какие формы поведения можно отнести к приобретенным

Вопрос 1. Какие формы поведения могут быть отнесены к врожденным, а какие — к приобретенным?
Врожденные формы поведения — безусловные рефлексы, рефлексы, которые передаются по наследству и обеспечивают приспособление организма к постоянным условиям среды. Самые простые безусловные реакции: сосание (пищевой безусловный рефлекс), мигание (защитный безусловный рефлекс), рефлекс «что такое?» (ориентировочный безусловный рефлекс). Более сложные формы врожденного поведения — инстинкты — цепочки врожденных рефлексов. ‘ Приобретенные формы поведения — реакции каждого человека, с помощью которых его организм приспосабливается к меняющимся воздействиям среды. Такой элементарной реакцией является условный рефлекс. Устойчивая цепочка условных рефлексов образует динамический стереотип. Более сложная форма приобретенного поведения — рассудочная деятельность.

Вопрос 2. Какие безусловные рефлексы человек унаследовал от обезьяноподобных предков?
Безусловные рефлексы, которые человек унаследовал от обезьяноподобных предков, это рефлексы, способствующие удовлетворению основных потребностей, т. е. продолжение жизни, а также пищевой, защитный, ориентировочный рефлексы.

Вопрос 3. Что такое инстинкт?
Инстинкт (от лат. instinctus — побуждение) — совокупность сложных врожденных реакций (актов поведения) организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения.

Вопрос 4. Почему утята, выведенные курицей, следуют за ней, как и цыплята? Каков механизм этого явления?
Новорожденные животные в момент созревания анализаторов фиксируют в памяти образы, на которые они впоследствии будут ориентироваться как на значимые объекты. Это свойство называется запечатлением. Им и объясняется, почему утята, выведенные курицей, следуют за ней, как и цыплята. После того как утята вылупились из яйца, у них сформировался зрительный анализатор и возник рефлекс следования. Они запечатлели первый встретившийся им движущийся объект и следуют за ним.

Источник

Открытый урок «Врождённые и приобретённые формы поведения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Здравствуйте, ребята, садитесь. Я очень рада видеть вас на уроке. И надеюсь, что мы его проведём очень плодотворно, узнаем много нового и интересного для себя.

Сегодня мы продолжаем изучение работы нервной системы человека.

И для начала попробуйте ответить на следующий вопрос. Итак, слушайте.

Один учёный решил понаблюдать за поведением шимпанзе. Он оставил обезьяну одну в комнате и вышел, а через некоторое время заглянул в замочную скважину и увидел…

Как вы думаете, что он увидел?

С другой стороны на него смотрит любопытный карий глаз. Шимпанзе подсматривал, что делает учёный.

Что отражают данные ситуации?

Они отра жают поведение ученого и шимпанзе.

А что такое поведение?

3. Актуализация знаний

Поведение – это совокупность действий, направленных на удовлетворение потребностей организма.

В данном случаи, какая потребность двигала учёным и шимпанзе?

Конечно же, любопытство, и ученого, и шимпанзе.

А кто знает, как называется наука, изучающая поведение животных?

А как называется наука, изучающая поведение человека?

Под высшей нервной деятельностью понимают деятельность мозга, связанную с его психикой.

Итак, ключевое слово нашего урока – «поведение»

Записывает на доске слово «Поведение»

Что вы знаете о поведении?

Какое поведение бывает ? (хорошее, плохое, адекватное, неадекватное и т.д.)

И какое поведение чаще всего свойственно вам?

От чего зависит поведение ? (от настроения, окружения, друзей)

Каждый человек и животное обладает своей уникальной, определенной формой поведения.

Мы рождаемся уже с умением чихать, глотать, оборонятся, но некоторым формам поведения мы обучаемся в течение своей жизни.

Исходя из этого, на какие две группы можно разделить поведение человека и животных?

Как вы думаете, как можно сформулировать тему урока?

Итак, тема урока: «Врождённые и приобретённые формы поведения»

И сегодня на уроке вы научитесь определять различные формы поведения, находить их различия, узнаете, как они проявляются, приведёте соответствующие примеры.

Как вы думаете, какие формы поведения можно назвать врождёнными?

Врожденным поведением называются такие формы поведения, которые генетически запрограммированы и которые практически невозможно изменить.

Как вы думаете, какие формы поведения можно назвать приобретёнными?

Приобретенными (в результате научения) называют все формы поведения, которые формируются как результат индивидуального опыта живого организма.

А что лежит в основе поведения?

В основе поведения лежат рефлексы.

Рефлекс – это ответная реакция организма на воздействие внешней среды, осуществляемая при участии нервной системы.

То есть, рефлекс – это основа нервной деятельности.

Как осуществляется рефлекс? По какому пути? Опишите его.

Давайте вспомним, какими бывают рефлексы?

Рефлексы бывают условные и безусловные.

Давайте сначала поговорим о безусловных рефлексах.

Кто может привести примеры безусловных рефлексов?

Человек не задумывается, как ему проглотить кусочек банана и не ставит себе задачу выделить после этого желудочный сок. Люди рождаются с определённым, уже готовым набором поведенческих актов – безусловных рефлексов .

Они представляют собой видовые, стереотипные реакции организма на действие различных (внутренних и внешних) раздражителей .

Перед Вами схема с указанием типов безусловных рефлексов. Ознакомьтесь:

Пищевые какие формы поведения можно отнести к приобретенным

Эта типология может быть отнесена к условным рефлексам?

Почему они называются условные?

Для их выработки нужны условия.

Но для полноценной жизни одних безусловных рефлексов нам недостаточно.

У человека, как и у всех животных с определённым уровнем нервной системы в течение всей жизни формируются новые, более сложные приспособительные поведенческие реакции – условные рефлексы .

Как следует из названия, для их образования нужны определённые условия.

Условные рефлексы строго индивидуальны и отличаются даже у близнецов.

Давайте сравним условные и безусловные рефлексы.

Сохраняются в течение всей жизни

Помогают организму приспособиться к постоянным условиям окружающей среды.

Изменяются в зависимости от условий среды

Вырабатываются на основе безусловных

Помогают организму приспособиться к изменяющимся условиям окружающей среды.

Какое значение играют рефлексы в жизни человека?

Эти реакции играют важную роль в поведении, обеспечивают поддержание условий для нормальной жизнедеятельности, а также лежат в основе непроизвольных движений.

Только ли рефлексы лежат в основе поведения человека?

Разобраться в этом нам поможет работа в группах .

Каждой группе будет дано своё задание, после выполнения которого, команда знакомит нас с новыми знаниями, полученными в ходе работы.

Задание у вас на партах. Начинаем выполнять и по ходу заполнять таблицу.

2 группа : Запечатление (импринтинг) (стр. 214)

3 группа : Динамический стереотип (стр. 215)

4 группа : Рассудочная деятельность (стр. 216)

По ходу изучения данного материала вы в группе заполняете таблицу.

К врождённым относятся безусловные рефлексы, о которых мы уже поговорили, инстинкты и запечатление.

Так, появление половых и родительских инстинктов стимулируется накоплением продуктов соответствующих желез и гормонов и такими внешними раздражителями, как свет, пища, температура, природная остановка.

Инстинкты – это сложная форма врождённого поведения, которая включает в себя цепочку последовательно связанных друг с другом рефлекторных актов (в переводе с латинского языка слово «инстинкт» означает «побуждение»).

Примером инстинкта может служить первый вдох новорождённого ребёнка. Когда в результате разрыва с материнским организмом, в ответ на накопление углекислого газа в крови дыхательный центр побуждает расширяться грудную клетку. Такой инстинкт считается положительным , так как вызывает активные действия. Но существуют и отрицательные , которые прекращают какое-либо действие. Вспомните, как мы замираем от неожиданного прикосновения.

И третья форма врожденной программы поведения – это запечатление.

Запечатление , или импринтинг – это врождённая способность к запоминанию в раннем детстве. какие формы поведения можно отнести к приобретенным

Конрад Лоренц занимался изучением гусят, вылупившихся в инкубаторе. Первым движущимся объектом, с которым встречались гусята в момент вылупления, была не их биологическая мать, а сам Лоренц. Произошла удивительная вещь: вместо того чтобы присоединиться к стаду гусей, эти гусята повсюду следовали за Лоренцом и вели себя так, как если бы он был их матерью. Оказавшись в присутствии своей настоящей матери, они не обращали на нее никакого внимания и возвращались под защиту Лоренца.

Есть ли явление импринтинга у человека?

Если в этот период ребёнок воспитывался, например, волками, то он никогда не сможет стать полноценным членом человеческого общества, не овладеет речью, письмом и хотя бы частично сохранит повадки волка на всю жизнь.

Мы выяснили, какие бывают врожденные программы поведения.

А какие же программы поведения приобретаются в течение жизни?

Приобретенное поведение формируется на базе условных рефлексов. А значит, оно не зависит от генетически переданной информации, а формируется в процессе жизни. Типичным примером создания приобретенного поведения, используя условные рефлексы, является дрессировка животных.

3 группа : Динамический стереотип

Еще более сложной формой приобретенной поведенческой программы является динамический стереотип.

4 группа : Рассудочная деятельность

Более сложной формой индивидуального поведения является рассудочная деятельность.

Способность животных и человека улавливать закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, а также использовать знание этих закономерностей в новых условиях была названа рассудочной деятельностью .

Рассудочная деятельность — это высшая форма приспособления к условиям среды. Благодаря ей организм не только приспосабливается к быстро меняющимся условиям среды, но может предвидеть эти изменения и учитывать их в своем поведении.

И так, какие формы поведения мы рассмотрели сегодня на уроке? Составим схему.

1. Начертить на доске схему выработанного условного рефлекса и рассказать об условиях наступления безусловного и условного торможения. Какое значение имеют условные рефлексы и торможение в жизни человека?

4. Какие формы поведения могут быть отнесены к врожденным?

5. Какие формы поведения могут быть отнесены к приобретенным?

Какие формы поведения демонстрируют вороны? Просмотр видео: https://www.youtube.

какие формы поведения можно отнести к приобретеннымкакие формы поведения можно отнести к приобретенным

Учитель подводит итоги урока.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы.

Понаблюдайте за своими родственниками. Какие условные рефлексы у них проявляются?

Какие условные рефлексы проявляются у ваших питомцев?

Приведите примеры условных рефлексов, руководствуясь изученной типологией.

1. Прочтите параграф учебника биология
2. Запишите в тетрадь термины по данной теме
3. Ответьте на вопросы в конце параграфа
4. Найдите яркий пример врожденного и приобретенного поведения.

Источник

Врождённые и приобретённые формы поведения

Урок 59. Биология 8 класс ФГОС

какие формы поведения можно отнести к приобретенным

какие формы поведения можно отнести к приобретенным

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

какие формы поведения можно отнести к приобретенным

какие формы поведения можно отнести к приобретенным

какие формы поведения можно отнести к приобретенным

Конспект урока «Врождённые и приобретённые формы поведения»

Поведение человека – это совокупность целенаправленных действий, которые определяются биологическими потребностями и социальными мотивами.

Сочетание биологических и социальных потребностей придаёт его поведению уникальные черты, которые позволяют противопоставить человека всему остальному животному миру.

Возникновение любой потребности связано с появлением в структурах центральной нервной системы очага возбуждения. В случае устойчивого возбуждения этот очаг становится доминантным и определяет дальнейшее поведение человека.

Человек не задумывается, как ему проглотить кусочек банана и не ставит себе задачу выделить после этого желудочный сок. Также все вы сегодня не задумываетесь над таблицей умножения или над тем, на какой сигнал светофора переходить дорогу. Но сразу поле рождения никто из нас не был знаком ни с Пифагором, ни с правилами дорожного движения.

Люди рождаются с определённым, уже готовым набором поведенческих актов – безусловных рефлексов. Они представляют собой видовые, стереотипные реакции организма на действие различных (внутренних и внешних) раздражителей. Эти реакции играют важную роль в поведении, обеспечивают поддержание условий для нормальной жизнедеятельности, а также лежат в основе непроизвольных движений.

какие формы поведения можно отнести к приобретенным

Все безусловные рефлексы можно разделить на группы. Это пищевые, такие, как жевание, сосание, глотание, слюноотделение, выделение желудочного сока и защитные. Из которых можно выделить отдёргивание руки от горячего предмета, кашель и чихание.

Но для полноценной жизни одних безусловных рефлексов нам недостаточно. Хотя для поддержания жизнедеятельности в каких-либо идеальных комфортных условиях их вполне хватит.

У человека, как и у всех животных с определённым уровнем нервной системы в процессе индивидуального развития, то есть в течении всей жизни формируются новые, более сложные приспособительные поведенческие реакции – условные рефлексы. Как следует из названия для их образования нужны определённые условия. Условные рефлексы строго индивидуальны и отличаются даже у близнецов.

Биосоциальное значение условных рефлексов выражается в своевременном уходе от опасности, ориентировании в пространстве и времени, то есть элементарной адаптации организма к воздействию окружающей среды.

Какие различают условные рефлексы, каково их значение – давно известно науке. А вот механизм их образования до сих пор доподлинно не выяснен.

Согласно представлениям выдающегося русского физиолога Ивана Петровича Павлова, образование условного рефлекса связано с установлением временной связи между разными группами нервных клеток, либо нервными центрами коры больших полушарий головного мозга. В последнее время выявлено, что в образовании временной связи участвуют подкорковые структуры.

В случае предъявления условного, а после сразу безусловного раздражителя на уровне коры больших полушарий возбуждаются сразу два нервных центра. Считают, что доминантный очаг возбуждения, который возникает в центре безусловного рефлекса, как магнит якобы притягивает к себе возбуждение из центра условного раздражителя. В результате между ними возникает функциональная временная связь.

После многократных предъявлений условного и безусловного раздражителей она становится настолько устойчивой, что потом даже один условный раздражитель, действующий изолированно, способен вызвать возбуждение в обоих нервных центрах.

Чтобы выработать условный рефлекс, необходимо подкреплять условный раздражитель безусловным. То есть таким, который вызывает безусловный рефлекс.

Базой условного рефлекса являются нейроны коры и подкорковых образований головного мозга. Выявлена возможность разных уровней замыкания рефлекторной связи. Кора – кора, кора – подкорка и подкорка – подкорка. При этом роль коры является доминирующей.

какие формы поведения можно отнести к приобретенным

Выработка условного рефлекса происходит поэтапно.

Первоначальный этап характеризуется тем, что рефлекс возникает не только в ответ на предъявление того условного раздражителя, на который он выработался, но и других раздражителей, схожих по физическим параметрам.

На следующем этапе, в процессе закрепления условного рефлекса, реакцию в ответ вызывает только тот раздражитель, который использовался в качестве условного.

Обладая огромным количеством условных рефлексов, человек не проявляет их все в каждый момент времени, несмотря на то, что находится под воздействием раздражителей, способных их вызывать. Это происходит потому, что условные рефлексы могут тормозиться.

Если мы перестанем употреблять в пищу любимое блюдо, только от вида которого у нас текли слюнки, то через некоторое время оно перестанет вызывать такую реакцию. Условный рефлекс затормозиться. И это будет внутренним торможением. Так как процесс произошёл внутри самого рефлекса.

Существует и внешнее торможение. Оно вызывается неожиданным побочным воздействием и всегда начинается с ориентировочной реакции «Что такое?»

В основе этого торможения лежит возникновение в коре больших полушарий нового временно доминантного очага возбуждения, который вызывает понижение возбуждения всех других активных до этого момента участков коры. В результате имеющаяся условнорефлекторная реакция ослабевает, либо исчезает совсем.

Ведя разговор о психической деятельности, нельзя не обратиться к истории её изучения. Начало было положено французским учёным Рене Декартом. Фундаментальным открытием которого стало его суждение об организме как работающем механизме.

При таком понимании живое тело не требует более вмешательства души; функции «машины тела», к которым относятся «восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления… совершаются в этой машине как движения часов».

В дальнейшем природу психических явлений объяснил русский учёный и мыслитель-материалист Иван Михайлович Сеченов. В его работе «Рефлексы головного мозга», которая стала классической, объяснена универсальность принципа рефлекторной деятельности. Он экспериментально доказал, что работа головного мозга носит такой же рефлекторный характер, как и работа любого другого органа.

Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, под которой он понимал деятельность коры больших полушарий и ближайших к ней подкорковых центров, что обеспечивает наиболее доскональную приспособленность животных и человека к окружающей среде.

Для людей внешний мир – это не только биологическое окружение, а мир явлений и предметов, созданных в ходе их общественной истории. Именно внешний мир, с которым взаимодействует человек, определяет содержание его психики.

А под психикой понимают функции головного мозга, которые отражают явления внешнего и внутреннего мира человека. Психика находится в тесном единстве с различными процессами, которые происходят в организме. Она характеризуется активностью, целостностью, развитием, саморегуляцией, адаптацией, изменчивостью. Через психические процессы осуществляется познание окружающего мира, освоение знаний и навыков, обучение. На этой основе формируется индивидуальное поведение человека.

какие формы поведения можно отнести к приобретенным

Практически все виды деятельности так или иначе связаны с психикой. Основой, для которой является кора больших полушарий головного мозга толщиной всего несколько миллиметров…

Поведение человека делят на две группы взаимосвязанных форм: врождённые и приобретённые.

К врождённым относятся безусловные рефлексы, о которых мы уже поговорили, инстинкты и запечатление.

Инстинкты – это сложная форма врождённого поведения, которая включает в себя цепочку последовательно связанных друг с другом рефлекторных актов.

«Instinctu” в переводе с латинского означает “побуждение”. Примером инстинкта может служить первый вдох новорождённого ребёнка.

Когда в результате разрыва с материнским организмом, в ответ на накопление углекислого газа в крови дыхательный центр побуждает расширяться грудную клетку. Такой инстинкт считается положительным, так как вызывает активные действия. Но существуют и отрицательные, которые прекращают какое-либо действие. Вспомните, как мы замираем от неожиданного прикосновения.

Запечатление, или импритинг – это врождённая способность к запоминанию всей поступающей к нам информации в определёный период жизни.

Запечатление было открыто лауреатом Нобелевской премии по физиологии и медицине Конрадом Лоренцом.

какие формы поведения можно отнести к приобретенным

Показывая только вылупившимся утятам самые разные предметы, исследователь наблюдал, как они следовали за ними, как за матерью-уткой.

К приобретённым формам поведения можно отнести условные рефлексы и рассудочную деятельность.

Условные рефлексы мы с вами разобрали, а рассудочная деятельность – это то, что отличает поведение человека от животных. Хотя в той или иной мере животные способны принимать правильные решения в новых для них ситуациях. В которые они не попадали и условные рефлексы не могли быть выработаны. Самыми рассудительными представителями дикой фауны считаются некоторые обезьяны и дельфины.

Источник

Вопрос 1. Какие формы поведения могут быть отнесены к врожденным, а какие — к приобретенным?
Врожденные формы поведения — безусловные рефлексы, рефлексы, которые передаются по наследству и обеспечивают приспособление организма к постоянным условиям среды. Самые простые безусловные реакции: сосание (пищевой безусловный рефлекс), мигание (защитный безусловный рефлекс), рефлекс «что такое?» (ориентировочный безусловный рефлекс). Более сложные формы врожденного поведения — инстинкты — цепочки врожденных рефлексов. ‘ Приобретенные формы поведения — реакции каждого человека, с помощью которых его организм приспосабливается к меняющимся воздействиям среды. Такой элементарной реакцией является условный рефлекс. Устойчивая цепочка условных рефлексов образует динамический стереотип. Более сложная форма приобретенного поведения — рассудочная деятельность.

Вопрос 2. Какие безусловные рефлексы человек унаследовал от обезьяноподобных предков?
Безусловные рефлексы, которые человек унаследовал от обезьяноподобных предков, это рефлексы, способствующие удовлетворению основных потребностей, т. е. продолжение жизни, а также пищевой, защитный, ориентировочный рефлексы.

Вопрос 3. Что такое инстинкт?
Инстинкт (от лат. instinctus — побуждение) — совокупность сложных врожденных реакций (актов поведения) организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения.

Вопрос 4. Почему утята, выведенные курицей, следуют за ней, как и цыплята? Каков механизм этого явления?
Новорожденные животные в момент созревания анализаторов фиксируют в памяти образы, на которые они впоследствии будут ориентироваться как на значимые объекты. Это свойство называется запечатлением. Им и объясняется, почему утята, выведенные курицей, следуют за ней, как и цыплята. После того как утята вылупились из яйца, у них сформировался зрительный анализатор и возник рефлекс следования. Они запечатлели первый встретившийся им движущийся объект и следуют за ним.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *