какие есть отношения в обществе
Общественные отношения
Всего получено оценок: 1.
Всего получено оценок: 1.
Находясь в социуме, человек постоянно вступает во взаимодействие с окружающими его людьми. В его основе лежат разные цели и способы деятельности. Что такое общественные отношения? Это социальные связи, возникающие между личностями, а также социальными общностями. Рассмотрим основные виды общественных отношений, выделяемые в современной науке.
Материальные и духовные отношения
В обществознании выделяется два вида общественных отношений — материальные и духовные.
В процессе практической деятельности складываются разнообразные материальные отношения. Их возникновение не зависит от воли и желания человека. Чаще всего они связаны со сферой производства. Во время экономической деятельности люди могут:
Эти примеры иллюстрируют отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления.
Определяющую роль в сфере материального взаимодействия играет понятие собственности. Отношения собственности основываются на владении средствами производства, предметами и вещами.
В основе духовных отношений лежат ценности и ориентиры людей. Они формируются в соответствии с понятиями, заложенными в сознание человека. Познакомимся с кратким определением разновидностей данного взаимодействия.
Социальные отношения
Социальными называются отношения, возникающие между отдельными людьми или общностями на основе их принадлежности к социальной группе. В соответствии с этим выделяется несколько видов взаимодействия. Рассмотрим их типичные примеры.
Важным условием общественных отношений является взаимодействие между людьми. Например, если человек посетил выставку картин, долгое время рассматривал экспонаты, но не заговаривал с окружающими, он не вступает в общение. Однако, стоит ему поделиться со стоящими рядом своими впечатлениями, он вступает в процесс взаимодействия, то есть в общественные отношения.
Что мы узнали?
Общественные отношения — это связи, возникающие между людьми и социальными группами в результате взаимодействия. Они могут быть материальными (относящимися к сфере практической деятельности) и духовными (проходящими через сознание людей). Социальными отношениями называется взаимодействие между людьми или группами лиц, относящимися к разным социальным общностям.
Общественные отношения
В процессе своей жизнедеятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные общественные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями. Не все связи, возникающие между людьми в процессе общения и совместной деятельности относят к общественным отношениям (не является таковым, например, контакт в общественном транспорте).
Таким образом, общественные отношения — это устойчиво повторяющиеся, во многом безличные (формальные) отношения, затрагивающие важные стороны жизни людей.
Общественные отношения складываются во всех сферах общественной жизни (например, отношения собственности и распределения в экономике).
Все общественные отношения могут быть условно разделены на две группы:
Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него.
Духовные отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, детерминируются их духовными потребностями.
Особым видом общественных отношений являются межличностные отношения— отношения между отдельными индивидами, объединёнными общими потребностями и интересами (досуг, быт).
Социолог П. Сорокин выделил следующие виды взаимодействий:
— между двумя индивидами (например, муж и жена; учитель и ученик; два товарища);
— между тремя индивидами (например, семья);
— между четырьмя индивидами и более (певец и его слушатели);
— между многими людьми (неорганизованная толпа). Межличностные отношения возникают и в ходе индивидуального общения (персонифицированная форма общественных отношений).
РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ОБЩЕСТВО
Аристотель выделял три формы объединения людей: семью, селение, государство. Он считал, что опорой государства должны быть не бедняки и не богачи, а средние слои общества.
В период Нового времени ряд мыслителей, не разделявших религиозные взгляды, выдвинул тезис о том, что общество возникло и развивается естественным путем. Они разработали концепцию договорной организации общественной жизни. Ее родоначальником можно считать древнегреческого философа Эпикура, который считал, что государство покоится на общественном договоре, заключенном людьми для обеспечения общей справедливости. Более поздние представители теории общественного договора (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.) развили взгляды Эпикура, выдвинув идею так называемых «естественных прав», т. е. таких прав, которые человек получает от рождения.
В XIX в. философами было выработано понятие «гражданское общество». Гражданское общество рассматривалось ими как «система всеобщей зависимости», в которой «пропитание и благо единичного лица и его существование переплетены с пропитанием и благом всех, основаны на них и лишь в этой связи действительны и обеспечены» (Г. Гегель).
В XIX в. часть знаний об обществе, которые постепенно накапливались в недрах философии, выделилась и стала составлять отдельную науку об обществе — социологию. Само понятие «социология» было введено в научный оборот французским философом и социологом О. Контом.
Новым этапом в разработке проблем социального развития стала материалистическая теория марксизма. К. Маркс и Ф. Энгельс разработали учение об общественно-экономических формациях, определяющей роли материального производства в жизни общества и решающей роли народных масс в общественном развитии. Источник развития общества они усматривают в самом обществе, в развитии его материального производства, считая, что общественное развитие определяется экономическими факторами, а политическое, социальное, духовное развитие общества является лишь отражением материальной жизни людей.
Человеческое общество, по мнению Маркса, проходит в своем развитии пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Под общественно-экономической формацией Маркс понимал исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии, определяемую уровнем развития производительных сил и производственных отношений.
Близки к материалистической теории общественной жизни взгляды Р. Арона, Д. Белла, У. Ростоу и др. Они выдвинули ряд теорий, в том числе теории индустриального и постиндустриального общества, которые объясняли процессы, происходящие в обществе, не просто развитием его экономики, а конкретными изменениями техники, хозяйственной деятельности людей. Теория индустриального общества (Р. Арон) рассматривает процесс поступательного развития общества как переход от отсталого аграрного «традиционного» общества, в котором господствуют натуральное хозяйство и сословная иерархия, к передовому, промышленно развитому «индустриальному» обществу.
В 60-70-е гг. в работах Д. Белла, 3. Бжезинского, А. Тоффле-ра были выделены три стадии развития общества:
Эти теории, хотя и находились в рамках материалистического понимания процессов общественного развития, тем не менее имели существенное отличие от взглядов Маркса и Энгельса. Согласно марксистской концепции, переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществлялся путём социальной революции, под которой понимался коренной качественный переворот во всей системе общественной жизни. Что же касается теорий индустриального и постиндустриального общества, то они находятся в рамках течения, называемого социальным эволюционизмом: согласно им технологические перевороты, происходящие в экономике, хотя и влекут за собой перевороты в других сферах общественной жизни, но не сопровождаются социальными конфликтами и социальными революциями.
Новым этапом в изучении общественных явлений стала теория культурно-исторических типов русского исследователя XIX в. Н.Л. Данилевского, согласно которой отдельные общества (цивилизации) развиваются подобно биологическим организмам. Цивилизационную теорию развили О. Шпенглер и А. Тойнби.
Понятие и виды социальных отношений, их взаимосвязь с общением.
Для обозначения системы отношений используют различные понятия: «социальные отношения», «общественные отношения», «человеческие отношения» и т.д. В одном случае они употребляются как синонимы, в другом – резко противопоставляются друг другу. На самом деле, несмотря на смысловую близость, данные понятия различаются между собой.
Социальные отношения – это отношения между социальными группами или их членами.
Общественные отношения – это многообразные связи. Возникающие между названными общностями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.
Отношения классифицируются по следующим основаниям:
— с точки зрения владения и распоряжения собственностью (классовые, сословные);
— по объему власти (отношения по вертикали и по горизонтали);
— по сферам проявления (правовые, экономические, политические, моральные, религиозные, эстетические, межгрупповые, массовые, межличностные);
— с позиции регламентированности (официальные, неофициальные);
— исходя из внутренней социально-психологической структуры (коммуникативные, когнитивные и др.).
Кроме понятия «общественные отношения», в науке широко используется и понятие «человеческие отношения». Оно, как правило, применяется для обозначения всевозможных субъективных проявлений человека в процессе его взаимодействия с различными объектами внешнего мира, не исключая и отношение к самому себе.
Человеческие отношения выражаются в виде производственных, экономических, правовых, нравственных, политических, религиозных, этнических, эстетических и т.д.
Производственные отношенияконцентрируются во множестве профессионально-трудовых ролей-функций человека (например, инженер или рабочий, руководитель или исполнитель и т.д.).
Экономические отношения реализуются в сфере производства, владения и потребления, представляющей собой рынок материальной и духовной продукции. Здесь человек выступает в двух взаимосвязанных ролях – продавца и покупателя. Экономические отношения вплетены в производственные через рынок труда (рабочей силы) и создание потребительских товаров. В этом контексте человеку свойственны роли хозяина и владельца средств производства и производственной продукции, а также роль рабочей силы, которую нанимают.
Правовые отношения в обществе закрепляются законодательным путем. Они устанавливают меру свободы личности как субъекта производственных, экономических, политических и других общественных отношений.
Нравственные отношения закрепляются в соответствующих ритуалах, традициях, обычаях и других формах этнокультурной организации жизни людей. В этих формах заключается моральная норма поведения на уровне бытующих межличностных отношений, которая проистекает из нравственного самосознания конкретной общности людей. В проявлениях нравственных отношений много культурно – исторических условностей, идущих от образа жизни общества. В центре этих отношений находится человек, который рассматривается как самоценность. По проявлению нравственных отношений человек определяется как «хороший – плохой», «добрый – злой», «справедливый – несправедливый» и т.п.
Религиозные отношения отражают взаимодействие людей, которое складывается под влиянием представлений о месте человека во вселенских процессах жизни и смерти, об идеальных свойствах психики, духовных и нравственных основах существования. Эти отношения основываются на чувствах, интуиции и вере.
Политические отношения концентрируются вокруг проблемы власти. Власть автоматически приводит к доминированию тех, кто ею обладает, и подчинению тех, кто ее лишен. Власть, предназначенная для организации общественных отношений, реализуется в виде лидерских функций в сообществах людей. Ее абсолютизация, как и ее полное отсутствие, вредна для жизнеобеспечения сообществ.
Эстетические отношения возникают на основе эмоционально – психологической привлекательности людей друг для друга и эстетического отражения вещественных объектов внешнего мира. Эти отношения отличаются большой субъективной вариативностью. То, что для одного человека может быть привлекательным, для другого – нет. Эталоны эстетической привлекательности имеют психобиологическую основу, которая связана с субъективной стороной человеческого сознания. Они обретают постоянство в этно – психологических формах поведения, подвергаясь культурологической обработке через различные виды искусства и закрепляясь в социально – исторических стереотипах человеческих отношений.
Понятие «человеческие отношения» является более широким по сравнению со всеми остальными, обозначающими те или иные отношения. У каждой личности обычно бывают разные отношения с какой – то общностью и даже отдельным человеком, который входит в ближайшее или более отдаленное окружение. В отношениях одного человека с другим обнаруживается характерный признак – наличие положительной или отрицательной эмоциональной реакции на другого человека. Эта реакция может быть и нейтрально равнодушной или противоречивой. Естественно, что одни отношения в силу своего характера могут нести конструктивное начало и «работать» на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое развитие личности, а действие других отношений может иметь для нее деструктивный результат. В этом смысле для личности особенно важны отношения с субъективно значимыми для нее людьми.
Среди межличностных отношений выделяются отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские и отношения, переходящие в интимно – личностные: любовные, супружеские, родственные. Главным критерием межличностных отношений является глубина вовлеченности в них личности. Наибольшее включение личности происходит в дружеских и супружеских отношениях.
Понятием «личное отношение» определяется сугубо индивидуальная направленность человека на кого – либо или на что – либо. В личном отношении к другому человеку заключены конкретное реагирование на достоинства и недостатки партнера, его значимость для субъекта отношения. Личное отношение проистекает из субъективных установок человека и может оставаться скрытым.
Психические отношения раскрывают притягательность объекта, благоприятно или неблагоприятно воздействующего на органы чувств человека. Эти отношения отличаются непроизвольностью реагирования субъекта на свойства отражаемого объекта. Они сопровождают любой акт психической деятельности человека на конкретно – чувственном уровне отражения и проявляются в чувственном тоне и настроении, а также в аффектах и других психических состояниях. Кроме того, эти отношения регулируют взаимодействие с субъектом, обнаруживая себя в стремлении к нему или в избегании его. Путем осознания своего психического отношения к объекту, человек преобразует элементарное аффективное реагирование в чувства. Тем самым психические отношения трансформируются в психологические.
Психологические отношения личности в развитом виде представляют целостную систему ее индивидуальных, избирательных, сознательных связей с различными сторонами объективной действительности. Сознательность и произвольность психологических отношений опирается на когнитивные функции психической деятельности человека. Благодаря когнитивным процессам происходит анализ значимости приятного – неприятного объекта, что и предопределяет наше психологическое отношение при выборе или отвержении данного объекта.
Новое качество социально – психологических отношений обусловлено тем, что они всегда продукт взаимодействия, взаимосвязи, взаимоустремления, взаимовлияния, взаимопознания, взаимовыражения, взаимоотношения. Все эти «взаимо» интегрируются в групповые эффекты сотрудничества – соперничества, дружбы – вражды, любви – ненависти, добра – зла, лидерства – конформизма и др.
Ролевые взаимоотношения отражают функционально – организаторскую зависимость людей в совместной деятельности. Взаимоотношения «ведущий – ведомый» в производственных сообществах представлены ролями руководителя, коллеги, исполнителя. Они закрепляются в официальной административно – управленческой структуре. В то же время каждый рядовой работник также может выступать по отношению к другому в роли ведущего или ведомого. Эти роли не всегда совпадают с официальными должностями и проявляются в неофициальном лидерстве.
Коммуникативные взаимоотношения характеризуют активность членов сообщества в их контактах, взаимосвязях и общении. Возникают они посредством информационного обмена между участниками взаимодействия и в значительной мере зависят от психологических качеств партнеров, которые они способны проявить в диапазоне «общительность – замкнутость». Развитию коммуникативных взаимоотношений благоприятствуют следующие качества: открытость, искренность, простота, личное обаяние, непосредственность, эмоциональность и т.п. Коммуникативный потенциал личности снижается из – за робости, застенчивости, скрытности, неумения слушать других и т.п.
Когнитивные взаимоотношения представляют собой результат отражения адекватности взаимного познания людей. Они характеризуют партнеров в диапазоне «понимание – непонимание» через проявление сочувствия, сопереживания, эмпатии и других социально – психологических феноменов, определяющих проникновение участников взаимодействия в психологическую сущность друг друга.
Эмоциональные взаимоотношения отражают взаимную привлекательность людей и проявляются в рамках «любовь – ненависть». Побудителями этих чувств становится физическая, психологическая, социальная привлекательность партнеров. Различные виды привлекательности могут взаимно усиливать или ослаблять друг друга. Зависит это от субъективных установок партнеров на их совместную деятельность, а также от этнопсихологических стереотипов.
Волевые взаимоотношения отражают возможности самопроявления партнеров в совместной жизнедеятельности. Они характеризуют меру психологической активности или характер поведения людей в сообществах. Волевые взаимоотношения изменяются в диапазоне «независимость – подчинение» и проявляются как властность, самостоятельность, решительность, настойчивость, уступчивость, терпимость и т.д.
Моральные взаимоотношения характеризуют поведение людей по критериям «добро – зло» и проявляются в заботливости, отзывчивости или равнодушии, корысти, агрессии, эгоизме и т.п. Эти взаимоотношения отражают психологические установки, касающиеся этической стороны поведения людей в сообществах. Понимание добра – зла в первичных группах не всегда соответствует общественной морали из-за сложности и противоречивости обыденного сознания, которое не всегда принимает и использует общечеловеческие ценности.
Свое реальное отражение и выражение человеческие отношения находят в общении.
Межличностные отношения могут рассматриваться не только как диадные, но и как отношения между людьми, входящими в общую для них группу – семью, школьный класс, спортивную команду, бригаду рабочих и т.п. В этих случаях они проявляются в характере и способах взаимных влияний, которые оказывают люди друг на друга во время совместной деятельности и общения.
Положение человека в группе, определяющее его права, обязанности и привилегии, называется статусными отношениями. Возникают они в связи с межличностными отношениями. В разных группах один и тот же человек может иметь разный статус. Например, подросток, которого недолюбливают за агрессивность и невоспитанность одноклассники и учителя, вне школы может оказаться «заводилой» дворовой компании, лидером неформальной группировки. Статус человека зависит от особенностей группы, в которую он входит. Важными характеристиками статуса являются престиж и авторитет личности как своеобразная мера признания окружающими ее заслуг.
Отношения между конкретными малыми группами можно характеризовать как отношения внутригруппового фаворитизма, межгрупповой дискриминации, межгруппового сотрудничества.
Суть внутригруппового фаворитизма в том, что своя группа оценивается ее членами как более привлекательная (лучшая), нежели другие группы.
Межгрупповая дискриминация, которая может быть следствием внутригруппового фаворитизма, проявляется во враждебном отношении к чужой группе. Внутригрупповой фаворитизм необходим на ранних стадиях развития малой группы он благотворно влияет на ее сплоченность и отражает степень значимости и привлекательности группы для индивида. В этой связи межгрупповая дискриминация представляется естественной для групп преступников, объединенных по признаку землячества, например в исправительно-трудовых колониях.
Таким образом, межгрупповые отношения складываются на основе, описанной Б. Ф. Поршневым: члены некоторой общности (группы) вырабатывают определенное представление и чувство единства, выражаемые словом «Мы». Но ко всем, кто не входит в данную группу, относятся как к «чужим», обозначаемым местоимением «Они». В преступных группах чувство «Мы» не только делает человека зависимым от других членов, но и дает ощущение силы, поддержки. Как правило, это чувство снижает степень критичности по отношению к своим действиям и ответственность за их результаты.
Межгрупповое сотрудничество предполагает отсутствие антагонистических противопоставлений между понятиями «Мы» и «Они», взаимопонимание, поддержку и стремление к продуктивной совместной деятельности или к конструктивному диалогу между членами различных малых групп и объединений.
Необходимый минимум (сжатые конспекты по всей школьной программе): Раздел 7 Социальные отношения
Быстрый переход:
Социальное взаимодействие и общественные отношения
Социальная связь — совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные общности.
Виды социальных связей:
Контакты между людьми могут быть единичными (например, поездка в автобусе с другими пассажирами) и регулярными (например, ежедневная встреча с соседом по подъезду). Социальные контакты характеризуются, как правило, отсутствием глубины в отношениях между субъектами: партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком. Социальный контакт — это первый шаг к установлению социальных отношений, скорее соучастие, но еще не взаимодействие. Социальные связи возникают в том случае, если контакт вызывает взаимную заинтересованность. Многообразие этих связей составляет структуру социальных отношений.
Интеракция — социальное взаимодействие.
Типы социального действия по М. Веберу:
Формы социального взаимодействия:
Социальные группы, их классификация
Социальная общность — это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.
Признаки социальной общности:
Социальные группы — устойчивые совокупности людей, обладающие уникальными признаками (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).
Появление социальных групп, во-первых, связано с общественным разделением труда и специализацией деятельности, во-вторых, вызвано исторически сложившимся разнообразием условий быта, культуры, социальных норм и ценностей.
Виды социальных групп:
1) По численности:
2) По характеру взаимодействия:
3) По факт существования:
4) По способ организации и регулирования взаимодействия:
В совокупности социальные группы образуют социальную структуру общества.
Социальная структура общества — это внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядоченное определенными нормами и включающая в себя:
Квазигруппа — малоустойчивая неформальная совокупность людей, объединенная одним или немногими типами взаимодействия.
Разновидности квазигруппы:
Организация — это большая ассоциация людей, действующих на основании неличных связей, созданная для достижения специфических целей (больницы, учебные заведения, фирмы, финансовые компании, банки, правительственные учреждения и т. д.).
Воздействие малой группы на человека:
1) Позитивное
2) Негативное
Социальный статус
Социальный статус — это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением,
Виды социальных статусов личности:
1) Статусы, определяемые положением индивида в группе:
2) Статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом:
3) Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора:
Статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.
Статусный ранг — место в иерархии статусов (высокий, средний, низкий.
Компоненты социального статуса:
Престиж — оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами.
Авторитет — степень признания обществом личных и деловых качеств индивидов.
Социальная роль
Социальная роль — модель поведения, ориентированную на определённый статус.
Виды ролей:
Ролевой набор — совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом.
Основные (типичные) социальные роли:
Компоненты нормативной структуры:
Социальная роль — это своеобразный образец поведения, требуемый от носителя определенного статуса.
Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые требования, закрепленные за этой социальной позицией.
Виды ролевых конфликтов:
Неравенство и социальная стратификация
Социальная дифференциация — это разделение общества на различные социальные группы, которые занимают в нем разное положение.
Страта — реальная, эмпирически фиксируемая общность, социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования, властью, престижем и др.).
Социальная стратификация — это система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.
Критерии стратификации: доход; власть; образование; престиж.
Направления стратификационных теорий:
Первичные (исторические) типы стратификационных систем:
Каста — социальная группа, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Место в общественной иерархии детерминировалось особой функцией каждой касты в системе разделения труда.
Сословие — социальная группа, обладающая закрепленным обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
Класс — большая социальная группа, различающаяся по ее роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которая формируется и функционирует на основе коренных социальных интересов.
Вторичные типы стратификационных систем:
Виды манипуляции:
Социальная мобильность
Социальная мобильность — перемещение групп или индивидов в социальной структуре общества, изменение их статуса.
Виды социальной мобильности:
1) По движению:
2) По численности:
3) По поколениям:
4) По структуре перемещения
Показатели социальной мобильности:
Маргиналы — индивиды и группы, исключенные из системы привычных социальных связей и находящиеся на границах социальных слоев и структур.
Типы маргиналов:
Социальной клаузулой — возведение социальных барьеров и перегородок, ограничение доступа в другую группу либо замыкание группы в самой себе.
Социальные нормы
Социальная норма — установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.
Признаки социальных норм:
Основные характеристики различных социальных норм:
Функции социальных норм:
Девиантное поведение — поведение, несоответствующее имеющимся нормам, негативное отношение значительной части людей. пьянство; наркомания; преступность; проституция; самоубийство; гомосексуализм.
Делинквентное поведение — преступное поведение.
Причины девиантного поведения:
1) Биологические — люди по своему биологическому складу предрасположены к определенному типу поведения. Причем биологическая предрасположенность человека к преступлениям отражается в его облике
2) Психологическое — девиантное поведение является следствием психологических качеств, черт характера, внутренних жизненных установок, направленности личности, которые имеют отчасти врожденный характер, отчасти формируются воспитанием и средой. В то же время сам поступок, нарушение закона может стать результатом психологического состояния девианта
3) Социологическое:
Виды девиации:
Типы девиантного поведения:
Бунтарь не только отвергает ценности, цели и средства этого, по его мнению, несовершенного мира, но и хочет заменить их своими — идеальными, делающими (он свято верит в это) мир более совершенным. Это революционер, отстаивающий свой социальный идеал
Социальный контроль — механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.
Санкции — любая реакция со стороны остальных на поведение человека или группы.
1) Формальные:
2) Неформальные:
Виды социального контроля:
Надзор — детальный (мелочный) контроль.
Методы социального контроля:
Семья и брак как социальные институты
Функции семьи:
Виды семьи:
1) По количеству детей:
2) По характеру распределения домашних обязанностей:
3) По родственной структуре
4) По типу воспитания
Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.
Виды брака:
Тенденции развития современной семьи:
Демографическая политика
Демографическая политика — целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.
Демографическая политика строится на основе анализа состояния и динамики социально-демографической системы общества.
Демографическая система общества — это группы населения, объединенные по половозрастному признаку, а также совокупность отношений между этими группами в процессе воспроизводства поколений.
Семейная политика — часть социальной политики, основные действия которой направлены на семью.
Молодежь как социальная группа
Типы самодеятельности молодежи:
Этнические общности
Этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований.
Подходы к пониманию сущности этносов, их происхождения:
Пассионарность — определенная характеристика поведения и природных свойств человека, обусловленных энергией космоса, солнца и естественной радиоактивностью, воздействующими на общество.
Пассионарии — особо энергичные, одаренные, талантливые люди
Виды этнических общностей:
Межнациональные отношения
Способы мирного сотрудничества:
Культурный плюрализм — показатель успешной адаптации (приспособления) человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной.
Межнациональный конфликт — одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.
Этноцентризм — совокупность неправильных представлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о превосходстве первой (уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные).
Причины межнациональных конфликтов:
Национализм — идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.
Виды национализма:
Геноцид — преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Примером геноцида является холокост — массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны.
Социальный конфликт и пути его разрешения
Конфликт — столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.
Cубъектами конфликта:
Виды противоречий:
Социальный конфликт — это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов.
Парадигмы современной социологии:
Функции социальных конфликтов:
1) Позитивные:
2) негативные:
Социальный конфликт проходит три основные стадии:
Способы решения социальных конфликтов:
Возможные пути выхода из конфликтов: