какие формы рельефа образуются под воздействием внешних сил

География

Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов

Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы

План урока:

Движение земной коры

Люди живут на поверхности планеты, которая получила название земная кора. Здесь они строят дома, дороги, промышленные предприятия. Мы даже не замечаем, как происходит движение земной коры, так как оно очень медленное.

К примеру, на месте города Москва в прошлые геологические эпохи было море. Доказательством этому служит значительный слой осадочных пород, расположенных на глубине более 10 м. В этих породах ученые находили окаменелости морских животных. Это свидетельствует о том, что происходит постепенное движение земной коры.

Такие колебательные движения относятся к внутренним рельефообразующим процессам. Какие существуют типы движения земной коры? Познакомимся с ними на схеме.

Остановимся подробно на каждом виде движения земной коры.

При столкновении литосферных плит осуществляются движения земной коры, получившие название тектонических. Следствием становятся горообразовательные процессы. В этом случае один слой горных пород надвигается на другой, и формируются горные цепи. В случае столкновения океанической и континентальной плит происходит образование глубоководных желобов.

Однако плиты способны также расходиться в разные стороны. Следствием этого процесса становится образование горных хребтов за счет излияния магмы и ее застывания.

Так же как и горизонтальные, вертикальные движения земной коры осуществляются очень медленно.

Существует несколько типов вертикальных движений земной коры. Рассмотрим схемы движения земной коры.

Все виды движения коры, как вертикальные, так и горизонтальные, являются рельефообразующими процессами. Благодаря им создаются формы рельефа, меняется их высота или глубина, очертания континентов.

Землетрясения

Медленные движения не заметны человеческому глазу и безопасны. Однако есть и быстрые, которые обладают разрушительной силой. К ним относят землетрясения. Это неожиданные удары, происходящие под землей, вследствие которых осуществляется сотрясение и смещения пластов земной поверхности. Такие смещения осуществляются в очаге землетрясения, находящегося на глубине 15-20 км. Для того чтобы разобраться, что такое очаг землетрясения рассмотрим рисунок.

От очага землетрясения исходят колебания на поверхность Земли. Очаг землетрясения, находящийся на значительной глубине, является причиной сильного землетрясения.

Быстрые движения в центре очага землетрясения, свидетельствуют о том, что происходят горообразовательные процессы.

Самые страшные землетрясения характерны для участка земной поверхности, расположенного над очагом. Это место получило название эпицентр землетрясения. При удалении от места, где находится эпицентр землетрясения, сотрясения будут все меньше и слабее.

Для измерения силы землетрясения существует шкала Рихтера. Познакомимся с ней на рисунке.

Данная шкала силы землетрясения основывается на степени разрушений зданий и воздействия на людей. Максимальная сила землетрясения по шкале составляет 12 баллов. Однако, по мнению ученых, сила землетрясения не может превышать 10 баллов. За последние десятилетия произошло достаточное количество крупных землетрясений. В России самым разрушительным считают землетрясение на острове Сахалин в 1995 году. Эпицентр землетрясения был расположен на северо-восточном побережье, и сила толчков достигала 9 баллов.

Землетрясения происходят не всюду. Больше всего их в горных областях, где еще характерны движения литосферных плит. В среднем на Земле происходит 100 тысяч землетрясений, из них только 10% ощущаются людьми. Основными областями распространения колебаний земной коры считаются берега Тихого океана – Тихоокеанское огненное кольцо, на долю которого приходится 80% всех землетрясений.

Очень значительны географические последствия землетрясений. Там, где находится очаг землетрясения, меняется земная поверхность: возникают трещины, оползни, обвалы. Землетрясения дна океанов – моретрясения – вызывают гигантские волны – цунами, которые за несколько секунд могут разрушить города.

Данные движения земной коры представляют угрозу для жизни и здоровья людей. Поэтому были изобретены приборы, регистрирующие колебания земной коры, получившие название сейсмографы. С принципом работы сейсмографа познакомимся на рисунке.

Благодаря сейсмографам люди научились предсказывать землетрясения. Однако это не всегда легко сделать, ведь происходят они на значительной глубине.

Вулканизм

Одним из быстрых движений земной коры считается вулканизм. Это очень обширное понятие, которое включает все явления, сопровождающие выход магмы наверх. Это происходит, когда магма накаляется до очень высоких температур и разрывает земную поверхность. В результате происходит выброс газов и превращение ее в лаву. Можно выделить два типа извержения магмы.

При извержении магмы по трещинам формируются огромные лавовые поля. Такие явления наблюдались в Америке, на полуострове Индостан, очень часто бывают на острове Исландия.

Если магма поднимается по каналу, то при излияниях, которые повторяются многократно, образуются возвышения – вулканы с воронкообразным расширением наверху. Большинство вулканов имеет конусовидную форму и состоят из рыхлых продуктов извержения, переслаивающихся с застывшей лавой. Познакомимся со строением такого типа вулкана на рисунке.

В зависимости от степени активности все вулканы подразделяются на действующие и потухшие. Какие же вулканы считаются действующими? Действующим является тот вулкан, извержение которого наблюдалось в течение последних эпох хотя бы один раз. Высочайшим действующим вулканом на планете считается Льюльяйльяко в Южной Америке.

Самым активным действующим вулканом в России считается Ключевская Сопка. Его первое извержение датируется 1737 г, и до настоящего времени он активизировался 24 раза.

Большинство действующих вулканов мира расположено среди молодых гор. Много их и вдоль крупных разломов и на дне океанов около срединно-океанических хребтов. Активный вулканизм часто сопровождается землетрясениями, поэтому основное число вулканов приходится на Тихоокеанское огненное кольцо. Здесь насчитывается более 380 действующих вулканов.

Внимательно рассмотрев карту можно заметить, что потухших вулканов значительно больше, чем действующих. Какие вулканы считаются потухшими?

Если об активности вулкана ничего не известно на протяжении многих тысячелетий, не сохранилось никаких исторических сведений, то он считается потухшим.

Почему вулканы потухают? Выплеск магмы на поверхность происходит при движении литосферных плит, если оно будет очень медленным, то и извержения не будет. В таком случае вулкан будет не активным. Самым высочайшим потухшим вулканом является Охос-дель-Саладо в Южной Америке.

Самым высоким потухшим вулканом России является Эльбрус в горах Кавказа. Его активность завершилась примерно 70 тысяч лет назад.

В мире были случаи, когда потухшие вулканы начинали извергаться. Тогда их уже считали действующими. К примеру, такая история произошла с вулканом Эль-Чичон находящимся в Северной Америке.

В местах затухания вулканической деятельности встречаются горячие источники, в том числе фонтанирующие гейзеры, выбросы газов из кратеров и трещин, которые свидетельствуют об активных процессах в глубине недр Земли. Самыми известными районами гейзеров считаются Камчатка, Исландия, Северная Америка, Новая Зеландия.

Подведем итог сказанному, все быстрые движения, такие как вулканизм и землетрясения, изменяют рельеф местности и являются причиной стихийных бедствий.

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание

Внутренние силы формируют крупные формы рельефа, такие как равнины и горы. Работа внешних сил, к которым относятся ветер, текучие воды, ледники, направлена на выравнивание поверхности планеты.

Действие внешних сил может проявляться разнообразно. Они вызывают распад магматических горных пород, снос их обломков в пониженные места, в реки, озера, моря и образование осадочных пород.

Можно выделить несколько внешних сил, изменяющих рельеф. Познакомимся с ними на схеме.

Особенно большую разрушительную работу производит такая внешняя сила как выветривание. Этот процесс распада пород осуществляется в результате резкого колебания температур и химического изменения их состава. В выветривании также могут принимать участие живые организмы. В зависимости от того, под действием какого фактора происходит разрушение земной поверхности, различают триразновидности выветривания.

Главной причиной физического выветривания считаются резкие перепады температур. Всем известно, что днем земная поверхность нагревается, а в ночные часы происходит ее остывание. По законам физики при нагревании происходит расширение горных пород, а при остывании их сужение. В этом случае и происходит физическое выветривание горных пород. В результате образуются обломочные горные породы, например, щебень.

Так как основной причиной физического выветривания являются перепады температур, то оно характерно для областей с сухим и жарким климатом. К ним будут относиться пустынные районы. Физическое выветривание также характерно и для горных областей, но только если их вершины не покрыты снегом. В результате работы такого выветривания образуются интересные формы на поверхности.

При химическом выветривании на горные породы оказывают влияние различные вещества. Например, кислород, содержащийся в воздухе, вода и все вещества, которые в ней растворены. В отличие от физического выветривания, химическое характерно для районов с жарким и влажным климатом. Часто из твердых пород при химическом выветривании образуются различные виды глины.

Разрушать горные породы могут и живые организмы, такой тип выветривания получил название биологического. Например, деревья своими корнями внедряются в земную поверхность и как бы расчленяют ее на отдельные блоки. Всем известна деятельность роющих организмов, которые также способствуют биологическому выветриванию.

Работа текучих вод, ледников и ветра

Не менее разрушительную работу совершают в природе текучие воды.

Из-за текучей воды формируется общее понижение поверхности, и возникают различные формы рельефа. Примерами могут быть овраги и речные долины.

Оврагами являются вытянутые углубления с крутыми склонами. Создаются они в результате деятельности временных текучих вод.

Поверхностные текучие воды за геологический период способны выполнить разрушительную работу. В результате действия этих сил образуются равнины там, где недавно была горная местность. Текучие воды способны разрушать горы, и выравнивать поверхность. Кроме того реки размывают поверхность, формируя речные долины.

Значительную разрушительную работу на поверхности выполняют ледники. Движущийся ледник способен совершить огромную работу по изменению рельефа. Они разрушают породы, встречающиеся на их пути, образуют углубления в поверхности, сглаживают скалы. Вместе с ледником перемещаются камни, глина, песок, щебень и т.д. Из этих наносов формируются различные холмы.

Помимо ледников к внешним силам, изменяющим рельеф Земли, относят ветер. Этот фактор характерен для всей планеты. Более всего работа ветра проявляется в пустынях. Дующий с определенной силой ветер разрушает рыхлые и каменистые горные породы. При этом образуются барханы и дюны.

Внешние силы совершают работу по изменению рельефа не меньше, чем внутренние.

Человек и земная кора

Не меньшее воздействие на земную кору оказывает человек. Такое воздействие получило название антропогенного.

Вся жизнь человека протекает на земле. Сильное воздействие на земную кору оказывает добыча полезных ископаемых. Выполняться она может различными способами, например, для добычи газа и нефти бурят скважины, а твердые породы могут добываться с помощью шахт. Все это изменяет земную поверхность, происходит ее опускание и разрушение. Образуются искусственно созданные человеком горы – отвалы.

Отвалы при добыче полезных ископаемых

При добыче полезных ископаемых человек создает открытые карьеры, которые также оказывают отрицательное влияние на земную кору. Следствием этого часто является образование нехарактерных для природы форм рельефа: насыпи, валы, карьеры, бугры.

На таких поверхностях часто находятся породы не пригодные для произрастания растений. Такие земли считаются «мертвыми», не пригодными для дальнейшего использования. Кроме добычи полезных ископаемых на земную кору оказывает воздействие и другая хозяйственная деятельность. Люди строят различные здания и сооружения, дороги, обрабатывают почву для сельскохозяйственных нужд. Даже такая деятельность человека как строительство плотин и водохранилищ влияет на земную кору. Земная поверхность становится подвижной, и известны случаи искусственных землетрясений.

Не только человек оказывает влияние на земную кору, но и она на него тоже воздействует. Для горной местности характерны такие явления как обвалы и оползни, причем не всегда они бывают вызваны природными факторами. Часто причиной является хозяйственная деятельность человека. Такие явления вызывают разрушения зданий и гибель людей.

В настоящее время литосфера требует к себе повышенного внимания и охраны.

Таким образом, внешние и внутренние силы формируют рельеф планеты Земля. Одни создают различные поднятия и углубления, другие выравнивают, разрушая его.

Источник

Рельеф Земли и зависимость земной поверхности от внешних сил, таблица характеристик

География – это наука, которая изучает географическую оболочку земли, а также это наука о земном рельефе. Рельеф – эта постоянно изменяющаяся форма земной поверхности или совокупность неровностей земной поверхности, различающихся происхождением, размером и возрастом. За миллионы лет истории Земли под воздействием разных сил там, где стояли горы, появились равнины, а там, где были равнины, возникли высокие действующие вулканы.

какие формы рельефа образуются под воздействием внешних сил

Существует прямая зависимость между рельефом земли и строением литосферы. Так на стыках литосферных плит образовались горы, а в центрах плит – равнины.

Формы рельефа или морфоструктуры

Существуют такие большие и малые формы рельефа, как

какие формы рельефа образуются под воздействием внешних сил

Рис 1. Рельеф Земли

Такие формы имеют определённое название – морфоструктуры. Учёные различают такие виды морфоструктур, как планетарные и региональные, которые образовались позднее. В их развитии участвовали тектонические движения, а на их фоне происходили перемещения верхних горизонтов литосферы.

Причины трансформации земной поверхности

Изменения рельефа Земли происходит по разным причинам. Трансформация может происходить под воздействие как внутренних, так и внешних сил.

Внешние силы влияют на земной рельеф не так сильно, как внутренние.

Внутренние силы

К внутренним силам относятся:

Эти процессы приводят к появлению:

Внешние силы

К внешним силам относится:

Естественно, внешние силы не способны произвести глобальные изменения земного рельефа. Но долговременное воздействие того или иного фактора приводит к трансформации. Постепенно появляются

Нужно помнить, что рельеф также влияют такие внешние процессы, как:

Более подробная информация представлена таблице внешних сил изменяющих рельеф земной поверхности (её можно использовать на уроках географии в 7 классе).

ПроцессПримерПроявление в рельефеСущность процесса
Выветривание какие формы рельефа образуются под воздействием внешних сил

Рис 2. Выветривание

образование осыпейперенос горных пород и рыхлых отложений
Сила ветра какие формы рельефа образуются под воздействием внешних сил

образование барханов и дюнперенос горных пород и рыхлых отложений
Сила воды какие формы рельефа образуются под воздействием внешних сил

разрушение горных породперенос и размыв горных пород
Таяние ледников какие формы рельефа образуются под воздействием внешних сил

Рис 5. Таяние ледников

изменения очертания материковувеличение объёма воды в Мировом океане

Внутренние силы обычно создают различные формы земного рельефа, а внешние силы их разрушают.

Возраст рельефа

Время, прошедшее с момента образования современного облика Земли, называется возрастом рельефа. Это могут быть годы, сотни, тысячи, миллионы лет. Возраст крупных рельефных форм может насчитывать от 200 до 90 миллионов лет. Кроме возрастных существуют также и числовые характеристики поверхности рельефа.

Что мы узнали?

Рельеф Земли отличается большим разнообразием, сложностью и невероятными морфоструктурами. Почему рельеф земли очень разнообразен? Существуют большие и малые неровности, возникающие под воздействием внутренних и внешних сил. Трансформация и изменения происходят медленно, постепенно, одной человеческой жизни не хватит, чтобы заметить все произошедшие изменения. Земная поверхность как будто дышит, то опускается, то поднимается, а порой просто лопается от возникших напряжений. Таким образом, развитие рельефа Земли происходит и в настоящее время.

Источник

Формирование рельефа под воздействием внешних процессов

Презентация к уроку

Цель и задачи урока:

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: проектор, компьютер.

Действия учителя. Формы организации работы учителя

Действия учеников. Формы организации работы детей

1. Организационно-мотивационный этап урока

I стадия вызова

Учитель предлагает ответить на вопросы:

1. Под влиянием каких процессов формируется рельеф?

2. Какие формы рельефа образуются в результате их взаимодействия?

Высказывают свои суждения. Учитель записывает все высказывания на доске.

Выдвигают предположения о теме урока, планируют свои действия на уроке

Формулирование
задач урока

Как вы думаете, с чем нам предстоит познакомиться сегодня на уроке?

Тема урока: «Формирование рельефа под воздействием внешних процессов»

Определяют задачи с помощью учителя.

Формулируют 1 задачу: изучить рельефообразующие процессы и их виды.

Формулируют 2 задачу: изучить, что такое оледенение и выявить и причины.

2. Процессуально-содержательный этап урока

II Стадия осмысления

Слайд 2
Рельеф постоянно меняется под действием внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) процессов.
Рельефообразующие процессы. Работа с учебником.
Слайд 3-15. Выветривание.

Источник

Какие формы рельефа образуются под воздействием внешних сил

Автор: Дойникова Ольга Анатольевна

Организация: МАОУ «СОШ с.Раздольное»

Населенный пункт: Сахалинская область, Корсаковский район, с.Раздольное

Класс: 8.

Предметная область: география.

Учебно методический комплекс: физическая карта России, презентация, атлас, контурные карты, справочный материал, учебник.

Цель урока:- познакомить учащихся с влиянием внутренних и внешних факторов на формирование рельефа;

— показать непрерывность развития рельефа.

Задачи урока: создать условия для систематизации знаний о внешних факторах, рассмотрев различные формы рельефа;

— развивать умение работать с картой.

Планируемые образовательные результаты:

-личностные- формирование всесторонне образованную личность,обладающей системой современных взглядов, формировать представление о России как субьекте мирового географического пространства.

-метапредметные-прослеживать закономерность развития территории России как с исторической так и географической точки зрения,так же тесная связь с биологией и геологией.

-предметные-оценка деятельности учащихся на уроке в ходе работы с контурными картами и атласами, умение работать со справочным материалом и таблицами.

Формируемые УУД:

-познавательные-мотивация к учебной деятельности, умение работать с различными источниками информации.

-коммуникативные-воспроизвести знания и способы действий, необходимые для открытия новых знаний.

-регулятивные –организовать работу учащихся с различными источниками информации, фиксировать в оценочных листах « Моя работа на уроке».

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности ( 5 мин)

Ребята о каких формах рельефа идёт речь?(1 ученик работает у доски с использованием настенной карты « Физическая карта России», остальные ребята все объекты отслеживают у себя в атласах)

1. Найдите горы, разделяющие две крупные равнины, которые протянулись с севера на юг и раньше назывались “камень”.

2. Горный хребет, расположенный вдоль правого берега Лены.

3. Самые высокие горы Юга Сибири.

4. Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря, их еще называют “Дальневосточным Уралом”.

5. Крупнейший горный хребет Камчатки.

6. Нагорье к северо-востоку от озера Байкал.

7. Горы, расположенные к востоку от Алтая и состоящие из двух хребтов.

8. Самое восточное нагорье России.

9. Горы на полуострове Таймыр.

10. Какой горный хребет на северо-востоке России, носит имя русского путешественника.

Проверка:

5. Срединный хребет

10. хребет Черского

Учитель:То есть какие формы рельефа мы сейчас в вами перечисляли?

Ответы учеников— это горы.

Учитель: Верно, а кроме гор какие еще формы рельефа встречаются на Земле?

Ученик: Кроме гор на земной поверхности есть еще равнины.

Географическая разминка у карты: Показать равнины ( Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская, Прикаспийская низменность, Колымская низменность, Яно-Индигирская), работы с атласами и настенной картой. на карте

2. Актуализация знаний(5 мин)

Учитель: что такое рельеф?

Учитель:Современные формы рельефа (те, которые обозначены на наших физических картах) образованы в результате длительного воздействия на земную кору каких процессов? (слайд №1,2)

Ученик: эндогенных, или внутренних сил Земли. Современные с точки зрения геологии эндогенные процессы называются неотектоническими, или новейшими. Они проявляются как на равнинах, так и в горах.

Учитель:Где расположена наша область и к какому району относительно движения земной коры относится?

Ученик:Сахалинская область расположена в сейсмоактивном поясе на стыке литосферных плит,работа с тектонической картой атласа.

3. Поставновка новой темы, целей и задач урока(5мин)

Учитель: Перед нами лоток из мокрого песка мы формируем вершину, самую высокую точку России, как она называется?

Ученики: гора Эльбрус.

Учитель: Представим что перед нами Эльбрус, ( у учителя в руках колба с водой), представьте ребята на протяжении многих сотен лет идут дожди и что же со временем произойдет с нашей горой?

Ученики: Она будет разрушаться.

-Да все верно разрушаются под влиянием каких сил?

Учитель: Отлично ребята, попробуйте сформулировать тему урока, да верно « Влияние внешних сил на формирование рельефа»

Цель: Познакомится с влиянием внешних факторов на формирование рельефа.

4. Открытие новых знаний(20мин)

-Ребята как вы думаете, какие силы внешние силы направленны на формирование рельефа? (слайд№3)

Выступления детей с домашним заданием

2 ученик: Текучие воды (реки, ручьи, временные водные потоки) размывают земную поверхность. ( слайд №9,10)

4 ученик: Рельеф формируется не только внутренними и внешними силами природы, но и человеком. Формы рельефа, создаваемые в процессе хозяйственной деятельности человека, называются антропогенным рельефом. ( слайд №13,14)

Учитель:У вас на партах лежит раздаточный материал, в нем приведены основные формы рельефа их названия, кому сейчас походу заполнения таблицы что то будет непонятно вы можете им воспользоваться.

Совместная работа учителя и учеников, заполнение таблицы тетрадь+контурная карта.

Север Европейской части России,Полярный Урал, г. Бырранга

Окско-Донская равнина, Мещерская низменность

Карелия, Северо-Запад России

Эрозионные формы рельефа:

б) временные потоки

Юг Русской равнины

-карстовые пещеры, воронки

В районах, где растворимые горные породы (мел, известняк)

3. Деятельность ветра

Куршская коса, Прикаспийская низменность

4. Деятельность моря

Различные типы берегов:

Ладожское и Онежское озера

5. Деятельность человека

карьеры, терриконы, тоннели, дороги

В районах активной хозяйственной деятельности человека

Учитель:Кроме этого можно отметить еще процессы направленные на формирование рельефа это:

-многолетняя мерзлота, в результате замерзания и оттаивания воды в холодном климате как вы думаете что претерпевают горные породы(деформацию), происходит так называемое морозное пучение, такие формы рельефа называют буграми пучения.

( Показать на карте районы распространения многолетней мерзлоты и нанести границы на карты)

-Формы рельефа созданные живыми организмами. Ребята может вы встречали такие формы рельефа и знаете как они называются или кто их может создавать (самые распространенные это сурчины и термитники).

5. Закрепление (5 мин)

Учитель: Итак ребята давайте вернемся к цели нашего урока,

1. Какие процессы относятся к внешним силам влияющие на формирование рельефа?(ответы учеников, в которых они перечисляют изученные в ходе урока процессы).

2. Основные формы рельефа созданные под влиянием внешних сил?

3. На что направленны внешние процессы рельефообразования?

-Какие территории нашей страны испытали наибольшее влияние ледника?(Приполярный Урал, г. Бырранга)

4. По картам атласа определите регионы где возможно формирование рельефа под влиянием текучих во( Волгоградская обл)

5.Какие из форм рельефа созданных под влиянием внешних процессов характерны для Сахалинской области?

Домашнее задание: п 12, письменно в тетради ответить на вопрос « Объясните различия в рельефе, созданном внешними силами на Русской, Западно-Сибирской равнинах и Среднесибирском плоскогорье.

Справочный материал.

Морена – геологическое тело, сложенное ледниковыми отложениями.

Представляет собой смесь обломочного материала разного размера – от гигантских глыб до песка и глинистого материала.

Бараньи лбы – скалы, сложенные из выступающих на поверхность коренных пород,

сглаженные и отполированные движением ледника. Группы мелких бараньих лбов называют «курчавыми скалами».

Зандровые равнины или зандры являются плоскими или слабонаклонными равнинами, сложенными чаще перемытыми грубозернистыми кварцевыми песками, иногда гравием, галькой, реже супесями.

Камы (нем., буквально — гребень), холмы из обломочного камня и гряды в областях распространения материкового оледенения. Встречаются одиночно и группами, преимущественно на северо-западе Европейской части России (Карелия, Прибалтика, Ленинградская область).

Фьорд (также фьёрд, фиорд) (норв. fjord) — узкий, извилистый и глубоко врезавшийся в сушу морской залив со скалистыми берегами. Длина фьорда в несколько (чаще всего, в десятки) раз превосходит ширину. Берега фьорда в большинстве случаев образованы скалами высотой до 1000 метров.

Лагу́на (итал. laguna, от лат. lacus — озеро) — мелкий водоём, отделённый от моря узкой полосой намытого песка (пересыпью) или коралловыми рифами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этап урока, слайды