какие отношения выражает предлог в словосочетании объявить после старта
Объявить после старта?
Объявить после старта.
Значение предлога ПОСЛЕ : 1) временное 2)пространство 3)причина.
Правильное : 1) Временное.
Русский, 7 класс?
Сравните предлоги и союзы, имеющие значение причины.
Укажите способ образования союзов.
Как они различаются по строению?
Составьте по 5 предложений с предлогами и союзами.
В КАКОМ СТИЛЕ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ ЭТИ ПРЕДЛОГИ И СОЮЗЫ?
Составить по 5 предложений с предлогами места, времени, цели, причины, образа действия, предмета, признака предмета?
Составить по 5 предложений с предлогами места, времени, цели, причины, образа действия, предмета, признака предмета.
Сочинение рассуждение «живите не в пространстве, а во времени»?
Сочинение рассуждение «живите не в пространстве, а во времени».
Составить предложения с опорой на словосочетание используя предлоги благодаря, из за по причине то?
Составить предложения с опорой на словосочетание используя предлоги благодаря, из за по причине то.
Значения предлогов : для, на, в, до, под, вокруг?
Значения предлогов : для, на, в, до, под, вокруг.
У меня задание найти дорущенные ошибки?
У меня задание найти дорущенные ошибки.
Исправить их, употребив другие предлоги с причинным значением а я не понимаю что делать предложения напишу ниже.
Какое утверждение является неверным?
Какое утверждение является неверным?
А)предлоги не изменяются и не являются членом предложения.
Б)Предлоги связывают однородные члены предложений.
Г)предлоги бывают однозначными и многозначными.
В)Предлоги могут выражать причинные, временные и другие отношения.
16’помогите УКАЖИТЕ Словосочетания, в которыx предлоги выражают причинное значение :
Составить 3 предлога с производным и 3 с причиной?
Составить 3 предлога с производным и 3 с причиной.
1. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю. 2. Скоро ли луга позеленеют, скоро ль у кудрявой у берёзы распустятся клейкие листочки. 3. Осторожно ветер из калитки вышел, постучал в окошко, пробежал по крыше, поиграл немного..
Поход в зоопарк На прошлых выходных мы с родителями пошли в зоопарк. Мы купили билет и вошли в зоопарк. Там было очень много различных животных! И львы, и верблюды, и страусы, и слоны. А больше всего мне понравился тигрёнок и сова. Сова громко и..
Собаки ; Альма, Трезор, Бобик, и Барбор (наверное там Барбос) Кошки ; Барсик, Пушок, Мурзик.
Собаки : Альма, Бобик, Барбос, Трезор. Кошки : Барсик, Пушок, Мурзик.
Холод / жар, трус / храбрец, веселье \ печаль, старость / молодость, восход / закат.
Особенности управления и использования предлогов в словосочетаниях.
При использовании предлогов в словосочетаниях часто наблюдаются ошибки в управлении и построении правильных форм зависимых слов.
Особенности использований предлогов «с» и «из».
Предлоги «с» и «из» имеют схожее значение и являются синонимичными, но это только вне контекста. На практике, в русском языке есть устоявшиеся принципы, а иногда даже просто отдельные случаи, когда употребляется только один или только второй предлог.
Есть общее правило, когда употребляется тот или иной предлог:
При этом, в случае с географическими названиями обычно стоит обращать внимания на укоренившиеся традиции в языке. Обычно предлог «с» используется с названиями рек, островов, горных областей, но из этого правила много исключений:
Приехать с Кавказа, с Волги, с Украины, с Ямайки, с Сахалина
Приехать из Казахстана, из Франции, из Крыма, из Белоруссии.
Обычно предлог «из» используется при упоминании стран, но случаи с Ямайкой и Украиной – исключение. Говоря об этих странах, можно использовать оба предлога.
Предлоги «в» и «на».
Как и в случае с предыдущими предлогами, предлоги «в» и «на» также являются синонимичными, но при этом имеют ряд различий:
Также есть ряд названий, употребление предлогов с которыми закреплено традициями: на Украине, на дальнем Востоке, на Сахалине, на Кавказе, НО: в Крыму, в Закарпатье, в кино, в университете и т.д.
Предлоги «по» и «о».
Предлоги «по» и «о» в последнее время все больше вытесняют беспредложные конструкции или конструкции с другими предлогами. Особенно часто это можно наблюдать в официально-деловом языке. При употреблении предлогов «по» и «о» часто возникают ошибки из-за их похожего значения, примеры которых мы рассмотрим ниже:
Беседа по правоведению – беседа о правоведении (корр.)
Закон по охране детства – закон об охране детства (корр)
Замечания по организации рабочего процесса – замечания об организации рабочего процесса (корр.)
Затраты по амортизации – затраты на амортизацию (корр.)
Инициатива по устройству мероприятия – инициатива устроить мероприятия (корр.)
Обучение по математике – обучение математике (корр.)
Справка по зарплате – справка о зарплате (корр.)
Факультет по гуманитарным наукам – факультет гуманитарных наук (корр.)
В следующих словосочетаниях часто используется предлог «о(об)», хотя в этих словосочетаниях должна быть беспредложная связь:
Коснуться темы любви
Подвести итоги работы
Привести примеры плохого поведения
Отношения, выражаемые предлогами
Предлоги выражают следующие основные отношения:
Семантические разряды предлогов: предлоги с пространственным, временным, объектным, инструментальным (орудийным: играть на скрипке, ехать на коне, ударить о камень), определительным, обстоятельственным (целевым, причинным, сравнительным и под.) значениями. Структурные разряды предлогов: производные (отыменные, отглагольные, отадвербиальные) и непроизводные; простые, сложные и составные.
Пространственные близ, возле, вокруг, мимо, около впереди, в, с, под, за, на, из, по, над
напр. внутрь или изнутри влезть в душу, выйти из автобуса
напр. на поверхность или с поверхности чего-нибудь подняться на крышу, спуститься по ступеням
отправной или конечный пункт движения отойти от печки, подойти к магазину
место — внутри или на поверхности предмета спрятать в шкатулку, гореть в огне, стоять на берегу, сидеть у забора, лететь над лесом
распространение действия по какому-либо пространству идти по улице, ходить под окнами, переправиться через реку
Временные после, перед, прежде, спустя, во время, в, до, с, под, за, на, по
предел действия с начала или до конца готовились с вечера, пекли с утра, отдыхать до осени
предельный срок действия закончить к весне, выполнить к сроку
регулярную повторяемость действия петь по вечерам, бегать по утрам
продолжительность действия закончить под утро, управиться в срок, успели за три дня
время действия после бала, перед вечеринкой, по возвращении
Причинные (каузальные) из-за, по, ввиду, благодаря, по случаю, от, из, вследствие м урлыкать от удовольствия, реветь от отчаяния, ворчать от досады, пыхтеть от усталости, подарить из уважения, вернуться из-за звонка, отчислить по болезни, наградить за заслуги, щебетать от счастья, убежать от стыда.
Целевые для, к, за, с бороться до победы, трудиться на благо родины, послать за прибором, остановиться для заправки, пойти за счастьем.
Сравнительные (компаративные) с, наподобие, в ростом с наперсток, шириной в ладонь, величиной с башню, длиною в день, весом с пуд
Сопоставительные против, с, по, в результаты против прошлого года.
Образа и способа действия с, без, сквозь, в, на слушать с восторгом, работать без огонька, цедить сквозь зубы, петь с чувством, тосковать без ребенка
Меры и степени в, с, по, без, до сыт по горло, трещать без умолку, упасть без чувств, окунуться в работу с головой; войти в воду по шею, наелся до отвала, дорос до погон, дожил до седых волос
Сопроводительные (комитативные) вместе, с, со пойти с подругой, работать с товарищами, жить со свекровью
Объектные о, по, про думать о нем, плавить из золота, печь из муки, вздыхать по ней, строить из блоков, уставиться в телевизор, скучать по дому.
Определительные на, в, по, к, под девушка в красном, встретиться под вечер, дом на горе, пирожки к чаю.
Аблятивные (лишения, удаления) кроме, сверх, в отличие от, за исключением из садика забрали всех кроме меня.
Дополнительные предлоги (указывают на предмет, на который направлено действие): о, об, про, по, насчет и др. не думать об этом; идти по канату ;
Уступительные предлоги: вопреки, несмотря на вопреки инструкции; несмотря на запрет;
Сравнительные предлоги: с, вроде, наподобие тыква с бочонок; речка наподобие голубой ленты; животное вроде сурка.
Курс подготовки к ЕГЭ. Урок 14
Занятие 15. Морфология (грамматическое значение) и комментарии. Как отличить производный предлог от омонимичной самостоятельной части речи в предложении. Грамматико-стилистические особенности употребления предлогов по, благодаря, согласно, вопреки, навстречу, подобно, наперекор, помимо, кроме, наряду с.
Морфологический разбор предлога.
Комментарии к морфологическому разбору:
1. Непроизводные предлоги не образовались ни от какой другой части речи. Это предлоги в, под, без, и т. д., например: гулять в лесу, трава под горой, остаться без гроша (как называется последнее словосочетание?). Разновидностью непроизводных предлогов выступают двойные предлоги: из-за, из-под, по-над и др., например: выйти из-за угла, выглянуть из-под навеса, пробираться по-над пропастью. Производные предлоги произошли из самостоятельных частей речи путём утраты последними своего лексического значения и морфологических признаков. Производные предлоги образовались:
1) от наречий (вблизи, мимо, поверх и т. д.): находиться вблизи дома, идти мимо школы, надеть пальто поверх костюма;
2) от существительных (вследствие, в продолжение, путём и т. д.): заболеть вследствие неудач, не учиться в продолжение месяца, догадаться путём вычислений;
3) от деепричастий (благодаря, включая, несмотря на, исходя из и т. д.): выздороветь благодаря врачу, все включая Сашу пришли на урок, пойти гулять несмотря на дождь, действовать исходя из условий.
Задание. Прочитайте предложение, где нагромождены конструкции с предлогами, причастным оборотом, повторяющимися словами и отглагольными существительными. Подумайте, как можно выразить мысль, содержащуюся в предложении, короче.
По мере засорения помещения просьба к работникам, задерживающимся на своих рабочих местах после работы по причине занятости, убирать за собой рабочие места и обеспечивать на них надлежащий порядок.
2. С точки зрения структуры предлоги делятся на:
1) простые, состоящие из одной части (как непроизводные, так и производные): в, над, между, путём, среди и т. д.;
2) двойные: из-за, из-под и т. д.;
3) составные, состоящие из двух или нескольких частей: в отношении, в связи с, несмотря на, в отличие от и т. д.
ВАЖНО! Производный предлог может состоять из нескольких частей, но всегда представляет собой одно слово, поскольку участвует всей совокупностью этих частей в логическом и грамматическом оформлении высказывания.
Дополнительные сведения, или Как отличить в предложении производный предлог от омонимичной самостоятельной части речи. Чтобы выявить в предложении производный предлог и отличить его от омонимичных знаменательных частей речи, нужно иметь в виду следующее.
Вот как всё вышеизложенное выглядит на практике. Сравните предложения:
1) Вследствие непогоды (ввиду, из-за непогоды) я не пошёл гулять.
2) В следствии (в расследовании) по делу наметились сдвиги.
В первом предложении употреблён производный предлог вследствие с существительным в родительном падеже непогоды. Это предложно-падежное сочетание входит зависимым компонентом в словосочетание с глаголом: не пошёл (вследствие чего?) вследствие непогоды. Предлог вследствие можно заменить производным предлогом ввиду или непроизводным из-за.
Мы убедимся в дальнейшем, что выявление в предложении составных производных предлогов напрямую связано с их правописанием.
Задание. Прочитайте парные предложения и решите, какие части речи выделенные слова. Для проверки составляйте словосочетания с вопросами от главных слов к зависимым, а также производите замену производных предлогов непроизводными.
Задание. Прочитайте предложения. Некоторые из них отдают канцеляритом. Подумайте, как можно избавить фразу от излишнего нагромождения слов. Запишите переделанные предложения.
II. Иногда при выборе предлога следует учитывать присущие ему оттенки значения, чтобы не допустить стилистической и грамматической ошибки.
1. Как правило, предлог по употребляется с существительными в дательном падеже, например: ходить (где?, по чему?) по улице, тужить (по кому?) по матери. Однако в значении «после чего-либо» предлог по употребляется с предложным падежом, например: расположиться по прибытии на место (после прибытия на место), по истечении срока отчитаться о проделанной работе (после истечения срока). По приезде (после приезда) в деревню я отправился к родственникам.
2. После предлога по местоимения сколько, несколько, столько и наречия много, мало употребляются в дательном падеже, например: По скольку яблок получил каждый ребёнок? Каждый ребёнок получил по нескольку (по стольку, по многу, по малу) яблок.
Наречие поскольку можно заменить наречным сочетанием так как, оно часто выступает в паре с наречием постольку, синонимичным наречию поэтому: Поскольку (так как) я ничего не знала, постольку (поэтому) и не готовилась к экзамену.
3. Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дательным падежом (а не с родительным!), например: поступать (благодаря чему?) благодаря твоему совету, действовать (согласно чему?) согласно указаниям друга, прийти (вопреки чему?) вопреки моему желанию. Я поступаю согласно вашим указаниям.
Задание. Предлог благодаря употребляется, когда речь идёт о причинах, вызвавших положительный результат. Найдите ошибку в употреблении предлога в предложении Благодаря крушению поезда люди пострадали. Как можно исправить предложение?
4. Наречные предлоги навстречу, подобно, наперекор употребляются с дательным (а не с родительным!) падежом, например: идти (навстречу кому?) навстречу другу, грохотать (подобно чему?) подобно грому, делать (наперекор чему?) наперекор обстоятельствам. Сын поступал наперекор желанию отца.
Не путайте производный наречный предлог навстречу и непроизводный на с существительным винительного падежа встречу. Предлог навстречу требует дательного падежа зависимого от глагола существительного: Я шёл (навстречу кому?) навстречу брату.
Существительное с предлогом на встречу входит зависимым словом в словосочетание с глаголом. От этого существительного в свою очередь может зависеть другое существительное с предлогом, уточняющее, с кем (или с чем) состоится встреча, например: Я шёл (куда?, на что?) на встречу (с кем?) с братом.
Задание. От какой части речи зависит в предложении наречие места навстречу? Я увидел брата и побежал навстречу.
5. Обороты с предлогами кроме, помимо, наряду с, имеющие значение «вместе с», должны обязательно управляться глаголом, имеющим при себе ещё одно существительное, иначе разрушается грамматическая связь в предложении, например:
можно сказать | нельзя сказать |
Кроме рисования я ещё пою. | |
Помимо хоккея я увлекаюсь плаванием. (то есть увлекаюсь хоккеем и плаванием) | Помимо спорта я хожу в кино. |
Задание. Перепишите предложения, раскрывая скобки. Найдите словосочетания главного слова и зависимого вместе с предлогом и пометьте главное слово условным значком.
Конспект урока по русскому языку «Употребление предлогов в речи»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ «УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ В РЕЧИ»
I. Информационная карта урока.
ФИО учителя : Шутяк Т.Н.
Должность : учитель русского языка
Предмет : русский язык
Тема урока : Употребление предлогов в речи.
Базовый учебник : Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М.Александрова и др.; М.: Просвещение, 2014.
Тип урока : усвоение новых знаний.
Цель урока : создать условия для отработки навыков употребления синонимичных предлогов в-на, из-с, построения конструкций с многозначным предлогом по, словосочетаний с предлогами благодаря, согласно, вопреки; содействовать развитию грамматически правильной речи; способствовать воспитанию культуры речи, развитию интереса к русскому языку.
Понимать границы собственного знания и «незнания»;
Осознавать необходимость самосовершенствования;
Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в изучении темы;
Проявлять положительное отношение к учебной деятельности и познавательный интерес к учебному материалу.
Познавательные – формулировать ответы на вопросы по изучаемой теме, строить речевые высказывания, структурировать знания, совершенствоватьт мыслительные операции.
Регулятивные – формулировать тему урока и цель своей деятельности в рамках урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, адекватно оценивать свою деятельность и деятельность сверстников на уроке.
Коммуникативные – взаимодействовать в групповой работе, слушать друг друга, выстраивать собственные высказывания.
Знать о многозначных и однозначных предлогах;
Понимать стилистические различия в употреблении предлогов из-за, по причине, вследствие ;
Уметь редактировать словосочетания и предложения с предлогами.
II . Технологическая карта урока.
Постановка вопросов, направленных на формирование рефлексорно-оценочных умений по изучаемой теме.
Отвечают на вопросы, осуществляют самоанализ приобретенных знаний, умений и навыков по изучаемой теме.
Строить речевые высказывания;
Осуществлять рефлексорно- оценочные умения
Мотивационная и целевая установка на урок.
Методы – проблемно-практический, беседа.
Постановка учебной задачи, направленной на объективацию противоречий между знанием и незнанием в рамках изучаемой темы. (см. сценарий урока)
Постановка вопросов, направленных на формирование регулятивных действий. (см. сценарий урока)
Выполняют задание, испытывают затруднения, осознают, что знаний для выполнения заданий недостаточно.
Исходя из темы упражнения, определяют учебные задачи урока и цель урока.
Строить речевые высказывания при комментировании трудностей, возникших по ходу выполнения задания;
Формулировать, осознавать и принимать учебные задачи урока.
Формирование новых знаний
Методы – практический, иллюстративно-объяснительный
Формулирует задания для групповой работы для первого этапа освоения темы.
Корректирует при необходимости выступления представителей от каждой группы.
Выполняют упражнения в группах сменного состава, проверяют себя по справочным материалам, составляют опорную схему по обсуждаемому вопросу. Выбирают выступающего от своей группы.
Осуществлять поиск средств для их достижения;
Анализировать объект с целью выявления его признаков для составления схемы;
Строить речевые высказывания.
Закрепление изученного материала
Выявляется уровень затруднения по каждому из вопросов учебной темы и определяются дальнейшие упражнения, ориентируясь на затруднения учеников.
Выполняют предложенное учителем упражнение.
Принимать и сохранять учебные задачи, осуществлять поиск средств для их достижения.
Контроль изученного материала
Формулирует задание. (см. сценарий урока)
Предлагает осуществить самопроверку и самооценку.
Подводит итоги выполнения упражнения.
Записывают текст, исправляют ошибки, оценивают правильность выполнения задания.
Отвечают на вопросы.
Осуществлять самоконтроль и самооценивание;
Делать выводы и умозаключения;
Строить речевые высказывания.
Рефлексия учебной деятельности
Постановка вопросов, направленная на формирование рефлексорно-оценочных умений по изучаемой теме.
Задает домашнее задание
Отвечают на вопросы, осуществляют самоанализ приобретенных знаний, умений и навыков по изучаемой теме, делают выводы.
Строить речевые высказывания;
Осуществлять рефлексорно- оценочные умения
1 этап. Актуализация знаний.
Что такое предлог? Почему он считается служебной частью речи?
Для чего он служит?
Что мы уже знаем о предлогах?
(Предлог — служебная, часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении.)
Для чего служит предлог? (Для выражения различных отношений.)
На какие две группы по происхождению делятся предлоги?
( Производные и непроизводные.)
Почему непроизводные предлоги так называются?
( Непроизводные предлоги – это предлоги, которые всегда относились к этой части речи)
Какие предлоги называются производными? (Предлоги, образованные от самостоятельных частей речи: существительных, наречий, деепричастий)
2 этап. Мотивационная и целевая установка на урок.
Указать предложение с грамматической ошибкой.
Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
«Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы XX века, стал одним из самых любимых детьми произведений.
М. Горький в одной из своих статей отмечает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём.
Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.
Путь выполнения работы:
Выполните самопроверку упражнения по корточкам для самопроверки.
Попробуйте сформулировать закономерности употребления предлога в речи на основании проделанной работы. Проверьте свои догадки по справочным материалам.
3 этап. Формирование новых знаний (работа в группах)
Каждая группа получает карточку с заданием.
-Какое значение имеют эти предлоги?
-Подумайте, от чего зависит употребление синонимичных предлогов в похожих конструкциях.
-Проверьте свои версии по справочным материалам, скорректируйте их и запишите правило.
Ходить по (мостик), бежать по (дорога), гулять по (парк).
Задать вопрос по окончан… урока, ушел по истечени.. назначенного времени, позвонил по приезд.. в город, сообщил по прибыти… из командировки.
Скучаю по (мама), тужить по (сын), плачет по (вы), горюет по (мы).
-Какие отношения выражает предлог?
-Проанализируйте значение предлога по.
-Проверьте свои версии по справочным материалам, скорректируйте их и запишите правило.
Вставьте нужный предлог ( из-за \ вследствие \ по причине) в словосочетания.
Отложили поход ….. непогоды, изменили сроки похода …. сложных погодных условий, учебные занятия были приостановлены … карантина, занятия отменены … низкой температуры воздуха, урок отменен … мороза, не выполнил работу…. невнимательности, отсутствовал на занятиях …заболевания, не был на уроке…болезни.
-Объясните, от чего зависит ваш выбор?
-В текстах какого стиля используются эти предлоги?
-Проверьте свои версии по справочным материалам, скорректируйте их и запишите правило.
Найдите ошибки в употреблении предлогов и падежей. Исправьте их и запишите верный материал.
Оплатить за билет. Уверенность в победу. Делиться о своих достижениях. Отзыв на стихотворение. Указать о недостатках. Таблетки для головной боли.
-Проверьте свои версии по справочным материалам, скорректируйте их и запишите правило.
Запишите недостающие окончания у существительных.
Успели на поезд вопреки опоздан…самолета; авария предотвращена благодаря бдительност…водителя; благодаря хорош….уход…. ребёнок скоро выздоровел; вопреки решении… суда; согласно план….строительства; вопреки просьб….учителя.
-Определите, в каком падеже нужно поставить существительные.
-Проверьте свои версии по справочным материалам, скорректируйте их и запишите правило.
После того, как задания будут выполнены в группах, от каждой группы выходит представитель, рассказывает о выполненном задании, проговаривает сформулированное в группе правило, остальные учащиеся записывают его в тетрадь для теоретического материала. При необходимости учитель корректирует информацию. Таким образом вся необходимая теория будет записана всеми учащимися.
4 этап. Закрепление изученного материала.
При помощи фронтальной беседы с классом учителем выявляется уровень затруднения по каждому из вопросов учебной темы и определяются дальнейшие упражнения, ориентируясь на затруднения учеников. Дальнейшая работа идет по учебнику.
5 этап. Контроль изученного по теме.
Тренировочное упражнение «Составление деловой бумаги».
Вставь подходящие предлоги и окончания существительных.
Упражнение выполняется каждым учеником индивидуально, затем происходит самопроверка по образцу и самооценивание. Можно провести взаимопроверку (на усмотрение учителя)
Постановка вопросов, направленная на формирование рефлексорно-оценочных умений по изучаемой теме.
Что нового о предлоге узнали сегодня на уроке?
Оцените значимость темы урока для формирования общей речевой культуры человека.
Вспомните, какую цель мы ставили на уроке.
Удалось ли достичь поставленной цели? Каким путём это произошло?
Понравилось ли работать в группах? Были ли трудности в групповом взаимодействии?
Выскажите мнение, что было самым трудным и самым интересным на уроке.
Домашнее задание: проработать записи в тетрадях. Выполнить упражнение по учебнику ( на выбор учителя)