какие отношения между россией и канадой

Торгово-экономическое сотрудничество

Договорно-правую базу российско-канадского экономического сотрудничества составляют Соглашение о торговых и коммерческих отношениях (1992 г.), Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений (подписано в 1989 г. и вступило в силу в 1991 г.), Соглашение об экономическом сотрудничестве (1993 г.), Соглашение об избежании двойного налогообложения (1995 г.), Соглашение о воздушном сообщении (2000 г.), Соглашение о сотрудничестве между субъектами России и провинциями и территориями Канады (2000 г.).

В целях координации усилий по развитию двусторонних торгово-экономических связей в октябре 1995 г. была создана Межправительственная экономическая комиссия (МЭК), состоящая из профильных подкомиссий и рабочих групп (по агропромышленному комплексу, Арктике, космосу, инфраструктурным проектам).

В октябре 2005 г. в соответствии с договоренностями на высшем уровне был образован Российско-канадский деловой совет (РКДС). В рамках РКДС функционируют рабочие группы по горной добыче и металлургии; энергетике; информационным и телекоммуникационным технологиям; транспорту.

В ходе визита в Канаду в ноябре 2007 г. Председателя Правительства России В.А.Зубкова принято совместное заявление о российско-канадском экономическом сотрудничестве, подписаны межведомственные документы о сотрудничестве в области сельского хозяйства, рыболовства, развития коренных народов и северных территорий, заявление о намерениях в отношении создания технических рабочих групп в сфере безопасности продуктов питания, здоровья животных и растений.

Поддерживаются связи между регионами России (Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Московская область, Красноярский край) и провинциями Канады (Онтарио, Квебек, Манитоба, Альберта). В сентябре 2016 г. в Канаде (Торонто, Монреаль) побывала делегация во главе с Президентом Республики Татарстан Р.Н.Миннихановым. В ходе визита достигнуты договоренности о расширении взаимодействия в авиастроении, культурной и спортивной сферах с провинцией Квебек. В декабре 2019 г. состоялся визит делегации Республики Саха (Якутия), которую возглавлял заместитель председателя правительства К.Е.Бычков. В частности, было принято решение продолжить сотрудничество по проекту возрождения поголовья бизонов на территории Якутии.

До 2014 г. российско-канадское торгово-экономическое сотрудничество развивалось поступательно. Максимальный показатель двустороннего товарооборота был зафиксирован в 2008 г. – 3,2 млрд. долл. США. По линии крупного бизнеса осуществлялись взаимовыгодные проекты в области авиастроения (в частности, между ООО «Вертолеты России» и корпорацией «Прат энд Уитни», АО «Уральский завод гражданской авиации» и фирмой «Даймонд»), а также нефтедобычи (участие «Роснефти» в разработке трудноизвлекаемых запасов нефти пласта «Кардиум» в провинции Альберта).

После введения Оттавой в 2014 г. антироссийских санкций и принятия Россией ответных мер торгово-экономические связи серьезно сократились (товарооборот в 2016 г. составил всего 1,16 млрд. долл. США). Тем не менее, несмотря на сохраняющиеся рестрикции, двустороннее экономическое сотрудничество продолжало развиваться и в период с 2016 по 2019 гг. товарооборот вырос на 64 процента, достигнув почти 2 млрд. долл. США. При этом российский экспорт в Канаду увеличился в два раза, прежде всего за счет поставок нефти и нефтепродуктов, резинотехнических изделий, минеральных удобрений и палладия.

Развитие торгово-экономического сотрудничества между нашими странами во многом связано с активной позицией российских и канадских деловых кругов. РКДС и Канадская деловая ассоциации для России и Евразии (CERBA) выступают за сохранение и расширение взаимной торговли и инвестиций, настаивая на отмене санкций и барьеров, которые затрудняют реализацию бизнес-проектов в условиях, когда выход на новые рынки приобретает решающее значение, как для России, так и Канады.

Источник

Россия в глобальной политике

какие отношения между россией и канадой

какие отношения между россией и канадой

Профессор Карлтонского университета (Канада).

Публикуем размышления двух представителей канадского академического сообщества, которые предлагают начать пересмотр отношений между Канадой и Россией. Статья отражает личный взгляд авторов. Редакция будет рада продолжить эту дискуссию и ждёт любых откликов на эту инициативу.

Суть внешней политики Канады – защита её интересов, которые непосредственно затрагивают саму Россию, а также регионы, где Россия и Канада могут соперничать, сотрудничать или сосуществовать. В эти интересы входят экономические, политические, экологические, социальные и многие другие вопросы, где мы можем оказаться в выигрыше или потерпеть неудачу.

С последних лет холодной войны и до начала 2014 г. канадско-российские отношения развивались динамично и многогранно, подразумевая диалог и сотрудничество даже по самым чувствительным и противоречивым моментам. Конечно, были и сложные ситуации – как во время российско-грузинского конфликта, но общий тренд взаимовыгодного сотрудничества был позитивным. Дали результаты и многолетние усилия по продвижению канадской торговли.

В марте 2014 г. в двусторонних отношениях произошёл сдвиг в худшую сторону из-за конфликта России с Украиной по поводу Крыма и Донбасса. Безоговорочно поддерживая Украину, Канада не только участвовала в нескольких раундах санкций, но и пошла дальше, чем некоторые страны G7 и НАТО, ограничив взаимодействие с Россией.

Наши отношения фактически стали бесплодными. Их статус лучше всего охарактеризовал начальник Генштаба ВС Канады генерал Джонатан Ванс, назвавший Россию «непосредственной военной угрозой этой стране». В свою очередь, посол РФ в Канаде Александр Дарчиев говорил о «печальном, но не безнадёжном статусе российско-канадского диалога».

Вызовы

С точки зрения Канады, Россия не является страной-единомышленником. Кроме того, негативное влияние на отношения оказала незавидная судьба нескольких известных критиков Владимира Путина.

Власти институционально и политически вынуждены поддерживать высокий уровень защиты от внутренних вызовов и внешнего воздействия. Поэтому Россия стремится систематически сдерживать и ограничивать политическое/экономическое влияние «чужих», особенно представителей евроатлантического истеблишмента. А в условиях нарастающей конфронтации – защищается от прямого и опосредованного внутреннего и внешнего воздействия (экономического, политического и военного).

В целом Россия воспринимает Канаду позитивно благодаря её прогрессивному либеральному госуправлению и традиционно конструктивному подходу к внешней политике. Страна считается приятным, но не жизненно необходимым политическим и экономическим партнёром. В то же время сегодня Канада видится из России как один из западных лидеров «антироссийского крестового похода».

В Канаде другая проблема: здесь довольно мало политически диверсифицированных и хорошо информированных экспертов и исследовательских центров со связями во властных кругах, которые могли бы предоставить политикам объективные сведения о России и таким образом ликвидировать информационный разрыв.

В последние десятилетия Канада не раз вступала в противоречия с Россией по поводу некоторых аспектов поведения Москвы на внешнеполитической арене, но украинский кризис впервые вызвал реакцию, исключающую содержательный диалог.

У наших ближайших союзников – США и ЕС – ситуация складывалась иначе.

Канадский подход отражал желание продемонстрировать украинской диаспоре мощное противодействие поведению России. При этом тогдашний премьер-министр скептически относился к вовлечённости Канады в международные дела. Беспрецедентный отказ от диалога не повлиял на попытки разрешить конфликт: Франция и Германия предприняли дипломатические усилия, позволившие согласовать мирные договорённости «Минск – 1» и «Минск – 2», Канада же осталась в стороне.

Политика ограниченных контактов с Россией в основном имеет символический смысл, однако поддержка Украины стала настолько привычной, что украинские власти начали критиковать Канаду за попытки отказаться от этой политики и следовать национальным интересам. Украина старалась заблокировать канадско-российский диалог, хотя сама, по некоторым данным, поддерживала контакты с Россией.

Реалистичная оценка вынуждает нас признать, что политика ограниченных контактов с Россией выполнила свою символическую роль, никак не сказавшись на конфликте между Украиной и Россией, но зато лишив Канаду роли ключевого дипломатического канала.

Кроме того, из-за этой политики канадские экспортёры в Россию оказались в невыгодном положении по сравнению со своими конкурентами из других стран G7 и евроатлантического сообщества. Конкуренты Канады опираются на активную поддержку торговых представителей и структур, кредитующих экспорт, у канадского бизнеса на российском рынке таких возможностей нет.

Иными словами, Канаде нужны такие же условия на рынке, как у её партнёров. Но до этого пока далеко.

Изменение канадской политики не должно беспокоить правительство Украины, которое и само сейчас активно ищет возможности урегулировать конфликт на Донбассе путём переговоров.

Источник

Двусторонние отношения

Дипломатические отношения с Канадой установлены 12 июня 1942 г.

Российско-канадские отношения имеют развитую договорную основу, включая политический Договор о согласии и сотрудничестве от 19 июня 1992 г., а также целый ряд комплексных экономических соглашений (о торговых отношениях, об экономическом сотрудничестве, об избежании двойного налогообложения и др.) и договоренностей об отраслевом взаимодействии (Арктика и Север, воздушное сообщение, взаимная правовая помощь по уголовным делам и др.).

После госпереворота на Украине в 2014 г. канадские власти предприняли серию шагов, направленных на сворачивание взаимодействия с Россией, безосновательно обвинив ее во вмешательстве во внутриукраинские дела. Оттава девятнадцать раз вводила санкции против российских физических и юридических лиц (на октябрь 2020 г. визовые и финансовые рестрикции распространяются на 227 граждан России и 95 российских организаций). Приостановлена деятельность в рамках созданной в октябре 1995 г. Межправительственной экономической комиссии (МЭК). Прерваны контакты по военной линии.

В рамках ответных мер ограничен импорт в Россию из Канады сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в частности, рыбы, морепродуктов и свинины. Ряду канадских граждан запрещен въезд в Российскую Федерацию.

До украинского кризиса политический диалог развивался в целом поступательно. Регулярно на полях международных форумов организовывались контакты на высшем уровне. Бывший премьер-министр Канады С.Харпер дважды посещал Россию (в 2006 г. Санкт-Петербург и в 2012 г. Владивосток) для участия в саммите «Группы восьми» и форума АТЭС. Состоялось девять встреч и кратких бесед Президента В.В.Путина и С.Харпера.

После избрания в 2015 г. премьер-министром Канады Дж.Трюдо контакты между лидерами двух государств продолжились. В частности, В.В.Путин и Дж.Трюдо общались в ходе самитов «Группы двадцати» в Анталье (2015 г.) и Ханчжоу (2016 г.), а также форума АТЭС в Лиме (2016 г).

22 сентября – 1 октября 2003 г. прошел первый в истории российско-канадских отношений государственный визит в Россию Генерал-губернатора Канады А.Кларксон. 9 мая 2005 г. она приняла участие в торжествах в Москве по случаю 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.

В ноябре 2007 г. состоялся рабочий визит в Канаду Председателя Правительства России В.А.Зубкова, в ходе которого прошли встречи с Генерал-губернатором Канады М.Жан и Премьер-министром Канады С.Харпером.

Поддерживаются регулярные контакты на уровне министров иностранных дел. В 1997 г. состоялся первый официальный визит Министра иностранных дел Российской Федерации в Канаду, а в 1999, 2000 и 2006 гг. – рабочие визиты. 16 сентября 2010 г. мининдел Канады Л.Кэннон посетил Россию с рабочим визитом. 6 сентября 2013 г. С.В.Лавров провел переговоры с канадским мининдел Дж.Бэрдом «на полях» саммита «Группы двадцати» в Санкт-Петербурге. После победы на парламентских выборах в ноябре 2015 г. Либеральной партии и формирования правительства Дж.Трюдо 25 июля
2016 г. состоялась полноформатная встреча занимавшего тогда пост министра иностранных дел С.Диона и главы российского внешнеполитического ведомства на полях заседания регионального форума АСЕАН во Вьентьяне.

В конце 2016 г. состоялись переговоры по стратегической стабильности заместителей министров иностранных дел С.А.Рябкова и М.Гвоздеки. В течение 2017 г. прошли межмидовские консультации на уровне руководителей профильных подразделений по двусторонней проблематике, вопросам внешнеполитического планирования, противодействия терроризму, культурно-гуманитарному сотрудничеству, а также визовому обеспечению.

До 2014 г. активно развивалось сотрудничество по межпарламентской линии. В 2001 г. Канаду посетила делегация Государственной Думы во главе с ее Председателем. В 2003 и 2007 гг. Россию с официальным визитом во главе парламентской делегации приезжали спикер Сената Парламента Канады Н.Кинселла, а в 2005 г. спикер Палаты общин П.Милликен. В ноябре 2005 г. Канаду посетил Председатель Совета Федерации С.М.Миронов.

В 1998 г. в канадском парламенте была образована группа Канада-Россия, в которую вошли представители всех партийных фракций Сената и Палаты общин. Аналогичные группы по двустороннему сотрудничеству созданы в Совете Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания.

После украинских событий парламентские связи были заморожены по инициативе Оттавы. Тем не менее, контакты продолжаются в рамках международных форумов по арктической тематике.

В Арктике Россия и Канада выступают с близких позиций в Арктическом совете в контексте обеспечения устойчивого развития и налаживания международного сотрудничества в «северном измерении». Поддерживаются связи между официальными лицами, профильными экспертами, представителями академического сообщества по широкой повестке дня, включая вопросы положения коренных народов Севера, континентального шельфа, климата, экологии, рыболовства и судоходства в Арктике.

Развиваются межрегиональные связи. Наибольшую активность со стороны Канады проявляют провинции Квебек, Британская Колумбия, Онтарио, Манитоба, Альберта. Среди российских регионов выделяются Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан (в сентябре 2016 г. Торонто и Монреаль посетил Президент РТ Р.Н.Минниханов), Республика Саха (Якутия), чья делегация во главе с заместителем председателя Правительства К.Е.Бычковым подписала в декабре 2019 г. соглашение между Агентством Парков Канады и Правительством Якутии о передаче в якутские заказники четвертой партии местных бизонов, предусматривающей разведение популяции в схожих северных условиях, и Мурманская область.

Российская позиция исходит из необходимости продолжения межгосударственного диалога на основе взаимности и уважения национальных интересов двух стран, опираясь на созданный в предшествующие годы потенциал сотрудничества. Это встречает понимание в деловых и политических кругах, осознающих контрпродуктивность самоизоляции от России, особенно по таким жизненно важным направлениям, как «северное измерение», торгово-инвестиционное взаимодействие, борьба с международным терроризмом. В качестве первого шага важно возобновить работу Межправительственной экономической комиссии, в том числе регулярные встречи ее подкомиссий и рабочих групп (по агропромышленному комплексу, Арктике, космосу, инфраструктурным проектам). Как соседи через Северный полюс и Тихий океан, Россия и Канада, разделяющие общую страсть к хоккею, могут и должны поддерживать стабильные, предсказуемые отношения.

Источник

Отношения Канады и России

Официальные межгосударственные отношения России с Канадой установлены 25 декабря 1991 г., когда в послании Б.Ельцину премьер-министр Канады сообщил о принятом решении «признать Россию в качестве суверенного независимого государства».

Отношения с Канадой имеют развитую договорную основу, включая политический Договор о согласии и сотрудничестве от 19 июня 1992 г., а также серию экономических соглашений (о торговых отношениях, об экономическом сотрудничестве, об избежании двойного налогообложения и др.) и отраслевого взаимодействия (Арктика и Север, воздушное сообщение и др.).

Участие России и Канады в международной коалиции по борьбе с терроризмом расширило повестку двустороннего взаимодействия. Россия и Канада активно осуществляют взаимодействие в мировых делах, в рамках различных международных форумов (помимо саммитов «восьмерки»), а именно — через сессии ГА ООН, заседания СМИД ОБСЕ, СПС Россия — НАТО и др.

В 1999-2000 гг. на первый план вышла тематика сотрудничества в Совете Безопасности ООН, куда Канада была избрана (при поддержке России) В целом продолжали сохраняться сходство или близость подходов наших стран к большинству международных проблем.

Современные российско-канадские отношения переживают небывалый подъем, характеризуются высокой степенью взаимного доверия и беспрецедентной интенсивностью контактов. Несомненно, мощный импульс многоплановому взаимодействию в 2005 году придал визит февральский визит в Россию «Сборной Канады» и саммит «восьмерки» в Кананаскисе.

13 февраля 2005 г., в Москву с официальным 5-дневным визитом прибыл премьер-министр Канады Ж. Кретьен. Его сопровождают около 300 канадских политиков и предпринимателей, включая министра внешней торговли, премьер-министров и представителей правительств провинций и территорий.

Был подписан так называемый совместный «План действий». Он предусматривает взаимодействие в таких областях, как транспорт и высокие технологии, включая телекоммуникационные, аэрокосмические и информационные.

Источник

Отношения России и Канады

какие отношения между россией и канадой

какие отношения между россией и канадой

Отношения России и Канады были официально установлены в 1942 году. Канаду едва ли можно охарактеризовать как российского союзника, поскольку Канада является англосаксонской страной и находится под большим влиянием США и Великобритании.

В целом, отношения с Канадой не имеют глобального стратегического характера, поскольку северный сосед России не имеет каких-либо глобальных политических амбиций, а попросту во многом следует за США.

Содержание

Сравнение России и Канады

История взаимоотношений

СССР и Канада

Канада признала СССР лишь 24 марта 1924 года, однако дипломатические отношения установлены были лишь 12 июня 1942 года. В 1936 году Канада присоединилась к западным санкциям против СССР, наложив запрет на импорт советских товаров.

После Великой Отечественной Войны множество советских граждан, воевавших на стороне фашистов, нашли убежище в Канаде.

Во время холодной войны Канада, по факту, была сторонником США. Но при этом особо антисоветской внешняя политика Канады не была.

В целом, советско-канадские отношения не имели какого-либо значимого исторического характера, хотя и были относительно нормальными.

Российская Федерация и Канада

Канада признала Российскую Федерацию как государство 25 декабря 1991 года. В 1990-х отношения развивались относительно нормально, в 2000-х, не смотря на то, что Канада во многом поддерживала внешнюю политику США, отношения с Россией не носили враждебного характера. Довольно активно развивалось сотрудничество во многих сферах, особенно в экономической.

В 2014 году Канада, действуя рука об руку с США, присоединилась к антироссийским санкциям.

Соглашения о сотрудничестве

Q400 NextGen

Канадская Bombardier и российская госкорпорация «Ростех» подписали соглашения по 100 турбовинтовым самолетам Q400 NextGen, в том числе по созданию совместного предприятия по сборке таких самолетов в России. Согласно документам, дочерняя структура Ростеха, лизинговая компания «Авиакапитал сервис», обеспечит поставку в Россию 50 самолетов Q400 NextGen, построенных в Канаде. Соглашение перейдет в твердый контракт только после создания в России совместного предприятия по сборке таких самолетов. На российских мощностях должно быть собрано минимум 50 таких самолетов. На эти машины подписано соглашение между российской лизинговой компанией «Ильюшин Финанс» и Bombardier. В нем уточняется, что самолеты будут закуплены у совместного предприятия канадцев и Ростеха. В случае реализации договоренностей суммарная стоимость контрактов по 100 самолетам достигнет около 3,4 млрд долларов. [2]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *