какие налоги платит школа
Какие налоги платит школа
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При налогообложении прибыли не учитываются доходы в виде безвозмездно полученных детской школой искусств денежных средств на ведение основных видов деятельности.
Кроме того, не облагаются налогом на прибыль целевые поступления в виде пожертвований, оформленных соответствующими договорами.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Налог на прибыль в организациях бюджетной сферы;
— Энциклопедия решений. Доходы бюджетного и автономного учреждений в целях налогообложения прибыли;
— Энциклопедия решений. Применение ставки 0 процентов по налогу на прибыль (для бюджетной сферы).
— Вопрос: Как в налоговых декларациях отражаются суммы пожертвования, если срок и цели пожертвования продлены на следующий год? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2020 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Какие налоги платит школа
Вопросы налогообложения доходной деятельности образовательного учреждения регулируются Налоговым кодексом РФ. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ внес изменения в Закон РФ«Об образовании», исключив все нормы, регулирующие налоговые отношения. Само слово «налог» больше не встречается в тексте Закона «Об образовании».
Конечно, вопросы налогообложения образовательного учреждения достаточно сложны для директора школы. Тут не обойтись без помощи квалифицированных специалистов: бухгалтера, экономиста. Наша цель сейчас не научить директора самостоятельно вести налоговый учет, а дать общие представления о том, плательщиком каких налогов и в каких размерах является образовательное учреждение, каким образом можно оптимизировать уплату налогов, как не допустить совершения типичных для образовательных учреждений нарушений налогового законодательства. Поэтому мы рассмотрим основные моменты налогообложения образовательных учреждений, не вдаваясь в подробности ведения и сдачи налоговой отчетности.
Образовательное учреждение изначально находится на общем режиме налогообложения. На сегодняшний день общий режим налогообложения является единственно возможным для государственных и муниципальных образовательных учреждений. Кроме общего режима налогообложения существуют специальные режимы. Для организаций сферы образования весьма выгодной является упрощенная система налогообложения, позволяющая уменьшить налоговое бремя и упростить налоговую отчетность. Однако для бюджетных учреждений, к которым, напоминаем, относятся все государственные и муниципальные образовательные учреждения, переход на упрощенную систему налогообложения не допускается (пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Такой режим может быть использован только различного рода негосударственными образовательными организациями, оказывающими дополнительные образовательные услуги.
При общем режиме налогообложения любая доходная деятельность образовательного учреждения подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль, а выплаты работникам — единым социальным налогом, если налоговым законодательством не установлены те или иные налоговые льготы.
Налог на добавленную стоимость (НДС)
НДС облагается реализация товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации.
НДС представляет собой косвенный налог, который включается в цену товара (работы, услуги) и оплачивается покупателем, заказчиком, но в федеральный бюджет перечисляется продавцом, исполнителем услуг, т.е. школой.
Сумма налога исчисляется по соответствующей налоговой ставке исходя из суммы, полученной от реализации товаров (работ, услуг). НК РФ в зависимости от того, что является предметом реализации, предусматривает три величины налоговых ставок: 0, 10 и 18 процентов. В деятельности образовательных учреждений может иметь место применение налоговой ставки 10 или 18%. Так, например, если образовательное учреждение сдает в аренду помещение и сумма арендной платы составляет без учета НДС 5000 рублей, то общая сумма, которую заплатит арендатор, будет составлять 5000 + 18% = 5900 рублей(в том числе, 900 рублей — НДС).
Кроме того, для образовательных учреждений НК РФ устанавливает налоговые льготы. Так, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС:
— услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ). Следует отметить, что наличие лицензии для применения льготы по НДС при проведении занятий с детьми в кружках и секциях для общеобразовательных учреждений предусмотрено п. 6 ст. 149 НК РФ, согласно которому деятельность, подлежащая лицензированию, не облагается НДС при наличии соответствующей лицензии. Требование наличия лицензии при организации кружков и секций (т.е. реализации программ дополнительного образования детей) предусматривается п. 2 Типового положения об общеобразовательном учреждении*;
—реализация продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям. Данная льгота применяется в отношении студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений, столовых медицинских организаций только в случае полного или частичного финансирования этих учреждений из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ);
—услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Таким образом, не облагаются НДС платные образовательные услуги как по дополнительным профессиональным программам, оказываемые образовательным учреждением в виде занятий в факультативных кружках и секциях, так и по преподаванию специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторству, по проведению занятий по углубленному изучению предметов при наличии соответствующей лицензии (т.е. при указании данных программ в приложении к основной лицензии на осуществление образовательной деятельности).
Следует отметить, что судебная практика признает наличие льготы по НДС и в случаях, когда в суммы платы за обучение включены и услуги гардероба, охраны, исходя из того, что такие услуги признаются необходимой составляющей образовательного процесса.
Во многих государственных и муниципальных образовательных учреждениях столовые обслуживаются соответствующими комбинатами питания, которые и осуществляют учет произведенных и реализованных товаров, а администрация образовательного учреждения имеет возможность отстраниться по крайней мере от налогового учета деятельности столовой. Однако нередки случаи, когда столовые функционируют и как структурные подразделения учреждения. Поэтому рассмотрим условия, при соблюдении которых возможно освобождение реализации продуктов питания в столовых от НДС:
—образовательное учреждение является государственным или муниципальным, и столовая финансируется частично или полностью из соответствующего бюджета;
—продукты питания производятся в столовой. При этом Налоговый кодекс РФ не раскрывает понятие «производства», включается ли сюда, например, разогрев, расфасовка продуктов, разлив напитков? Налоговый кодекс РФ не дает четкого ответа на данный вопрос.
Очевидно, что облагаются НДС реализация продуктов питания, произведенных и расфасованных на стороне (конфеты, шоколад, напитки в бутылках и т.д.), а, следовательно, образовательное учреждение, реализуя и те, и другие продукты, должно вести раздельный учет таких операций, что на практике крайне затруднительно. Также следует иметь в виду, что часть продуктов питания (например, хлебобулочные изделия) облагается НДС по ставке 10%, другие же продукты (например, шоколад, газированные напитки) подлежат налогообложению по ставке18% (ст. 164 НК РФ).
Сдача в аренду как движимого, так и недвижимого имущества облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 18%.
Кроме указанных выше налоговых льгот для учреждений сферы образования, НК РФ устанавливает общее (для всех организаций, в том числе и для государственных и муниципальных образовательных учреждений) правило освобождения от налогообложения НДС. Согласно п. 1 ст. 145 НК РФ организации имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров(работ, услуг) этих организаций без учета НДС не превысила в совокупности два миллиона рублей. Как видим, многие учреждения общего образования могут использовать это освобождение. В таком случае не подлежат обложению НДС все операции образовательного учреждения (в том числе и сдача имущества в аренду, реализация товаров, производимых учреждением и т.д.).
Для получения права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС необходимо не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого организация претендует на освобождение, представить в налоговый орган:
письменное уведомление об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС (форма утверждена приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 4 июля 2002 г. № БГ-3-03/342);
выписку из бухгалтерского баланса;
выписку из книги продаж;
копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.
Уведомление и соответствующие документы могут передаваться непосредственно в налоговый орган или по почте заказным письмом. В последнем случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.
Освобождение предоставляется сроком на 12 месяцев, по истечении которых учреждение может продлить срок действия освобождения.
Налог на прибыль организаций
Государственные и муниципальные образовательные учреждения являются плательщиками налога на прибыль организаций. Налог на прибыль платится с доходов, полученных от платных образовательных и иных услуг, от аренды, от реализации произведенных образовательным учреждением товаров (в терминологии НК РФ такие доходы бюджетного учреждения именуются доходами от коммерческой деятельности).
Глава 25 НК РФ содержит специальную статью 321.1, которая устанавливает особенности ведения учета по налогу на прибыль для бюджетных учреждений.
Налоговая база бюджетных учреждений по налогу на прибыль определяется как разница между полученной суммой дохода (без учета налога на добавленную стоимость) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности. Таким образом, в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются средства, полученные от учредителя (собственника) на ведение уставной деятельности.
На примере оказания платных образовательных услуг рассмотрим, какие расходы могут быть отнесены к числу расходов по коммерческой деятельности:
1)выплата заработной платы учителям за проведение платных занятий (с учетом налогов);
2)расходы на приобретение книг, учебников для осуществления платных занятий, канцелярских товаров, расходных материалов для копировальной техники.
При этом важно, чтобы целью использования данных товаров было именно оказание платных услуг, а не ведение основной образовательной деятельности, финансируемой за счет средств учредителя.
В смете доходов и расходов может быть предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала за счет двух источников: средств учредителя и средств, полученных от коммерческой деятельности. В таком случае включение данных расходов бюджетного учреждения в расходы от коммерческой деятельности производится пропорционально объему средств, полученных от коммерческой деятельности, в общей сумме доходов(включая средства учредителя). Следует учитывать, что в общую сумму доходов от коммерческой деятельности для этой цели не включаются доходы, полученные от сдачи имущества в аренду. При этом если в смете доходов и расходов финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи (за исключением мобильной связи) и на ремонт основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств, вообще не предусматривается, то такие расходы учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль при условии, что эксплуатация указанных основных средств связана с ведением такой деятельности.
Кроме того, согласно п. 4 ст. 321.1. в расходы, связанные с ведением коммерческой деятельности при определении налоговой базы по налогу на прибыль включаются все расходы на ремонт основных средств, эксплуатация которых связана с ведением некоммерческой и (или) коммерческой деятельности и которые приобретены (созданы) за счет бюджетных средств, если финансирование данных расходов не предусмотрено в смете доходов и расходов бюджетного учреждения или не осуществляется за счет бюджетных средств. Таким образом, если ремонт зданий образовательного учреждения не финансируется за счет соответствующего бюджета, расходы на проведение этого ремонта могут включаться в расходы на осуществление коммерческой деятельности и, соответственно, уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.
Полученная в результате исчисления сумма доходов бюджетного учреждения от коммерческой деятельности облагается по налоговой ставке 24% (ст. 284 НК РФ)*.
* Эта ставка делится между бюджетами Российской Федерации (6,5%) и субъектов Российской Федерации (17,5%). При этом налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не может быть ниже 13,5%.
Единый социальный налог
Образовательное учреждение, как и любая организация, при выплате работникам заработной платы и иных выплат, в том числе по гражданско-правовым договорам оказания услуг, выполнения работ, является налогоплательщиком единого социального налога (ЕСН) (гл. 24 НК РФ).
Объектом налогообложения ЕСН являются суммы выплат работникам, как за счет средств учредителя (сумма налога включается в норматив бюджетного финансирования), так и за счет коммерческой деятельности, которые включаются в расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Налоговый кодекс РФ устанавливает регрессную шкалу налоговых ставок по ЕСН (п. 1 ст. 241),которая, правда, малоприменима для бюджетных учреждений (исходя из того, что ежегодные доходы работников школы редко превышают 280 000 рублей).
При выплате заработной платы, надбавок, доплат и премий по трудовым договорам налогообложение ЕСН идет по графе «итого». При выполнении той или иной работы, оказании услуг физическими лицами по гражданско-правовым договорам ставка по ЕСН уменьшается на платеж в Фонд социального страхования Российской Федерации(т.е. на 2,9%) (п. 3 ст. 238 НК РФ). При привлечении преподавателей к проведению занятий по обучению детей заключается гражданско-правовой договор оказания услуг.
В ЕСН включаются суммы, выплачиваемые в качестве страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Данные страховые взносы зачитываются в сумме налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет (графа 2 таблицы 1) (п. 3 ст. 236 НК РФ). Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлены следующие ставки страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:
Налогообложение образовательных учреждений
«Бухгалтерский учет», N 14, 2001
Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Образовательное учреждение является юридическим лицом.
К образовательным относятся учреждения следующих типов:
Учредителями образовательного учреждения могут быть согласно ст.11 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 07.08.2000) «Об образовании»:
С введением в действие Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) все отношения по установлению, введению и взиманию налогов в Российской Федерации регулируются законодательством о налогах и сборах. Понятие законодательства о налогах и сборах определено ст.1 части первой Налогового кодекса РФ, согласно которой к законодательству о налогах и сборах относятся Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах, законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.
Налог на добавленную стоимость
В соответствии со ст.143 НК РФ плательщиками НДС являются:
лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Объекты налогообложения (ст.146 НК РФ):
реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признаются реализацией товаров (работ, услуг);
передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы организаций;
ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Не признаются реализацией товаров (работ, услуг) и, соответственно, не облагаются НДС такие операции, как передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, а также передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организацией ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации.
Налогообложение производится по налоговой ставке 20% в случаях, не указанных в п.п.1, 2 и 4 ст.164 НК РФ.
При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации применяются налоговые ставки, указанные в п.п.2 и 3 ст.164 НК РФ (10 и 20%).
Льготы по налогу (ст.149 НК РФ). Не подлежат налогообложению реализация, а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд:
При оказании услуг по содержанию детей обособленными или структурными подразделениями (созданными по типу дошкольных учреждений) организаций, не являющихся непосредственно дошкольными некоммерческими учреждениями, налог не взимается при наличии у таких организаций соответствующего кода ОКОНХ.
При оказании услуг по содержанию детей индивидуальными предпринимателями освобождение от налога не предоставляется.
Под освобождаемыми от налога услугами по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях следует понимать услуги по проведению занятий образовательными, спортивными организациями, организациями культуры и искусства, общественными организациями и иными организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности, а также индивидуальными предпринимателями.
Если занятия с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях проводят образовательные учреждения, организации, имеющие образовательные подразделения, осуществляющие профессиональную подготовку, и общественные организации, то они освобождаются от НДС при наличии лицензии, полученной на основании Закона РФ «Об образовании»;
Данные положения применяются в отношении:
студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений только в случае полного или частичного финансирования этих учреждений из бюджета;
столовых детских дошкольных учреждений вне зависимости от источников финансирования.
При реализации покупных товаров вышеперечисленными столовыми освобождение от налога не предоставляется, при отпуске на сторону блюд собственного производства освобождение от налога также не предоставляется.
Реализация организациями общественного питания продукции собственного производства перечисленным выше столовым налогом не облагается;
Согласно п.3 ст.149 НК РФ не подлежат налогообложению следующие операции:
Если организация осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению, она обязана вести раздельный учет таких операций.
Налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные в п.3 ст.149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения от налогообложения таких операций, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
Такой отказ возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами п.3 указанной статьи. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).
Не допускается отказ от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.
Перечисленные операции освобождаются от налогообложения при наличии у налогоплательщиков соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Освобождение от налогообложения в соответствии с указанными нормами не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено в Налоговом кодексе РФ.
Организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки (дохода) от реализации товаров (работ, услуг) этих налогоплательщиков без учета НДС и налога с продаж не превысила в совокупности 1 млн руб. (ст.145 НК РФ).
Размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех оборотов по реализации товаров (работ, услуг) как облагаемых, так и не облагаемых НДС.
Пример. Учебный центр, являясь структурным подразделением коммерческой организации, в установленном порядке получил лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Таким образом, учебный центр, являющийся структурным подразделением коммерческой организации, имеющий лицензию на осуществление образовательной деятельности, при проведении образовательных программ применять названную льготу по НДС права не имеет.
Пример. Образовательный центр (не относящийся к некоммерческим образовательным учреждениям) оказывает услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми и подростками в кружках и студиях. В этом случае освобождение от НДС предоставляется на основании пп.4 п.2 ст.149 НК РФ при выполнении условий, предусмотренных в п.6 ст.149 НК РФ, т.е. освобождение от НДС предоставляется образовательным организациям независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности при наличии у данной организации лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налог на прибыль
В соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 (ред. от 05.08.2000) «О налоге на прибыль предприятий и организаций» плательщиками налога на прибыль являются:
предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации;
филиалы и другие обособленные подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет.
Объектом налогообложения является валовая прибыль организации, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций».
Бюджетные учреждения и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.
При определении налогооблагаемой базы бюджетных организаций (учреждений) и взаимоотношений с бюджетом по налогу на прибыль следует руководствоваться Инструкцией Госналогслужбы России от 20.08.1998 N 48 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы».
Кроме того, представительными органами местного самоуправления устанавливается ставка налога на прибыль в размере не выше 5% с зачислением его в местный бюджет. Указанный порядок введен в действие с 1 января 2001 г.
Ставки налога на прибыль, а также состав установленных налоговых льгот могут изменяться при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год.
Льготы по налогу. При исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, уменьшается на суммы, направленные государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, получившими лицензии в установленном порядке, непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении.
В настоящее время существенно расширены полномочия законодательных органов субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления по установлению для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительных льгот по налогу на прибыль в пределах сумм, подлежащих зачислению в их бюджеты.
Пример. Некоммерческая организация занимается научными разработками и образовательной деятельностью. На ведение образовательной деятельности имеется лицензия. При выполнении НИОКР осуществляется профессиональное обучение представителей заказчика новым технологиям. Прибыль от выполнения НИОКР направляется в полном объеме на нужды обеспечения и развития образовательного процесса. Каков порядок налогообложения данной организации?
Наряду с осуществлением образовательного процесса образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом. Выполнение НИОКР не относится ни к одному из видов предпринимательской деятельности образовательного учреждения, определенных ст.47 Закона РФ «Об образовании».
Следовательно, льгота по налогу на прибыль, предусмотренная для образовательных учреждений налоговым законодательством, может быть предоставлена только по прибыли, полученной от образовательной деятельности.
Единый социальный налог
Согласно ст.235 НК РФ плательщиками единого социального налога являются работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Объектом налогообложения для указанных налогоплательщиков признаются:
выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе:
Выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000 руб. в расчете на одного работника за календарный месяц.
Выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций, или средств, оставшихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.
Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.
Суммы, не подлежащие налогообложению (ст.238 НК РФ):
Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (выплаты, производимые педагогическим работникам образовательных учреждений на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий);
Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
ст.200 «Оплата проезда к месту нахождения заочного учебного заведения» Кодекса законов о труде РФ.
Если организация по собственной инициативе покупает работнику квартиру и передает ему в собственность, производит оплату коммунальных услуг, топлива либо осуществляет возмещение работнику указанных расходов, то на данные выплаты начисление налога должно производиться в общеустановленном порядке;
Пособия, выплачиваемые не в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, подлежат налогообложению в полном объеме;
Не подлежат налогообложению выплаты работникам организаций, финансируемых за счет средств бюджетов, не превышающие 2000 руб. за налоговый период (календарный год), по каждому из следующих оснований:
суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
суммы возмещения (оплата) работодателями своим бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и (или) инвалидам) и (или) членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом.
Специальных льгот для образовательных учреждений по единому социальному налогу (взносу) действующим законодательством не предусмотрено.
Налог на имущество предприятий
В соответствии с Законом РФ от 13.12.1991 N 2030-1 (ред. от 04.05.1999) «О налоге на имущество предприятий» плательщиками налога являются:
предприятия, учреждения и организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации;
филиалы и другие аналогичные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет.
Объектами налогообложения выступают основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости.
Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия.
Предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 2% от налогооблагаемой базы, исчисленной в соответствии с положениями данного Закона.
Конкретные ставки налога на имущество предприятий, определяемые в зависимости от видов деятельности предприятий, устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. При отсутствии решений законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации об установлении конкретных ставок налога на имущество предприятий применяется максимальная ставка налога, предусмотренная Законом.
Льготы по налогу. Данным налогом не облагается имущество:
бюджетных учреждений и организаций, используемое исключительно для нужд образования и культуры.
Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации (ст.4 Закона РФ «О налоге на имущество предприятий»).
Земельный налог
В соответствии с Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1 (ред. от 29.12.1998) «О плате за землю» плата за земли несельскохозяйственного назначения взимается с предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки.
Объектом налогообложения выступают земельные участки, находящиеся в собственности, владении или пользовании.
Налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Закону РФ «О плате за землю».
Льготы по налогу. От уплаты земельного налога полностью освобождаются:
С юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).
Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.
Пример. Институт повышения квалификации имеет лицензию на ведение образовательной деятельности и осуществляет свою деятельность на условиях самофинансирования. Является ли он плательщиком земельного налога?
Согласно п.4 ст.12 Закона РФ «О плате за землю» от уплаты земельного налога освобождаются учреждения образования, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов или средств профсоюзов. Институт является плательщиком земельного налога на том основании, что он осуществляет свою деятельность на условиях самофинансирования. Вместе с тем ст.ст.13 и 14 названного Закона органам законодательной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать для отдельных плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм налога, поступающих в соответствующий бюджет.
Налог на пользователей автомобильных дорог
В соответствии с Законом РФ от 18.10.1991 N 1759-1 (ред. от 05.08.2000) «О дорожных фондах в Российской Федерации» плательщиками налога выступают предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.
Ставка налога на пользователей автомобильных дорог устанавливается в размере:
1% от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг);
Налог исчисляется отдельно по каждому виду деятельности.
Льготы по уплате налога для учреждений образования данным законом не предусмотрены.
Согласно Федеральному закону от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» указанный налог действует только до 1 января 2003 г.
Пример. Каков порядок налогообложения благотворительного фонда (некоммерческой организации), оказывающего образовательные услуги, относящиеся к основной уставной деятельности организации?
В соответствии с Законом РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации» налог на пользователей автомобильных дорог уплачивается от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), и от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, проданных в результате торговой деятельности. При этом для образовательных учреждений льготы по уплате налога на пользователей автомобильных дорог Законом не установлены. Таким образом, у образовательных учреждений выручка, полученная от реализации продукции, работ, услуг, в том числе образовательных, включается в объект обложения налогом на пользователей автомобильных дорог.
Налог с владельцев транспортных средств
Плательщики налога. В соответствии с Законом РФ от 18.10.1991 N 1759-1 (ред. от 05.08.2000) «О дорожных фондах в Российской Федерации» налог с владельцев транспортных средств ежегодно уплачивают предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу.
Размер годового налога устанавливается в зависимости от мощности двигателя транспортного средства (на одну лошадиную силу).
Льготы по уплате налога для учреждений образования данным законом не предусмотрены.