какие формы имеет урок развивающего контроля

Урок развивающего контроля

Его цели:

1. формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

2. контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Отличительной особенностью этого урока является проведение контрольной работы в соответствии с установленной структурой «управленческого», критериального контроля. Также на уроке этого типа происходит фиксация и рефлексивный анализ допущенных в работе ошибок.

Уроки развивающего контроля проводятся в соответствии с технологией деятельностного метода и предполагают два этапа: 1) проведение контрольной работы; 2) анализ контрольной работы. Эти этапы проводятся на двух уроках. Уроки развивающего контроля предполагают написание контрольной или самостоятельной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, по методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии.

Структура уроков развивающего контроля

Уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

При проведении контрольной работы акцент делается прежде всего на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки.

Содержание итоговых контрольных работ на данных уроках по объему в 2–3 раза превышает обычные самостоятельные работы. Поэтому на уроки развивающего контроля отводится два занятия. На первом – учащиеся пишут контрольную работу и проводят ее критериальное оценивание, на втором – делают рефлексивный анализ выполненной работы и коррекцию допущенных в ней ошибок. Перерыв между занятиями должен быть 1–2 дня. Это время необходимо учителю для проверки результатов контрольных работ учащихся.

Формы организации уроков развивающего контроля

В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии) выполнения контрольной работы, различают следующие формы организации уроков развивающего контроля:

самоконтроль – эталонный вариант предлагается ученику для сравнения и самостоятельного оценивания собственного варианта;
взаимоконтроль – держателем эталона являются ученики, которые проверяют работы друг друга. Способность к самооценке формируется на основе последующей проверки учащимся справедливости выставленной ему оценки и рефлексивного анализа допущенных при оценивании ошибок;
педагогический контроль – эталон находится у педагога. Способность к самооценке формируется путем согласования с учителем результата, на основе ранее установленных критериев и рефлексивного анализа допущенных ошибок.

Этапы учебной деятельности на уроках развивающего контроля

Учебная деятельность на уроках развивающего контроля организуется поэтапно. Первое занятие (проведение контрольной работы), включает в себя два основных этапа.

Мотивация (самоопределение) к контрольно-коррекционной деятельности – выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности. Для реализации этого этапа требуется:

определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность («хочу»);
актуализировать требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности («надо»);
исходя из решенных ранее задач установить тематические рамки и создать ориентировочную основу контрольно-коррекционных действий («могу»);
установить форму и процедуру контроля;
предъявить критерии выставления оценки.

Актуализация – подготовка мышления учащихся к выполнению контрольной работы, осознание ими потребности к контролю и самоконтролю ее результата и выявление причин затруднений в деятельности. Для этого необходимо:

организовать повторение контролируемых способов действий (норм);
активизировать мыслительные операции (сравнение, обобщение и пр.) и познавательные процессы (внимание, память и пр.), необходимые для выполнения контрольной работы;
организовать мотивирование учащихся («хочу» – «надо» – «могу») к выполнению контрольной работы на применение способов действий, запланированных для контроля и последующего рефлексивного анализа;
организовать самостоятельную работу учащихся;
организовать сопоставление школьниками своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок);
предоставить им возможность провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию.

Анализ контрольной работы

Второе занятие (анализ контрольной работы) соответствует традиционному уроку по работе над ошибками контрольных работ и проводится после их проверки учителем. Оно состоит из семи этапов.

Локализация индивидуальных затруднений – выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе и выявление места и причины собственных затруднений при выполнении контрольной работы. Для этого необходимо:

организовать мотивирование учащихся к коррекционной деятельности («хочу» – «надо» – «могу») и формулирование ими основной цели урока;
воспроизвести контролируемые способы действий (нормы);
проанализировать правильность самопроверки учащимися своих работ и при необходимости – согласовать их оценки с оценкой учителя.

Учащиеся, которые допустили ошибки:

уточняют алгоритм исправления ошибок (алгоритм строится на предыдущих уроках на основе рефлексивного метода);
анализируют свое решение и определяют место ошибок (место затруднений);
выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т. д.), в которых допущены ошибки (причина затруднений).

Учащиеся, не допустившие ошибок, на этом этапе сравнивают свое решение с эталоном и выполняют задания творческого уровня. Также они могут выступать в качестве консультантов. Сравнение с эталоном необходимо для соотнесения своего решения с используемыми способами действий. Это способствует формированию речи, логического мышления, умению критериально обосновывать свою точку зрения.

Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений – постановка целей коррекционной деятельности, выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (т. е. какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);
выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции,
т. е. установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т. д. им нужно еще раз осмыслить и понять, и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).

Реализация построенного проекта – осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. Для реализации этого этапа учащиеся, у которых были затруднения в контрольной работе, должны:

самостоятельно исправить свои ошибки выбранными методом и средствами, а в случае затруднения – с помощью предложенного эталона для самопроверки;
соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки;
выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т. д.), в которых были допущены ошибки;
решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).

Учащиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

Обобщение затруднений во внешней речи – закрепление способов действий, вызвавших затруднение. Для реализации этого этапа организуется обсуждение типовых ошибок и заданий, которые вызвали затруднение.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия эффективности самостоятельной работы, а также создание (по возможности) ситуации успеха. Для реализации этого этапа необходимо, чтобы учащиеся, допустившие ошибки в контрольной работе:

выполнили самостоятельную работу, аналогичную контролируемой работе, выбирая только те задания, в которых были допущены ошибки;
провели самопроверку своих работ по готовому образцу и зафиксировали результаты;
отметили преодоление возникшего ранее затруднения.

Учащиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе, выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу.

Включение в систему знаний и повторения – применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного материала и подготовка к изучению следующих разделов курса. Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:

выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой;
выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем.

При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.

Рефлексия деятельности на уроке – самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности. Для его реализации учащиеся:

проговаривают механизм деятельности по контролю;
анализируют, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления;
называют способы действий, вызвавшие затруднения;
фиксируют степень соответствия поставленной цели контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов;
оценивают полученные результаты собственной деятельности;
при необходимости определяют задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества);
намечают цели последующей деятельности.

Источник

Доклад «Формы развивающего контроля»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Доклад «Формы организации урока развивающего контроля»

Подготовила Брылёва Лилия Закирзяновна

учитель физики, МБОУ СОШ№6, г.Елабуга

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко,

Читать, считать, писать учили:

«Дает корова молоко».

Век ХХ1 – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Добрый день, я хотела представить доклад по теме по теме «Формы организации урока развивающего контроля».

Образовательный стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребёнка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения:

— каждый урок направлен на развитие (УУД) универсальных учебных действий;

— на каждом уроке осуществляется практический деятельностный подход;

— предпочтение отдаётся самостоятельной работе учеников, а не учителя.

Основные типы уроков в школе по ФГОС.

1. Урок открытия новых знаний.

3. Урок систематизации знаний.

4. Урок развивающего контроля.

Мы с вами рассмотрим последний 4 тип

Урок развивающего контроля — один из типов уроков, предложенных в рамках ФГОС. Проводятся такие уроки по завершению большого блока, раздела или темы. Их цель не только провести контрольный срез знаний, но и сделать акцент на развитие самоконтроля и самоанализа у учеников., а также формирование способностей, позволяющих осуществлять контроль. Содержательной целью данных уроков является проверка знаний, умений, навыков и самопроверки учеников. На данных уроках предполагается написание контрольной работы и её рефлексивный анализ. Они напоминают по своей структуре уроки рефлексии, но имеют существенные отличия. На уроках развития контроля, при проведении контрольной работы обращается внимание прежде всего на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, т.е. они отличаются их соответствием установленной структуре критериального контроля.

Структура урока проведения контрольной работы.

Уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

1. Написание учащимися варианта контрольной работы.

2. Сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы.

3. Оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Содержание итоговых контрольных работ на данных уроках по объёму в два — три раза превышает обычные самостоятельные работы. Поэтому на уроке развивающего контроля отводится два занятия. На первом — учащиеся пишут контрольную работу и проводят её критериальное оценивание, на втором — делают рефлексивный анализ выполненной работы и коррекцию выполненных в ней ошибок.

Этапы учебной деятельности на уроках развивающего контроля.

1. Этап мотивации(самоопределение).

2.Этап актуализации учебных действий.

Этап мотивации помогает определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность; актуализировать требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности; установить тематические рамки.

Этап актуализации помогает организовать повторение контролируемых способов деятельности; актуализировать мыслительные операции и познавательные процессы.

Рефлексивный анализ контрольной работы.

1. Локализация индивидуальных затруднений.

2. Целеполагание и построение проекта коррекции

3. Коррекция выявленных затруднений.

4. Устное обобщение затруднений

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

6. Повторение и решение заданий творческого уровня.

Седьмой этап ПРОГОВОРИТЬ механизм деятельности по контролю

Этапы организации уроков развивающего контроля.

Этот этап включает в себя 3 этапа

1. Самоконтроль — эталонный вариант предлагается ученику для сравнения и самостоятельного оценивания собственного варианта.

2. Взаимоконтроль — ученики проверяют работы друг друга.

3. Педагогический контроль.

Виды уроков развивающего контроля.

1. Письменные работы.

5. Творческие отчёты.

7. Защита рефератов.

Давайте посмотрим буклеты у вас на столе и обратите внимание на этапы урока и возможные формы и приемы.

Любой метод обучения имеет комплекс приемов обучения.

Прием обучения – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

В настоящее время, в век информационных технологий, возможностей у педагогов для выбора приемов обучения огромное количество.

Приемы мотивации и целеполагания

Выдвижение предположений по теме урока и прогнозирование ее содержания:

• Прогноз по названию (по иллюстрациям, схемам, ключевым словам текста)

• Перепутанные логические цепочки

• Верные и неверные утверждения

Задавание вопросов как результат осознания неполноты знаний:

• Тонкие и толстые вопросы

• Знаю – Хочу узнать – Узнал (ЗХУ)

• РИСК (фраза проблемного характера и вопросы к ней)

Приемы работы с текстом

Чтение с пометками на полях книги и в рабочей тетради:

• Вопрос-ответ (номер вопроса, на который содержится ответ в тексте; овал вокруг номера вопроса в индивидуальном списке вопросов)

Организация информации с помощью схем:

Организация и осмысление информации с помощью таблиц:

• Таблица для перекрестной дискуссии

• ПМИ (Плюс – Минус – Интересно)

• Мышление под прямым углом

Приемы организации рефлексии

Устные формы рефлексии:

• Беседа по пометкам

• Беседа по вопросам

• Интервью участника событий

Письменные формы рефлексии (создание рефлексивного текста):

Графические формы рефлексии:

• Реконструкция схемы (Кластер, Фишбоун и др.)

• Верные и неверные утверждения (заполнение графы «После чтения»).

Выбор того или иного метода обучения определяется тем, какова цель обучения. Взять, к примеру, средневековое обучение. Основное его содержание состояло в чтении, заучивании и переводе текстов Библии и различных догм. Из-за этого у учащихся развивалась пассивность мыслей и действий. Современная дидактика напрочь отказалась от этого метода. Теперь от ученика требуется не бездумное заучивание огромных кусков текста, а творческое и сознательное изучение материала, а также умение его анализировать.

Но в целом то, каким должен быть метод обучения, решает сам учитель, исходя из таких правил, как степень наглядности, доступности и научности. И все-таки, чтобы сделать верный выбор, необходимо учитывать определенные факторы и идти в ногу со временем.

Бурцева О.Ю. «Модульная технология обучения», 1999 № 5

Волохова Е.А., Юкина И.В. Дидактика. Конспект лекций.-Ростовн/Д:»Феникс», 2004. – 288 с

Зверев И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемы методов обучения в современной школе // Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. – М., 1980.

Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии – 2002,№ 36, 26-30 с

Источник

Урок развивающего контроля по ФГОС: этапы, структура, приемы. Как провести урок развивающего контроля?

какие формы имеет урок развивающего контроля

Урок развивающего контроля — один из типов уроков, предложенных в рамках ФГОС. Проводятся такие уроки по завершении большого блока раздела или темы. Их цель — не только провести контрольный срез знаний, но и сделать акцент на самоконтроле, на развитии самоанализа у учеников. Рассмотрим подробнее, как строятся такие уроки, в чем их принципиальное отличие, как правильно сконструировать урок развивающего контроля.

Главные особенности уроков развивающего контроля

Формы организации уроков развивающего контроля

Работа на уроках развивающего контроля строится по следующей схеме:

В зависимости от того, у кого будет находиться проверочный эталон работы, различают следующие формы организации урока:

Структура урока развивающего контроля

Рассмотрим последовательно каждый этап уроков подобного типа.

I урок

1. Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционным действиям (3-5 минут)

В начале занятия необходимо создать условия для того, чтобы каждый ученик внутренне подготовился к контрольной («хочу»), осознал ее необходимость («надо»), почувствовал уверенность в своих силах («могу»). При этом мобилизуются сила и энергия, волевые усилия учеников, необходимые для преодоления препятствия, создается ситуация успеха.

У каждого учителя наверняка есть свои приемы для введения учеников в урок, для создания хорошего, рабочего настроения. Это могут быть рифмованные строки, цитирование высказывания известного человека об успехе и умении трудиться, о преодолении препятствий и покорении вершин. А может быть и наоборот — успокаивающая музыка, которая снимет напряжение и создаст рабочую обстановку. Удобнее, конечно, ориентироваться на особенности конкретного класса.

На этом этапе также обсуждаются формы проведения контрольной работы и критерии выставления оценок.

Приемы для этапа мотивации:

Приемы желательно подбирать такие, чтобы ученики могли через структурирование знаний, вспомнить наиболее сложные этапы и вопросы изученной темы.

2. Этап актуализации и первого пробного действия (35-40 мин)

На данном этапе продолжает подготовка мышления учеников к написанию контрольной работы, актуализируются знания по теме. После этого проводится работа по написанию собственно контрольной работы.

После написания работы ученик сверяют свои контрольные с эталоном, фиксируют результаты. Важно: без исправления ошибок.

В конце урока каждый ученик сам выставляет себе оценку.

Приемы для этапа актуализации:

II урок

Проводится после того, как учитель проверил контрольные работы. Теперь важно, чтобы ученики сами нашли свои ошибки, зафиксировали затруднения и определили путь их исправления.

3. Этап локализации затруднений (5-7 минут)

Главная цель этого этапа работы в том, чтобы ученик выделил свои ошибки и недочеты, зафиксировал их и определил причину своего затруднения.

Если ученики затрудняются выделить свою ошибку, предложите им перечень вопросов:

Приемы для этапа локализации:

4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений (около 10 мин)

На данном этапе ученик должны выбрать индивидуальные цели для коррекции знаний. Если ошибки у некоторых схожи, таких учеников можно определить в группы (пары).

После этого начинается подбор средств и способов разрешения затруднений. То есть выбираются те понятия, правила, формулы, модели, с помощью которых можно скорректировать ошибку. В качестве средств также можно предложить эталон проверки, главу учебника, аналогичные задания, которые выполнялись на предыдущих уроках.

Работать удобнее по следующему плану:

Приемы для этапа построения проекта:

5. Этап реализации построенного проекта (до 10 минут)

Ученик на данном этапе самостоятельно или в парах (в группах) работают по составленном проекту.

Приемы для этапа реализации проекта:

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи (3-4 минуты)

На данном этапе ученики обсуждают возникшие затруднения, объясняют какие пути и методы были выбраны для их разрешения, обязательно проговаривают свой алгоритм работы над исправлением ошибок и аргументируют, почему именно это правило или этот способ работы был выбран.

Прием для этапа обобщения:

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону (до 10 минут)

Теперь ученики выполняют самостоятельную работу, выбрав только задания, аналогичные тем, в которых были допущены ошибки. После этого они проверяют свои работы по готовому образцу (эталону) и фиксируют преодоление препятствий.

Приемы для этапа самостоятельной работы:

8. Этап включения в систему знаний и повторения (5-7 минут)

Теперь важно еще раз повторить те знания и умения, которые вызвали затруднения, закрепить их и подготовится к восприятию следующей темы.

Обычно предлагаются задания, аналогичные тем, что выполнялись на предыдущем этапе, но уже более творческие и расширенные.

Приемы для этапа повторения:

9. Этап рефлексии деятельности на уроке (3-5 минут)

Главная цель этого этапа — самооценка учеников, осознание результатов своей работы и анализ своей работы на уроке. На этом же этапе формулируется задание для домашней работы (если в этом есть необходимость).

Приемы для этапа рефлексии:

Алгоритм конструирования урока развивающего контроля

Отметим, что в педагогической практике есть обычные контрольные уроки, во время которых ученики выполняют задания и получают оценку. Но уроки развивающего контроля отличаются от таких главной своей установкой: важно не столько проверить качество знаний учащихся, сколько направить их мышление на развитие навыков самоанализа, самооценки и самокоррекции.

При написании статьи, возможно, использовался этот источник.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

какие формы имеет урок развивающего контроля

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

какие формы имеет урок развивающего контроля

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

Источник

Урок развивающего контроля по ФГОС: этапы, структура, приемы.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок развивающего контроля по ФГОС: этапы, структура, приемы.

Урок развивающего контроля — один из типов уроков, предложенных в рамках ФГОС. Проводятся такие уроки по завершении большого блока раздела или темы. Их цель — не только провести контрольный срез знаний, но и сделать акцент на самоконтроле, на развитии самоанализа у учеников. Рассмотрим подробнее, как строятся такие уроки, в чем их принципиальное отличие, как правильно сконструировать урок развивающего контроля.

Главные особенности уроков развивающего контроля

Уроки такого типа должны охватывать два занятия: на первом выполняется собственно контрольная работа, на втором — проводится ее анализ. Причем оба урока должны быть разделены во времени, которое необходимо учителю для проверки контрольных работ (но не более 2-3 дней).

Формы организации уроков развивающего контроля

Работа на уроках развивающего контроля строится по следующей схеме:

Ученики пишут контрольную работу.

Учитель проверяет работы, выставляет первичную оценку и составляет эталон проверки.

Ученики по эталону проверяют свои контрольные работы.

По заранее установленным критериям ученики оценивают работы, выводится итоговая оценка.

В зависимости от того, у кого будет находиться проверочный эталон работы, различают следующие формы организации урока:

Самоконтроль — эталоны раздаются каждому ученику и все самостоятельно работают только со своими работами.

Педагогический контроль. Эталон остается у учителя. Научение навыкам самоанализа в этом случае происходит через анализ ранее заявленных критериев и согласование результата с учителем.

Структура урока развивающего контроля

Рассмотрим последовательно каждый этап уроков подобного типа.

1. Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционным действиям (3-5 минут)

На этом этапе также обсуждаются формы проведения контрольной работы и критерии выставления оценок.

Приемы для этапа мотивации:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *