какие формы занятий проводятся с родителями по профилактике ддтт
Организация совместной работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ
Любовь Брах
Организация совместной работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ
— Не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге;
— Неосознанно копируют действия взрослых;
— Не считаются с реальными опасностями;
— Переоценивают свои возможности;
— У них отсутствует способность предвидеть опасности;
— Процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения;
Затем выделила основные формы работы с детьми: просмотр фильмов, мультфильмов, занятия,беседы, целевые прогулки, экскурсии, праздники, досуги, развлечения. игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, встречи с интересными людьми.
Мы с детьми играли в разнообразные игры, разыгрывали различные дорожные ситуации находили правильные пути их решения. Изучали дорожные знаки. Встречали гостей, проводили беседы, просматривали видеофильмы по правилам дорожного движения.
Организуя работу с родителямия поставила перед собой цель :
Повышение педагогической и психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста для реализации единых подходов в области безопасного поведения на улицах города. Для реализации этой цели я выделила основные задачи для работы с родителями 1. Поиск и разработка инновационных форм работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
2 Вовлечение родителей в разрешение проблемы детского дорожно – транспортного травматизма.
3. Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах и улицах города.
Отметила для себя основные напралениями в работе с родителями:
Наглядная информация. Познавательная информация (предлагала родителям познакомиться с деятельностью, которую мы проводим с детьми в ДОУ). Предлагала ознакомиться с методическим обеспечением группы.
На родительском собрании предложила ответить на вопросы анкеты. Совместно родителями мы подготовили акцию в группе «Не спешите водители – вы ведь тоже родители».
Цель этой акции: привлечение внимания родителей к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, развитие взаимопонимания между всеми участниками дорожного движения.
Также была проведена акция «Нет жертвам ПДД».
Затем я предложила родителям поучавствовать в групповом конкурсе на лучшую инценировку песни по ПДД, собственного сочинения. Многие мамы, папы и даже бабушки откликнулись на это предложение. На родительском собрании представляли свои видео. Наша работа была совместная, я приготовила песню, а они видео. Просмотрев работы мы определили победителей. Затем с этим видео мы учавствовали в городском конкурсе «Соблюдаем ПДД, предупреждаем ДТП» номинация «Вместе весело шагать по переходам». И заняли призовое место. Материалы песни «что такое ПДД» были размещены в книге.
Мы не останавливаемся на достигнутых результатах. Совместная деятельность сближает родителей, детей и педагогов, а воспитательно-образовательный процесс делает плодотворным и интересным.
Акция по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в процессе взаимодействия детского сада с ГИБДД «АКЦИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА С ГИБДД». С развитием техники.
Деятельность МБДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Деятельность МБДОУ «Пятницкий детский сад «Семицветик» Волоконовского района Белгородской области» по профилактике детского дорожно-транспортного.
Годовой план работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма в средней группе В план включена работа с воспитанниками и работа с родителями. Мероприятия распланированы по месяцам и неделям внутри в них. По одному.
Мастер-класс по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Мастер-класс по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Вед. Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной.
Отчет «Организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма» Отчет по теме «Организация работы по предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма в МБДОУ ДС «Светлячок». Муниципальное.
Памятка для родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма 1. При выходе из дома необходимо сразу же обратить внимание на весь движимый и недвижимый транспорт возле дома. Убедитесь,что опасности нет.
План мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Цель: Активизировать работу педагогического коллектива ДОУ по пропаганде безопасного поведения и предупреждению детского дорожно-транспортного.
План работы детского сада по профилактике дорожно-транспортного травматизма на 2014– 2015 учебный год Содержание работыСрок исполненияОтветственныйОрганизационная работа1. Помощь воспитателям в составлении планов работы по профилактике безопасности.
Работа с родителями по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма Работа с родителями по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма Воспитатель высшей категории МКДОУ «Детский сад №3 «Ромашка».
Система мероприятий в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Проблема предупреждения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма остается актуальной и в настоящее время. Исследования.
Работа с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Марина Шуракова
Работа с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Работа с родителями
по профилактике
детского дорожно-
транспортного травматизма
Воспитатель высшей категории
МКДОУ «Детский сад №3 «Ромашка»
Шуракова Марина Михайловна
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта.
Здесь он находит примеры для подражания и здесь
происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны
решать эту проблему «всем миром» детский сад,
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, я нахожусь в тесном сотрудничестве с родителями особое внимание уделяю обучению детей правилам дорожного движения. В своей работе поставила цель и определила задачи.
Цель: создание условий для интенсификации работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия, направленные на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения.
— С помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
— Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи;
— Активизация пропагандистской деятельности среди родителей ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
— Выработать систему воспитательно-образовательной работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге.
— Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей;
— Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
— Гуманизация связи семьи с воспитателем, с сотрудниками ГИБДД;
— Появление интереса у родителей к проблемам.
Первое воспитательное учреждение, первый не семейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители – это детский сад. Дальнейшее развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.
Основные формы и методы работы с родителями по профилактике ДДТТ:
• Анкетирование родителей;
• Почта для родителей;
• Беседы с родителями (с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия с участием дошкольников в качестве пешеходов и пассажиров);
• Родительские собрания (на родительских собраниях воспитатели рассказывают родителям о проводимых в дошкольном учреждении дидактических занятиях по воспитанию и обучению безопасному поведению на улице);
• Неформальные встречи, дискуссионные встречи за «круглым столом», встречи с инспекторами ГИБДД;
• Выпуск семейных фотогазет;
• Совместные праздники, развлечения, викторины, соревнования;
• Совместные целевые прогулки;
• Индивидуальное и тематическое консультирование;
• Выпуск памяток для родителей «Обучение детей наблюдательности на улице», «Причины дорожно-транспортного травматизма», «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта», «Правила перевозки детей в автомобиле»
• Показ выставок детских рисунков, поделок, макетов по тематике дорожной безопасности;
• Оформление ширм, папок-передвижек;
• Систематическое оформление информационного стенда.
Практичную ценность моей работы представляют разработанные мной материалы: сценарии совместных праздников, досугов, бесед и экскурсий, рекомендации, памятки для родителей, фотоматериал и др. (Приложение 1, 2) Эти методические разработки можно реализовать в любом дошкольном образовательном учреждении, работающего в данном направлении. В процессе работы проводятся: анкетирование, создаются газеты и альбомы с фотографиями мероприятий, сотрудничество со средствами массовой информации, проводятся съемки праздников и многое другое.
Совместная деятельность сближает родителей и детей учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями. От активного участия родителей в работе ДОУ выигрывают все.
Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.
Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. В своей работе я стремлюсь показать на практике систему деятельности по обучению малышей основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.
Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск педагога и родителей, позволяют ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге; привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
Анкетный опрос родителей показал:
Необходимость продолжения работыв данном направлении:
Об эффективности проведенной работы можно уже говорить по вышеперечисленным результатам, по активизации родителей и детей на мероприятиях, открытых занятиях, участии в семейных выставках, в оформлении фотоальбомов и т. д.
Я убедилась, что такая система работы дает положительные результаты – за годы моей кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками. Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма
Совместная работа ДОУ и семьи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Совместная работа МБДОУ «ЦРР — детский сад» г. Нурлат Р. Т. и семьи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Цель работы.
«Формы работы с родителями по профилактике ДТП» (из опыта работы)
Надежда Маньчева
«Формы работы с родителями по профилактике ДТП» (из опыта работы)
«Формы работы с родителями по профилактике ДТП»
Цель: Повысить уровень знаний родителей по обучению дорожного движения и профилактике дорожно-транспортных происшествий.
Как показывает опыт, что взрослые, в первую очередь родители, нуждаются в информации о ПДД не меньше, чем их дети. Информация по усвоение ПДД должно быть доведено до автоматизма, т. е. принятие решения в сиюминутной дорожной ситуации должно происходить на подсознательном уровне. Значит необходимо постоянное наглядное напоминание о правилах поведения на дороге.
В своей работе по профилактике дорожно-транспортного происшествия использую различные формы взаимодействия с родителями.
Одна из самых значимых форм работы с родителями являются – родительские собрания. Цель родительских собраний – охватить большинство родителей дошкольников. На родительских собраниях мы привлекаем родителей к проблеме безопасности детей на дороге, обучению основам пешеходной и транспортной культуры.
Вторая по значимости форма работы с родителями являются консультации. Консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей.
Индивидуальные и групповые беседы с родителями, дети которых входят в группу риска (слишком активные, подвижные, непредсказуемые на улицах и дорогах, и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).
Памятки, листовки-обращения, буклеты к родителям о необходимости соблюдения ПДД.
Папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми.
Совместные праздники, развлечения, проекты. Проведение совместных с родителями праздников и развлечений позволяет повысить педагогическую грамотность родителей в соблюдении ПДД. Во время таких мероприятий родители имеют возможность в неформальной обстановке понаблюдать за своим ребёнком.Цель проектов: вовлекать родителей в процесс обучения детей основам безопасного поведения на дорогах.
Организация выставок совместных поделок, рисунков. Повысить компетентность родителей в вопросах безопасности детей в окружающей жизни; привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Я считаю, что воспитание и обучение детей безопасному поведению на улице и дорогах может быть эффективным при условии, если работа в этом направлении ведётся совместно с родителями, ведь именно родители являются авторитетом и предметом подражания.
План работы по самообразованию «Инновационные формы работы с родителями» Самообразование на 2018-2019 учебный год Цель работы: Продолжать создавать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями;.
Инновационные формы работы с родителями в ДОУ Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть,.
Формы работы с родителями детей с ОВЗ Работа с родителями детей с ОВЗ – одно из важнейших и в тоже время сложных направлений в деятельности педагогов групп компенсирующего развития.
Консультация «Формы работы с родителями в ДОУ» Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития.
Консультация «Организация совместной работы с родителями по профилактике ДДТТ в ДОУ» Консультация «Организация совместной работы с родителями по профилактике ДДТТ в ДОУ» Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью.
Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ (из опыта работы) Мастер-класс «Кукла» В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных.
Нетрадиционные формы работы с родителями Нетрадиционные формы работы с родителями «Педагогическая гостиная» Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На таких встречах.
Организация работы с родителями по созданию мини-музея в группе детского сада (из опыта работы) Почему мы создали мини-музей? Я провела анкетирование и выяснила, что большая часть наших детей, не была в музее. Причины самые разные.
Презентация «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» (из опыта работы) Обобщение опыта и его представление на муниципальном конкурсе методических разработок по работе с родителями в ДОУ «Шагнем навстречу». Результат.
Мастер-класс на РМО по теме «Формы работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»
Согомонян Шохагат Дикрановна
Мастер-класс на РМО по теме «Формы работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»
МБДОУ ЦРР детский сад №7 «Аревик»
Мастер-класс на РМО по теме :
«Формы работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»
Воспитатель: Согомонян Ш. Д.
Мастер – класс для родителей по ПДД
— Добрый день, уважаемые коллеги, гости, мы рады, что здесь собрались
заинтересованные люди, которые хотят больше узнать, как обучать
дошкольников правилам дорожного движения. Представляю вашему вниманию мастер-класс для родителей, который был проведен в детском саду на родительском собрании. (Слайд 1)
работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма; максимально использовать авторитет семьи в прочном и сознательном усвоении детьми не только правил, но и навыков безопасного поведения на улицах.
Обучение детей происходит большей частью в виде игры. Так дети намного лучше усваивают теорию и принимают правила безопасного поведения на улице, как должное.
— Итак, начинаем. Уважаемые коллеги, представьте себе, что вы все родители дошкольников.
(Ведущий надевает костюм Светофора)
— Я мудрый Светофор Светофорыч. Приглашаю Вас в
школу светофорных наук, где вашему вниманию хочу предложить игровые технологии, которые вы сможете применять дома по ознакомлению
детей с основными азами безопасности.
Для начала поприветствуем друг друга. Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Посмотрите на него, улыбнитесь ему и подарите своего солнечного друга тому, кто сидит с вами рядом. Пожелайте удачи.
Без сомнения, такой настрой позволяет раскрепоститься, задает тон последующему общению.
— Сегодня мы с вами будем путешествовать, и отправимся на автомобиле в город мечты! (Слайд 2)
У каждого человека город мечты, конечно же, свой, мы его представляем таким.
— Ответьте, пожалуйста, что нужно сделать, перед тем, как тронуться в путь? (Занять место, пристегнуть ремни). А если с вами в машине ребенок? (Посадить малыша в детское удерживающее средство – автокресло и пристегнуть его).
Чтобы не было скучно в пути, давайте петь песни про машины, про путешествия, про все что связано с ПДД.
Для того, чтобы удобно было петь, для облегчения запоминания слов песен, воспользуемся эффективной в нашей работе с детьми методикой – мнемотехникой. Напомню, что это система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание путем образования дополнительных ассоциаций (например, соответствующих тексту картинок в работе с детьми).
Итак, смотрим на экран и поем «в пути» знакомые песни. Поем один куплет и припев.
1. Песня «Машина» (Слайд 3)
Первая остановка «Школьная». Что же нас здесь ждет? (Слайд 4)
Дорогие друзья, немало существует пословиц и поговорок о ПДД. О чём они говорят, мы узнаем, выполнив следующее задание.
Приглашаю 6 (8) человек. Каждый участник берет со стола карточку. Ваше задание – собрать пословицы из двух половинок.
«Семь раз погляди, а потом иди»
«Опасностей много, а жизнь одна»
«На дороге шутить – себе навредить»
«Дорожный знак не говорит, а правилу учит» (Слайд 5).
Молодцы, родители. Не секрет, что ежедневно повторяя с детьми эти простые истины, мы невольно закрепляем алгоритм поведения на дороге.
2. Отправляемся в путь и с песней. (Слайд 6).
Это «Песенка шофера»
Следующая остановка «Игровая» (Слайд 7)
— Ни к какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходят легко, с удовольствием. Вот в чём секрет воспитательных возможностей игры.
Любимая игра у детей – «Автомобили», предлагаю окунуться в детство. Приглашаю шесть игроков.
Спасибо друзья, присаживайтесь на свои места.
Добавлю, что на следующем этапе эту игру можно разнообразить дорожными знаками, сигналами светофора, другими атрибутами и применять в работе.
Отправляемся дальше в путь.
3. Песня «Светофоры» (Слайд 8)
— Уважаемые взрослые! Ни для кого из вас не секрет, что компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. Но польза будет, если вы будете играть вместе. В процессе деятельности ребенок выполняет задания своего уровня.
Самые любимые компьютерные игры дошкольников:
— «Правила дорожного движения для детей». (Слайд 10)
— «Дракоша и правила дорожного движения» и другие. (Слайд 12)
Только не забывайте, что детям дошкольного возраста в компьютер играть можно не более 10-15м в день, начиная с 5летнего возраста.
4. Едем на автомобиле дальше с песней «Зеленый свет»
— Внимание! Конечная остановка «Мастерская» (слайд 14)
В любом городе не обойтись без автомастерской. Предлагаю вам стать механиками и собрать автомобили из мягких модулей по предложенным вариантам. Приглашаю 4-х человек. На мольбертах предложены детали для сборки, их необходимо соотнести с модулями, собрать транспортное средство и назвать его вид.
Несомненно, все заметили, что модули обозначены буквами. Предлагаю на каждую букву подобрать слово на тему «Дорога, транспорт и пешеходы» (можно называть даже марки автомобилей).
Ведущий отрывает букву с модуля и вручает тому, кто назвал слово. На сцене собираются 11 человек с буквами (безопасност, последнюю букву «ь» ведущий вручает участнику по своему усмотрению.
— А сейчас, уважаемые родители, ваша задача – из 12 букв составить слово.
Вот и завершилось наше путешествие в страну светофорных наук.
Я, мудрый Светофор Светофорыч, хочу сказать. Помните! Ребёнок учится законам улицы, беря пример с Вас, взрослых. Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребёнка, но и других детей.
Благодарю всех за активное участие.
Роль экскурсии в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшении условий для сохранения жизни и.
Акция по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Профилактическая акция по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с участием детей подготовительной группы МКДОУ Детский.
Фотоотчет о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Пофилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо.
Игровые технологии в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма В нашей стране вопрос детского дорожно-транспортного травматизма был и остаётся очень острым. Статистика дорожно-транспортных происшествий.
Опыт работы ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Опыт работы МБДОУ по профилактике дорожно-транспортного травматизма Воспитатель: Растеряева Е. Д. МБДОУ ЦРР д/с №7 Белочка».
Организация педагогической работы с дошкольниками по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма По статистической информации ГИБДД ежедневно на дорогах происходят дорожно-транспортные происшествия. Особую тревогу вызывает рост числа.
Памятка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма ПАМЯТКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего.
План ОД по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма сентябрь Тема «Транспорт». Формировать понятие «транспорт», упражнять в классификации средств передвижения (легковой и грузовой транспорт).
План дополнительной образовательной работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма План по дополнительной образовательной работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, изучению правил дорожного движения.
Система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ Проблема обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на дороге актуальна и современна, её решение помогает сформировать систему.