какая форма исторического знания присуща каждому человеку

Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

Сущность и формы исторического знания

История — это наука о прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях и особенностях эволюции в конкрет­ных формах, пространственно-временных измерениях.

Содержание истории- исторический процесс, раскрывающийся в многогранных явлениях человеческой жизни (хозяйство, общественная жизнь, деятельность истори­ческих личностей), сведения о которых со­хранились в исторических памятниках и ис­точниках.

Предмет отечественной истории — за­кономерности политического и социально-эко­номического развития Российского государства и общества, исследование конкретных форм проявления исторических закономерностей, выражающихся в исторических событиях и фактах.

Большинство проблем современности, входящих в круг изучения общественными науками, может быть решено только на основе исторического подхода, исторического ана­лиза, на базе проделанной историками работы по сбору, систематизации и обобщению огромной совокупности фактов, позволяю­щих выявить тенденции общественного раз­вития.

Для возникновения исторического знания необходимо было достижение такого уровня общественной жизни, при котором сознанию человека становилось доступным понимание переходов от одного состояния общества и личности к другому. Это стало возможным после утверждения представлений о линей­ном времени, хронологии. Исторический процесс стал представляться целостным яв­лением и в то же время состоящим из сово­купности различных сфер общественной жизни.

Существует несколько форм историческо­го знания. Элементарная, обыденная фор­ма исторического знания присуща каждому человеку и выражается в общих представле­ниях о прошлом. Второй уровень истори­ческого знания складывается в процессе школьного усвоения суммы исторических фактов в хронологической последовательно­сти. Высшая ступень исторического зна­ния (научного) формируется в ходе теоретического осмысления прошлого, дающего возможность объяснить сложную и противо­речивую историю человечества, закономер­ности ее развития.

Источник

Сущность, формы, функции исторического знания

какая форма исторического знания присуща каждому человеку какая форма исторического знания присуща каждому человеку какая форма исторического знания присуща каждому человеку какая форма исторического знания присуща каждому человеку

какая форма исторического знания присуща каждому человеку

какая форма исторического знания присуща каждому человеку

Изучение гуманитарных и социально-экономических наук составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности. К важнейшим общественным наукам относится история.

Предметом отечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития российского государства и общества. В отличие от других общественных наук (философии, политологии, социологии) история России исследует конкретные формы проявления исторических закономерностей, выражающихся в исторических событиях и фактах.

В результате изучения предмета отечественной истории студент должен приобрести комплексное знание процесса формирования предпосылок, зарождения и социально-политического развития российского общества как части всемирной истории человечества, но со своими особенностями.

На разговоры о том, что история никого и ничему не научила, выдающийся русский историк В.О. Ключевский ответил: «История учит даже тех, кто у неё не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение».

Поэтому формы исторического знания различают по их качественным ступеням. Элементарная, обыденная форма исторического знания присуща каждому человеку и выражается в общих представлениях о прошлом. Следующий уровень исторического знания складывается в ходе школьного усвоения суммы исторических фактов в хронологической последовательности. Высшая ступень исторического знания (научного) складывается в ходе теоретического осмысления прошлого, дающего возможность объяснить сложную и противоречивую историю человечества, закономерности её развития. Учебные программы, методика получения образования в системе высшей школы дают возможность студенту овладеть научными знаниями истории.

какая форма исторического знания присуща каждому человеку

Методы и источники изучения истории;

понятие и классификация исторического источника.

Многие факты, события и явления отечественной истории с открытием новых источников рассматриваются сегодня в научных монографиях, учебных пособиях иначе, чем пять-десять лет тому назад не только исходя из политической конъюнктуры, но и в связи с расширением нашего кругозора, знаний о прошлом.

Отечественная историография о прошлом и настоящем:

Источник

Помогите пожалуйста. тест по истории.

Тест 1
1. Слово «история» первым употребил и книгу с таким названием написал античный мыслитель:
а) Сократ; б) Платон; в) Аристотель; г) Геродот; д) Полибий.
2. Что такое история:
а) мировоззрение; б) наука; в) методология познания; г) искусство.
3. Какая форма исторического знания присуща каждому человеку:
а) школьная; б) обыденная; в) научная.
4. Какой наиболее устойчивый, объединяющий признак общности людей характеризует, прежде всего, понятие «отечество» :
а) общность социальной среды; б) общности политической среды;
в) общность культуры; г) общность языка; д) общность территории.
5. Какая группа исторических источников лежит в основе науки историографии:
а) вещественных; б) письменных; в) изобразительных; г) фонических.
6. Отметьте, какие из перечисленных признаков относятся к формационному подходу в историческом познании (в отличие от цивили- зационного подхода) :
а) представление об истории как многолинейном, многовариантном процессе;
б) жесткая привязка исторических явлений к способу производства, системе экономических отношений;
в) ориентация на познание истории общества с учетом специфики стран и регионов;
г) однолинейных характер исторического разви- тия;
д) история страны, народа рассматривается в сравнении с историей других стран, народов, цивилизаций;
е) человечество в своем развитии проходит пять основных стадий через социальные революции.

7. Кто из русских ученых обосновал теорию культурно-исторических типов:

а) М. В. Ломоносов; б) Н. М. Карамзин; в) С. М. Соловьев;
г) Н. Я. Данилевский д) В. О. Ключвский.
[ссылка появится после проверки модератором]
Тест 2

а) поляне отказались платить дань хазарам;
б) призвание Рюрика с варягами в Новгород;
в) Олег стал править в Киеве.

2. При каком князе русские купцы получили право беспошлинной торговли на византийском рынке:

а) Олег; б) Святослав; в) Игорь.

3. Как называлась община в Древней Руси:

а) мир; б) вервь; в) круг.

4. Как в Древней Руси называлось место сбора дани:

а) детинец; б) торг; в) погост.

5. Кто заменил полюдье на уроки и установил погосты:

а) Игорь; б) Ольга; в) Владимир.

6. Какая территория по археологическим данным считается прародиной славян:

а) р-н Новгорода; б) р-н Москвы; в) р-н Нижнего Дона; г) Кавказ; д) Прикарпатье.

7. Столицей какого племенного союза был город Киев:

а) родимичей; б) кравичей; в) древлян; г) полян; д) смолян.

8. Какому государству славянские племенные союзы платили дань в VIII-X вв. :

а) Аварскому каганату; б) Болгарскому царству;
в) Тюрскому каганату; г) Хазарскому каганату.

9. Как назывались народные собрания в Древней Руси:

а) сельский сход; б) городское собранние; в) мирский сход; в) вечевой сход.

10. На базе какого племенного союза, по мнению видных историков, сложилась политическая общность «Русь»:

а) древлян; б) родимичей; в) вятичей; г) кривичей; д) полян.

11.Выходцами из какой страны были «историки-норманисты»:

а) Англии; б) Германии; в) Польши; г) России; д) Франции.

12. Кто из первых князей-рюриковичей был убит славянами из-за непомерно высокой с них дани:

а) Рюрик; б) Олег; в) Игорь; г) Святослав; д) Владимир.

13. Кто из киевских князей ввел крещение на Руси:

а) Ольга; б) Олег; в) Игорь; г) Святослав; д) Владимир.

14. Какая монотеистическая религия была прията при крещении на Руси:

а) иудаизм; б) ислам; в) христианство; г) буддизм; д) кунфуцианство.

15. Назовите первый на Руси историо-графический источник:

а) Русская правда; б) Правда Ярослава; в) Устав Владимира Мономаха;
г) Повесть о законе и благодати; д) Повесть временных лет.

Источник

Сущность, формы, функции исторического знания.

I. ПРЕДМЕТ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ. ИСТОРИЯ РОССИИ – НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ

Сущность, формы, функции исторического знания

Методы и источники изучения истории; понятие и классификация исторического источника

Отечественная историография о прошлом и настоящем: общее и особенное

Методология и теория исторической науки

История России – неотъемлемая часть всемирной истории

Сущность, формы, функции исторического знания.

Изучение гуманитарных и социально-экономических наук составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности. К важнейшим общественным наукам относится история.

Предметом отечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития российского государства и общества. В отличие от других общественных наук (философии, политологии, социологии) история России исследует конкретные формы проявления исторических закономерностей, выражающихся в исторических событиях и фактах.

В результате изучения предмета отечественной истории студент должен приобрести комплексное знание процесса формирования предпосылок, зарождения и социально-политического развития российского общества как части всемирной истории человечества, но со своими особенностями.

На разговоры о том, что история никого и ничему не научила, выдающийся русский историк В.О. Ключевский ответил: «История учит даже тех, кто у неё не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение».

Поэтому формы исторического знания различают по их качественным ступеням. Элементарная, обыденная форма исторического знания присуща каждому человеку и выражается в общих представлениях о прошлом. Следующий уровень исторического знания складывается в ходе школьного усвоения суммы исторических фактов в хронологической последовательности. Высшая ступень исторического знания (научного) складывается в ходе теоретического осмысления прошлого, дающего возможность объяснить сложную и противоречивую историю человечества, закономерности её развития. Учебные программы, методика получения образования в системе высшей школы дают возможность студенту овладеть научными знаниями истории.

Методы и источники изучения истории; понятие и классификация исторического источника.

Многие факты, события и явления отечественной истории с открытием новых источников рассматриваются сегодня в научных монографиях, учебных пособиях иначе, чем пять-десять лет тому назад не только исходя из политической конъюнктуры, но и в связи с расширением нашего кругозора, знаний о прошлом.

Отечественная историография о прошлом и настоящем: общее и особенное.

Таким термином часто называют историческую литературу, имея в виду не только библиографию, но и анализ, критический разбор литературы. Предшественниками историографии были архаическая мифология и архаический эпос. Для Древней Руси характерны былинный и героико-патриотический эпос. Архаическая мифология трансформировалась с появлением письменности в историографию. Древнейшая египетская летопись, высеченная на каменной плите, относится к ХХV в. до н.э. Первым историографом считается древнегреческий мыслитель Геродот, который в своём труде «История» (VI в. до н.э.) аккумулировал исторические, географические, этнографические знания своего времени.

В историографии собранный фактический материал требует своего объяснения, выяснения причин развития общества. Так вырабатываются теоретические концепции. В то или иное время историки по-разному объясняли причины и закономерности развития истории нашей страны. Историография Киевской Руси начинается с «Повести временных лет», первая редакция которой принадлежит монаху Киево-Печерского монастыря Нестору. Её содержание доведено до 1113г. Летописцы того времени считали, что мир развивается по божественному провидению и божественной воле.

Крупнейший русский историк XIX в. С.М. Соловьев (1820-1879гг.), создавший многотомную «Историю России с древнейших времен», видел ход истории нашей страны в переходе от родовых отношений к семье и далее к государственности. Три важнейших фактора: природа страны, природа племени и ход внешних событий объективно определяли ход русской истории.

В советский период историки особенно успешно изучали социально-экономическую проблематику, движение народных масс. Были выявлены и введены в научный оборот новые исторические источники. Однако господство в теоретической сфере только одной марксистско-ленинской концепции существенно сковывало творчество ученых. Они исходили из определяющей роли материального производства в жизни людей и видели смысл исторического развития в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, завершающемся построением на земле коммунистического общества.

С середины 80-х гг. XX в., с началом в нашей стране «перестройки», шел пересмотр исторического наследия советского времени. Историография пополнилась вводимыми в научный оборот некоторыми ценными историческими источниками, особенно видных русских эмигрантов, таких, как Н.А. Бердяев («Судьба России», «История и смысл русского коммунизма»), И.Л. Солоневич («Народная монархия»). Однако выдвижение на первый план в политической жизни концепции «общечеловеческих ценностей» привело к тому, что многие историки стали акцентировать больше внимания на общих закономерностях цивилизационного развития человечества, приспосабливаться, по выражению крупного общественного мыслителя А.А. Зиновьева, к «западнизации» России. Это особенно сказалось на учебной литературе. Такая практика преподавания истории была осуждена в специальном постановлении Государственной думы о состоянии и задачах исторического образования в России (1998г.).

Методология и теория исторической науки.

Более двух тысячелетий назад возникли два основных подхода в исторической мысли, которые существуют и поныне: это идеалистическое и материалистическое понимание истории. Представители идеалистической концепции в истории считают, что дух и сознание первичны и более важны, чем материя и природа. Тем самым они утверждают, что человеческая душа и разум определяют темпы и характер исторического развития, а другие процессы, в том числе и в экономике, вторичны, производны от духа. Таким образом, идеалисты делают вывод, что в основе исторического процесса находится духовное, нравственное совершенствование людей, а человеческое общество развивает сам человек, на основе своих способностей, данных ему Богом.

Сторонники материалистической концепции утверждали и утверждают противоположное: так как материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей, то именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют всё духовное развитие и другие отношения между людьми.

Для большинства отечественных историков дореволюционной поры более был характерен идеалистический подход. С распространением марксизма в России некоторые историки стали придерживаться диалектико-материалистического метода, который стал определяющим научным принципом в советский период.

Современная историческая наука не отстранилась от диалектико-материалистического метода, рассматривает общественное развитие как естественно-исторический процесс, который определяется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора посредством деятельности масс, классов, политических партий, лидеров. Следует отметить, что в развитие современной исторической отечественной науки весомый вклад вносят представители идеалистической методологии, учёные теологи Русской Православной Церкви. Так в исторических трудах покойного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна “Русь соборная (очерки христианской государственности)”, “Одоление смуты” глубоко раскрываются духовные основы нашего Отечества.

Объективность научного познания обеспечивается и научными принципами. Принцип можно рассматривать как основное правило, которое необходимо соблюдать при изучении всех явлений и событий в истории. Основными научными принципами являются следующие.

Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Всякое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своём развитии прошло, чем, в конечном счете, стало. Нельзя рассматривать событие или личность абстрактно вне временных позиций.

Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искажённые и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон. Главное в обеспечении принципа объективности – личность историка: его теоретические взгляды, культура методологии, профессиональное мастерство и честность.

Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Этот принцип обязывает учитывать субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей.

Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.

Только при соблюдении и сочетании всех принципов и методов познания могут быть обеспечены строгая научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

Следует особо остановиться на особенностях формационного и цивилизационного концептуальных подходов, сложившихся в мировой и отечественной историографии. В соответствии с учением К. Маркса всемирно-исторический процесс было принято представлять как процесс последовательной смены общественно-экономических формаций, различающихся между собой прежде всего по способу производства и соответствующей ему социально-классовой структуре. Всемирный исторический процесс определялся как движение от первого бесклассового общества – первобытнообщинного строя, через классовые – рабовладение, феодализм, капитализм, к новому бесклассовому – коммунизму. Утверждалось, что смена общественно- экономических формаций осуществляется преимущественно путём революций и составляет всеобщий, объективный закон исторического развития. Считалось, что все страны и народы пройдут по ступеням формационного пути. Одни – впереди, другие – догоняют их.

Поэтому научная методология требует учитывать различные стороны как формационного, так и цивилизационного концептуальных подходов в изучении исторического процесса, и умело использовать их в конкретном анализе событий прошлого и современной действительности.

История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

В мировом цивилизационном развитии Россия занимает особое место. Расположенная территориально в Европе и Азии, она естественно подвергалась влиянию соседних как западных, так и восточных стран. Исторический процесс взаимосвязан и взаимообусловлен. В процессе формирования российской государственности по-разному испытывалось воздействие как восточного, так и западного типов цивилизаций. Но нельзя отрицать и того, что история России носит самостоятельный характер.

Придерживаясь общепринятой периодизации, отечественные историки отмечают, что эпоха Древнего мира для Западной Европы завершается V-VI вв. Затем наступает почти тысячелетний период Средневековья. На смену ему с эпохи Возрождения (Ренессанса) (XV в.) наступает период Нового времени, а с XX в. – Новейшего времени.

Для Восточной Европы V-VI вв. характеризуются началом формирования славянских племен, общинно-коллективистских форм самоуправления и становления древнерусской государственности.

В древнюю эпоху сложился и восточный тип цивилизации (Индия, Китай, Вавилон, Финикия, Ассирия), для которого характерны общие черты, формировавшиеся под воздействием сходных форм жизнеобеспечения, необходимости сооружения централизованных мощных систем ирригационного оросительного земледелия. Их отличала глубокая религиозная духовность и фатальная вера в сверхъестественные силы. Характерно почитание мудрости старших. Личность подчинена общим интересам: общине, касте, государству. Верховным собственником выступает государство, власть. Существовала строгая иерархия по вертикали: власть (правитель), бюрократия, община (она тяготеет к замкнутости). Везде отмечалась колоссальная роль государства в управлении, распоряжении собственностью. При ослаблении государства такое общество распадалось.

В IV-VII вв. в Европе происходило так называемое Великое переселение народов. Оно началось с того, что на культурно развитые античные страны нагрянули массы варваров – восточногерманские племена готов, вандалов, бургундов. Переселенцы проходили огромные расстояния. Так, готы с берегов Балтийского моря перешли сначала в Черноморские степи, на берега Днепра и Дуная. Вандалы из области Прикарпатья дошли до Испании.

Толчок к великому переселению народов был дан с востока появлением в IV в. в Европе монгольского племени гуннов. Они напали на сарматский народ аланов, занимавший низовье Волги, затем перешли Дон и обрушились на готов. Под ударами варваров античная Римская империя, увлекая их в движении на запад, раскололась в 339г. на две половины: западную и восточную. Западная империя просуществовала всего 80 лет. Восточно-Римская империя (Византия) просуществовала свыше 1000 лет (395-1453гг.) На формирование древнерусской государственности, общественное развитие оказало значительное влияние античное наследие Византии, особенно древнегреческая культура, ее христианская духовность, соборная церковная обрядность. В то же время надо отметить, что на развитие древнерусской государственности значительное влияние оказывали централизаторские факторы восточного типа цивилизаций.

Россия как цивилизация и культура уникальна по определяющим особенностям жизнедеятельности. Все историки признают специфику объективных условий, под влиянием которых формировался наш народ.

Во-первых, неблагоприятные природно-климатические условия. Краткий цикл сельскохозяйственных работ в 125-130 дней во многом определил черты национального характера, способность к мобилизационности, крайнему напряжению сил, взаимопомощи.

Во-вторых, в становлении и развитии Руси, России особая роль принадлежит евразийскому, континентальному геополитическому фактору. Обширная слабозаселенная территория объективно способствовала установлению добрососедских отношений славян с угро-финскими, летто-литовскими племенами. Земли всем хватало. В то же время отсутствие естественных преград, гор, морей, помогало единению славян в народные ополчения, созданию централизованной государственности, что было необходимо для защиты обширных рубежей от нашествий юго-восточных кочевников, западных завоевателей. Наличие обширных земельных резервов благоприятствовало переселению людей при увеличении нормы эксплуатации земель, что вынуждало государство усиливать контроль за земледельцами.

В-третьих, в сложных природно-климатических и геополитических условиях славяне сравнительно быстро отошли от языческих вероисповеданий и приняли православную религию. Ее коллективистская духовность цементировала народ. Эти факторы обусловили специфичность социальной организации древнерусского, а затем всего российского общества. Первичной социально-хозяйственной ячейкой стала община с отношениями артельного товарищества, а не частнособственническое образование как на Западе. Все это вело к формированию самобытной российской цивилизации в контексте всемирной истории.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *