перераспределении земельных участков к основному участку присоединяется другой участок, который принадлежит муниципалитету или государству.

Иными словами, при перераспределении земли вы присоединяете к участку не учтенную в кадастре землю.

При перераспределении земельных участков, присоединяете к участку другой сформированный участок, который имеет границы.

Как оформить прирезку участка под ИЖС, огород, ЛПХ, садоводство?

Как уже упоминалось: прирезать к участку дополнительный кусок земли может только собственник участка.

Арендаторы и лица, владеющие участком на праве безвозмездного пользования, не имеют права на прирезку земельного участка.

Для прирезки земли нужно заключить соглашение с администрацией. В данном случае администрация это собственник земли, которую прирезают к участку.

Как правило, в населенных пунктах земля является муниципальной. Поэтому будем рассматривать соглашение с местной администрацией.

Соглашение о перераспределении земель готовит сама администрация.

Важно убедиться, чтобы в соглашении указали, что на вновь образуемый участок возникает право частной собственности.

Иными словами, гражданин приобретает право собственности на новый увеличенный в площади участок.

Оформление прирезки земельного участка состоит из 6-ти этапов.

Описываемая процедура относится к 4-му основанию. То есть прирезка к участку ИЖС, ЛПХ, огород, садоводство, при отсутствии утвержденного проекта межевания.

1-ый этап.

Подготовка схемы расположения земельного участка.

Первым делом необходимо подготовить Схему расположения земельного участка.

Схему можно подготовить самостоятельно.

Кто имеет доступ к видео инструкции, знают, как готовится Схема для получения участка.

Отличие Схемы для прирезки от Схемы для получения участка состоит в следующем.

Для прирезки охватываете контуром нового участка исходный участок и территорию, которую присоединяете.

Будьте готовы, что чиновники в администрации станут навязывать услуги прикормленных кадастровых инженеров. Чтобы те сделали схему.

Можете пойти на поводу у чиновников и заказать схему у обозначенных кадастровых инженеров.

При этом нужно понимать следующее.

Схема, подготовленная кадастровым инженером, не дает 100% гарантию, что ее утвердят в администрации.

Иными словами, не факт, что схема кадастрового инженера успешно пройдет процедуру прирезки.

В инструкции для пользователей онлайн сервиса по формированию Заявления о прирезке, показаны 3 способа как подготовить Схему.

Один из 3-х способов вам обязательно пригодится.

2-ой этап.

Формируем заявление на перераспределение земельных участков.

Необходимо подготовить заявление и подать его в местную администрацию.

Заявление о прирезке участка готовим одним из 3-х способов.

Подготовка заявления 2-м способом через сервис наиболее проста и безопасна, потому что:

К заявлению следует приложить:

Иными словами, документы, подтверждающие право собственности на участок.

Прикладывать копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов не обязательно, если право собственности зарегистрировано в ЕГРН.

Проверить наличие зарегистрированного в ЕГРН права собственности можно онлайн.

Для этого достаточно получить выписку из ЕГРН.

Напомню, что мы рассматриваем ситуацию, когда нет утвержденного проекта межевания территории.

Если вы подаете заявление через представителя, то необходимо приложить доверенность.

3-ий этап.

Проверка заявления на предмет соответствия установленным требованиям

Если заявление по содержанию не соответствует статье 39.29 ЗК или не приложены документы, заявление возвратят.

Заявление также вернут в случае подачи в неуполномоченный орган.

Срок возврата — в течение 10 дней со дня поступления заявления.

В случае возврата, чиновники должны указать все основания, по которым заявление было возвращено.

Иными словами, у чиновников нет «старой» уловки, каждый раз возвращать документы по разным основаниям.

Сейчас администрация обязана указывать все основания для возврата заявления. Это облегчает исправление заявления и повторную подачу.

4-ый этап.

Принятие решения по заявлению о перераспределении земель.

В течение 30 дней с момента получения заявления администрация выполняет одно из следующих действий.

Данное решение может оформляться в виде постановления (распоряжения) главы администрации.

Обратите внимание. Администрация должна предоставить вам оригинал решения и утвержденную Схему.

Не доверяйте ничьим устным заверениям, что принято положительное решение. Чиновники за слова не отвечают.

Если получили положительное решение и утвержденную схему, то переходите к следующему 5-му этапу.

Указанное согласие администрация направляет в случае, если заявляли о перераспределении участка по 3-му основанию. То есть на территории, где утвержден проект межевания.

Мы рассматриваем процедуру прирезки земли по 4-му основанию. То есть для участков ЛПХ, ИЖС, огородничество и садоводство, где нет утвержденного проекта межевания. Поэтому не будем акцентировать внимание на этом пункте.

В пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ перечислено 13 оснований, когда отказывают в перераспределении земельных участков.

Далее рассмотрим эти основания, а также способы, как минимизировать риск получения отказа.

5-ый этап.

Выполнение кадастровых работ.

После получения положительного решения проводите кадастровые работы и ставьте новый участок на учет.

Эту процедуру, в отличие от подготовки Схемы расположения земельного участка, нельзя сделать без кадастрового инженера.

Поэтому, нанимайте кадастрового инженера (желательно не первого встречного). Ставьте ему задачу по выполнению кадастровых работ и постановке участка на учет.

На 2-ом экземпляре письма администрация поставит входящий штамп с датой. Второй экземпляр сопроводительного письма сохраните у себя.

С этой даты будет отсчитываться 30-дневный срок. В течение этого срока чиновники должны предоставить Соглашение о перераспределении земельного участка.

Текст сопроводительного письма может быть такой:

УВЕДОМЛЕНИЕ

6 этап.

Заключение соглашения о перераспределении земель.

В течение 30 дней с передачи документов в администрацию получите Соглашение о перераспределении земельного участка.

Как только получили Соглашение, у вас есть 30 дней на подписание и направление в администрацию.

Направлять Соглашение целесообразно с сопроводительным письмом. На 2-ом экземпляре администрация должна поставить входящий штамп с датой.

Обратите внимание. Администрация может отказать в заключении соглашения.

Отказ в заключении соглашения возможен, если площадь участка в кадастровом паспорте окажется больше площади на Схеме.

Для отказа необходимо расхождение площади более чем на 10%. Менее десяти процентов допускается.

Чтобы избежать данной проблемы необходимо проконтролировать кадастрового инженера. Он должен соблюдать предельный лимит расхождения площади.

Отказ в перераспределении земель.

Как упоминал ранее, в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ установлено 13 оснований отказа.

По этим основаниям могут отказать в перераспределении земельных участков.

1. Подано заявление о перераспределении земельных участков в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 кодекса.

Данное основание относится к 1-ому виду перераспределения земельных участков. То есть к перераспределению государственных и муниципальных участков между собой.

1-ый вид перераспределения земель не относится к частным участкам. Поэтому для нас он не особо интересен.

2. Отсутствует письменное согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.

Если прирезаете участок сданный аренду или заложенный в банке, то получите письменное согласие.

Иными словами, арендатор или банк должны дать согласие на перераспределение земельного участка.

Без этого согласия в прирезке могут отказать.

Если участок не обременен правами 3-х лиц, то данное основание отказа неприменимо.

3. На участке, возникающем в результате прирезки, есть недвижимость или объект незавершенного строительства, принадлежащий 3-им лицам.

Чтобы избежать данного основания отказа выполняйте простое правило.

При подготовке Схемы не охватывайте контурами нового участка чужие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства.

Из этого правила есть исключения, которые связаны с сервитутами. Но сервитут это отдельная большая тема, которую нужно описывать в отдельном материале.

Если в комментариях будет достаточно вопросов по сервитутам, то подготовлю отдельный материал по этой теме.

4. Прирезка участка осуществляется за счет земель и/или участков изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

Если прилегающая земля изъята из оборота или ограничена в обороте, то в прирезке откажут.

Как узнать, изъята прилегающая земля из оборота или ограничена в обороте?

В-первую очередь. Ознакомьтесь с перечнем земель, которые изъяты или ограничены в обороте.

Посмотреть перечни можно в пунктах 4 и 5 статьи 27 ЗК РФ. В них перечислены земли, которые прирезать к участку не удастся.

Во вторую очередь. На Публичной кадастровой карте проверьте участок на наличие вокруг него земель из вышеуказанных перечней.

Случаев примыкания к частному участку земель из числа изъятых или ограниченных в обороте не так много. Поэтому данное основание отказа не самое распространенное.

5. Прирезка участка осуществляется за счет земель и/или земельных участков зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Резервирование земель может осуществляться по решению федеральных, региональных и местных властей.

По законодательству (Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд») решения властей о резервировании земель должны регистрироваться в Рорсеестре.

Отсюда можно сделать вывод, что информация о резервировании земель должна отображаться на Публичной кадастровой карте.

Однако, учитывая, как исполняются законы, опрометчиво полагаться исключительно на Росреестр и ПКК.

Для выяснения вопроса о зарезервированных землях целесообразно посмотреть на сайте администрации постановления на эту тему. Либо направить официальный запрос в администрацию.

6. Перераспределение осуществляется за счет участка выставленного на аукцион или участка, в отношении которого принято решение о предварительном согласовании.

Если прирезаете к своему участку землю:

то в прирезке будет отказано.

Наличие объявленного аукциона можно проверить на сайте torgi.gov.ru. Либо через поисковые системы Яндекс, Google, путем поиска по кадастровому номеру участка, который планируете прирезать.

Определить наличие решений о предварительном согласовании можно 3 способами, которые показал в 2-х видео.

7. Прирезка осуществляется за счет участков, в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании или о предоставлении участка и решения об отказе еще не приняты.

Данное основание отказа похоже на предыдущее, но имеет одно отличие.

В прирезке участка будет отказано в 2-х случаях.

Для справки.

Предварительное согласование – это процедура, в ходе которой есть возможность получить земельный участок без торгов.

К сожалению, в силу непрозрачности деятельности властей, со 100% уверенностью установить, что кто-то запустил процедуру предварительного согласования или предоставления участка, примыкающего к вашей земле, очень сложно.

Даже если прокачали сайт torgi.gov.ru, сайт местной администрации и другие источники, всегда остается вероятность, что какой-то чиновник «затупил» и своевременно не обнародовал сведения. Либо обнародовал их так, что с собаками не найдешь.

Поэтому целесообразно учитывать риск отказа по данному основанию.

8. Площадь нового участка превышает предельные максимальные размеры.

Об этом основании отказа уже упоминал ранее.

Суть его состоит в том, что в каждом населенном пункте принимаются свои Правила землепользования и застройки.

В этих Правилах устанавливаются предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков.

Найти ПЗЗ можно на сайте местной администрации.

как увеличить площадь земельного участка за счет прилегающей территории

На скриншоте видно, что для зоны Ж-1, предусматривающей ИЖС, действуют минимальные размеры участков — 6 соток. А максимальные размеры – 20 соток.

Таким образом. Площадь нового участка ИЖС, полученного в результате перераспределения, не может превышать 20 соток. Данный вывод применим только для населенного пункта, где действуют указанные ПЗЗ.

9. Новый земельный участок образуется за счет земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, установленных статьей 11.9 ЗК РФ.

Данное основание, на мой взгляд, является самым трудным препятствием на пути получения положительного решения о перераспределении участка.

Попробуем в нем разобраться.

Камнем преткновения может стать размер площади земли, на которую увеличивается участок в результате перераспределения.

Как уже говорилось ранее, Правила землепользования и застройки устанавливают минимальные размеры земельных участков.

Если увеличиваете участок на размер площади больше минимального размера, установленного в ПЗЗ, то это может стать основанием для отказа.

Чиновники, пользуясь вышеуказанным основанием, могут отказать в прирезке по причине того, что из площади присоединяемой земли можно образовать самостоятельный участок.

Например.

Допустим, минимальный размер участка согласно ПЗЗ составляет 4 сотки. Вы хотите увеличить свой участок площадью 6 соток до 10 соток, то есть прирезать к участку дополнительные 4 сотки.

В этом случае, вы рискуете получить отказ, потому что из площади, на которую увеличивается участок, можно сформировать самостоятельный участок.

Как минимизировать риск получения отказа по данному основанию?

Кроме этого, необходимо соблюдать следующие требования:

Иными словами, не нужно в погоне за лишними сотками впадать в безумное стяжательство, потому что разумный подход позволит минимизировать риск отказа.

10. Границы земельного участка подлежат уточнению.

Многие земельные участки имеют статус – ранее учтенный.

Проверить статус участка можно на публичной кадастровой карте.

как увеличить площадь земельного участка за счет прилегающей территории

Если участок имеет статус – ранее учтенный, то прежде чем затевать прирезку, необходимо провести межевание, чтобы уточнить границы участка.

11. Нарушения при составлении схемы расположения земельного участка.

В прирезке земельного участка откажут, если имеются основания для отказа в утверждении схемы. Правовые основания смотрите в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.

В отдельной статье: Утверждение схемы земельного участка детально показано, как избежать 5 оснований отказа.

Используйте данные подсказки, потому что они помогут составить Схему и пройти процедуру прирезки без отказов.

12. Схему расположения земельного участка сделали с нарушением требований к образуемым земельным участкам.

Либо схема не соответствует проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

Данное основание по своему содержанию во многих аспектах перекликается с вышерассмотренными основаниями отказа.

В статье: Утверждение схемы земельного участка, найдете способы и инструменты, как подготовить правильную Схему, соответствующую требованиям землеустроительной документации.

Не так страшен черт, как его малюют.

13. На территории утвердили проект межевания.

Допустим планируете осуществить прирезку на основании Схемы расположения земельного участка. В этом случае, на территории, где располагается участок, не должно быть утвержденного проекта межевания.

Проверить наличие или отсутствие утвержденного проекта межевания территории достаточно просто.

Как узнать, утверждался ли проект межевания территории?

Установить наличие или отсутствие утвержденного проекта межевания можно 3 способами.

Обычно, при наличии утвержденного проекта межевания, поисковые системы выдадут текст постановления об утверждении проекта межевания. Органы власти публикуют подобные документы.

Допустим, в первой десятке результатов поисковой выдачи нет постановления об утверждении проекта межевания. Тогда, с высокой степенью вероятности можно сделать вывод, что проект не утверждался.

Тем не менее, если поисковые системы выдают отрицательный результат, целесообразно поискать его на сайте администрации. Или сделать письменный запрос в администрацию.

И в завершении, рассмотрим вопрос:

Сколько стоит прирезка земельного участка?

Единой стоимости перераспределения земель не существует. Федеральная, региональная и местная власти для своих земель устанавливают свои порядки определения стоимости.

Например, для федеральных земель размер платы будет составлять 15% от кадастровой стоимости.

Иными словами. Если прирезаете к участку федеральную землю, то за прирезку придется заплатить 15% кадастровой стоимости.

Чтобы рассчитать примерную стоимость прирезки, можно на Публичной кадастровой карте узнать кадастровую стоимость соседних участков.

Затем вычислить кадастровую стоимость одной сотки. После этого, полученную величину умножить на количество соток, которые планирует прирезать.

Если сумма устраивает, то можно приступать к процедуре перераспределения.

С муниципальными и региональными землями ситуация несколько сложнее. В каждой области, районе устанавливают свой размер платы за прирезку земли.

Информацию о размере платы за прирезку земли необходимо искать на официальном сайте администрации.

Либо направить запрос в администрацию.

Консультации по прирезке земельного участка

Сохраните статью в соц. сети

Похожие записи:

Комментарии 47

Здравствуйте, у нас такая проблема. З/у неправильно отмене вали, он теперь выступает к дороге на 10 м, а сбоку на 4 м отступ со смежных участком получился. По проекту планировки должен быть 24*50, а по факту и по документам вышел 20*60. Как нам сделать перераспределение границ? Наши коммуникации остались на этой 4х метровой полосе. А администрация просит отказаться от 10 м, что выступают к дороге. В каком порядке действовать для корректировки?

В статье над комментариями изложены порядок и условия перераспределения земли.

Вам нужно изучить их и соотнести с вашими исходными условиями.

Сколько у вас будет стоить работа по прирезке земельного участка?

Примерная стоимость личных услуг на главной странице.

Здравствуйте.
Подскажите столкнулись с таким вопросом, выполнили процедуру перераспределения (согласовали схему поставили на учет) потом повторно обратились с заявлением о перераспредлении, но получили отказ связанный с утверждением схемы, якобы имеются пересечения с ранее утвержденной схемой.
Из разговоров было сказано что та схема на первое перераспрделение пересекается со второй. Можете подсказать как в таком случае понимать пересечение?
Как первоначальный участок что пересекается или как-то тут все не понятно.

В вашем описании ситуации есть некоторые очень непонятные моменты.

Если вы выполнили процедуру перераспределения (согласовали схему поставили на учет), то зачем повторно обращаться с аналогичным заявлением?

После согласования схемы и постановки нового участка на учет администрация должна заключить с вами соглашение о перераспределении земельного участка.

Это все выполнено, соглашение заключено. Только первоначально когда обращались с вопросом перераспределения целью была расширить участок, для возможности более рационального строительства, но нам объяснили в ширь вам нельзя только в даль до границы пожалуйста, иначе мы вам откажем. Выполнив перераспределение понятно стало из процедуры что обратись мы с расширением в ширину процедура бы прошла аналогично. Поэтому обратились повторно, на что получили отказ что схема пересекается с уже утвержденной согласно которой образован участок. Хотя начав разбираться возникает вопрос схема как таковая нужна для формирования участка, а раз участок сформирован то имеет ли силу схема утвержденная ранее.

По общему правилу, схема действительна 2 года.
По логике, после формирования участка на основании утвержденной схемы, сама схема, на мой взгляд перестает иметь свое первоначальное юридическое значение.
Тем не менее, в законодательстве не нашел положения, которые бы отменяли действие схемы после формирования участка.

В статье 39.29 ЗК РФ есть перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению о прирезке земельного участка.

В этом перечне нет такого документа как согласие собственников или владельцев соседних участков.

Исходя из этого, можно сделать предположительный вывод о том, что требования администрация не основаны на законе.

Я вижу 2 варианта выхода из ситуации:

— просите чиновников обосновывать ссылками на законодательство их требование.
Если есть какие-то нормы, которыми они руководствуются, пусть сообщать вам, чтобы можно было их оценить и дать более четкий ответ о правомерности требования.

— подать заявление на прирезку без каких-либо согласий (способы подачи указаны в статье над комментариями).
Если чиновники откажут, то они должны дать официальный ответ с обоснованием отказа.
Этот отказ можно (а в некоторых случаях даже нужно) обжаловать в суде.

PS
Не редко сотрудники администрации требуют чтоо попало, особенно из категории трудно доставаемых документов.
И чаще всего причина кроется в том, что они не хотят принимать документы, по которым придется работать.

Доброго времени суток. Дмитрий, у меня несколько вопросов. Предисловие: дом с з/у куплен в ипотеку. Сейчас хотим оформить прирезку. Свой участок 6,5 соток, прирезка 8 соток (по нормам нашего города 15 соток, т. е. в нормы укладываемся). Прирезку находится на федеральной земле, на данный момент земля отдана в безвозмездное пользование «санэпидемстанции» (гос. учреждение), но земля не используется этой организацией (филиал в другом городе и есть офиц. от них письмо, что они землю не используют, также они хотели передать землю в муниципальную собственность, но администрация города отказалась в связи с отсутствием потенциальных пользователей земли).
Вопросы:
1. По закону мы должны получить согласие «санэпидемстанции». Есть ли какие-то шаблоны согласия или достаточно в свободной форме? Согласие достаточно от филиала, или это должно быть от головного офиса?
2. В статье увидела, что если прирезка большой площадью, то лучше оформить как отдельный участок. Мне интересен данный вариант, так как не нужно согласие от банка. Но будет ли это рассматриваться как прирезка (перераспределение земли в пользу другого участка). И как указать данный момент в заявлении. Не будет ли это поводом для отказа. Если «прирезку» оформляем отдельным участком, то по как будет определяться цена по постановлению за 15% от кадастровой стоимости или за полную кадастровую стоимость.

Добрый день, Натали.

1. Шаблон подобного согласия мне не попадался.
Если в доверенности руководителя или другого должностного лица филиала четко прописаны полномочия на выдачу подобного согласия, то его можно получить и от филиала.
В противном случае, только от головного офиса.
Признаться, у меня есть определенные сомнения в легитимности прирезки за счет части земли юридически оформленной в безвозмездное пользование.
Факт неиспользования земли юридически оформленной по обязательству безвозмездного пользования, на мой взгляд, правового значения не имеют.

Также, удивляет допустимый размер площади (15 соток), которую допускают прирезать.
С такого куска земли можно сформировать самостоятельный участок.
А наличие возможности сформировать из прирезаемой территории самостоятельный участок, является одним из оснований для отказа.

Вообщем описываемые вами условия несколько настораживают.

2. Получение отдельного участка — это процедура абсолютно не связанная с прирезкой.

Существуют разные способы получения земли в виде отдельного участка.

Некоторые из них описаны на моем сайте, но более детально они изложены в пошаговых инструкциях.

Добрый день. У меня в собственности з/у размером 12 соток для ведения личн. подс.хоз-ства. Земли населён.пунктов. В этом году, при определении границ своего участка выяснилось, что в заборе у меня не 12 соток, а 16. и принадлежат эти лишние 4 сотки юр. лицу на правах собственности.

Скажите, пож-ста, могу ли я, допустим, через суд, забрать себе эти 4 сотки?

Я ими пользуюсь с 1993 года, как поставили забор, так он и стоит, но доказательств, что это именно так.. нет. На этом участке построен фундамент под гараж, растут фруктовые деревья.

Добрый день, Валентина Стефановна.

Если участок принадлежит кому-то на праве собственности, то 3-е лицо не имеет законных оснований забрать его себе.

Здравствуйте. При заполнении заявления на перераспределение нужно заполнить пункт «Вид разрешенного использования», и нужно выбрать из списка. У меня по свидетельству (от 2000 года) стоит вид «Для дачного строительства», которого в всплывающем списке нет. Посоветуйте пожалуйста, какие мои действия? Можно ли перераспределить мой участок?

При подготовке заявления о перераспределении через сервис, вид разрешенного использовать указывать не нужно.

Добрый день. В Можайском районе МО, в СНТ куплен участок 6 сот (земли сельхоз назначения). На участке проведено межевание. К нему примыкает кусочек земли (в районе 1,5 сот), само СНТ так же замежевано. И этот кусок отностится к СНТ. Войти на эту землю можно только со стороны моего участка, т.к. он крайний и с других сторон канава с водой (пожарная). Председатель не против присоединения данного участка к моему и уточнения площади в сторону увеличения. Возможно ли в данном случае произвести прирезку этой земли к основному участку? И от кого должно исходить разрешение? От СНТ или Администрации Можайского района?

Уточнение. Все таки этот кусок относится не к СНТ, а к Администрации.

Извините, за 150 комментариев, но относится кусок к СНТ. Сейчас разговаривали с председателем и смотрели по картам.

В вашем описании нет достаточной информации, чтобы сделать однозначный вывод.

В статье над комментариями описаны условия, при которых возможно осуществить прирезку, а также 9 оснований отказа в прирезке участка.

Проверьте насколько ваш участок и прирезаемая земля соответствуют описанным условиям и нет ли признаков, попадающих под основания отказа.

По поводу относимости 1,5 соток к СНТ или администрации.
Участок может находиться в пределах СНТ, но принадлежать администрации.
Поэтому важно выяснять именно в чьей собственности находится земля.

Едва ли я могу советовать, что лучше, потому что «лучше» и «хуже» это сугубо личные категории.

По поводу перспективы положительного решения по прирезке тоже не могу дать оценку, потому что нужно смотреть ваши условия (за счет каких земель осуществляется прирезка, правильность составления схемы и т.д.).

По поводу отказа.
Нужно понимать, когда были приняты Правила землепользования и застройки, в которых установлен предельный минимальный размер участков — 6 соток.

На мой взгляд, если ваш участок в 5 соток был сформирован до того, как были установлены новые требования к минимальным размерам участков, то никакого нарушения в этом быть не должно.

Если единственной причиной отказа явилось только несоответствие размеров участка новым минимальным размерам, то я бы в похожей ситуации обжаловал бы отказ в отношении строительства.

По поводу завершения строительства незавершенного объекта.
Нужно смотреть, не истек ли срок действия разрешения на строительство.
Если есть запас времени до истечения срока достаточный для завершения стройки, то можно рассматривать вариант достройки.

Здравствуйте, Дмитрий! СНТ, участок 5 сот плюс в аренде 1.2 сотки защитки на берегу реки, есть перспектива собственности?

Для обоснованного ответа слишком мало исходной информации.

В любом случае, получение в собственность земли защитной полосы водоохранной зоны на законных основаниях маловероятно (это мое субъективное мнение, которое не претендует на истинность в последней инстанции).

Здравствуйте, Дмитрий! Благодарю Вас за ответ. Если позволите, немного уточню.

1. «Само по себе арифметическое превышение площади прирезаемого участка (0,5) над площадью минимального участка (0,2) не является безусловным основанием для отказа в прирезке или отмены уже состоявшего решения, потому что конфигурация участка тоже имеет значение.
Если 0,5 сотки прирезаны в виде полосы вокруг участка шириной, допустим, в 1 метр, то сформировать самостоятельный участок из прирезаемой земли невозможно, поэтому отсутствуют основания для отказа в прирезке или отмены принятого решения о прирезке».

Прирезанный участок имеет правильную форму, и сформировать из прирезаемой земли самостоятельный участок было возможно. Странно вот что – согласно Решению Совета местных депутатов предельный минимальный размер земельного участка составляет 20 кв.м. Неужели возможно сформировать самостоятельный участок площадью 20 кв.м.? Если такое возможно, то практически все прирезки земель правильной формы, совершенные до принятия ПЗЗ можно оспорить в суде только на основании превышения предельного минимального размера земельного участка?

2. «Кроме этого, нужно проверять есть ли правовые основания для отмены решения и не истекли ли сроки на обжалование (3 месяца)».
Не понятно что именно надо обжаловать — Постановление местной администрации или Соглашение о перераспределении?
Если речь идет о Постановлении, то согласно Письму от 05.11.2015г. №7-ВС-7105/15 и постановление Пленума Верховного суда РФ от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ», рассмотрению в исковом (не административном) порядке гражданских дел, вызывающих вопросы по определению вида судопроизводства подлежат в том числе споры о признании недействительным (незаконным) ненормативного акта о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, в аренду либо на ином праве, а также о признании недействительным (незаконным) ненормативного акта о постановке земельного участка на кадастровый учет или снятии с кадастрового учета, соединенного со спором о праве на земельный участок.
Таким образом, срок исковой давности по данной категории дел составляет 3 года (по правилам ст.196 ГК РФ).
Если же обжаловать надо Соглашение о перераспределении, то как определить срок исковой давности в этом случае – 1 год как для оспоримой сделки или 3 года как для ничтожной сделки?

3. «Глава о перераспределении (прирезке) земельных участков включена в Земельный кодекс и вступила в силу с 01 марта 2015 года.
Если на тот момент не были приняты ПЗЗ, то показатели предельных размеров участков, отступов и другие градостроительные параметры, могли устанавливаться иными нормативно-правовыми актами».

Согласно ст.11.9 Земельного кодекса РФ Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Получается, что установление предельных размеров земельных участков иными нормативно-правовыми актами кроме градостроительного регламента (ПЗЗ) противоречит Земельному кодексу?
С уважением,
Дмитрий

Добрый день, Дмитрий.

1. По первому вопросу, комментировать не берусь, потому что очень сложно определить, чем руководствовались местные власти при установлении такого мизерного значения минимального размера участка.

2. Если я правильно понял суть письма N 7-ВС-7105/15, на которое вы ссылаетесь, то условием для рассмотрения дела в рамках гражданского судопроизводства, является наличие спора о праве, соединенного с обжалованием ненормативного акта.

Если проецировать это условие на отношения, возникающие при прирезке участка, то должно получаться, что прирезка осуществлена за счет земли, принадлежащей третьему лицу, чьи права такой прирезкой были нарушены.

В этом случае, третье лицо, безусловно, должно идти по пути гражданского судопроизводства.

Но в этом случае, превышение минимального размера (0,2) уже не имеет определяющего юридического значения, потому что нарушаются права собственности (аренды) третьего лица.

Если же инициатором обжалования выступает лицо, имущество (земля) которого не пострадало в результате совершенной прирезки, и единственным основанием для обжалования является превышение минимального размера площади участка, то весьма сомнительно, что при таком раскладе соблюдается условие: наличие спора о праве.

Рассматривать вариант, когда сам инициатор прирезки ее обжалует, практического смысла не имеет, потому что подобные действия мало кому могут прийти в голову (хотя конечно всякое бывает).

Кроме этого, наименование и характер перечисленных в приведенном вами письме N 7-ВС-7105/15 видов ненормативных актов —
цитата:
«1) о признании недействительным (незаконным) ненормативного акта о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, в аренду либо на ином праве;
2) о признании недействительным (незаконным) ненормативного акта о постановке земельного участка на кадастровый учет или снятии с кадастрового учета, соединенного со спором о праве на земельный участок;
»
на мой взгляд, не очень гладко стыкуются с наименованием ненормативного акта о прирезке (о перераспределении земель и (или) земельных участков).

Иными словами, по моему субъективному мнению, которое, допускаю, может быть ошибочным, возможность обжалования ненормативного акта о прирезке в рамках гражданского (не административного) судопроизводства третьим лицом, чьи права не были нарушены, по основанию превышения минимального размера участка, представляется мне несколько сомнительной.

Критерием, по которым различают оспоримые или ничтожные сделки, является основание, по которому сделка считается (или признается) недействительной.
В параграфе 2 главы 9 ГК РФ они перечислены.

Если исходить из того, что основанием для признания Соглашения недействительным является превышение минимального размера участка, установленного правовым актом (решение Совета депутатов), то полагаю основанием может быть статья 168 ГК РФ.

По данному основанию сделка, по общему правилу является оспоримой. Но при наличии определенных условий может считаться и ничтожной.

Для более точных выводов нужно глубоко погружаться в эту проблему и «перекапывать» судебную практику.

3. С точки зрения буквы закона, согласен с вами полностью.

Сейчас не могу припомнить источник, но где-то находил информацию о сроках, до которых должны быть утверждены ПЗЗ.
Пока пытался найти этот источник, в законе о введении в действие ГрК РФ натыкался на формулировки условий, при которых ПЗЗ не утверждены.

Иными словами, в контексте целей обжалования актов о прирезке, целесообразно детальнее изучить порядок установления градостроительных регламентов, в ситуациях, когда ПЗЗ не утверждены (или не приведены в соответствии с ГрК РФ), потому что частенько в ЗК и ГрК установлены одни нормы, а в законах о введение в действие этих кодексов устанавливаются переходные положения, которые допускают исключения из норм, закрепленных в кодексах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *