какие формы развития знания чаще используются в повседневной жизни
ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЯ
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Научно-исследовательская и практическая работа невозможна без серьёзного знакомства с формами научного знания. К научным формам знания относят проблему, доказательство, гипотезу и теорию.
Проблема – это форма мысли, выражающая в виде вопроса или задачи знание о неизвестном и своей постановкой требующая преодоления этой неизвестности, т.е. разрешения проблемы.
Различают развитые и неразвитые проблемы. Неразвитую проблему можно определить как нестандартную задачу, для решения которой нет алгоритма. Неразвитую проблему иногда называют предпроблемой. Развитой называется четко сформулированная проблема, которая содержит более или менее конкретные указания относительно процедуры ее разрешения.
Формулировка проблемы включает в себя, как правило, три части: 1) систему утверждений (описание исходного знания – того, что дано); 2) вопрос или побуждение («Как установить то-то и то-то?», «Найти то-то и то-то»); 3) систему указаний на возможные пути решения. В формулировке неразвитой проблемы последняя часть отсутствует.
Проблема как процесс развития знания состоит из нескольких ступеней:
1) формирование неразвитой проблемы (предпроблемы);
2) развитие проблемы – формирование развитой проблемы первой степени, затем второй и т.д. путём постепенной конкретизации путей её разрешения;
3) разрешение (или установление неразрешимости) проблемы.
Гипотезой называют совокупность определенных высказываний, представляющих собой предположительный ответ на вопрос о существовании или причинах какого-то явления.
При формулировании гипотезы необходимо учитывать следующие требования: а) гипотеза не должна быть внутренне противоречивой; б) гипотеза должна быть согласована с уже имеющимся достоверным знанием; в) гипотеза должна быть принципиально проверяемой; г) гипотеза должна обладать определенной предсказательной и объяснительной силой, т.е. способностью открывать и объяснять новые, еще неизвестные факты.
В процессе исследования гипотеза может быть подтверждена или опровергнута.
Опровержение гипотезы может осуществляться путём выведения из неё следствий, которые не соответствуют действительности, или с помощью обнаружения фактов, противоречащих выведенным следствиям. Кроме этого, гипотеза может быть опровергнута путём доказательства утверждения, являющегося отрицанием гипотезы.
Способы подтверждения гипотезы: 1) непосредственное обнаружение предполагаемого объекта; 2) выведение следствий из гипотезы и их верификация (подтверждение); опровержение всех гипотез, имеющих отношение к изучаемому явлению, объекту (их совокупности), кроме одной, которая и признаётся подтверждённой (косвенным образом).
Одной из разновидностей гипотезы является судебно-следственная версия. Версия – в следственной и судебной деятельности предположение следователя или суда о наличии или отсутствии событий или фактов из числа имеющих значение для правильного разрешения дела, основанное на доказательствах и других фактических материалах конкретного уголовного дела и построенное с учётом опыта расследования аналогичных дел, а также возможное объяснение их возникновения и характера. Следственные и судебные версии делятся на общие и частные. Общая версия относится к предмету доказывания по уголовному делу в целом и содержит предположение о наличии (отсутствии) события преступления и о виновных лицах. Частная версия относится к отдельным сторонам и элементам предмета доказывания, содержит предположение об отдельных сторонах исследуемого события (например, о мотиве преступления, его месте, времени, орудии).
Доказательство – это логическая форма мысли, обосновывающая истинность того или иного положения посредством других положений, истинность которых уже обоснована.
Структурно доказательство как бы обратно умозаключению. В составе доказательства выделяют следующие элементы: тезис, аргументы и демонстрацию или способ доказывания. Особенностью доказательства судебно-следственных версий является то, что в основе всей системы доказательств по конкретному делу лежат фактические данные. Наличие этих данных позволяют делать логические выводы относительно доказываемых фактов.
Главным фактом, подлежащим доказыванию в рамках судебно-следственной деятельности, является событие преступления.
Различают прямое доказательство, т.е. доказательство, устанавливающее отдельные элементы главного факта, и косвенное доказательство, устанавливающего такой факт, который не входит в главный факт, но который связан с ним и поэтому служит основанием для вывода о существенных чертах преступления.
В науке выделяют два уровня познания – эмпирический и теоретический. На первом уровне производится сбор фактов и осуществляется первичная их систематизация в форме таблиц, схем, графиков и т.д. На эмпирическом уровне могут даже формулироваться законы, которые носят гипотетический характер, т. е. требуют объяснения и логического обоснования.
На втором уровне действительность отражается в форме теорий.
Теория – это достоверное знание об определённой области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области.
Особенностью теории является то, что она обладает предсказательной силой. В теории имеется множество исходных утверждений, из которых логическими средствами выводятся другие утверждения, т.е. в теории возможно получение одних знаний из других без непосредственного обращения к действительности. Это одно из условий предсказательной ценности теории.
Теория не только описывает определённый круг явлений, но и даёт объяснение этим явлениям.
Теория является средством дедуктивной и индуктивной систематизации эмпирических фактов.
Посредством теории можно установить определённые отношения между высказываниями о фактах, законах и т.д. в тех случаях, когда вне рамок теории такие отношения не наблюдаются. Частными случаями таких отношений являются отношения дедуктивного следования и подтверждения (индуктивного следования).
Как форма развития знаний
ГЛАВА IX.
ЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЯ
Проблема
как форма развития знаний
Осваивая действительность самыми разнообразными методами, научное познание проходит разные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знаний. Основными из этих форм являются проблема, гипотеза, теория.
Проблема (от греч. problema – преграда, трудность, задача) – объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.
Весь ход развития человеческого познания может быть представлен как переход от постановки одних проблем к их решению, а затем к постановке новых проблем.
Различают три типа проблем[1].
1. По используемым методам –
Программируемые проблемы. К данному типу проблем обычно относят стандартные проблемы, возникающие на основе определенного знания и являющиеся закономерным результатом процесса познания. Для их решения применяете определенная модель с внесением необходимых корректировок на специфические особенности.
Непрограммируемые проблемы. К этому типу проблем относятся нестандартные проблемы, т.е. проблемы, для решения которых нет алгоритма.
Неразрешимые проблемы – это проблемы, путей решения которых нет.
2. По характеру решения –
Рутинные проблемы. Проблемы данного типа решаются по отработанным моделям и не требуют творческого подхода, так как все процедуры решения таких проблем известны.
Селективные проблемы. Проблемы этого типа решаются в определенных рамках альтернативного подбора моделей и алгоритмов их решения.
Адаптационные проблемы. Проблемы данного типа решаются в сочетании использования нестандартного подхода на основе новых идей с отработанными моделями и алгоритмами их решения.
Инновационные проблемы. Проблемы этого типа решаются в сочетании использования нестандартного подхода на основе новых идей с разработкой новых моделей и алгоритмов их решения.
3. По степени формализации –
Хорошо структурированные проблемы. Это проблемы, в которых зависимости между элементами целостного комплекса задач, составляющих проблему, могут получать численные значения или символы. При решении проблем такого типа используются количественные методы.
Слабо структурированные проблемы. Это проблемы, как правило, сложные, отличающиеся в первую очередь качественными зависимостями между структурными межэлементными связями проблемы. Однако они содержат как качественные, так и количественные элементы при преобладающем составе первых. В решении подобных проблем исключается возможность построения моделей, но не всегда. Все зависит от специфики конкретной проблемы и приемлемости сочетания количественных и эвристических методов.
Неструктурированные (или качественно выраженные) проблемы. В проблемах этого типа количественные зависимости между структурными межэлементными связями проблемы совершенно неизвестны. Решение этих проблем предполагает использование эвристических методов, основанных на теоретических рассуждениях, логике, интуиции, опыте и т.д.
Проблему следует отличать от «псевдопроблем» – вопросов, обладающих лишь кажущейся значимостью.
Своеобразной формой решения проблемы может служить доказательство ее неразрешимости, которое стимулирует пересмотр оснований, в рамках которых проблема была поставлена. Например, доказательство неразрешимости построения вечного двигателя было тесно связано с формулированием закона сохранения энергии.
Решаем задачи
Решаем задачи
Гипотеза
Слово «гипотеза» в самом широком смысле означает любое предположение, версии, решения того или иного вопроса.
Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение) – форма развития знаний, представляющая собой предположение, объясняющее свойства и причины исследуемых явлений.
Предположительный характер гипотезы означает, что она не только не доказана, но и не основана в такой мере, чтобы считаться практически достоверной. В то же время научная гипотеза должна быть в той или иной степени обоснована, то есть она должна быть согласована с имеющимися знаниями и фактами и опираться на достоверные факты.
Гипотеза создается для того, чтобы дать объяснение еще не объясненным явлениям, фактам, событиям. В последующем гипотеза может быть или опровергнута, или подтверждена. Получив подтверждение, она превращается в истинное знание – теорию или модель – и прекращает свое существование. Доказанное на ее основе положение уже не является собственно гипотезой, ибо содержит проверенное и не вызывающее сомнений истинное знание. Например, экспериментальное подтверждение явления радиоактивного распада.
В 1774 году Дж. Пристли, установив, что кислород поддерживает горение, оспорил «флогистоновую» гипотезу. «Кислородная гипотеза» горения нашла дальнейшее подтверждение в работах А. Лавуазье.
Далеко не всякую догадку, предположение можно назвать гипотезой. Специфическое отличие данного вида предположения от других (догадки, допущения, предсказания) заключается в следующем:
(1) Гипотеза – это форма развития знаний, выступающая связующим звеном между ранее достигнутым знанием и новыми истинами и одновременно познавательным средством, регулирующим логический переход от прежнего неполного и неточного знания к новому, более полному и более точному, от отдельных научных фактов к их обобщению и познанию законов развития исследуемых явлений.
(2) Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения о природе исследуемых явлений, которое является логической сердцевиной гипотезы и формулируется в виде отдельного суждения или ряда взаимосвязанных суждений. Оно всегда является проблематичным суждением, в котором выражено вероятностное знание.
(3) Возникающее при построении гипотезы предположение рождается в результате анализа фактического материала, на базе обобщения многочисленных наблюдений. Научная гипотеза – это не просто догадка, фантазия или допущение, а опирающееся на конкретные материалы рационально обоснованное, а не интуитивно и подсознательно принятое предположение.
Виды гипотез
Гипотезы можно классифицировать по разным основаниям. В зависимости от функций в познавательном процессе гипотезы различают описательные и объяснительные.
Описательная гипотеза представляет собой предположение о присущих исследуемому объекту свойствах. Она обычно отвечает на вопрос «Что представляет собой данный объект?» или «Какими свойствами обладает данный объект?»
Так, например, возникшая в области физики гипотеза о волновом распространении света была гипотезой о механизме светового движения.
Объяснительная гипотеза – это предположение о причинно-следственных связях в исследуемом объекте.
Таковыми являются гипотеза о существовании ледниковых периодов на Земле, предположение о причинах вымирания животных в различные геологические эпохи, гипотеза о побудительных причинах и мотивах совершения обвиняемым конкретного преступления.
В зависимости от объекта исследования различают общие и частные гипотезы.
Общей гипотезой называется обоснованное предположение, объясняющее причину явления или группы явлений в целом.
Известно, например, что птицы, преодолевая большие расстояния, хорошо ориентируются в полете. Что служит им ориентиром? Выдвигались разные гипотезы: птицы ориентируются по магнитному полю, по Солнцу, по звездам. Но все эти гипотезы не находили подтверждения. Наконец, была выдвинута новая гипотеза – птицы ориентируются по гравитационному полю Земли, реагируя на силу тяжести на маршруте. Для подтверждения гипотезы провели эксперимент с почтовыми голубями. Одному из них вживили в мозг прибор для измерения электрической активности мозга и выпустили в незнакомой местности с таким расчетом, чтобы на пути он встретился с гравитационной аномалией. Попав в эту зону, голубь заметался, не зная куда лететь, и только вылетев из этой зоны, он взял верный курс. Так же вели себя голуби без аппаратуры. Гипотеза была подтверждена.
Примерами общих гипотез могут служить развитая в XVIII в. М.В. Ломоносовым гипотеза об атомистическом строении вещества, современные гипотезы О.Ю. Шмидта и академика В.Г. Фесенкова о происхождении небесных тел.
Общие гипотезы играют важную роль в развитии науки. Многие из них превратились в научные теории. Таковы, например, эволюционная теория Ч. Дарвина, теория относительности А. Эйнштейна, квантовая теория и многие др.
Частная гипотеза – это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений.
Частные гипотезы выдвигаются в естествознании, в исторических науках, в других областях знания. Так, археолог выдвигает гипотезу о времени происхождения и принадлежности обнаруженных при раскопках предметов. Историк строит гипотезу о взаимосвязи между конкретными историческими событиями или действиями отдельных лиц.
Своеобразными частными гипотезами можно считать и предположения, выдвигаемые в судебно-следственной практике, так как здесь речь идет о единичных событиях, отдельных фактах, поступках конкретных людей, причинно связанных с преступным деянием.
Рабочая гипотеза – это предположение, выдвигаемое, как правило, на начальных этапах исследования. Она служит в качестве условного допущения, позволяющего сгруппировать результаты наблюдения и дать им первоначальное объяснение. Выдвинув рабочую гипотезу и убедившись, что она не может объяснить интересующее нас явление или объясняет его неверно, данную рабочую гипотезу отбрасывают и заменяют другой. Рабочая гипотеза может стать в ходе дальнейшего исследования научной гипотезой.
В судебной практике, да и в некоторых других областях человеческой деятельности, требуется восстанавливать конкретные действия и поступки людей, причины и мотивы, приводящие к негативным результатам их деятельности. И эта область познания характеризуется еще и тем, что результат обусловливают не одна, а несколько причин и поводов деятельности человека.
К примеру, расследование преступлений в ходе предварительного следствия, а также и судебное разбирательство носят весьма сложный характер. Здесь интуиция следователя, судьи, адвоката, их большой профессиональный опыт помогает выдвигать предположения, которые можно будет проверить и оценить с помощью вещественных доказательств, показаний очевидцев, данных судебных экспертиз, следственных экспериментов.
Рабочие гипотезы, как особый вид предположений, выдвигаемые в правовой сфере, принято считать версиями. Например, версия в судопроизводстве – одна из возможных рабочих гипотез, объясняющих происхождение или свойства отдельных юридически значимых обстоятельств или преступления в целом.
Версия (на средневековой латыни versio – видоизменение, поворот) – одно из объяснений какого-либо факта, обстоятельства; в следственной и судебной деятельности предположение о событии преступления, лицах, его совершивших, и отдельных обстоятельствах дела.
Необходимо отметить, что слово «версия» в юридической практике употребляют и в смысле «мнение», «точка зрения» участников юридического процесса (версия защиты, версия истца и ответчика). В этом смысле, конечно, «версия» уже не является аналогом научной гипотезы.
При расследовании преступлений и в судебном разбирательстве строят различные по содержанию и охвату обстоятельств версии. Среди них также различают общие и частные версии.
Общая версия – это предположение, объясняющее преступление в целом как единую систему конкретных фактов. Она отвечает не на один, а на ряд взаимосвязанных вопросов, охватывая всю совокупность юридически значимых обстоятельств дела. Важнейшими среди этих вопросов будут следующие: какое преступление совершено? кто его совершил? где, когда, при каких обстоятельствах и каким способом оно совершено? Каковы цели, мотивы преступления, вина преступника?
Неизвестной реальной причиной, по поводу которой создается версия, выступает не принцип развития или объективная закономерность, а конкретная совокупность фактических обстоятельств, из которых складывается отдельное конкретное преступление. Охватывая все подлежащие выяснению в суде вопросы, такая версия носит черты общего суммирующего предположения, объясняющего все преступление в целом.
Частная версия – это предположение, объясняющее некоторые, наиболее важные обстоятельства рассматриваемого преступления. Будучи неизвестным или малоизвестным, каждое из обстоятельств может быть предметом самостоятельного анализа, по поводу каждого из них создаются версии, объясняющие особенности и происхождение этих обстоятельств.
Примерами частных версий могут быть предположения о местонахождении похищенных вещей или о местонахождении преступника, о соучастниках деяния; о способе проникновения преступника к месту совершения деяния, о мотивах совершения преступления и многие др.
Частные и общие версии тесно взаимосвязаны друг с другом в процессе расследования. Знания, полученные с помощью частных версий, используются для построения, конкретизации и уточнения общей версии, объясняющей преступное деяние в целом. В свою очередь, общая версия дает возможность наметить нужные направления для выдвижения частных версий по поводу еще не выявленных обстоятельств дела.
Версии гипотетичны, однако, это не в полном смысле слова гипотезы. Они ситуативны и ориентированы в первую очередь на объяснение происшедшего, а не на установление закономерных связей между выявленными фактами природных явлений или событий в развитии человеческого сообщества, общественной жизни. В них в меньшей степени содержится общее, так как они ориентированы на частный случай, хотя все требования к формулированию гипотез можно распространить и к формулированию версий.
Решаем задачи
Тема 8. ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЯ
Изучив материалы темы, Вы сможете:
— усвоить основные формы развития знания;
— определить содержание понятия «судебно-следственная версия»;
— понять процесс перехода от гипотезы к теории;
— показать значение теорий для объяснения явлений;
— понять значение проблемы для процесса развития знания.
Научно-исследовательская и практическая работа невозможна без серьёзного знакомства с формами научного знания. К научным формам знания относят проблему, доказательство, гипотезу и теорию.
Проблема – это форма мысли, выражающая в виде вопроса или задачи знание о неизвестном и своей постановкой требующая преодоления этой неизвестности, т.е. разрешения проблемы.
Различают развитые и неразвитые проблемы. Неразвитую проблему можно определить как нестандартную задачу, для решения которой нет алгоритма. Неразвитую проблему иногда называют предпроблемой. Развитой называется четко сформулированная проблема, которая содержит более или менее конкретные указания относительно процедуры ее разрешения.
Формулировка проблемы включает в себя, как правило, три части: 1) систему утверждений (описание исходного знания – того, что дано); 2) вопрос или побуждение («Как установить то-то и то-то?», «Найти то-то и то-то»); 3) систему указаний на возможные пути решения. В формулировке неразвитой проблемы последняя часть отсутствует.
Проблема как процесс развития знания состоит из нескольких ступеней:
1) формирование неразвитой проблемы (предпроблемы);
2) развитие проблемы – формирование развитой проблемы первой степени, затем второй и т.д. путём постепенной конкретизации путей её разрешения;
3) разрешение (или установление неразрешимости) проблемы.
Гипотезой называют совокупность определенных высказываний, представляющих собой предположительный ответ на вопрос о существовании или причинах какого-то явления.
При формулировании гипотезы необходимо учитывать следующие требования: а) гипотеза не должна быть внутренне противоречивой; б) гипотеза должна быть согласована с уже имеющимся достоверным знанием; в) гипотеза должна быть принципиально проверяемой; г) гипотеза должна обладать определенной предсказательной и объяснительной силой, т.е. способностью открывать и объяснять новые, еще неизвестные факты.
В процессе исследования гипотеза может быть подтверждена или опровергнута.
Опровержение гипотезы может осуществляться путём выведения из неё следствий, которые не соответствуют действительности, или с помощью обнаружения фактов, противоречащих выведенным следствиям. Кроме этого, гипотеза может быть опровергнута путём доказательства утверждения, являющегося отрицанием гипотезы.
Способы подтверждения гипотезы: 1) непосредственное обнаружение предполагаемого объекта; 2) выведение следствий из гипотезы и их верификация (подтверждение); опровержение всех гипотез, имеющих отношение к изучаемому явлению, объекту (их совокупности), кроме одной, которая и признаётся подтверждённой (косвенным образом).
Одной из разновидностей гипотезы является судебно-следственная версия. Версия – в следственной и судебной деятельности предположение следователя или суда о наличии или отсутствии событий или фактов из числа имеющих значение для правильного разрешения дела, основанное на доказательствах и других фактических материалах конкретного уголовного дела и построенное с учётом опыта расследования аналогичных дел, а также возможное объяснение их возникновения и характера. Следственные и судебные версии делятся на общие и частные. Общая версия относится к предмету доказывания по уголовному делу в целом и содержит предположение о наличии (отсутствии) события преступления и о виновных лицах. Частная версия относится к отдельным сторонам и элементам предмета доказывания, содержит предположение об отдельных сторонах исследуемого события (например, о мотиве преступления, его месте, времени, орудии).
Доказательство – это логическая форма мысли, обосновывающая истинность того или иного положения посредством других положений, истинность которых уже обоснована.
Структурно доказательство как бы обратно умозаключению. В составе доказательства выделяют следующие элементы: тезис, аргументы и демонстрацию или способ доказывания. Особенностью доказательства судебно-следственных версий является то, что в основе всей системы доказательств по конкретному делу лежат фактические данные. Наличие этих данных позволяют делать логические выводы относительно доказываемых фактов.
Главным фактом, подлежащим доказыванию в рамках судебно-следственной деятельности, является событие преступления.
Различают прямое доказательство, т.е. доказательство, устанавливающее отдельные элементы главного факта, и косвенное доказательство, устанавливающего такой факт, который не входит в главный факт, но который связан с ним и поэтому служит основанием для вывода о существенных чертах преступления.
В науке выделяют два уровня познания – эмпирический и теоретический. На первом уровне производится сбор фактов и осуществляется первичная их систематизация в форме таблиц, схем, графиков и т.д. На эмпирическом уровне могут даже формулироваться законы, которые носят гипотетический характер, т. е. требуют объяснения и логического обоснования.
На втором уровне действительность отражается в форме теорий.
Теория – это достоверное знание об определённой области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области.
Особенностью теории является то, что она обладает предсказательной силой. В теории имеется множество исходных утверждений, из которых логическими средствами выводятся другие утверждения, т.е. в теории возможно получение одних знаний из других без непосредственного обращения к действительности. Это одно из условий предсказательной ценности теории.
Теория не только описывает определённый круг явлений, но и даёт объяснение этим явлениям.
Теория является средством дедуктивной и индуктивной систематизации эмпирических фактов.
Посредством теории можно установить определённые отношения между высказываниями о фактах, законах и т.д. в тех случаях, когда вне рамок теории такие отношения не наблюдаются. Частными случаями таких отношений являются отношения дедуктивного следования и подтверждения (индуктивного следования).
1. Какие требования необходимо учитывать при формулировании гипотезы?
2. В чём заключается особенность неразвитой проблемы?
3. Дайте определение понятию «версия»?
4. В чём разница между эмпирическим и теоретическим уровнем познания?
5. Какие особенности придают ценность теории как форме научного знания?
6. Назовите основные формы научного знания.