какие каналы связи могут применяться при диспетчеризации узла учета
Как выбрать каналы связи для сбора и передачи данных с приборов учета АСКУЭ/ИСУ в 2021 году?
К 2020 году автоматизированные системы учета энергоресурсов получили активное развитие, как в технологичном обеспечении, так и в интеллектуальном. Наша компания более 20 лет развивается и создает системы АСКУЭ (автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии), интегрируя последние технологии и разработки. Имея широкий опыт в создании проектов и их реализации: от архитектуры системы, функционала и возможностей программного обеспечения, визуального представления, соответствия техническому заданию и законодательным нормативам, к нам часто обращаются за экспертным мнением в выборе оптимального решения по передаче данных с приборов учета (ПУ) и устройств сбора и передачи данных (УСПД).
Рассмотрим широко используемые типовые решения организации сбора и передачи данных для разных типов объектов учета электроэнергии на 2021 год, как в коммерческом учете, так и в техническом учете электроэнергии.
Основные технологии передачи данных с интеллектуальных ПУ в АСКУЭ:
Каналы связи для центров сбора и обработки данных (ЦСОД) АСКУЭ/ИСУ
Построение ЦСОД АСКУЭ подходит для организации учета электроэнергии территориально разрозненных объектов – узлов учета, например, сетевые компании, сбытовые, ресурсоснабжающие организации, гарантирующие поставщики электроэнергии, словом, компании – субъекты электроэнергетики, которые организуют учет электроэнергии в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 19 июня 2020 г. N 890 “О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)”.
Опыт реализации проектов с опросом более 2 000 000 приборов учета в единой системе выявил оптимальные решения для построения каналов связи.
Архитектура системы ЦСОД АСКУЭ/ИСУ
Опрос приборов учета АСКУЭ на предприятиях
Структурная схема сбора и передачи данных на базе ПО «Энфорс»
Организация учета электроэнергии и энергоменеджмента для ритейла
Объектами учета энергоресурсов ритейлера, как правило, являются магазины и могут представлять собой как отдельное здание, так и часть торгового центра.
К 2021 году опыт проектирования и построения централизованной автоматизированной системы для ритейла позволила объединить порядка 25 000 объектов в единую учетную систему. Объекты, расположенные по разным городам и областям объединили в единую интеллектуальную сеть. Сбор данных с приборов учета организован посредством локальной сети объектов через кабельное соединение и преобразователь интерфейсов, в случаях, где не было точки доступа в интернет, использовали GPRS-модем или 3G/4G/терминал терминал с поддержкой технологии GPRS/3G/4G.
Схема организации сбора данных для сетевых магазинов
Проектирование каналов связи АСКУЭ/АСТУЭ/ИСУ
Чтобы определить наиболее оптимальное решение в конкретном случае, необходимо сделать ППО (предпроектное обследование): выяснить какие возможности для организации учета энергоресурсов уже существуют, какие интеллектуальные сети уже есть на объектах, какие приборы учета будут использоваться и соответственно определить их технические возможности, учитывается географическое положение объектов и их назначение/тип (многоквартирные дома, здания, предприятия, и пр.). Собрав всю возможную информацию, исходя из поставленных задач (технического задания) и можно определить и спроектировать наилучший вариант индивидуального решения.
Таким образом, наши специалисты создают максимально технологичное решение, как правило, смешанного вида. Реализуется индивидуальный проект, отвечающий всем требованиям заказчика и законодательным нормам построения систем учета электроэнергии и других ресурсов.
Для подробного расчета стоимости создания проекта АСКУЭ/АСТУЭ/ИСУ оставьте заявку на сайте или свяжитесь с нами.
Какие каналы связи могут применяться при диспетчеризации узла учета
—GSM/GPRS: передача данных посредством GSM-сети. Применяется для передачи данных об энергопотреблении как от УСПД в Энергосбыт, так и от счетчиков в УСПД.
ТИПЫ ОБОРУДОВАНИЯ: В системах применяются как внешние GSM/GPRS-модемы (Cinterion MC52i, Conel ER75i (Siemens), УСД-01 (02), Коммуникатор GSM/GPRS, GSM-GPRS коммуникатор «Гран-GPRS» и др.) так и встроенные в счетчики электроэнергии и УСПД («Гран-Электро СС-301», «MTX 3Rxx.xx.xxx-GO4», «Альфа A1140, A1700, A1800», «Энергомера CE301, CE303», УСПД «СЭМ-3», «164-01Б», «Роутер MTX RT 6L1E5/G-3», «Роутер RTR LV/GSM» и др.).
ДОСТОИНСТВА: Уже сформированная инфраструктура сотовой сети с достаточно большим покрытием территории, большой выбор оборудования.
НЕДОСТАТКИ: Взимаемая оператором сотовой связи плата за услугу передачи данных (за исключением закрытых абонентских групп и некоторых тарифных планов), зависимость от работоспособности оборудования оператора сотовой связи, уровень GSM-сигнала в спец-помещениях (ТП, РП, Подвальные помещения и др.) зачастую низок, что требует дополнительных монтажных мероприятий по установке внешних антенн.
—RADIO 433, 866 МГц: передача данных посредством радио-канала на безлицензионной частоте 433МГц или 866МГц. Применяется для передачи данных об энергопотреблении от счетчиков в УСПД. Применяется в случаях, когда прокладка информационного кабеля либо технически невозможна, либо экономически нецелесообразна. Преимуществами данного вида связи являются: отсутствие каких-либо платежей за передачу данных, не требуется получение разрешений. Дальность связи может достигать нескольких километров.
ТИПЫ ОБОРУДОВАНИЯ: В системах применяются как внешние Radio-модемы («Коммуникатор ШМР-16U», «Радио-модем М-433», «Спектр 433» и др.) так и встроенные в счетчики электроэнергии и УСПД («Гран-Электро СС-101, СС-301», «Энергомера СЕ-301», «Альфа А1800» и др.).
ДОСТОИНСТВА: Передача данных от счетчиков к УСПД осуществляется по радио-каналу, что сокращает трудозатраты и стоимость внедрения системы, т.к. отпадает необходимость прокладывать информационные кабели.
НЕДОСТАТКИ: В системах со встроенными в счетчики радио-модемами есть необходимость в прокладке нескольких кабелей, соединяющих УСПД и радио-ретрансляторы. Радио-ретрансляторы устанавливаются в ключевых точках и к ним необходимо прокладывать информационный кабель. Данные точки расположены, как правило, на одной отметке с УСПД (подвал, первый этаж) и кабель прокладывается по существующим лоткам.
—ETHERNET, INTERNET: передача данных посредством технологии TCP-IP (вычислительные сети). Применяется для передачи данных об энергопотреблении как от УСПД в Энергосбыт, так и от счетчиков в УСПД. Применяется в системах, где требуется передача больших объемов информации, а также когда требуется организовать автоматизированное рабочее место, которое глобально удалено от УСПД или сервера сбора данных.
ТИПЫ ОБОРУДОВАНИЯ: Коммутаторы ETHERNET, различные xDSL-модемы и др.
ДОСТОИНСТВА: Передача больших объемов информации на большой скорости. Зачастую, инфраструктура Ehternet (в т.ч. с доступом в сеть Internet) уже существует на объекте автоматизации.
НЕДОСТАТКИ: Необходимость прокладки кабелей. Для подключения к промышленному оборудованию с последовательными интерфейсами необходимо устанавливать преобразователи интерфейсов. При построении сложнораспределенных систем необходимы специалисты с соответствующей квалификацией.
—RS-485, RS-232, M-BUS: передача данных посредством проводных последовательных интерфейсов. Применяется для передачи данных об энергопотреблении как от счетчиков в УСПД, так и от УСПД в АРМ-Энергетика.
ТИПЫ ОБОРУДОВАНИЯ: Счетчики электроэнергии, УСПД, модемы, преобразователи и др.
ДОСТОИНСТВА: Надежная передача данных между устройствами низкого, среднего и верхнего уровня. Параллельное объединение большого количества устройств с использованием малого количества проводов.
НЕДОСТАТКИ: Необходимость прокладки кабелей.
Диспетчеризация в России
Проблема организации круглосуточного контроля за состоянием тепловых сетей и работой оборудования систем теплоснабжения (ЦТП, ИТП) в большинстве регионов РФ не решена.
Разработка и внедрение систем оперативного диспетчерского управления и контроля является необходимым условием для более эффективного управления работой системы теплоснабжения, более качественного снабжения потребителей тепловой энергией. Одновременно обеспечивается безопасная работа системы благодаря предоставлению информации о режимах и параметрах в любой момент времени, что дает возможность оперативно реагировать на аварийные и внештатные ситуации.
В России с развитием коммерческого учета тепла возможностями диспетчеризации все чаще интересуются тепловые компании. Подключение ЦТП и ИТП к сетям сбора данных может не только облегчить контроль и управление оборудованием, но и упростить ведение расчетов за поставляемые энергоресурсы как с теплогенерирующими предприятиями, так и с управляющими компаниями и ТСЖ, позволит контролировать работоспособность приборов учета.
Системы диспетчеризации системы теплоснабжения обеспечивают:
· реальную и полную картину состояния всех объектов в любой момент времени;
· круглосуточный мониторинг контролируемых объектов по перечню параметров;
· возможность выдачи аварийных сообщений на экран монитора, принтер или звуковых и световых предупреждений о нештатных и аварийных ситуациях;
· подсчет времени работы оборудования и предупреждение о необходимости проведения профилактических и регламентных работ и, за счет этого, продление срока службы инженерных систем;
· создание единой базы оперативных и архивных параметров технологических процессов (температура, давление, расход, тепловая мощность и количество тепловой энергии теплоносителей, работоспособность оборудования и т. д.);
· дистанционную диагностику оборудования и каналов связи;
· генерацию отчетов об отпуске и потреблении энергии и энергоносителя, отчетов о неиспользованной тепловой энергии по результатам контроля;
· ведение журнала событий;
· представление информации в удобном для анализа виде (таблицы, графики, диаграммы);
· дистанционный диспетчерский контроль за возникновением нештатных ситуаций на автоматизированных объектах;
· систему контроля доступа на автоматизированные объекты;
· расширение возможностей обслуживающего персонала при сокращении численности;
· возможность сбора статистической информации и прогнозирования;
· коммерческий учет потребления энергоресурсов (тепло, горячая вода, газ, электроэнергия).
В зависимости от характеристик автоматизируемого объекта и объема обрабатываемой информации, структура построения систем диспетчеризации реализуется в каждом случае индивидуально.
Эффективность программ, обеспечивающих функционирование диспетчерской службы, во многом зависит от правильной организации каналов связи с объектами и организации компьютерной сети между подразделениями и службами предприятия. Необходимо предусмотреть элементы, обеспечивающие резервирование компьютерной сети, а также обеспечить серверы и оборудование каналов связи системой гарантированного электропитания.
Каналы связи между различными уровнями системы могут быть проводными и беспроводными, с использованием выделенных и коммутируемых телефонных линий, локальных компьютерных сетей, сетей сотовой связи, радиоканалов и т.п. Используются технологии GPRS, Ethernet, WiFi и др.
Современные технологии позволяют решить все эти задачи и обеспечить высокие скорости передачи информации.
Диспетчеризация системы теплоснабжения позволяет осуществить:
· регулирование подачи количества теплоты в системы отопления в зависимости от изменения параметров наружного воздуха;
· ограничение максимального расхода воды из тепловой сети на тепловой пункт путем перекрытия клапана регулятора теплоты на отопление;
· поддержание требуемого перепада давлений в подающем и обратном трубопроводе тепловых сетей на вводе ИТП;
· поддержание заданной температуры воды, которая поступает в систему горячего водоснабжения здания;
· анализ теплопотребления в различные сезоны – зима, лето, межсезонье – и определение алгоритма работы системы для каждого такого периода.
При грамотном подходе к реализации проектов систем диспетчеризации, можно значительно экономить тепловую энергию за счет ее эффективного использования и снизить эксплуатационные издержки, за счет сокращения обслуживающего персонала.
По оценкам специалистов внедрение указанных систем приводит к экономии тепловой энергии приблизительно на 10-20%.
Что такое диспетчеризация?
Диспетчеризация – (от англ. dispatch – быстро выполнять) – централизация (концентрация) оперативного контроля и управления на энергетических, промышленных и других предприятиях, основанная на применении современных средств передачи и обработки информации. Диспетчеризация обеспечивает согласованную работу отдельных звеньев управляемого объекта в целях повышения технико-экономических показателей, ритмичности работы, лучшего использования производственных мощностей.
Система диспетчеризации – это набор аппаратных и программных средств для централизованного контроля за технологическими процессами, инженерными системами, системами энергоснабжения и снабжения сырьевыми ресурсами. Информация обо всем оборудовании, подключенном к системе диспетчеризации, выводится на экран компьютера рабочего места операторадиспетчера в режиме реального времени.
Системы диспетчеризации инженерных объектов делятся на локальные и удаленные.
Локальная диспетчеризация позволяет передавать технологические данные как от одной, так и от нескольких инженерных систем на компьютер оператора (пункт диспетчеризации). В данном случае мы имеем замкнутую систему, т.е. оборудование и пульт управления размещены на одном объекте или в одном здании. Зачастую локальную диспетчеризацию называют автоматизацией.
Удаленная диспетчеризация позволяет осуществлять передачу параметров от одной или нескольких автоматизированных систем с территориально удаленных объектов на центральную станцию диспетчеризации, с помощью различных каналов передачи данных. Удаленная диспетчеризация может применяться для объединения нескольких зданий, имеющих локальную диспетчеризацию.
Зачем нужна диспетчеризация?
Система диспетчеризации позволяет организовать плотное взаимодействие между различными подсистемами инженерного оборудования, она также выполняет автоматизированный оперативный контроль и управление. Необходимость создания подобной системы очевидна. Использование системы диспетчеризации тем оправданнее, чем шире спектр инженерного оборудования объекта.
Эффект от внедрения комплексной системы диспетчеризации не заставит себя ждать. Он проявляется в виде снижения потребления энергоресурсов и эксплуатационных затрат, а также значительного повышения производительности труда сотрудников предприятия за счет создания высокого уровня комфорта и отличных условий работы.
Диспетчеризация обеспечивает учёт потребления ресурсов, современный сервис, согласованную работу всевозможных автономных систем, входящих в инфраструктуру здания, микрорайона, населенного пункта, а также производит многоуровневое оповещение в случае возникновения аварийной ситуации.
Ошибаются те, которые думают, что диспетчеризация это просто компьютер и все. Диспетчеризация является высокой технологией. Процесс внедрения системы диспетчеризации сложный, после внедрения он будет развиваться годами. При выборе технологии, предназначенной для работы в системе диспетчеризации, нужно выбирать те фирмы, которые уже давно работают на этом рынке и не надо работать с фирмами, внедряющими так называемые «собственные» разработки. В России часто еще бывает так, что образовываются новые компании, предлагают «собственные» разработки, но ты не знаешь, что будет с этой организацией через год, два и что тогда делать с их разработками.
Технологии для диспетчеризации являются «открытыми», т.е. любая компания, приходящая на этот рынок, может работать уже с имеющимся программным обеспечением крупных компаний, которые уже давно существуют на рынке, а также развивать существующие технологии, другими словами, принимать условия работы крупных компаний-производителей. Крупные фирмы, разрабатывающие эти технологии, как правило, принимают общие правила игры между собой или интегрируются друг в друга.
Не будем останавливаться на очевидных преимуществах диспетчеризации (сбор и вывод информации на компьютер и т.д.), а приведем пример, показывающий ее преимущества, из опыта работы с данной технологией.
Рассмотрим обычный регулятор температуры горячей воды на ЦТП. Казалось бы, с его помощью можно измерять температуру горячей воды и влиять на клапан (на циркуляцию). На самом деле, все гораздо сложнее, если мы хотим решить задачу экономии энергоресурсов.
Например, есть квартальная котельная, вы везде поставили регуляторы горячей воды, при наступлении лета нагрузка горячей воды за сутки меняется достаточно сильно. Ночью нагрузка горячей воды мизерная, в пиковые часы – большая. Если не принимать никаких мер в ночном режиме, то все регуляторы просто закроются (циркуляция в сети исчезает или становится очень маленькой), поэтому мы можем получить останов котлов. А имея систему диспетчеризации, всего этого можно избежать, проводя регулирование с компьютера.
Говоря о диспетчеризации, также хотелось бы отметить следующее. Сейчас мы вплотную подошли к использованию коммерческих приборов учета тепловой энергии. Хотелось бы начать использовать их и систему диспетчеризации для снятия параметров с каждого абонента и каждого ввода в дом с целью определения фактического количества тепла, которое дошло из котельной (на выходе из котельной также установлены узлы учета) до потребителя (до дома), тем самым, определяя фактические потери тепла при транспорте. Диспетчер, проводя мониторинг параметров узлов учета, может проводить оптимизацию теплопотребления в городе, и такое мероприятие даст экономию не меньше 20%, без проведения мероприятий энергоаудита по определению тепловых потерь в ТС, которые на сегодня являются обязательными на основании законодательно-нормативной базы.
Т.е. мы фактически сами можем проводить энергоаудит ТС с целью определения тепловых потерь, а также проводить оптимизацию теплопотребления зданий.
Опыт ООО «Энерготехсервис» по использованию регуляторов потребления тепловой энергии «ЭСКО-РТ» совместно с запорно-регулирующими клапанами на системах отопления и горячего водоснабжения различных объектов показывает высокую эффективность применения указанного оборудования. Оснащение объектов данными системами регулирования теплопотребления позволяет на практике осуществлять энергосберегающие мероприятия, реально снижать затраты, связанные с оплатой за поставленное тепло.
Примером, характеризующим эффективность системы регулирования теплопотребления, является месячный отчет о потреблении теплоносителя и тепловой энергии из водяной системы в МУЗ «Камышинская ДГБ»-пищеблок. Из отчета стало видно, что среднесуточное потребление тепловой энергии после установки системы регулирования снизилось на 37,5%: до установки системы регулирования среднесуточное потребление тепловой энергии составляло 0,128 ГКал, после установки – 0,08 Гкал.
Возможность контроля температуры обратной сетевой воды регулятором позволяет избежать значительных штрафных санкций от энергоснабжающей организации за завышенную «обратку».
При средней стоимости оборудования и работ, связанных с установкой системы регулирования, 60 тыс. руб. ее окупаемость составляет, в среднем, 6 мес. На некоторых объектах (МУЗ «Камышинская ДГБ»-стационар) окупаемость составила 10 недель.
Приборы учета тепловой энергии и теплоносителя устанавливаются на объектах бюджетной сферы и жилищного фонда городского округа г. Волжский в течение трех лет. По состоянию на 01.01.2009 в г. Волжский установлено более 180 приборов учета марки ЭСКО на объектах жилищного фонда и социальной сферы. Осуществляется процесс внедрения автоматизированной системы коммерческого учета, регулирования и диспетчеризации энергопотребления АСКУРДЭ «НИИ ИТ-ЭСКО». Для сбора показаний с данных приборов учета в системе используется проводная, GSM-, GPRS-связь. Для этого все установленные приборы подключаются к соответствующим модемам.
Экономический эффект от внедрения автоматизированной системы АСКУРДЭ «НИИ ИТ-ЭСКО» на объектах городского округа г. Волжский составляет от 20 до 30%.
Нюансы ввода в эксплуатацию сетей электросвязи и их фрагментов
Автор: Демидов Г. И., эксперт журнала
Роскомнадзор на своем официальном сайте 12.03.2020 опубликовал Методические рекомендации по порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию, а также Методические рекомендации по порядку ввода в эксплуатацию сетей электросвязи, расположенных на территории нескольких субъектов РФ (далее – Методические рекомендации). О том, какой порядок действий операторов связи и территориальных органов Роскомнадзора предложило ведомство при вводе в эксплуатацию сетей (фрагментов сетей) электросвязи, в том числе расположенных на территории нескольких субъектов РФ, читайте в статье.
Методические рекомендации подготовлены на основании Требований к порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию, утвержденных Приказом Минкомсвязи РФ от 26.08.2014 № 258 (далее – Требования).
Положения Требований распространяются на сети электросвязи, входящие в сеть связи общего пользования. Сеть электросвязи вводится в эксплуатацию:
либо отдельными фрагментами, которыми являются ее части, образованные средством связи или линией связи и единовременно вводимые в эксплуатацию.
В статье 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» даны следующие определения:
сеть связи – технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи;
средства связи – технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями;
линии связи – линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи.
Транспортные сети представляют собой линии передачи, которые обеспечивают организацию цифровых сетевых трактов и каналов с использованием оборудования цифровых систем передачи синхронной цифровой иерархии (SDH) и оборудования спектрального уплотнения каналов (WDM, DWDM).
Состав вводимой в эксплуатацию сети электросвязи или фрагмента данной сети определяет оператор связи.
Требования не распространяются на ввод в эксплуатацию физических цепей и сооружений связи, включая ее линейно-кабельные сооружения.
Операторы связи один раз в год не позднее 1 марта представляют по запросу Россвязи информацию:
о технологических возможностях сетей связи;
о перспективах развития сетей связи;
Порядок представления перечисленной информации и ее состав приведены в приложении 1 к Требованиям. Россвязь обеспечивает доступ к этой информации Роскомнадзору, а также уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.
Требованиями предусмотрено, что оператор связи обязан направлять в Роскомнадзор письменные уведомления в двух случаях:
1) при начале работ в случае создания сети (фрагмента сети) электросвязи на территории нескольких субъектов РФ (п. 4 Требований). При этом руководителем Роскомнадзора или лицом, исполняющим его обязанности, территориальный орган Роскомнадзора назначается головным по вводу сети (фрагмента сети) электросвязи в эксплуатацию, на который возлагается обязанность по общей координации работ;
2) при вводе в эксплуатацию сети электросвязи (п. 14 Требований). Уведомление направляется в течение 10 рабочих дней после ввода в эксплуатацию сети (фрагмента сети) электросвязи в соответствующий территориальный орган Роскомнадзора, на подведомственной территории которого размещается эта сеть (ее фрагмент).
Рекомендации по порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию.
Ввод в эксплуатацию транспортной сети (ее фрагментов) с использованием оборудования SDH, WDM, DWDM. Данные линии (транспортные сети), которые по определению являются частями сетей электросвязи, подлежат вводу в эксплуатацию либо в составе сети электросвязи, либо в качестве отдельного фрагмента сети электросвязи с участием представителей Роскомнадзора в случае, если эти сети являются сетями электросвязи, указанными в п. 8 Требований, то есть если они относятся к сетям:
междугородной и международной телефонной связи;
фиксированной зоновой телефонной связи;
местной телефонной связи проектной емкостью 3 000 номеров и выше;
подвижной радиотелефонной связи;
подвижной спутниковой радиосвязи;
передачи данных проектной скоростью передачи данных 10 Гбит/с и выше;
для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, за исключением распределительных систем кабельного телевизионного вещания проектной емкостью до 2 500 абонентских подключений.
Ввод в эксплуатацию транспортных сетей связи, предназначенных исключительно для оказания услуг по предоставлению каналов связи, и возможность отнесения их к сетям передачи данных. Положения Требований распространяются на сети электросвязи, входящие в сеть связи общего пользования (ССОП).
ССОП включает в себя телефонные сети связи (определяемые и не определяемые географически) и сети связи, определяемые по технологии реализации оказания услуг связи (сети передачи данных, телеграфные сети связи и сети связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания) (п. 2 – 5 Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.03.2005 № 161).
Линии передачи, предназначенные для оказания услуг по предоставлению каналов связи, обеспечивают организацию цифровых сетевых трактов и каналов с использованием оборудования цифровых систем передачи плезиохронной (синхронной) цифровой
иерархии (PDH/SDH), оборудования спектрального уплотнения каналов (CWDM, DWDM, HDWDM).
Такие линии передачи не могут быть отнесены к сетям передачи данных (сети ПД). Дело в том, что нормативные правовые акты в области связи не содержат системного определения понятия «сеть передачи данных». При этом из взаимосвязанного толкования нормативных правовых актов в области связи следует, что сеть ПД – это совокупность узлов связи, обеспечивающих коммутацию пакетов информации, и каналов передачи данных. Сеть ПД имеет присоединение к ССОП и в соответствии с установленными протоколами передачи данных обеспечивает обмен пакетами информации между абонентскими терминалами, подключенными абонентскими линиями к узлам связи.
Линии передачи, предназначенные исключительно для оказания услуг по предоставлению каналов связи (транспортные сети), не подпадают под действие пп. «ж» п. 8 Требований и вводятся в эксплуатацию оператором связи самостоятельно без участия представителей Роскомнадзора.
Установление проектной скорости передачи данных в сети передачи данных (пп. «ж» п. 8 Требований). Нормативные правовые акты в области связи не устанавливают требования к построению сетей ПД, в связи с чем операторы связи могут применять различные сетевые архитектуры.
Как указано в Письме Роскомнадзора от 27.03.2015 № 07ИО-28054 «О разъяснении отдельных положений Приказа Минкомсвязи России от 26.08.2014 № 258», классическая архитектура сетей ПД предусматривает три ключевых уровня иерархической структуры: уровень ядра сети (Core Level), уровень агрегации (распределения) (Distribution Level), уровень доступа (Access Level).
Ядро сети обеспечивает маршрутизацию трафика как внутри сети ПД, так и при межсетевом взаимодействии с ССОП, в связи с чем проектной скоростью передачи данных сети ПД является величина скорости, которая суммарно обеспечивается внешними интерфейсами оборудования коммутации и маршрутизации пакетов информации ядра сети, используемыми для присоединения к ССОП.
В случае если проектная скорость передачи данных сети ПД составляет 10 Гбит/с и выше, то есть для присоединения к ССОП (к Интернету) используется оборудование с портами Ethernet 10G, ввод в эксплуатацию такой сети осуществляется с участием представителей Роскомнадзора.
Повторный ввод в эксплуатацию ранее введенных сетей связи. В Требованиях отсутствуют положения, которыми была бы установлена обязанность оператора связи направлять в территориальный орган Роскомнадзора уведомление о вводе в эксплуатацию сетей электросвязи, введенных в эксплуатацию в соответствии с порядком, действовавшим до вступления в силу Требований. В связи с этим у операторов связи отсутствует необходимость повторного ввода в эксплуатацию тех сетей электросвязи, которые уже были введены в эксплуатацию в соответствии с Правилами ввода в эксплуатацию сооружений связи, утвержденными Приказом Минсвязи РФ от 09.09.2002 № 113.
Ввод в эксплуатацию АСР. Автоматизированные системы расчетов (АСР) представляют собой аппаратно-программные комплексы, предназначенные для следующих целей (п. 2 Правил применения автоматизированных систем расчетов, утвержденных Приказом Мининформсвязи РФ от 26.08.2014 № 73):
обеспечение автоматизации расчетов с абонентами и (или) пользователями услугами связи за любые виды оказываемых им или заказываемых ими услуг связи в любом сочетании за исключением услуг связи, оказываемых с использованием таксофонов, услуг телеграфной связи и услуг почтовой связи;
информационная поддержка проведения взаиморасчетов между операторами связи;
предварительная обработка исходной информации об оказанных услугах связи.
На основании приведенных понятий и определений АСР не относятся ни к техническим, ни к программным средствам, используемым для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи, ни к техническим и программным средствам, используемым при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи. Следовательно, положения Требований не распространяются на ввод в эксплуатацию АСР.
АСР в соответствии с п. 19 Перечня средств связи, подлежащих обязательной сертификации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.07.2009 № 532, должна иметь сертификат соответствия системы сертификации в области связи.
Рекомендации по порядку действий при вводе в эксплуатацию сетей (фрагментов сетей) электросвязи, расположенных на территории нескольких субъектов РФ
После того как оператор связи направил в центральный аппарат Роскомнадзора письменное уведомление о начале работ по вводу в эксплуатацию сетей, руководитель Роскомнадзора (или лицо, исполняющее его обязанности) распоряжением назначает один из территориальных органов Роскомнадзора головным по вводу в эксплуатацию сети (фрагмента сети) электросвязи, располагающейся на территории нескольких субъектов РФ. Распоряжение о назначении одного из территориальных органов Роскомнадзора головным направляется:
во все территориальные органы Роскомнадзора, на подведомственной территории которых планируется создание сети электросвязи (ее фрагмента).
На головной территориальный орган Роскомнадзора возлагается обязанность по общей координации работы представителей территориальных органов Роскомнадзора, на подведомственной территории которых будет находиться (находится) вводимая в эксплуатацию сеть (фрагмент сети) электросвязи.
Оператор связи должен:
уведомить головной территориальный орган Роскомнадзора о формировании приемочной комиссии;
запросить назначение представителя этого органа для включения в состав приемочной комиссии, в которую от головного территориального органа
Роскомнадзора может, как правило, предлагаться только один представитель. В отдельных случаях по решению головного территориального органа Роскомнадзора в состав приемочной комиссии по согласованию с оператором связи могут предлагаться представители других территориальных органов ведомства.
В свою очередь головной территориальный орган Роскомнадзора обязан:
осуществить регистрацию уведомления;
определить требуемое количество специалистов в создаваемой в головном территориальном органе Роскомнадзора рабочей группе, необходимость и степень участия специалистов территориальных органов ведомства в других субъектах РФ в составе рабочей группы. Если это необходимо, для участия в работе приемочной комиссии может создаваться рабочая группа из представителей головного территориального органа Роскомнадзора и других территориальных органов ведомства;
назначить представителя головного территориального органа Роскомнадзора для работы в приемочной комиссии и в течение пяти рабочих дней направить оператору связи предложения о включении в состав приемочной комиссии представителя с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии).
Для уточнения состава специалистов, включаемых в рабочую группу, головной территориальный орган Роскомнадзора при необходимости может запросить у оператора связи дополнительные сведения о подготовленной к вводу в эксплуатацию сети (фрагмента сети) электросвязи: виды услуг, для предоставления которых предназначена сеть или ее фрагмент, местоположение сети, данные о размещении элементов сети и др.
Копию приказа о назначении приемочной комиссии оператор связи должен направить в головной территориальный орган Роскомнадзора. После ее получения приемочная комиссия оператора связи может начать работу.
В рамках общей координации работ головной территориальный орган Роскомнадзора информирует соответствующие территориальные органы Роскомнадзора о начале работы приемочной комиссии и рабочей группы территориальных органов Роскомнадзора, а также определяет порядок взаимодействия специалистов, участвующих в этой работе.
Приказ о проведении работ по вводу в эксплуатацию сети (фрагмента сети) электросвязи издается в каждом территориальном органе Роскомнадзора, специалисты которого участвуют в этих работах и входят в состав рабочей группы.
Головной территориальный орган Роскомнадзора письменно информирует оператора связи о направлении специалистов рабочей группы на места для участия в работе по вводу в эксплуатацию сети (фрагмента сети) электросвязи и составе рабочей группы, а оператор связи обеспечивает возможность их работы на местах.
Специалисты рабочей группы территориальных органов Роскомнадзора на местах проводят проверку полноты представления оператором связи необходимых документов, изучают и анализируют их, оценивают соответствие сети (фрагмента сети) электросвязи указанным документам и ее готовность к оказанию услуг связи.
В перечень документов, представляемых оператором связи для рассмотрения в приемочную комиссию, входят (приложение 1 к Методическим рекомендациям):
проектная документация на вводимую в эксплуатацию сеть (фрагмент сети) электросвязи;
копии свидетельств о регистрации радиоэлектронных средств (при наличии данных средств);
копии договоров о присоединении к другим сетям электросвязи;
копии документов, подтверждающих выделение ресурсов нумерации;
перечень используемых средств связи с указанием наименования типа и номера сертификата соответствия на средства связи или декларация о соответствии средств связи;
Для оценки готовности сети электросвязи к оказанию услуг связи территориальным органом Роскомнадзора проводится проверка (приложение 2 к Методическим рекомендациям):
соответствия назначения применяемых средств связи условиям применения, указанным в сертификатах соответствия и декларациях о соответствии средств связи;
наличия резервных автономных источников питания, обеспечивающих при нарушении внешнего электроснабжения функционирование средств связи, входящих в состав узлов связи, точек присоединения сети связи, базовых станций фиксированного абонентского доступа, а также базовых станций сети подвижной радиотелефонной связи и сети подвижной радиосвязи, не менее четырех часов при нагрузке, соответствующей часу наибольшей нагрузки;
наличия предусмотренных нормативными правовыми актами в области связи присоединений вводимых в эксплуатацию сетей электросвязи к соответствующим сетям электросвязи;
обеспечения соединения узлов связи сетей подвижной радиосвязи, подвижной радиотелефонной связи, подвижной спутниковой радиосвязи и местной телефонной связи с узлом обслуживания вызовов экстренных оперативных служб.
По результатам указанных работ специалисты рабочей группы территориальных органов Роскомнадзора, не являющихся головными, формируют письменное сообщение, содержащее выводы о возможности ввода в эксплуатацию сети (фрагмента сети) электросвязи, а при наличии обоснованных возражений – мотивированное заключение с обоснованием невозможности принятия в эксплуатацию сети (фрагмента сети) электросвязи и с ссылками на нормативные правовые акты в области связи.
Письменное сообщение по системе электронного документооборота Роскомнадзора за подписью руководителя (заместителя руководителя) соответствующего территориального органа Роскомнадзора направляется в головной территориальный орган Роскомнадзора.
Головной территориальный орган ведомства на основании результатов собственных работ и с учетом письменных сообщений территориальных органов делает выводы о возможности принятия в эксплуатацию сети (фрагмента сети) электросвязи, а при наличии обоснованных возражений – формирует обобщенное мотивированное заключение с обоснованием невозможности принятия в эксплуатацию сети (фрагмента сети) электросвязи и ссылками на нормативные правовые акты в области связи.
При наличии выводов о возможности принятия в эксплуатацию сети (фрагмента сети) электросвязи представитель головного территориального органа Роскомнадзора – член приемочной комиссии подписывает акт о вводе сети (фрагмента сети) электросвязи в эксплуатацию. Рекомендуемая форма акта приведена в приложении 2 к Требованиям, в связи с чем оператор связи по своему усмотрению вправе использовать иную форму акта, в том числе форму первичной учетной документации КС-14, утвержденную Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 № 71а.
Акт является документом, предназначенным в том числе для зачисления технических средств сети (фрагмента сети) электросвязи в состав основных фондов (основных средств) оператора связи, поэтому не допускается внесение в акт дополнительных записей, ограничивающих срок эксплуатации сети (фрагмента сети) электросвязи сроком действия лицензий на оказание услуг связи, для оказания которых эта сеть (ее фрагмент) предназначена.
При наличии обоснованных возражений против ввода в эксплуатацию:
представитель головного территориального органа Роскомнадзора – член приемочной комиссии направляет обобщенное мотивированное заключение должностному лицу оператора связи, назначившему приемочную комиссию, в течение 10 рабочих дней со дня, назначенного комиссией для приемки сети (фрагмента сети) электросвязи в эксплуатацию;
оператор связи после получения обобщенного мотивированного заключения определяет меры к устранению выявленных недостатков и назначает дату повторной приемки в эксплуатацию сети (фрагмента сети) электросвязи, о чем информирует головной территориальный орган Роскомнадзора.
Датой ввода в эксплуатацию сети (фрагмента сети) электросвязи считается дата утверждения акта.