какие формы и методы обучения на занятиях логоритмики используются ответ
Эффективность использования логоритмики с детьми старшего дошкольного возраста
Ирина Белоус
Эффективность использования логоритмики с детьми старшего дошкольного возраста
Ребенок – существо растущее и развивающееся, а движения – одно из условий его постоянного роста и развития. Не для кого не секрет, что дети развиваются в игре. Ведь именно игра воздействует на эмоциональное состояние человека. С ее помощью можно быстро активизировать или наоборот, успокоить ребенка. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр и игровых упражнениях.
Неоценима роль подвижных игр и игровых упражнений, в том числе со словесным сопровождением для развития мелкой моторики, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности, слухового и зрительного анализаторов, следовательно, подвижные игры и игровые упражнения способствуют ускорению развития речи. Физические упражнения и упражнения на дыхание помогают увеличению жизненной емкости легких, насыщению крови кислородом, они совершенствуют деятельность сердечно-сосудистой системы, усиливают энергообеспечение организма и тем самым повышают работоспособность и выносливость.
С целью повышения двигательной активности, а также с целью укрепления дыхательной системы у детей на занятиях по физической культуре хорошо использовать элементы логоритмики с дыхательными упражнениями.
Целью физкультурных занятий с элементами логоритмики является физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста через формирование восприятия, чувства темпа, ритма, координации движений и коррекции речевых нарушений. Именно посредством логопедической ритмики происходит становление не только физически развитого ребенка, но и психических процессов, воспитание пластичности, формирование словаря, развитие речи детей.
В работе с детьми логоритмическими средствами можно регулировать процессы возбуждения и торможения; постепенно формировать координацию движений, их переключаемость, точность; учить передвигаться и ориентироваться в пространстве.
Логоримика позволяет сформировать у ребенка рефлекс сосредоточения, а это в дальнейшем позволит развивать произвольное внимание.
К задачам физкультурных занятий с элементами логоритмики являются следующие:
Обучающие: сохранять физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста путем формирования потребности в ежедневной активной двигательной деятельности;
Развивающие: развивать физические качества (силу, ловкость, быстроту, гибкость); совершенствовать координацию движений, статическое и динамическое равновесие в тесной взаимосвязи со словом; развивать основные психические процессы
(память, воображение, внимание, любознательность, речь, мышление, зрительное и слуховое восприятие).
Воспитательные: воспитывать эмоционально положительное отношение к физическим упражнениям; воспитывать чувство ритма и темпа; воспитывать личностные качества (дружелюбие, самостоятельность, терпение, спокойствие, умение работать в коллективе).
Логоритмические НОД включают в себя здоровьесберегающие технологии
(пальчиковая гимнастика, психогимнастика, дыхательная и артикуляционная гимнастика, точечный массаж, игровой самомассаж.)
Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения. Занятия проводятся в игровой форме с сюжетно-тематической организацией, что позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, раскрепощенно. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.
Методы и приемы логоритмики позволяют сделать занятия интереснее, более насыщенными, решать оздоровительные задачи, что помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании. Методы логоритмики позволяют в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые и коммуникативные навыки (дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность).
Логоритмические приемы позволяют детям глубже погрузится в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются быстрее, т. к. их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти. (слуховую, двигательную и зрительную). Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию дошкольников. Учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивает художественный вкус.
Принципы работы реализуются в поэтапности, в учете возрастных и личностных особенностей, состояния двигательной сферы, особенностей нарушения речи и неречевых процессов, последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, тематическая целостность.Средствами являются: двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса, упражнения, активизирующие внимание и воспитывающие чувство ритма, самостоятельность, четкость и дифференцированность движений, упражнения на развитие дыхания.Ожидаемый результат :
— В итоге проделанной работы у детей активизируется психическая деятельность.
— Развивается слуховое и зрительное внимания, память, двигательный и артикуляционный аппараты, зрительно – моторные координации.
— Формируются двигательные навыки.
— Укрепление мышечного корсета.
— Совершенствование техники выполнения упражнений для опорно-двигательного аппарата.
— Выполнение и совершенствование индивидуальных упражнений.
— Достижение удовлетворительного эффекта в повышении функциональных возможностей организма и общефизической подготовки.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка.
Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.
Дидактическая игра «Составь портрет» (для детей 5–6 лет) Цель:формировать у детей старшего дошкольного возраста умения передавать эмоциональное состояние при составлении портрета (радость, злость,.
Работа группы «Смородинка» по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы у детей старшего возраста. Одним из способов оказания помощи детям старшего возраста по обеспечению адекватного реагирования в коммуникативной сфере, развитию навыков.
Логоритмические занятия в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Елена Михелева
Логоритмические занятия в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным только малый процент новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставание в развитии. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В этом возрасте мы часто наблюдаем детей,речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. По наблюдению музыкального руководителя за воспитанниками было подмечено, что у более половины детей нарушено чувство ритма и темпа, а также наблюдается излишнее напряжение мышечного тонуса при движениях. Особенно это наблюдалось у детей с задержкой речевого развития (имеются темповые нарушения и общая моторная неловкость, слабо развит артикуляционный аппарат и музыкально-сенсорные способности).Такие дети, опасаясь насмешек сверстников, начинают стесняться своих ошибок, избегают общения с ними. Появляется неуверенность в своих силах, что ведет к негативным последствиям. Поэтому очень важно вовремя заняться исправлением звукопроизношения.
По моему мнению, методические рекомендации Картушиной М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» (для всех возрастных групп, являются наиболее оптимальным вариантом для реализации коррекционных задач. Предложенная в этих методических пособиях тематическая направленность и организационная вариативность занятий поддерживают положительное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании, целенаправленно формируют слухо-зрительно-двигательную координацию у дошкольников с речедвигательными нарушениями средствами музыкально-ритмических занятий и логоритмики, основанных на тесной взаимосвязи слова, музыки и движения.
Основные требования к построению логоритмической деятельности
Большинство авторов (Е. Кузнецова, А. Е. Воронова, М. Ю. Картушина) придерживается структуры занятия,состоящей из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
Возможно проведение логоритмической деятельности фронтально один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия:
• в старшей – 25 минут;
• в подготовительной – 30 минут.
Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме.
Подготовительная часть. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
Основная часть включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры,а так же следующие виды упражнений:
– на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
– на развитие внимания;
– регулирующие мышечный тонус;
– формирующие чувство музыкального размера;
– на развитие чувства темпа и ритма;
– на развитие координации движения;
– на координацию речи с движением;
– на координацию пения с движением;
– на развитие речевых и мимических движений.
Заключительная часть. В нее входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.
Главным принципом достижения эффективности в работе на логоритмических занятиях является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.
Речевой материал на таких занятиях предварительно не разучивается, а проводится по подражанию. Во время речевых упражнений желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность детям хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.
Логоритмические занятия рекомендуется проводить в музыкальном зале.Обязательно:
наличие зеркала, музыкального центра, набора аудио записей для прослушивания ритмических упражнений;
— наглядность: маски, детские игрушки, иллюстрации;
— игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: бубны, погремушки, деревянные ложки;
— игрушки-инструменты,издающие звуки только одной высоты: дудки, свирели;
— игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядами: металлофоны, колокольчики;
— мячи (латексные Су-Джок, массажные, скакалки, обручи, ленты, многогранные палочки.
Методы и приемы обучения на занятиях по логоритмике
Построение занятий по логоритмике базируется на совокупности различных методов. Каждый метод включает в себя разнообразные приемы. Эти приемы подбираются с учетом степени усвоения двигательного, речевого материала, речевого и общего развития ребенка.
Наглядно – зрительные (показ):
наглядно-слуховая – при которой осуществляется звуковая регуляция движений (песня, музыка).
Описание, объяснение, пояснение, беседа, словесная инструкция.
соревновательный- используется для совершенствования уже отработанныхупражнений.
Логоритмическое занятиевключает в себя следующие элементы:
– артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
– чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
– пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
– упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
– вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
– фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
– песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
– музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
– музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
– коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
– упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Чистоговорки и пальчиковые игры педагог может использовать в других видах деятельности.
Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки и др. В подготовке и проведении логоритмической деятельностинеобходима тесная взаимосвязь педагогов ДОУ: музыкального руководителя, воспитателя, логопеда, методиста. Организатором может выступать музыкальный руководитель или логопед.
Особенности организации и проведения логоритмической деятельности
Достижение цели раскрывается через следующие группы задач: обучающие, развивающие, воспитательные
— создать на занятиях атмосферу праздника, радости, ввести ребенка в мир музыки и развития речи с радостью и улыбкой;
— развивать фонематическое восприятие, фонематические функции;
— уточнять артикуляцию при произношении изучаемого звука, способствовать автоматизации поставленных звуков;
— развивать речевое дыхание, речевой слух; общую, мелкую и артикуляционную моторику; интонационную выразительность речи, чувство ритма, музыкального слуха, слухо-двигательной координации;
— развивать неречевые психические процессы;
— воспитывать выразительность движений, переключаемость с одного поля деятельности на другое, умения перевоплощаться, умения согласовывать музыку с движениями.
В процессе проводимой работы я столкнулась с проблемой недостаточной теоретической подготовки по вопросу логоритмики, методической и дидактической базы. Для решения названной проблемы основной деятельностью стало самообразование педагога.
В целом,работа по данному направлению:
• стимулировала введение в практику логоритмической деятельности авторской методики Картушиной М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» ;
• способствовала устранению речедвигательных нарушений дошкольников;
• способствовала изменению структуры и содержания музыкально-логоритмической деятельности;
• позволила систематизировать комплексы логоритмических упражнений.
В дальнейшем необходимо осуществить поиск новых методик и технологий по развитию тактильного и ассоциативного мышления, а также творческой активности воспитанников.
Данный опыт может быть рекомендован музыкальным руководителям, логопедам и воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста, особенно на логопедической группе.
Использование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возраста Использование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возраста (из опыта работы).
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в Музей гигиены» Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в музей Гигиены». Цель: Закрепление знаний у детей по формированию здорового.
Конспект образовательной деятельности по художественному творчеству «Осенние берёзки» с детьми старшего дошкольного возраста Осень красивая пора времени года, многие поэты писали и пишут стихи о красоте природы осенью. В работе с дошкольниками, наблюдая за природными.
Конспект образовательной продуктивной деятельности по лепке из теста детьми старшего дошкольного возраста Конспект подготовила воспитатель первой квалификационной категории Бальзамова Наталья Григорьевна. Цель: дать представление детям о тесте,.
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Разноцветные бантики». Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Разноцветные бантики».Цель: Учить детей.
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Разноцветные фонарики» Конспект организованной образовательной деятельности в младшей группе на тему «Разноцветные фонарики». Цель: Учить детей запоминать цвета.
Конспект занятия по экспериментальной деятельности на тему «Сухой — мокрый песок» с детьми младшего дошкольного возраста Образовательная область: «Познавательное развитие» Вид деятельности: Познавательно-исследовательская. Цель: развитие у детей познавательной.
Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.
Песочная терапия в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста Песочная терапия – это исследование поведения ребёнка, анализ его переживаний и способ наладить взаимоотношения с миром посредством игры.
Логоритмические игры как эффективный метод в работе с дошкольниками
Елизавета Костылева
Логоритмические игры как эффективный метод в работе с дошкольниками
Логоритмика – это развитие речи средствами музыки. Логоритмика самым тесным образом связана и с игротерапией и с психогимнастикой и с методикой музыкального воспитания в целом.
Чередование различных средств логоритмики требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности. В результате сочетания слова, музыки и движения дети становятся более раскрепощенными, эмоциональными.
Все выше перечисленное совершенствует умственные процессы ребенка.
Главная задача логоритмики – воспитание и развитие ритма через движение путём развития слухового внимания.
Методика логоритмики, опирается на связь слова, музыки и движения и включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.
Все виды логоритмическихигр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение. Развитие неречевых процессов. Ходьба – естественный вид движения человека. Она осуществляется за счет четкой координации движений рук и ног.Часто дети моторно неловки: ходьба их неустойчивая, походка неровная, многие при ходьбе они шаркают ногами. Поэтому игры по обучению ходьбе и легкому бегу под музыку обязательно используются.
Используются игры, направленные на развитие всех видов внимания и памяти. Дети учатся сосредотачиваться, проявляя для этого определенные волевые усилия. Улучшается не только устойчивость. Но и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому, что постепенно улучшает и память.
«Повтори движения». Педагог показывает ряд несложных общеразвивающих или танцевальных движений под музыку, затем под ту же музыку дети повторяют те же движения.
«Запрещенные движения». Педагог показывает движения под музыку, дети повторяют все, кроме двух, заранее оговоренных,для девочек одно. для мальчиков другое.
В результате выполнения специально подобранных упражнений у дошкольников постепенно формируется быстрая и точная реакция на различные виды раздражителей. Дети учатся сосредотачиваться, проявляя для этого определенные волевые усилия. Улучшается не только устойчивость. Но и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Параллельно с развитием всех параметров произвольного внимания у детей постепенно улучшается память. Как моторная и зрительная, так и слуховая.
Игры на формирование чувства музыкального размера, темпа и ритма.
Используются игры на передачу мяча на каждую сильную долю такта.. Ходьба под музыку, если темп ускоряется, ребенок/дети идут быстрее или бегут, и наоборот. Взрослый прохлопывает ритм, а ребенок/дети должны его повторить. Ребенок сам отстукивает любой ритм, а другие дети/взрослые его повторяют. Также используются пальчиковые игры с пением или игры с мелкими предметами под музыку.
Стихотворения (речевые игры) необходимо проговаривать так, чтобы ребенок мог соотнести движения рук с ритмом речи.Здесь важна правильная последовательность: сначала дети выполняют действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же ритме слова.
Развитие дыхания-один из первых и очень важных этапов воздействия на детей. Используются игры на выработку правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности.
Используются игры на основные качества голоса – силу и высоту, дети приучаются говорить без напряжения, меняя голос в соответствии с ситуацией, интонационную выразительность речи.
Игра «Громко-тихо»Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочкиИгра «Пропой»,пропевание различных распевок в разной тональности (девочки высоко,мальчики-низко).
Игры «Произнеси», «Договори»,договаривание с различной интонацией и т. д.
Использование игр по логоритмике позволяет тренировать различные группы мышц и тем самым совершенствовали координацию движений. Ребёнок учится различать динамические оттенки музыки, определяет темп, ритм. Таким образом, у ребенка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что крайне важно для успешного исправления речевых нарушений.
Художественная литература как эффективный метод развития речи у детей старшего дошкольного возраста В дошкольном возрасте закладывается фундамент формирования тех психических образований, которые будут развиваться в процессе учебной деятельности.
Инновационный метод в физкультурно-здоровительной работе с дошкольниками «Динамический творческий час» Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, воображения, коммуникативности.
Материал из опыта работы «Дидактические игры в логопедической работе с дошкольниками» В своей работе с детьми с общим недоразвитием речи я использую следующие дидактические игры: «Волшебные кубики». Цель: закреплять умение.
Метод имаготренинга в работе с дошкольниками Имаготренинг – (лат. imago – образ, представление, тренинг (апгл. training train – обучать, воспитывать; метод активного обучения, направленный.
Отчет о работе проекта «Развитие речи дошкольников через музыкально — логоритмические театрализованные игры» Проанализировав увеличение числа детей, имеющих речевые нарушения мы занялись разработкой и реализацией проекта «Развитие речи детей через.
Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный.
Сказкотерапия как комплексный метод воздействия в коррекционной работе СКАЗКОТЕРАПИЯ Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю.
Консультация «Логосказки как эффективный метод в системе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа г. Урюпинск «Детский сад № 4 «Солнышко» СТАТЬЯ НА ТЕМУ.
Экспериментирование как эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира В предыдущей публикации я рассказывала вам, дорогие читатели моего блога, о нашем открытом занятии по экспериментированию. Этому занятию.