какие формы сотрудничества с детским садом для вас наиболее привлекательны

Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников

какие формы сотрудничества с детским садом для вас наиболее привлекательны Наталья Белова
Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников

«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Семья- социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности.

В тоже время семья выступает и отрицательным фактором воспитания (ссоры, конфликты родителей, плохой пример и т. д.). Эти ошибки связаны с недостатками знаний по вопросам воспитания ребенка, отсутствием выдержки, терпения, педагогического такта. Поэтому в помощи педагогов нуждаются многие родители, хотя не все осознают этого. В семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру.

Содержание работы педагога с родителями включает в себе вопросы воспитания и обучения детей; для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем. Прежде чем работать с семьей, ее нужно хорошо узнать. Только тогда возможно повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного отношения с родителями.

Цель: создать благоприятные условия для внедрения новых форм и методов повышения эффективности семейного воспитания, установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, делиться друг с другом своими проблемами и совместно решать их.

В своей работе я использую основные принципы,на основе которых строится общение с родителями:

—общение на основе диалога;

—открытость, истинность в общении;

—отказ от критики и оценки партнера по общению.

Индивидуальные формы:

Посещение семьи на дому. Проводится 1-2 раза в год с целью познакомиться с семьей, особенностями воспитания, отслеживать условия жизни ребенка дома.

Индивидуальные консультации. Проводятся по запросам родителей, и предполагают индивидуальное общение с родителями.

Индивидуальные беседы. Проводятся мною ежедневно. Эти беседы представляют собой обсуждение с родителями жизни ребенка дома и в детском саду, получении нужной информации о ребенке.

Коллективные формы:

Родительские собрания. Мною проводятся родительские собрания, на которых знакомим родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста,решаются организационные вопросы, а также вопросы, связанные с воспитанием и обучением детей, приглашаются руководители и специалисты детского сада для решения вопросов. Постановления из собрания фиксируются в протоколе.

Групповые консультации. Подготавливаю сообщения или практические рекомендации для группы родителей, имеющих одинаковые проблемы (в воспитании детей, общении с ними, совместно обсуждаем волнующие вопросы,например:»Агрессивный ребенок», «Застенчивый малыш», «Когда в семье брат или сестра«,»Когда родитель только один».

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Включает в себя активную деятельность различного рода в групповом помещении, на участке. Это может быть их уборка, украшение; подготовка и посадка растений, совместное приготовление пособий, подарков, украшений и др.

Совместные праздники и развлечения с детьми и сотрудниками детского сада. Проводим совместные праздники, в процессе которых все участники имеют возможность пообщаться, получить необходимую информацию, отдохнуть, познакомиться поближе. Например, календарные праздники (Новый год, День Матери, музыкальные, спортивные. В этих мероприятиях наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями детского сада. Они играют, поют песни вмести с детьми и педагогами, читают стихи. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга по-новому.

Наглядно-информационные формы:

Родительские уголки. В родительском уголке представлена востребованная информация для родителей: распорядок дня в детском саду, содержание воспитательно-образовательного процесса, организация питания детей, а также психолого-педагогические, медико-гигиенические и другие сообщения.

Папки-передвижки. Воспитатели групп подбирают и оформляют в папках теоретический и практический материал, который будет обогащать знания и умения родителей по предложенной проблеме. Например, «Развивающие игры для детей», «Что читать малышам», «Мир природы», «Азбука вежливости».

Выставки совместного творчества. В детском саду организовываем интересные и увлекательные выставки совместного творчества родителей, детей, педагогов. Это выставки рисунков «Зимушка-зима», «Золотая осень», выставки фотографий «Домашние питомцы»,»Ангел, по имени Мама», выставки поделок из природного материала «Что нам осень подарила», «Елочка, зеленые иголочки».

Таким образом, мы можем отметить, что родители являются главными помощниками воспитателей, а также главными воспитателями своих детей. Поэтому семья должна играть определяющую роль в процессе воспитания и обучения детей. Семья и детский сад- два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения ребенка в большой мир.

Для достижения успехов в воспитании ребенка необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведенные совместные мероприятия помогают поднять авторитет семьи.

На сегодняшний момент в структуру любого мероприятия с участием родителей вносятся различного рода новые элементы в целях повышения родительского интереса к этим мероприятиям.

В работе полезно использовать анализ педагогических ситуаций, что помогает прийти к выводу, что методы воспитаниянадо применять гибко: учитывать особенности ребенка, его настроение, темперамент.

В заключении хотелось бы отметить, что проанализировав результаты работы с родителями можно сделать выводы,что:

—родители получают теоретические знания, которые можно использовать на практике;

—в результате взаимодействия с родителями, семейное воспитание приобретает большую научную обоснованность, планомерность;

—в ходе работы должны поддерживаться нормы взаимодействия: взаимоуважение, открытость к общению, доверие и т. д.

Только в условиях партнерских отношений между воспитателями и родителями возможны положительные результаты в воспитании. Для создания в семье благоприятных условий воспитания детей, родителям, прежде всего, необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями

педагогической деятельности. Необходимо и дальше совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, социальную ситуацию в обществе.

какие формы сотрудничества с детским садом для вас наиболее привлекательныОб использовании современных форм сотрудничества с родителями Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников. В законе об образовании РФ (ст. 44, 45,64) нашла свое отражение.

Модели взаимодействия с семьями воспитанников Модели взаимодействия с семьями воспитанников Совместные мероприятия педагогов и родителей Совместные мероприятия педагогов, родителей и.

Организация работы с семьями воспитанников ДОУ Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал. Е. А. Мухачёва.

Отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС ДО Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и сложной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении.

Отчет воспитателя об использовании современных форм сотрудничества с семьями Отчет воспитателя Карагодиной Любови Григорьевны об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников МБДОУ д/с № 9.

Открытость образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно.

Правила взаимодействия с семьями воспитанников Задачи работы с родителями • Изучение интересов, мнений и запросов родителей. • Обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации.

Программа социального партнерства с семьями воспитанников Пояснительная записка. В законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического,.

Система сотрудничества с родителями воспитанников с речевыми нарушениями в ДОО Основное направление в деятельности ДОО на современном этапе – организация и проведение работы по повышению качества дошкольного образования.

Источник

Опыт работы «Использование разнообразных форм взаимодействия с семьёй в детском саду»

какие формы сотрудничества с детским садом для вас наиболее привлекательны Раиля Бахтеева
Опыт работы «Использование разнообразных форм взаимодействия с семьёй в детском саду»

Опыт работы на тему:

«Использование разнообразных форм взаимодействия с семьёй в детском саду»

воспитатель I категории

Бахтеева Раиля Исмаиловна

«Семья – поистине высокое творенье.

Она заслон надёжный и причал.

Она даёт призванье и рожденье.

Она для нас основа всех начал»

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад — первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы воспитателей зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Как показывает практика, родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи.

Современные родители достаточно образованны. У них есть доступ к педагогической информации, которая «обрушивается» на них из разных источников: теле- и радиопрограмм, популярной педагогической литературы, периодических изданий, сайтов Интернета. Но она не предполагает наличия «обратной связи», так как к родителям обращаются как к «усредненному» слушателю, не зная специфики семейного воспитания конкретного ребенка, особенности семьи, испытываемых ею трудностей.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где присматривают за детьми, пока взрослые на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями именно по этой причине.

Работа с родителями – одна из труднейших участков деятельности воспитателя, она требует разносторонней подготовки, прежде всего знания педагогики и психологии. Эффективность воспитательной работы педагога во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на их помощь и поддержку. Не зная детей и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания.

Я постаралась решить эту непростую проблему в своей работе с родителями. Сотрудничество семьи и детского сада становится все более актуальным и востребованным. Как же сделать так, чтобы процесс воспитания не был односторонним? Как объединить усилия родителей и воспитателей в формировании личности ребенка? Что делать, если традиционные формы работы с родителями в виде родительских собраний уже не привлекают их?

Создание единого образовательного пространства невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работыдало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это стало возможно только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями.

Для этого необходимо последовательно реализовать следующие задачи:

• создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;

• повышение педагогической грамотности родителей;

• повышение профессиональной компетентности педагога;

• обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагога;

• продуктивное творческое взаимодействие педагога и родителей.

Работа с семьей является сложной задачей, как в организованном, так и в психолого-педагогическом плане.

Я стараюсь установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки. Доказано, что именно семья призвана приобщить ребенка к нравственным ценностям, дать ориентиры на построение разумного образа жизни. Однако практика моей работы показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности видеть проблемы друг друга и совместно их решать.

Нетрадиционные формы работы с семьей помогают показывать родителям их значимость в воспитании детей и развивать потребность работать в триаде «педагог – ребенок – родитель», где ребенок является главным в этом звене.

Цель педагога, как профессионала – наполнить эти взаимные действия взаимными чувствами: любовью и пониманием.

Так какие же существуют формы работы с родителями?

• праздники в детском саду;

Источником знаний о семье является социально-педагогическая диагностика, предполагающая использование таких методов, как беседа, консультация, анкетирование.

Консультации. Проблемы, возникающие у родителей в процессе воспитания детей порой растут, как снежный ком. И очень часто взрослые не знают способов их решения. Одни самостоятельно находят пути к решению проблемы, другим требуется помощь. Тематика консультаций разнообразна. Она определяется задачами воспитания ребенка. Например, на основе бесед, высказываний,игр детей возникли темы консультаций:

«Чем и как занять ребенка дома?»;

«Если ребенок кусается и дерется»;

«Как правильно воспитывать девочку»;

«Подготовка к школе» и др.

Беседа – это метод получения информации на основе общения.

Примерные вопросы к беседе:

1. Состав семьи.

2. Место работы родителей.

3. Чем увлекаются члены семьи?

4. Испытываете ли вы трудности в воспитании ребенка? И т. д.

Анкетирование – это метод сбора информации путем письменных ответов на поставленные вопросы. Анкетирование – самый популярный метод изучения отношений. Из анкет можно узнать особенности детей, о том, что любит или не любит конкретный ребенок, его предпочтения; особенности семей воспитанников – структуру, состав, образование родителей и другие сведения.Например:

«Ваши взаимоотношения с детьми»;

«Состояние работы учреждения» и др.

Также родители могут быть активными участниками педагогического процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания педагога и т. д. Здесь папы и мамы выступают в качестве партнеров воспитателя. Чтобы родители могли лучше понять возможности детей, требования к ним, следить за их достижениями и интеллектуальным ростом, я приглашаю родителей на открытые занятия и мероприятия,такие как:

«Путешествие к Лесовичку»;

«Папа, мама, я – спортивная семья»;

«На встречу с Королевой Весной»;

«Там на неведомых дорожках»;

«Моя рука – моя семья».

Такие наблюдения за детьми позволяют родителям понять, на что следует обратить особое внимание, как и какую помощь оказать.

Родительские собрания – целесообразная и действенная форма работы воспитателя с коллективом родителей, на которой воспитатель знакомит их с задачами. Содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада. Воспитатель не должен считать «выступление перед родителями с докладом» хорошим способом разговора о воспитании ребенка. На родительском собрании должен преобладать диалог. Это шаг к взаимопониманию, ступенька к обретению доверия. Педагог дает возможность каждому родителю принять участие в обсуждении актуальных проблем воспитания. Собрания могут проходить в разных формах:

«Круглый стол», «Вечер вопросов и ответов», «Диспуты». Важно продумать время начала собрания, регламент и место проведения. Диалогу способствует размещение родителей за столами, поставленными в круг или полукругом. Важно следить за временем и завершить собрание в установленное время. Если какой-то вопрос останется без ответа, можно перенести его обсуждение на следующую встречу, либо обсудить его в форме консультации. Родителям необходимо помогать становиться хорошими родителями. Это я делаю на родительских собраниях. Их тематика разнообразна:

«Адаптация ребенка в детском саду»;

«Детские капризы»;

«Наказание и поощрение в семье»;

«Развитие речи младших дошкольников»;

«Подготовка детей к школе».

Памятка – это хорошо структурированный короткий текст, напоминающий о чем-либо, призывающий родителей к осознанному воспитанию детей в семье и сотрудничеству с детским садом в решении различных образовательных задач.

Папки-передвижки (ширмы) – содержат конкретный материал о воспитании и образовании детей, дополненные зарисовками, иллюстрациями, фото. В ширме можно раскрыть условия для формирования навыков самообслуживания, методов и приемов руководства играми, основные психофизиологические особенности детей того или иного возраста, режим дня, труд и наблюдения в природе и др. Они располагаются на детских шкафчиках в раздевалке.Мною были предложены такие темы:

«Если ребенок плохо ест»;

«Стеснительные и замкнутые дети»;

«Если дети балуются»;

«Профилактика гриппа и ОРВИ»;

Выставка – это собрание предметов (рисунков, поделок, фотографий, расположенных для обозрения детей и взрослых. Выставки детских работ организуются в детском саду в целях привлечения внимания семьи к результатам обучения детей. Работы детей должны быть подписаны, чтобы каждый родитель мог найти работу, выполненную его ребенком. Выставки организуются как для родителей одной группы, так и для родителей воспитанников всего детского сада. В нашем детском саду мы организуем выставки семейного творчества, можно сказать они стали уже традиционными. Совместное творчество обогащает семейный досуг, объединяет членов семьи, а главное положительные впечатления сохранятся в памяти ребенка на всю жизнь. Ведь поделка, изготовленная совместно с папой или мамой, сестрой или братом, всегда кажется особенно привлекательной. Тему выставки мы выбираем в соответствии с сезоном, календарным праздником или другим значимым событием. На протяжении учебного года детям и родителям была предоставлена возможность поучаствовать в разнообразных проектах и конкурсах.Наиболее яркими были следующие мероприятия:

• осенняя выставка «Дары земли Старополтавской»;

«Мастерская Дедушки Мороза» (игрушки из яичной скорлупы);

«Елочка – зеленая иголочка» (поделки);

«Новогодняя фантазия» (поделки и аппликации);

«Кормушка для птиц» (поделки);

«Мы любим спорт!» (рисунки, посвященные Олимпиаде 2014);

«Любимая семейная подвижная игра» (оформление книжки-раскладушки);

«Мой родной край» (фотовыставка);

• изготовление игрушек к проекту «Игрушки наших бабушек и дедушек».

Праздники – совместные досуги призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.Широкое распространение получили такие праздники и фестивали:

«День защитника Отечества»;

«Международный женский день»;

«Дружба народов – счастливые дети»;

«Мой край родной Заволжье»;

• фестиваль «Мой край родной – навек любимый».

Проектная деятельность педагогов, детей и родителей.Процесс проектирования включает в себя следующие этапы:

-разработка проекта реализации идеи;

-рефлексия опыта реализации проекта.

В моей группе был реализован проект «Игрушки наших бабушек и дедушек». Мы совместно с родителями решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности. Такая форма работы наиболее интересна родителям, потому что она позволяет погрузить родителей в среду педагогического общения, повысить авторитет родителей в глазах детей, увеличить время для совместных дел и игр. Это дает определенный результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества.

Наше взаимодействие с родителями только в начале пути, но уже сейчас можно уверенно сказать об успехах. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

1. Е. Ю. Савельева, М. В. Корепанова «Работа детского сада с семьей или как помочь родителям в воспитании ребенка». Волгоград, 2000

2. С. В. Глебова «Детский сад – семья: аспекты взаимодействия»— Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007

5. Е. С. Евдокимова, Н. Г. Зотова «Родители, дети,педагоги: любовь рождает понимание»— Волгоград: (ООО ФЕНИКС, 2011

6. О. И. Давыдова, А. А Майер «Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход»- М. : ТЦ Сфера, 2005

Презентация «Использование разнообразных форм работы с семьёй в ДОО с целью создания единого образовательного пространства» Презентация «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства» Цель:.

Использование разнообразных нетрадиционных форм работы с родителями в детском саду В 2017 году набрав, группу малышей я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи. Проблема взаимодействия всегда.

Формирование основ безопасности детей дошкольного возраста посредством разнообразных форм работы Формирование основ безопасности детей дошкольного возраста посредством разнообразных форм работы. Дошкольный возраст – важнейший период,.

Опыт работы «Формы работы с родителями в детском саду» В нашем дошкольном учреждении мы используем разнообразные нетрадиционные формы работы с родителями. К ним относятся: Информационно-аналитические:.

Использование разнообразных форм работы с семьей в детском саду с целью создания единого образовательного пространства Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества – воспитание детей. В условиях, когда большинство семей озабочено.

какие формы сотрудничества с детским садом для вас наиболее привлекательныОпыт работы «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду» Детский сад это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. В современных условиях задачей взаимодействий.

Семинар «Развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредством разнообразных форм работы» Цель: Проанализировать эффективность используемых форм работы по математическому развитию детей. Форма проведения: устный журнал. • Подготовка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *