какие формы организации уроков технологии относятся к развивающему обучению

Эффективные формы организации занятий по технологии

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Эффективные формы организации занятий по технологии

Учебно-трудовая деятельность школьников при изучении технологии протекает в различных организационных формах. Под организационной формой обучения понимают способы организации ученического коллектива для учебной работы и руководства деятельностью обучаемых, а также структуру построения учебных занятий.

Организационные формы определяются целями и задачами обучения, количеством обучаемых, особенностями содержания конкретных разделов программ по технологии, материально-техническом обеспечением школьных мастерских. Следовательно, выбор организационных форм зависит от различных факторов, и только учитель технологии принимает решение, каким образом должна быть организована работа на данном занятии.

На уроках технологии используются три основные формы организации учебно-трудовой деятельности учащихся: фронтальная, бригадная и индивидуальная. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки.

Фронтальная форма организации заключается в том, что все ученики выполняют одинаковое задание. Учителю при этом легче работать: вводный инструктаж, объяснение особенностей предстоящей работы, предупреждение о типичных ошибках обращены ко всей группе, проще контроль, удобнее сравнить степень продвинутости у разных учеников (целевые обходы конкретны). Если материальная база мастерских позволяет организацию фронтального обучения (достаточно оборудования, инструментов и приспособлений), эту форму можно считать основной. Тем не менее она не лишена недостатков.

Прежде всего, фронтальное обучение не считается с различными в подготовленности отдельных учащихся, вследствие чего нарушается общий темп работы. Поскольку каждый ученик от начала до конца выполняет все операции сам, не формируются представления о характере разделения труда на современном производстве.

Бригадная форма организации обучения школьников предполагает разделение их на группы по нескольку человек. Характерно, что каждая группа при этом выполняет свое задание (они могут существенно различаться). Правила такого обучения достаточно просты, но их соблюдение несомненно важно для успеха.

Состав бригад относительно постоянен. Учащиеся входят в них, руководствуясь в основном взаимными симпатиями, общими интересами. Однако учитель должен стремиться к тому, чтобы бригады оказались сравнительно равноценными по силам. В каждой бригаде выделяется старший (бригадир), который руководит общей работой. Но, общее руководство и контроль при этом остаются за учителем. Может возникнуть вопрос: может ли педагог формировать бригады по собственному усмотрению? Такой вариант возможен. При этом можно руководствоваться советами американских специалистов по организации группового обучения.

1. Прежде чем приступить к распределению учащихся по группам, постарайтесь как можно лучше узнать каждого из них. Сравните свое мнение об учениках с мнением других учителей.

2. Прежде чем приучить учеников к групповой работе, их нужно научить работать самостоятельно.

4. Группируйте учеников в соответствии с их индивидуальными способностями.

5. Проверьте, все ли ученики хорошо знают принципы и обязанности членов группы.

Применительно к обучению технологии представляется, что бригадная форма организации работы учащихся особенно приемлема при выполнении проектов. Естественно, что в этом случае усложняется руководство учебным процессом со стороны учителя, которому приходится одновременно осуществлять контроль не только за несколькими разнообразными работами, но и за характером деятельности каждого из учеников в группах.

Однако достоинства этой организационной формы очевидны. Она создает у школьников общее представление об организации труда работающих на производстве. Бригада может решать серьезные задачи, работая над более сложными объектами труда, что повышает интерес учащихся к делу. И наконец, это по существу единственно возможный вариант организации обучения в тех случаях, когда недостает оборудования, например, при работах на станках или швейных машинках.

Индивидуальная форма организации работы учащихся применяется сравнительно редко и связана с выполнением каждым из них различных заданий. Она позволяет в наибольшей мере учитывать уровень подготовленности и другие особенности обучаемых, создает условия для успеха и удовлетворения от результатов своего труда, помогает освоить учебную программу, без психологического травмирования. Однако учителю значительно сложнее обеспечить руководство большим количеством различных работ, а учащиеся не имеют возможности сотрудничать со своими товарищами.

При групповой или индивидуальной организации учебной трудовой деятельности учащихся составляют график их перемещения по имеющемуся оборудованию. Бригады должны иметь равное число учащихся; длительность каждого из периодов их перемещения определяется программой; общий период на который составляется график, равняется произведению количества бригад на длительность одного периода перемещения ученических групп.

При всем многообразии вариантов составления графиков перемещения, которыми может воспользоваться учитель технологии, в принципе их можно свести к двум основным типам: предусматривающие перемещение всех учащихся (возможно, в течение всего учебного года) или только части их (например, при пропуске занятий).

Учителю не просто контролировать учебный процесс, когда часть группы трудится над одним заданием, а другие проходят обучение по скользящему графику. В этом случае методически оправдано применение письменных инструкций, которые содержат достаточно подробные указания с обязательным самоконтролем обучаемых.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Статья «Типы и структура уроков технологии. Формы организации работы обучающихся»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Типы и структура уроков технологии. Организация работы обучающихся на уроке технологии

В методике преподавания технологии для классификации уроков используется различные признаки: по преобладанию изучения теоретических знаний или практических работ, по доминирующим дидактическим целям и задачам, по собственным методам обучения. По этим признакам выделяются: комбинированный урок, теоретический урок, практический урок, урок лабораторная работа, урок по решению технических задач, контрольно-проверочный урок. Типы уроков технологии отличаются друг от друга своей структурой — совокупностью элементов, входящих в урок, их последовательностью и взаимосвязью.

1) Комбинированный урок : соединение элементов теоретического и практического занятий. В практике обучения технологии очень часто возникает задача дать учащимся некоторый объем технических сведений с тем, чтобы на их основе построить практическую работу по применению этих знаний и формированию практических умений. Комбинированный урок создает для этого необходимые условия. Структура комбинированного урока: организационная часть, сообщение темы и целей занятия; опрос учащихся по изученному материалу; изложение нового учебного материала и его закрепление; вводный инструктаж; пробное выполнение приемов практической работы; самостоятельная практическая работа учащихся и текущие инструктирование учителя; итоговая часть.

2) Теоретические уроки проводятся при переходе от изучения одной конкретной технологии к другой, когда нужно организовать усвоение обучающимися значительного объема теоретического учебного материала. Они учатся чтению чертежей и эскизов, работе с технологическими картами, знакомятся с вопросами организации, общими правилами безопасности и охраны труда, требованиями гигиены и производственной санитарии. Структура теоретического урока может включать в себя организационную часть, сообщение его темы и целей, изложение материала, закрепление его путем краткого опроса обучающихся, работу по усвоению теоретических знаний в виде решения технических задач и упражнений.

3) Практический урок : его цель — непосредственное освоение обучающимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование умений и навыков и занимают основное место в системе уроков по той или иной конкретной технологии. Ученики осуществляют подготовку рабочих мест, овладевают рабочими инструментами. Организационная часть такого урока сложнее, чем у теоретического, поскольку на практическом занятии организуется трудовой процесс.

Итоговая часть урока посвящается приему выполненных ученических работ, их оценке. На протяжении всего урока проводятся инструктажи, вводный, текущий и заключительный. Завершается урок уборкой рабочих мест.

Примерная структура урока-лабораторной работы: организационная часть; сообщение темы, целей и задач, изложение теоретического материала, на котором основана лабораторная работа и его закрепление; выдача заданий на лабораторную работу; ее выполнение; подведение итогов лабораторной работы и всего урока.

5) Контрольно-проверочный урок : цель — получение данных об уровне технологической подготовки учащихся, степени прочности усвоения ими технических знаний, умений и навыков. Эти уроки проводятся по окончанию изученной темы, в конце четверти, позволяя осуществлять периодическую аттестацию обучающихся по технологии.

Примерная структура контрольно-проверочного урока: организационная часть; сообщение темы и целей занятия; выдача задания на контрольную практическую работу; выполнение контрольной работы; подведение ее итогов и урока в целом.

Обучение технологии в общеобразовательных учреждениях носит в основном практический характер. Большая часть учебного времени отводится на самостоятельную учебно-трудовую деятельность учащихся. В практике обучения технологии получили распространение следующие формы организации учебно-трудовой деятельности обучающихся: фронтальная, бригадно-звеньевая, индивидуальная.

При фронтальной форме организации работы все ученики выполняют одинаковые учебно-трудовые задания, продвигаются по учебному процессу вместе. Инструктирование учащихся (вводное, текущее и заключительное) и контроль за их работой осуществляются учителем одновременно для них всех. Эта организация учебной работы используется обычно в начальный период освоения рабочих приемов и трудовых операций. Необходимым условием для организации фронтальной работы является наличие соответствующего инструмента и оборудования для всей группы.

Положительной стороной фронтальной организации труда учащихся на уроке является то, что каждый из них, работая в коллективе, в то же время выполняет изделие или другую порученную ему работу от начала до конца, осваивая при этом все трудовые операции, и видит конкретный результат. Вместе с тем фронтальная организация работы учащихся на уроке имеет свои недостатки: ее нельзя организовать, если нет возможности обеспечить всех необходимым оборудованием и инструментами. К тому же индивидуальные особенности и различные познавательные возможности учащихся требуют дифференциации учебно-трудовых заданий.

Бригадно-звеньевая организация работы предполагает деление группы занимающихся на уроке на отдельные звенья или бригады и выдачу каждому звену или бригаде своего задания. Внутри звена ученики обычно выполняют одинаковую работу. Например, на занятиях по технологии обработки тканей звено учеников в составе 3-4 человек работают за швейными машинами, а остальные учащиеся занимаются обработкой ткани вручную. В бригаде чаще всего выполняют работу с разделением труда, т.е. каждый делает только часть общей работы.

Наиболее распространена на занятиях по технологии индивидуальная форма организации учебной работы. Как правило, учащиеся при этом выполняют общее задание. Но если учитель хорошо изучил своих учеников, знает возможности каждого, то может давать им задания индивидуального характера. Индивидуализация технологического обучения создает благоприятные возможности для развития личности каждого ученика.

Источник

Статья на тему: «Формы, средства и требования развивающего обучения».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Качества личности, определяющие продуктивность учебной и социальной деятельности ученика:

способность к планированию,

В процессе обучения используется широкий спектр форм обучения: классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников.

1.Учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и данного вида деятельности;

2.При разработке содержания занятий нужно проектировать познавательный процесс так, чтобы ученик решал задачи и проблемы, опираясь на зону ближайшего развития.

Выполняя действия в ЗБР, деятельность учителя как помощника ученика оказывается востребованной.

Опасность таких заданий заключается в том, что ученик просто глупеет. Одновременно с этим:

4.Оценка выставляется не за конечный результат, а за процесс получения, причём ученика нужно сравнивать не с другими, а с самим собой, но вчерашним.

Несмотря на существующие проблемы, система развивающего обучения, я

думаю, актуальна и перспективна. Многие школы приступили к освоению данной системы. С целью решения научно-практических задач развивающего обучения создано Ассоциация «Развивающее обучение», которая объединяет ученых, педагогов, психологов России и других стран. Можно полагать, что достижения отечественной педагогики и психологии создания принципиально новой системы развивающего обучения будут способствовать становлению национальных систем образования, отвечающих реалиям XXI века.

Новый век требует новой личности: свободной, высокоразвитой

интеллектуальной, способной самостоятельно принимать решения. То есть, создать такую личность можно использовав систему обучения развивающего.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Лернер И. Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996 г. N 2.

Эльконин Д.Б. Из книги: «Возрастные и индивидуальные особенности

Источник

Статья на тему «Выбор форм, методов и средств обучения для организации продуктивной деятельности на уроке технологии»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбор форм, методов и средств обучения для организации продуктивной деятельности на уроке технологии.

Новые социально-экономические условия и тенденции развития общества требуют существенного совершенствования образования в нашей стране, создания возможностей для реализации и развития прогрессивных технологий. От качества образования современных школьников в значительной мере зависит место России в мировом сообществе.

В докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе» четко сформулирован социальный заказ к образованию: «Развивающемуся обществ нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбы страны, за ее социально-экономическое процветание»

Как видно, здесь говорится преимущественно о деятельностно-творческом, а не предметно-знаниевом образовании. Существенная роль в этом принадлежит технологическому образованию. В современном понимании «технология» – это область знаний, методов и средств преобразующей деятельности людей по созданию материальных и духовных ценностей.

Концепция образовательной области «Технология» опирается на гуманистический и культуросообразный подходы к обучению, использование передового отечественного и мирового опыта технологического образования. Целью его является развитие учащихся, освоение ими способов познания и преобразовательной деятельности, обеспечение профессионального самоопределения и социальной адаптации.

Говоря о современном, уроке мы должны говорить о достижении максимальных результатов в обучении и воспитании, т.е. можно поднимать вопрос о продуктивности урока и обучения в целом.

Реализация продуктивного обучения связана с ориентацией на свободу в самоопределении; творчеством; активностью; целостностью жизни учащихся через целостную трудовую деятельность (ум, чувства, ценностные ориентации), приоритетностью интересов личности, а не профессии; организацией образования от практики к абстракции, от опыта к понятию, а не наоборот.

В последнее время проблемы повышения продуктивности обучения, активизации деятельности ученика, развитие личностных качеств изложены в педагогической литературе, но чаще это рассматривается с теоретической точки зрения, а поэтому считаю целесообразным представить и попробовать проанализировать свой практический опыт, который был накоплен мной в мой педагогической деятельности.

Процесс изготовление швейного изделия можно разделить на три основные части: конструирование, моделирование и изготовление швейного изделия.
Урок посвящен разработке второго этапа изготовления одежды – моделированию.
Моделирование – это творческий процесс разработки новых моделей, создание и изменение выкроек нанесением конструктивных и декоративных линий. Оно служит для того, чтобы по основе построенного чертежа можно смоделировать десятки новых разнообразных изделий, которые могут быть как самостоятельными вещами, так и составлять часть комплекта одежды.
К сожалению, на сегодняшний день при изучении моделирования возникает ряд трудностей, такие как: частичное или полное отсутствие описания по моделированию швейного изделия, нехватка учебной литературы, отсутствие вариантов инструкционных карт, отсутствие компьютерных программ по моделированию, доступных учащимся младшего школьного возраста. Все это существенно осложняет подачу изучаемого материала.

Данный урок входит в раздел «Технология изготовления швейного изделия. Конструирование и моделирование швейных изделий» по программе 5-го класса. Тема урока «Моделирование фартука»

Целью учебно-методической разработки является необходимость дать ученикам полные знания о моделирование одежды доступным путем с учетом их возрастных особенностей.

Важно правильно выбрать формы, методы и средства обучения. Этот выбор определяется возрастными, психологическими особенностями учащихся и педагогическими возможностями педагога, т.е. его профессиональными знаниями и умениями, степенью владения педагогическими технологиями. На уроке по моделированию в 5 классе эти проблемы решаются в первую очередь с учетом возрастных особенностей – учащиеся только начинают изучать предмет «Технология» в среднем звене общеобразовательной школы.

Урок – основная форма организации обучения в классно-урочной системе. Все уроки объединяет общая структура.

Дидактическая структура урока сегодня зависит от цели обучения, от содержания изучаемого материала и характеризуется следующими компонентами:

актуализацией имеющихся знаний и способов действия;

формированием новых понятий и способов действия;

применением умений и навыков.

Эти структурные компоненты на представленном уроке реализованы как основные этапы (в таком случае он строится как «комбинированный»).

Выделяется три относительно самостоятельные части: теоретическая, практическая, заключительная.

На всех трех этапах урока обязательным является организация эмоционального воздействия на учащихся – посредством содержания обучения, личностных проявлений учителя, которые направляли бы отношения учащихся на программируемые ценности процесса обучения. На уроке используется презентация, большое количество образцов изделий, изготовленных из ярких тканей, практическая работа выполняется на основе красочного эскиза.

Под методом обучения понимается способ работы учителя и ру ководимых им учащихся, в процессе которой достигается усвоение учащимися технологических, трудовых знаний, умений и навыков, формирование нравственных качеств, развитие мировоззрения.

Рассмотрим особенности применения различных методов обучения на каждом этапе урока по моделированию фартука.

На этапе постановки целей и задач урока создается проблемная ситуация, решение которой приводит к постановке цели урока.

Этап актуализации опорных знаний выделяется как самостоятельная часть урока. На уроке в основном формируются знания и умения по моделированию, поэтому возможно актуализировать субъектный опыт учащихся. Для этого учащимся предлагается выполнение различных заданий в виде теста в печатном варианте или выполнение заданий на компьютере.

Для закрепления полученных знаний на уроке предлагается выполнение задания по моделированию по карточкам в групповой форме. Это позволяет использовать методы контроля и самоконтроля для оценки степени усвоения нового материала

Практическая часть урока – самостоятельная работа учащихся, направленная на применение полученных знаний на практике. При проведении практической работы обязателен общий и индивидуальный инструктаж, контроль учителя за правильностью выполнения работы, соблюдению правил безопасности, а также важен и самоконтроль ученика. Для выполнения практической работы учащимся представлены инструкционные карты и примерный алгоритм действий.

Для достижения более продуктивной работы на уроке необходимо четко определить критерии качества выполнения работы, систему оценки и поощрения через создание нормальной эмоциональной обстановки на уроке.

Ведущую роль на занятиях по технологии играют практи ческие методы обучения, обеспечивающие познавательно-трудовую деятельность учащихся.

На данном уроке при выполнении практической работы используется метод решения технических и технологических задач.

Этот метод способст вует развитию творческого мышления учащихся. При решении задач на уроках технологии ученик обязательно интегрирует те знания, ко торые получены им в различных предметах. На уроке по моделированию используются знания, полученные на уроках рисования (цвет, сочетания цветов), математики (геометрические фигуры, их признаки), истории (история костюма). Задачи обязательно должны иметь практическую направленность, т. е. в качестве сюжета задачи должны выступать реальные объекты. Так на уроке по моделированию предлагается придумать конкретные модели для конкретного человека или из определенной ткани. Условия задачи должны соответствовать реальным жизненным ситуациям, которые происходили или могут произойти в практике, результаты решения задачи должны соответствовать параметрам действующих процессов или объектов и представлены наглядно. На данном уроке результат практической работы показывается не просто в виде рисунка, а выполненной из цветной бумаги модели фартука на конкретную фигуру.

Сделать урок технологии интереснее и разнообразнее помогает также решение познавательных задач, под которыми понимается учебное задание, предполагающее поиск новых знаний, способов, стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Урок по моделированию – первый урок по созданию моделей одежды. Учащиеся ищут, предлагают варианты решения таких задач, как выбор формы, подбор цветовых сочетаний, использование отделки, выбор способа раскроя изделия. Основой является их знания и субъектный опыт.

При помощи активных методов обучения учитель стимулирует учащихся активизировать внимание и мышление. При этом активность поддерживается независимо от того, желают этого школьники или нет. Для этих методов обучения характерна высокая степень проявле ния обратных связей от ученика к учителю. Формы и интенсивность проявления учебной деятельности учащихся служат преподавателю контрольным инструментом для качественного управления их позна вательной активностью. На уроке осуществляется оптимальное, т.е. отвечающее целям обучения и индивидуальным психическим особенностям учащегося, развитие наглядно – действенного и наглядно – образного мышления. Ученикам предлагается нарисовать на доске несколько моделей фартуков. Найти соответствие внешнего контура деталей фартука той или иной геометрической фигуре, выходя тем самым на способы моделирования – изменение формы; определить количество деталей – изменение количества деталей; определить расположение деталей по отношению к линии середины – изменение расположения деталей, симметрия и асимметрия; использование отделки и цветовых сочетаний.

Для повышения продуктивности урока огромную роль играет также и правильный выбор форм обучения. Наиболее часто, особенно в младших классах используется индивидуальная и индивидуально-групповая формы обучения, т.к. учащимся еще трудно воспринимать большой объем информации, анализировать и использовать его в практической деятельности. Однако, уже в 5 классе, возможна организация работы в групповой форме. На уроке по моделированию групповая форма используется на этапе закрепления новых знаний. Учащиеся организованы в мини группы так, чтобы более сильные ученики продемонстрировали приемы выполнения отдельных элементов более слабым ученикам. Это позволяет учителю контролировать степень усвоения нового материала и при необходимости провести дополнительный инструктаж. Так выполнение индивидуальной практической работы всеми учениками становится более успешной.

Способности к самоконтролю и самоанализу развиваются на уроке при выполнении практической работы и на этапе подведения итогов урока. На уроке предлагается совместное обсуждение результатов работы, с выявлением наиболее правильного выполнения и ошибок, допущенных в работе.

К средствам обучения, используемым на уроках «Технологии», относятся материально-технические средства (оборудование, материалы, литература и учебники), дидактические. Используемые средства обучения должны гармонировать с целями урока, соответствовать сложности и доступности материала урока, быть достаточно наглядными. На данном уроке активно используются карточки – задания, тестовые задания, образцы изделий.

Образовательные, воспитательные и развивающие функции обуче ния в комплексе могут быть реализованы на фоне высокой эмоциональной активности учащихся. Эмоциональная окрашенность процесса учения способствует созданию работоспособных творческих коллективов учащихся, объеди ненных единой целью, мотивированных на достижение этой цели в заданные сроки.

Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов. – СПб.: Речь, 2005. – 317 с.

Поташникова К.Г. Урок как педагогическая технология: Методическое пособие. – Иваново: ИПК и ППК, 2002.-60 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *