какие отношения называются общественными

Общественные отношения

Полезное

Смотреть что такое «Общественные отношения» в других словарях:

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — многообразные, присущие обществу связи, устанавливающиеся между социальными группами, а также внутри них. О.О. важнейший специфический признак общества и вместе с тем то, что делает общество системой, объединяет индивидов и их разрозненные… … Новейший философский словарь

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономич., социальной, политич., культурной жизни и деятельности. Отд. люди вступают в О. о. именно как члены (представители) … Философская энциклопедия

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — см. ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — многообразные связи между социальными группами, нациями, религиозными общинами, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной и др. деятельности; оказывают значительное влияние на личные отношения людей,… … Большой Энциклопедический словарь

Общественные отношения — многообразные связи между социальными группами, нациями, религиозными общинами, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной и др. деятельности; оказывают значительное влияние на личные отношения людей,… … Политология. Словарь.

Общественные отношения — отношения между людьми, живущими достаточно большими группами, складывающиеся в процессе развития общества. На различных этапах развития общества ведущую роль играют те или иные общественные отношения: религиозные, кастовые, производственные,… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, многообразные связи между социальными группами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной деятельности. Определяют существующие стороны личных отношений людей, связанных… … Современная энциклопедия

Общественные отношения — ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, многообразные связи между социальными группами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной деятельности. Определяют существующие стороны личных отношений людей, связанных… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Общественные отношения — (социальные отношения) это различные формы социальных взаимозависимостей, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и ролями, выполняемыми ими в обществе. Социальные отношения проявляются лишь в определенных… … Википедия

общественные отношения — многообразные связи между социальными группами, нациями, религиозными общинами, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной и др. деятельности; оказывают значительное влияние на личные отношения людей,… … Энциклопедический словарь

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — взаимосвязь между людьми, включенными в те или иные социальные общности и группы в рамках данной общественной системы и складывающиеся в процессе совместной деятельности. В материалистической трактовке общественные отношения делятся на первичные… … Тематический философский словарь

Источник

Общественные отношения как феномен общества

Основу жизни человека как вида составляет деятельность, в процессе которой он изменяет окружающий мир и развивается сам. В ней он всегда связан с другими людьми и обществом, является участником многообразных материальных и духовных взаимодействий. Один из видов таких взаимодействий – общественные отношения.

какие отношения называются общественными

Понятие

Общественные отношения – многообразные связи, возникающие между социальными группами и внутри них в процессе совместной деятельности, это то, что объединяет людей и делает общество системой. Они предназначены для стабилизации и закрепления общественно значимых моделей, типов социальных взаимодействий.

Носителями общественных отношений являются индивиды и социальные группы. Отношения групп определяются их местом в существующей системе производственных и классовых отношений. Индивиды участвуют в общественных отношениях как члены, представители своей группы (класса, коллектива, партии, профессии). Такие отношения носят надличностный, надындивидуальный характер, являются выражением взаимодействия социальных ролей, исполняемых отдельными индивидами.

Признаки общественного отношения:

Каждой исторической формации присуща определенная совокупность социальных отношений. Среди них можно выделить устойчивые, длительно существующие и динамичные, отражающие происходящие в обществе изменения.

какие отношения называются общественными

Постепенное развитие общественных отношений, не влияющее на основы общественной формации, является эволюционным. Кардинальное их изменение, связанное с ломкой существующего общественного уклада, носит революционный характер.

Структура

Возникновение, функционирование, развитие и завершение любого общественного отношения предполагает наличие ряда условий:

Участники общественных отношений:

Предметное содержание деятельности субъектов и их взаимодействий составляют:

какие отношения называются общественными

Общественные отношения возникают во всех сферах общественной жизни, функционируют в рамках системы социальных институтов, регулируются механизмом социального контроля.

Виды, функции

Все общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Первичными, ведущими являются материальные – экономические, производственные. Они не зависят от воли и сознания людей и определяются производительными силами общества. На их базе возникают вторичные, надстроечные идеологические – политические, правовые, нравственные, эстетические. Это деление относительно.

Общественные отношения проявляются в виде интересов их носителей, которые могут совпадать или противоречить друг другу. По своей направленности, характеру взаимосвязей между индивидами и группами социальные отношения подразделяются на отношения:

В зависимости от степени формализации общественные отношения подразделяются на:

Система общественных отношений выполняет следующие функции:

Общественные отношения образуют единую систему, определяют существенные стороны личных отношений – таких как любовь, дружба.

Заключение

Общественные отношения реализуются в человеческой деятельности, а деятельность существует в системе общественных отношений. Они формируют человека как существо социальное: связывают его с социальной группой, обществом, включают в общественную практику.

План ответа по теме «Общественные отношения»

1. Человек как участник общественных взаимодействий.

2. Понятие общественных отношений. Признаки:

3. Структура общественных отношений. Условия:

4. Участники общественных отношений. Содержание их деятельности.

5. Виды отношений по характеру связей между субъектами:

Источник

Какие отношения называются общественными

ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ

какие отношения называются общественными

ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ – отношения, включающие в качестве своих элементов: 1) субъектов с их статусами и ролями, ценностями и нормами, потребностями и интересами, стимулами и мотивами; 2) содержание деятельности субъектов и их взаимодействий, характер этих взаимодействий – эквивалентность или неэквивалентность социальных обменов, степень самостоятельности или контролируемости действий; 3) оценку отношений, осуществляемую субъектами путем сравнения элементов своих отношений с элементами отношений др. субъектов, участвующих в подобных отношениях; 4) структуры и нормы, обеспечивающие устойчивость отношений, институционализацию их воспроизводства в повседневной жизни.

Субъектами общественных отношений выступают индивиды, малые и большие группы, территориальные общности, этносы, организации, социальные институты, сами большие общества как целостности. Соответственно различают отношения межличностные, внутригрупповые и межгрупповые, локальные, этнические, организационные, институциональные, внутристрановые и международные. Наблюдаются также многообразные субъектно-смешанные отношения, когда индивид взаимодействует с организацией, организация оказывается в конфликте с этносом и т.д.

По предметному содержанию общественные отношения дифференцируются соответственно основным сферам жизнедеятельности общества на: экономические, социальные, политические, моральные, идеологические и др. Каждый из этих типов общественных отношений имеет свои основания, отличающие его от др.: экономические отношения складываются на основе производства, обмена и распределения товаров и услуг; социальные – на основе статусов различных субъектов в социальной структуре и в обществе в целом; политические – на основе публичной власти и т.п. Конкретное содержание каждого типа общественных отношений исторически изменяется вместе с изменением всего общества. Возникнув, новые элементы общественных отношений постепенно утверждаются в повседневной жизни людей, приобретают характер институтов социальных, устойчиво воспроизводящих себя и свои взаимоотношения со средой.

Весьма разнообразны общественные отношения по их характеру, внутреннему своему содержанию. Различают непосредственные и опосредствованные, прямые и косвенные, формализованные и неформализованные отношения. Важнейшее значение для субъектов общественных отношений имеет паритетность или диспаритетность их взаимоотношений: равенства и неравенства, кооперации и конкуренции, господства и подчинения, антагонизма и сотрудничества. Не менее существенна тенденция, при которой общественные отношения становятся силой, господствующей над субъектами, превращаются в отчуждение их взаимодействий.

В философском аспекте ключевым является вопрос о характере взаимосвязей между различными типами общественных отношений: имеют ли их взаимосвязи плюральный, многофакторный характер, или же более обоснованно монистическое разделение всех типов общественных отношений на две группы – детерминирующие (первичные, материальные) и детерминируемые (вторичные, идеологические).

Созданное К.Марксом и Ф.Энгельсом материалистическое понимание истории исходит из монистического деления, позволяющего с единых позиций объяснить всю историю человечества, принципиальную структуру, функционирование и развитие каждого общества. Марксизм выделяет экономические, производственные отношения как материальные, характер которых детерминируется производительными силами общества и не зависит от воли и сознания людей. Они служат базисом, на котором формируются в виде надстройки соответствующие ему (детерминируемые им) политические, правовые, нравственные и иные идеологические отношения (см. Базис и надстройка). По мере развития производительных сил они вступают в противоречие с производственными отношениями, что приводит к революционному изменению базиса и надстройки, всей системы общественных отношений. Одна формация общественная сменяется др. Причинно-следственная зависимость идеологических отношений от материальных не однозначна и включает обратное воздействие надстроечных отношений на базисные; напр., социалистическая революция начинается со слома прежней политической надстройки и создания новой, которая активно строит базис социалистического общества и сама изменяется под его воздействием.

В общественной науке 20 в. распространены и иные подходы. Так, М.Вебер обосновал значительную роль духа протестантизма (его ценностей и норм) в становлении буржуазных экономических отношений в Западной Европе и Северной Америке. Этот исторический пример интерпретируется как одно из доказательств определяющего влияния культуры на экономику. П.А.Сорокин на основе исследования истории культуры многих стран мира за 2 тысячи лет предложил социокультурный подход, в котором культурные и социальные отношения (включая экономические) соотносятся как равновлиятельные, а не односторонне детерминирующие функционирование и эволюцию общества.

Наиболее общей и влиятельной концепцией плюральных взаимосвязей общественных отношений как целостной системы является структурный функционализм (Т.Парсонс, Р.Мертон). За исходный пункт здесь принимается структура социального действия, включающая четыре функции (адаптацию, целедостижение, интеграцию, латентность) и соответствующие подсистемы (поведенческую, личностную, социальную, культурную), каждая из которых объединяет совокупность факторов и отношений. Взаимосвязь между этими подсистемами имеет двойственный характер: потоки детерминирующей энергии движутся от поведенческой подсистемы через личностную и социальную к культурной; но иерархия информационного контроля имеет противоположную направленность: содержащиеся в культуре информационные обобщения высшего порядка контролируют соответствующие обобщения социальной, затем личностной и, наконец, поведенческой подсистем. Реальная взаимосвязь четырех подсистем отношений, образующих целостную систему, оказывается сложной результирующей двух противоположно направленных потоков воздействий.

Новейшие подходы к пониманию природы и взаимосвязей общественных отношений акцентируют внимание на человеке как субъекте деятельности и отношений (Маргарет Арчер, У.Бакли, Э.Гидденс, М.Крозье, А.Турен, П.Штомпка, А.Этциони). В дополнение к структурно-функциональной модели предлагаются концепции морфогенеза, взаимозависимости деятелей и систем, социальной реальности как некоторого коэффициента деятельности. Вновь в поле зрения оказывается гуманистический подход раннего Маркса, его диалектическая концепция деятельности, проблема преодоления отчуждения человека.

1. Вебер М. О некоторых категориях понимания социологии. – Он же. Избранные произведения. М., 1990;

2. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 13;

3. Парсонс Т. Понятие общества. – «Tesis», 1993, т. 1, № 2;

4. Сорокин П. Родовая структура социокультурных явлений. – В кн.: Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992;

5. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996;

6. Archer M. Culture and Agency. Cambr., 1988;

7. Crozier M., Freiberg E. Actors and Systems. Chi. – L., 1980;

8. Eizioni A. The Active Society. N. Y., 1968;

9. Giddens A. The Constitution of society. Cambr., 1984;

10. Luhmann N. Sociale Systeme. Fr./M., 1993;

11. Merton R. Social Theory and Social Structure. Glencoe, 1968;

12. Parsons T. The Social System. N. Y., 1964;

13. Touraine A. The Self-production of Society. L., 1977.

Источник

Общественные отношения

какие отношения называются общественными какие отношения называются общественными какие отношения называются общественными какие отношения называются общественными

какие отношения называются общественными

какие отношения называются общественными

В процессе своей жизнедеятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные общественные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а так­же связи, возникающие между различными социальными груп­пами (или внутри них), принято называть общественными от­ношениями. Не все связи, возникающие между людьми в про­цессе общения и совместной деятельности относят к обществен­ным отношениям (не является таковым, например, контакт в общественном транспорте).

Таким образом, общественные отношения — это устойчиво повторяющиеся, во многом безличные (формальные) отноше­ния, затрагивающие важные стороны жизни людей.

Общественные отношения складываются во всех сферах общественной жизни (например, отношения собственности и распределения в экономике).

Все общественные отношения мо­гут быть условно разделены на две группы:

Материальные отношения возникают и складываются непо­средственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него.

Духовные отношения формируются, предварительно «про­ходя через сознание» людей, детерминируются их духовными потребностями.

Особым видом общественных отношений являются меж­личностные отношения— отношения между отдельными инди­видами, объединёнными общими потребностями и интересами (досуг, быт).

Социолог П. Сорокин выделил следующие виды взаимодей­ствий:

— между двумя индивидами (например, муж и жена; учитель и ученик; два товарища);

— между тремя индивидами (например, семья);

— между четырьмя индивидами и более (певец и его слуша­тели);

— между многими людьми (неорганизованная толпа). Межличностные отношения возникают и в ходе индивидуального общения (персонифицированная форма общественных отношений).

РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ОБЩЕСТВО

Аристотель выделял три формы объединения людей: семью, селение, государство. Он считал, что опорой государства долж­ны быть не бедняки и не богачи, а средние слои общества.

какие отношения называются общественными

В период Нового времени ряд мыслителей, не разделявших религиозные взгляды, выдвинул тезис о том, что общество воз­никло и развивается естественным путем. Они разработали кон­цепцию договорной организации общественной жизни. Ее родо­начальником можно считать древнегреческого философа Эпи­кура, который считал, что государство покоится на обществен­ном договоре, заключенном людьми для обеспечения общей справедливости. Более поздние представители теории общест­венного договора (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.) развили взгляды Эпикура, выдвинув идею так называемых «естествен­ных прав», т. е. таких прав, которые человек получает от рожде­ния.

В XIX в. философами было выработано понятие «граждан­ское общество». Гражданское общество рассматривалось ими как «система всеобщей зависимости», в которой «пропитание и благо единичного лица и его существование переплетены с пропитанием и благом всех, основаны на них и лишь в этой связи действительны и обеспечены» (Г. Гегель).

В XIX в. часть знаний об обществе, которые постепенно на­капливались в недрах философии, выделилась и стала состав­лять отдельную науку об обществе — социологию. Само поня­тие «социология» было введено в научный оборот французским философом и социологом О. Контом.

Новым этапом в разработке проблем социального развития стала материалистическая теория марксизма. К. Маркс и Ф. Эн­гельс разработали учение об общественно-экономических фор­мациях, определяющей роли материального производства в жизни общества и решающей роли народных масс в общест­венном развитии. Источник развития общества они усматривают в самом обществе, в развитии его материального производства, считая, что общественное развитие определяется экономически­ми факторами, а политическое, социальное, духовное развитие общества является лишь отражением материальной жизни лю­дей.

Человеческое общество, по мнению Маркса, проходит в своем развитии пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капи­талистическую и коммунистическую. Под общественно-экономической формацией Маркс понимал исторически опреде­ленный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии, определяемую уровнем развития производитель­ных сил и производственных отношений.

Близки к материалистической теории общественной жизни взгляды Р. Арона, Д. Белла, У. Ростоу и др. Они выдвинули ряд теорий, в том числе теории индустриального и постиндустри­ального общества, которые объясняли процессы, происходящие в обществе, не просто развитием его экономики, а конкретными изменениями техники, хозяйственной деятельности людей. Тео­рия индустриального общества (Р. Арон) рассматривает процесс поступательного развития общества как переход от отсталого аграрного «традиционного» общества, в котором господствуют натуральное хозяйство и сословная иерархия, к передовому, промышленно развитому «индустриальному» обществу.

В 60-70-е гг. в работах Д. Белла, 3. Бжезинского, А. Тоффле-ра были выделены три стадии развития общества:

Эти теории, хотя и находились в рамках материалистическо­го понимания процессов общественного развития, тем не менее имели существенное отличие от взглядов Маркса и Энгельса. Согласно марксистской концепции, переход от одной общест­венно-экономической формации к другой осуществлялся путём социальной революции, под которой понимался коренной каче­ственный переворот во всей системе общественной жизни. Что же касается теорий индустриального и постиндустриального общества, то они находятся в рамках течения, называемого со­циальным эволюционизмом: согласно им технологические пе­ревороты, происходящие в экономике, хотя и влекут за собой перевороты в других сферах общественной жизни, но не сопро­вождаются социальными конфликтами и социальными ре­волюциями.

Новым этапом в изучении общественных явлений стала тео­рия культурно-исторических типов русского исследователя XIX в. Н.Л. Данилевского, согласно которой отдельные общества (ци­вилизации) развиваются подобно биологическим организмам. Цивилизационную теорию развили О. Шпенглер и А. Тойнби.

Источник

Общество и общественные отношения

Поставим вопрос: что мы понимаем под обществом? Ответ напрашивается вроде бы сам собой: это совокупность людей. Действительно, без людей нет общества. И все же такой ответ носит поверхностный характер, ибо он сводится к эмпирически констатируемому факту наличия совокупности людей. При этом остаются в тени присущие обществу связи, которые соединяют разрозненные элементы в единую целостную систему. Эти связи воспроизводятся в деятельности людей и носят столь устойчивый характер, что многие поколения могут сменять друг друга, а тип связей, характеризующих данное конкретное общество, остается.

Теперь становятся понятными слова К. Маркса: «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу». Это положение неверно было бы интерпретировать в смысле сведения всего многообразия общественной системы к одним только общественным отношениям. Маркс выделяет важнейший специфический признак общества и вместе с тем то, что делает общество системой, связывает индивидов и их разрозненные действия в единое, хотя и внутренне расчлененное целое. Обнаружение и анализ таких связей — общественных отношений — величайшая заслуга К. Маркса, важный элемент его философской концепции общества. Но что же они собою представляют?

Общественные отношения неотделимы от деятельности. Они не существуют сами по себе, в отрыве от последней, а составляют ее общественную форму. Так, производственная деятельность протекает всегда в той форме, которая придает этой деятельности устойчивый характер и благодаря наличию которой организуется производство в масштабах общества. Именно такую организующую роль внутренней структуры, активной формы выполняют производственные отношения.

Сказанное справедливо в отношении не только производственной, но и других видов деятельности. Каждый человек взаимодействует с различными коллективами, с обществом, государством, с членами своей семьи. И вся эта деятельность людей, очень разных по характеру, одаренности, личным склонностям, протекает в рамках характерных для данного социума общественных отношений: моральных, правовых, политических и т. д. Поэтому, существуя как форма деятельности людей, общественные отношения имеют надличностный, надындивидуальный характер. Не индивид с его задатками и склонностями определяет общественные отношения, а наоборот: человек, рождаясь, застает уже сложившиеся, функционирующие общественные отношения.

Как член определенного общества, класса, социальной группы, нации, коллектива и т. д., он включается в разнообразные формы деятельности и вступает на этой основе в определенные отношения с другими людьми. Деятельность и общественные отношения формируют человека как существо общественное, социальное. Социализация человека происходит по мере того, как социальность активно осваивается им, переводится в его внутренний мир, становится общей схемой действия, заданной ему обществом и пропущенной через его индивидуальный опыт. Формирование человека как общественного существа есть одновременно становление его как личности.

Таким образом, общественные отношения связывают индивида с социальной группой, с обществом. И тем самым они являются средством включения индивида в общественную практику, в социальность. Как и почему возникают и затем постоянно воспроизводятся общественные отношения, можно понять на примере производства. Обратим внимание прежде всего на то, что производственная деятельность всегда связана с разделением труда. Вначале это разделение определялось половозрастными особенностями людей, затем возникло общественное разделение труда, например ремесло отделилось от земледелия. Уже одно это рождает потребность в определенных устойчивых связях, которые координируют усилия людей в рамках общественно необходимого разделения труда.

Далее, занимаясь определенным видом деятельности, человек производит продукт не для собственного потребления или, во всяком случае, не только для этого. Созданная им потребительная стоимость, обладая вещественной природой, способна отделяться от своего творца, переходить к другим людям, которые могут потреблять ее непосредственно, как, скажем, человек потребляет продукты земледелия, выращенные в собственном саду, или опосредствованно, как потребляются, например, добытые горняками, шахтерами металл или уголь, работниками иной отрасли труда. Но во всех случаях результат производства — вещи, потребительные стоимости, связывают людей, становятся носителями возникающих между ними общественных отношений.

Наконец, использование орудий труда связано с освоением накопленного обществом опыта по их применению. Знания не передаются но наследству. Будучи продуктом общества, они сами являются своеобразными общественными «генами». Наиболее оптимальное для каждой исторической эпохи использование знаний, материализованных в орудиях труда и закрепленных в навыках, эмпирических наблюдениях, а затем в науке, возможно лишь при условии включения индивидов в соответствующие общественные отношения.

В формах общественных отношений осуществляется вся деятельность больших общественных групп: экономическая, политическая, правовая, моральная. Сложившиеся в обществе отношения превращаются в своеобразные алгоритмы деятельности социальных групп. Это не означает, что общественные отношения даны свыше: они порождены деятельностью реальных людей и существуют лишь как формы этой деятельности. Но возникнув, они обладают большой активностью, устойчивостью, придают обществу качественную определенность.

Поэтому изменение, преобразование общества связано с ликвидацией сложившегося типа общественных отношений и заменой его новым.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *