какие отношения в рамках семьи называют браком
Что такое брак,как и почему он возник?
Термины «брак» и «семья» как в обыденной речи, так и в научных публикациях находятся обычно рядом, что, действительно, правомерно, поскольку реальности, обозначаемые этими терминами, тесно взаимосвязаны. Однако брак и семья — не одно и то же, это не тождественные, а скорее пересекающиеся понятия, ведь семья может существовать без брака, а брак — без семьи.
Брак — это общественное установление, учреждение или, как говорят юристы и социологи, особый общественный институт, особая форма общественного устройства, наряду, например, с государством как особым институтом для регулирования отношений между его гражданами, наряду с институтом собственности и т. д. Брак — это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между попами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, своему потомству. Иными словами, брак — это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий, путей, способов самосохранения и развития общества. Брачная форма регулирования отношений между представителями различных половых групп появилась не сразу. В глубочайшей древности при формировании человека, на первых стадиях процесса превращения обезьяньего стада в человеческое общество отношения между людьми, в том числе и между полами, регулировались только биологическими импульсами, потребностями, В это время в половое общение могли вступать друг с другом все члены общества, данного рода, то есть кровные родственники: братья с сестрами, родители со своими детьми и т.д. Такая форма отношений между полами, беспорядочная связь между ними называется промискуитетом (от лат. promiscuis — смешанный, всеобщий).
Каждая женщина данного стада могла принадлежать каждому мужчине этого же стада, и наоборот, каждый мужчина —— каждой женщине. Такое явление обычно называют эндогамией, то есть браком внутри данной общности, «внутренним» браком. Но, строго говоря, это не совсем точно, потому что брака в современном понимании как общественного регулирования отношений между полами в то время фактически еще не существовало. Это была просто биогенная добрачная форма сожительства между мужчинами и женщинами.
Впоследствии, в связи с тем что возникавшие довольно часто осложнения, конфликты в отношениях между людьми на сексуальной основе стали угрожать самому существованию данного рода, общество было вынуждено ввести искусственное регулирование сексуальных отношений. Было введено половое табу, полный и безусловный запрет на сексуальные связи между людьми внутри данного рода в определенные периоды. Нарушители этих запретов карались жесточайшим образом, и впервые в человеческом обществе зародилось проходящее через человеческую психику жестокое противоречие между социальным и биологическим, между «хочется» и «нельзя». Постепенно это породило новые, экзогамные связи между людьми: лишенные возможности вступления в связь с женщинами своего рода, мужчины стали вступать в поистине случайные связи с женщинами другого рода, другой общности. Как видим, экзогамия, этот «первобытный адюльтер», была по существу первым бунтом человеческой природы, человеческого организма против попыток установления диктата социальности над ним.
Экзогамные отношения, по-видимому, сразу же обнаружили свои биологические преимущества: от связей подобного рода рождались более жизнеспособные, жизнестойкие дети. Поэтому постепенно эндогамные связи были совершенно запрещены (оставаясь, правда, еще длительное время на правах исключения из правил—только в дни праздничных оргий, когда разрешалось все то, что запрещалось в обычные, будничные дни). Стабилизировались, закрепились обычаями связи экзогамные, и возникла первая форма подлинно человеческого, социального регулирования отношений между полами — то, что мы называем ныне браком. Таким образом, первой формой брака фактически был групповой дуально-родовой брак. При нем все мужчины одного рода «имели право» на супружеские отношения со всеми женщинами другого рода. Иными словами, любая женщина одного рода была женой любого мужчины другого рода. Групповой брак существовал еще в конце каменного века.
Но уже в рамках этого группового брака, естественно, могли складываться предпочтительные, избирательные отношения между той или иной женщиной данного рода и мужчиной из другого рода (иными словами, кто-то из «мужей» был особенно милым). Впоследствии преимущественные связи именно с наиболее предпочитаемыми партнерами получали все более широкое распространение, закреплялись обычаями, и таким образом общество постепенно перешло к новой форме брака — парному браку. В нем объединялась уже только одна супружеская пара. Правда, любой из этих «напарников» мог при этом составлять такие пары одновременно, а тем более — последовательно, «по расписанию» или по мере исчезновения привязанности к данному партнеру, с другими людьми, партнёрами или партнершами. В это время все хозяйство, производство вещей, продуктов питания, предметов первой необходимости по-прежнему оставалось еще в рамках первичного рода. Одно только деторождение, производство потомства вышло за его границы. А работали и жили «супруги» отдельно друг от друга, в рамках своих родов. (По-нынешнему говоря, это были «приходящие» супруги).
Поскольку биологическое отцовство в таких условиях установить было исключительно трудно, практически невозможно, родство считалось по материнской линии. Дети, рожденные данной женщиной, принадлежали тому роду, которому принадлежала сама эта женщина. «Мужья» и «жены» имели раздельное хозяйство, и если мужчина приносил детям своей женщины и ей самой в подарок часть добытой им на охоте пищи, то часть эта фактически отрывалась, изымалась им из имущества того рода, к которому принадлежал данный мужчина. Иными словами, создавая более благоприятные условия для женщины и детей чужого рода, он в какой-то мере лишал этих благоприятных условий свой род, и в том числе детей своих сестер. Как видим, уже с самого своего зарождения формирующаяся семья входила в противоречие с более широкой общностью, с родом.
В самом конце каменного века, а особенно в бронзовом и железном веках, с возникновением земледелия, с ростом производительности труда людей постепенно создаются условия, когда отдельный человек, а тем более супружеская пара оказывались способными самостоятельно содержать, кормить своих детей. И постепенно эта парная семья «отпочковалась» от рода и в хозяйственном, производственном отношении. Муж и жена объединили свои усилия не только в деторождении, но и в производстве вещей, стали иметь общее хозяйство. Отношения между полами стабилизировались, стало более надежным установление отцовства, и ответственность за семью, за судьбу потомства все более переходила к мужчине, к отцу. Вместе с ней, естественно, переходила и власть. Таким образом матриархатные отношения постепенно перешли в патриархатные, когда родство уже считалось по отцовской, мужской линии. И на смену парной семье пришла новая, высшая форма семьи: моногамная (то сеть единобрачная) семья. Полностью закрепилась моногамия как новая форма брака с возникновением частной собственности на средства производства, с разделением общества на классы. Жена перешла на жительство к своему мужу, в семью мужа и вместе с детьми подпала под его власть. Былое равенство супругов в браке закончилось на многие века.
С переходом к феодализму обществом был установлен единый для всех обязательный церковный брак (хотя крепостные могли вступать в него лишь с позволения своего хозяина, помещика, феодала и практически по его выбору).
Надо сказать, что патриархатная семья существовала и существует в форме не только моногамного, но и полигамного брака, когда один муж имеет право владеть несколькими женами, подчас целым гаремом. В этом случае особенно ярко видно неравноправие женщины в браке — и не только в экономическом и правовом отношениях, но и в отношениях сексуальных, в отношениях между полами. Женщина здесь имеет право вступать в брак только с одним мужчиной, мужчина же — одновременно с несколькими женщинами. Ныне полигамия существует в некоторых мусульманских странах, но у цивилизованных слоев населения она уже идет на спад.
Справедливости ради надо бы отметить, что история знает и иную форму неравенства в браке: полиандрию, то есть многомужество. И до сих пор полиандрия встречается в некоторых племенах Индии, Тибета, Южной Америки. В Индии чаще всего жена старшего брата становилась общей женой всех братьев — и получалась так называемая фратериальная, или братская, семья. Причем женщина в таких семьях обычно занимает высокое положение, ссоры здесь крайне редки, отношения между членами семьи мягкие, доброжелательные.
Известно, что частная собственность по существу есть своеобразное отношение между двумя слоями общества, из которых один является полным, верховным собственником средств производства, а другой или полностью лишен их, или выступает лишь подчиненным собственником. Поэтому одни представители общества имеют возможность присваивать часть труда других себе. С возникновением частной собственности и распределение стало осуществляться уже не по принадлежности к данному роду, как это было в начале истории человечества, на первых стадиях первобытнообщинного строя, и не по количеству вложенного труда, как это было в конце существования родового строя, а по собственности, то есть в зависимости от того, чем владели члены общества.
При этом тот, кто владел большей собственностью, и получал больше независимо от того, сколько труда он вложил в общее дело.
Превратившись в собственника семьи, ее имущества, в том числе и имущества, ранее принадлежавшего жене, муж стал выступать в качестве кормильца детей и жены, а они — в качестве его иждивенцев, независимо от того, кто на самом деле содержал семью, за счет чьего труда — главы или самих членов данной семьи — жила семья. Он считался кормильцем лишь потому, что являлся собственником средств производства. Положение женщины резко ухудшилось, она превратилась фактически в бесправную домашнюю рабыню.
Но в принципе при моногамной форме патриархатного брака в отношениях между полами существовало как бы равенство: и женщина могла иметь только одного мужа, и мужчина мог иметь только одну жену. В действительности, однако, это равенство всегда носило формальный характер. Прежде всего, исходя из принципа «стерпится — слюбится», к голосу женщины не прислушивались уже при выдаче ее замуж. Кроме того, сразу же после возникновения моногамного брака мужчина в рабовладельческом обществе имел право вступать в связь со своими рабынями. Родившиеся от такой связи дети по закону не имели отца, но они считались его собственностью, то есть собственностью владельца рабыни. «Именно существование рабства рядом с моногамией,— писал Ф. Энгельс,— наличие молодых красивых рабынь, находящихся в полном распоряжении мужчины, придало моногамии с самого начала ее специфический характер, сделав ее моногамией только для женщины, но не для мужчины». Кроме того, существовал также и институт гетер, гетеризм (край-. ней формой его является проституция). Это еще более способствовало нарушению моногамии мужчины.
Правда, справедливости ради нужно сказать, что женщины тоже не оставались в долгу. Ф. Энгельс язвительно заметил, что хотя «мужчины одержали победу над женщинами, но увенчать победителей великодушно взялись побежденные. Рядом с единобрачием и гетеризмом неустранимым общественным явлением сделалось и прелюбодеяние, запрещенное, строго наказуемое, но неискоренимое».
Что касается трудящихся, и особенно рабочего класса, где женщина с самого вступления в брак была втянута в процесс материального производства, она уже не была иждивенкой мужа. Это делало ее экономически более равноправной с мужем, и брак в таком случае был не столько патриархатно-моногамным, сколько эгалитарным, равноправным для обоих супругов. В последнее время такой брак, независимо от социального строя, находит все большее распространение у всего человечества, во всех слоях населения.
Семья и брак. Семья как социальный институт.
Понятие семьи и брака.
Понятие семьи и брака – объект изучения социологов, психологов, религиоведов, правоведов и даже ведущих ток-шоу. Нас, конечно же, интересует семья не в понимании Андрея Малахова, а с точки зрения обществознания.
Брак (он же – брачный союз или супружество) – это обусловленная исторически, санкционированная обществом и (почти всегда) государством форма договора между женщиной и мужчиной, цель которого – создание семьи. Брак выводит семью на официальный уровень: у членов семьи появляются права и обязанности. Брачный союз охраняется государством, имеет ограничения и влечет за собой юридические последствия в случае нарушения семейного кодекса. Кодекс о браке и семье создан с целью защиты членов семьи со стороны государства на правовом уровне.
Структура семьи.
Структура семьи (семейная структура) – это различные варианты состава семьи:
По количеству детей семьи бывают:
По месту проживания:
При рассмотрении последующих типов семьи и ее организации, придется удариться в некоторую степень радикализма, с точки зрения общепринятых моральных норм.
По количеству партнеров бывают:
По половому составу партнеров:
Однополые браки разрешены в некоторых странах, или в некоторых районах отдельных стран (например, в США и Мексике – не во всех штатах). Упомянув о них, нельзя не упомянуть о том, что этот вид отношения – предмет ожесточенных споров и дискуссий на протяжении многих лет. Вынужден отойти от абстрагированной, беспристрастной позиции и подчеркнуть несколько моментов.
По поводу третьего (усыновления) – это неприемлемо. Неприемлемо, так как противоречит и социальным, и моральным, и религиозным нормам. Кроме того, это влияет на психику ребенка, и неприемлемо с медицинской точки зрения.
Вернемся к семье и браку.
Функции семьи и брака.
В заключение можно сказать, что семья – это самый древний социальный институт, и история семьи – это, по сути, история человечества. Кроме того, семья, как ячейка общества, проявляет проблемы, существующие в данном обществе. Поэтому источники проблем в семье должны изучать не только семейные психологи и Андрюша Малахов, но и политики, и правоведы, и социологи.
Почему союз мужчины и женщины назвали браком?
про этимологию же слова «брак» все довольно четко расписал @Urlaut чуть выше, не буду пытаться дополнить.
Ответ на пост «Замуж по ошибке»
У меня у родителей нечто подобное было.
Отец ухаживал за матерью, но она особо на него внимания не обращала. Потом случилась череда трагических ситуаций, и отец помог ей. Просто поддержал в трудную минуту. Стали общаться, встречаться. Пришли в гости к родне отца. А тут приехала тётка родная матери и дальняя родственница отца. Они даже не в курсе были, что через пару колен и родню были связаны. Тетка предложила авантюру: женитесь, говорит, а в медовый месяц приезжайте к нам, в Краснодар. Мы Вас к морю свозим. Мама, к слову, до этого пол мира объездила. Много где была и много что видела. А вот отец дальше работы в дома нигде не был. И так он загорелся этими рассказами про море, что аж глаза горели (так мама рассказывала, а папа ухмылялся).
В этом году отмечали 33 года совместной жизни.
Степень отчаяния
Много лет назад мы с супругой переехали в Ирландию на ПМЖ. С работой было не то, чтобы очень плохо, но приходилось выбирать между «хоть что-то» и «ничего, и не такое видали». Рецессия, кароч.
Я поднимаю трубку и томным голосом, как та вахтерша из «Москва слезам не верит», произношу извечное «Хэллоу!», только без общежития. На другом конце не менее сладким мужским голосом спрашивают, не я ли ищу работу? Я говорю, что это моя жена ищет, а телефон мой потому что языковой барьер не такой высокий и чем мы можем вам помочь, и мы уже готовы, если что. Ну, степень отчаяния и все такое, вы ж понимаете.
Голос из трубки решил тоже пойти с козырей и спросил, не готова ли моя супруга выйти замуж за него и за пять тысяч евро с последующим разводом, типа так нужно чтобы он мог из Ливии в Ирландию перебраться? Я произнёс «пардоньте» и замолчал, тщательно пытаясь понять, все ли я правильно понял?
В голове шла отчаянная борьба между меркантильной тварью (пять тыщь тваюжмать) и благородным мужем (да как вы могли подумать такое о моей женщине!). При этом, заметьте, мнение жены я еще даже не спрашивал, а уже взвешивал варианты. Красава, не?
Жена уже догадалась, что звонок насчёт работы, с надеждой смотрела на меня и ждала пояснений, ибо недоумение на моем лице красноречиво говорило, что там не все так просто. Я попросил молодого человека подождать, прикрыл ладонью трубку и спросил у жены, не желает ли она выйти замуж за человека и за пять тысяч евро? Ненадолго. Мне ж надо было узнать степень отчаяния и бессовестности собственной супруги, правда?
Жена сообщила, что как-то у неё в планы это мероприятие не входило, хотя сумма заставляет сомневаться. В общем, прыснули, поржали, и я в трубку сообщил, что жена не изъявила желания помочь молодому человеку и не хочет жениться за пять тысяч евро. Но тут эта ливийская сволочь достаёт еще один козырь! Тем же мягким голосом спрашивает:
— А ВЫ не желаете жениться на мне.
Я оторопел. Такого поворота сюжета не мог создать даже Тарантино с Гаем Ричи, а я уж точно не был готов. Но меркантильная тварь внутри опять начала взвешивать варианты, да что ж ты будешь делать-то, а?
3.10 Семья и брак
Семья является одновременно и социальным институтом, и малой группой.
Социальным институтом называется относительно устойчивый тип или форма социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.
Под малой группой в социологии понимается малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении с друг другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей, и норм поведения.
В социологии приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации:
В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью:
Виды семей в зависимости от структуры родственных связей:
Виды семей в зависимости от способов выбора семейного партнера:
Виды семей в зависимости от местожительства супругов:
Виды семей в зависимости от критерия семейной власти:
Виды семей в зависимости от числа детей:
Самыми распространенными в современных урбанизированных городах являются так называемые нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т. е. из двух поколений.
Семья выполняет целый ряд функций, среди которых главными являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная (снятие стрессовых ситуаций). 4
Брачно-семейные отношения в Российской Федерации регулируются семейным правом. Основным источником семейного права является Семейный кодекс РФ.
В соответствии с законодательством о семье в Российской Федерации признается только светский брак, т. е. брак юридически оформленный, заключенный и зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния. В то же время Семейным кодексом РФ признается правовая сила браков, совершенных российскими гражданами по религиозным обрядам, если таковые имели место на оккупированных территориях СССР в период Великой Отечественной войны, т. е. в тот период, когда на этих территориях не действовали органы записи актов гражданского состояния.
Брак может быть заключен только при соблюдении брачующимися ряда условий, установленных законом.
Различают две группы таких условий. К первой группе относят позитивные условия, наличие которых обязательно для заключения брака:
Вторую группу составляют негативные условия, т. е. обстоятельства, препятствующие заключению брака. К негативным относят следующие условия:
Государственная регистрация брака производится любым органом записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак.
Семейное законодательство устанавливает ряд оснований, при наличии которых брак может быть признан недействительным. К их числу относятся:
Брак признается недействительным со дня его заключения. Однако если к моменту рассмотрения дела о признании брака недействительным отпали те обстоятельства, которые в силу закона препятствовали его заключению, то суд может признать брак действительным.
В органах записи актов гражданского состояния расторжение брака производится в следующих случаях:
Во всех случаях расторжение брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака.
В случае возникновения споров между супругами при расторжении брака в органах записи актов гражданского состояния (например, о разделе имущества) таковые рассматриваются судом.
В судебном порядке расторжение брака производится в следующих случаях:
Законом установлен ряд ограничений прав мужа на предъявление требований о расторжении брака (в частности, он не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка).
Расторжение брака производится в случае, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны. При этом суд вправе принимать меры по примирению супругов. Для такого примирения судом назначается срок в пределах 3 месяцев, и разбирательство дела на это время откладывается. Если меры по примирению супругов оказались безрезультатными и супруги (или один из них) настаивают на расторжении брака, то суд принимает решение о расторжении брака. При наличии взаимного согласия на расторжение брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, суд расторгает брак без выяснения мотивов развода.
При рассмотрении дела о расторжении брака суд решает вопросы о том, с кем из родителей после развода будут проживать несовершеннолетние дети, с кого из родителей и в каких размерах взыскивать алименты на детей, а также о разделе имущества, находящегося в общей собственности супругов. По всем этим вопросам супруги могут сами заключить соглашение и представить его на рассмотрение суда.
Расторжение брака судом производится по истечении месяца со дня подачи супругами заявления о расторжении брака.
Брак считается прекращенным:
Супруги не вправе вступать в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака в органе записи актов гражданского состояния. 6
Семья, её функции, типы. Брак
Содержание:
Семья – закреплённый союз, берущий свою основу в брачных взаимоотношениях, где супруги и дети связаны общим экономическим бюджетом, хозяйством и бытом. Отношения в родительско-детских отношениях представлены основой семьи. Она является важным институтом в социуме, который взаимодействует с государственными учреждениями и иными институтами. Согласно социологии, семья представлена 2 положениями – социальная группа и социальный институт.
Институт семьи представлен многими иными институтами (брака). Известны инциденты, когда институт брака не взаимосвязан с институтом семьи. Эти отношения получили термин – гражданский брак.
Семья – социальная группа, сплочённая единой задачей, функционирующая на основе взаимоотношений супругов и выполнении ими общественных ролей.
Семейный социальный статус – статус, задающий позицию индивида не только в семейных отношениях, но и в социуме. Выделяют такие статусы: супружеский, родительский, детский, межпоколенный.
Семейная социальная роль – поведение, ожидаемое от индивида, согласно его занимаемому статусу в обществе.
Социальные функции семьи
Функции | Содержание |
Репродуктивная | – воспроизводство себе подобных индивидов. Семья воспроизводит свой род, обеспечивает обществу замену людей. |
Социализация | – приобщение индивида к обществу. |
Экзистенциональная | – обеспечение безопасности членам семьи, забота. |
Экономическая | – базируется на произведение материальных благ и продуктов общими усилиями, поддержание экономической стабильности и удовлетворении потребностей. |
Первичный социальный контроль | – ценностные и этические нормы поведения внутри семьи в разных сферах жизни. |
Рекреативная | – защита, усиление, восстановление духовной, физической составляющей индивида. |
Социально статусная | – приобретение социальных ролей в социуме обеспечивает укрепление общественной структуры. |
Досуговая | – организация свободного времени в форме развлечения. |
Гедонистическая | – нужда в заботе, любви, чувстве счастья. |
Брак – юридически оформленные отношения между супругами, регулирующие их права и функции в семейном быту. Помимо этого, брак представлен социальным институтом, задающим правила поведения во внутрисемейных отношениях.
Типы брака
Выделяют большое количество браков: по любви, по договорённости, гостевой брак и т.д.
Социальные функции брака
Типологизация семьи
Признаки патриархальной семьи
В патриархальных семьях не берётся в учёт желания и предпочтений супругов, отношения выстраиваются согласно традициям и обычаям.