какие методы применяются во внешнеторговом регулировании общественных отношений императивный

Правовое регулирование

Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.

В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.

Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.

Предмет правового регулирования

Право не должно и не может регулировать все общественные отношения и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом.

В сферу правового регулирования должны входить отношения со следующими признаками:

— в них находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;

— в них реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения другого;

— они строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил;

— они требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой

Этим признакам отвечают три группы общественных: отношений:

1) отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имущественные);

2) отношения по властному управлению обществом (государственное управление социальными процессами);

3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе). Эти отношения возникают из нарушения правил поведения людей в двух указанных сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы составляют предмет правового регулирования, поскольку по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования.

От характера и содержания общественных отношений зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.

Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).

Методы, способы и типы правового регулирования

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).

Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).

Метод правового регулирования является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли.

Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

1. Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

3. Запрет – сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.

Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:

поощрение— выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;

рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).

Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.

В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.

Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.

Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).

Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.

Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.

Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Источник

Императивный метод в регулировании правовых отношений

Содержание статьи

какие методы применяются во внешнеторговом регулировании общественных отношений императивный

Методы правового регулирования как элемент стабилизации общественно-правовых отношений

Общественно-правовые отношения постоянно находятся в динамичном развитии. Каждую минуту в мире возникают, укрепляются и исчезают различные связи между субъектами права. Ни для кого не секрет, что рамки любых отношений устанавливаются какими-либо нормами. Правоотношения в этом случае не являются исключением.

В праве принято понятие метода правового регулирования, содержание которого составляют определенные нормы, относящиеся к той или иной отрасли права. Можно выделить два главных метода правового регулирования: диспозитивный и императивный метод. Оба метода используются во всех отраслях права, однако где-то преобладающим является диспозитивный, а где-то – императивный.

Кратко о диспозитивном методе

Диспозитивный метод призван согласовывать действия различных субъектов, прямо не обязывая их к совершению какого-либо деяния. Отличительной особенностью данного метода является то, что субъекты правоотношений являются между собой равными, то есть в отношениях отсутствует аспект власти и подчинения. Диспозитивный метод наиболее часто используется в таких отраслях права, как гражданское право. Так, неотъемлемой частью гражданско-правовых отношений являются различные договоры, существование которых призвано согласовывать действия и цели тех или иных лиц. Диспозитивный метод здесь является своеобразным регулятором составления договора и неоговоренных в нем аспектов.

Авторитаризм императивного метода правового регулирования

Императивный метод – это некий метод субординации, которые ставит четкие рамки дозволенных правоотношений, установленных обязывающими и запрещающими нормами.

Сущность данного метода состоит в невозможности альтернативного выбора приемлемого варианта поведения. Выбор определенного поведения является невозможным, поскольку оно регулируется четкими законодательными рамками как запрет или обязанность. Субъектам правоотношений остается лишь исполнять эти предписания, так как уклонение от них влечет за собой наложение ответственности. Из этого вытекает главная разница между императивным и диспозитивным методами. Императивный запрещает все, что не разрешено законом, а диспозитивный, наоборот, разрешает все, что не запрещено законом.

Императивный метод правового регулирования характерен, прежде всего, для отраслей публичного права, к которым, к примеру, относятся конституционное и административное право.

Итак, подводя итоги выше сказанному, выделим основные признаки императивного метода:

Источник

Методы и принципы валютного права.

Среди общих методов, применяемых в валютном праве, наиболее ярко выделяется императивный. Императивный метод воздействия на валютные отношения представляет собой способ властных предписаний, сочетающий нормы-запреты и обязывающие нормы. Напомним, что в финансовом праве этот метод является «сквозным», присущим всем составным частям данной отрасли права. Поскольку валютное регулирование и валютный контроль входят в состав особенной части финансового права, то их правовое регулирование осуществляется императивным методом.

Императивный (властный) характер валютной деятельности присущ государству в силу того, что оно самостоятельно устанавливает порядок обращения на своей территории валюты и валютных ценностей, права и обязанности участников валютных правоотношений, валютные ограничения, компетенцию органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля, ответственность за нарушения валютного законодательства.

Особенностью проявления императивного метода в валютном праве является его внешнее закрепление в основном запрещающими нормами. Названная специфика отражает особенность валютного регулирования в Российской Федерации, направленного на установление границ дозволенного поведения субъектов валютного права.

Преобладание императивного метода регулирования объясняется тем, что валютным отношениям больше присуща публичная природа, они имеют огромное значение для нормального функционирования государства в целом, поддержания его экономического суверенитета и устойчивости внутренней валюты. Анализ валютного законодательства показывает, что содержание значительной части норм валютного права составляют императивные отношения.

Таким образом, императивный метод правового регулирования не просто представляет собой специфический способ воздействия на общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением валютной деятельности государства, а является выразителем основных особенностей публичных отраслей права в сфере валютного регулирования.

Кроме императивного метода государство при регулировании валютных отношений использует диспозитивный метод. Названный способ правового регулирования проявляется в установлении гражданским законодательством отдельных правил осуществления валютных операций.

Рассматривая соотношение императивного метода и метода, основанного на юридическом равенстве сторон, следует отметить, что приоритеты между ними определяются в зависимости от принятой в данном государстве концепции вмешательства в экономику, находящей свое отражение в принципах осуществления валютной политики, принятых в государстве, а также в степени соответствия этих принципов действительности.

В Российской Федерации провозглашаются несколько очень важных принципов валютной политики, свидетельствующих о том, что эта политика должна строиться, прежде всего, на основе экономических, рыночных механизмов и инструментов, а не на основе административно-правового (публично-правового) воздействия. В частности, в ст. 3 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» прямо закреплено, что основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются: 1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования (п. 1 ст. 3); 2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов (п. 2 ст. 3).

какие методы применяются во внешнеторговом регулировании общественных отношений императивный

Таким образом, посредством законодательного закрепления принципов валютно-правового режима и валютной политики в Российской Федерации должен преобладать диспозитивный метод, а не императивный. Однако в настоящее время вопросы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации не позволяют регулировать валютные отношения исключительно частноправовыми методами. В современных условиях диспозитивный метод правового регулирования валютных отношений не является доминирующим. Он применяется только при условии, что какие-либо валютные отношения не урегулированы императивным методом. Объясняется такое соотношение методов валютного права приобретенным характером ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» над иным законодательством, регулирующим валютные отношения.

Рассмотрим сочетание диспозитивного и императивного методов регулирования на примере соотношение норм ГК РФ и Закона о валютном регулировании. ГК РФ устанавливает три важные общие нормы:

— все правоотношения, связанные с валютными ценностями, регулируются в первую очередь Законом о валютном регулировании;

— право собственности на валютные ценности защищается на общих основаниях;

— ГК РФ устанавливает приоритет (верховенство) норм Закона о валютном регулировании над общими нормами ГК РФ, т.е. к гражданско-правовым отношениям, усложненным присутствием валютных ценностей, нормы ГК РФ применяются постольку, поскольку они не противоречат нормам специального (валютного) законодательства.

Согласно п. 2 ст. 140 ГК РФ случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются законом или в установленном им порядке. В соответствии со ст. 141 ГК РФ виды имущества, признаваемые валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются Законом о валютном регулировании и валютном контроле. Эта же статья устанавливает, что право собственности на валютные ценности защищается на общих основаниях. Другая норма ГК РФ (п. 3 ст. 317) устанавливает, что использование иностранной валюты, а также документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации по обязательствам допускается в случаях, в порядке и на условиях, определенных законом или в установленном им порядке.

Валютные отношения важны для всего государства в целом, они направлены на обеспечение и поддержание его экономического суверенитета, поэтому их правовое регулирование должно осуществляться как диспозитивным, так и императивным методом. При этом ни валютное регулирование, ни валютный контроль не должны напрямую ограничивать внешнеторговую деятельность, а должны оказывать на нее лишь косвенное влияние через регламентацию платежей и расчетов по внешней торговле.

Следующей группой методов валютного права являются специальные методы: репатриации валютной выручки, валютных ограничений, установления валютного курса и т.д.

Основными способами валютногь регулирования выступают:

1) дозвление –представление лицам права на свои собственные активные действия;

2) запрещения-возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода

3) позитивное обязывание –возложение на лиц обязанностей к активному поведению (что сделать, передать, уплатить и т.д.)

Основным методом правого регулирования валютного права в литературе традиционно называют публично-правовой метод вдастных предписаний. Однако следует особо подчеркнуть, что развернутого исследования этого вопроса в последнее время не прододилось.

Под принципами принято понимать закрепленные в действующем законодательстве основополагающие руководящие начала и идеи, выражающие сущность норм данной отрасли права и главные направления государственной политики в области правового регулирования соотвествующих общественных отношений.

При этом прнципы права- это общеобязательные исходные нормативно-юридические положения, отличающиеся высшей императивностью, определяющие содаржание такого правового регулирования и выступающие во многих случаях высшим критерием правомерности проведения учатсников регулируемых правоотношений. Последнее обстоятельстов приобретает особе значение применительно к валютному праву.

Итак, принципы валютного права –это основополагающие и руководящие идеи, определяющие начала валютного права, находящие свое выражение непосредственно в нормах валютного права. Наиболее существенными принципами валютного права выступают:

При этом указанные принципы предопреленеы основными целями правового регулирования валютных правоотношений, в качестве которых выступают:

Дл достижения указанных целей ы роцессе валютного регулирования используются различныеправовве средстваю. Такими инструментамт валютного регулирования вытсупают:

Валютное законодательство

В большинстве стран, в том числе и с развитой рыночной экономикой валютные операции строго регламентируются, особенно совершаемые в процессе банковской деятельности. Лишь в наиболее промышленно развитых странах (США, ФРГ, Япония, Великобритания, Франция и некоторые другие) валютное регулирование полностью отсутствует. Устанавливается правовой режим осуществления валютных сделок и контроль за ними, в том числе режим валютных счетов (если таковые имеют место), открываемых в банках, совершения различных операций с валютой и другими валютными ценностями, в частности, связанных с движением капиталов, переводами средств за границу. Для этой цели в большинстве стран изданы специальные нормативные правила, которые в совокупности представляют собой особую область правового регулирования, именуемую обычно валютным законодательством.

Проследим поэтапный процесс развития валютного законодательства в нашей стране.

Первый этап можно обозначить от начала двадцатых годов до начала тридацатых годов прошлого века. Этот этап связан с введением в нашей старне в 1922 г. Новой экономической политики (НЭПа), которая характеризовалась относительной либерализацией экономических отношений по сравнению с военным коммунизмом. В соответствии с ст.24 ГК РСФСР 1922 года объектами сделок лишь в пределах специальных законов могут быть: золотая и серебряная монета и иностранная валюта. Таким образом, валютные ценности были объектом права, ограниченным в гражданском обороте. Основное регулирование порядка совершения сделок с валютными ценностями в этот период осуществлялось постановлениями ЦИКа и Совнаркома СССР, а также инструкциями Народного комиссариата финансов СССР. Так, в 1924 году были разработаны и приняты Кредитный устав СССР, Денежный устав СССР и Положение о валютных операциях. Положение о валютных операциях определяло порядок совершения операций с иностранной валютой и выписанными в иностранной валюте чеками и векселями и не включало положений об иных валютных ценностях (благородных металлах в изделиях и слитках и т.п.).

Первоначально обращение золотой и серебряной монеты и других валютных ценностей подвержено ряду специальных ограничений. В частности, монопольное право скупки всех этих ценностей принадлежало Государственному банку. Позже, однако, это ограничение было отменено, сперва лишь для иностранной валюты и выписанных в ней чеков. Но и это ограничение в последствие было снято. В соответствии с декретом ВЦИК и СНК допускалось совершение сделок по покупке и продаже золота и серебра в слитках, иностранной валюты, а равно чеков и векселей, выписанных в иностранной валюте. При этом покупка и продажа иностранной валюты, а также выписанных в ней чеков, разрешалась с соблюдением специальных правил как непосредственно на бирже (фондовые биржи и фондовые отделы товарных бирж), так и через кредитные учреждения. Объектами биржевых операций могла быть иностранная валюта, тратты и чеки, выписанные в иностранной валюте. Разовые посетители имеют право совершения фондовых биржевых операций, но обязательно через посредство фондовых маклеров.»

Затем было разрешено совершение сделок на иностранную валюту через кредитные учреждения, имеющие право на совершение валютных операций.

Таким образом, этот этап развития валютного права России характеризуется постепенной либерализацией порядка совершения валютных операций, несмотря на то, что валютные ценности являлись по Гражданскому кодексу 1922 года объектом, ограниченным в обороте. Политика либерализации была нацелена на экономическое развитие государства. Любое лицо могло прийти на фондовую биржу и совершить любую сделку с валютными ценностями через фондового маклера без получения каких-либо разрешений на валютную операцию.

Второй этап начинается с начала тридцатых годов прошлого века и длится до 1992 г.Этот этап характеризуется свертыванием НЭП и переходом к валютной монополии государства. Принципы государственной валютной монополии стали неотъемлемой составляющей плановой централизованно управляемой экономики СССР. Это нашло свое отражение в законодательстве, которое содержало перечисление категорий валютных ценностей, на операции с которыми распространялась валютная монополия. С 1930 г. все расчеты с заграницей стали производиться только лишь через Госбанк СССР. За Внешторгбанком были сохранены некоторые валютные операции неторгового характера. Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 января 1937г закрепило исключительное право на совершение на территории СССР сделок с инвалютой и другими валютными ценностями за Госбанком СССР.

Валютным законодательством запрещался вывоз и пересылка за границу, а также ввоз и пересылка из-за границы национальной валюты и облигаций госзаймов, оплаченных в национальной валюте. Вывоз, ввоз и пересылка платежных документов ( чеков, векселей, переводов и т.п.), выписанных в национальной валюте кредитными учреждениями, производились в порядке, установленном законом.

Внешнеторговые организации в СССР осуществляли расчеты в инвалюте через единственный банк (ВТБ СССР), для этой цели они получали инвалюту в соответствии с валютным планом и расходовали ее для платежей за границей в установленном порядке. Валютная выручка от экспорта товаров и др. операций концентрировалась на счетах уполномоченных государством банков (ГБ СССР и ВТБ СССР) у их корреспондентов за рубежом. По поручению внешнеторговых и других организаций банки производили платежи в этих счетов.

Административная валютная монополия государства сохранялась до второй полвины 80-х годов Х1Х в. Только после выхода в свет Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями (№ 991 от 19 августа 1986 г.) у предприятий появились собственные валютные фонды, используемые только для производственных целей. В годы перестройки (начиная с 1986 года) развитие валютного регулирования получило новый импульс. Практически все участники хозяйственной деятельности получили право самостоятельно выступать на внешнем рынке. Предприятия, учреждения, организации, наряду с государством, стали получать в свое распоряжение иностранную валюту от участия во внешнеэкономической деятельности.

В 1991 г. принимается Закон СССР «О валютном регулировании», который фактически положил начало ликвидации валютной монополии государства. Закон установил принципы операций с валютой СССР и иностранной валютой, на валютном рынке; определил функции банковской системы (Госбанка СССР и уполномоченных банков) и разграничил полномочия органов власти в валютном регулировании и управлении валютными ресурсами; обосновал гарантируемое и защищаемое государством право собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности; утвердил общие принципы владения, пользования и распоряжения валютными ценностями как государством так и предприятиями, организациями и гражданами; установил определенный порядок ведения валютных операций резидентами и нерезидентами. Важный шаг был сделан в организации валютного контроля: в законе намечены основные цели и направления валютного контроля, введены положения об отчетности по валютным операциям и ответственности за нарушение валютного законодательства, а также дано определение органа валютного контроля. Однако закон, фактически, не успел заработать в связи с распадом Советского Союза.

Третий этап развития валютного законодательства начинается после распада СССР с 1992 года. В течение 1992-1993 г. Принимается целый ряд важных правовых нормативных актов, направленных на регулирование валютных отношений. Главным среди них стал принятый и вступивший в силу в ноябре 1992 г. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» (принят 9.10.92 г. Верховным Советом РФ). Собственно с этого закона можно начинать отсчет формирования российского валютного законодательства. Поэтому мы можем перейти к рассмотрению современных источников валютного права. Под источниками (формами) валютного права следует понимать внешние формы выражения правотворческой деятельности государственных органов по установлению правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу валютных ценностей.

Все правовые нормативные акты валютного права можно подразделить на пять блоков

Первый блок представлен Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года. В ней содержатся лишь самые общие положения, касающиеся валютной политики в целом. Так, статьи 71 (ж), 106, 114 (б) устанавливают, что, во-первых, валютное регулирование находится в ведении Российской Федерации, во-вторых, федеральные Законы по вопросам валютного регулирования, принятые Государственной Думой Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации и, в-третьих, проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики обеспечивается Правительством Российской Федерации. Статья 75 называет в качестве денежной единицы российской Федерации рубль.

Во второй блок входят кодифицирующие правовые нормативные акты. К ним можно отнести ГК РФ, ТК РФ, УК РФ и КОаП РФ. Гражданский кодекс РФ содержит основной комплекс правил и норм, регулирующих частные валютно-правовые отношения. Уголовный кодекс и кодекс об административных правонарушениях включает в себя нормы, соответственно, устанавливающие уголовную и административную ответственность за нарушения валютного законодательства. В Таможенном кодексе содержаться правила и нормы, определяющие порядок ввоза и вывоза валютных ценностей за пределы Российской Федерации.

Третий блок включает в себя специальные законодательные и нормативные документы, посвященные валютному регулированию и контролю.

Главным специальным нормативным актом, регулирующим валютные отношения является ФЗ РФот 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Целью данного закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. Указанный Федеральный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования только в случаях предусмотренных законом о валютном регулировании. Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции, только в случае и пределах, предусмотренных валютным законодательством РФ и актами органов валютного регулирования. Акты органов валютного кнтроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.

Акты валютного законодательства РФ и акты валютного регулирования применяются к отношениям, возникающим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами.

К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства России и актов органов валютного регулирования, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникающих после вступления их в силу.

Акты валютного законодательства и акты органов валютного регулирования, устнавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.

Кроме того, необходимо учитывать, что акты валютного законодательства и акты органов валютного регулирования, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом ухудшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Акты валютного законодательства и акты валютного регулирования подлежат официальному опубликованию. Не опубликованные акты не применяются. Это правило не распространяется на акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

В четвертый блок входят законодательные и нормативные документы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, деятельность институтов, выполняющих функции валютного регулирования и валютного контроля, а также институтов, осуществляющих операции с валютными ценностями. К данному блоку относятся законы РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О биржах», «О рынке ценных бумаг», «О товарных биржах и биржевой торговле», «Об иностранных инвестициях».

Пятый блок представлен Международными договорами Российской Федерации. Согласно ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» международный договор Российской Федерации» означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

В соответствии с классификацией, определенной в статье 3 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» международные договоры России заключаются с иностранными государствами и международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), Правительства России (межправительственные договоры) и федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера). Исходя из этого, группу актов валютного законодательства можно разделить на три подгруппы:

1. Межгосударственные договоры и соглашения, касающиеся наиболее существенных вопросов валютного регулирования. Например, договоры и соглашения об участии Российской Федерации в международных финансовых организациях ( Международном валютном фонде. Международном банке реконструкции и развития, Международной ассоциации развития.

Это могут быть договоры об участии России в многосторонних экономических соглашениях, например, таможенном союзе.

2. Межправительственные соглашения об особенностях проведения некоторых видов валютных операций в отношениях между странами. Примером такого соглашения является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного и экспортного контроля (Москва, 3 июля 1997 г.);

3. Межведомственные соглашения о порядке осуществления отдельных видов валютных операций. К числу таких соглашений можно отнести Соглашение о взаимодействии Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной таможенной службы при осуществлении валютного контроля от 15 августа 2005 г. N 0630/21, 0148/9;

Международные договоры Российской Федерации применяются к валютным отношениям непосредственно. Исключение составляют только случаи, когда из международного договора Российской Федерации следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила указанного международного договора.

Не являются источниками валютного права, но имеют важное значение разъяснения высших судебных органов: Конституции оного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного Суда РФ. Решения этих судов оказывают существенное влияние на практику применения валютного законодательства.

Таким образом, валютное законодательство устанавливает основные принципы и правила проведения операций с российской и иностранной валютой, регулирует вопросы валютного контроля ответственности субъектов за нарушение валютного законодательства. Определяет права и обязанности должностных лиц, органов и агентов валютного контроля.

Валютные правоотношения.

Отношения, складывающиеся в обществе в связи и по поводу валюты, представляют собой сложное явление: они затрагивают различные сферы, но наиболее ярко проявляются в сферах экономической и правовой. Валютные правоотношения как экономико-правовая категория имеют сложную юридическую природу. Основой валютных правоотношений являются оборот иностранной валюты, национальной валюты, а также оборот ряда иных инструментов (внутренних и внешних ценных бумаг. В юридической науке при рассмотрении валютных правоотношений выделяется два подхода к определению их сущности: широкий (комплексный) и узкий. Это вытекает из того факта, что правовое регулирование валютных отношений охватывает три сферы: международную публично-правовую, внутригосударственную публично-правовую, а также международную и внутригосударственную частноправовую[7] Правовые нормы, регулирующие каждую из этих сфер правового регулирования, обладают существенными различиями.

С точки зрения «узкого» подхода валютные правоотношения отождествляются либо только с публичными, либо с частными правоотношениями. Так, Куликов А.С. определяет правовую природу валютных правоотношений как правоотношений публично – правовых, регулируемых в составе норм финансового права.[8] Ученые, придерживающиеся этой позиции, ограничиваются констатацией факта, что валютные правоотношения есть общественные отношения в сфере валютного контроля и ответственности за их нарушения.

С позиции широкого (комплексного) подхода валютные правоотношения представляют собой совокупность публично-правовых и частноправовых отношений, возникающих по поводу российской валюты, внутренних ценных бумаг, валютных ценностей. Признается, что данные правоотношения носят смешанный, одновременно публично-правовой и частноправовой характер. Именно такие отношения и регулируются Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», где в ст. 2 указано, что он определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Валютным правоотношениям присущи общие черты, позволяющие включить их в данную единую категорию:

1. Их объектом является валюта РФ, внутренние и внешние ценные бумаги, иностранная валюта как особые разновидности вещей, имущества.

2. Обращение указанных объектов представляет собой часть экономического оборота и регулируется государством.

4. Принципиальная особенность валютных правоотношений состоит в том, что в одном и том же материальном поведении сочетаются права и обязанности, имеющие разное происхождение. Часть из этих прав и обязанностей возникает в условиях свободного волеизъявления и юридического равенства, их содержание определяется юридическими действиями (сделкой, чаще договором). Другая часть устанавливается юридическими актами (законом или иными правовыми актами) и носит публично-правовой характер.[9]

Валютное правоотношение, возникающее на основе реализации норм валютного права и представляющее собой особую юридическую связь определенных субъектов, имеет свою структуру, под которой понимается внутреннее строение и взаимосвязь элементов такого правоотношения. Структура валютного правоотношения является проекцией общей структуры правоотношения с присущими данной специфической области особенностями

Структура валютных правоотношений- внутреннее строение и взаимосвязь элементов такого правового отношения. В ней выделяют в качестве её элементов объект, субъект и содержание (субъективное право и юридическая обязанность).

В процессе валютного регулирования структура правоотношений с одной стороны, определяется содержанием прав и обязанностей сторон (юридическая структура), а, с другой стороны, она определяет поведение субъектов в ходе реализации прав и обязанностей (фактическая структура).

Характеризую структуру валютных правоотношений, необходимо отметить осоьбенности следующих её элементов.

Субъхекты такого правоотношения- это участники (стороны). При этом действующее российцско2йе законодательство не лишено нгедостатвков, в частности, к стожалению, не содержит полного перечня участников (субъектов) валютных праовотношений. В литературе в качетве субъектов валютных правоотношении й называют:

1. пПравительство РФ

3. Министерство финансов, региональные финансовые структуру

4. российские кредитные организации

5. филиалы и представительства иностранных кредитных организаций на территории рФ

6. валютные резиденты и нерезиденты

Реализация субъективного права зависит от усмотрения управомоченного лица –участника ( субъекта) валютных правоотношений. Указанный участник валютного правоотношения может воспрользоваться представленным ему правом либо отказаться от его реалиизации. Обязанность называют юридической, так как она предусмотрена юридической нормой и подлежит безусловному выполнению. Субъективное право субъекта валютного правоотношения- это вид и мера возможного поведения этого управомоченного лица, которым как правило, соотвествует юридическая обязанность другого лица. Например, по договору валютного вклада передача вкладчиком денежных средств банку во вклад корреспондирует с обязанностью банка вернуть денежные средства в переданой иностранной валюте в оговоренный срок с начисленными процентами. Такое субъективное право участника валютных правоотношений включает в себя три правомочия: совершать определенные действия самому; требовать совершения определенных действий от другого; обратиться за защитой к органам государства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *