какая форма правления в беларуси

Государственное устройство Беларуси

Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

Демократические основы белорусской государственности гарантируют разнообразие политических институтов, идеологий и взглядов.

В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Взаимодействие властей

Основным принципом реализации государственной власти в Республике Беларусь является принцип разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть. Суть этого принципа в том, чтобы власть не была сосредоточена в руках какого-то одного государственного органа, а была разделена между органами трех ветвей власти. Указанные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Ключевая роль в государственном механизме отводится Главе государства. Не входя ни в одну из ветвей власти, Президент Республики Беларусь наделяется необходимыми конституционными полномочиями, позволяющими ему обеспечивать взаимодействие органов государственной власти между собой и точное осуществление ими своих функций. Такая модель придает устойчивость и стабильность государственному механизму, препятствует возникновению противостояния между ветвями власти.

Президент оказывает влияние на формирование и деятельность исполнительной власти. С согласия Палаты представителей он назначает на должность Премьер-министра. Президент определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь и отменять акты Правительства. Принимаемые Президентом решения обязательны для исполнения Правительством.

Президент участвует в формировании судебной ветви власти, назначая с согласия Совета Республики судей Верховного Суда. Президент назначает 6 судей Конституционного Суда, а также иных судей.

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.

Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности.

Источник

Политическая система Беларуси

Общая характеристика политической системы республики

Делится власть на следующие подгруппы:

Республика Беларусь имеет в своем составе шесть область, столицей является город Минск. Функции президента состоят в:

какая форма правления в беларуси

Режим политики государства по своей сути похож на систему постсоветских стран, где главнокомандующим является президент, который управляет практически всеми сферами, включая исполнительную власть, а также территориальную. Президент исполняет и принимает решения, связанные с законодательной властью, которая подразумевает парламент из двух палат, партиями и другими организациями. Все эти нормы политического режима были основана на системе СРСР, Частью которого раньше была и Беларусь.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В конце прошлого века в Беларуси зарождается авторитаризм. Данная политическая система характеризуется подчинением народа государству и тем, кто его возглавляет, основанием государства являются институты. В функции таких организаций входит контроль над обществом, а также поддержка главы государства в контроле над остальными другими институтами. Например, особая форма народовластия, называемая в Беларуси всебелорусским национальным собранием.

Отличительные признаки политической системы республики Беларуси

Определим следующие факторы, которые характеризуют политический режим республики Беларусь:

Политический режим республики Беларусь неоднообразен. Структура, присущая политике государства характеризуется тем, что в ней противостоит нынешняя власть и её оппоненты. То есть противостояние в политической реальности характеризуется борьбой между оппонентами внутри власти, и славиться своей идеологией и символикой. На сегодняшний день мы имеем два типа оппонентов:

Все стороны имеют совокупность собственных убеждений на политику и другие сферы жизни, устройство государства и общества, на законы, стереотипы и другие формы политического поведения.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Характеристику политических режимов Беларуси можно начать с того, что этой стране характерна олицетворенность власти. Александр Лукашенко является президентом страны уже двадцать шестой год (с 1994). Белорусскую власть определяет умение главы державы быть политически подкованным, и удачно взаимодействовать с гражданами государства. Лукашенко принимает все возможные политические решения Беларуси.

Для данной страны также характерна внепартийность, которая предусматривает ситуацию в законодательной власти, когда формируются и нормально функционируют политические партии. Но, в отличии от президента, партии не имеют возможности управлять процессами, связанными с политикой или социальной сферой.

Многие утверждают, что при данном президенте, а им является Александр Лукашенко, пост которому когда-нибудь придётся оставить) страна не потерпит краха, так как глава государства – сильна и харизматичная личность, но при его отсутствии страну будет ждать возможный кризис. Поэтому было бы неплохо найти должного человека, который будет держать власть соответствующе сегодняшнему президенту. Самую большую заинтересованность имеют право составлять чиновники, особенно это касается представителей нижнего и среднего уровней.

Подытожим состояние политических режимов республики Беларусь. Неразрешенным вопросом остается противостояние, которое существует между представителями среднего класса, чиновниками и властью. В будущем воздержаться от этого можно будет только методом преобразования. Но, стоит заметить, что политический режим Беларуси устойчив и эффективен. Благодаря данной политике, которую поддерживает глава государства, Беларусь развивается, преодолевает трудности, а также «атаки» с внешней стороны.

Источник

Характеристика и особенности

Среди комплексных институтов конституционного права форма правления представляет особый и постоянный интерес для исследования. Именно форма правления характеризует механизм организации и взаимодействия основных властных структур, институциональный дизайн высших органов государственной власти, и в предельно сжатом, сконцентрированном виде выражает суть государственности, прежде всего, ее внешнее выражение. При этом форма правления каждой конкретной страны определяется, прежде всего, конституционным статусом главы государства, порядком замещения этого поста, объемом его полномочий, системой взаимоотношений с органами законодательной и исполнительной власти.

Такое расхождение в определении формы правления государства, прошедшее в целом ряде публикаций, в том числе многих учебниках по конституционному праву, в определенной мере вызывает неясности. При этом сторонники и той и другой точек зрения приводят достаточно веские аргументы в обоснование своей позиции.

Данное утверждение вовсе не означает, что данная форма правления сформировалась как нечто уникальное, не имеющее аналогов в мире. И хотя в мире нет абсолютно одинаковых конституционных конструкций функционирования властных институтов, в науке конституционного права сложилась довольно устоявшаяся классификации форм правления. При всех различиях и особенностях формы правления конкретного государства ее с определенной степенью допущения и формализации можно отнести к той или иной классической разновидности.

В политическом смысле Ре спублику Беларусь, бесспорно, следует рассматривать как президентскую республику. Рассматривая закрепленные Конституцией правовой статус и компетенцию Президента Республики Беларусь, можно однозначно прийти к этому выводу. Статья 79 Конституции Республики Беларусь определяет Президента как Главу государства, гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, который олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет страну в международной сфере, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между ними.

Не входя ни в одну из ветвей власти, Президент наделен весьма широким кругом полномочий в сфере законодательной, исполнительной и судебной власти. Ни один другой государственный орган в нашей стране не обладает полномочиями, сопоставимыми по своей значимости с полномочиями Главы государства. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что глава Конституции, посвященная Президенту, располагается ранее глав, посвященных другим органам государственной власти.

Все это позволяет говорить о том, что Конституция Республики Беларусь определяет Главу государства как наиболее значимого субъекта государственно-властных отношений, и на этом основании делать вывод о президентской форме правления.

При этом форму правления в политическом смысле не следует смешивать с государственным режимом, хотя эти понятия достаточно близки. Под государственным режимом обычно понимается реальный порядок функционирования и взаимодействия высших органов государственной власти, который определяется значительным количеством политических факторов и далеко не всегда совпадает с юридически закрепленными механизмами осуществления властных полномочий. Государственный режим показывает, кто из властных субъектов фактически доминирует в политическом процессе. В отличие от этого, форма правления в ее политическом аспекте демонстрирует, какой из государственных органов юридически является ведущим в проведении внутренней и внешней политики, наделен наиболее значимыми функциями. В этом контексте определяющим является объем конституционных полномочий главы государства.

В юридическом смысле Республику Беларусь следует определять как смешанную республику. Рассматривая форму правления в Республике Беларусь в ее формально-юридическом аспекте, необходимо исходить из сложившихся в науке конституционного права критериев классификации форм правления. К таким критериям традиционно относятся порядок избрания Президента, его место среди ветвей власти, статус и способ формирования правительства, наличие либо отсутствие ответственности правительства перед парламентом, наличие либо отсутствие у главы государства права досрочного роспуска парламента и некоторые другие.

Анализ формы правления в Беларуси, исходя из названных юридических критериев, не позволяет определить ее как президентскую республику.

Так, Президент Республики Беларусь не входит ни в одну из ветвей власти, ему посвящена отдельная глава в Конституции. В то же время в классической президентской республике президент одновременно является главой исполнительной власти.

В Беларуси существует Правительство как самостоятельный орган власти, которому также посвящена отдельная глава Основного Закона. Согласно части второй статьи 106 Конституции Республики Беларусь Правительство подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. В президентской республике правительство, как отдельный коллегиальный орган, отсутствует, при президенте существует кабинет, где министры имеют только совещательный голос. При этом ни глава правительства, ни министры политической ответственности перед парламентом не несут.

Президент Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией, вправе досрочно распустить одну или обе палаты Парламента. С другой стороны Палата представителей вправе выразить вотум недоверия Правительству. В президентской республике осуществляется «жесткое» разделение властей: президент не вправе досрочно распустить парламент, но и парламент не вправе смещать министров путем вотума недоверия.

Сравнительный анализ конституционного законодательства различных стран и мировой практики государственного строительства показывает, что это совершенно не так. Полномочия президента в полупрезидентских республиках весьма обширны, ему принадлежит ведущая роль в управлении страной. Наряду с этим президент при такой форме правления не только осуществляет конкретные управленческие функции, но и олицетворяет государственную власть в целом, персонифицирует ее облик. Таким образом, глава государства в полупрезидентской республике, как правило, является более влиятельной фигурой, чем в президентской, в которой он возглавляет лишь одну из ветвей власти, а именно власть исполнительную.

Поэтому названные выше недостатки термина «полупрезидентская республика» дают основания предложить постепенно вывести его из научного оборота, полностью заменив термином «смешанная форма правления». Данный термин более точно отражает правовую сущность рассматриваемой формы правления, акцентируя, в частности, внимание на широком спектре разновидностей данной формы правления: от приближающихся к чисто президентской до форм с сильным влиянием парламентаризма.

Представляется целесообразным дать подобное определение и форме правления в Республике Беларусь. При всей многоаспектности проблемы определения формы правления в стране, единая, целостная формулировка, безусловно, воспринимается более четко и однозначно.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в Республике Беларусь сложилась одна из разновидностей смешанной формы правления, характеризующаяся ведущим положением Главы государства в системе органов государственной власти. Данное определение, на наш взгляд, наиболее адекватно отражает сущность действующей в стране системы организации государственной власти.

[1] Лукашенко А.Г. О развитии гуманитарных наук в Республике Беларусь и повышении их роли в государственном строительстве // Сов. Белоруссия. 1998. 26 ноября. С. 3; Лукашенко А.Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент // Сов. Белоруссия. 2003. 28 марта. С. 4.

[2] Васілевіч Р.А., Доұнар Т.I., Юхо I.А. Гісторыя канстытуцыйнага права Беларусі. Минск: ВТАА «Права і эканоміка», 2001. С. 355; Демичев Д.М. Конституционное право: Учеб. пособие. Минск: Вышэйшая школа, 2004. С. 67.

[3] Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. Мн.: ИООО «Право и экономика», 2002. С. 226-227; Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юристъ, 1999. С. 148-149.

[4] См.: Чиркин В.Е. Указ. соч. С. 148-149; Конституционное право зарубежных стран: Учеб. для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. С. 123-124.

[5] Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М.: Зерцало, 1998. С. 292.

Начальник Главного экспертно-правового управления

Источник

Белоруссия

Белору́ссия [8] (белор. Беларусь ), официальное название — Респу́блика Белару́сь (белор. Рэспубліка Беларусь ), офиц. сокр. Белару́сь — государство в Восточной Европе. Граничит с Россией на востоке, Украиной на юге, Польшей на западе, Литвой и Латвией на северо-западе.

В административном отношении состоит из шести областей, которые, в свою очередь, делятся на районы и могут включать города областного подчинения. Столица Республики Беларусь — Минск.

Является членом-учредителем ООН, СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, Союзного государства, а также членом других международных объединений.

Содержание

Государственно-политическое устройство

Белоруссия — унитарное государство, форма правления — президентская республика. Президенту Белоруссии делегированы законодательные полномочия на издание декретов и указов, имеющих силу закона.

Существует двухпалатный парламент — Национальное собрание Республики Беларусь, состоящее из Палаты представителей и Совета Республики. В Палате представителей 110 депутатов. Депутаты избираются по мажоритарной системе прямым всеобщим голосованием. Совет Республики избирается местными Советами — от каждой области и города Минска избираются по 8 членов Совета Республики. 8 членов Совета назначаются президентом — всего 64 человека. Срок полномочий Национального собрания — 4 года.

Административное деление

Белоруссия делится на 6 областей, области делятся на районы и города областного подчинения. Общее число районов во всех областях составляет 118, а городов областного подчинения — 12. Город Минск является самостоятельной административной единицей, которая не входит ни в одну область.

какая форма правления в беларуси

ОбластьПочтовый
индекс
Дата
основания
Площадь
км²
(на 1.01.2012 [3] )
Население
(на 1.01.2012 [9] )
Административный центрФлагКарта
Брестская область22400018900703 4 декабря 19390 32 786,440 1 391 476Бресткакая форма правления в беларуси
Витебская область21000018461228 15 января 19380 40 050,320 1 214 041Витебсккакая форма правления в беларуси
Гомельская область24600018191214 15 января 19380 40 369,510 1 429 707Гомелькакая форма правления в беларуси
Гродненская область23000019590103 20 сентября 194400 25 126,9800 1 061 248Гроднокакая форма правления в беларуси
Минская область22000018360615 15 января 19380 39 894,750 1 403 491Минсккакая форма правления в беларуси
Могилёвская область21200019120214 15 января 19380 29 068,630 1 080 120Могилевкакая форма правления в беларуси

В ряде городов областного подчинения и в городе Минске имеется деление на городские районы.

Этимология названия

Названия государства происходят от словосочетания Белая Русь (лат. Ruthenia Alba ), впервые упоминающегося в источниках середины XIII века. Белоруссия включает в свой состав (полностью или частично) такие исторические области, как Литва, Чёрная Русь, Полесье, Полоцкая земля, Витебская земля, Смоленская земля и Северщина.

История

Древнейшая история

Времена Киевской Руси

какая форма правления в беларуси

какая форма правления в беларуси

К концу IX века относят появление государства Рюриковичей, известного как Киевская Русь. Важная роль в формировании государства принадлежит торговому пути «из варяг в греки», часть которого проходила и по территории современной Белоруссии. Правителями Киевской Руси предпринимались неоднократные военные походы, укрепившие международное положение государства. Около 988 года великим князем Владимиром было принято христианство, уже в 992 году была основана епархия в Полоцке, а в 1005 — Турове.

В XI веке из зависимости от Киева вышло Полоцкое княжество, наиболее известным правителем которого был Всеслав. К середине XII века Киевская Русь вступила в состояние раздробленности и фактически распалась на полтора десятка отдельных русских княжеств. В результате монгольского нашествия 1237—1240 годов многие русские земли были полностью разорены. Предполагается, что оно незначительно затронуло современные белорусские земли.

Великое княжество Литовское

какая форма правления в беларуси

какая форма правления в беларуси

В 40-х годах XIII века в результате подчинения ряда литовских и русских земель князем Миндовгом возникло Великое княжество Литовское. Его образование происходило в сложных военно-политических условиях: с востока и юга присутствовала угроза со стороны монголов, с запада — крестоносцев. В 1251 году Миндовг принял крещение, а через два года королевскую корону. После разгрома крестоносцев в битве при Дурбе в 1260 году Миндовг порвал с католицизмом и возобновил борьбу с Тевтонским и Ливонским орденами.

В начале XIV века Великое княжество Литовское представляло собой полиэтничное государство со столицей в Вильне, включающее в себя Литву, часть Руси и Жемайтию. Великие князья Литовские вели частые войны с крестоносцами и татарами, наиболее успешными из них были Гедимин, Ольгерд, и Витовт, значительно расширившие границы страны. В 1316 году в государстве была образована Литовская митрополия.

В 1385 году была заключена Кревская уния, по которой Ягайло становился также и королём польским. В 1387 году состоялось католическое крещение Литвы. Тем не менее, Ягайло не смог удержать власть в Литве, уступив её своему двоюродному брату Витовту, во время почти сорокалетнего правления которого Великое княжество Литовское достигло наивысшего могущества.

В Речи Посполитой

какая форма правления в беларуси

какая форма правления в беларуси

В истории Великого княжества Литовского выделяются два этапа. Первый — независимое государство, когда в качестве государственного языка в нём был старобелорусский язык, а религией, исповедуемой большинством населения, было православие. После заключения Люблинской унии в 1569 году начался второй этап истории Великого княжества Литовского, вошедшего в состав конфедерации, известной как Речь Посполитая. В результате усилились процессы полонизации местной элиты, постепенно перенимавшей польский язык, культуру и экономический уклад. В 1697 году языком делопроизводства стал польский, сменивший старобелорусский язык. Государственной религией Речи Посполитой был католицизм, большинство же населения современных белорусских территорий оставались православными. По Брестской церковной унии 1596 года часть православных иерархов признала верховенство Рима, в результате чего появилась новая конфессия — униатство, что вызывало недовольство многих православных, активно сопротивлявшихся введению унии. Тем не менее, в результате государственной политики к концу XVIII века большинство жителей современной территории Белоруссии были униатами, представители же высшего сословия в большинстве своём были католиками.

В результате межконфессиональных и межэтнических конфликтов, многочисленных провалов в политике и экономике, разрушительных войн XVII—XVIII веков Речь Посполитая стала ослабевать. Постепенно она попала в зависимость от более сильных соседей, что в конце концов привело к трём разделам государства, расчленившим его между Россией, Пруссией и Австрией. Территория современной Белоруссии полностью вошла в состав Российской империи.

В составе Российской Империи

Земли Великого княжества Литовского вошли в Российскую империю в качестве нескольких губерний, неофициально именовавшихся Северо-Западным краем. Витебская и Могилёвская губернии составляли Белорусское генерал-губернаторство, часто называемое просто Белоруссией. Были введены крепостное право и рекрутская повинность. Во время войны 1812 года население края воевало в составе обеих противоборствующих армий.

какая форма правления в беларуси

какая форма правления в беларуси

В результате социально-экономической модернизации, последовавшей после отмены крепостного права, начался подъём культуры, промышленности, наблюдался демографический рост.

В 1914 году началась Первая мировая война, Российская империя вступила в войну на стороне Антанты, вскоре линия фронта стала проходить по белорусской территории.

Революция 1917 года и Советско-польская война

какая форма правления в беларуси

какая форма правления в беларуси

В октябре-ноябре 1917 года в результате Октябрьской революции власть на неоккупированных территориях перешла в руки Советов, уже в ноябре в Минске состоялись съезды Советов рабочих и солдатских депутатов Западной области, III съезд крестьянских депутатов Минской и Виленской губерний и II съезд армий Западного фронта, ими был создан Исполнительный комитет Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Западной области и фронта (Облисполкомзап) и Совет народных комиссаров Западной области. 7 (20) декабря 1917 года, начался Первый Всебелорусский съезд, в котором отказались участвовать большевики, съезд декларировал то, что все властные полномочия передаются Исполнительному Комитету (переименованному позднее в Народный Секретариат), после чего съезд был разогнан большевиками по решению СНК Западной области.

3 марта 1918 года в Брест-Литовске подписан мирный договор, по которому подавляющая часть этнической территории перешла под контроль Германии. 25 марта на оккупированных Германией землях была провозглашена Белорусская Народная Республика, фактически просуществовавшая до окончания Первой мировой войны. После ухода немцев Брестский мир был денонсирован.

1 января 1919 года в Смоленске была провозглашена Советская Социалистическая Республика Белоруссия (ССРБ) в составе РСФСР. 8 января Красная Армия заняла Минск и столица ССРБ была перенесена в Минск. 31 января 1919 года республика вышла из состава РСФСР и была переименована в Белорусскую Социалистическую Советскую Республику, 3 февраля 1919 года была принята Конституция.

27 февраля 1919 года ССРБ была расформирована: Смоленская, Витебская и Могилёвская губернии были включены в состав РСФСР, а остальные территории Советской Белоруссии объединились с Литовской Советской Республикой в Литовско-Белорусскую Советскую Социалистическую Республику (Литбел). В марте 1919 года войска Литовской Тарибы, поддержанные немецкими оккупационными гарнизонами, начали военные действия в Литве. В результате польского контрнаступления весной-летом 1919 года Литбел был оккупирован польскими войсками и фактически прекратил своё существование. После занятия Красной Армией значительной части территории Белоруссии 31 июля 1920 года вновь образуется Белорусская Социалистическая Советская Республика, переименованная после создания СССР в 1922 году в Белорусскую Советскую Социалистическую Республику (БССР). В результате Рижского договора, заключённого без участия БССР, Западная Белоруссия отошла к Польше. Действия партизанских отрядов в Западной Белоруссии продолжались до 1925 года.

Белорусская ССР

какая форма правления в беларуси

какая форма правления в беларуси

В марте 1924 и декабре 1926 годов часть территории РСФСР, а именно: части Витебской (с Витебском), Смоленской (с Оршей), Гомельской губернии (с Гомелем) были переданы в состав Белорусской ССР. До 1936 года официальными языками республики наряду с белорусским и русским были польский язык и идиш. Законом СССР от 2 ноября 1939 года к БССР была присоединена Западная Белоруссия.

22 июня 1941 года Германия атаковала Советский Союз. Первой ударам подверглась территория БССР, уже в первые месяцы войны оказавшаяся под оккупацией. Во время оккупации на белорусской территории развернулось крупнейшее в Европе партизанское движение. В 1943—1944 годах в результате операции «Багратион» территория БССР была освобождена Красной Армией. В 1945 году БССР стала одной из стран-основательниц Организации Объединенных Наций. При этом решения по всем вопросам белорусская делегация согласовывала с всесоюзными представителями.

Республика Беларусь

какая форма правления в беларуси

какая форма правления в беларуси

В 1994 году была принята Конституция Республики Беларусь, а также произошли первые президентские выборы. Президентом был выбран Александр Лукашенко. В 1995 году им был инициирован референдум, в результате которого русский язык получил статус государственного наравне с белорусским, был изменён герб и флаг, президент получил право роспуска парламента в случае систематического или грубого нарушения Конституции, а также проводился президентом курс, направленный на экономическую интеграцию с Россией.

К 1996 году в Белоруссии обострились противоречия между президентом и парламентом и страна вступила в полосу политического кризиса. По инициативе президента был проведён референдум, по результатам которого в Конституцию были внесены изменения и дополнения, существенно расширившие права президента и превративших республику из парламентско-президентской в президентскую. Некоторые государства и международные органы, такие как ОБСЕ, Совет Европы и Европейский союз, официально не признали результаты референдума, аргументируя тем, что референдум проводился с серьёзными процедурными нарушениями. После референдума отсчёт 5-летнего срока президентства начат заново, так что следующие выборы состоялись только в 2001 году. Победу в первом туре одержал Александр Лукашенко.

В 2004 году был проведён новый референдум, в результате которого из Конституции были убраны ограничения на количество президентских сроков и таким образом Александр Лукашенко получил право участвовать в последующих президентских выборах. 19 марта 2006 года он в третий раз был избран президентом Республики Беларусь. 19 декабря 2010 года состоялись четвёртые выборы президента, в результате которых Александр Лукашенко был переизбран на четвёртый срок. Между тем, эти выборы, как и выборы 2001 и 2006 годов, не были признаны ОБСЕ, Соединёнными Штатами Америки и Европейским союзом.

География

какая форма правления в беларуси

какая форма правления в беларуси

Белоруссия расположена в Восточной Европе, граничит (начиная с северо-востока, по часовой стрелке) с Россией, Украиной, Польшей, Литвой и Латвией. Территория в основном равнинная с редкими возвышенностями, расположенными преимущественно в центральной части Белоруссии, составляющими Белорусскую гряду.

Климат

Климат Белоруссии умеренно-континентальный, переходный от морского к континентальному, формирующийся под влиянием воздушных масс Атлантики. В зимний период нередки оттепели.

Средняя летняя температура колеблется от +17° С на севере (июль), до +18—19° С на юге. Осадки выпадают равномерно, с возрастанием с юга на север — от 500 мм на юге, до 800 мм на северо-западе. Максимальное количество осадков обычно выпадает в осенне-зимний период. В лесных районах толщина снежного покрова может составлять 1—1,2 м.

Водные ресурсы

какая форма правления в беларуси

какая форма правления в беларуси

Флора и фауна

какая форма правления в беларуси

какая форма правления в беларуси

Леса покрывают около третьей части территории страны. В них произрастают 28 пород деревьев и около 70 видов кустарников. Наиболее распространены береза, сосна, ель, дуб, осина, в заболоченных низменных районах на юге имеются сосновые леса. Луга и пастбища занимают 20 % территории страны. Около одной трети территории, в основном центральные и юго-восточные равнины, распаханы. В лесах, реках и озёрах страны можно встретить около 76 видов млекопитающих, среди которых наиболее распространены лось, олень, дикий кабан, волк, бобр, лисица, заяц, и около 300 видов птиц. Озера и заболоченные районы являются местом обитания многих видов птиц, в том числе журавлей и аистов. Среди рыб преобладают карповые.

Экология

Экономика

какая форма правления в беларуси

какая форма правления в беларуси

Экономика в Беларуси строится на принципах социально-ориентированной, рыночной, модели.

Структура экономики Белоруссии характеризуется доминированием государственной собственности в производственной, энергетической, транспортной, добывающей, строительной, сельскохозяйственной и банковской сферах, и незначительной долей частного сектора.

В розничной и оптовой торговле, в сфере услуг преобладает частный сектор.

Наличие значительного государственного сектора позволяет правительству поддерживать социальные программы, оплачивать медицину и образование, дотировать сельское хозяйство и ЖКХ, выделять льготные кредиты на строительство жилья.

В стране развиты энергетика, машиностроение, сельское хозяйство, химическая и лесная промышленность, строительство и производство стройматериалов и добывающая промышленность.

Основные статьи экспорта — нефтепродукты, калийные удобрения, продовольствие, продукция машиностроения и химической промышленности и металлургии.

Транспортная система

какая форма правления в беларуси

какая форма правления в беларуси

Население

Социальная сфера

Система образования

какая форма правления в беларуси

какая форма правления в беларуси

Структура национальной системы образования базируется на Конституции Республики Беларусь и других нормативно-правовых актах. Гарантируется равенство всех граждан в получении образования, единство образовательных систем и преемственность всех форм обучения.

Основные ступени образования:

После успешного окончания базовой школы имеется возможность продолжить обучение в:

Желающие могут получить общее среднее образование, продолжив обучение в школе.

Основные документы, дающие право на поступление в высшее учебное заведение, — аттестат об общем среднем или средне-специальном образовании и 3 сертификата ЦТ (централизованного тестирования).

10-балльная система оценки знаний в средних школах, ССУЗах, СТУЗах и вузах.

Здравоохранение и социальное обеспечение

Преступность

Наука

какая форма правления в беларуси

какая форма правления в беларуси

Высшая государственная научная организация Республики Беларусь — Национальная академия наук Республики Беларусь (Национальная академия наук Беларуси, НАН Беларуси).

В Белоруссии нет профессиональных астрономических обсерваторий. Две обсерватории зарегистрированы в Центре малых планет. Это обсерватории: «Taurus-1» и Витебская любительская астрономическая обсерватория. Обе находятся в Витебской области.

Средства массовой информации и телекоммуникационная система

Культура, туризм и спорт

Религия

Праздники и памятные даты

какая форма правления в беларуси

какая форма правления в беларуси

Вооружённые силы

какая форма правления в беларуси

какая форма правления в беларуси

В настоящее время в Вооружённых силах два вида войск — Сухопутные войска, Военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны. Также непосредственно генеральному штабу подчиняется род войск — Силы Специальных операций (ССО). Существуют также специальные войска (службы), органы тыла.

Наградная система

какая форма правления в беларуси

какая форма правления в беларуси

Стала продолжением наградной системы СССР. Для некоторых наград незначительно был изменён дизайн, другие полностью изменились. Были введены новые ордена и медали с учётом исторического наследия Республики (например, орден Франциска Скорины, медаль Франциска Скорины).

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

¹ Частично или полностью в Азии, в зависимости от проведённой границы. ² Также в Азии.

какая форма правления в беларуси какая форма правления в беларуси СНГ (основано 8 декабря 1991 года)
Члены СНГкакая форма правления в беларуси Азербайджан • какая форма правления в беларуси Армения • какая форма правления в беларуси Белоруссия • какая форма правления в беларуси Казахстан • какая форма правления в беларуси Киргизия • какая форма правления в беларуси Молдавия • какая форма правления в беларуси Россия • какая форма правления в беларуси Таджикистан • какая форма правления в беларуси Узбекистан
Ассоциированные члены СНГкакая форма правления в беларуси Туркмения (не ратифицировала Устав СНГ)
Фактические члены СНГкакая форма правления в беларуси Украина (не ратифицировала Устав СНГ)
Бывшие членыкакая форма правления в беларуси Грузия (3 декабря 1993 — 18 августа 2009)
Органы СНГСовет глав государств • Совет глав правительств • Совет министров иностранных дел • Совет министров обороны • Совет министров внутренних дел • Совет объединенных вооруженных сил • Совет командующих погранвойсками • Совет руководителей органов безопасности и специальных служб • Экономический совет • Межпарламентская ассамблея • Экономический суд • Статистический комитет • Финансово-банковский совет • Антитеррористический центр • Комиссия по правам человека • Координационно-консультативный комитет • Исполнительный комитет • Экономический комитет • Банк • Объединённая система ПВО• Объединённые Вооружённые Силы
СпортСборная по футболу • Сборная по хоккею с шайбой • Сборная по регби • Чемпионат по хоккею с шайбой
какая форма правления в беларуси какая форма правления в беларуси Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)
Участникикакая форма правления в беларуси Армения • какая форма правления в беларуси Белоруссия • какая форма правления в беларуси Казахстан • какая форма правления в беларуси Киргизия • какая форма правления в беларуси Россия • какая форма правления в беларуси Таджикистан
Бывшие участникикакая форма правления в беларуси Грузия (до 1999 года) • какая форма правления в беларуси Азербайджан (до 1999 года) • какая форма правления в беларуси Узбекистан (до 2012 года)
Военные организацииКоллективные силы оперативного реагирования • Миротворческие силы
какая форма правления в беларуси Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)

Государства-наблюдатели: какая форма правления в беларуси Армения | какая форма правления в беларуси Молдавия | какая форма правления в беларуси Украина

какая форма правления в беларуси какая форма правления в беларуси Страны и регионы со значимым присутствием славянских этносов
Славянские
страны

восточные
Источники и проценты
какая форма правления в беларуси Постсоветское пространство
Государства-члены ООНкакая форма правления в беларуси Азербайджан • какая форма правления в беларуси Армения • какая форма правления в беларуси Белоруссия • какая форма правления в беларуси Грузия • какая форма правления в беларуси Казахстан • какая форма правления в беларуси Киргизия • какая форма правления в беларуси Латвия • какая форма правления в беларуси Литва • какая форма правления в беларуси Молдавия • какая форма правления в беларуси Россия • какая форма правления в беларуси Таджикистан • какая форма правления в беларуси Туркмения • какая форма правления в беларуси Узбекистан • какая форма правления в беларуси Украина • какая форма правления в беларуси Эстония
Непризнанные и частично
признанные государства
какая форма правления в беларуси Абхазия • какая форма правления в беларуси Нагорно-Карабахская Республика • какая форма правления в беларуси Приднестровская Молдавская Республика • какая форма правления в беларуси Южная Осетия
Международные организацииСГРБ • СНГ (ЗСТ) • ЕАС • СНГ-2 • ЗДПН • ОДКБ • ЕврАзЭС (Таможенный союз) • ЕЭП • ЦАС • Евразийский экономический союз • ГУАМ • БА
С другими странами: ВТО • ШОС • СДВ • СГБМ • ОЧЭС • Тюркский совет • ЦЕАСТ • ЧБТР • Союз непризнанных государств (организация прекратила существование)
С другими странами, основаны до распада СССР: ЕС (Восточное партнёрство) • ОЭС • СЕ • НАТО (ПРМ • СЕАП) • ОБСЕ • ОИС • ДН • ООН • АТЭС • ОЭСР • ЕБРР • ЦЕИ • ЛС • Франкофония

Полезное

Смотреть что такое «Белоруссия» в других словарях:

Белоруссия — Устаревшее название, см.Беларусь,Республика Беларусь Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001. Белоруссия … Географическая энциклопедия

Белоруссия — Белоруссия. Березинский заповедник. БЕЛОРУССИЯ (Республика Беларусь), государство в Восточной Европе. Площадь 207,6 тыс. км2. Население 10260 тыс. человек, городское 67%; белорусы (77,9%), русские (13,2%), поляки (4,1%), украинцы, евреи и др.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

БЕЛОРУССИЯ — (Беларусь) Республика Белоруссия (Рэспублiка Беларусь). 207,6 тыс. км&sup2. Население 10 353 тыс. человек (1993), городское 67%; белорусы (7905 тыс. человек; 1989, перепись), русские, поляки, украинцы, евреи и др. В Белоруссии 6 областей, 117… … Большой Энциклопедический словарь

белоруссия — сущ., кол во синонимов: 3 • беларусь (2) • бульбостан (1) • страна (281) Словарь сино … Словарь синонимов

Белоруссия — (Беларусь), Республика Белоруссия (Рэспублiка Беларусь). 207,6 тыс. км2. Население 10442 тыс. человек (1996), городское 69%; белорусы (7905 тыс. человек; 1989, перепись), русские, поляки, украинцы, евреи и др. В Белоруссии 6 областей, 117 районов … Энциклопедический словарь

БЕЛОРУССИЯ — Республика Беларусь, государство в Восточной Европе. Граничит на западе с Польшей, на северо западе с Литвой и Латвией, на востоке и северо востоке с Россией, на юге с Украиной. В июле 1990 Верховный Совет республики принял Декларацию о… … Энциклопедия Кольера

Белоруссия — Геополитическое положение республики имеет исключительное значение для Восточной Европы. Белоруссия является воротами России в Западную Европу и ЕС и одновременно служит барьером для создания Балто Черноморского геополитического щита. В… … Геоэкономический словарь-справочник

Белоруссия — название, даваемое части России, находившейся долгое время под владычеством Литвы и Польши и только впоследствии снова возвращенной России. Под именем Белоруссии прежде разумелись преимущественно княжества Полоцкое, Витебское Мстиславское и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Белоруссия — (Беларусь, Белая Русь) (Belorussia, Belarus, Byelarus, Byelorussia, White Russia)BelorussiaBelarusByelarusByelorussiaWhite Russia, официальное назв. Республика Беларусь, независимое государство в равнинной части Восточной Европы, граничит на В. с … Страны мира. Словарь

Белоруссия — см. Белорусская Советская Социалистическая Республика … Большая советская энциклопедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *