какие объекты подлежат регистрации в оперативных учетах

Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел (общая часть)

Электронное учебное издание

§ 1. Понятие и объекты учетов, используемых в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел

Эффективность борьбы с преступностью во многом зависит от правильной организации сбора, концентрации и хранения данных, способных своевременно обеспечить оперативные подразделения и службы органов внутренних дел достоверной, полной и точной информацией. Такую информацию, специальным образом систематизированную и размещенную в соответствующих картотеках, делах или автоматизированных банках данных, принято называть учетами.

В оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел учеты нашли широкое применение в предупреждении и раскрытии преступлений, розыске преступников и похищенного имущества, установлении личности неизвестных граждан и идентификации неопознанных трупов, в работе с подсобным аппаратом, а также в решении иных задач борьбы с преступностью.

Так, в предупреждении преступлений учеты позволяют:

— установить постоянный контроль за поведением и режимом проживания на обслуживаемой территории отдельных категорий лиц, проявляющих криминогенную активность и могущих встать на путь совершения преступлений;

— преградить доступ на материально-ответственные и некоторые другие должности, а также на режимные объекты лицам, имеющим соответствующие ограничения в связи с прошлой преступной деятельностью;

— избирать такую меру пресечения в отношении подозреваемых и обвиняемых, которая соответствовала бы не только тяжести содеянного, но и личности привлекаемых к уголовной ответственности, и являлась адекватной мерой социальной защиты от возможного рецидива.

В процессе работы по раскрытию преступлений учеты дают возможность:

— отождествлять преступников по зафиксированным признакам (по способу совершения преступлений, кличкам, приметам и следам, оставленным на месте происшествия);

— устанавливать тождество разыскиваемых и проверяемых объектов;

— осуществлять поиск похищенного имущества в местах его возможного сбыта;

— получать дополнительную информацию о проверяемых лицах из архивных дел оперативного учета.

В розыскной деятельности органов внутренних дел учеты используются чаще всего для установления тождества доставленных лиц в дежурную часть ОВД с разыскиваемыми преступниками, а также в целях установления тождества неопознанных трупов с лицами, пропавшими без вести.

Для решения иных задач борьбы с преступностью учеты необходимы в целях:

— анализа и оценки общего состояния борьбы с преступностью;

— координации усилий всех или ряда органов внутренних дел, направленных на решение однородных задач (активизация розыска особо опасного преступника, активизация работы над раскрытием серийных и многоэпизодных преступлений и т. п.);

— контроля за ходом борьбы с преступностью и соблюдением законности (обоснованность заведения и реализации дел оперативного учета, соответствие сроков ведения дел нормативным предписаниям).

Принимая во внимание то обстоятельство, что официального толкования термина «учеты» в действующем законодательстве нет, за основу взято определение, которое приводится в большинстве литературных источников, посвященных данной проблеме.

Учеты — регламентированная нормативными актами система сбора, регистрации, сосредоточения и хранения данных о лицах, событиях и предметах по их характерным признакам, предназначенная для информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, розыску преступников и лиц, пропавших без вести, а также установлению личности неопознанных трупов.

Основным назначением учетов органов внутренних дел является приведение всех видов информации в систему, обеспечивающую возможность бесперебойного и неоднократного обращения к ней, использования этой информации не одним, а многими абонентами для решения возложенных на них задач борьбы с преступностью. Подразделениям органов внутренних дел предоставлена возможность создавать и использовать различные по целевому назначению информационные системы, а также заводить дела оперативного учета.

Под информационными системами принято понимать массивы сведений, собираемых и систематизируемых в различных АБД и АИПС, картотеках, фототеках, коллекциях и следотеках, в основе которых лежат точные сведения об объектах, попадающих в сферу оперативно-розыскной деятельности.

В основе формирования и ведения информационных систем, банков данных и картотек лежит учет сведений о разнообразных объектах, попадающих в сферу оперативно-розыскной деятельности.

Указанные объекты можно разделить на три группы:

— лица (особый контингент граждан, представляющих оперативный интерес для органов внутренних дел);

В основе каждой группы лежат определенные признаки объекта, позволяющие его идентифицировать.

Объектами первой группы, подлежащими централизованному учету, являются:

— лица, от которых можно (исходя из имеющейся о них информации) реально ожидать совершения преступления;

— лица замышляющие, подготавливающие либо совершившие преступления;

— лица, скрывшиеся от органов дознания, следствия и суда;

— лица, уклоняющиеся от исполнения уголовного наказания, в том числе совершившие побег из мест лишения свободы;

— лица, пропавшие без вести;

Объектами второй группы, подлежащими централизованному учету, являются:

— зарегистрированные преступления, независимо от того раскрыты они или нет, и относящаяся к ним информация справочного и оперативно-розыскного характера (например, об установленных и подозреваемых лицах, их приметах, обстоятельствах и способах совершения преступления и т. д.);

— информация, поступившая из конфиденциальных источников.

Объектами третьей группы, подлежащими централизованному учету, являются:

— орудия совершения преступлений;

— разыскиваемые предметы, вещи и документы, служившие предметом преступных посягательств, а также обнаруженные и изъятые, принадлежность которых не установлена.

Источник

Прокурор разъясняет

Правовые основы учета преступлений и иных объектов учета заложены Федеральным законом от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Официальный статистический учет в Российской Федерации осуществляется субъектами официального статистического учета в соответствии с федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р, согласно которому МВД России является субъектом официального статистического учета и выполняет ежемесячные работы по формированию официальной статистической информации о состоянии преступности и результатах расследования преступлений, в том числе по субъектам Российской Федерации и видам преступлений.

Для анализа оперативной обстановки и разработки адекватных мер реагирования на ее изменения немаловажное значение играет четко налаженная система сбора, обработки и выдачи информации о состоянии преступности и результатах борьбы с ней.

На суды общей юрисдикции действие Положения распространяется в части предоставления информации о результатах рассмотрения уголовных дел, а также информации для учета преступлений по уголовным делам частного обвинения в случае вынесения судом обвинительного приговора, вступившего в законную силу.

В соответствии с требованиями Положения, помимо преступлений, учету подлежат лица, их совершившие, а также уголовные дела и принятые по ним решения, материальный ущерб, причиненный преступлениями, и обеспечение его возмещения, потерпевшие, судебные решения по уголовным делам.

Постановка на учет указанных объектов предполагает отражение в учетных документах органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором, судьей сведений об этих объектах в строгом соответствии имеющимся в уголовном деле материалам.

При этом достоверность формирования показателей статистической отчетности зависит от того, насколько правильно заполнены учетные документы.

Учету подлежит каждое преступление (на основе его юридической квалификации по конкретной норме УК РФ), по факту совершения которого независимо от времени его совершения возбуждено уголовное дело; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям; вынесен обвинительный приговор по делу частного обвинения.

Укрытым от учета является объект учета, если сведения о нем не отражены в учетных документах либо не включены в государственную статистическую отчетность.

Учет преступлений, а также иных объектов учета осуществляется ИЦ, на территории оперативного обслуживания которого совершено преступление.

В случае, если не представляется возможным определить место совершения преступления, оно подлежит учету по месту его выявления.

Контроль за качеством составления учетных документов осуществляется в пределах компетенции руководителями органов следствия и дознания и начальниками информационных центров, которые несут ответственность за полноту и своевременность отражения в статистической отчетности сведений об объектах учета.

В соответствии с требованиями Положения прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры, а также прокуроры городов и районов, другие территориальные военные и иные специализированные прокуроры осуществляют надзор за соблюдением законности в субъектах учета (кроме судов); разрешают спорные вопросы, возникающие при учете преступлений и других объектов учета.

Прокуратура
Хабаровского края

Прокуратура Хабаровского края

30 октября 2015, 00:00

Порядок учета преступлений, а также иных объектов учета

Правовые основы учета преступлений и иных объектов учета заложены Федеральным законом от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Официальный статистический учет в Российской Федерации осуществляется субъектами официального статистического учета в соответствии с федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р, согласно которому МВД России является субъектом официального статистического учета и выполняет ежемесячные работы по формированию официальной статистической информации о состоянии преступности и результатах расследования преступлений, в том числе по субъектам Российской Федерации и видам преступлений.

Для анализа оперативной обстановки и разработки адекватных мер реагирования на ее изменения немаловажное значение играет четко налаженная система сбора, обработки и выдачи информации о состоянии преступности и результатах борьбы с ней.

На суды общей юрисдикции действие Положения распространяется в части предоставления информации о результатах рассмотрения уголовных дел, а также информации для учета преступлений по уголовным делам частного обвинения в случае вынесения судом обвинительного приговора, вступившего в законную силу.

В соответствии с требованиями Положения, помимо преступлений, учету подлежат лица, их совершившие, а также уголовные дела и принятые по ним решения, материальный ущерб, причиненный преступлениями, и обеспечение его возмещения, потерпевшие, судебные решения по уголовным делам.

Постановка на учет указанных объектов предполагает отражение в учетных документах органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором, судьей сведений об этих объектах в строгом соответствии имеющимся в уголовном деле материалам.

При этом достоверность формирования показателей статистической отчетности зависит от того, насколько правильно заполнены учетные документы.

Учету подлежит каждое преступление (на основе его юридической квалификации по конкретной норме УК РФ), по факту совершения которого независимо от времени его совершения возбуждено уголовное дело; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям; вынесен обвинительный приговор по делу частного обвинения.

Укрытым от учета является объект учета, если сведения о нем не отражены в учетных документах либо не включены в государственную статистическую отчетность.

Учет преступлений, а также иных объектов учета осуществляется ИЦ, на территории оперативного обслуживания которого совершено преступление.

В случае, если не представляется возможным определить место совершения преступления, оно подлежит учету по месту его выявления.

Контроль за качеством составления учетных документов осуществляется в пределах компетенции руководителями органов следствия и дознания и начальниками информационных центров, которые несут ответственность за полноту и своевременность отражения в статистической отчетности сведений об объектах учета.

В соответствии с требованиями Положения прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры, а также прокуроры городов и районов, другие территориальные военные и иные специализированные прокуроры осуществляют надзор за соблюдением законности в субъектах учета (кроме судов); разрешают спорные вопросы, возникающие при учете преступлений и других объектов учета.

Источник

Оперативный учет

Оперативный учёт ― одно из четырех направлений хозяйственного учёта наряду с бухгалтерским, статистическим и налоговым учетами.

Цели оперативного учёта

Целью оперативного учёта является:

быстрый ежедневный сбор хозяйственной информации;

сбор данных бухгалтерского учета;

уточнение данных бухгалтерского учёта по себестоимости и выпуску готовой продукции;

уточнение данных об объемах расходов по заработной плате;

оценка рентабельности, эффективности и уточнение ряда других финансовых показателей.

Таким образом, оперативный учет служит базой для учетно-экономической информации по целому ряду показателей. К таким показателям относятся: факты финансово-хозяйственной деятельности конкретной организации, хозяйственные явления и хозяйственные процессы.

Организованный должным образом оперативный учет помогает получать информацию:

о наличии в организации запасов на производстве (сырья, расходных материалов и т.д.);

о показателях бесперебойного функционирования производственного процесса;

о поступлении денежных средств за проданные продукцию, товары или услуги;

об объемах выпускаемой продукции, товаров, услуг;

об объемах ежедневно отгружаемого конкретного вида продукции (товаров, услуг) конечным покупателям.

Информация, полученная в ходе анализа финансового и производственного состояния дел в организации, используется руководством в управлении хозяйственными процессами.

С помощью оперативного учёта осуществляется своевременное обобщение числовых данных в документах первичного бухгалтерского учёта и соблюдается принцип отражения всех счётных записей в день совершения хозяйственных операций.

Высокая оперативность данного вида учёта обеспечивается за счёт краткости и быстроты, поскольку оперативный учёт не предполагает обязательного документирования операций.

В чем заключаются особенности оперативного учета

Особенности оперативного учета и его отличия от других видов учета заключаются в следующем:

1. оперативный учет позволяет осуществлять регистрацию хозяйственных операций и процессов и определять их соответствие качеству и сроку исполнения. Это возможно с помощью определения факторов, влияющих на отклонения от установленных параметров. В то время как бухгалтерский и статистический учет фиксируют только количественно результаты операций в денежном или натуральном выражении;

2. хозяйственные операции и процессы фиксируются с использованием как финансовых, так и нефинансовых показателей;

3. оперативный учет основывается на использовании аналитического подхода, касательно отражения операций и процессов;

4. в оперативном учете используется другая форма и техника исполнения – аналитические карточки, табличные, графические и другие формы, которые могут отражать информацию, необходимую для целей оперативного управления;

5. для оперативного учета характерна приближенность к местам технического исполнения конкретного этапа операции или процесса.

Так, можно выделить следующие особенности ведения оперативного учета:

Отражение деятельности всех структурных подразделений;

Увязка процессов, осуществляемых разными производственными звеньями;

Текущее управление производством;

Текущий контроль отдельных фактов хозяйственной жизни;

Образование нового механизма для принятия управленческих решений;

Автоматизация оперативного учета;

Мгновенный и ежедневный сбор информации о хозяйственной деятельности.

Преимущества от ведения оперативного учета

Оперативный учет – неотъемлемая составляющая анализа хозяйственно-производственных процессов организации.

Его ведение позволяет оптимизировать работу деятельность всех сфер компании/предприятия, повысить рентабельность и т.д.

Таким образом, к основным преимуществам ведения оперативного учета относят:

быстроту получения данных о хозяйственной, трудовой и финансовой сферах организации;

быстроту воздействия на хозяйственную деятельность;

возможность регулирования (и контроля) всех процессов с целью их оптимизации;

повышение рентабельности организации.

В чем заключается метод оперативного учета

Отметим, что для объективной оценки состояния дел в организации необходимо использовать методы оперативно-технического учета. Подобные методы служат базой для получения адекватной информации о ситуациях, происходящих в организации за конкретный период. Основными методами оперативного учета являются:

наблюдение за осуществляемыми хозяйственными операциями;

контроль за явкой сотрудников предприятия;

анализ режима технологического процесса;

наблюдение за производственными мощностями/простоями.

Таким образом, метод оперативного учёта заключается в непосредственном наблюдении хозяйственных операций, причём также и тех, которые невозможно непосредственно отразить в бухгалтерском учёте ― таких, как: явка работников, нагрузка на производственные мощности, простои, режим технологического процесса, характер брака.

Производственные измерители и оперативный учет

Методы ведения оперативного учета основаны на оценке целого ряда переменных величин. К таким переменным величинам принято относить трудовые, натуральные или денежные измерители, которые фиксируются на предприятии в конкретный момент времени.

Натуральные измерители

Натуральные измерители – это количественный показатель, определяющий тонны, метры, килограммы и другие единицы измерения. Натуральные измерители используются для отражения информации об однородных объектах организации. К таким объектам могут относиться выпускаемая продукция, ресурсы, которые имеет конкретное предприятие в определенный момент. При этом каждый количественный показатель отражается в учете отдельно. Например, в различных графах указывают тонну угля и тонну стали.

Трудовые измерители

Трудовые измерители – это временные показатели (минуты/часы/дни), на основании которых ведется оперативный учет. Фактически трудовые измерители отображают время, которое было потрачено на выполнение определенной работы. Учет этих показателей позволяет руководству организации управлять нормами выработки и следить за эффективностью труда. Кроме этого, на основании времени, потраченного на работу, устанавливается размер заработной платы конкретному работнику.

Денежные измерители

Отметим, что на предприятии в построении оперативного учета денежные измерители играют меньшую роль, чем трудовые и натуральные показатели организации.

Тем не менее, анализ денежных измерителей позволяет руководству компании рассчитать единую стоимость объектов учета, объем затрат или прибыли организации за конкретный период времени.

Основным показателем денежных измерителей является национальная валюта.

Примеры использования оперативного учета

Типичный пример оперативного учета – складской учет.

Он оперативный, потому что результаты этого учета (отдельные документы, реестры накладных, остатки товаров на складе и т. п.) необходимы кладовщикам, менеджерам по продажам и другим сотрудникам в их оперативной работе.

Правильный подход к оперативному учету при комплексной автоматизации следующий: документы в систему вводит и отвечает за корректность их ввода тот, кто отвечает за первичные документы. То есть, в случае складского учета, приходные и расходные накладные в автоматизированную систему вводит кладовщик, и он же отвечает за корректность остатков на складе, получившихся в результате ввода документов. Учет закупок, оплат поставщикам, взаиморасчетов с поставщиками – все это примеры ведения оперативного учета.

Так, в зависимости от нюансов организации работы в конкретном предприятии, учет закупок может вестись бухгалтерией в составе бухгалтерского учета, но чем больше компания и сложнее логистические процессы, тем более целесообразно ведение учета закупок отделом снабжения или логистики.

Аналогичная ситуация с автоматизацией учета продаж. Это тоже оперативный учет отгрузки, оплаты, дебиторской задолженности и т. д.

Учет продаж бывает довольно развитый, с множеством дополнительной информации о товарах, покупателях, продавцах и в различных аналитических разрезах.

Учет продаж – это как раз тот случай, когда целесообразно в той же системе, что учет, автоматизировать и планирование продаж.

Продажи планируются также в аналитических разрезах, из числа тех аналитик, в которых ведется учет (например, регион, продавец, товарная группа и т. п. для оптовых продаж).

Еще один пример оперативного учета – кадровый учет, то есть ввод документов о приеме на работу, увольнениях, перемещениях, отпусках и т. д. С кадровым учетом связано и кадровое планирование – работа с вакансиями (планирование приема на работу), планирование и учет обучения, аттестаций персонала и т. п.

Учет движения денежных средств также относится к оперативному учету. В больших компаниях этот учет ведется, как правило, не бухгалтерией, а отдельным подразделением финансового департамента.

Итоги

Оперативный учет – форма учета, которая дополняет другие направления хозяйственных учетов организации: налоговых, бухгалтерских, управленческих, статистических. Оперативный учет формирует оперативно-техническую информацию для контроля над процессами в финансовой и производственной сфере организации.

Исходя из этого, ведение оперативного учета позволяет повысить эффективность хозяйственной деятельности, регулировать финансовые и производственные процессы, контролировать протекание этих процессов в организации.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источник

Приложение. Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд

Инструкция
о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд

1. Настоящая Инструкция определяет порядок представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность*(1), результатов ОРД*(2) органу дознания, следователю или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также в порядке:

выполнения поручения дознавателя, органа дознания, следователя, судебного решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий*(3) по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлениях, находящимся в их производстве;

исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по находящейся у него на рассмотрении жалобе лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, о непредставлении или представлении не в полном объеме органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведений о полученной об этом лице информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны;

исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по уголовным делам, находящимся в его производстве, и по указанным в статье 15 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»*(4) судебным искам.

2. Установленный настоящей Инструкцией порядок представления результатов ОРД применяется при представлении результатов ОРД в соответствии с запросами международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов иностранных государств.

3. Правовой основой представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд (судье)*(5) являются Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федераций*(6), Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, а также настоящая Инструкция.

4. Уполномоченным должностным лицам (органам) представляются результаты ОРД, которые соответствуют установленным настоящей Инструкцией требованиям и могут:

служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела;

быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, предусмотренных УПК РФ;

использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

5. В случаях необходимости привлечения к участию в производстве процессуальных действий лиц, внедренных (внедрявшихся) в организованные преступные группы, преступные сообщества (преступные организации), штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих ОРД, а также лиц, оказывающих или оказывавших этим органам содействие на конфиденциальной основе, обеспечение их безопасности в условиях конспирации и конфиденциальности осуществляется в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

II. Представление результатов ОРД уполномоченным должностным лицам (органам)

6. Результаты ОРД представляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности*(7) (приложение N 1).

7. Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, в соответствии со статьей 143 УПК РФ и регистрируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

8. Процедура представления результатов ОРД в виде сообщения (рапорта) осуществляется в соответствии с правилами, установленными пунктами 8-14 настоящей Инструкции, и включает в себя:

рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей;

оформление необходимых документов и фактическую передачу результатов ОРД.

9. Представление результатов ОРД уполномоченным должностным лицам (органам) для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке статей 144 и 145 УПК РФ, а также для приобщения к уголовному делу осуществляется на основании постановления (приложение N 2) руководителя органа (подразделения), осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя).

10. При представлении уполномоченным должностным лицам (органам) результатов ОРД, полученных при проведении проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента или оперативного внедрения, к ним прилагается постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя), о проведении данного ОРМ.

Копии указанных постановлений органа, осуществляющего ОРД, подлежат хранению в материалах дела оперативного учета, материалах оперативной проверки либо, в случае их отсутствия, приобщаются к материалам номенклатурного (литерного) дела.

11. Если в результате проведения проверочной закупки не удалось задокументировать подготавливаемое, совершаемое или совершенное противоправное деяние, то ее результаты приобщаются к материалам повторной проверочной закупки или к другим материалам ОРМ, содержащим признаки преступления, которые представляются уполномоченным должностным лицам (органам) в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

12. В случае представления уполномоченным должностным лицам (органам) результатов ОРД, полученных при проведении ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, к ним прилагаются копии судебных решений о проведении ОРМ.

13. Представление результатов ОРД, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-поисковых и оперативно-технических мероприятий, используемых при их проведении технических средствах, о штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должно в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий и осуществляться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к обращению со сведениями, составляющими государственную тайну.

14. При необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты ОРД, руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем), выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей (приложение N 3).

В иных случаях результаты ОРД, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, представляются в соответствии с установленным порядком ведения секретного делопроизводства.

15. Способ фактической передачи результатов ОРД уполномоченному должностному лицу (органу) (пересылка по почте, передача нарочным и другие способы) избираются органом, осуществляющим ОРД, в каждом конкретном случае с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.

16. К документам, указанным в пункте 6 настоящей Инструкции, прилагаются (при наличии) полученные (выполненные) при проведении ОРМ материалы фото- и киносъёмки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, а также материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами*(8).

При этом информация о времени, месте и обстоятельствах получения прилагаемых материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, должна быть отражена в сообщении (рапорте).

В случае необходимости описание индивидуальных признаков указанных материалов, документов и иных объектов может быть изложено в отдельном приложении к сообщению (рапорту).

17. Органом, осуществляющим ОРД, при подготовке и оформлении для передачи уполномоченным должностным лицам (органам) материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, должны быть приняты необходимые меры по их сохранности и целостности (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и другие). При представлении фонограммы к ней прилагается бумажный носитель записи переговоров.

Допускается представление материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, в копиях (выписках), в том числе с переносом наиболее важных частей (разговоров, сюжетов) на единый носитель, о чем обязательно указывается в сообщении (рапорте) и на бумажном носителе записи переговоров. В этом случае оригиналы материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, если они не были в дальнейшем истребованы уполномоченным должностным лицом (органом) хранятся в органе, осуществившем ОРМ, до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу либо до прекращения уголовного дела (уголовного преследования).

III. Требования, предъявляемые к результатам ОРД, представляемым уполномоченным должностным лицам (органам)

18. Результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место их обнаружение; сведения о лице (лицах), его совершившем (если они известны), и очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

19. Результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления процессуальных действий, должны содержать сведения (при установлении таковых) о местонахождении лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда; о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела; о возможных источниках доказательств; о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.

20. Результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

*(2) В соответствии с подпунктом 36.1 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации под результатами ОРД понимаются сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

*(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 18, ст. 1940.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *