какие бывают формы занятий в дополнительном образовании
Консультация для воспитателей «Основные формы занятий в системе дополнительного образования»
Татьяна Пятлина
Консультация для воспитателей «Основные формы занятий в системе дополнительного образования»
Формы занятий в дополнительном образовании играют важную роль, так как от них зависит интерес ребенка к тому или иному увлечению. Преподаватель является не только источником знаний, но и помощником в становлении личности ребенка.
Известный педагог – новатор В. Ф. Шаталов утверждал, что учитель должен создать такую атмосферу в аудитории или классе, при которой невозможно не усвоить полученный материал.
Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников. Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности.
Формы занятий в дополнительном образованиидолжны соответствовать следующим требованиям:
• Иметь развивающий характер, а точнее быть направленным на развитие у детей природных задатков и интересов.
• Быть разнообразным по содержанию и характеру проведения.
• Основываться на развивающих методиках.
Технологическая схема современного занятия обладает большой вариативностью, но в тоже время подчинена основной задаче – воспитать веру ребенка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности.
Формы проведения занятийподбираются педагогом с учетом:
• возрастных психологических особенностей учащихся;
• цели и задач образовательной программы;
• специфики предмета и других факторов.
Традиционные формы занятий.
Устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся.
Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога.
Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов.
Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью.
Передвижение группы людей с определенной целью.
Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия.
• Утренник, праздник т. д.
Организационно-массовые мероприятия, проводимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности.
Традиционные формы организации занятий в дополнительном образовании развивают аналитическое мышление, демонстрируют результат самостоятельной работы, совершенствуют навыки публичных выступлений и обогащают чувственное восприятие.
Нетрадиционные формы занятий.
Нетрадиционные формы занятий в дополнительном образовании чаще всего используют молодые преподаватели.
• Презентация предмета, явления, события, факта.
Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.
Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологических отношений, осознание себя в структуре общественных отношений.
Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.
Он является невероятно важным в том случае, если необходимо наладить взаимоотношения в коллективе и сплотить его. Чаепитие создает особую психологическую атмосферу. Благодаря данному методу можно раскрепостить необщительных детей.
Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.
Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.
Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы, взаимопонимания, формирование умения взаимодействовать с людьми.
• Психологическое занятие.
Проведение уроков психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач.
Нетрадиционные формы обучения предполагают множество интересных вариантов занятий – все зависит от фантазии и таланта преподавателя. Считается, что такие методы преподавания являются более эффективными. Благодаря им дети с легкостью усваивают материал и с удовольствием посещают занятия.
Формыорганизации деятельности могут быть: групповыми, индивидуальными, индивидуально-групповыми (3-5 человек).
Возможные формы проведения занятий: акция, аукцион, бенефис, беседа, вернисаж, викторина, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, диспут, дискуссия, обсуждение, занятие-игра, защита проектов, деловая игра, сюжетно-ролевая игра, игровая программа, класс-концерт, КВН, конкурс, консультация, конференция, круглый стол, круиз, лабораторное занятие, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, производственная бригада, профильный лагерь, поход, размышление, рейд, репетиция, ринг, сбор, семинар, сказка, смотрины, соревнования, спектакль, студия, творческая встреча, творческая мастерская, творческий отчет, тренинг, турнир, фабрика, фестиваль, чемпионат, шоу, экзамен, экскурсия, экспедиция, эксперимент, эстафета, ярмарка.
Дополнительное образование детей, самостоятельно вырабатывая новую педагогическую тактику, обеспечивает такой спектр методов и форм осуществления деятельности, который позволяет детям с разными интересами и проблемами найти занятие по силам и по душе, а также проявить себя в различных видах творческой деятельности.
Типы занятий в дополнительном образовании
Прежде чем приступить к анализу форм занятий в дополнительном образовании, следует прояснить, что конкретно отличает его от основного. Если процесс фундаментального опорного обучения направлен на приобретение ребенком определенного комплекса знаний, то дополнительное призвано решать задачи воспитания и развития его личности. ДО в меньшей степени формализовано, его рамки значительно шире. Этими различиями и продиктованы особенности форм.
В формате дополнительного образования ребенок самостоятельно выбирает наиболее интересный для него вид занятий. Педагог-наставник не только предлагает учащемуся освоить определенный комплекс знаний и навыков, но и способствует более гармоничному формированию его личности.
Создавая на занятиях атмосферу творческого партнерства, преподаватель оказывает на детскую аудиторию серьезное субъективное влияние. Это требует от наставника полного профессионального и морального соответствия возложенной на него миссии.
Каким критериям должно соответствовать дополнительное образование
Образовательный процесс должен:
Для преподавателя, работающего в области дополнительного образования, недостаточно владеть знанием предмета – он должен также обладать практическими навыками в педагогической психологии.
Какие существуют формы занятий
Уроки могут быть организованы по привычным и нетрадиционным моделям.
К классическим видам относятся:
К нетрадиционным формам учебных занятий можно отнести:
Какие существуют типы занятий
В настоящее время в дополнительном образовании принята следующая классификация занятий:
План-конспект занятия
«Типы и структура учебных занятий детских объединений в учреждении дополнительного образования детей»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского творчества «Ровесник» города Евпатории Республики Крым»
Семинар для педагогов дополнительного образования
«Основные требования к современному учебному занятию в учреждении дополнительного образования детей»
Типы и структура учебных занятий детского объединения
в учреждении дополнительного образования детей»
(Маркелова И.Н., методист МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»)
В системе дополнительного образования детей основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие.
Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми знаний, формирование и развитие умений и навыков.
На учебном занятии главное для педагога – не просто занять досуг ребенка, а дать ему знания, умения и навыки и научить применять их на практике. Успех учебного занятия и в целом учебного процесса, организованного педагогом, во многом зависит от того, какой тип занятия выберет педагог и как он построит занятие.
Для этого нужно четко знать типы занятий и их структуру.
Выделяются 5 типов занятия, различных по своей структуре.
1. Занятие сообщения и усвоения новых знаний.
2. Занятие повторения и обобщения полученных знаний.
3. Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков.
4.Занятие применения знаний, умений и навыков.
5. Комбинированное занятие.
1. Занятие сообщения и усвоения новых знаний.
Главная цель такого типа занятия – усвоение новых знаний, овладение теоретическим материалом.
Структура занятия состоит из следующих элементов:
— сообщение темы, цели, задач занятия;
— подготовка к изучению нового материала через повторение опорных знаний, мотивация учебной деятельности;
— изложение нового материала и его закрепление;
— подведение итогов занятия.
2. Занятие повторения и обобщения полученных знаний.
Без занятий повторения и обобщения полученных знаний и умений , называемых также занятиями обобщающего повторения, нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. Главная его цель – повторить учебный материал и обобщить полученные учащимися знания.
Структура этого типа занятия:
— обобщение и систематизация понятий, знаний ;
— их применение при выполнении практических заданий, предложенных педагогом;
— анализ и оценка результатов работы, исправление ошибок.
3. Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков.
Данный тип занятия состоит из основных элементов:
— сообщение темы, цели и задач занятия;
— повторение изученного материала, взаимосвязь с содержанием предстоящей практической работы;
— сообщение о предстоящей практической работе, инструкции по выполнению;
— самостоятельная практическая работа учащихся под руководством педагога;
— обобщение и оценка выполненной работы;
— подведение итогов занятия.
4. Занятие применения знаний, умений и навыков.
Главная его цель – применить знания, умения и навыки на практике. Основными элементами этого типа занятия являются:
— определение и разъяснение целей занятия;
— установление связи с ранее изученным материалом;
— инструктаж и самостоятельное выполнение учащимися практических заданий ;
— оценка результатов выполненных заданий;
Комбинированное занятие – тип занятия, который характеризуется сочетанием различных целей и видов учебной работы при его проведении. Традиционная структура комбинированного занятия:
— ознакомление с темой занятия, постановка его целей и задач;
— проверка знаний учащихся по пройденному материалу и выполнение домашнего задания,
— изложение нового материала,
— закрепление новых знаний, применение их на практике.
Указанные типы занятий отличаются по поставленной цели, но имеют общую дидактическую структуру, которая характеризуется следующими компонентами:
— актуализация имеющихся знаний и способов действий;
— формирование новых знаний и способов действий;
— применение, т.е. формирование умений.
Знание особенностей каждого из этапов, владение методиками их организации позволяют педагогу дополнительного образования целенаправленно конструировать различные по своей структуре и назначению занятия.
Структура комбинированного занятия:
Организационный этап: Организация начала занятия.
Проверочный этап: Проверка домашнего задания (если такое задание было).
Подготовительный этап: Сообщение темы занятия и постановка цели и задач занятия, знакомство с планом занятия.
Каждое занятие начинается с организационного этапа, т.е. с приветствия и посадки детей, настроя их на работу, концентрации внимания. На проверочном этапе проверяются готовность детей к занятию, наличие каких-либо материалов для работы, выполнение домашнего задания и т.д. Затем следует подготовительный этап – сообщение темы и целей, знакомство с планом занятия.
Основная часть занятия состоит из нескольких этапов.
1. Этап актуализации имеющихся у детей знаний:
Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.
2. Этап работы по новому материалу:
Объяснение нового материала, изучение нового материала.
3 .Этап первичного закрепления полученных знаний, умений и навыков : Закрепление знаний, т.е. закрепление изученного на данном занятии материала и раннее пройденного, связанного с новым (в том числе практическая работа).
Далее следует этап знакомства с новым материалом.
Изложение нового материала или информации предлагается учащимся в любой форме, например, в форме рассказа, который сопровождается наглядными пособиями и материалами, вопросами аналитического содержания.
Если данная тема изучается уже не одно занятие, то целесообразно начать основной этап с повторения материала, пройденного на прошлом занятии. Педагог проводит краткий обзор предыдущего занятия, предлагая детям вспомнить тему и основную мысль предыдущей встречи, сделанные выводы.
Лучшим способом закрепления теоретического материала служит этап его практического использования в ходе выполнения творческой практической работы.
В заключительной части педагог совместно с детьми подводит итог занятия. Подведение итогов занятия состоит из этапов:
Обобщающий этап: Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостного представления знаний по теме.
Рефлексивный этап: Самооценка детьми результативности своей работы. Оценивание знаний или выполненной работы.
Контрольный этап: Контроль усвояемости знаний на занятии.
Информационный этап: Домашнее задание (при необходимости). Информация о предстоящем занятии.
На информационном этапе сообщается домашнее задание по необходимости, детям сообщаются сведения о предстоящем занятии, о том, что необходимо подготовить, какие материалы или инструменты иметь и т.д.
Важное место в ходе занятия имеет этап релаксации или физкультминутка. Этап релаксации планируется, если деятельность детского объединения предполагает физическую нагрузку (хореографический, спортивный коллектив) или 2-х или 3-х часовое статичное положение учащихся (коллективы изобразительного, декоративно-прикладного и технического творчества). Педагог сам определяет место и время физкультурной паузы, обосновывая свой выбор спецификой деятельности детского объединения в целом и учебной деятельности детей на данном занятии в частности. С целью сохранения здоровья детей педагогу необходимо проводить целый комплекс мероприятий по повышению двигательной активности (например, пальчиковую гимнастику и общую ритмическую зарядку), упражнения для глаз, игры, например, «Послушаем тишину». Проведение релаксационных пауз повышает активность детей, увеличивает их физические ресурсы, помогает преодолеть усталость и способствует созданию здоровьесберегающей среды на занятии.
Мы рассмотрели 5 типов занятий, их структуру, но проведение занятия – это творческий процесс. В каждой конкретной ситуации предложенный алгоритм будет варьироваться, уточняться, детализироваться. Самое главное для педагога при построении структуры – это логика и последовательность действий. Педагог должен четко видеть цель и последовательно идти к этой цели, планируя учебные занятия не как отдельные, разовые, не связанные между собой, а выстраивая систему обучения, которая обязательно обеспечит высокую результативность как учебного занятия, так и образовательного процесса в целом.
Статья «Формы организации учебных занятий в дополнительном образовании»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Формы организации учебных занятий в дополнительном образовании
Автор: Вагайцева Е.С.,
методист МБУДО ГЦДО и СП «Лидер»
Принцип вариативности дополнительного образования подразумевает под собой не только возможность выбора ребенком направлений и видов деятельности, приоритетных для него, разнообразие общеобразовательных программ, разноуровневость обучения, но также и разнообразие организационных форм проведения учебных занятий, основанных на общении, диалоге педагога и обучающихся, развитии их творческих способностей.
Выбор формы обусловлен возрастными и психологическими особенностями детей, содержанием реализуемой программы, целью и содержанием конкретного занятия, а так же мастерством педагога. На практике целесообразно сначала определить специфику занятия, его тип, а затем подбирать подходящую для проведения форму.
В настоящее время принята следующая классификация занятий по типам:
Ниже приведены некоторые формы организации занятий, которые педагог может использовать, проектируя дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу.
Акция – разовое действие, предпринимаемое для достижения определенное цели.
Бой – соревнование между группами, отдельными людьми, в частности взаимообмен заданиями чаще всего по определенной теме.
Викторина или брейн-ринг – игра в ответы и вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой.
Воркшоп — это событие-мастерская, на котором все участники вовлечены в активную групповую работу и в итоге получают единый группой результат работы.
Выставка – отчет деятельности обучающихся, может показать достижения целого коллектива (групповые выставки) или отдельного (персональные) обучающегося.
Глоссирование – метод схематизации понятия, составления символов; составление своего рода «базы данных» по определенной тематике.
Диспут – форма работы с целью публичного обсуждения актуальных вопросов или важной проблемы.
Дискуссия – это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого, а по возможности и общезначимого решения.
Защита проекта – презентация решения общей проблемы.
Конкурсно-игровая программа – набор игр, конкурсов, розыгрышей или забав, объединенных одной тематикой.
Конференция – мероприятие, на котором участники (исследователи) презентуют, защищают, обсуждают научно-исследовательские работы или доклады на определенную тему.
Мастер-класс – интерактивная форма проведения занятия, в которой происходит практическая передача знаний от специалиста (педагога) обучающемуся.
Мозговая атака или мозговой штурм – это групповое нахождение новых альтернативных вариантов решения проблемной ситуации.
Разведка – форма получения детьми информации об окружающем мире, подразумевающая под собой сбор сведений об определенном объекте или явлении.
Ролевая игра – эта форма во многом похожа на деловую игру, но специфика заключается в том, что у каждого участника есть своя собственная вводная — роль, в соответствии с которой он определяет свои действия.
Экскурсия или экспедиция – поездки или выходы с ознакомительными и информационными задачами
Эстафета – форма организации соревнования в различных видах деятельности (в том числе интеллектуальная или художественная эстафета).
Доклад. Виды, формы и структура современного занятия в дополнительном образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Виды, формы и структура современного занятия в дополнительном образований.
Образовательный процесс в УДО осуществляется через учебное занятие.
Занятие – это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) педагога и ребёнка, включающего содержание, формы, методы и средства обучения, систематически применяемая для решения задач образования.
Совершенствование профессионального мастерства педагога дополнительного образования невозможно без грамотной, творческой организации занятия.
Для того чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать. Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его воспитанников.
Прежде всего, не нужно забывать, что любое занятие преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.
Другим общим моментом является традиционная структура. Она может повторять привычный ход занятия с его аргументом, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с трансформированными способами организации, с игровой основой и т. д. Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Правда, каждый раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. Однако, обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно.
Основные требования к современному занятию.
-Постановка и комплексное решение на занятии (образовательных), развивающих задач. Создание мотивации предстоящей деятельности.
-Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.
-Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к воспитаннику. Учет психолого-педагогических особенностей детей и др.
-Технология обучения. Приемы, методы, средства формы, способы деятельности на занятии, наиболее эффективные для достижения цели.
-Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятии. Степень нагрузки. Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т. д.
-Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным ответам и т. д.
При разработке занятия педагог дополнительного образования внимательно изучает:
учебно-тематический план реализуемой образовательной программы ;
согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы;
-определяет взаимосвязь содержания занятий с предыдущими и последующими;
-определяются тип и структура занятия, его тема, цель, задачи.
Целевые установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат. Для системы ДОД характерным является реализация основ педагогики, развития личности обучающегося, поэтому на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области.
Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.
Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д.
К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала.
Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект настоящего занятия.
Основные элементы структуры занятия.
Проверка знаний ранее изученного материала.
Изложение нового материала.
Первичное закрепление новых знаний, применение их на практике.
Занятие сообщения и усвоения новых знаний
Изложение нового материала и закрепление его.
Занятие повторения и обобщения полученных знаний
Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение учащимися заданий и решения задач.
Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок. Подведение итогов.
Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков
Определение и разъяснение цели занятия. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.
Сообщение и содержание задания, инструктаж его выполнения.
Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога.
Занятие применения знаний, умений и навыков
Определение и разъяснение целей занятия. Установление связи с ранее изученным материалом.
Инструктаж по выполнению работы. Самостоятельная работа учащихся, оценка ее результатов.
Формы учебных занятий.
Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе.
Устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся
Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений.
Всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения
Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности
Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления
Поездка группы со специальным заданием: решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудиторных условий.
Передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития.
Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.
Нетрадиционные формы организации деятельности детей
Презентация предмета, явления, события, факта.
Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.
Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений.
Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем
Обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает.
Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений
День добрых сюрпризов
Упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость
Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке
Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания ; формирование умения взаимодействовать с людьми.
Методы организации занятия в детском творческом объединении.
Репродуктивный: словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.
Исследовательские методы : проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты, опытническая работа на участке.
Методы проблемного обучения: эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов, создание проблемных ситуаций, постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися, поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;
Проекто-конструкторские методы : создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;
Метод игры: игры дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра;
Наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы; использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов.
Примерная структура учебного занятия.
В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлективного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой видов деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация.
1 этап: организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию).
Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).
В качестве основного этапа могут выступать следующие:
1) Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.
2) Первичная проверка понимания.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием
3) Закрепление знаний и способов действий.
Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.
4) Обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощряет ребят за учебную работу.
Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.
8 этап: информационный . Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.
Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.
Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей.
Факторы, способствующие успешному проведению учебного занятия.
• хорошее знание материала;
• бодрое самочувствие; чувство «физической» раскованности, свободы на занятии;
• продуманный план занятия;
• правильный выбор и разнообразие методов обучения;
• занимательность изложения, ярко выраженное эмоциональное отношение педагога к излагаемому материалу богатство интонаций, его выразительная мимика, образная жестикуляция;
• выраженная заинтересованность педагога в успехе вопитанников.
• неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»;
• рыхлая композиция занятия;
• неправильный подбор и однообразие методов обучения;
• скованность движений педагога, его «зажатость»
• монотонность и сухость при изложении материала бесстрастность педагога, отсутствие проявлений личной заинтересованности и увлеченности предметом;
• отход от темы занятия, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами занятия;
• отсутствие эмоционального контакта педагога и обучающихся, безразличие педагога к результатам обучающихся;
построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, зависящей от его цели и типа.