какие направления проверки учета основных средств можно выделить
Внутренний аудит основных средств компании
Автор: Мустафин Артур, магистрант РЭУ им Г.В. Плеханова
Для эффективного осуществления своей деятельности, привлечения инвестирования, объективного и корректного управления финансами, необходимо корректное отражение информации в бухгалтерском балансе и управленческой отчетности. Это в свою очередь достигается системами внутреннего контроля и аудитом.
В данной статье рассматривается аудит основных средств в компании. Данная статья активов зачастую существенная у многих компаний.
Аудит основных средств можно подразделить на несколько направлений проверки, визуально это представлено на рисунке 1.
Признание актива – основным средством
Отражение информации об активе в первичной документации
Расчет фактической стоимости и начисление амортизации
Реализация, модернизация и переоценка объекта основных средств
На первом этапе аудита основных средств необходимо проверить соответствуют ли отраженные на балансе компании основные средства критериям основных средств:
Объект предназначен для использования в производстве продукции или при выполнении работ или услуг;
Данный объект не предполагают продавать;
Объект приносит компании экономические выгоды
Объект предназначен для длительного использования (свыше 12 месяцев).
В случае, если компания в перспективе решила продать объект основных средств, при этом продавать объект основных средств компания будет спустя продолжительное количество времени. Правильным будет отразить данные объекты в качестве оборотных активов – товаров для продажи. [1,2,3].
Необходимо проверить надлежащее оформление документов, подтверждающих права на основные средства. Проверить корректно ли отражен ОКОФ, срок полезного использование в инвентарной карточке и в ОС-1. Убедиться, что основное средство принято на учет в том же отчетном периоде, что и по первичным документам [4].
Дополнительно на основании первичных документов (ТОРГ, актов приема-сдачи и др.) проверить корректность отражения, формирования фактической стоимости основного средства.
Необходимо отметить влияние договора купли-продажи основного средства, а именно пункта права перехода собственности, на стоимость объекта основных средств. Например, по договору право перехода собственности на актив – основное средство производится на складе покупателя. В приложениях и в самом договоре не прописано, что в стоимости актива входит доставка до склада покупателя. В результате, в случае если продавец откажется платить за доставку до склада и это обязательство возьмет на себя покупатель, у него могут возникнуть вопросы с налоговой. Ведь в данном случае получается, что компания за свой счет доставила чужой актив до своего склада. Таким образом данные расходы рискованно принимать в стоимость основного средства или в качестве операционных расходов. Для того чтобы избежать данную ситуацию, будет достаточным указать, что право перехода собственности происходит на складе продавца.
В случае покупки основного средства в кредит, необходимо проверить, чтобы проценты по данному кредиту учитывались на 91.2 счету («прочие расходы»), а не в стоимости актива. За исключением случаев признания основного средства – инвестиционным активом: в данном случае проценты будут учитываться в стоимости основного средства.
Способ начисления амортизации по объектам основных средств должен быть прописан в учетной политике и фактически соответствовать, т.е. если в учетной политике предусмотрено начисление амортизации линейным способом, а по факту компания начисляет пропорционально объему продукции, это будет считаться искажением.
Следует проверить корректность расчета амортизации по основным средствам и убедиться, что по всем объектам основных средств, по которым предусмотрен расчет амортизации, он производится.
Исключением в данном случае являются некоммерческие компании. Для них не предусмотрено начисление амортизации по 02 счету. По ним на забалансовом счете отражается суммы износа, начисляемые линейным способом.
Для наиболее эффективного и точного отражения амортизации необходимо отражать срок полезного использования в соответствии с ожидаемым сроком, т.е. если известно, что объект основных средств в течении 3-12 месяцев полностью самортизируется, а компания уверена, что объект будет служить больше 12 месяцев, то необходимо пересмотреть срок полезного использования на ожидаемый. Изменение срока полезного использования объекта основных средств необходимо документально оформить. Ожидаемый срок полезного использования можно уточнить у специалистов в компании.
В случае наличия на балансе компании законсервированных основных средств необходимо подтвердить, что фактически проведены мероприятия для обеспечения их сохранности, а не просто временно их приостановили.
Возникают обстоятельства, при которых компании решают продать или ликвидировать объекты основных средств. Два данных процесса предполагают документальное оформление:
При продаже необходимо оформить договор реализации объекта и акт приемки-передачи, а также отразить в учете в том отчетном периоде, в котором происходила реализации;
При ликвидации (выбытии) основного средства предполагается, что после объекта основного средства останутся товарно-материальные ценности (например, лом). Данные товарные ценности необходимо отразить в учете, на дату их фактического получения.
Список использованных источников
1. ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»
2. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»
3. IFRS 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»
Порядок работ при проведении аудита ОС (нюансы)
Обязанность по проведению аудиторской проверки основных средств
Согласно п. 1 ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ аудит должен осуществляться 1 раз в год организациями:
Обязательный аудит осуществляется сторонними фирмами или квалифицированными аудиторами (п. 2 ст. 1 закона № 307-ФЗ).
В целях повышения уверенности в достоверности предоставляемой отчетности организация вправе проводить внутренний аудит штатными аудиторами (правило № 29 постановления Правительства РФ «О федеральных правилах аудиторской деятельности» от 23.09.2002 № 696).
Узнайте, как составить программу аудита основных средств, с помощью советов от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.
По ОС, учет которых связан с большим количеством особенностей и нюансов, аудит проводится в несколько этапов. Рассмотрим этапы аудиторской проверки более подробно.
Этап 1: проверка организации учета ОС
Проверяется учетная политика в части:
О том, как грамотно сформировать учетную политику, читайте в статье «Как составить учетную политику организации (2021)?».
Проверяется наличие приказов по утверждению:
Этап 2: проверка показателей бухгалтерской отчетности и регистров в части ОС
Проверяется корректность отражения информации в бухгалтерской отчетности в части операций с основными средствами на основании сводных регистров по учету ОС:
Аудит основных средств
В ходе проверки выполняются такие аудиторские процедуры как запрос, наблюдение, инспектирование, подтверждение, пересчет и т.д.
Решение о выборе конкретных процедур основывается на его профессиональном суждении.
В настоящее время при ведении бухгалтерского учета операций с основными средствами необходимо руководствоваться следующими документами:
• Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н;
• Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н;
• Указаниями об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утв. Приказом Минфина России от 17.02.1997 № 15.
Указанные документы утрачивают силу с 2022 года в связи с изданием новых стандартов:
— ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», утв. Приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н;
— ФСБУ 6/2020 «Основные средства», утв. Приказом Минфина России от 17.09.2020 №204н;
— ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», утв. Приказом Минфина России от 17.09.2020 №204н.
В ходе аудита ОС уделяется внимание следующим моментам:
• проверка учета поступления и выбытия основных средств;
• анализ и оценка правильности квалификации имущества как основных средств;
• проверка правильности оценки/переоценки ОС;
• правильности отражения расходов на восстановление основных средств;
• анализ правильности начисления амортизации;
• оценка достоверности предоставления информации об основных средствах в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Ошибки, встречаемые в учете основных средств:
1. Неправильная классификация объектов ОС, либо имущество не относится к основным средствам.
• Критерии признания объекта как основного средства не выполняются, но он отнесен к основному средству.
• Активы стоимостью менее 40000,00 руб. (в бухгалтерском учете), менее 100000,00 руб. (в налоговом) отражено в составе основных средств.
Или обратная ситуация, если на счете 10 «Материалы» учтены активы, со сроком полезного использования дольше 12 месяцев и стоимостью более 40000,00 руб. (основные средства).
• Отражение на счете 01 «Основные средства» имущества, приобретенного с целью сдачи в аренду. В таких случаях следует применять счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности».
2. Нарушен порядок документального оформления и своевременности отражения операций.
Распространенная ситуация, когда первичные документы по учету ОС не оформлены, или в них заполнены не все обязательные реквизиты.
Кроме того, дата первичных документов может не соответствовать дате отражения в учете.
3. Нарушен порядок формирования первоначальной стоимости.
Первоначальная стоимость основного средства формируется из всех фактических затрат на его приобретение, расходов на доставку, госпошлин и иных расходов, непосредственно связанных с поступлением объекта ОС.
Часто встречаемая ошибка, когда услуги по доставке, установке (монтажу) в стоимость актива не включены, а отражены единовременно в составе затрат.
4. Учет переоценки основных средств
Проведя переоценку однажды, далее организации должны проводить ее регулярно (касается только бухгалтерского учета).
• Бывают случаи, когда неверно учитывают результаты переоценки, неправильно отражается дооценка или уценка объектов ОС на счетах бухгалтерского учета.
• По переоцененным объектам амортизация начисляется без учета переоцененной стоимости.
• На счете учета добавочного капитала числится сумма переоценки по выбывшим объектам.
Сумма дооценки объекта ОС при его выбытии включается в нераспределенную прибыль организации.
Обращаем ваше внимание, что в типовой программе 1С: Бухгалтерия предприятия ред. 3.0 в инвентарной карточке ОС-6 не заполняется раздел 3 «Переоценка» и раздел 5 «Изменение стоимости». Почему?
Потому что переоценка ОС отражается в программе документами «Операцией, введенной вручную» и «Изменение параметров амортизации ОС». Соответственно, все расчеты по переоценке вы делаете вне 1С. Поэтому данные в автоматическом режиме и не попадают в карточку ОС-6 раздел 3 «Переоценка». Поэтому либо заполняете карточку в ручном режиме или обращаетесь к программистам за написанием доработки.
5. Неправильное исчисление амортизации
Относительно амортизации ошибки могут состоять в следующем:
• начисляется амортизация по имуществу, которое не является амортизируемым;
• неверное определение срока полезного использования объектов ОС,
• несоблюдение требований учетной политики по способам начисления амортизации;
Почему амортизация может не начисляться мы писали ранее, а также приводили лайфхак, благодаря которому можно быстро понять по какому ОС есть амортизация, а по какому нет.
6. Неправильное отражение в учете расходов на ремонт основных средств, модернизацию или реконструкцию.
Сложность заключается в неверной трактовке произведенных расходов.
Для достоверного отражения хозяйственных операций следует в первичной документации и договорах, подтверждающих расходы по восстановлению ОС, более четко и детально квалифицировать проведенные работы как ремонт (текущий или капитальный), реконструкция и модернизация.
По итогам проведения ремонтных работ происходит восстановление основных средств, благодаря чему они становятся пригодными к дальнейшей эксплуатации.
Затраты на модернизацию любого объекта ОС увеличивают первоначальную стоимость, а ремонт относится на текущие затраты организации.
7. При выбытии основных средств в следствие физического износа не оприходованы какие-либо материалы, в частности металлолом
Материальные ценности, оставшиеся от списания основного средства, приходуются по текущей рыночной стоимости на дату списания объектов ОС.
8. В составе внеоборотных активов (счет 08 «Вложения во внеоборотные активы») числятся объекты основных средств, уже используемые в хозяйственной деятельности.
9. Не проведена инвентаризация основных средств, либо нарушен порядок документального оформления результатов инвентаризации ОС.
10. Иные ошибки в методологии отражения операций по учету основных средств
Такие нарушения проявляются в неверно выбранном счете или, наоборот, отражение операций происходит, минуя некоторые счета.
Данные ошибки встречаются часто, но, как правило, они влекут искажение в большей степени по экономическому содержанию и существенных последствий не несут.
Последствия нарушений в учете основных средств
Перечисленные в статье нарушения могут свидетельствовать о недостаточном уровне внутреннего контроля за совершением операций по учету основных средств.
Недостоверное отражение операций на счетах бухгалтерского учета основных средств, неверное исчисление амортизации влияют на искажение данных бухгалтерской отчетности и финансового результата. Существует вероятность искажения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, налогу на имущество.
Во избежание нарушений следует соблюдать требования законодательства, нормативных актов РФ, а также достоверно отражать хозяйственные операции на счетах учета.
По результатам аудита рекомендуем:
• Провести мероприятия по усилению системы внутреннего контроля в области учета внеоборотных активов,
• Внести исправления в бухгалтерский учет и отчетность на основе нарушений неправильного отражения хозяйственных операций;
• При необходимости уточнить расчеты с бюджетом по налогам и сборам;
• Привести учетную политику в соответствие нормам действующего законодательства РФ.
Коллеги, мы привели вам укороченный вариант аудита основных средств. Хотите больше информации? Подписывайтесь на наш аккаунт в Instagram и пишите в директ «Хочу статью по аудиту ОС», мы обязательный пришлем полный, так сказать режиссерский вариант.
Автор статьи: Евгения Тарасова
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов
Рекомендации Федерального казначейства по проведению проверок
Автор: Сизонова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Федеральное казначейство 31.12.2019 утвердило Методические рекомендации по осуществлению проверок законности отдельных финансовых и хозяйственных операций (далее – Методические рекомендации). Данный документ разработан для использования в работе подразделениями данного ведомства и УФК по субъектам РФ при проведении контрольных мероприятий и носит рекомендательный характер. Отдельные положения рекомендаций могут быть полезны также для учреждений бюджетной сферы. В материале рассмотрим, на что обращают внимание органы Федерального казначейства в ходе проверки ведения бухгалтерского учета и составления отчетности учреждением.
Проверка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности органами Федерального казначейства осуществляется на предмет соблюдения требований объектами контроля законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих вопросы бухгалтерского учета и отчетности.
В ходе такой проверки в учреждениях изучаются:
правильность применения плана счетов и отражения фактов хозяйственной жизни на счетах (в соответствии с инструкциями № 157н, 162н, 174н, 183н, федеральными стандартами и учетной политикой);
своевременность, полнота и достоверность отражения в первичных документах фактов хозяйственной жизни, в том числе фактов поставки товара, выполнения работы (ее результата) или оказания услуги;
соблюдение порядка составления и представления бухгалтерской отчетности;
иные вопросы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности субъекта учета.
В ходе проверки ведения бухгалтерского учета и составления отчетности проводится последовательный анализ соответствия данных, содержащихся в регистрах учета, данным, содержащимся в главной книге, журналах учета, отчетности и в первичных учетных документах.
Какие направления бухгалтерского учета проверяются органами Федерального казначейства?
Направления проверки бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора детально представлены в таблице на основе Методических рекомендаций.
Направление проверки
Что проверяется
Проверка правильности применения плана счетов и правильности отражения фактов хозяйственной жизни на счетах
1. Правильность учета фактов хозяйственной жизни, финансовых результатов в соответствии с рабочим планом счетов.
2. Правильность применения метода начисления при ведении учета.
3. Своевременность ведения бухгалтерского (бюджетного) учета.
4. Правомерность принятия или непринятия первичных учетных документов.
5. Раскрытие в бухгалтерской отчетности информации о факте финансово-хозяйственной жизни и его оценке в денежном выражении.
6. Указание полной и достоверной информации о состоянии активов, обязательств, иного имущества, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах, источниках финансирования деятельности экономического субъекта).
7. Формирование информации на соответствующих счетах бухгалтерского учета с обеспечением аналитического учета (аналитики) в объеме показателей, предусмотренных для представления внешним пользователям (опубликования
в средствах массовой информации) согласно законодательству РФ.
8. Сопоставимость данных бухгалтерского учета и сформированной на их основе отчетности.
9. Непрерывность применения плана счетов субъекта учета, требований к структуре аналитического учета, а также соблюдение условий обеспечения сопоставимости показателей учета и отчетности за отчетный, текущий и очередной финансовый годы (очередной финансовый год и плановый период) при внесении в них изменений.
10. Отсутствие в бухгалтерском учете информации, содержащей существенные ошибки и искажения, влекущие невозможность обеспечить ее достоверность для использования внешними пользователями.
11. Правильность учета имущества, находящегося в пользовании (управлении, на хранении).
12. Правильность составления и ведения регистров бухгалтерского учета.
13. Соответствие оборотной (оборотно-сальдовой) ведомости, оборотных ведомостей по счетам синтетического и аналитического учета информации, отраженной в главной книге и в бухгалтерской отчетности.
14. Соответствие показателей остатков денежных средств учреждений, отраженных в отчетности, показателям, отраженным на лицевых счетах, открытых в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства, а также на счетах учреждений в рублях и иностранной валюте, открытых в подразделениях ЦБ РФ и в кредитных организациях.
Проверка своевременности, полноты и достоверности отражения в первичных учетных документах учета фактов хозяйственной жизни
1. Наличие первичных учетных документов, подтверждающих факт хозяйственной жизни субъекта учета.
2. Принятие к учету документов, которыми оформлены исключительно имевшие место факты хозяйственной жизни.
3. Своевременность составления первичных учетных документов о приеме поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
4. Достоверность отражения в первичных учетных документах информации о поставленном товаре, выполненной работе, оказанной услуге.
5. Правильность заполнения и полнота граф первичного учетного документа в соответствии с положениями действующих нормативных правовых актов.
6. Отражение хозяйственных операций по счетам бухгалтерского учета в соответствии с рабочим планом счетов.
Проверка соблюдения порядка составления и представления бухгалтерской отчетности
1. Соответствие состава отчетных форм, включаемых в состав отчетности, положениям документов.
2. Правильность заполнения отчетных форм и числовых показателей, включаемых в них.
3. Своевременность представления отчетных форм.
4. Соблюдение контрольных соотношений.
5. Соблюдение требований инструкций № 191н*, 33н**, СГС «Отчет о движении денежных средств»***, «Представление отчетности»****, «Бюджетная информация. »*****.
6. Наличие пояснительной записки (ф. 0503160, 0503760) и правильность ее составления.
7. Соответствие между данными бухгалтерского учета и показателями, отраженными в отчетных формах.
8. Соответствие требованиям к внесению исправлений в отчетность по результатам проведения проверки.
9. Соблюдение процедуры представления отчетности.
Проверка сделок, подлежащих согласованию с учредителем
Соответствие требованиям законодательства РФ при совершении крупных сделок, сделок с заинтересованностью (операциях с аффилированными лицами)
Проверка соблюдения требований к документам учетной политики
1. Соответствие документов учетной политики правилам ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и составления бухгалтерской (бюджетной) отчетности.
2. Применение документов учетной политики.
3. Изменение документов учетной политики в текущем финансовом году, раскрытие надлежащим образом в бухгалтерской (бюджетной) отчетности изменений в документах учетной политики, а также причин данных изменений
* Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.
** Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.
*** Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Отчет о движении денежных средств», утвержденный Приказом Минфина РФ от 30.12.2017 № 278н.
**** Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденный Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 260н.
***** Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденный Приказом Минфина РФ от 28.02.2018 № 37н.
Далее подробнее рассмотрим особенности осуществления проверки основных средств и объектов учета аренды.
Каковы особенности проверки основных средств?
Проверка соответствия требованиям нормативных актов.
Бухгалтерский учет объектов основных средств в учреждениях государственного сектора осуществляется в соответствии с СГС «Основные средства» и методическими указаниями Минфина по применению данного стандарта (письма от 15.12.2017 № 02-07-07/84237, от 30.11.2017 № 02-07-07/79257).
При проведении контрольного мероприятия проверяется соблюдение требований указанных нормативных правовых актов, в частности, закреплены ли в учетной политике учреждения:
методы начисления амортизации (в зависимости от предполагаемого способа получения будущих экономических выгод или полезного потенциала, заключенного в активе);
порядок изменения стоимости объектов основных средств (последующая оценка объектов учета основных средств в ходе капитального ремонта, затраты на который подлежат признанию в стоимости объекта основных средств);
группы основных средств, стоимость которых необходимо изменить после ремонта;
порядок объединения основных средств в один инвентарный объект (при необходимости);
порядок начисления амортизации структурной части объекта (при необходимости);
порядок определения стоимости безвозмездно полученных нефинансовых активов.
При проверке обращается внимание, отражены ли в составе основных средств материальные ценности, соответствующие критериям активов и находящиеся в пользовании субъекта учета на условиях:
лизинга по договорам, условиями которых субъект учета (лизингополучатель) не определен балансодержателем;
долгосрочной аренды с правом выкупа;
безвозмездного бессрочного (постоянного) пользования субъекта учета;
иных арендных отношений, относящихся в соответствии с СГС «Аренда» к финансовой аренде.
Раскрытие информации об основных средствах.
В бухгалтерской отчетности учреждения подлежит раскрытию информация об основных средствах (результатах операций с ними) в соответствии с требованиями СГС «Основные средства», в том числе:
методы начисления амортизации;
методы определения сроков полезного использования;
балансовая стоимость на начало и конец периода;
накопленная амортизация в совокупности с суммой накопленных убытков от обесценения основных средств, входящих в соответствующую группу на начало и конец периода;
сверка остаточной стоимости на начало и конец периода;
дополнительная информация для каждой группы основных средств, установленная п. 52, 56 СГС «Основные средства».
Основные вопросы, подлежащие контролю со стороны проверяющих органов.
В части проверки отражения в учете и отчетности основных средств и операций, с ними связанных, рекомендуется проверять (приложение 2 к Методическим рекомендациям):
правильность и своевременность отражения в учете операций по принятию, перемещению, выбытию основных средств;
обоснованность отражения в учете операций по выбытию основных средств;
наличие фактов необоснованного списания с балансового учета (выявленные недостачи (хищения) объектов основных средств, меры, принятые по установлению виновных лиц, меры, принятые по взысканию ущерба с виновных лиц);
обоснованность изменения стоимости основных средств в результате капитальных вложений (достройки, дооборудования, реконструкции или частичной ликвидации (разукомплектации));
наличие правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества;
правомерность сделок с недвижимым имуществом, их согласование, включая предоставление в аренду;
информацию об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и находящихся в процессе государственной регистрации (производится сопоставление с данными, представленными в бухгалтерской отчетности);
правомерность сделок с особо ценным движимым имуществом, их согласование, включая предоставление в аренду;
факт проведения учреждением инвентаризации в соответствии с действующим законодательством РФ и порядком, установленным в учреждении;
факт отражения выявленных в результате проведения инвентаризации излишков и недостачи в регистрах бухгалтерского учета в отчетном периоде, в котором была закончена инвентаризация, и, соответственно, в бухгалтерской отчетности;
записи в регистрах бухгалтерского учета, произведенных на основании первичных учетных (оправдательных) документов, оформленных в соответствии с требованиями нормативных правовых актов;
правильность и своевременность отражения в учете операций по начислению амортизации на объекты основных средств;
соответствие учтенных объектов критериям отнесения к основным средствам, установленным законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ;
объем, в котором учтены операции приобретения и выбытия объектов основных средств, отражаемые на счетах бухгалтерского учета, а также порядок учета доходов (расходов) при реализации или ином выбытии объектов основных средств;
ограничения по владению, пользованию, распоряжению в отношении объектов основных средств (договор доверительного управления, аренды, безвозмездного пользования, концессионное соглашение или иные обременения);
операции, связанные со сдачей в аренду объектов основных средств, отражение их в бухгалтерской (бюджетной) отчетности надлежащим образом;
оценочные значения, которые применялись объектом контроля при принятии к учету объектов, ранее не отраженных в регистрах бухгалтерского учета.
На какие моменты обращают внимание проверяющие органы?
принятие к учету документов при отсутствии обязательных реквизитов первичного учетного документа (подписей лиц, ответственных за оформление свершившихся событий);
учет объектов основных средств на счетах, предназначенных для учета объектов материальных запасов;
учет объектов материальных запасов на счетах, предназначенных для учета объектов основных средств;
применение объектом контроля кодов ОКОФ не в соответствии с их перечнем;
ввод в эксплуатацию и начисление амортизации на объект основных средств, фактически не находящийся в эксплуатации;
учет основных средств, не приносящих экономических выгод или не имеющих полезного потенциала, не предполагающих в дальнейшем получение экономических выгод на балансовых счетах, и, как следствие, начисление на них амортизации;
недоначисление амортизации на объекты основных средств;
списание расходов на приобретение и установку объекта, входящего в состав основного средства, без принятия к учету объектов основных средств;
учет оборудования, входящего в состав здания и не являющегося отдельным инвентарным объектом, на счетах, предназначенных для учета объектов основных средств;
принятие на учет объектом контроля жилых и нежилых помещений, а также сооружений при отсутствии зарегистрированного права собственности РФ на них;
неверное отражение в учете имущества, переданного или полученного во временное владение и пользование.
Особенности проверки объектов учета аренды
Проверка соответствия требованиям нормативных актов.
Бухгалтерский учет объектов аренды осуществляется с помощью СГС «Аренда» и Методических рекомендаций по применению данного стандарта (письма Минфина РФ от 13.12.2017 № 02-07-07/83464, № 02-07-07/83463).
При проведении контрольного мероприятия проверяется соблюдение требований СГС «Аренда» и положений учетной политики.
В силу п. 11 указанного стандарта объекты бухгалтерского учета при получении (передаче) во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования классифицируются:
либо в качестве объекта учета операционной аренды;
либо в качестве объекта учета финансовой (неоперационной) аренды.
В отношении таких объектов в учетной политике учреждения должны быть закреплены:
применяемые способы начисления амортизации относительно групп объектов учета аренды;
особенности применения первичных (сводных) учетных документов при отражении операций по объектам учета аренды, в том числе при изменении их стоимостных оценок в бухгалтерском учете, при досрочном расторжении договоров пользования, реклассификации объектов учета аренды;
порядок проведения инвентаризации объектов учета аренды.
При проверке договоров аренды рекомендуется анализировать своевременность исполнения арендаторами обязательств по данным договорам. При возникновении задолженности по арендным платежам следует обращать внимание на наличие исковых требований к арендаторам и исполнение исковых требований.
Раскрытие информации об объектах аренды в отчетности.
В бухгалтерской отчетности представляется информация о следующих объектах учета аренды (с делением их на краткосрочные и долгосрочные) (п. 31 СГС «Аренда»):
права пользования активом;
отложенные (предстоящие) доходы от предоставления прав пользования активом;
отложенные расходы по упущенной выгоде от предоставления права пользования активом;
дебиторская и кредиторская задолженность пользователя (арендатора).
Дополнительно в пояснениях к отчетности раскрывается информация об объектах учета аренды в соответствии с п. 32 СГС «Аренда».
Сведения об активах и обязательствах в бухгалтерской отчетности представляются развернуто и не подлежат взаимоисключению (взаимозачету).
Мы ознакомили вас лишь с отдельными рекомендациями Федерального казначейства в отношении проведения проверок в части бухгалтерского учета и отчетности. Необходимо отметить, что примерный перечень вопросов проверки по объектам учета (в том числе основных средств, нематериальных и непроизведенных активов, материальных запасов, вложений в нефинансовые активы, затрат на изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг, денежных средств и денежных документов, финансовых вложений, расчетов по доходам и обязательствам, расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов) приведен в приложении 2 к Методическим рекомендациям.