какая группировка соединяет радикальные формы в дизайне 1970 х гг и дизайн постмодернизма

Какая группировка соединяет радикальные формы в дизайне 1970 х гг и дизайн постмодернизма

какая группировка соединяет радикальные формы в дизайне 1970 х гг и дизайн постмодернизма

«Радикальный дизайн» возник в конце 60-х как своеобразная реакция на господствующий в то время «Хороший дизайн». Это иррациональное направление, выдвигая утопические проекты, боролось с геометрией модернизма. Возникший одновременно и близкий ему по понятию, но более применимый на практике двойник радикального дизайна «Антидизайн» отличался несколько большей экспериментальной направленностью и политизацией.
История возникновения и развития движения «Антидизайна» обычно тесным образом связывают с итальянским дизайном. Здесь в конце 60-х гг. новое поколение архитекторов и дизайнеров не желали больше проектировать элегантные изделия и выступали против ориентированного на потребителя «бел-дизайна». Движение «Антидизайна» исключительно критически относится к развитию современных технологий и потребительскому настроению, поэтому они утверждали теорию «бегства» и через провокационные действия хотели показать, что логическое развитие рационализма ведет к абсурду. Радикально настроенная молодежь искала новые альтернативные формы. В итоге она предпочла делать «дизайн без предметов» – дизайн поведения, отказавшись от канонических методов проектирования и заменив их игрой.
Классическим образцом «Антидизайна» является кресло-мешок «Sacco» итальянских дизайнеров (Пьеро Гатти, Чезаре Паолини, Франко Теодоро, 1968). Несмотря на «антидизайнерские» декларации, с точки зрения выполнения главной функции — удобно сидеть, кресло-мешок безупречен. Кожаная оболочка не туго наполнена пластмассовыми гранулами. Наполнитель легко принимает форму, удобную для сидящего, и столь же услужливо меняет ее для следующего пользователя.

Основу движения «радикальный дизайн» составляли итальянские группы: Archizoom (основана во Флоренции,1966), Superstudio (Флоренция, 1966), UFO (Флоренция, 1967), «Группа 9999» (Флоренция, 1967), Strum (Турин, 1963), школа-лаборатория “Global Tools” (Флоренция, 1973).

Группа “Strum”
Радикальная дизайнерская группа “Strum” (бренчание) основана в 1963 году в Турине Жоржио Жиретти (Giorgio Geretti), Петро Деросси (Pietro Derossi), Карла Жиамарко (Carla Giammarco), Риккардо Росси (Riccardo Rosso), Маурицио Воглиацо (Maurizio Vogliazzo).
Одна из самых известных работ группы – экзотическая “мебель” для сидения и лежания из полиуретана “Pratone” (большой луг, 1966-70). В 60-70-х гг. группа проявляла исключительную активность в продвижении радикального дизайна в Италии, выступая на различных семинарах, а также публикую очерки по теории дизайна.

Свободная школа-лаборатория дизайна “Global Tools”
В 1973 году члены различных групп радикального дизайна объединились вокруг журнала «Casaballa», директором которого был Аллесандро Мендини. Все это в итоге привело к организации во Флоренции в 1974 году “Global Tools” – школы радикального дизайна и архитектуры. Ее целью было развитие исследование непромышленных способов производства, продвижение индивидуального творчества. “Global Tools”открыла несколько мастерских, развивающих подход в дизайне “сделай сам” и изучающих потенциальные прикладные характеристики технических материалов. “Global Tools” пытались на основе творчества объединить обычных людей и профессиональных дизайнеров в единый дизайн-процесс.
В 1975 году школа радикальной архитектуры и дизайна была распущена и дебаты радикального дизайна быстро потеряли свой стимул. Во время своей деятельности “Global Tools” было центральным форумом радикального дизайна и его роспуск стал концом первой фазы этого движения в Италии.

К середине 1970-х годов Радикальный дизайн пережил пик своего расцвета, надежды на социальные изменения через дизайн и архитектуру не оправдались. Но это течение вымостило путь для появления новых лидеров поп-дизайна, «Алхимии» и «Мемфиса», эффективно и всесторонне обновивших итальянский дизайн. Подвергая сомнению установившиеся в дизайне каноны, лидеры радикального дизайна заложили теоретические основы стилистическому направлению “Пост-модернизм”, которое зародилось в конце 70-х, а получило расцвет в 80-х. гг.

Источник

Радикальный дизайн. Антидизайн

Радикальный дизайн. Антидизайн. «Радикальный дизайн» возник в конце 60-х как своеобразная реакция протеста на господствующий в это время «Хороший дизайн». Возникший одновременно и близкий ему по понятию «Антидизайн» отличался несколько большей экспрериментальной направленностью и политизациейНесмотря на рост популярности в 60-е годы модернизма как стиля и идеологии, одновременно формировалась серьезная оппозиция пуристическим теориям и практике.

Студенческая демонстрация на Миланском Триеналле «Архизум», «Суперстудио», группы «Струм» и «9999» считали, что модернизм больше не является передовым течением и движущей силы культуры и что он подвергся влиянию и промышленных интересов и консумеристских настроений.

Серия кресел » UP «, 1969 г. В начале 60-х Пеше контактирует с высшей школой формообразования в Ульме.

Затем он отказывается от жесткого социально-морализаторского рационализма и обращается к поискам более свободного и гибкого художественно-проектного языка.

Жилой ландшафт из серии «Зепдгайа», 1970 г.

Столы » Quadema «, 1971 г. На Нью-Йоркской выставке «Италия: Новые домашние ландшафты» 1972 года, была ярко представлена также «Группа Штрум» (от слова » Strum «, бренчание).

Радикальная дизайнерская группа «Штрум» основана в Турине в 1963 году Жоржио Жиретти ( Giorgio Geretti ),

Петро Деросси ( Pietro Derossi ), Карла Жиамарко ( Carla Giammarco ), Риккардо Россо ( Riccardo Rosso ), Маурицио Воглиацо ( Maurizio Vogliazzo ). Паоло Руффи ( Paolo Ruffi ). «Гнездо», 1973 г.

Светильники » Bulb » в форме колб электроламп, 1968 г.

Светильник » Lucellino «, 1992 г.

Вторая волна антидизайна. Студия «Алхимия». После некоторого спада в конце 70-х возникает вторая волна антидизайна. Во многом это связано с появлением студии «Алхимия». «

Студио 65″ Кресло «Капитель», 1970 г. Пьеро Гиларди ( Piero Gilardi ), Гуидо Дрокко ( Guido Drocco ), Франко Мелло ( Franco Mello ) Вешалка «Кактус», 1972 г.

Гюнтер Белциг Вендел Кастл Wedell Castle )

Эторе Сотсас (Студия «Алхимия») Стол » Le Strutture tremano «, 1979 г.

Источник

Феномен радикального направления: как антидизайн повлиял на искусство?

Сегодня, продолжая главную тему месяца, редакция Royal Design расскажет вам о том, как непривычные нам изменения могут незаметно повлиять на все сферы жизни. О короткой эпохе радикального направления в прошлом, отголоски которой мы видим в дизайне и сейчас. И о трансформациях, которые это направление привнесло во все сферы жизнедеятельности человеческого вида.

Почему отрицание системы приводит к рискованно неожиданным решениям, как может изменяться функциональность вещей от их внешнего вида и почему мы воспринимаем искусство лишь в трех измерениях, когда могли бы ощущать его всеми видами чувств, с помощью вещей, созданных радикальным направлением антидизайна: вы прочитаете уже сегодня!

Антидизайн

Стремясь к функциональности, простоте и монохромной цветовой палитре, модернисты хотели создавать предметы, которые бы соответствовали современному образу жизни и были бы полезными, но ненавязчивыми. Все эти принципы были перевернуты, когда в мире был создан антидизайн.

Анти-дизайнерское движение появилось, как критика потребительской культуры и высмеиванием к излишествам итальянского дизайна и постоянному стремлению к новизне.

Сторонники этой новой тенденции были недовольны повсеместным снижением социальной значимости дизайна за счет капиталистического предпринимательства. Группа отвергла формалистские ценности нео-модерна в Италии, стремясь обновить культурную и политическую роль искусства. Поскольку дизайн Италии всегда характеризовался политическим, философским, критическим сознанием и культурной осведомленностью, новый прочтение требовало нового видения на структуру проектирования, включая политические условия в обществе потребителей. Они протестовали против фетишей потребления и предметов, а также против установленных принципов дизайна.

Антидизайн использовал различные преувеличенные и выразительные качества, чтобы подорвать чисто функциональную ценность объекта. Поскольку традиционный итальянский дизайн того периода считался вершиной интеллигентности и элегантности, они хотели поставить под сомнение эти концепции. Если учесть, что модернистская палитра была зачастую приглушенной и состояла из белого, серного и черного, Антидизайн представил яркие и смелые цвета. Вместо целостности материальных свойств они добавляли орнамент и отделку. Утверждая, что модернистская идея «совершенной формы», которая следует за функцией, не может быть достигнута, их конструкции характеризовались китчем, иронией и искажением масштаба. Функция их работ заключалась в том, чтобы разрушить то, что вы думаете об объекте. Эти произведения предназначались для того, чтобы выделиться своей причудливостью, чтобы на них смотрели и наслаждались. В то время как Модернизм воспринимал объекты как долговечные и постоянные произведения искусства, они восстали против этого, создав объекты, которые должны быть временными и легко отбрасываться из-за чего-то нового и более функционального по мере изменения тенденций. Казалось бы, это означало бы больше потребительства, но анти-дизайнеры хотели заставить людей задуматься о предмете, который они покупали.

Этторе Соттсасс писал: «Я не понимаю, почему устойчивый дизайн лучше, чем исчезающий дизайн». Это восстание против модерна стало последовательным направлением только на миланской выставке, в 1966.

Движение распалось в 1970 годах, а радикальный авангардный дизайн Италии оставался в неопределенности до первой половины 1980-х годов. Продолжая идеи анти-дизайнерского движения, Этторе Соттсасс собрал группу юных миланских профессионалов архитектуры и дизайна. Они хотели следовать ироническому подходу к дизайну, для которого поверхностное украшение стало бы первостепенным. Группа черпала вдохновение в стилях ар-деко, поп-арт и китч 50-х годов. У них не было официального манифеста, и, как писал критик дизайна и жена Соттсаса Барбара Радис, «корни, тяга и ускорение Мемфиса в высшей степени антиидеологические». Тем не менее, благодаря ярким цветам, сочетанию высоких и низких материалов и коллажных текстур, форм и видов использования, эти части ставят форму перед функциональностью. Приняв идею эфемерности, они написали:

«Мы все уверены, что мебель из Мемфиса скоро выйдет из моды».

Источник

Расцвет итальянского радикального дизайна

Авангардные дизайнеры Италии 60-х годов близки по духу к итальянскому радикальному дизайну. Многие из них — не профессиональные дизайнеры, а архитекторы или художники по основному роду занятий. От того радикальный дизайн иногда называют «антидизайн». Они любили работать в группах: Archizoom во Флоренции, Studio 65 в Турине, Studio 9999, UFO. В основном они возникли в середине и конце 60-х годов. Позже, в 1975 году в Милане возникла группа Alchimia, а в 80-м — группа Memphis, самая молодая и самая известная из всех. Участники этих групп порой переходили из одной в другую. Так, например, Андреа Бранци в середине 60-х основал группу Archizoom, а в 76-ом вступил в группу Alchimia. Архитектор Этторе Соттсасс младший также состоял в Alchimia, а потом основал Memphis.

какая группировка соединяет радикальные формы в дизайне 1970 х гг и дизайн постмодернизма

какая группировка соединяет радикальные формы в дизайне 1970 х гг и дизайн постмодернизма

На фото: мебель группы Memphis.

Их деятельность не была бы так заметна, если бы не поддержка производителей. В первую очередь, таких, как Poltronova, Zanotta, Kartell, Gufram. Центром нового движения была Флоренция. Символическим его началом можно считать катастрофическое наводнение во Флоренции в 1966 году. Оно породило дискуссию о том, что значит для современного человека культурное наследие прошлого. Образ блестящей водной глади, из которой торчат верхушки архитектурных шедевров прошлого стал отправной точкой для фантазии о гигантских структурах с ровной поверхностью.

какая группировка соединяет радикальные формы в дизайне 1970 х гг и дизайн постмодернизма

На фото: наводнение в Венеции в 1966 году.

Суперструктуры

Те же «суперструктуры» — это их серия мебели Quaderna, которую выпускает фирма Zanotta.

какая группировка соединяет радикальные формы в дизайне 1970 х гг и дизайн постмодернизма

На фото: коллекция мебели Quaderna.

В конце 60-х хозяин фабрики Zanotta начинает сотрудничать с радикальными дизайнерами.

какая группировка соединяет радикальные формы в дизайне 1970 х гг и дизайн постмодернизма

На фото: консоль со скамьей Zanotta Quaderna. Каркас выполнен из дерева, покрыт пластиком. Отделка скамьи и консоли в виде черно-белых квадратов, величиной 3 см.

какая группировка соединяет радикальные формы в дизайне 1970 х гг и дизайн постмодернизма

На фото: квадратный стол Zanotta Quaderna и рабочий стол Zanotta Quaderna.

Мебель как концепция

Zanotta также выпускала кресло-мешок, набитое пенопластовыми шариками. Как и у прочих предметов радикального дизайна, авторство у него коллективное. Его спроектировали три туринских архитектора: Пьеро Гати, Чезаре Паолини, Франко Теодоро.

какая группировка соединяет радикальные формы в дизайне 1970 х гг и дизайн постмодернизма

На фото: Zanotta Sacco Small и Sacco Medium. Идея заключалась в том, чтобы создать «универсальное» сиденье, которое легко адаптировалось бы к любому телу, в любом положении. Sacco, без сомнения, является одним из самых ярких предметов итальянского дизайна.

Дизайнеры желали превратить его в самый неформальный, самый универсальный, самый свободный, самый мягкий, самый эргономичный стул без определенной формы. Именно по этой причине он пережил все мыслимые «измы», сохраняя величайшую из всех ценностей: быть концепцией, которая намного превосходит время.

какая группировка соединяет радикальные формы в дизайне 1970 х гг и дизайн постмодернизма

На фото: Zanotta Sacco Small и Sacco Medium.

Надувная мебель

В 1967 году мир увидел надувное кресло другого архитектурного трио: Джонатан Де Пас, Донато Д’Урбино и Паоло Ломацци.

какая группировка соединяет радикальные формы в дизайне 1970 х гг и дизайн постмодернизма

На фото: винтажная реклама кресла Zanotta Blow.

какая группировка соединяет радикальные формы в дизайне 1970 х гг и дизайн постмодернизма

На фото: миланское трио Джонатан Де Пас, Донато Д’Урбино, Паоло Ломацци и их надувное кресло.

В том же 1966 году в одной из галерей Пистойи открылась совместная выставка двух флорентийских групп: Superstudio и Archizoom. В их небольшой экспозиции стояли прототипы мебели и светильники, которые вскоре начала выпускать фирма Poltronova. Джонатан Де Пас, Донато Д’Урбино, Паоло Ломацци также сотрудничали с компанией Poltronova. Она выпускала их кресло «Джо» в виде бейсбольной перчатки:

какая группировка соединяет радикальные формы в дизайне 1970 х гг и дизайн постмодернизма

На фото: кресло Joe фабрики Poltronova.

Главный дизайнер, с которым эта фирма сотрудничала в 60-е годы, — Этторе Соттсасс. Он спроектировал около 50 предметов для Poltronova.

какая группировка соединяет радикальные формы в дизайне 1970 х гг и дизайн постмодернизма

На фото: зеркало Ultrafragola для Poltronova в стилистике оп-арта.

Парадоксальный дизайн

Другие две важные фигуры, подготовившие расцвет итальянского радикального дизайна — Бруно Мунари и Энцо Мари.

Бруно Мунари — авангардный художник, начинавший еще в 20-е годы, сначала примыкал к футуристам, потом был близок к сюрреалистам. После войны работал промышленным дизайнером. Известен своим насмешливым парадоксальным образом мыслей. Его главный труд — Art of Design — до сих пор вдохновляет новые поколения молодых дизайнеров и является их настольной книгой.

какая группировка соединяет радикальные формы в дизайне 1970 х гг и дизайн постмодернизма

На фото: промышленный дизайнер Бруно Мунари.

Неудобная мебель

Статья «Исследования удобства неудобного кресла», опубликованная в 1944 году, проиллюстрирована серией смешных снимков, где Мунари запечатлен сидящим в одном и том же кресле в максимально нелепых позах.

какая группировка соединяет радикальные формы в дизайне 1970 х гг и дизайн постмодернизма

На фото: Бруно Мунари в поисках удобства в неудобном кресле.

Он рассуждает о том, что дизайнеры часто жертвуют комфортом ради уникальности вещи, но тем самым они дарят человеку новые способы сидеть в кресле, пусть и не столь расслабляющие. Мунари не осуждает и не советует, он находит в ситуации возможность для веселой игры. Он редкий пример размышляющего дизайнера, сомневающегося во всем, в том числе и в себе.

какая группировка соединяет радикальные формы в дизайне 1970 х гг и дизайн постмодернизма

На фото: арт-объект Zanotta Singer от Мунари оснащен наклонным сидением из алюминия. Дизайнер позиционирует его как «стул для коротких визитов».

«Когда мы почувствуем, что объекты, которым мы пользуемся каждый день, и все наше предметное окружение становится почти искусством, значит мы достигли сбалансированной жизни», — Бруно Мунари.

Мебель своими руками

Энцо Мари был дружен с Мунари и многому от него научился. Он не предлагает готовое решение и не задает жестких правил игры. Мари впервые обратил снимание на то, какую приниженную роль играет в модернистском дизайне конечный потребитель. Проект Autoprogettazione 1973 года — набор исчерпывающих инструкций, позволяющий собрать необходимую для жизни мебель своими руками из подручного материала. Потребитель сам становится автором предметов, с которыми живет.

какая группировка соединяет радикальные формы в дизайне 1970 х гг и дизайн постмодернизма

На фото: мебель Энцо Мари из серии Autoprogettazione.

Мебель из пластика

Развитие технологии позволило разнообразнее и шире использовать пластик. Передовые дизайнеры проектировали многочисленные предметы для Kartell и B&B Italia. Впервые итальянский радикальный дизайн заявил о себе за пределами страны на выставке в нью-йоркском музее современного искусства в 1972 году. Там было 180 экспонатов: как предметов интерьера, так и фантастических разработок, предлагающих тотальное переустройство всей жилой среды.

какая группировка соединяет радикальные формы в дизайне 1970 х гг и дизайн постмодернизма

На фото: тумбочка Kartell Componibili Smile и сборные тумбочки Kartell Componibili. Проектное решение, давшее жизнь системе Componibil — обычная установка отдельных элементов друг на друга, которые посредством простых соединений, становятся практичной мебельной стенкой.

Статья подготовлена по материалам лекции Артёма Дежурко «Постмодернистский промышленный дизайн (1960-1980-е гг.)» курса «История дизайна» от Школы дизайна НИУ ВШЭ.

Источник

Радикальный дизайн (антидизайн)

Движение-протест против «дизайна потребления».

какая группировка соединяет радикальные формы в дизайне 1970 х гг и дизайн постмодернизма

На фото: модель Proust от фабрики Cappellini, дизайн Mendini Alessandro.

Эти движения возникли в Италии в начале 1960-х годов как своеобразный протест против «дизайна потребления». Они очень близки по духу и по сути, однако «антидизайн» отличался большей практической и экспериментальной направленностью. В рамках «радикального дизайна» активно действовали группы Archizoom и Superstudio, организованные во Флоренции в 1966 году и выступавшие против элегантного дизайна и модернизма.Участники «антидизайна» проповедовали теорию «бегства» из мира рационализма и развивающихся технологий. Они искали абсолютно новые творческие формы и изобрели «дизайн без предметов» – дизайн поведения, в котором проектирование заменялось игрой.

На фото:

какая группировка соединяет радикальные формы в дизайне 1970 х гг и дизайн постмодернизма

На фото: модель Sacco от фабрики Zanotta, дизайн Gatti Piero, Paolini Cesare, Teodoro Franco.

Одним из знаковых произведений этого направления является кресло Sacco, созданное Пьеро Гатти (Piero Gatti), Чезаре Паолини (Cesare Paolini) и Франко Теодоро (Franco Teodoro) (1968). Оно представляет собой кожаный мешок, не туго наполненный полистироловыми гранулами, и, несмотря на его «радикальность» и «антидизайн», на нем очень удобно сидеть.

Со временем лидирующие позиции занял «радикальный дизайн», одним из основателей которого был знаменитый Этторе Соттсасс (Ettore Sottsass). В этом движении участвовали также Гаэтано Пеше (Gaetano Pesce), Алессандро Мендини (Alessandro Mendini). Андреа Бранци (Andrea Branzi) и многие другие известные дизайнеры. Являясь по сути своей иррациональным, это направление выдвигало в основном утопические проекты, а изредка создаваемые конкретные объекты отличались провокационностью или ироничностью.

На фото:

«Радикальный дизайн» выступал за развитие непромышленных способов производства, а также провозглашал право изменять и формировать среду обитания. ГруппаArchizoom, проведя исследования в области архитектуры и городского планирования, разработала проект No-Stop City, являвшийся критикой идеологии архитектурного модернизма. Здания этого города представляют собой огромные помещения, освещенные искусственным светом и снабженные системой кондиционирования. В них среди огромных валунов установлены туристические палатки. Таким образом, понятие города растянуто до бесконечности, и нет границы между городом и пейзажем.

На фото:

какая группировка соединяет радикальные формы в дизайне 1970 х гг и дизайн постмодернизма

На фото: модель Sirfo от фабрики Zanotta, дизайн Mendini Alessandro.

В оформлении интерьеров и мебели для этого направления характерны насыщенные цвета и свободное отношение к пропорциям предметов, активное использование высокотехнологичных материалов (полиуретановая пена, пластик, ламинат).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *