какие нормативно правовые акты попали под действие регуляторной гильотины
Какие нормативные документы не отменили с 2021 года в рамках регуляторной гильотины
Регуляторная гильотина: изменения с 2021 года
В целях снижения излишней нагрузки на госсектор и бизнес в виде регулирующих и уже давно устаревших нормативных актов, изданных совершенно различными ведомствами, в том числе из Постановления № 2467, было решено провести так называемую регуляторную гильотину.
Суть это меры заключается в следующем:
Однако, дальше в статье закона указано, что Правительство РФ имеет право составить перечень нормативных актов, для которых данные требования не работают.
О чем Постановление № 2467
В последнем Постановлении 2020 года Правительство РФ как раз и утвердило такой перечень, который избежал участи «гильотины».
В перечне присутствует 1275 наименований нормативных актов различных ведомств. То есть, эти автоматически не отменены с 01.01.2021. Срок отмены для них продлен. Для некоторых он перенесен на 1 марта 2021 года. Для иных – до конца 2021 года.
Но это не означает, что они будут существовать до указанных дат в неизменном виде.
Постановление № 2467 допускает их изменение при условии разработки новых проектов аналогичных документов. То есть, они могут быть изменены в общем порядке путем издания вместо них обновленных редакций.
Подводим итоги
Регуляторная гильотина – автоматическая отмена устаревших нормативных актов по контролю и надзору – прошла не для всех. Действие многих актов продлено на разный срок в 2021 году.
Утвержден перечень актов, избежавших «регуляторной гильотины»
Narin_Photo / Depositphotos.com |
Кабмин утвердил Перечень актов (как собственных, так и актов министерств и ведомств, а кроме того, некоторых актов органов госвласти РСФСР и Союза ССР), которые не утратят силу в рамках «регуляторной гильотины», а будут постепенно заменяться на новые (то есть «гильотина» для них отсрочена) (
Все упомянутые акты, естественно, содержат обязательные требования, исполнение которых проверяется надзорными/контрольными органами, а неисполнение – влечет установленную законом ответственность: Правительство РФ полномочно утверждать такой «белый» список.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
При этом отсрочка утраты силы установлена для нормативных актов, включенных в такой «белый» список, на разные периоды:
Отметим, что структура Перечня очень удобна – все акты сгруппированы по видам надзора (а не по ведомствам-эмитентам или в хронологическом порядке). Правда, группировка самих этих видов надзора не совпадает с той, которая представлена в утвержденном осенью Перечне видов надзора, в рамках которых работает «гильотина».
Подписан Закон о реформе системы обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах («регуляторной гильотине»)
Законом определены правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Обязательные требования устанавливаются федеральными законами, указами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, положениями международных договоров РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, нормативными правовыми актами Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».
Положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом или международным договором РФ.
Законом сформулирован ряд принципов установления и оценки применения обязательных требований, в частности:
— обязательные требования устанавливаются исключительно в целях защиты жизни, здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций, непричинения вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, обороне страны и безопасности государства, объектам культурного наследия, защиты иных охраняемых законом ценностей;
— применение обязательных требований по аналогии не допускается;
— обязательные требования должны соответствовать современному уровню развития науки, техники и технологий в соответствующей сфере деятельности, развития национальной экономики и материально-технической базы;
— оценка наличия риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, проводимая федеральным органом исполнительной власти или уполномоченной организацией при разработке проекта нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, должна основываться на анализе объективной и регулярно собираемой информации об уровне причиненного охраняемым законом ценностям вреда (ущерба) и (или) иной информации применительно к отношениям, при регулировании которых предполагается установление обязательных требований;
— при установлении обязательных требований оцениваются наличие и эффективность применения альтернативных мер по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
— содержание обязательных требований должно отвечать принципу правовой определенности, то есть быть ясным, логичным, понятным как правоприменителю, так и иным лицам, не должно приводить к противоречиям при их применении, а также должно быть согласованным с целями и принципами законодательного регулирования той или иной сферы и правовой системы в целом;
— обязательные требования должны находиться в системном единстве, обеспечивающем отсутствие дублирования обязательных требований, а также противоречий между ними;
— обязательные требования, установленные в отношении одного и того же предмета регулирования, не должны противоречить друг другу;
— обязательные требования должны быть доведены до сведения лиц, обязанных их соблюдать, путем опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих указанные обязательные требования, с соблюдением соответствующей процедуры;
— обязательные требования должны быть исполнимыми. При установлении обязательных требований оцениваются затраты лиц, в отношении которых они устанавливаются, на их исполнение. Указанные затраты должны быть соразмерны рискам, предотвращаемым этими обязательными требованиями, при обычных условиях гражданского оборота;
— установление обязательных требований, исключающих возможность исполнить другие обязательные требования, не допускается;
— при установлении обязательных требований должны быть минимизированы риски их последующего избирательного применения.
В целях оценки обязательных требований на соответствие законодательству РФ и указанным принципам проводится правовая экспертиза проекта нормативного правового акта, включая оценку его регулирующего воздействия.
Законом также предусматривается возможность установления экспериментального правового режима, который состоит в применении в течение определенного периода времени специального регулирования, в том числе в полном или частичном отказе от применения определенной группой лиц или на определенной территории обязательных требований либо в отказе от осуществления разрешительной деятельности в отношении объекта разрешительной деятельности.
Установлено, что в рамках «регуляторной гильотины» Правительством РФ до 1 января 2021 года в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории РФ и отмена нормативных правовых актов Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).
Независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории РФ или отменены ли указанные нормативные правовые акты, с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в них, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.
Также определено, что с 1 января 2021 года несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.
С 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора), предоставлении лицензий и иных разрешений, аккредитации не допускается проведение оценки соблюдения обязательных требований, содержащихся в официально не опубликованных нормативных правовых актах, за исключением обязательных требований, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством РФ иной информации ограниченного доступа.
Указанные положения не распространяются на нормативные правовые акты в сфере электроэнергетики, нормативные правовые акты Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, направленные на реализацию проектов государственно-частного партнерства, которые осуществляются на основе соглашений о государственно-частном партнерстве, публичным партнером по которым выступает Российская Федерация.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 ноября 2020 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
«Регуляторная гильотина»: утвержден перечень отменяемых требований и документов в сфере оценки соответствия
Постановление является первым правительственным актом, отменяющим обязательные требования постсоветского периода, принятым во исполнение поручения Президента Российской Федерации по реализации механизма «регуляторной гильотины».
Постановление подготовлено Минэкономразвития России совместно с Росаккредитацией и предусматривает признание утратившими силу с 1 января 2021 г. 11 постановлений Правительства, а также отмену 68 актов федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают обязательные требования для аккредитованных в национальной системе аккредитации лиц, среди которых:
— акты Правительства Российской Федерации, устанавливающие порядок формирования и ведения реестра сертификатов соответствия;
— акты Правительства Российской Федерации, устанавливающие требования к аккредитованным лицам в сфере проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий;
— 50 актов Госстандарта по правилам проведения сертификации с 1993 по 2003 г., принятых еще под Закон 1993 г. «О сертификации продукции и услуг»;
— акты Минэкономразвития России, касающиеся требований к аккредитованным лицам, отчетности, порядка, регистрации деклараций и ведения реестров деклараций о соответствии;
— акты о формах сертификатов соответствия, принятые Минпромэнерго России в 2006-2007 гг.
Утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации дан старт отмены действующих в различных сферах обязательных требований постсоветского периода в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины».
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации необходимо не только отменить обязательные требования, но и ввести в действие новые нормы, которые будут содержать актуализированные требования, разработанные с учётом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах.
С учетом сроков, необходимых для подготовки бизнеса и органов власти к новым требованиям, у Минэкономразвития России остается фактически полгода на то, чтобы принять необходимые актуальные требования, до этого обсудив их с профессиональным и экспертным сообществом.
В настоящее время федеральными органами исполнительной власти ведется работа по подготовке новых целевых структур нормативного регулирования в каждой сфере общественных отношений, на основе которых будет осуществляться разработка проектов нормативных актов, содержащих актуализированные обязательные требования.
«Как руководитель национального органа по аккредитации, хочу подчеркнуть, что для всех участников национальной системы аккредитации, конечно, важен не столько сам факт отмены, сколько то регулирование, которое вступит в силу 1 января 2021 г. вместо отмененного.
Министерство транспорта Российской Федерации РОСТРАНСНАДЗОР
Телефон доверия +7 (499) 231-53-50
Карта территориальных органов Ространснадзора
Северо-Кавказский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Южный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Центральный федеральный округ
Центральный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Южный федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Южный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Центральный федеральный округ
Центральный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Южный федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Южный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Центральный федеральный округ
Центральный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Южный федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
С 01 января 2021 года вступают в законную силу новые нормативные акты в рамках проведения «регуляторной гильотины»
С 1 января 2021 года Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить отмену всех нормативных правовых актов, устанавливающих требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора), и введение в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанных с учётом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах.
При пересмотре обязательных требований, установленных постановлениями Правительства Российской Федерации и приказами Минтранса России, были актуализированы обязательные требования, подлежащие контролю в рамках федерального государственного транспортного надзора и лицензионного контроля при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами и ряд обязательных требований, не влияющих на безопасность жизни и здоровья граждан были исключены, в том числе по результатам обсуждения на рабочей группе по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере автомобильного транспорта при Правительственной комиссии по проведению административной реформы и в Аппарате Правительства Российской Федерации.
В части автомобильного транспорта и дорожного хозяйства были пересмотрены все акты Правительства Российской Федерации и Минтранса России, содержащие обязательные требования. Часть нормативных правовых актов уже принята, другие находятся на разных стадиях принятия. Все вышеуказанные нормативные правовые акты вступают в силу с 01.01.2021 г. и действуют до 01.01.2027 г.
Информация о принятых по состоянию на 30.11.2020 г. нормативных правовых актах в сфере транспорта представлена ниже в табличной форме.
Кроме того, в рамках проводимой реформы в 2021 году планируется принятие нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. ряд статей указанного КоАП РФ претерпят изменения, планируется дополнить его новыми статьями в части автомобильного транспорта, в том числе ответственностью за нарушение правил перевозки скоропортящейся пищевой продукции, отсутствия допуска российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок и (или) карточки допуска и др.
Также планируется принятие Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым будут регламентированы процедуры привлечения к административной ответственности, а также порядок обжалования принятых решений.