какие льготы у детей инвалидов при поступлении в вуз

Какие льготы детям инвалидам при поступлении в ВУЗ и колледж

Колледжем называют учебное заведение по окончанию которого присваивается средне-профессиональное образование. После окончания учебного заведения (университет, институт) выпускник получает диплом о высшем образовании. Вне зависимости от обучения в дипломе будет указана специальность, по которой человек может трудоустроиться. Некоторые категории граждан имеют право поступить в учебные заведения на льготных основаниях, к ним относятся:

В рамках данной статьи мы поговорим о поступлении в колледж и институт детям-инвалидам.

Кто относится к детям инвалидам?

Сам термин инвалидность говорит о человеке у которого имеются отклонения от нормы. Отклонение может быть в физическом, умственном и психическом плане.

Соответственно ребенок инвалид — это человек с ограниченными возможностями здоровья, который не достиг восемнадцатилетнего возраста. Однако существует и иной термин, который вводит в заблуждение людей, не знакомых с понятиями, а именно инвалид детства.

Инвалид-детства и ребенок-инвалид имеет абсолютно разные значения. В первом случае это человек любого возраста, который приобрел инвалидность до восемнадцати лет, а во втором это ребенок до восемнадцати лет имеющий ограничение в здоровье. Еще одной весомой разницей является присвоение группы, которая происходит только в случае инвалида-детства. В справке, которая выдает медико-социальная экспертиза написано инвалид-детства и группа (первая, вторая или третья).

Какие льготы имеются?

Все льготы, которые предоставляются незащищённым слоям населения можно разделить на федеральные и региональные. Первые действую на все субъекты нашей страны, а последними могут пользоваться жители самого региона.

Например, право на получение социальной пенсии относиться к федеральной льготе, так как во всех субъектах сумма одинаковая, без учета индивидуальных особенностей (трудового стажа, номера группы). А в Саратовской области действует надбавка дополнительно 1000 рублей инвалиду – эту льготу относят к региональной, так как действует она только в Саратове.

Инвалид имеет полное право на получение таких льгот, например, как:

Например, человек окончил строительный университет и 10 лет работал по профессии, пока не получил инвалидность на производстве. К сожалению, больше выполнять обязанности он не может и руководство предложило другую вакансию, до которой он будет допущен после прохождения курсов.

Важно! Курсы могут быть от центра занятости населения или от самого работодателя если травма получена на производстве.

Более подробно о котором мы поговорим ниже.

Поступление в учебное заведение

Практически половина всех студентов в России получают образование платно, однако у инвалида вряд ли имеется такое количество денежные средств. Кроме платного образования инвалид может получить образование:

Важно! Иными словами, такую льготу называют целевым направлением.

Например, у Воронежского государственного педагогического института всего 510 мест, на которые планирую поступить абитуриенты. Соответственно из них 11 человек – льготные места.

Льгота и заключается в том, что если у инвалида и здорового ребенка совпало количество баллов, то безусловно выберут инвалида.

Кроме поступления в учебные заведения инвалид имеет право и на предоставление койко-места в общежитии на бесплатном основании и в первых рядах.

Важно! Место в общежитии предоставляются в том случае, если человек не имеет места жительства в городе.

Пошаговая инструкция по поступлению в институт

Для поступления в учебное учреждение вне зависимости от его названия и статуса (институт, колледж) необходимо предоставить документы.

Инструкция по поступлению

Пояснение

1Подготовиться к экзаменамЕще до того момента, как сдают экзамены в школе все средне-профессиональные и высшие учебные заведения открывают курсы по подготовке к экзаменам. Если такая возможность иметься, то на эти курсы стоит ходить.

Важно! Курсы платные, но для инвалидов они должны предоставляться бесплатно или с 50% скидкой.

Собранный пакет документов можно передать лично в учреждение, отправить по электронной почте или воспользоваться услугами почтовой связи.1. Собственноручно заполнение заявление от абитуриента, где необходимо уточнить такие сведения как:

§ Данные (ФИО и дата рождения);

§ Факультет, на который планируется поступать;

§ Основание для обучения (какая школа была окончена и сколько классов);

§ Оплата (бюджет или вне бюджет, соответственно платно или бесплатно). В случае если поступление осуществляется по направлению от государственного органа, то об этом необходимо предупредить заранее.

2. Документ удостоверяющий личность;

3. Аттестат об окончании школы (если было окончено 9 классов, то подают этот диплом. В случае если полное образование, то диплом и свидетельство о сдачи Единого государственного экзамена).

4. Документ подтверждающий наличие инвалидности:

§ Справка, выданная медико-социальной экспертизой;

§ Индивидуальный план реабилитации.

5. Фотографии 3х4.3Вступительное испытаниеЕсли поступление осуществляется в учреждение где по окончанию выдадут диплом о средне-профессиональном образовании, то экзамены сдавать не нужно, комиссия отберет абитуриентов по среднему баллу.

В случае с высшим образованием необходимо иметь действующий сертификат ЕГЭ, на основании которых будут принято решение.

Важно! Серьезные высшие учебные учреждения могут проверить знание абитуриента и путем проведения тестовых испытаний.

1. Обычно в фойе учебного заведения вывешивают списки, где можно ознакомиться с решением;

2. Если самостоятельно прийти не получиться на сайте учебного заведения так же будет вся информация о зачислении.

Все льготы по поступлению в институт или колледж можно использовать только один раз, позже льготы не будут действовать на бесплатном основании. Соответственно можно поступить в институт второй раз, но уже на платное отделение.

Право на льготное поступление сохраняется и в колледже, соответственно повторно можно получить средне-профессиональное образование только на платной основе.

Кроме этого многие ВУЗы и колледжи имеют собственную столовую, где студенты инвалиды могут бесплатно питаться, тем самым не тратить денежные средства в течении дня на еду. Обычно данная процедура происходит согласно спискам на кассе, студент приходит и говорит свою фамилию подтверждая свою личность паспортом или студенческим билетом. После проверки личности выдают полноценный комплексный обед, состоящий из:

Размер стипендии

Стипендией называют денежную сумму, которая выплачивается студенту один раз в месяц. Стипендия — это определённая заработная плата, которую студент получает за свои заслуги. Условно ежемесячную выплату можно разделить на:

Вышеперечисленные документы необходимо предоставляет ежегодно, тогда выплата будет начисляться. В случае если студен имеет так называемые «хвосты» (не сданные вовремя зачеты и экзамены), то выплата приостанавливается до момента погашения).

В настоящее время социальная стипендия в высшем учебном заведении равна 1 266 рублям, а в колледже и техникуме сумма около 690 рублей.

С начала учебного года в 2021 году планируется повысить стипендии на 5,5 процентов.

Кроме стипендии за инвалидами сохраняется право на получение социальной пенсии.

Ежемесячные выплаты инвалидам детства

Группа инвалидностиСоциальная пенсияРазмер ЕДВ

При пользовании набором услуг

Первая группа11 900 рублейМинимально — 2500 рублей.

Максимально — 3 600 рублей

Всего 1 050 рублей.Вторая группаПрактически 10 000 рублей1 500 рублей или 2 530 рублей

Третья группаОколо 4 200 рублей973 и 2 030 рублей.

Мнение эксперта

Государство естественно отдает себе отчет в том, что студентам необходимо на что-то жить, если они будут работать, то уровень полученных знаний будет страдать. Не всегда они находят такую работу, где можно было бы трудиться в свободное время, поэтому мы стараемся повышать стипендии для того, чтобы хоть как-то помочь старающимся ученикам.

Мы очень рады, что детей инвалидов и инвалидов детства с каждым гордом все больше и больше в наших учебных заведениях. Если раньше человек с ограниченными возможностями здоровья получал даже школьное образование на дому, то теперь они стремятся в общество. А общество в лице нас рады их принять в своих рядах.

Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования и науки города Москвы Калина И.И.

Распространенные вопросы

Вопрос №1 Я являюсь инвалидом, в 2010 году я получил высшее образование в одном из ведущих университетов города Москвы. Полученное образование было на бесплатной основе, так как были отличные результаты экзаменов и оценки в аттестате. В настоящее время имеется желание получить ещё одно образование, может ли и оно быть бесплатным?

Ответ: К сожалению в соответствии с законодательством на бесплатном основании можно получить одно средне-профессиональное образование и одно высшее. Все последующие образования должны быть оплачены, вне зависимости от инвалидности.

Вопрос №2 Мой сын заканчивает школу в этом году, он является ребенком-инвалидом. Выбранный институт, в который желает поступить ребенок находиться в центре города, а мы проживаем в населенном пункте где добираться следует 20-30 минут. Может ли он претендовать на предоставление комнаты в общежитии, которое имеется в учреждении?

Ответ: Если место проживания и выбранное место обучение находится в одном регионе, то к сожалению законных прав, на получение комнаты нет. Однако при наличии свободных мест можно попросить директора учебного заведения предоставить место в общежитии предварительно объяснив ситуацию.

Типичные ошибки

Ошибка №1 Инвалид, участвующий в олимпиадах на региональном уровне, желает поступить в институт по льготе.

Комментарий: Действительно право на льготное поступление имеется не только у инвалидов, сирот, но и у призеров разнообразных олимпиад, которые проходят на федеральном и международном уровне, каковым обычная региональная олимпиада не считается.

Ошибка №2 Инвалид желает получать учебную стипендию в совокупности с социальной.

Комментарий: Данное право действительно возможно, однако социальная стипендия выплачивается незащищенным слоям населения в качестве помощи. В случае с учебной, она назначается только тем, кто имеет положительные оценки.

Заключение

Поступление в институт – это практически первое важное решение, которое должен сделать для себя выпускник. Выбирая институт, он соответственно делает выбор будущей профессии, которая ему интересна, и он планирует заниматься ей дальше. Поэтому к выбору необходимо подойти с высокой ответственностью, только тогда будет заинтересованность, а с ней хорошие оценки и достойная стипендия.

Источник

Льготы при поступлении в колледж

Мне 16 лет. Собираюсь поступать в колледж после 9 класса. Я из неполной семьи (отец умер). Имею ли я льготы при поступлении?

какие льготы у детей инвалидов при поступлении в вуз

На основании ч. 4 ст. 68 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прием на обучение по программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований является общедоступным, однако при приеме на обучение по программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания.

В случае если численность поступающих превышает количество «бюджетных» мест, образовательная организация в соответствии с порядком приема учитывает результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации, результаты индивидуальных достижений, сведения о которых поступающий вправе представить при приеме, а также наличие договора о целевом обучении.

Возможности предоставления каких-либо льгот, а также особых правил приема на обучение по программам среднего профессионального образования федеральное законодательство не предусматривает.

Между тем для наиболее полного разрешения вопроса о возможности льготного поступления в образовательную организацию в рассматриваемой ситуации необходимо детальное ознакомление с локальными актами конкретной образовательной организации, а также сведениями о конкретном поступающем, которые учитываются при принятии решения о зачислении (результаты предыдущего обучения, различные индивидуальные образовательные достижения, наличие договора о целевом обучении).

Источник

Какие льготы у детей инвалидов при поступлении в вуз

В университете созданы условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая возможность адаптировать при необходимости любую образовательную программу. Также предусмотрены организация промежуточной и итоговой государственной аттестации студентов-инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья, установлен особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту на основании соблюдения принципов здоровья, сбережения и адаптивной физической культуры, разработаны особые требования по написанию курсовых работ и другие положения по инклюзивному образованию.

Если студенту-инвалиду требуются помощь и/или особые условия для обучения, при проведении зачетов, экзаменов и др., то необходимо обратиться с письменным заявлением (в свободной форме) в деканат своего факультета, а также уведомить об этом преподавателя, куратора, помощника ректора по инклюзивному образованию.

Помощник ректора по инклюзивному образованию
Джавадова Светлана Александровна, к.э.н., доцент

javadova.s@rggu.ru
Миусская пл., д. 6, каб. 338 (3 этаж 6 корпус)
8 (495) 250-67-83

Для проведения занятий по физической культуре университет использует спортивные залы и бассейн, тренажерный зал, открытые спортивные площадки. Более подробную информацию можно получить здесь.

КАКИЕ ОСОБЫЕ ПРАВА ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ ИМЕЮТ ИНВАЛИДЫ?

ВО ВСЕХ ЛИ СЛУЧАЯХ ВУЗ ОБЯЗАН ПРЕДОСТАВИТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ НА БЮДЖЕТНОЙ ОСНОВЕ ДЛЯ СТУДЕНТА С ИНВАЛИДНОСТЬЮ ИЛИ ЕСТЬ КАКИЕ-ТО ОГРАНИЧЕНИЯ?

Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ч. 5 ст. 71), дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, могут претендовать на обучение по проrраммам бакалавриата и специалитета за счет бюджетных ассигнований в пределах особой квоты наравне с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также ветеранами боевых действий.

Если количество заявлений на прием по квоте превысит количество выделенных по квоте бюджетных мест, то среди подавших заявление будет проведен конкурс, и будут зачислены поступающие с более высокой суммой баллов.

Кроме того, особая квота не может быть установлена в случае отсутствия бюджетных мест на конкретном направлении подготовки (специальности) и, следовательно, обучение за счет бюджета на этом направлении подготовки (специальности) невозможно.

ЕСЛИ Я КАК АБИТУРИЕНТ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ ПОДАЮ ДОКУМЕНТЫ НА НЕСКОЛЬКО НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ), МОГУ ЛИ Я ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОСОБЫМИ ПРАВАМИ ПО ВСЕМ ВЫБРАННЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ?

Да, можете. Согласно Федеральному закону от 27 июня 2018 г. № 162-ФЗ «О внесении изменения в статью 71 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”», лица, которым предоставлено право на прием в пределах особой квоты, могут подать заявление на обучение по программам бакалавриата и специалитета с использованием особых прав одновременно в 5 вузов на 3 направления подготовки (специальности) в каждом.

Я РЕБЁНОК-ИНВАЛИД. ЕСЛИ Я ПЛАНИРУЮ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОСОБЫМ ПРАВОМ ОБЯЗАН ЛИ Я ПРИ ПОДАЧЕ ДОКУМЕНТОВ ПРЕДОСТАВЛЯТЬ ОРИГИНАЛЫ ДОКУМЕНТОВ ИЛИ ДОСТАТОЧНО КОПИИ?

При подаче документов достаточно копии аттестата (диплома).

Для зачисления на места по особой квоте необходимо представить оригинал аттестата (диплома) в приемную комиссию не позднее 18.00 28 июля.

Я БЫЛ РЕБЕНКОМ-ИНВАЛИДОМ, ПОТОМ МНЕ ДАЛИ ТРЕТЬЮ ГРУППУ ИНВАЛИДНОСТИ. МОГУ ЛИ Я ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОСОБЫМ ПРАВОМ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ВУЗ?

Можете, но только при условии, что в Вашей новой справке есть запись «инвалид с детства», потому что иначе третья группа инвалидности не дает особых прав при поступлении.

Единственное, на что имеют право лица с 3-ей группой инвалидности, это поступать в любой вуз не по результатам ЕГЭ, а по результатам вступительных испытаний в вузе, либо комбинировать результаты.

ЕСЛИ НА НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ В РАМКАХ ОСОБОЙ КВОТЫ ВЫДЕЛЕНО ТОЛЬКО ОДНО МЕСТО, А ПОДАНО 3 ЗАЯВЛЕНИЯ, КАКИМ ОБРАЗОМ БУДЕТ ПРОХОДИТЬ ОТБОР?

В таком случае будет проведен конкурс среди поданных заявлений на основании набранных баллов.

МОЖНО ЛИ СДАТЬ ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ В РГГУ ВМЕСТО ЕГЭ?

Следующие категории поступающих имеют право сдавать вступительные испытания по общеобразовательным предметам в РГГУ:

Важно! При наличии любых (в том числе неудовлетворительных) результатов ЕГЭ вышеуказанные категории поступающих могут сдавать вступительные испытания в вузе.

Однако они не смогут выбрать лучший результат для последующего участия в конкурсе на зачисление, поскольку при формировании конкурсной суммы баллов учитываются сведения из заявления о приеме, которое каждый поступающий заполняет при подаче документов и в котором однозначно указывает, хочет ли он поступать по результатам ЕГЭ или по результатам вступительных испытаний в вузе.

КАКИЕ В УНИВЕРСИТЕТЕ СОЗДАНЫ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ?

На территории РГГУ есть медицинский кабинет. Он располагается по адресу: Миусская пл., д.6, корп.2, этаж 1; время работы: с 10.00 до 17.00; приемные дни: понедельник-пятница; телефон: (495) 250-66-56.

Здравпункт оказывает экстренную, доврачебную помощь, а также помощь при острых заболеваниях, травмах, отравлениях. Осуществляет госпитализацию по неотложным показаниям. Фельдшер здравпункта оказывает доврачебную помощь как непосредственно в здравпункте, так и по вызову на территории вуза. Здравпункт оснащен всем необходимым оборудованием и снабжен современными медицинскими препаратами. Подробнее о медицинской помощи можно узнать здесь.

какие льготы у детей инвалидов при поступлении в вуз
© РГГУ, 2020

Источник

Какие льготы полагаются детям с инвалидностью и как их получить? Разъясняет Михаил Терентьев

какие льготы у детей инвалидов при поступлении в вуз

Чтобы оформить инвалидность ребенку, необходимо получить направление на медико-социальную экспертизу (МСЭ). Для этого нужны заключения всех необходимых врачей-специалистов, результаты которых вносятся в направление на МСЭ. Оформленное направление передается медицинской организацией в бюро МСЭ в течение трех дней.

Детям после установления статуса «ребенок-инвалид» назначается социальная пенсия по инвалидности, также им выплачивается ежемесячная денежная выплата, которая состоит из двух частей: собственно выплаты, и набора социальных услуг. Об этом рассказал депутат Госдумы, член Генерального совета «Единой России», председатель Всероссийского общества инвалидов Михаил Терентьев.

«Услуги, входящие в набор, можно получать в натуральной форме, либо отказаться от них и получать вместо этого денежные средства. В набор социальных услуг входят обеспечение лекарственными средствами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания; обеспечение санаторно-курортным лечением вместе с сопровождающим лицом — родителем; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также проезд к месту лечения и обратно вместе с сопровождающим лицом — родителем», — сказал Михаил Терентьев.

Для родителя, который ухаживает за ребенком-инвалидом и не может из-за этого работать, предусмотрена компенсационная выплата в размере 10 тыс. рублей. Если уход осуществляется не родителем, а опекуном или попечителем, то размер выплаты составит 1200 рублей. Средства выплачивает Пенсионный фонд.

Кроме того, дети-инвалиды имеют право на обеспечение необходимыми техническими средствами реабилитации в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА). Речь идет о креслах-колясках, ортопедической обуви, ортезах и многом другом.

Особым детям положены также медицинская реабилитация, реконструктивная хирургия, комплексная реабилитация, протезирование (ортезирование). Все это проводится при наличии в ИПРА соответствующей записи.

В разработанной бюро медико-социальной экспертизы ИПРА ребенка-инвалида будут вписаны все реабилитационные мероприятия, которые ему необходимы. Там же указывают орган государственной власти, к которому следует обращаться по всем возникающим вопросам.

Дети-инвалиды пользуются и льготой при поступлении в высшие учебные заведения — они могут быть зачислены в вуз в рамках установленной квоты вне основного конкурса.

Семьи, имеющие ребенка-инвалида, имеют право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. В подавляющем большинстве регионов данная льгота предоставляется в форме компенсации части понесенных расходов. По этому вопросу необходимо обращаться в органы социальной защиты населения.

«Необходимо отметить, что многие дополнительные льготы для ребенка-инвалида или его семьи предусматриваются на региональном уровне. Например, в большинстве регионов семьям, имеющим ребенка-инвалида, предоставляются льготы на проезд на городском транспорте общего пользования. Однако порядок и условия предоставления данной льготы могут быть разными. Полный перечень региональных льгот для детей-инвалидов необходимо уточнять в региональных органах социальной защиты», — пояснил Михаил Терентьев.

Источник

Какие льготы у детей инвалидов при поступлении в вуз

какие льготы у детей инвалидов при поступлении в вуз

какие льготы у детей инвалидов при поступлении в вуз

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

какие льготы у детей инвалидов при поступлении в вузОбзор документа

Письмо Министерства просвещения РФ от 28 апреля 2021 г. № ДГ-992/07 “О проведении ГИА в 2021 г. для обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью”

В 2021 году ГИА-9 проводится по русскому языку и математике, результаты которой являются основанием для выдачи аттестата об основном общем образовании.

на сдачу экзамена только по одному обязательному учебному предмету по выбору обучающегося (по русскому языку или математике);

на увеличение продолжительности экзамена на 1,5 часа;

на беспрепятственный доступ в аудитории, туалетные и иные помещения, а также пребывание обучающихся в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).

В 2021 году ГИА-11 проводится по русскому языку и математике, результаты которой являются основанием для выдачи аттестата о среднем общем образовании.

Для лиц, не планирующих поступление на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, ГИА-11 проводится в форме ГВЭ по русскому языку и математике.

на прохождение ГИА-11 только по русскому языку в форме ГВЭ или ЕГЭ по выбору указанных лиц;

на увеличение продолжительности экзамена на 1,5 часа;

на беспрепятственный доступ в аудитории, туалетные и иные помещения, а также пребывание обучающихся в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).

При наличии у обучающихся заключений ПМПК с рекомендациями о создании специальных условий при сдаче ГИА-9 и ГИА-11 обучающиеся имеют право на создание следующих специальных условий, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития, среди которых:

использование технических средств в процессе сдачи экзамена (звукоусиливающей аппаратуры, специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютеров и др.);

оборудование аудитории для проведения экзамена звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования (для слабослышащих участников экзамена);

привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика (для глухих и слабослышащих участников экзамена);

оформление экзаменационных материалов рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера; выполнение письменной экзаменационной работы рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере; обеспечение достаточным количеством специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютером (для слепых участников экзамена);

копирование экзаменационных материалов в увеличенном размере в день проведения экзамена в аудитории в присутствии членов ГЭК; обеспечение аудиторий для проведения экзаменов увеличительными устройствами; индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (для слабовидящих участников экзамена);

выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию.

Для обучающихся, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, и обучение которых организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях, проведение ГИА-9 и ГИА-11 может быть организовано на дому, в медицинской организации.

Основанием для организации экзамена на дому является заключение медицинской организации о наличии заболевания, дающего право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому в соответствии с приказом Минздрава России от 30 июня 2016 г. N 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому» с рекомендациями о сдаче ГИА-9/ГИА-11 на дому и рекомендации ПМПК о необходимости организовать проведение ГИА-9/ГИА-11 на дому.

Основанием для организации экзамена в медицинской организации являются заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК о необходимости организовать проведение ГИА-9/ГИА-11 в медицинской организации.

Для создания специальных условий при проведении ГИА на дому или в медицинских организациях (увеличение продолжительности времени экзамена; предоставление услуг ассистента (помощника), услуг ассистента-сурдопереводчика (для глухих и слабослышащих участников экзамена); использование технических средств в процессе сдачи экзамена печать экзаменационных материалов увеличенным шрифтом; выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию) необходимо наличие заключения ПМПК с поименованными указанными специальными условиями.

В таком случае указанные обучающиеся будут относиться к категории «обучающийся с ОВЗ».

Рекомендации ПМПК об организации сдачи экзамена на дому / в медицинской организации не равнозначны рекомендациям ПМПК о создании специальных условий и не являются основанием для их создания.

В целях оптимизации условий проведения ГИА на дому, в медицинской организации допускается совмещение отдельных полномочий и обязанностей лицами, привлекаемыми к проведению ГИА на дому, в медицинской организации, в том числе:

член государственной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации может выполнять функционал руководителя пункта проведения экзамена;

организатор может одновременно выполнять функции технического специалиста.

слепых, поздноослепших, слабовидящих;

с тяжелыми нарушениями речи;

с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

с задержкой психического развития;

с расстройствами аутистического спектра;

иных категорий участников экзамена, которым требуется создание специальных условий.

Специализированные (отдельные) аудитории для проведения экзаменов оборудуются:

для слабослышащих участников экзамена звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования;

для слабовидящих участников экзамена индивидуальной равномерной (не менее 300 люкс) освещенностью каждого рабочего места в аудитории. Возможно использование индивидуальных светодиодных средств освещения (настольные лампы) с регулировкой освещения в динамическом диапазоне до 600 люкс, но не менее 300 люкс при отсутствии динамической регулировки;

для слепых участников экзамена достаточным количеством специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютером.

Допускается нахождение в одной аудитории участников экзамена, относящихся к разным нозологическим группам.

Количество рабочих мест в каждой аудитории определяется в зависимости от категории нозологической группы, используемых технических средств.

Учитывая, что законодательство Российской Федерации регламентирует необходимость обеспечения равных прав на получение образования для всех категорий обучающихся, при этом исчерпывающий перечень заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ отсутствует, считаем целесообразным рекомендовать ПМПК принимать решения по выдаче заключений самостоятельно с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития, при этом срок обращения на ПМПК может не иметь ключевого значения для принятия решения.

В соответствии с пунктом 23 Положения о ПМПК заключение ПМПК носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

Однако представленное родителями (законными представителями) детей заключение ПМПК является основанием для создания ОИВ и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Заключение ПМПК действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

В соответствии с пунктом 18 Положения о ПМПК при необходимости и наличии соответствующих условий обследование детей может быть проведено по месту их проживания и (или) обучения.

В ряде субъектов Российской Федерации, имеющих на своей территории труднодоступные, удаленные образовательные организации, может быть организовано выездное ПМПК или дистанционное обследование ПМПК.

Согласно Положению о ПМПК одним из направлений деятельности ПМПК является проведение обследования детей (лиц в возрасте от 0 до 18 лет).

Вместе с тем на федеральном уровне законодательно не запрещено проводить обследование лиц старше 18 лет.

В связи с изложенным для проведения обследования на ПМПК обучающихся, достигших возраста 18 лет, с целью получения ими рекомендаций о создании специальных условий при сдаче экзаменов необходимо издание соответствующего регионального или муниципального нормативного акта, регламентирующего деятельность ПМПК.

В соответствии с пунктом 12 статьи 8 ФЗ-273 органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования обязаны организовать предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.

С учетом изложенного существенно возрастает роль ПМПК и требования к организации их деятельности, взаимодействию с образовательными организациями и органами управления образованием, созданию региональных систем комплексной психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся.

В целях обеспечения образовательными организациями безопасных условий сдачи ГИА в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, считаем целесообразным обучающимся, которым во время сдачи ГИА требуется проведение медицинских процедур, но которые не являются обучающимися с ОВЗ, обучающимися с инвалидностью, ПМПК рекомендовать создание специальных условий при сдаче ГИА по медицинским показаниям.

К таким рекомендациям может относиться использование ингаляторов, инсулиновых помп и др. с перечислением конкретных медицинских процедур, которые будут/ могут проводиться в период проведения экзаменов, и медицинских устройств, которые при этом будут использоваться.

Обзор документа

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *