какие формы и методы управления входят в понятие хозяйственного механизма системы образования
Хозяйственный механизм и его особенности в отрасли образования.
Современное хозяйство любой страны представлено сложной системой, включающей десятки и сотни тысяч предприятий, множество отраслей, где работают миллионы людей. И экономическая жизнь общества всегда соответствующим образом организована. Хозяйственный механизм как раз и означает определённый способ организации и функционирования экономической жизнедеятельности страны, отрасли, предприятия, учебного заведения.
Таким образом, хозяйственный механизм можно определить как способ хозяйствования, совокупность форм, методов и инструментов управления экономикой.
Исторически обществу известны два типа хозяйственного механизма: административно-командная система руководства хозяйством и рыночный механизм управления экономикой. Для различных стран характерна смешанная экономика с неодинаковым соотношением рыночных и нерыночных форм хозяйствования.
Своеобразие хозяйственного механизма в образовании.
Движущей силой развития образования должен быть рационально организованный хозяйственный механизм, который соответствует современному уровню развитых цивилизованных стран.
Какие же особенности сферы образования накладывают свой отпечаток на хозяйственный механизм в этой отрасли?
В сфере образования создаются такие коллективные блага, как образовательные услуги, преобладающая масса которых предоставляется населению бесплатно или на льготных условиях. Поэтому здесь сложился особый характер взаимодействия между производителями услуг и их непосредственными потребителями, интересы которых не влияют должным образом на качество работы организаций образования.
Финансовые ресурсы большинства учебных заведений в значительной мере формируется за счёт средств государственных и муниципальных органов, получаемых ими путём системы налогообложения. Налог выступает как бы своеобразной «ценой», уплачиваемой чаще не непосредственным потребителем, а обществом за пользование образовательными услугами. Образовательные услуги в качестве особого товара затрудняют свою точную денежную оценку, поэтому экономический механизм в организациях образования оказался менее приспособленным, чем в промышленных и других предприятиях, для хозрасчётной формы управления и рыночного (ценового) механизма саморегулирования. Рынок и рыночные инструменты здесь в большей мере нуждаются в государственном регулировании.
Немаловажная особенность хозяйственного механизма в сфере образования заключается в том, что здесь главным и обязательным источником поступления денежных средств является государственное финансирование за счёт всеобщего налогообложения населения.
Нельзя также забывать, что на протяжении почти семи десятилетий в отрасли образования более последовательно, чем в материальном производстве, применялся внеэкономический, командно-распределительный механизм.
Ныне хозяйственный механизм в отечественном образовании строится на принципах правового регулирования экономических отношений в отрасли и развития самостоятельности образовательных организаций в решении вопросов производственного и социального развития. В частности, он предусматривает:
— наделение каждого образовательного учреждения статусом юридического лица;
— регулирование взаимоотношений образовательной организации на основе действующего законодательства и утвержденных документов;
— нормативное бюджетное финансирование;
— привлечение в отрасль внебюджетных средств;
— важным инструментом регулирования образования на отраслевом и региональном уровне становятся целевые программы его развития.
Особенности хозяйственного механизма в образовании:
—доминирование некоммерческих организаций;
— сочетание бюджетного и внебюджетного финансирования;
— некоторое отличие системы экономических отношений в общем образовании от той, что сложилось в профессиональном образовании.
Роль государства заключается в выполнении трех основных функций:
— регулирующего органа власти для всей системы образования в целом;
— учредителя или владельца различных уровней и составных частей образовательной системы;
— совокупности территориальных образований, ответственных за целостность местных образовательной системы;
При исполнении каждой из этих функций государство опирается на развитую правовую базу в области образования.
Тема 4 Планирование и прогнозирование развития образования.
1. Сущность планирования и прогнозирования. Особенности в образовании.
2. Государственное регулирование образования. Учебные планы. Планирование контингента.
3. Маркетинг и его роль в регулировании рынка образовательных услуг.
4. Планирование бюджетных средств на реализацию образовательных услуг и организация финансирования расходов бюджета на образование.
1. Сущность планирования и прогнозирования. Особенности в образовании.
Планирование образования – это стадия управленческого цикла, которая представляет собой по существу процесс подготовки решений. Планирование всегда выступает центральным звеном, сердцевиной хозяйственного механизма.
Планирование представляет собой процесс формирования целей и определённых мероприятий, средств и методов их достижения. Результат планирования выступает завершающим этапом прогнозирования. Прогноз, как правило, предшествует составлению плана. В отличии от плана, для которого характерно однозначное решение той или иной проблемы, прогноз многовариантен.
Прогнозы социально-экономического развития отраслей хозяйства, в том числе и в образовании бывают краткосрочными (на один год), среднесрочными (на 2-3 года) и долгосрочными (на 10-20) лет.
Различают индикативное и директивное планирование. Индикативное планирование состоит в определении экономических приоритетов.
Индикативный план имеет рекомендательный характер. Он дополняется набором экономических инструментов, призванных стимулировать его реализацию (налоговая, кредитно – денежная политика и др.) Главные достоинства индикативного планирования – снижение неопределённости при принятии решений.
Директивное планирование в масштабе страны используется в странах с командно-административной системой экономики и осуществляется из единого центра. План в этом случае обязателен к выполнению и имеет силу закона. Наиболее жёсткие формы директивного планирования были при социализме. Рыночная экономика не отрицает планирования, поскольку план представляет собой соответствующим образом оформленное управленческое решение. Всё дело в масштабах, характере и уровне планирования. На смену директивному планированию пришло индикативное, прогнозирование и программирование развития экономики в целом и отдельных её отраслей. Сегодня планирование приобрело новые черты, связанные с учётом требований рыночной экономики.
В настоящее время наиболее широко применяемым инструментом реализации политики государства являются федеральные целевые программы (ФЦП).
К основным достоинствам ФЦП следует отнести следующие характеристики:
— концентрация ресурсов на решение приоритетных комплексных задач;
— длительный горизонт планирования, сопоставимый со сроками отдачи и окупаемости инвестиций и позволяющий оценивать среднесрочные и долгосрочные социально-экономические эффекты;
— системный подход к формирования комплекса взаимосвязанных по ресурсам и срокам реализации мероприятий для достижения поставленных целей;
— обеспечение контроля за эффективностью использования средств;
— возможность в рамках программ комбинировать и объединять усилия федеральных, региональных органов исполнительной власти и частного сектора экономики.
С 2005 года осуществляется принцип выделения средств на реализацию ФЦП в зависимости от реально получаемых результатов. В августе 2005 г. на заседании правительства РФ был утверждён перечень федеральных целевых программ в который была включена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы. В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона «Об образовании» данная программа являлась организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования и была успешно выполнена.
Стратегическое планированиепредставляет собой процесс развития и сохранения стратегического соответствия между целями и ресурсами учебного заведения и его изменяющимися рыночными возможностями. Обычно стратегическое планирование состоит из ряда этапов:
— анализ окружающей среды в настоящее время и её прогноз на будущее, влияние угрожающих факторов и новых возможностей;
— выявление сильных и слабых сторон учебных заведения в отношении персонала, фондов, оборудования и других ресурсов;
— определение своей миссии, главных целей и специфических задач;
— анализ текущих программ с тем, чтобы решить, какие из них следует сохранить, исключить или подготовить введение новых;
— формулировка маркетинговой стратегии;
— анализ систем информации, планирования и контроля с позиции их соответствия успешной реализации стратегии.
В отличие от этого тактическое планирование в области образовательных услуг представляет собой процесс разработки конкретных планов, которые призваны осуществить маркетинговую стратегию путем следующих блоков:
1. Краткое изложение исполнительных задач;
2. Анализ конкретной ситуации, цели, задачи;
3. Определение маркетинговой стратегии;
4. Построение программы действий, бюджета и функций контроля.
Отрасль образования, как и другие отрасли народного хозяйства, переходят от директивного планирования к программированию развития.
При планировании развития образования необходимо учитывать его специфику.
Во-первых, серъёзный отпечаток на характер планирования накладывает тесная взаимосвязь педагогических и экономических процессов.
Другая особенность функционирования образования связана с тем, что объект его воспроизводства и планирования – живые люди с их индивидуальными запросами и способностями, что придаёт планированию характер большей неопределённости, чем в отраслях материального производства.
В-третьих, система образования должна не только чутко отказываться на стратегию развития экономики, но и готовить квалифицированные кадры с опережением.