какие льготы церковь предоставляла участникам похода
Крестовые походы: причины, история и последствия
Крестовые походы: причины
Крестовые походы — ряд религиозных военных экспедиций, продолжавшихся с 1096 по 1272 год. Они проходили под лозунгом борьбы за освобождение Святой земли от мусульман.
В 677 году Иерусалим оказался под властью арабов. Город был священным местом не только для христиан, но и для иудеев и мусульман. И, если сначала арабы не препятствовали тому, чтобы христианские паломники посещали Святой город, то с приходом к власти турков-сельджуков ситуация изменилась коренным образом. В 1071 году они закрыли доступ в Иерсуалим «неверным», то есть христианам.
В то время Европа переживала глубокий кризис. Засуха и неурожай на протяжении нескольких лет привели к тому, что феодалы не могли платить рыцарям за их службу. Кроме того, в конце XI века в Европе остро стояла проблема перенаселения. Неудивительно, что появилось огромное количество рыцарей, объединившихся в настоящие банды. Эти банды занимались грабежом, обкладывали поборами деревни. Назрела необходимость направить их воинственную энергию в нужное русло. Тем более, Римско-католическая Церковь стремилась распространить свое влияние на восточное Средиземноморье.
В 1095 году византийский император Алексей I Комнин обратился к странам Западной Европы с просьбой о помощи. Он опасался, что турки-сельджуки могут захватить Константинополь. В ноябре 1095 года на Клермонском соборе Папа Урбан II произнес свою знаменитую речь, призвав всех королей, сеньоров, рыцарей и простых людей отправиться в Святую землю, освободить ее от «ненавистных бусурман» и отвоевать Гроб Господень. Речь Папы Урбана II вызвала большое воодушевление. Тем более, что паломники, которые возвращались из Иерусалима, рассказывали о сказочно богатом Востоке.
Люди, пожелавшие отправиться в поход нашивали на свою одежду Кресты. Их стали называть «крестоносцами», а походы, в которые они отправлялись — «Крестовыми походами».
Крестовые походы были вызваны:
Крестовый поход «бедноты»
Первому Крестовому походу предшествовал так называемый «Крестовый поход бедноты», так как в него отправились в основном бедные крестьяне и рыцари. Папа Римский обещал участникам похода отпущение всех прошлых и будущих грехов, вероятно, поэтому на пути в Святую землю крестоносцы занимались грабежами и разбоем. Тем более, что обеспечить продовольствием и всем необходимым 80-тысячную армию не представлялось возможным.
До Константинополя дошло лишь около 40 тысяч человек. Византийский император Алексей I Комнин остался не в восторге от неорганизованной толпы, понимая, что она не сможет противостоять туркам-сельджукам. Видя, как крестоносцы занимаются грабежами в городе, он переправила их через Босфор. Вскоре крестоносцы были разгромлены напавшими на них турками-сельджуками. По некоторым данным спаслось только около тысячи человек, в том числе и французский священник Петр Пустынник, чьи проповеди перед Крестовым походом воодушевили многих людей.
Первый Крестовый поход (1096-1099 гг.)
Если первые крестоносцы представляли собой стихийную толпу, то следующий поход, начавшийся в 1096 году, был подготовлен гораздо лучше.
Около Константинополя силы этих армии объединились. Крестоносцы Первого Крестового похода были хорошо вооружены и организованы. На этот раз умелые воины смогли отбить большую часть Паслестины. В 1099 году крестоносцы захватили Иерусалим.
В ходе Первого Крестового похода удалось достигнуть главную цель — отвоевать Святую землю и освободить Гроб Господень. Крестоносцы создали Иерусалимское королевство. Кроме этого королевства существовали и другие государства, в которых воины насаждали те же порядки, что и в европейском средневековом обществе. Этому подверглись:
Турки-сельджуки вынашивали планы возврата потерянных территорий. В 1144 году они отвоевали графство Эдесское. В связи с этим в Европе начал готовиться Второй Крестовый поход.
Второй Крестовый поход (1147-1149 гг.)
Второй Крестовый поход возглавили:
Еще по пути к Иерсуалимскому королевству воинство сильно поредело. Этому способствовали:
Поход оказался на редкость неудачным. Крестоносцы потерпели ряд поражений от арабов и были вынуждены вернуться домой.
В 1173 году на территории Египта появилось новое государство, правителем которого стал талантливый полководец и дипломат султан Салах ад-Дин (Саладин). Он начал войну против Иерсуалимского королевства и в битве при Хаттине разбил войско крестоносцев. После этого армия Саладина взяла в осаду Иерусалим, который вскоре капитулировал. Иерсуалимское королевство перестало существовать.
Третий Крестовый поход (1189-1192 гг.)
В 1189 году начался Третий Крестовый поход. Его главной целью было повторное отвоевывание Святой земли.
Третий Крестовый поход тоже оказался неудачным. Немецкие рыцари по пути лишились своего предводителя. Во время переправы через речку Селиф в Малой Азии, Фридрих Барбаросса, облаченный в тяжелые доспехи, упал с коня и утонул. После этого большая часть немецких крестоносцев повернула домой.
Английские и французские рыцари добрались до территории, где еще недавно было Иерусалимское королевство, но не пошли сразу освобождать Иерусалим, а решили осадить крепость Акру. Осада продолжалась два года. Французский король не дождался окончания осады и отбыл домой со своими рыцарями. Ричард «Львиное сердце» остался под Акрой в окружении войск Саладина.
Несмотря на то, что английский король все-таки взял Акру и даже одержал победу над войсками Саладина в битве при Арсуфе, дело закончилось мирными переговорами. Ричарду нужно было срочно вернуться домой, так как французский король Филипп воспользовался отсутствием английского короля и захватил почти все владения Англии на материке.
Результаты Третьего Крестового похода были весьма скромны. Христианским паломникам разрешили свободно посещать Иерусалим, но он по-прежнему принадлежал мусульманам. Акра и часть прибрежной полосы от Тира до Яффо оставались в руках крестоносцев.
Четвертый Крестовый поход (1202-1204 гг.)
В 1202 году начался Четвертый Крестовый поход. Он очень отличался от предыдущих. На этот раз крестоносцы решили предпринять морской поход. Однако не смогли расплатиться с венецианскими торговцами за корабли. Купцы уговорили рыцарей вместо Святой земли отправиться в столицу Византии.
Крестоносцы осадили Константинополь и выдвинули требование заплатить деньги за «защиту от неверных». Получив отказ, рыцари захватили город и жестоко разграбили его.
Четвертый Крестовый поход показал, что главной целью крестоносцев было не освобождение Иерусалима, а обогащение. На захваченной территории создали Латинскую империю. Ее жителям пришлось платить непосильные налоги.
Другие Крестовые походы
В 1212 году состоялся так называемый «Детский крестовый поход. Так как люди объясняли неудачные попытки освободить Иерусалим многочисленными грехами крестоносцев, решено было отправить в Святую землю детей из Франции и Германии. Дети были вооружены одной лишь молитвой. Участь малолетних крестоносцев оказалась печальной. Вместо того, чтобы доставить их в Палестину, купцы продали детей в египетское рабство.
Остальные четыре Крестовых похода прошли неудачно. Лишь в ходе Шестого похода (1228-1229 гг.) в результате мирных переговоров удалось вернуть христианам Иерусалим и часть земель, захваченных ранее Саладином.
Однако уже в 1244 году Иерусалим вновь заняли турки.
Седьмой Крестовый поход (1248-1254 гг.) и Восьмой Крестовый поход (1270 г.) под предводительством французского короля Людовика IX Святого закончились неудачно, а для самого короля трагично — он погиб.
Последствия Крестовых походов
Европейцы так и не отвоевали Святую землю. Несмотря на то, что Керстовые походы принесли много бедствий, они позволили Европе ознакомиться с достижениями Востока во многих областях:
В Средиземном море по итогам Крестовых походов господствующее положение заняли итальянские купцы. Это привело к росту европейской торговли. В целом можно сказать, что привнесение достижений Востока в области медицины, математики, географии подготовили благодатную почву для начала европейской эпохи Возрождения.
Читайте также:
Крестовые походы причины, цели, результаты (таблица)
Крестовые походы уникальное явление общемировой истории, сыгравшее большую роль в разрушении Восточной Римской империи, приведшее к ослаблению устоев феодализма, небывалому развитию торговли, укреплению международных отношений, развитию восточной культуры, географии и науки, получению знаний о географии мира, развитию мореплавания и много другого.
Рассмотрим подробнее кратко причины их начала, разберемся, что им предшествовало, выясним количество и состав участников, основные мероприятия и цели, результаты и последствия. Все эти данные помогут заполнить таблицу в 5, 6 и более старших классах на уроках истории и составить план описания.
Причины крестовых походов
Прежде чем указать, чем вызваны крестовые походы, следует ответить на вопрос, кто такие крестоносцы, почему походы европейских рыцарей назывались крестовыми и сколько всего было крестовых походов западноевропейских рыцарей.
Крестоносцы западноевропейские воины, которые поучаствовали в 8-ми официально созданных походах. Крестовыми назывались из-за участия в них римских пап и лозунга во имя Христа.
Крестовые походы являются военными колонизационными шествиями, которые осуществлялись в виде религиозной войны с призывом освободить палестинские территории из-под власти мусульман, язычников и еретиков и обратить последних в католичество.
Причины этих движений были обусловлены политическими и экономическими западноевропейскими условиями. Так, в то время шла борьба королей с феодалами в расширении территорий, горожан с королями в развитии рынка, крестьян с властями с целью освобождения от крепостной зависимости. Духовенство и вовсе хотело решить свои властолюбивые замыслы.
В конечном итоге, во Франции, которая была разорена, появилась надежда отыскать в палестинских землях лучшие экономические условия и начать жизнь там.
Другими причинами стали перемены в восточной части мира. Со времени последних вселенских соборов, на западных территориях христианские паломники стали активно посещать палестинские святыни и халифов, которые становились покровителями этих паломников, позволяли им строить церкви и больницы.
Но когда власть в 10 веке изменилась, начались гонения на христианских пилигримов и войны. Западные верующие не могли примириться с дурным обращением к христианам и допустить поругание святынь.
Папа Урбан II созвал соборы в 1095 году и высказал необходимость в походах против неверных. Народ поддержал его, что и привело к появлению крестоносцев.
Участники крестовых походов
Участники менялись на протяжении всех восьми походов. Если коротко указать историю, то в крестовых походах участвовали шесть групп населения, и каждая из них преследовала свои цели.
Итак, участвовали католическая церковь, короли, герцоги с графами, рыцари, итальянские города с купцами и крестьяне.
Крестьяне хотели свободу и собственность, купцы наладить торговое сообщение с востоком, рыцари с королями, графами и герцогами отыскать новые территории и установить свое влияние на них, а католическая церковь распространить влияние католицизма в мире, расширив свои владения.
Первый крестовый поход был создан в августе. Дата его начала 1096 год. Именно тогда было положено начало многовековых войн и всех крестовых походов. В первом походе выступали обычные крестьяне с предводителем Петром Пустынником и французским рыцарем Вальтером Голяком.
Это был крестовый поход бедноты, поскольку он был собран без денег и запасов. По дороге к Босфору крестоносцы грабили и убивали, сражаясь с немцами и венграми. К октябрю они добрались до Босфора, где их окончательно сразили турки.
В том же году был собран еще один поход под предводительством священника Готшалька, состоявший из 15 тысяч немцев с лотарингцами. Они обрели поражение с венгерской стороны.
Осенью состоялся настоящий поход с 300 тысячами крестоносцами: рыцарями и хорошо дисциплинированными воинами во главе с французским королем, графами, герцогами, папскими наместниками и князьями. Им удалось достичь Константинополя и взять впоследствии Антиохию, Эдессу и Иерусалим.
В 1101 году собралось новое 260-тысячное войско и двинулось к Малой Азии. В ходе него представители крестоносцев потерпели неудачу и в 1144 году потеряли Эдессу. Она перешла к туркам.
В 1147 был создан второй крестовый поход. Собралось два войска французское и ливонское, которые в общности составляли порядка ста сорока тысяч всадников и одного миллиона пехотинцев. Они направились в Царьград, к Малой Азии и Дамаску, и были поражены. План завоевания Эдессы оставили.
Третий военный поход был создан в 1189 году. Причиной его организации стало завоевание Иерусалима султаном Египта. В этом шествии принимало участие стотысячное войско императора священной римской империи, король Франции и Англии. Византийский император с войском отправился к Дунаю, где отразил две турецкие атаки, а затем его сын отправился к Акке. Как и отец, он умер.
На смену войску греческих императоров пришли войска французского и английского короля. Город Акка был повержен ими в 1191 году. Позднее между представителями высшей власти начались ссоры, и король Франции покинул поле боя. Остался английский предводитель, который и продолжил военное шествие.
В 1192 году ему удалось заключить мирный договор на 3 года с султаном, по которому представители христианского движения получали Тирско-Яффскую полосу земли, а также право посещать храм, где был похоронен Иисус Христос.
В 1202 году был опять создан четвертый крестовый поход, целью которого был Константинополь. В нем участвовали представители Латинской империи. Он прошел неудачно.
В 1217 году развернулся австро-венгерский пятый поход, целью которого был Египет, города Мансура и Дамиетта. Как и предыдущий, он закончился старыми условиями.
Шестой поход в 1228 году организовал германский император вместе с рыцарями Тевтонского ордена. Им удалось установить с египетским султаном 10-летнее перемирие и право христианам посещать Иерусалим. В 1244 году перемирие было расторгнуто из-за нападения турецких хорезмийцев. Иерусалим пал.
Положением святой земли воспользовался французский король Людовик 9 и организовал седьмой, восьмой и девятый походы в 1248-70 году. Его походы были неуспешными.
Таблица «Важнейшие крестовые походы»
Ниже рассмотрим таблицу для 9, 10 и 11 классов средней школы с краткими событиями, целями и результатами крестовых походов. Здесь описаны их основные направления, что поможет сделать их сравнение и полноценно изучить их историю.
Крестовые походы на Руси
Несмотря на существование двух веков христианства на Руси, ливонский орден вместе со шведами объявили Руси крестовый поход. Орден знал, что Русь находится в состоянии раздробленности и терпит постоянные бедствия от действий монголо-татар. Он предложил помощь русским бороться с игом, но взамен Русь должна была стать католической.
Власть поделилась на два лагеря. Одни считали, что следует принять помощь ордена, а вторая осознавала, что запад не сможет одолеть иго и вместе с ним осядет на русские княжества, начав распространять католическую веру. Получалось, что все остались бы в выигрыше, кроме русских земель. Поэтому победила сторона, решившая дать отпор всем чужеземцам.
Для этого был призван суздальский князь во главе со своей дружиной и разгромил армию ордена на Неве, отчего впоследствии стал называться Александром Невским.
Спустя два года ливонский орден решил вновь попытать удачу. Так состоялось Ледовое побоище на Чудском озере, где русская армия победила.
Но даже после этой битвы проблема с иноверцами не исчезла. Александр Невский должен был выбрать одну из сторон. Он мог дальше оплачивать дань монголам либо принять позицию запада.
Ему нравились монголы, они не навязывали веру и не пытались колонизировать русские земли, однако они убили его отца. Но он понимал, что католики быстро смогут колонизировать территорию и станут навязывать собственную католическую веру до тех пор, пока не достигнут своих целей. Тогда он выбрал первую сторону.
Интересно, что если бы святой Александр Невский склонился к западной стороне, то, скорее всего, Русь была бы католической. Но история не любит сослагательного наклонения.
В конечном итоге рыцари в лице тевтонского ордена пытались взять русские земли в 1268 году. Русское войско жестоко осадило их под Псковом в последнем воинственном шествии. Так окончились военные походы на земли русские.
Итоги и последствия крестовых походов
Крестовые походы имели большое значение. Они окончились крушениями и разочарованиями в Священной Римской империи. Задачи, поставленные перед участниками, не были реализованы. В итоге к 1453 году Византия пала перед турецкой властью.
Несмотря на политическое поражение, крестовые походы стали частью европейской истории и оказали серьезное влияние на другие стороны жизни общества.
Подводя итоги, зафиксируем кратко последствия крестовых походов:
В итоге, крестовые походы историческое явление, захватившее все сферы жизни и подтолкнувшее к переменам в жизни простых и влиятельных людей. Они закончились поражением зачинщиков, но в итоге привели к расцвету общемировой культуры и торговли.
Какие льготы церковь предоставляла участникам похода
Светлана Игоревна Лучицкая
Крестовые походы — наряду с рыцарством, готическими соборами или феодальными усобицами — одно из самых типичных и узнаваемых явлений средневековой истории. Они представляют собой своеобразную «икону» Средневековья, олицетворяя целую эпоху. К тому же идеи, образы и риторика, связанные с крестоносным движением, использовались и в последующие эпохи, и потому крестовые походы, как и некоторые другие феномены Средних веков — например, рыцарство, — пережили сами себя. Во всяком случае никакие другие события средневековой истории не порождают столько дискуссий, не вызывают столько противоречивых оценок и мнений — от энтузиазма, восторженного интереса, когда крестовые походы рассматривают как одну из самых ярких и славных страниц средневековой истории, — до критических оценок, даже морального осуждения, явного порицания и неодобрения самой идеи войны ради религиозных целей. Пытаясь изучить крестовые походы, как говорили древние, «без гнева и пристрастия», мы сталкиваемся с неким парадоксом. Уже почти тысячу лет они являются предметом пристального внимания. Достаточно сказать, что до XVIII в. не было ни одного крупного писателя, который бы так или иначе не откликнулся на эти события, а начиная с XIX в. их непрестанно изучают историки. Однако, как ни парадоксально, до сих пор у нас нет четкой дефиниции крестового похода, и мы не можем дать ясного ответа на вопросы: что такое крестовые походы? кто такие крестоносцы?
Казалось бы, ответ лежит на поверхности: ведь сегодня нам очень хорошо известна событийная история крестовых походов.
Действительно, кто не знает о военно-религиозных экспедициях в Палестину, направленных на освобождение Гроба Господня? кто не слышал о подвигах Готфрида Бульонского или Ричарда Львиное Сердце? о созданных крестоносцами на Востоке государствах? о духовно-рыцарских орденах тамплиеров и госпитальеров?
Однако как только мы пытаемся за поверхностью событий обнаружить суть явления, начинаются трудности. Ведь в конечном счете представляется почти невозможным дать какое-то общее определение крестовых походов. Действительно, как свести к общему знаменателю такие разные явления, как, например, военно-религиозные экспедиции XII в. в Святую Землю с целью отвоевания христианских святынь у неверных — с одной стороны, — и происходившие в то же время военные экспедиции в Прибалтику, где не было никаких христианских реликвий, которые нужно было бы защищать, — с другой? А как вписать в общую схему конфликты римских пап и германского императора Фридриха II и его преемников в XIII в., которые тоже принято рассматривать как часть крестоносного движения? И почему мы называем альбигойскими крестовыми походами военные кампании, которые в начале XIII в. по инициативе римских понтификов предпринимались против южнофранцузских еретиков? и т. д.
Можно ли вообще избежать упрощения, описывая такой сложный и важный для средневековой истории феномен? Не навязываем ли мы свои представления отдаленной эпохе, говоря о крестовых походах как о каком-то единообразном и самостоятельном явлении? Быть может, следует посмотреть на него глазами современников?
Но если мы обратимся к сочинениям самих средневековых писателей, которые начиная с XII–XIII вв. размышляли о сути крестоносного движения, то и там не найдем никакого четкого описания этого института, да и само это слово в источниках отсутствует вплоть до XV в. Нет его и в постановлениях церковных соборов и других памятниках канонического права, описывающих нормы и институты западнохристианского средневекового общества. Не найдем мы общепринятого термина для обозначения этого явления и в сочинениях теологов и хронистов.
Напротив, обращаясь к средневековым источникам, мы сталкиваемся с огромным разнообразием терминов. Так, в текстах XII в. крестовые походы, под которыми подразумевали военно-религиозные экспедиции на Ближний Восток, могли обозначаться и как «паломничество» (peregrinatio), и как «путь» (iter), но также как «дорога» (via), «поход» (expeditio), часто с соответствующими словами, указывающими на цель, — Иерусалим, Гроб Господень и пр. Потому говорили о «пути в Иерусалим» (iter Hierosolymitanus), «пути к гробу Господню» (iter Sancti Sepulchri), «дороге в Иерусалим» (via Hierosolymitana), видимо, ассоциируя крестовый поход с путешествием в Святую Землю к христианским святыням — т. е. по существу с паломничеством.
С другой стороны, военно-религиозные экспедиции называли «святой войной» (bellum sanctum) или «священной войной» (bellum sacrum). Начиная с XIII в. они также обозначаются как «святое дело» (sanctum negotium), «дело креста» (negotium crucis) или просто «крест» (crux). Соответственно, и крестоносцы фигурируют в источниках под разными терминами: «паломники» (peregrini), «рыцари Бога» (milites Dei), и, наконец, — с конца XII в. — «осененные крестом» (crucesignati).
Следует заметить, что все эти термины имеют достаточно нейтральное значение, и при этом ни один из них не употребляется в источниках систематически. Ни в одном из средневековых языков нет общего наименования для крестоносного движения. Кажется, будто авторы — очевидцы этих событий и позднейшие писатели — как бы играли словами и их значениями. Такое разнообразие терминов, обозначающих крестовый поход, порождает ощущение того, что сами современники не могли точно описать это явление и не имели четкого о нем представления…
Похоже, что с крестовыми походами дело обстоит так же плохо, как с феодализмом: все знают, что в Средние века был феодализм и что это был важнейший социальный и экономический институт, но наши попытки обнаружить само это понятие в источниках оказываются тщетными. То же самое с крестовыми походами, то было одно из самых значимых и ярких явлений Средневековья, но вряд ли мы найдем в памятниках этой эпохи какие-либо его дефиниции.
Не лучше обстоит дело и с периодизацией крестовых походов. До сих пор нет ясности в вопросе о том, когда закончилась эпоха крестоносного движения и сколько всего было крестовых походов. Принято считать началом этого движения 1095 год, когда на Клермонском соборе была высказана идея отправиться в Святую Землю отвоевывать Гроб Господень у неверных, а концом — 1291 год — дату падения г. Акры, столицы главного государства крестоносцев. Согласно этой периодизации, тщательно обоснованной еще историками эпохи Просвещения (Э. Гиббоном и др.), крестоносное движение было направлено в Святую Землю и длилось примерно два столетия. К XVIII в. относятся и первые серьезные попытки «посчитать» крестовые походы. Следует отметить, что их число варьировалось — в зависимости от того, включали ли историки в свою периодизацию те или иные отдельные события: сначала они полагали, что всего было пять крестовых походов, потом речь шла о тринадцати, и в конце концов сошлись на восьми крестоносных экспедициях — от т. н. Первого крестового похода, имевшего место в 1095–1096 гг., до, как они полагали, последнего — Восьмого крестового похода, предпринятого французским королем Людовиком Святым в 1270 г. Поразительным образом эта созданная еще в эпоху Просвещения периодизация дотянула свое существование до наших дней.
Но если вдуматься, подобная систематизация крестоносного движения не столько проясняет, сколько затемняет существо дела. Ведь хотя в конце XIII в. последний оплот на Востоке и был взят мамлюками, но другие государства крестоносцев (Кипрское королевство, Ахейское княжество и др.) еще продолжали существовать, в то время как Римская Церковь и в XIV–XV вв. не переставала предпринимать военно-религиозные экспедиции на Восток, но уже не против мусульман в Сирии и Палестине, а против турок в Европе и на Балканах. К тому же принятая схема не включает многие крестоносные экспедиции, относящиеся даже к XII–XIII вв. — например, крестовые походы в Прибалтику. Сегодня эта периодизация, сводящая все крестоносное движение к экспедициям XII–XIII вв. в Святую Землю, кажется странным анахронизмом. Такое узкое понимание истории крестовых походов, очевидно, совсем не было свойственным средневековым людям. По существу мы не можем пока дать точный ответ на вопрос о том, сколько времени длилась эпоха крестоносного движения и когда она закончилась. Невозможно это прежде всего потому, что вопрос о периодизации опять-таки упирается в проблему дефиниции крестовых походов, которые в средневековых памятниках всякий раз описываются самыми разными понятиями. Можно заранее предположить, что отсутствие ясного определения — прямое следствие сложности природы самого исторического феномена. Очевидно, что существовало некое социальное явление, которое мы сегодня называем крестовым походом, но которое не поддается однозначному толкованию. Как выделить его в источниках? Как воссоздать процесс крестоносного движения? Что же такое крестовые походы на самом деле?