какие формы мировоззренческого осмысления действительности предшествовали философии
Какие исторические типы мировоззрения предшествовали философии. Дайте их характеристику?
Какие исторические типы мировоззрения предшествовали философии. Дайте их характеристику?
2 типа мировоззрения Мифология и Религия.
Мифология— целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.
Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественной силы, которая управляет миром. Религия «удваивает мир», разделяя его на божественный и земной (сотворенный) и ставит в основу своих объяснений не разум, а чувство веры. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.
Почему философия является высшим историческим типом мировоззрения?
Философия— особый, научно-теоретический тип мировоззрения. В отличие от мифа и религии в философии были вынесены на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, что отразило нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Философская мысль заявила о себе как поиск мудрости.
Философское мировоззрение отличается от религиозного тем, что оно основано на знании, а не на вере; логично, опирается на четкие понятия и категории. В нем представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев. В отличие от искусства и мифологии, философия стремится прежде всего не к чувствам, а к разуму; в отличие от религии – опирается не на догматы и веру, а системно и доказательно обосновывает свои положения с использованием рациональных аргументов и логических доказательств.
Философия представляет собой высшую ступень мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
В чем специфика философского отражения мира?
Философское мировоззрение ориентируется на рациональное объяснение мира. Общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа. Философское мировоззрение унаследовало от мифологического и религиозного совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека и т. п., но отличается логически упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать положения и принципы.
философское мировоззрение. От мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа. Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоззренческий характер, всю совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире и т.д., но в отличие от мифологии и религии, которые характеризуются чувственно-образным отношением к действительности и содержат художественные и культовые элементы, этот тип мировоззрения, как правило, представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать положения и принципы.
Как соотносятся научная и философская картины мира?
Необходимость установления картины мира связана со стремлением иметь синтетическое, целостное представление о мире, преодолеть последствия дифференциации философии, науки и религии. В своем единстве они образуют целостную картину мира.
2.Конспектирование учебной литературы по теме;
Задание 1: дать определение понятий:
· Идеализм — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности идеи по отношению к материи в сфере бытия. Идеализм-философское направление, признающее первоосновой мира нечто идеальное, духовное. Это бывают: Бог, Дух, Мировая Воля, Абсолютная идея, человеческое мышление или ощущения. Материальное, телесное принято понимать здесь как продукт или способ проявления идеального.
· Материализм — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя, как объективная реальность, является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, сознание и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм утверждает существование единственной «абсолютной» субстанции бытия — материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления (в том числе сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе на общество и человека.
2 Предмет философии. Основные разделы философии.
1.Проработка учебного материала (по конспектам, учебной и научной литературе); Перечень контрольных вопросов:
Исторические типы философии
1. Проработка учебного материала (по конспектам, учебной и научной литературе); Перечень контрольных вопросов:
Какими проблемами занимается философия Нового времени?
Какие исторические типы мировоззрения предшествовали философии. Дайте их характеристику?
2 типа мировоззрения Мифология и Религия.
Мифология— целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.
Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественной силы, которая управляет миром. Религия «удваивает мир», разделяя его на божественный и земной (сотворенный) и ставит в основу своих объяснений не разум, а чувство веры. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1968; Нарушение авторского права страницы
Философия. Краткий курс
Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Философия». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
© Обложка. ООО Группа Компаний РИПОЛ классик», 2016
© Оформление. ООО «Издательство «Окей-книга», 2016
1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
Мировоззрение — обобщенная система взглядов человека и общества на мир в целом и на свое собственное место в нем. Мировоззрение существует на двух уровнях.
1. Первый уровень мировоззрения — мироощущение, или миросозерцание. Основой мироощущения является стихийное восприятие окружающей действительности.
Второй уровень мировоззрения — это миропонимание, т. е. логическое обоснование процессов и явлений окружающего мира. На этом уровне создается целостная картина действительности.
2. Исторически первым типом мировоззрения считается миф.
Миф — первая попытка человека ответить на вопросы о возникновении мира и обосновать наличие естественного порядка, возникшая на самой ранней стадии общественного развития.
Для мифологического мировоззрения характерно образное восприятие мира. В этот период человек еще выделял себя из окружающей природной и социальной среды, а его мышление было конкретным и образным, а не абстрактным и понятийным. Мифологическое мышление характеризуется неотчетливым разделением субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и ее атрибутов, единичного и множественного. Эта диффузность проявляется в сфере воображения и обобщения.
Для мифа характерно отождествление генезиса и сущности, т. е. замена причинно-следственных связей прецедентом. В мифе форма тождественна содержанию, и поэтому символический образ представляет то, что он моделирует. Важнейшая функция мифа — это создание модели, примера, образца.
Мифология представляет собой важнейшую предпосылку возникновения философии как качественно более высокого уровня осмысления действительности. Миф изначально являлся системой двух уровней: образного и понятийного. Затем под влиянием ряда факторов понятийный уровень занял главенствующее положение. Возникло осознанное применение понятий. Это и есть точка перехода от мифологии к философии.
3. Основные предпосылки перехода от мифа к философии:
• развитие аграрного и ремесленного производства и, как следствие, рост благосостояния общества;
• развитие государственного строя;
• возникновение научной формы знания.
4. Одновременно с мифологическим мировоззрением существовало мировоззрение религиозное.
Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в существование трансцендентных сил и признающая за ними главенствующую роль в мироздании и жизни человека.
Религиозное и мифологическое мировоззрения обладают сходными чертами, но в религии символизм мифа заменяется сложной системой образов и смыслов, в которой существенную роль начинают играть понятийные построения. Второе принципиальное отличие религии — духовно-этическая нагруженность религиозного мировосприятия. Основными элементами религии являются вероучение и культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным.
Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает вера, воспринимаемая от предшествующих поколений во всем исторически-культурном контексте и опирающаяся на личный опыт человека. А практика культовых действий располагает механизмами подкрепления и формирования этой веры применительно к особенностям обыденного сознания.
Процесс систематизации и обновления мировоззрения в соответствии с происходящими изменениями как в самой жизни, так и в области знаний и развития культуры в целом совершает теология.
Теология — богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.
В содержании различных религиозных мировоззрений имеется ряд повторяющихся фундаментальных идей: творения мира Богом (креационизм), предопределения Богом происходящих в мире событий (провиденциализм), целесообразности мирового устройства (телеология), души как особой сущности в человеке, связи человека и Бога, воскресения и посмертного существования. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного, придавая его существованию непреходящий смысл.
5. Основные особенности религии:
• жесткость религиозной догматики: религиозные вероучения рассматриваются как данные свыше, поэтому считаются священными, содержащими абсолютную истину, не подлежащую сомнению и пересмотру. Религиозная доктрина не терпит критики;
• главенствующая роль веры и превосходство ее над разумом в религиозном сознании;
• символизм: каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявление высшей воли. Через символ осуществляется связь между сверхестественным и естественным мирами;
• ценностный характер по отношению к действительности: все происходящее в мире и в первую очередь поступки людей получают положительную или отрицательную оценку.
6. Религию и философию роднит решение мировоззренческих проблем, однако подход к этим проблемам различный. Философия всегда базируется на принципах доказательности и обоснования, а религиозное сознание, так же как и мифологическое, объясняет процессы и явления окружающего мира сверхъестественными причинами.
Таким образом, миф, подвергшись определенной рациональной интерпретации, перешел в философию.
Философия — это учение о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. Философия представляет собой теоретическую основу мировоззрения.
Основные мировоззренческие системы.
Философия, ее предмет и роль в культуре общества.
1.Основные мировоззренческие системы:
а)дофилософские мировоззренческие системы, их роль в формировании философии;
б)философия как научное мировоззрение.
2.Основной вопрос философии, его две стороны.
3.Философия как наука. Соотношение философии и частных наук.
4.Основные функции философии в обществе.
5.Структура философского знания. История философии как источник философских идей.
6.Философия и медицина.
Основные мировоззренческие системы.
Философия зародилась около 2,5 тыс. лет назад в странах древнего мира – Индии, Китае – и достигла своей классической формы в Древней Греции.
Термин «философия» был введен Пифагором и дословно означал «любовь к мудрости» («phileo» – любовь, «sophia» – мудрость). Первоначально философское знание включало в себя всю совокупность знаний о мире, позже из него выделились частные науки: математика, астрономия, медицина и др. Философия все больше превращалась в обобщенную систему знаний о мире, задачей которой являлось дать ответы на наиболее общие, глубинные вопросы о природе, обществе, человеке.
Философия – это форма духовной деятельности человека, форма общественного сознания, направленная на осмысление коренных мировоззренческих вопросов.
В свою очередь, мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека и принципы его поведения. Исторически философии предшествовали такие мировоззренческие системы, как мифология и религия.
Мифология представляла собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений, появление на Земле человека, определить место человека в мире. Мифология (греч. mythos – повествование) – это форма общественного сознания, отражающая действительность в виде фантастических представлений, в эмоционально-образной форме. В мифах выражались представления о единстве, неразделенности человека и природы, на явления природы переносились человеческие свойства. Мифические существа, порожденные фантазией древнего человека – боги, духи, герои – наделялись человеческими качествами. Мифы были не только попыткой объяснить окружающий мир, но и регулятором поведения, в них находили выражение нравственные нормы и эстетические представления. Мифология оказала значительное влияние на духовную жизнь человечества. Элементы мифологического мировоззрения сохранились и в современном общественном сознании.
Религиозное мировоззрение, как и мифологическое, отражает действительность в иллюзорной, эмоционально-образной форме. Но в мифологии человек не выделяет себя из природы, мифологические существа живут в реальном, земном мире, общаются с людьми, поэтому для мифологии нет непознаваемого. В религии же мир разделяется на земной, естественный, воспринимаемый органами чувств, и небесный, сверхъестественный, недоступный чувственному восприятию. Поэтому основой религиозного мировоззрения является вера в сверхъестественное, которая проявляется в поклонении высшим, сверхъестественным силам. Религиозное мировоззрение, обобщая многовековой опыт человечества, включает в себя общечеловеческие нравственные нормы и принципы и сохраняет свое влияние на мораль современного общества.
Мифология и религия являются необходимыми естественными предпосылками формирования философского мировоззрения: мифология впервые дала осознание глубокой взаимосвязи человека и природы, а религия явилась первой попыткой осмысления единства человеческого рода, универсальной целостности всего бытия. Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, т.е. стремление к обобщенному осмыслению вопросов о мире и месте человека в нем. Но философия является качественно новым типом мировоззрения: в отличие от ранних типов, философия характеризуется рациональным осмыслением действительности, отражающим мир в логико-понятийной форме. Философское мировоззрение представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризующуюся стремлением теоретически обосновать свои положения и принципы.
Исторические типы мировоззрения, истоки философии.
Место философского знания в структуре мировоззренческих образований
| Философское Религиозно-мифологическое мировоззрение. Эстетика, этика. Здравый смысл. Повседневная деятельность |
Первоначально мировоззрение складывалось как фольклорно-мифологическое, затем религиозно-мифологическое и философское. В разные эпохи складывались различные типы мировоззренческих систем. Космоцентризм – отличительная черта – наиболее древней
За видимым бесконечным многообразием тел и явлений природы эллинские мудрецы (VII-VI в. до н.э.) стремились распознать единую сущность, которой представлялся космос. В глазах греков космос был надежной опорой, основой того, что гармоничным и разумным должны быть их общественный мир и нравственность; для философии и культуры средних веков характерен теоцентризм, где Теос – это Бог. Это отвечало тому исключительному значению, которое в ту эпоху имела религия. Все иные формы сознания были подчинены религии. Иное мироощущение принесла с собой эпоха Возрождения (XIV-XVI в). Поворот к антропоцентризму проявился в том, что человек ощутил и осознал себя центром вселенной.
Истоки философии
Истоками философии являются миф, магия, астрология, религия, наука. Первой исторической формой мировоззрения было религиозно-мифологическое мировоззрение. Мифология (от греческого мифос – предание, сказание и логос – слово, учение) – форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.
Недиффиренцированность, синкретичность мифологического сознания обусловили особенности религиозно-мифологического мировоззрения, которое оперирует чувственно – конкретными представлениями, между которыми устанавливаются не смысловые, а ассоциативные связи. Миф как результат «фантазирующего разума» (Гегель) был той формой мировосприятия, которая обеспечивала целостность интерпретации окружающей деятельности.
Мифы существовали у всех народов мира. В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания. Мифы – древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев – многообразны. Много мифов разных стран посвящены космическим темам. Они заключают в себя попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развития из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление динамических сил. Наряду с интересом к происхождению мира много внимания уделялось и происхождению людей, рождению, стадиям жизни, различным испытания, которые стоят на его жизненном пути.
Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей – добывания огня, изобретении ремесел, земледелии, обычаях, обрядах. У развитых народов мифы связывались друг с другом, выстраивались в единые повествования. Воплощенные в мифах представления переплетались с обрядами, служили предметом веры, обеспечивали сохранение традиции и непрерывность культуры. Например, с сельскохозяйственными обрядами связывались мифы об умирающих и воскресающих богах, символически воспроизводившие природные циклы.
Миф – наиболее ранняя форма духовной культуры человечества – объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь, развитие. Миф выступал как единая, нерасчлененная, универсальная форма сознания. Он выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание эпохи, в которую создавался. В мифологическом сознании запечатлено поэтическое богатство и мудрость различных народов. Миф выполнял многообразные функции. С его помощью прошлое связывалось с настоящим и будущем. Мифы формировали коллективные представления того или иного народа, обеспечивалась духовная жизнь поколений. Мифология закрепляла принятую в данном обществе систему ценностей, поощряла определенные формы поведения. Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни. Первоначальные попытки объяснить многообразие видимого, чувственного мира мы находим в мифологии древних народов. Несмотря на разнообразие самих мифов, всем им присущи некоторые общие черты. Перваяиз них состоит в стремлении объяснить многообразие не только тех явлении, с которыми люди сталкивались непосредственно в быту, в производстве или общественной жизни, но и более отдаленных, например, явлении звездного мира. Вторая черта заключается в стремлении объяснить многообразие, наличие разных форм и видов живых и неживых явлений, их происхождение из некоего единого источника. Таким источником чаще всего был Тотем, священный предок. Как бы не были различны люди одного племени, они являются родственниками, их объединяет единство происхождения от одного предка. Единство происхождения объединяет также различных видов животных, растений и небесные тела. Третья черта связана с тем, что источник единства рассматривался как сверхъестественный, надприродный.
В процессе разложения и преобразования древнейшего мифологического сознания начали вкладываться элементы научно- философского понимания мира.Необходимо понять, что специфика этого понимания заключается в том, что оно требует обоснования, оправдания и проверки своих утверждений, в то время какмифология принимает их на веру. Конечно, данная черта философского мышления сформировалась не сразу, но все же в простейшем виде она присутствовала во всех древнейших философских мышления и программах миропонимания.
Древние философы – часто совершенно сознательно – выступали против мифов; в то время они с необходимостью унаследовали от мифологического мировоззрения те реальные проблемы, которые ставила сама жизнь, общественная практика и история человечества. Отвергнув мифологическое решение этих проблем, создатели древней, прежде всего, античной философии попытались предложить свои доказательные и обоснованные с их точки зрения решения, соответствовавшие тогдашнему уровню знаний. Самая первая программа такого рода, созданная представителями ионийской натурфилософии, была рассчитана на то, чтобы вывести все многообразие мира из единой первоосновы. Такие философы, как Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и Гераклит – выбрали в качестве такой первоосновы какой-то один элемент, чаще всего чувственно воспринимаемый – воду, огонь или воздух. Все остальные предметы рассматривались как формы или способы существования определенной первоосновы.
С угасанием первобытных форм общественной жизни миф, как особая ступень развития общественного сознания, изжил себя, сошел с исторической сцены. Но не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на особого рода вопросы – о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, тайны рождения и смерти – коренные вопросы всякого мировоззрения. Их унаследовали от мифов сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения – религия и философия.
Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства начали вытеснять фантастический вымысел, сюжеты, образы и самый дух мифологического мышления, предоставляя их сфере художественного творчества. С другой стороны, бытующие в народе мифы, подвергаются пересмотру с позиций разума, им придается новое, смысловое, рациональное истолкование. Само понятие мудрости несло в себе возвышенный, небудничный смысл: мудрость противопоставлялась более обыденным разумению и рассудительности как стремление к совершенно особому интеллектуальному постижению мира, основанному на бескорыстном служении истине.
Развитие философской мысли означало, таким образом, не только прогрессирующие отмежевание от мифологии, но и разрыв узких рамок обыденного сознания, преодоление его ограниченности. Итак, любовь к истине и мудрости, впитывающая в себя наиболее ценные, насыщенные смыслом достижения духовной культуры, постепенно становится самостоятельной духовной областью и высшей ценностью. Философское мышление воплотило в себе интеллектуальное стремление не просто накопить массу сведений, а понять мир как целостный и единый в своей основе.
Мифология – (греч.- повествование, сказание и учение, слово) – фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в характерном для древности устном народном творчестве. Миф – возникающее на ранних этапах истории повествование, фантастические образы которого были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества. Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества. Поскольку в ней имеются представления о сверхъестественном, она содержит элементы религии. В мифологии отразились нравственные взгляды и эстетическое отношение человека к действительности. Образы мифологии в различном осмыслении часто использовались искусством. В идеологии нового и новейшего времени понятие мифа используется для обозначения различного рода иллюзорных представлений, оказывающих воздействие на массовое сознание.
В истории философии большую известность имели и имеют религиозно-мистические, эзотерические взгляды. Карлос Кастанеда, всемирно известный латиноамериканский писатель и философ, создал специфические учение о строении бытия. Огромное влияние на Гегеля, Вл. Соловьева, Н.Бердяева, К.Юнга оказала каббала (мистическое течение в иудаизме). Обращает на себя внимание связь социальной утопии с эзотерической традицией оккультизма.[2]
Оккультизм – общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и в космосе, недоступных для общего человеческого опыта, но доступных для людей, прошедших через особое посвящение и специальную психическую тренировку.
Вторым источником философии является магия. Магия – (греч. волшебство) одна из форм первобытной религии, основанная на том, что многие непонятные явления приписываются действию таинственных сил, и выражающаяся совокупности обрядов, и имеющих целью воздействовать на людей. Первобытную магию наиболее полно изучали Леви-Брюль и советский исследователь Марр, угадавший в ней специфическую форму мышления, при которой человек еще не знает качественных различий вещей и поэтому переносит свойства явления или вещи на любые другие. Обыденные представления о магии связано с верой возможность прямого осуществления желаний без целенаправленных действий.
Магия – (колдовство, чародейство, волхование, кудесничество). Магия – воображаемое умение или искусство насылать порчу на врагов, привораживать любимого человека, отвораживать нелюбимого, вызвать дождь, отгонять «нечистую силу» и т.д..
Вера в то, что на объективный мир воздействовать магическими способами возникла в отдаленные времена дикарской стадии человека. Эта вера формировалась на почве беспомощности первобытного человека в борьбе со стихиями, на почве его глубочайшего, бездонного невежества. В основе магии лежит вера в то, что наряду с миром реальных, естественных явлений, якобы существует сверхъестественные силы, а человек при некоторых условиях и обстоятельствах может обладать сверхъестественными силами и с их помощью оказать желаемое воздействие на явления природы и на судьбы людей. Считается, что магические действия могут совершаться либо с помощью небесных сил (бог, ангелы, святые), либо с помощью нечистой силы (дьявол, его приспешники). В первом случае магия называется белой, а во втором – черной. Магические приемы необходимо различать по следующим признакам:
а) по степени сложности;
б) по общей направленности;
в) по психологическому механизму действия;
г) по целевому назначению.
По степени сложности магические приемы подразделяются следующим образом:
— индивидуальное магическое действие;
— индивидуальный или групповой магический обряд;
— коллективная магическая церемония.
В зависимости от общей направленности различают агрессивные типы магии и оборонительные, защитные типы магии. К защитным типам магии относятся следующие: отгоняющая магия, очистительная магия, прыганье через костер.
По целевому назначению магические приемы подразделяются следующим образом: вредоносная (черная или злая) магия; военная магия, лечебная, любовная, промысловая, земледельческая магия. Есть веские основания утверждать, что так называемая вредоносная – она же черная, или злая, магия является одним из древнейших видов магии.
Религия –(латинское – благочестие, святость) – специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил, при котором земные силы принимают вид неземных. Марксистско-ленинское учение рассматривает религию как исторически преходящую форму общественного сознания, выявляет основные факторы, определяющие ее существование на различных этапах развития общества. Возникновение религии в первобытном обществе связано с бессилием человека перед силами природы, обусловленным низким уровнем производительных сил. В классово – антагонистическом обществе основной причиной существованием религии является классовый гнет, несправедливые классовые отношения, что порождает у них чувство отчаяния и безысходности, веру в то, что их тяжкое положение зависит от воли божьей, заставляющую все надежды возлагать на сверхъестественные силы. На сегодняшний день необходимо отметить возрастающую роль миротворческой функции религии. Религия– такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний – «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный. Специфика религии – в особом характере ее «второго» мира и его смысловой роли.
Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. В процессе развития различных мифологических систем и религий роль единого прародителя или источника различных групп сходных между собой явлений была постепенно закреплена за богом – высшего существа, достойного поклонения. То, что люди долгое время вследствие ограниченности их производственной и общественной деятельности не могли отыскать единый источник для различных групп явлений, заставляло их в процессе стихийного религиозно-культурного творчества «изобретать» множество таких источников, и этим, отчасти, объясняется, что все народы в своем развитии прошли стадию многобожия, или политеизма. Главная функция религии иллюзорно – компенсаторная, которая сопряжена с воспитательной и познавательной функциями, что возможно на основе специфической системы ценностей.
Родственность, близость философии и религии состоит в том, что обе они – общественно-исторические формы мировоззрения – решают сходные задачи мироуяснения и воздействия на сознание, поведение людей. Но велико и их различие. Тысячелетиями философски мыслящие люди составляли ничтожно малую часть в числе глубоко религиозных людей. Для философской мысли характерно свободомыслие. И все же большинство людей черпало свои моральные и общемировоззренческие установки из религиозно-церковных источников. Лишь с ростом образованности, культуры, с научным прогрессом последних двух столетий философские знания, исследования получили более широкое распространение в мире. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к человеческим тревогам, надеждам, к поиску веры, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Она выступила как поиск мудрости. В отличие от мифологического и религиозного миросозерцания философская мысль представляла собой принципиально иной тип миропонимания.