какие бывают выставки в библиотеке формы

Какие бывают выставки в библиотеке формы

Выставка – один из основных методов наглядной пропаганды литературы, предоставляющей читателям возможность получения дополнительных знаний, формирования и расширения интереса к представленной теме.

Однако, какой бы не была книжная выставка, не стоит забывать, что в центре внимания всё же должна оставаться книга, а вся атрибутика является лишь её дополнением. Главная задача выставки — представить книги и другие виды документов. Хорошее оформление, различные материалы и аксессуары – это не цель, а лишь средство, помогающее решить поставленную задачу. Поэтому они должны не заслонить книгу, а наоборот, привлечь к ней внимание.

Существует определенный порядок разработки и оформления книжной выставки, состоящий из следующих этапов:

1. Выбор темы.

Тема должна быть актуальной, тщательно продуманной и интересной читателям. Если мы оформляем выставку для сопровождения массового мероприятия, она должна чётко соответствовать теме мероприятия и дополнять его.

2. Определение целевого и читательского назначения

Выставка должна иметь четкий читательский адрес, для кого вы оформляете выставку: для детей младшего или старшего возраста, либо для родителей или руководителей детским чтением. Книжные выставки для детской аудитории отличаются от выставок, создаваемых для взрослых. Они обязательно должны быть яркими, бросающимися в глаза, чему помогут: яркие издания, игрушки, поделки из бумаги и природного материала. Выстваки для детей могут содержать элементы игры (ребусы, загадки, кроссворды). Библиотекарь должен тщательно подобрать книги с иллюстрациями, красочными обложками и разместить их на уровне детских глаз, так, чтобы любую можно было взять с полки свободно, а не просить об этом библиотекаря. Возле выставки для детей обязательно создаётся свободное пространство, где они могут не только полистать выбранную книгу, но и принять участие в игре, выполнить задания, если выставка их предусматривает..

3. Выявление и отбор документов.

С помощью справочно-библиографического аппарата библиотеки: каталогов, картотек, используя методические рекомендации, пособия, библиографические указатели выявить все источники – книги, статьи из периодики, иллюстрации, фотодокументы, какие имеются в библиотеке по данной теме. Затем ознакомится с ними и отобрать те, которые соответствуют цели и читательскому адресу. Предпочтение отдается документам, содержащим новую информацию и имеющие привлекательный внешний вид.

4. Разработка структуры выставки.

Сколько разделов? Всегда ли нужна цитата, обращение к читателю, сколько книг должно быть на выставке? Все ответы на эти вопросы зависят от объема и количества фонда, от того, где будет расположена выставка, размера выставочного стеллажа. И очень важно соблюсти чувство меры, выставка не должна быть перегруженной, заваленной. Каждый документ должен быть хорошо обозрим. С разработкой структуры выставки тесно связан другой вопрос – какая это будет выставка – выставка-викторина, выставка одной книги, выставка-экспозиция и т.д.

5. Определение заголовка, название разделов, подбор цитат, иллюстраций, предметов.

После того как вы определились со структурой выставки, переходим к выбору заголовка выставки, определению названий разделов, подбору цитат, иллюстраций, предметов. Название обязательно должно привлекать внимание, быть броским, и информационно емким, точно передавать суть. Оно должно быть достаточно коротким, не более 4-5 слов, часто в качестве названия используют афоризмы, крылатые фразы, пословицы, строчки из стихов, песен. Название разделов должно поэтапно раскрывать тему выставки и дополнять заголовок. Для оформления выставки можно использовать самые разнообразные предметы и аксессуары: портреты, иллюстрации, плакаты, репродукции картин, фотографии, декоративные элементы, природный материал, рисунки, поделки, отзывы на книги, мини сочинения, эссе, различные вещи, предметы, помогающие воссоздать образ эпохи или человека. Опять же, выбор аксессуаров зависит от формы и вида выставки. Также, с приходом в нашу жизнь Интернета, при оформлении выставок часто используют информацию, взятую с каких-либо сайтов. Такая информация должна быть проверена (исключение «жареных фактов»), тщательно скомпонована («прыжки» с одного на другое) и обязательно сопровождаться ссылкой на сайт, с которого скопирована информация.

6. Оформление книжной выставки.

Хорошо продуманная и разработанная выставка часто не пользуется спросом у читателей, если она плохо оформлена. Первое требование – это композиционная целостность, которая достигается с помощью различных средств. Например, выделяют один или несколько визуальных центров, вокруг которых разворачивается основное действие. В других случаях используют «крупный план» и «глубинную экспозицию», которые создают эффект объемности. Композиция выставки может строиться на симметрии или, наоборот, асимметрии, на контрасте цвета, но при этом нельзя забывать о соразмерности представленных на ней книг, иллюстраций. Все они должны производить впечатление единого ансамбля. Его создают не перегружая предметами и расставляя эмоциональные акценты, например, с помощью подсветки, вазы, цветка. Чтобы правильно распределить, где что будет размещено на выставке, составляется её макет. В схематической форме на бумаге вы должны представить где у вас будет размещён заголовок, на каких полках разделы, цитаты и другая информация. На каких полках будет представлена книжная продукция, а на каких периодические издания и т.д. Макет поможет сэкономить время, когда вы будете оформлять выставку и размещать на ней документы.

Использование меморий. Подлинные вещи или замещающие их предметы — макеты, модели — обеспечивают глубокое восприятие созданного образа. Вещи на выставке должны быть содержательно и эстетически близки между собой, а также с книгами и иллюстрациями. Иллюстрации и вещи создают образ книги и образы её героев.

Использование раздаточной продукции. На выставке должна быть представлена раздаточная продукция, подготовленная к мероприятию (если выставка сопровождает его) или изданная по теме выставки. Это могут быть закладки, визитки, памятки, информационные листы, буклеты. Буклет должен лежать так, чтобы можно было его взять в руки и развернуть, если закладка издана в ограниченном количестве (или если хотим показать в цветном варианте) крепим её на стеллаж и одной и другой стороной. (чёрно-белый вариант выкладываем так, чтобы можно было взять).

Приёмы визуального выделения объектов. Один из способов обратить внимание на книгу или иллюстрацию — развернуть ее обложку под углом в три четверти. Также книга производит лучшее впечатление, когда стоит на держателе-подставке, и посетитель воспринимает её как объёмный предмет. Динамизм при показе достигается, если поместить изображения движущихся объектов (летящего навстречу поезда или бегущих детей), а также с помощью цветовой гаммы, которая подбирается по контрасту. Светлые обложки книг, как и предметов, хорошо воспринимаются на темном фоне и наоборот.

Статьи из изданий или периодической печати представляются двумя путями: поставить книгу в закрытом виде или развернуть книгу на том месте, где начинается нужная статья и к ней прикрепить карточку. На карточке указать библиографическое описание статьи. Статьи из газеты неудобно располагать на выставке, газета мнётся или не виден заголовок. Лучше сделать копию, к которой прикрепить карточку с библиографическим описанием. Выставка не должна выглядеть пустой, но она не должна быть и перегруженной. Это может привести к обратному эффекту, а потому «лучше меньше, да лучше».

Большое значение для читателя имеют ссылки, данные на выставках к разделам фонда или систематического каталога. Содержание ссылки может быть таким: «Литературу по тематике, предложенной на выставке, Вы можете найти также на стеллажах №№ ________ в разделах…(указываются разделы). Обращайтесь также к разделам систематического каталога (также указывают разделы).

7. Размещение.

Нужно заранее продумать, где поместить экспозицию: в стеклянных витринах (которых у нас нет, но мы надеемся, что будут), на книжных стеллажах или столах. Иногда соединяют все три варианта, а также используют поверхности окон, стен или дверей. Витрина создает ощущение объема, глубины, которая воспринимается как упорядоченный и замкнутый мир. На выставках, размещённых на стеллажах и столах, трудно разместить иллюстрации и предметы, поскольку стандартные стеллажи не глубоки. Но зато представленные на стеллаже, внутри полки, книги оказываются заключены в своеобразную рамку, которая фокусирует внимание. Нередко соединяют стеллажи со столами, благодаря чему снимается монотонный характер показа. При недостатке свободного места (но не при его экономии! Выставка в первую очередь должна привлекать внимание, а потом экономить место) оформляются выставки-плакаты, которые размещаются на стенах фойе или коридоров, выставки-стенды на которых размещают фото-материалы или творческие работы (рисунки) – это очень удобный вид экспозиции. Выставка «Книжный дождь» на нашем старшем абонементе, где книги как бы спускаются с потолка. Эта выставка хороша тем, что она очень часто обновляется, так как книги находятся перед глазами читателей и привлекают внимание.

8. Реклама выставки.

Следует уделить внимание рекламе выставки — от этого во многом зависят её успех и эффективность. В основе рекламно-информационной поддержки выставки лежит создание рекламных сообщений и публикаций. Рекламное сообщение может быть внутренним (для читателей библиотеки) или внешним, ориентированным на потенциальных пользователей. Различные средства рекламы: объявления в местных СМИ, устная реклама, по телефону, наружная реклама (афиши, плакаты), печатная реклама (листовки, буклеты, проспекты), бегущая строка на фасаде библиотеки, красочная информация в «Уголке читателя».

9. Анализ эффективности книжной выставки.

Прежде всего, необходимо вести учет, для этого в Дневнике работы выделяется отдельная графа, в которой ежедневно заносится число документов, выданных с выставки. Соответствующие пометки делаются библиотекарем в формуляре читателя, взявшего книгу с выставки. В кармашек каждого документа, книги с выставки, вложить цветную индикатор-закладку с названием выставки. После того как период экспонирования завершился, библиотекарь по «Дневнику» подсчитывает сколько всего изданий было выдано за период работы выставки. Сравнив количество предоставленной литературы и выданной можно вычислить коэффициент эффективности. Коэффициент эффективности равен: «число книговыдачи» делённое на число представленной литературы.

Если эффективность низкая, необходимо выяснить, почему выставка не пользовалась популярностью среди читателей. Для этого надо проанализировать все этапы выставочной работы, начиная с выбора темы и заканчивая рекламой, и определить, где были допущены ошибки. Высокую эффективность также надо изучать, чтобы выявить причины успеха выставки у читателей. В настоящее время для изучения эффективности выставочной работы широко используются методы опроса читателей – беседы, интервью, анкетирование. Они помогают выявить интересы и потребности читателей и позволяют планировать выставочную работу в соответствии с читательскими ожиданиями. Таким образом, анализируя эффективность выставочной деятельности, можно избежать ошибок в дальнейшем и сделать каждую выставку яркой, содержательной, интересной и популярной среди читателей.

10. Ошибки при оформлении выставки.

Желание разместить на выставке как можно больше экспонатов — одна из наиболее распространенных ошибок. Так как избыточность информации снижает эффект визуального воздействия вплоть до полного неприятия. Хочется ещё раз сказать: не стоит забывать, что в центре внимания выставки всё же должна оставаться книга, а вся атрибутика является лишь её дополнением и сопровождением. Поэтому она должна не заслонить книгу, а наоборот, привлечь к ней внимание. Заголовок, названия разделов и атрибуты, сопровождающие выставку должны точно соответствовать её теме. (например выставка по экологии называется «Мир комнатных растений»). Выставка не будет работать если она плохо освещена или находится в труднодоступном месте. Бывает, что заглавие не «бросается в глаза» читателю при первом взгляде или нет так называемых сигнальных предметов, привлекающих внимание.

Самые распространённые ошибки при оформлении книжных выставок:

В библиотечной практике активно используются традиционные виды книжных выставок:

В чем особенность выставки новых поступлений?

Как правильно оформить выставку по актуальным темам и проблемам?

Главная цель такой выставки – привлечь внимание читателей к конкретной теме, проблеме, побудить к чтению книг и других документов по этой теме путем представления и рекомендации лучших из них. Задача библиотекаря – выбрать актуальную, интересную читателям тему. Это могут быть:

Как правильно оформить персональную выставку?

Цель – привлечь внимание к какой-то личности, персоне, пробудить желание как можно больше узнать об этом человеке, его жизни и деятельности. Такая выставка может быть посвящена художнику, писателю, поэту, композитору, ученому, политику, историческому лицу и др. Например: «Последний русский самодержец» (о Николае II) «Открыватель неведомых стран» (о Льве Кассиле); «Фантазии сеньора Родари» (о Джанни Родари).

Традиционно на персональной выставке присутствуют три раздела:

В чем особенность выставок к знаменательным и памятным датам?

Цель выставки, оформляемой к знаменательной или памятной дате – представить информацию о каком-то событии, празднике, его истории и традициях, дать советы и рекомендации по его проведению. Традиционно в библиотеке оформляются выставки к «красным» дням календаря:

Что представляет собой жанровая выставка?

Цель – привлечь внимание читателей к книгам определённого жанра, заинтересовать, побудить к чтению. Как это сделать? Один из вариантов – представить на выставке не только произведения определённого жанра, но и материал о возникновении этого жанра, его основателях, интересные и малоизвестные факты из его истории. Первыми помощниками библиотекаря в подготовке такой выставки будут «Энциклопедический словарь юного литературоведа», «Словарь литературоведческих терминов» и популярная литература из раздела «Занимательное литературоведение». Например, можно оформить выставку, посвященную разным видам сказок. Назвать её, например, «Волшебный мир сказок». Цель выставки – познакомить детей с различными направлениям жанра «сказка», лучшими произведениями, написанными в этом жанре. Разделами такой выставки могут стать названия разных видов сказок: «Волшебные сказки», «Сказки о животных», «Бытовые сказки».

Формы выставок

В настоящее время существует огромное множество форм выставок.

Выставка забытых книг, или правильнее было бы назвать «выставка незаслуженно забытых книг». Задача таких выставок — напомнить о хороших художественных и научно-популярных книгах, которые по каким-то причинам не пользуются популярностью у читателей. Особенно велико значение этих выставок для читателей-детей. Многие из них читают современную детскую литературу и совсем не знают книг, которыми зачитывались их родители. Выставку можно так и назвать — «Любимые детские книги наших пап и мам» или «Мы читали и ты прочти». Такие выставки очень актуальны не только потому, что способствуют взаимопониманию поколений. Они помогают вернуть современным детям так необходимые для их развития книги нравственно-этической направленности — произведения Владимира Железникова, Владислава Крапивина, Юрия Яковлева, Альберта Лиханова, Анатолия Алексина.

Экспресс-выставка одной публикации (книги) представляет собой оперативную форму о материалах по актуальной, интересной для различных читательских групп теме. Организуются такие выставки в день поступления периодического издания (книги) и экспонируются 3-5 дней. В центре выставки с заголовком «Интересная статья» («Внимание, новая книга!») помещают статью или книгу, рядом представляют публикацию на данную тему другого автора, если экспонируется статья, и рецензии на данную книгу, если экспонируется книга.

Книжная выставка-экспозиция — это синтез библиотечной и музейной выставки, где предметы и аксессуары, представленные на ней, способствуют более глубокому проникновению в тему, которой посвящена выставка. Причём предметов и аксессуаров здесь значительно больше, чем на обычной библиотечной выставке, а книги и другие документы удачно вписываются в экспозицию. Выставка-экспозиция может быть организована в виде инсталляции, музейного уголка, оформлена в витринах.

Выставка-инсталляция – это выставка с использованием предметов интерьера, драпировок, природных материалов, игрушек и т.д. К примеру, стоит дерево, рядом лежит ручка и заготовки из бумаги, например цветы. Каждый ребенок пишет на заготовках свою мечту и прикрепляет к дереву. Когда дерево зацветет – мечта сбудется. Это ещё и своеобразная игра.

Например, при оформлении выставки-инсталляции, посвящённой Великой Отечественной войне можно использовать такие детали, как косынка медсестры, военная фляжка, муляж гранаты, противогаз, грампластинки с мелодиями времён войны, старая керосиновая лампа, пионерский галстук, плащ-палатка и, конечно же, книги о войне и её героях, взрослых и детях.

Выставка-сюрприз – это неожиданная встреча с хорошей книгой, подарок. Такие выставки создают обстановку комфорта и праздника. Например, выставка-сюрприз «Книжный кот в мешке», на которой представленные книги упакованы в бумагу и каждая пронумерована. Из красочной коробочки читатель выбирает карточку с номером, и книгу с соответствующим номером можно взять с собой и прочесть дома. Два непременных условия: участвовать один раз и книгу разворачивать только дома. Подобная выставка была оформлена на нашем старшем абонементе и пользовалась большим успехом у читателей. А на младшем абонементе уже продолжительное время действует выставка-сюрприз. Там книги помещены в задрапированную коробку и маленький читатель может не глядя вытащить любую книгу и взять домой.

Всё более популярными в библиотеках становятся интерактивные выставки. Они призваны обеспечить обратную связь между читателем и библиотекарем и организовать живое общение между посетителями выставки, призвать их к обсуждению поставленной проблемы. Можно предложить следующую типологию интерактивных библиотечных выставок:

Игровые выставки.

Отличительная особенность подобных выставок состоит в наличии познавательно-игрового момента. Читателю предлагается не только познакомиться с представленными документами, но и выполнить некоторые задания. Среди форм выставок-игр наиболее часто встречаются:

Выставка-викторина. Данный вид выставок получил в библиотеках наиболее широкое распространение. Выставка-викторина предполагает наличие ряда вопросов, ответить на которые можно, обратившись к книгам, представленным на выставке. Ответы на вопросы можно дать как в устной, так и в письменной форме. Существует два варианта проведения викторины: в процессе демонстрации выставки (вопросы и задания размещаются непосредственно на выставочном пространстве) и по завершению работы выставки (как итог ознакомления с представленными материалами).

Выставка-загадка. Вариантов организации таких выставок может быть несколько, главная её особенность — наличие загадки, которую посетителям предлагается отгадать. Загадки могут быть использованы в качестве названия выставки или её разделов. Можно оформить загадки в виде конкурсных вопросов и заданий. Загадка может присутствовать в самой тематике выставки. К одному из видов выставок-загадок можно отнести выставку-провокацию, при оформлении которой сознательно допускается одна или несколько ошибок (например, на ней размещаются книги или дополнительные экспонаты, не соответствующие заявленной теме). Читателю предоставляется возможность обнаружить ошибки и заявить об этом организаторам.

Диалоговые выставки.

Их особенность заключается в создании условий для обмена мнениями между библиотекарем и читателем, а также между читателями. Как правило, их тематика носит дискуссионный характер. Возможно размещение на выставочном пространстве листов, тетрадей, в некоторых случаях закрытых ящиков для записок, чтобы читатели могли высказать свое мнение.

При подготовке диалоговых выставок библиотеки используют следующие варианты:

Выставка «вопрос-ответ» является своего рода заочным выполнением тематических запросов читателей и библиографических справок. Как правило, устанавливается ящик или коробка, в которую читатель опускает листок с интересующим его вопросом. Через какое-то время на стеллажах появляются книги и статьи, содержащие ответы на вопросы читателей. Такая выставка может оказаться удобной при общении с читателями, которые нуждаются в конкретной информации, но не могут чётко сформулировать запрос.

Выставка-отзыв представляет наряду с книгами читательские отзывы на них. Таким образом, осуществляется рекомендация читателями друг другу интересных, с их точки зрения, книг. Можно размещать на таких выставках положительный и отрицательный отзыв на одну и ту же книгу.

В современных библиотеках наряду с традиционными книжными выставками, в наше время широкое распространение получили и электронные книжные выставки. Электронная книжная выставка представляет собой путешествие по страницам одной книги или от книги к книге с подробной информацией об авторах, художниках, списках литературы, викторинами. Электронную выставку несложно создать в формате электронной презентации, либо видео или спец. программы. Такую выставку при соответствующем звуковом оформлении и наличии мультимедийного проектора можно использовать в качестве иллюстративного материала на массовом мероприятии. Электронные выставки для детей имеют свою специфику. Возможность использования не только анимации, но и игровых моментов делает такую форму работы особенно привлекательной для детей и подростков. В отличие от традиционной выставки, электронная книжная выставка обладает рядом преимуществ:

Стихийные выставки, или как их ещё называют книжные развалы это книги, сданные накануне читателями и размещаемые около кафедр выдачи или разложенные библиотекарем на столиках вблизи соответствующих разделов фонда. На первый взгляд развалы бессистемны: нет определенной последовательности, отсутствует характеристика изданий, но именно это и привлекает читателей, особенно тех, кто не слишком доверяет рекомендациям или не знает, что выбрать. Развалы важны тем, что создают ситуацию свободного выбора: срабатывает эффект доверия к тем, кто прочитал книгу раньше («Если другие взяли, прочитали, значит – хорошая книга»). Опытный библиотекарь умело пользуется этим эффектом, по-своему упорядочивая кажущееся хаотичным нагромождение книг. Во-первых, подкладывает сюда хорошие, но малознакомые или по другим причинам недооцененные читателем издания. Во-вторых, выявляет таким вот образом читательские предпочтения и использует полученные сведения в дальнейшей работе. Развалы озаглавливают определенным образом. Вместо безликой формулы «Книги, сданные читателями» появляются эмоционально-приподнятые, энергичные формулировки, побуждающие к действию. Например, «Книга, которая мне понравилась» или «Прочитал – понравилась – советую другим»

Одним из вариантов представления книг может быть книжная или тематическая полка, так как этот формат выставки очень удобен: не занимает много места, не перегружен дополнительными элементами, очень лаконичен и её можно разместить в любом месте свободного доступа. Например, в старшем читальном зале часто используется эта форма («900 блокадных дней», «Дни воинской славы России»)

Источник

Различные формы выставок

Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«Оловяннинская межпоселенческая центральная библиотека»

Различные формы выставок

Оловянная, 2013

Выставка-вопрос: для оформления такой выставки нужно подобрать занимательные вопросы по определенной тематике. На вы­ставке помещаются тексты вопросов и книги, периодика, где можно найти ответы на эти во­просы. Например: «А у нас сегодня гость» (об этикете). Данная форма выставки приемлема для младших школьников и подрост­ков.

Озвученная выставка: предполагается му­зыкальное оформление, наличие аудио— или видеосопровождения. Например: ‘»Какая птица как поет». Такую выставку можно оформить для любого возраста.

Выставка-ситуация: читателям-подросткам предлагается самим поставить книги на вы­ставки: «Эту книгу я возьму с собой на необи­таемый остров. «, «Эту книгу я возьму с собой в космическое путешествие. «, «Эту книгу я возьму с собой в поход. » и т. д.

Выставка-отзыв: организуется, как правило, для младших и старших подростков; состоит из отзывов о книгах: прочитай и заинтересуй, разочаруй, предложи, посоветуй.

Выставка-тест: на подобной выставке для читателей подросткового возраста и старше­классников предполагается наличие тестов и литературы, где можно найти какие-либо со­веты и рекомендации по полученным резуль­татам тестирования.

Выставка одного портрета: на выставке обязательно наличие портрета или репродук­ции и литературы об этом человеке. Напри­мер: «Но красоту ее Боровиковский спас. » (о М.И. Лопухиной). Такая выставка приемлема для подростков старшего возраста.

Выставка-диспут: предполагается диспут между читателями-подростками с целью рас­крытия проблем социального развития под­ростков, оказание помощи в их духовном ста­новлении. Желательна тетрадь откликов: «Ро­весник, ответь ровеснику».

Выставка-бенефис читателя: например. «Лучший читатель года». Цель такой выставки — привлечение внимания к книгам через близ­кие интересы сверстников. Обязательные элементы: формуляр читателя, фотогра­фия, анализ чтения (посещения, люби­мые авторы, жанры, количество прочи­танных книг по различным отраслям зна­ний), обращение к ребятам. Выставка может быть организована и для младших школьников, и для подростков.

Выставка-ребус: сопровождается плакатом с ребусом «Попробуй, отгадай. «. Она может быть интересна не только учащимся началь­ных классов, но и старших.

Выставка-гербарий предполагает наличие собственно гербария и книг, периодических изданий об этих растениях. Например: «Ле­карственные растения Частинского района». Подобные выставки приемлемы для читателей-младших школьников и читателей-подро­стков.

Выставка-кроссворд: обязательно наличие кроссворда по теме выставки, оформление его крупным планом и представление литера­туры, где можно найти ответы.Кроссворд можно ксерокопировать и раздать эти листоч­ки детям. Такую выставку лучше организовы­вать для младших школьников и подростков.

Выставка одной книги. Здесь возможны ва­рианты: выставка собственно одной книги — для дошкольников и младших школьников. Ее обязательно надо сопроводить ярким плака­том с рекомендательной аннотацией. В анно­тацию можно включить вопросы, заставляю­щие более внимательно читать, размышлять, сравнивать героев, их характеры, поступки, побуждающие к целостному восприятию про­изведения. А когда книга предстает в разных аспектах — переиздания; иллюстрации раз­ных художников; история создания; прототи­пы; первые читатели; судьба книги и автора; экранизации, театральные постановки; про­должения, дописанные другими авторами; критика, отзывы — то такую выставку лучше адресовать подросткам.

Выставка-диалог. Она наилучшим образом реализует так необходимый сегодня взаимо­уважительный и взаимообогащающий диалог между библиотекарем и читателем. С вопро­сами обращаются дети. Например: «Я хочу уз­нать о себе. «. Ответы на вопросы читателя ищет библиотекарь или психолог. Интересу­ющие детей вопросы, которые иногда они стесняются задавать взрослым, можно предугадать: любовь, мои права и др. Она должна нацеливать на более глубокое восприятие литературы, обмен мнения­ми, предлагать творческие задания чита­телям, созвучные темам, интересующим детей. На ней необходимо оставить места для отзывов читателей, новых вопросов, что позволит представить разные точки зрения на обсуждаемый вопрос, воз­можность высказаться, слушать и услышать. Выставка-диалог больше всего подходит старшим под­росткам и по своему изначальному замыслу должна быть сориентирована на эту возраст­ную группу.

Выставка-викторина. Это разновидность выставок-конкурсов, стимулирующих позна­вательную активность детей в процессе чте­ния. В отличие от предыдущей, ответы на во­просы, оформленные письменно (например, в виде книжечки карманного формата или на отдельном плакате), читатель ищет в лите­ратуре, экспонирующейся на выставке. Хорошо, если это будет цикл выставок поли­тематического содержания, организуемый в течение учебного года для младших школьни­ков и подростков. Выставка-конкурс может быть посвящена любым темам, обязательно наличие условий конкурса, подведение ито­гов, награждение.

Выставка-рекомендация и выставка-со­вет. Между ними тоже больших различий нет. Даются советы специалистов по какой-либо интересующей подростков проблеме, напри­мер, рекомендации подросткам: «Как развить память». Фактографическая инфор­мация сопровождается списком литературы, рекомендуемой для самообразования по данному вопросу. Список литературы состав­ляет библиотекарь, как и саму ее подборку для выставки.

Выставка-чайнворд: обязательно наличие чайнворда по теме выставки, оформление его крупным планом и представление литерату­ры, где можно найти ответы. Выставка-чайн­ворд, выставка-кроссворд, выставка-конкурс — все это выставки одного ряда, близкие по форме. И хотя они стимулируют пытливость, развивают любознательность, подготавлива­ют к более внимательному прочтению представленных на выставке источников, злоупо­треблять ими не стоит: ведь однообразия не любят ни взрослые, ни дети, ни малыши, ни подростки. Представьте себе ситуацию, если все выставки будут кроссвордами или чайн­вордами?

Выставка-словарь: организуется для млад­ших школьников и подростков с целью объяс­нения новых терминов, понятий.

Выставка-хобби: рядом с рекомендуемыми книгами экспонируются предметы, изготов­ленные по советам, рецептам, чертежам, вы­кройкам из этих книг, а заодно и предметы труда, при помощи которых изготовлены эти изделия. Например; «Макраме — это про­сто. «, «Наши руки не для скуки» и др. Как ду­мается, она может создаваться для детей разных возрастных групп, но наиболее инте­ресной будет младшим подросткам. Главное, чтобы все было сделано руками читателей.

Живая выставка. Здесь экспонируются не только книги, статьи из журналов и газет, ил­люстративные материалы, но и предполага­ется присутствие живых существ — это могут быть рыбки в аквариуме, морская свинка, хо­мячок и т. д. По моим наблюдениям, эта вы­ставка вызывает искренний интерес у до­школьников и младших школьников.

Выставка-знакомство. Она организуется для того, чтобы познакомить читателей с ка­ким-либо интересным человеком (местный деятель, известный человек и т.д.). Поиски авторитета, образца для подражания на­чинают себя ярко проявлять в подростко­вом возрасте. Поэтому такая выставка не оставит равнодушными детей этого воз­раста.

Выставка-презентация (реклама, премье­ра). Это может быть презентация новой книги, журнала, газеты или необычное раскрытие их содержания с применением технологии рекламной деятельности, на­пример, через заголовок-приказ «Девоч­ки, новая книга для вас: прочтите!». Как полагаю, такая выставка привлечет к себе внимание подростков и старшеклассников.

Выставка-икебана. Если есть желание при­дать интерьеру библиотеки художественно выразительный вид, усилить в ней эстетиче­скую ауру, то надо проявить фантазию и обя­зательно оформлять такие выставки. На них представляются книги по данной тематике, и обязательно наличие композиций из цветов. Те библиотекари, которые уже организовы­вали подобные выставки, советуют адресовать их подросткам, а также привлекать к их оформлению подростков. Возможен и другой подход. Чтобы привлечь внимание к поэзии, можно организовать выставку «По­эзия серебряного века в образах флорис­тов-дизайнеров» и к каждой цветочной ком­позиции подобрать по настроению стихотво­рение из авторских сборников поэтов серебряного века.

Выставка-откровение относится к разряду психологических выставок, которые органи­зуются в последние годы в библиотеках, и предполагает откровенные мысли читателей-подростков по каким-либо вопросам.

Выставка, подготовленная читателем: вы­ставку готовит читатель-подросток по инте­ресующей его теме. И, конечно, на ней могут быть не только книги. Читатель может пред­ложить конверты дисков, ксерокопии ста­тей, сочинения школьных друзей, портре­ты кумиров, фото коллекций марок, раз­личные знаковые аксессуары: значки, модели-символы, изготовленные из раз­личных материалов, и многое другое.

Выставка-настроение: читателям-подрост­кам предлагается самим поставить книги на выставку и дать отзыв на них: «Я читаю эту книгу, когда мне весело. «, «Я читаю эту книгу, когда мне грустно. » и т. д. Привле­чет внимание детей и тема: «Как верно сказано. не мною. обо мне», эту выставку может организовать библиотекарь по произ­ведениям русских классиков. Разделы вы­ставки: «Герои грустят», «Герои счастливы» и т.п.

Выставка одного жанра. Представляя книги одного жанра — детектив, фэнтэзи, авантюр­ный роман, исторический роман и т. д., можно не только удовлетворить читательские по­требности, но и помочь узнать о новых книгах с той же жанровой спецификой. Вышепере­численные жанры будут интересны подрост­кам, а вот стихи, сказки, сказочные повести — учащимся начальных классов.

Выставка одного автора, как правило, орга­низуется к юбилеям писателей, но может быть и постоянно действующей, если библио­теке присвоено имя писателя. Конечно, на ней должны быть представлены не только книги, но и материалы о писателе. Читатель­ский адрес выставки может быть разнообраз­ным, в зависимости от того, какие книги, ка­кого автора и с какой целью демонстрируют­ся: первичное знакомство с творчеством или углубление знаний о творчестве писателя.

Выставка «Литературный герой»: выставка будет привлекать внимание и дошкольников, и младших школьников, и подростков. Тема­ми выставок могут быть: «Кот Матроскин», «Домовенок Кузька», «Шерлок Холмс», «Гарри Поттер». Сейчас легко организовать выставку «Гарри Поттер», так как вместе с книгами Дж. Роллинг издаются игрушки-фигурки героев, тетради, календари. Выставка предусматри­вает активизацию творчества детей, письма героям, продолжение истории о герое, игры с героем и многое другое.

Выставка-полемика. Она оформляется для подростков с целью помощи читателю в фор­мировании мировоззрения, донесения до не­го интересного, актуального дискуссионного материала. Обязательно наличие полемично­го материала, отзывов на него, отражающих различные точки зрения. Например: «Откуда берутся преступления и подростки-пре­ступники?».

Выставка-поиск для подростков и старше­классников: создание выставки предполагает предварительный краеведческий, научный по­иск с последующим оформлением материалов. Например: «Интересные люди нашего села», «Наши односельчане — участники Великой Отечественной войны».

Выставка-исследование читательских предпочтений: можно провести голосование для читателей-подростков на тему: «Какие книги мы возьмем с собой в будущее».

Выставка-досье: создание выставки предпо­лагает сбор фактических данных о чем-либо. Например: «Родословная флага, герба, гимна РФ». Данная форма выставки приемлема для подростков.

Выставка-экспозиция, например: «Да, были люди в наше время». На выставке располага­ются репродукции батальных сражений, био­графические справки, исторические повести, рассказы и поэтические произведения об участниках Отечественной войны 1812 г. Ре­комендуется оформлять эту выставку для подростков.

Выставка-конфликт. Думается, что это еще одна из разновидностей «психологических выставок». Необходимость таких выставок ощущают работники не только в библиотеках для взрослых. В библиотеках детских и школьных она оформляется для подростков с целью помощи читателю в разрешении какой-то конфликтной ситуации, помогает вести по­иск возможных путей выхода из нее.

Выставка книжных иллюстраций. На вы­ставке располагаются раскрытые иллюстри­рованные книги на какую-то тему, но акцент делается на иллюстрациях. Для младших школьников и подростков будет интересны выставки иллюстраций одного художника, к книгам одного жанра, по одной теме, напри­мер: «Мороз и солнце» (зимние пейзажи). Выставка развивает у детей представление о книге как художественной ценности, где син­тез текста и иллюстраций придают каждой не­повторимый вид.

Выставка-почта: выставка с элементами почты, помогающей установить обратную связь с ребенком на основе рекомендуемой литературы. Например, детям можно предло­жить написать письма литературным героям или авторам книг. Письма станут экспонатами выставки наряду с книгами. Положительный отклик такая выставка будет иметь у младших школьников.

Выставка-календарь: можно оформить ка­лендарь народных примет, календарь про­фессиональных праздников, календарь лите­ратурных дат, детских праздников в мире и т. п. Читательский адрес будет зависеть от темы выставки и ее материалов.

Выставка-осуждение или антивыставка. На такой выставке могут быть представлены книги испорченные и не возвращенные чита­телями (белый лист с муляжом каталожной карточки на нем). Может быть организован­ной для малышей и для подростков.

Выставка-вернисаж: на выставке распола­гаются книги и репродукции картин по опре­деленной тематике, но акцент делается на ре­продукции. Оформляется с целью развития эстетического вкуса у подростков.

Выставка-сказка: выставка готовится вмес­те с читателями — младшими школьниками. Дети иллюстрируют сюжет сказки, лепят из пластилина сказочных героев, строят сказоч­ный город. Все это с текстом сказки оформ­ляется в единый композиционный ряд вы­ставки.

Выставка-дневник — это могут быть дневни­ки великих людей, писателей, частных лиц, которые можно рассматривать как документы эпохи («Дневник Тани Савичевой», «Дневник Анны Франк», дневники Ф.М.Достоевского, К.И. Чуковского, Ю.К Олеши и др.). По жела­нию бывшие читатели библиотеки, учителя школы, родители могут представить и свои дневники.

Другими видами выставок могут быть: адресная, витрина, гороскоп, декорация, информация, коллизия, макет, минимузей, нетрадиционных носителей информации, память, плакат, празд­ник, предмет, предупреждение, приветствие, призыв, просмотр, протест, путешествие, раз­мышление, реквием, реклама, стенд, творчес­кий проект, указатель, фантазия, фотоконкурс, фоторепортаж, хронология.

Книжная выставка должна быть комфортной, наглядной, доступной, оперативной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *