какие формы общественного сознания являются наиболее древними
Формы общественного сознания
Вы будете перенаправлены на Автор24
Формы общественного сознания в философии
По мере развития общественного бытия развиваются и различные формы общественного сознания. Индивид начинает видеть себя в различных социальных связях и социальных взаимодействиях, принимает значимые решения, руководствуясь при этом своими ценностными и мировоззренческими ориентациями и нормами, которые существуют в обществе. Познавательные способности индивида могут существовать в нескольких формах, которые отличаются друг от друга наполненностью, содержанием, а также в целом тем, из какой сферы человек обогащается ими, чтобы в дальнейшем применять в повседневной практике.
Исследователи выделяют такие формы общественного сознания, как:
Все эти формы обладают своими особенностями, а также отражают некоторые специфические черты той деятельности, где человек пользуется этими формами сознания.
Исследователи подчеркивают, что в целом они могут сосуществовать друг с другом, формы не могут быть совсем автономны, поскольку многие из них обладают общими чертами, направленностью деятельности, а также во взаимосвязи сохраняют взаимозависимость, что также важно в воспитательных мерах, которые применяются в отношении человека. Личность должна обладать сознанием на нескольких уровнях, не выводя ни один из них на первый планы.
Мораль – одна из распространенных форм общественного сознания. В ней отражены взгляды и представления о тех или иных событиях и явлениях, а также оценки и нормы поведения, которые присущи отдельным индивидам в их деятельности. Также мораль присуща отдельным социальным группам или всему обществу в целом.
Готовые работы на аналогичную тему
Политическое общественное сознание представляет собой совокупность чувств и настроений граждан в их устойчивой форме, а также идей и традиций, ценностные теоретические системы, которые отражают интересы обширных социальных объединений и групп, их взаимодействия и отношения друг с другом, друг к другу, а также к тем политическим институтам, которые действуют в современном обществе.
Право – это не только форма общественного сознания: это еще и система социальных норм и взаимоотношений, которые охраняются со стороны государства. Право порождает форму сознания – правосознание. Оно выражено в знаниях права, а также в оценке собственного поведения и поведенческих установок, которые могут соответствовать нормам права или не соответствовать им. Еще одна форма сознания – эстетическое, которое выражается в общественной деятельности человека и, как правило, демонстрирует его отношение к конкретно чувственным и художественным образам, которые сохраняются в его сознании и влияют на его мировоззренческие установки.
Религию признают одной из форм общественного сознания. Исследователи подчеркивают, что основой религии становится вера в высшие силы, во что-либо сверхъестественное, что человек не способен объяснить с рациональной точки зрения, и поэтому углубляется в иные установки, чтобы дать объяснение тому, что он видит или слышит. Частью мировоззрения является и философское сознание, которое основывается на общих законах природы, общества и мышления. Нельзя не упомянуть и о научном сознании, поскольку в нем отражены все знания об окружающей действительности и других людях, но выраженные более научным языком в системе доказательств.
Виды общественного сознания
Виды и формы сознания имеют созвучные названия, и по сути в большей степени совпадают в содержательной части. Тем не менее, исследователи и эксперты подчеркивают, что виды общественного сознания в современной социологической науке более обширны, не углублены в частные формы сознания, поэтому имеют свои специфические характеристики. Каждый вид включает в себя несколько отдельных форм, поэтому они могут иметь характеристики, которые объединяются при объединении нескольких форм общественного сознания.
Первый вид общественного сознания – это политическое сознание. В любом обществе присутствуют люди, приверженные разнообразным политическим взглядам. Для многих политика становится делом всей их жизни, профессиональной сферой. Равнодушных к данному аспекту нет, поэтому смело можно заявлять, что каждый современный гражданин государства обладает политическим сознанием. Другое дело, что все по-разному осознают себя в политике и политику вокруг себя, поэтому сознание может быть развито как большей степени, так и в меньшей степени.
Второй вид сознания, который тесно связан с политическим – правовое общественное сознание. В нем человек оценивает себя в системе права, также соотносит, насколько он знаком с собственными правами и свободами, и то, как эти права и свободы поддерживаются другими членами общества и, наконец, государства. Борьба за свои права начинается с опоры на законодательную базу, в которой как раз и обозначены все те необходимые аспекты, что обеспечивают человеку спокойную, безопасную и достойную жизнь в государстве. Права гарантируются со стороны политических партий и властей, которые берут на себя ответственность за их осуществление и поддержание.
Нравственное сознание позволяет индивиду оценивать свое поведение, осознавать себя как адаптируемую в обществе личность. Нравственность – это в обязательном порядке нормы, этические и моральные, которые необходимо поддерживать и транслировать для того, чтобы в дальнейшем человек не навредил ни самому себе, ни окружающим, не стал носителем асоциального, девиантного поведения, которое наказывается законом. К нравственному сознанию примыкает эстетическое общественное сознание, которое воспитывает в индивиде эстетические идеалы, взгляды, ценности и вкусы, а также чувство прекрасного в отношении окружающей действительности и отдельных ее элементов.
Общественное сознание: понятие, основные элементы, формы
Приветствую Вас, друзья!
Развитие и само существование человека невозможны вне общества, а потому каждый в определенной мере зависим от мнения социума. Но где именно заканчивается граница индивидуального мышления, и начинается сфера мышления общественного? И можно ли сохранить собственные индивидуальные особенности, находясь при этом внутри социума? Попробуем разобраться в этих непростых, но интересных вопросах: узнаем, что такое общественное сознание, рассмотрим формы и уровни общественного сознания, разберем основные элементы общественного сознания. Начнём.
Что такое общественное сознание?
Общественное сознание — это собранная воедино масса идей, взглядов и оценочных суждений, характерных для конкретного социума в масштабе понимания им собственного бытия. Фундаментом этого феномена стало сознание отдельных индивидуумов. Однако общественное сознание не способно функционировать как простая совокупность множества сознаний членов конкретного социума (ведь каждый человек по-своему уникален, неповторим и отличен от других), оно является качественно новым образованием, синтезирующим в себе все взгляды, идеи и суждения, характерные для сознаний людей, живущих в определенном обществе.
Формирование общественного сознания происходило одновременно с формированием общественного бытия, а суть сознания заключена в осмыслении бытия социума с его одновременным творческим преобразованием. На начальных этапах становления социума общественное мышление находилось под значительным влиянием бытия, затем это воздействие стало опосредованным — через государственные, религиозные и юридические институты с обратным непосредственным воздействием уже сознания на бытие. Так общественное мышление поспособствовало перестройке бытия.
Описываемый феномен впитывает в себя всю духовную составляющую социума, фиксируемую в языке и иных формах культуры. Он состоит из множества сознаний отдельных личностей, но не способен отражать сознание конкретного индивидуума, при том, что не всякое индивидуальное сознание объективно может входить в общий массив сознания социума.
Формы общественного сознания
Для общественного сознания характерна достаточно сложная и объемная внутренняя структура, с перечнем различных уровней и форм. Формами общественного сознания называют разнообразные методы по освоению окружающей действительности, и в интеллектуальном, и в моральном аспекте (т.е. политическую деятельность, моральные и юридические нормы, науку, сферу искусства). Следовательно, к формам общественного мышления можно отнести:
Как видно из вышеизложенного, для форм общественного сознания характерно многообразие, сравнимое лишь с многообразием осмысливаемых человеком социальных процессов.
Уровни общественного сознания
В состав общественного сознания входят идеи, настроения, духовные ценности, знания, нормы и принципы, на которых выстраивается деятельность по самопознанию социумом самого себя. Как отдельный человек, так и общество нуждается в самопознании, необходимом для выстраивания гармоничных и бесконфликтных отношений внутри него. Схемы подобных общественных компромиссов вырабатываются на протяжении десятилетий и даже столетий, на них влияет как мифология и обыденные представления людей об окружающем мире, так и научно построенные философские теории и концепции. Отталкиваясь от глубины воспроизводимого в общественном мышлении общественного бытия, выделяют обыденный и теоретический уровни общественного сознания.
Обыденный уровень
Обыденный уровень состоит из знаний, представлений и оценок, сформированных людьми спонтанно, в процессе их повседневной жизнедеятельности и общения, этот уровень достаточно поверхностен и повседневен. Наиболее распространенной формой его выражения стало устное народное творчество, в особенности — различные поговорки и пословицы, которыми богат народный фольклор.
Еще одной очень распространенной формой выражения общественного мышления на обыденном уровне стала мифология. В мифах описывались все стороны человеческой жизни, и по своей сути любой миф представляет собой не разъяснение чего-либо, а повествование, своеобразный рассказ. Поскольку люди не могли объяснить многочисленные неурядицы, происходящие вокруг них с научной точки зрения, при объяснении текущих событий они ссылались либо на действие неподконтрольных им скрытых сил, либо на проявление судьбы.
Теоретический уровень
Теоретический уровень общественного сознания объединяет в себе широкий пласт собранных на протяжении истории человечества знаний о социуме и происходящих внутри него процессах. Первые попытки осмыслить и объяснить эти процессы с научной точки зрения можно встретить в работах древних философов и в ряде религиозных текстов. Следующим шагом в данном направлении стало появление в позапрошлом столетии социологии — науки, занимающейся изучением общества. В наши дни существует уже целая научная отрасль, названная обществознанием, в состав которой входит перечень дисциплин, достаточно полно и досконально изучающих самые различные стороны жизни и функционирования социума — в частности, политическую, экономическую, культурную, правовую, религиозную и иные сферы общественного бытия.
Еще одной разновидностью теоретического познания и осознания общества является идеология. Идеология рассматривает все происходящие внутри социума события с точки зрения определенных принципов и идей, выражающих ценности политического, классового или религиозного характера. Этот факт вызывает у многих людей определенную неприязнь к идеологии, которую нередко называют искаженным общественным сознанием.
Элементы общественного сознания
В зависимости от функций, возлагаемых на общественное мышление, а также от общих направлений его реализации, в нем выделяют несколько фундаментальных компонентов. К компонентам обыденного сознания следует отнести эмпирические познания и общественную психологию, на теоретическом уровне таковыми являются уже научные познания и идеология. Данные компоненты тесно взаимосвязаны между собой, они оказывают значительное влияние на жизнь человека и социума.
Под эмпирическими знаниями понимается совокупность знаний, умений и навыков, сформированных людьми на базе их личного опыта, а затем проверенных на практике. К такому типу знаний относят рецепты народной медицины, или, к примеру, предсказания погоды по определенным приметам и изменениям в окружающей среде. Подобные навыки и знания были многократно проверены нашими предками, искавшими им подтверждения в действительности, а потому нет смысла совсем списывать их со счетов.
Общественная психология входит в состав обыденного сознания, она отражает окружающую нас действительность, глядя на нее сквозь призму какой-либо социальной, религиозной или этнической группы, класса либо общественного союза. Основной функцией общественной психологии является как фиксирование, так и отражение потребностей определенных групп, входящих в состав социума, а также передача накопленного ими опыта следующим поколениям.
Идеология занимает ключевое место и в жизни отдельного индивидуума, и в жизни социума в целом. Задачей идеологии является теоретическое выражение и последующее обоснование идей и позиций, высказываемых различными общественными силами, дополнительно на нее возлагается еще и познавательная функция, что роднит ее с общественной психологией. Идеология призвана объединять членов общества, давать им ощущение общности, принадлежности к чему-то большему, нежели обычное человеческое бытие.
Связь между общественным и индивидуальным мышлением
Индивидуальное мышление конкретного человека отличает большая, нежели у общественного, степень яркости и многообразия, но в мировоззренческом плане оно является менее масштабным и объемным, поскольку отдельный индивидуум просто не в состоянии охватить всю духовную сферу жизнедеятельности социума.
Основой общественного мышления всегда выступало мышление индивидуальное, при этом каждый человек является носителем целой совокупности различных традиций и взглядов, как современных, так и уходящих корнями в глубины столетий. Соответственно, элементы общественное мышления постоянно проникают в сознание отдельного человека и трансформируются в нем уже в элементы собственного сознания данного индивидуума, формируя его собственное мышление. А значит, и индивидуальное сознание человека также всегда является продуктом общественного сознания.
Итоговый вывод прост: индивидуальное и общественное сознание тесно и неразрывно связаны, они не только постоянно влияют друг на друга, но и взаимно дополняют друг друга.
Заключение
Таким образом, общественное сознание является одной из важнейших составляющих жизнедеятельности любого человека. В нем находят свое отражение и специфические черты личности, и ее стремление к самореализации, и вклад, вносимый отдельным индивидуумом в развитие социума. На общественное мышление влияет целый ряд факторов, как отрицательного, так и положительного характера, что может иногда лишать его необходимой сбалансированности и устойчивости. Но общественное сознание отличает большая гибкость и способность к адаптации, эти качества позволяют ему тесно взаимодействовать с окружающим миром, параллельно создавая новые связи.
Формы общественного сознания — Историческое развитие понятия сознания
Ментальность как отражение реальности в мозгу человека характеризуется различными уровнями.
Сознание образует высший уровень психики, присущий человеку. Сознание — высшая, интегрирующая форма психики, результат социально-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, в постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание является «социальным продуктом»; сознание есть не что иное, как сознательное бытие.
Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. К. Маркс писал: «Способ, в котором сознание существует и в котором нечто существует для него, есть знание. Структура сознания, таким образом, включает в себя основные когнитивные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. Эти процессы могут включать ощущения и восприятие, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении раздражителей, действующих на мозг в сознании, формируется чувственный образ мира, каким он представляется человеку в данный момент.
Память позволяет обновлять в сознании образы прошлого; воображение позволяет строить воображаемые модели того, что является объектом потребности, но отсутствует в настоящем. Мышление позволяет решать проблемы, используя обобщенные знания. Нарушение, сбой, а тем более полный разрыв любого из перечисленных выше психических познавательных процессов неизбежно становится расстройством сознания.
Вторая характеристика сознания — это воплощенное в нем четкое различие между субъектом и объектом, то есть между «я» и «не-я» человека. Человек, который впервые в истории органического мира отделился от него и противопоставил себя окружающей среде, продолжает сохранять это противопоставление и различие в своем сознании. Он единственный среди живых существ, кто может заниматься самопознанием, то есть направлять умственную деятельность на изучение самого себя. Человек делает сознательную самооценку своих действий и себя в целом. Отделение «Я» от «не-Я» — это путь, который каждый человек проходит в детстве и который имеет место в процессе формирования самосознания человека.
Третьей особенностью сознания является обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, с их помощью формируются и взвешиваются мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход действий и вносятся необходимые коррективы и т.д. К. Маркс подчеркивал, что «человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он реализует вместе с тем свою сознательную цель, которая как закон определяет образ его действий и которой он должен подчинить свою волю». Любое нарушение, будь то болезнь или
Нарушение сознания — это любое нарушение, вызванное болезнью или иными причинами, способности осуществлять целенаправленную деятельность, ее координацию и направление.
Наконец, четвертой характеристикой сознания является включение в его состав определенного отношения. «Мое отношение к окружающей среде — это мое сознание», — писал К. Маркс. Человеческое сознание неизбежно включает в себя мир эмоций, в котором отражаются сложные объективные и, прежде всего, социальные отношения, в которые вовлечен человек. Человеческое сознание содержит эмоциональные оценки межличностных отношений. Здесь, как и во многих других случаях, патология помогает нам лучше понять природу нормального сознания. При некоторых психических заболеваниях нарушение сознания характеризуется нарушением в сфере эмоций и отношений: больной ненавидит свою мать, которую раньше горячо любил, со злостью говорит о близких людях и так далее.
Историческое развитие понятия сознания
Самые первые представления о сознании появились еще в древности. В то же время появились идеи о душе и возникли вопросы: Что представляет собой душа? Как он соотносится с материальным миром? С тех пор споры о природе сознания и возможности познания продолжаются. Одни предполагали познаваемость, другие говорили, что пытаться понять сознание так же бесполезно, как пытаться увидеть из окна себя, идущего по улице.
В первоначальных философских взглядах не было строгого различия между сознательным и бессознательным, идеальным и материальным. Гераклит, например, связывал основу сознательной деятельности с термином «логос», который означал слово, мысль и сущность самих вещей. Степень знакомства с логосом (объективным миропорядком) определяла качественный уровень человеческого сознания. Аналогичным образом, в работах других древнегреческих авторов психические, мыслительные процессы отождествлялись с материальными (движение воздуха, материальных частиц, атомов и т.д.).
Сознание как особая реальность, отличная от материальных явлений, было впервые открыто Парменидом. Продолжая эту традицию, софисты, Сократ, Платон рассматривали различные грани и стороны мыслительной деятельности и утверждали противопоставление психического и материального. Так Платон создал грандиозную систему «мира идей» — единой основы всего сущего — и разработал концепцию мирового, самосознающего, развоплощенного духа, который является движущей силой космоса, источником его гармонии. Античная философия активно развивала идеи индивидуального сознания принадлежности человека к мировому духу, которому придавалась функция объективной всеобщей закономерности.
Средневековая философия рассматривала сознательную человеческую деятельность как «отражение» всемогущего божественного духа, что являлось убедительным доказательством сотворения человека. Выдающиеся средневековые мыслители Августин Блаженный и Фома Аквинский, представляя разные этапы развития философской и богословской мысли, последовательно и обстоятельно рассматривали вопросы внутреннего опыта личности в сознательной и духовной деятельности в сочетании с самоуглубленным пониманием взаимосвязи души и божественного откровения. Это способствовало выявлению и решению актуальных специфических проблем сознательной деятельности. Таким образом, в этот период было введено понятие интенции как особого качества сознания, выражающегося в его направленности на внешний объект. Проблема интенциональности присутствует и в современной психологии; она также является важной частью методологии одной из наиболее распространенных междисциплинарных областей эпистемологии — феноменологии.
Наибольшее влияние на разработку проблемы сознания в Новое время оказал Декарт, который сосредоточился на высшей форме сознательной деятельности — самосознании. Философ рассматривал сознание как представление субъекта о своем внутреннем мире как непосредственной субстанции в отличие от внешнего пространственного мира. Сознание отождествлялось со способностью субъекта обладать знанием о своих собственных психических процессах. Были и другие точки зрения. Лейбниц, например, разработал положение о бессознательной психике.
Структура сознания
Французские материалисты XVIII века (Ламетри, Кабанис) утвердили положение о том, что сознание — это особая функция мозга, благодаря которой он способен приобретать знания о природе и самом себе. В целом, материалисты Нового времени рассматривали сознание как разновидность материи, движение «тонких» атомов. Сознательная деятельность напрямую связывалась с механикой мозга, отделением мозга или универсальным свойством материи («И камень мыслит»).
Немецкий классический идеализм сформировал особый этап в развитии представлений о сознательной деятельности. Согласно Гегелю, основным принципом развития сознания был исторический процесс становления мирового духа. Развивая идеи своих предшественников Канта, Фихте и Шеллинга, Гегель рассматривал такие проблемы, как различные формы и уровни сознания, историзм, учение о диалектике, деятельностная природа сознания и другие.
В 19 веке появились различные теории, ограничивающие сознательную деятельность, настаивающие на врожденном бессилии разума и проповедующие иррационалистические подходы к оценке психической деятельности человека (Шопенгауэр, Ницше, фрейдизм, бихевиоризм и другие).
Карл Маркс и Фридрих Энгельс продолжили материалистические традиции в философии, сформулировав идею о том, что сознание вторично и обусловлено внешними факторами, особенно экономическими. Марксизм широко использовал различные взгляды и особенно диалектические идеи немецкой классической философии.
Понятие сознания неоднозначно. В широком смысле слова, оно относится к психическому отражению реальности, независимо от того, на каком уровне оно происходит — биологическом или социальном, сенсорном или рациональном. Когда сознание подразумевается в этом широком смысле, подчеркивается его связь с материей без раскрытия специфики его структурной организации.
В более узком и конкретном смысле сознание понимается не как просто состояние ума, а как высшая, собственно человеческая форма отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, это целостная система, состоящая из различных элементов, которые находятся в регулярных отношениях друг с другом. В структуре сознания сначала наиболее четко выделяются такие моменты, как восприятие вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, над чем размышляют. Способ, в котором сознание существует и в котором что-то существует для него, — это знание. Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями об окружающей среде и о самом человеке. Знание, восприятие вещей имеет разные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Итак, бытовое, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, идеи, концепции и мысли составляют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: в него входит также акт внимания как его необходимый компонент. Концентрация внимания приводит к тому, что в фокус сознания попадает определенный круг объектов.
Действующие на нас объекты, события вызывают в нас не только когнитивные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные «бури», которые заставляют нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любить и ненавидеть. Познание и творчество — это не холодный рациональный, а страстный поиск истины.
Общественное сознание
Сознание не только индивидуально, личностно, но и имеет социальную функцию. Структура общественного сознания сложна и многомерна и диалектически взаимодействует с сознанием личности.
В структуре общественного сознания выделяются такие уровни, как теоретическое и обыденное сознание. Первая формирует социальную психологию, вторая — идеологию.
Повседневное сознание формируется спонтанно в повседневной жизни людей. Теоретическое сознание отражает сущность, закономерности окружающего природного и социального мира.
Общественное сознание предстает в различных формах: общественно-политические взгляды и теории, правовые взгляды, наука, философия, мораль, искусство, религия.
Дифференциация общественного сознания в его современной форме является результатом длительного развития. Примитивное, недифференцированное сознание соответствовало примитивному обществу. Умственный труд не был отделен от физического, и умственный труд был вплетен непосредственно в трудовые отношения, в повседневную жизнь. Такие формы общественного сознания, как мораль, искусство и религия, появились первыми в историческом развитии человека. Затем, с развитием человеческого общества, возникает весь спектр форм общественного сознания, выделяемого в качестве особой сферы социальной деятельности.
Рассмотрим отдельные формы общественного сознания:
Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном союзе. Общественное сознание имеет межиндивидуальный характер и не зависит ни от одного человека. Она имеет объективный характер для конкретных людей.
Каждый человек испытывает влияние общественного сознания в процессе своей жизни, через отношения с другими людьми, через обучение и воспитание, и это влияние не пассивное, а избирательное, активное.
Социальные нормы сознания психически воздействуют на человека, формируют его мировоззрение, моральные установки, эстетические представления. Общественное сознание можно определить как общественный разум, который развивается и функционирует по своим собственным законам.
Единство общественного бытия
Взгляды отдельного человека, наиболее соответствующие интересам эпохи и времени, становятся достоянием общества после прекращения индивидуального существования. Например, произведения выдающихся писателей, мыслителей, ученых и т.д.. Индивидуальное сознание, проявляющееся в данном случае в творчестве конкретного человека, приобретает статус общественного сознания, дополняет и развивает его, придает ему черты конкретной эпохи.
Сознание не может быть выведено из простого процесса отражения объектов природного мира: отношение «субъект-объект» не может породить сознание. Для этого предмет должен быть интегрирован в более сложную систему социальной практики, в контекст социальной жизни. Каждый из нас, кто приходит в этот мир, наследует духовную культуру, которой мы должны овладеть, чтобы стать по-настоящему человеком и уметь мыслить по-человечески. Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это сознание, противостоящее нам, является реальностью, такой как государство или закон. Мы можем восстать против этой духовной силы, но, как и в случае с государством, наш бунт может оказаться не только бесполезным, но и трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни, которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать исторически сложившуюся систему духовной жизни, мы должны сначала овладеть ею.
Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с возникновением общественного бытия. Природа в целом безразлична к существованию человеческого духа, а общество не могло бы возникнуть и развиваться без него и не просуществовало бы ни одного дня или часа. В силу того, что общество — объективно-субъективная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы «заряжены» друг другом: без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.
Но, подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания, мы не должны забывать об их различии и специфическом разделении. Историческая взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их относительной самостоятельности осуществляется таким образом, что если на ранних этапах общественного развития общественное сознание формировалось под непосредственным влиянием бытия, то в дальнейшем это
В дальнейшем это влияние становилось все более опосредованным государством, политическими и правовыми условиями и т.д., а обратное влияние общественного сознания на бытие, наоборот, становилось все более прямым. Возможность такого прямого влияния общественного сознания на общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать бытие.
Сознание как отражение и как активно-творческая деятельность представляет собой единство двух неразрывных сторон одного и того же процесса: В своем воздействии на бытие оно может и оценивать его, и раскрывать его скрытый смысл, и предсказывать его, и, благодаря практической деятельности людей, преобразовывать его. И поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но и активно способствовать его преобразованию. Такова исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом всякой социальной структуры.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института