какая форма не относится к гчп
Государственно-частное партнерство
Развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) и привлечение частных инвестиций в инфраструктурные отрасли является одним из приоритетных направлений инвестиционной политики Москвы.
На протяжении последних 4 лет Москва занимает лидирующие позиции в рейтинге регионов РФ по уровню развития ГЧП (рейтинг регионов ГЧП), который составляет Минэкономразвития России. Общий объем контрактов на условиях ГЧП, заключенных городом с 2013 года, составляет свыше 1 трлн рублей.
Городом поддерживаются инвестиционные инициативы любого масштаба и создаются условия для использования всех доступных форм и механизмов ГЧП.
Действие выполнено успешно
Спасибо Вам, что выполнили это действие!
Что такое ГЧП
Государственно-частное партнерство – один из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации (предоставление услуг на созданном объекте) и (или) техническом обслуживании.
Целью ГЧП с экономической точки зрения является стимулирование привлечения частных инвестиций в производство услуг, работ и потребительских товаров, которые должны быть обеспечены публично-правовыми образованиями за счет средств соответствующих бюджетов, а также сокращение участия государства в экономическом обороте, когда те же задачи могут быть эффективнее выполнены бизнесом.
С юридической точки зрения речь идет о взаимоотношениях публично-правовых образований (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) и частных лиц. Данные отношения строятся на соглашении о государственно-частном партнерстве или концессионном соглашении, заключаемых между ними и являющихся по своей правовой природе гражданско-правовыми договорами.
Основные принципы реализации ГЧП проектов в Москве:
Нормативное регулирование
Государственно-частное партнерство (ГЧП) – один из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации (предоставление услуг на созданном объекте) и (или) техническом обслуживании.
Целью ГЧП с экономической точки зрения является стимулирование привлечения частных инвестиций в производство услуг, работ и потребительских товаров, которые должны быть обеспечены публично-правовыми образованиями за счет средств соответствующих бюджетов, а также сокращение участия государства в экономическом обороте, когда те же задачи могут быть эффективнее выполнены бизнесом.
С юридической точки зрения речь идет о взаимоотношениях публично-правовых образований (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) и частных лиц. Данные отношения строятся на соглашении о государственно-частном партнерстве (СГЧП) или концессионном соглашении (КС), заключаемых между ними и являющихся по своей правовой природе гражданско-правовыми договорами.
Нормативное определение государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства содержится в Федеральном законе от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 3): это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.
СГЧП и КС являются самостоятельными правовыми институтами, рассмотрение, заключение и реализация которых регулируется отдельными федеральными законами. Вместе с тем КС – это одна из форм (моделей) ГЧП.
Основанием заключения СГЧП или КС всегда является решение уполномоченного публичного органа, представляющего интересы публично-правового образования, о реализации определенного проекта.
Способом заключения СГЧП или КС является проведение торгов в форме конкурса на право заключения соглашения. Также в федеральных законах отдельно обозначены случаи, когда заключение соглашения возможно без конкурса. Механизм ГЧП является популярной и быстроразвивающейся формой взаимодействия частных инвесторов и государства, потому что предполагает полное разделение рисков между ними.
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО
Государственно-частное партнерство
Эффективным способом поддержки развития предпринимательства со стороны органов власти является государственно-частное и муниципально-частное партнерство.
Государственно-частное партнерство (ГЧП) – один из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации (предоставление услуг на созданном объекте) и (или) техническом обслуживании.
Целью ГЧП с экономической точки зрения является стимулирование привлечения частных инвестиций в производство услуг, работ и потребительских товаров, которые должны быть обеспечены публично-правовыми образованиями за счет средств соответствующих бюджетов, а также сокращение участия государства в экономическом обороте, когда те же задачи могут быть эффективнее выполнены бизнесом.
С юридической точки зрения речь идет о взаимоотношениях публично-правовых образований (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) и частных лиц. Данные отношения строятся на соглашении о государственно-частном партнерстве (СГЧП) или концессионном соглашении (КС), заключаемых между ними и являющихся по своей правовой природе гражданско-правовыми договорами.
Нормативное определение государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства содержится в Федеральном законе от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 3): это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.
СГЧП и КС являются самостоятельными правовыми институтами, рассмотрение, заключение и реализация которых регулируется отдельными федеральными законами. Вместе с тем КС – это одна из форм (моделей) ГЧП.
Основанием заключения СГЧП или КС всегда является решение уполномоченного публичного органа, представляющего интересы публично-правового образования, о реализации определенного проекта.
Способом заключения СГЧП или КС является проведение торгов в форме конкурса на право заключения соглашения. Также в федеральных законах отдельно обозначены случаи, когда заключение соглашения возможно без конкурса. Механизм ГЧП является популярной и быстроразвивающейся формой взаимодействия частных инвесторов и государства, потому что предполагает полное разделение рисков между ними.
Основные модели ГЧП
1. Концессионная модель, предусматривающая право государственной (муниципальной) собственности на объект соглашения (в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о КС);
2. Модель ГЧП, при которой объект соглашения будет находиться в частной собственности при условии соблюдения требований, предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о ГЧП), соглашением о ГЧП и иными общими положениями законодательства РФ.
ПРИЗНАКИ ГЧП
Долгосрочный характер партнерства (для СГЧП не менее 3 лет) | Долгосрочный характер проектов в сфере ГЧП следует из необходимости возврата частных инвестиций и комплексного характера таких проектов |
Распределение рисков и ответственности между партнерами за счет привлечения частного инвестора не только к созданию объекта, но и к его последующей эксплуатации и (или) техническому обслуживанию. | Распределение рисков – обязательное условие структурирования отношений частной и публичной сторон в проектах ГЧП. Наибольшая сложность при подготовке проекта ГЧП возникает как раз при поиске оптимального распределения рисков. |
Полное или частичное финансирование создания объекта общественной инфраструктуры частной стороной | Основным отличием ГЧП от государственного заказа является обязательное финансирование создания объекта частным партнером (концессионером), при этом публичный партнер (концедент) вправе компенсировать часть затрат, понесенных на создание объекта соглашения, а также осуществлять полное или частичное финансирование затрат, связанных с эксплуатацией и (или) техническим обслуживанием объекта соглашения |
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable Преимущества механизма ГЧП
Для публичной стороны | Для частной стороны |
---|---|
Возможность привлечь частного инвестора к финансированию создания объекта позволяет реализовывать инфраструктурные проекты даже в условиях отсутствия достаточного объема бюджетных средств без увеличения долговой нагрузки в текущем периоде | Закрепление условий взаимодействия с публичной стороной в рамках долгосрочного соглашения |
Возможность объединения в рамках одного проекта различных этапов (проектирование, строительство и эксплуатация) | Возможность получения земельного участка, лесного участка, водного участка и (или) участка (иных водных, лесных и пр.) без торгов для целей реализации СГЧП |
Возможность приобретать не объект, а услугу за счет платежей, привязанных к объему и качеству ее оказания, что также способствует развитию конкуренции на рынке социально значимых услуг | Возможность софинансирования проекта публичной стороной, получения дополнительных гарантий (в т. ч. минимальной доходности) |
Возможность использовать ресурсы и компетенции частного партнера (концессионера) для оказания социально значимых услуг, повышения их качества и Возможность увеличивать свою выручку по проекту за счет оказания дополнительных платных услуг и/или применения различных решений, снижающих затраты на этапе удовлетворенности потребителей, привлечения новых технологий | Возможность увеличивать свою выручку по проекту за счет оказания дополнительных платных услуг и/или применения различных решений, снижающих затраты на этапе создания или эксплуатации |
Передача части рисков по проекту частному партнеру (концессионеру) | Передача части рисков по проекту публичному партнеру (концеденту) |
Снижение присутствия государства в экономике | Закрепление в сферах деятельности, традиционно занимаемых государством |
В случае частной инициативы – возможность переложить затраты, связанные с разработкой проекта, на частного инициатора проекта и сократить срок отбора инвестора, а также повысить эффективность управления имущественным комплексом | В случае частной инициативы – возможность самостоятельно проработать структуру проекта и предложить проект соглашения, сократить срок заключения соглашения |
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable Закон о КС и Закон о ГЧП. Ключевые отличия
По КС концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту, а также осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) данного имущества, которое предоставляется ему для этой цели во владение и пользование на определенный соглашением срок.
В 2015 году был принят Закон о ГЧП, который позволил использовать новые, эффективные и сбалансированные модели ГЧП в российской практике. Ключевой элемент его правового регулирования – это СГЧП.
Предусмотренная Законом о ГЧП новелла – возможность возникновения частной собственности на публичную инфраструктуру. При этом инвестор обязан обеспечивать полное или частичное финансирование создания такой инфраструктуры и эксплуатацию объекта в соответствии с его целевым назначением, которое регистрируется в качестве обременения объекта.
В интересах инвесторов Законом о ГЧП и Законом о КС предусмотрен механизм гарантирования неизменности основных параметров, на основании которых принималось решение о реализации проекта. В случае изменения макроэкономических условий или законодательства, напрямую затрагивающих проект (налоги, льготы и т. д.), вносятся обоснованные изменения в соглашение в части объема софинансирования публичной стороной проекта и сроков его реализации.
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable Ключевые отличия концессионного соглашения и соглашения о государственно-частном партнерстве
КС | СГЧП | |
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ | всегда сохраняется за публичной стороной (концедентом) | возникает у частного партнера |
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ | всегда возлагается на концессионера | может быть возложено на публичного партнера |
В связи с принятием Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Закон Калининградской области от 30.12.2010 № 536 «Об участии Калининградской области в проектах государственно-частного партнерства» и о внесении изменений в отдельные законы Калининградской области» был признан утратившим силу (в соответствии с Законом Калининградской области от 23.12.2015 № 505 «О признании утратившим силу Закона Калининградской области «Об участии Калининградской области в проектах государственно-частного партнерства»).
В соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 07.07.2016 № 281 «Об уполномоченных органах исполнительной власти Калининградской области в сфере государственно-частного партнерства, о внесении дополнения и изменений в постановление Правительства Калининградской области от 13 марта 2015 года №112» Министерство экономики Калининградской области определено органом исполнительной власти Калининградской области, уполномоченным на осуществление полномочий, предусмотренных частью 2 статьи 17 Федерального закона № 224-ФЗ.
Что такое ГЧП. Объясняем простыми словами
В результате такого сотрудничества государство получает функционирующий объект (дорога, школа, электростанция), а предприниматели зарабатывают средства на строительстве и/или последующей эксплуатации объекта.
Первый пример ГЧП в современной России — строительство станции аэрации в московском Южном Бутове в 1998 году немецкой фирмой SHW Holter Wassertechnik. Построенная станция больше 12 лет была в собственности компании, которая получала средства за её эксплуатацию. А потом станцию передали городу.
Также существуют муниципально-частные партнёрства (МЧП): муниципальные образования проводят открытый конкурс на выбор инвестора. ГЧП и МЧП отличаются только масштабами.
Пример употребления на «Секрете»
«Чтобы удержать людей на Дальнем Востоке и в северных регионах, нужно обеспечить им качественные условия жизни. А это означает серьёзные бюджетные вложения в социальную и коммунальную сферы. Конечно, часть может осуществляться на принципах государственно-частного партнёрства. Но всё равно в этом партнёрстве финансовая нагрузка на государство неизбежно будет высокой, так как в этих регионах дорого любое строительство, а рыночный спрос на услуги — не очень большой».
(Руководитель Экспертного совета по промышленной политике Комитета РСПП Моисей Фурщик — о том, как должна развиваться Россия.)
Нюансы
Государственно-частное партнёрство регламентируют два федеральных закона:
Формы ГЧП:
Соглашение о ГЧП защищает вложения инвестора: оно гарантирует возврат денег. Более того, в этом документе прописывают норму доходности. Если она ниже установленного уровня, государство компенсирует разницу.
Концессия — более рискованная для бизнеса форма сотрудничества. Чтобы вернуть деньги, у инвестора есть определённый срок — период действия соглашения. Вложения должны окупиться за счёт взимаемой с пользователей объекта платы.
Главная сфера, где используется государственно-частное партнёрство, — инфраструктура. Это могут быть:
Цифры
Больше всего концессий заключают в коммунально-энергетической сфере (90%). На социальную сферу приходится 7% и всего 3% — на транспортную.
В Москве реализуются по договорам ГЧП более 50 проектов в различных отраслях:
Казна подставит плечо
Разграничить госзаказ и ГЧП
В принципе, эти механизмы и сейчас активно используются на практике. Однако из-за того, что в законе не прописаны необходимые понятия, в реализацию некоторых проектов с участием бюджета вмешиваются контрольно-надзорные органы.
В СЗФО громких дел, связанных с разграничением госзаказа и ГЧП, не было. Чтобы впредь защитить инвесторов от подобных рисков, требуется внести ясность в закон о концессионных соглашениях. То есть прописать, когда, в каких объемах и на каких условиях казна может компенсировать траты бизнеса.
Необходимые поправки уже готовы. В документе говорится, что размер капитального гранта не может превышать 75 процентов от общей стоимости расходов на строительство или реконструкцию объекта концессии. А срок перечисления платы концедента не должен составлять менее пяти лет. Ожидается, что законопроект отправится в Госдуму РФ в ближайшие дни.
Региональные льготы
Сейчас российский рынок ГЧП как никогда ранее нуждается в четких правилах игры. Из-за длительного нерабочего периода он в этом году серьезно просел, вернувшись к уровню 2010-го. Ограничения сказались и на действующих проектах, увеличив капитальные расходы инвесторов, и на подготовительной работе. По словам генерального директора Национального Центра ГЧП Павла Селезнева, более 390 проектных инициатив пришлось перенести, «заморозить» или вовсе отказаться от их реализации.
Помимо законодательной реформы на федеральном уровне, концессионерам необходимы льготы на уровне субъектов РФ, подчеркивают эксперты. Некоторые регионы Северо-Запада уже начали движение в этом направлении. К примеру, в Мурманской области проекты государственно-частного партнерства освободили от налога на имущество организаций. Соглашения о концессии или ГЧП, на которые распространяется преференция, должно быть заключены после 1 января 2020 года.
Возможно, в реестр резидентов ОЭЗ включат инвестора экологического технопарка «Калининград». Концессионное соглашение с ним региональное правительство заключило в конце прошлого года. Объем инвестиций оценивается в 2,8 миллиарда рублей. Многофункциональный комплекс по переработке и утилизации мусора должен заработать в 2023 году. Он будет обслуживать 11 городских округов, в которых ежегодно образуется более 300 тысяч тонн твердых коммунальных отходов (ТКО).
Третий не лишний
По мнению Семена Мокина, в целом принятие поправок должно способствовать появлению новых концессий. Однако документ учитывает не все острые углы, с которыми столкнулся в последние годы рынок ГЧП. К примеру, весьма полезными могут оказаться трехсторонние соглашения.
Следует пояснить, что закон уже вводит субъекты РФ обязательной третьей стороной в муниципальные концессии в коммунальной сфере. Но следует предоставить концессионерам и концедентам возможность запускать трехсторонние проекты по собственному желанию вне зависимости от объекта соглашения, полагает эксперт. Третья сторона может выполнять гарантирующие функции либо участвовать в финансировании проекта. Это увеличит привлекательность вложений в небольшие либо, наоборот, в слишком крупные проекты.
Есть и ряд точечных предложений по доработке законодательства. Например, действующие правила игры не позволяют прийти к однозначному выводу о законности концессий в отношении объектов информационных технологий на муниципальном уровне.
Павел Солодкий, уполномоченный по правам предпринимателей Нижегородской области:
— Концессионное соглашений как форма взаимодействия власти и бизнеса является очень важным и в ряде стран основополагающим способом ускоренной реализации долгосрочных проектов. Для инвесторов это гарантированная окупаемость их вложений, для власти- решение социальных и других проблем, на которые у госорганов, муниципалитетов не хватает средств. Однако, закон, по которому сегодня работают, не очень стимулирует, и пока не так много концессионных соглашений. Во-первых, это связано с тем, что ряд инвесторов не верят в своевременность оплаты. Во-вторых, к сожалению, имеются случаи, когда суды признавали концессионное соглашение как госзакупку, хотя при госзакупке инвестор получает деньги сразу в полном объёме в указанные в договоре сроки, а при концессионном соглашении компания идёт на длительное получение оплаты, поэтапными траншами. В Нижегородской области по концессионному соглашению поставили, например, десятки ФОКов в разных районах, которые стали центром притяжения людей близлежащих населенных пунктов. Хочется, чтобы муниципалитеты и региональная власть более эффективно использовали этот рычаг, приглашая к партнерству предпринимателей нашего и других регионов.
Дмитрий Ворона, генеральный директор Корпорации развития Республики Крым:
Республика Крым по итогам 2019 года заняла 44 место (+21 позиция) в Рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню развития сферы государственно-частного партнёрства. Начиная с 2015 года, когда республика впервые была отмечена в рейтинге на 77 месте, рост составил 33 позиции.
Специальных льгот для проектов ГЧП в Крыму нет, но на всей территории Республики Крым действует свободная экономическая зона с рядом льгот и преференций, в том числе по социальным взносам. Любой инвестор может ими воспользоваться, получив статус резидента СЭЗ. Сейчас в Министерстве экономического развития РФ в нестоящее время ведется работа по подготовке законопроекта о внесении изменений в законодательство в сфере ГЧП. Новые поправки направлены на совершенствование конкурсных процедур, стимулирование предпроектной подготовки проекта в рамках частной инициативы, определение форм участия государства в финансировании проекта, возможность полного возмещения государством расходов частных партнеров на создание и эксплуатацию объектов.
Принятие законопроекта позволит минимизировать риски оспаривания заключаемых концессионных соглашений и соглашений ГЧП/МЧП, что повысит степень защиты интересов частных инвесторов при реализации проектов ГЧП.
Это расширенный вариант текста, сокращенный опубликован в печатной версии.