какие признаки указывают на достижение спортивной формы
Понятие спортивной формы. Фазы её развития.
Спортивной формой называют состояние оптимальной (наилучшей) готовностью спортсмена к достижениям, которое приобретает при определённых условиях в каждом макроцикле тренировки. Спортивная форма выражает гармоническое единство всех сторон (компонентов) оптимальной готовности спортсмена к достижению: физической, психической, спортивно-технической и тактической. Причём спортивную форму характеризуют не просто наличие этих компонентов, а именно гармоническое соотношение их, обеспечивающее определённый уровень спортивных достижений в данном большом цикле тренировки. Для оцени спортивной формы пользуются рядом физиологических, врачебно-контрольных, психологических и комплексных критериев. Основным её целостным показателем являются спортивные результаты, поскольку только в них как в фокусе находят своё интегральное выражение все стороны готовности спортсмена к достижению. Однако судить о спортивной форме по спортивным результатам можно с достаточным основанием лишь тогда, когда они демонстрируются с определённой частотой, в сопоставимых условиях и оценивается в объективных мерах (показателях). Так как не всегда удаётся соблюсти эти требования, при оценке спортивной формы в дополнение к спортивным результатам привлекают ряд часты критериев6 показатели контрольных упражнений, предназначенных для оценки отдельных двигательных качеств и навыков спортсмена, данные врачебно-биологических тестов и т.д. Вся совокупность накопленных к настоящему времени исследовательских и практических сведений о спортивной форме свидетельствует, что процесс её развития имеет фазовый характер – протекает в порядке последовательной смены трёх фаз: приобретения, сохранения (относительной стабилизации) и временной утраты.
Первая фаза – это формирование или улучшение предпосылок спортивной формы, а также начальное становление её как целостной системы компонентов. В это время накапливается, прежде всего, тот строительный материал, их которого будет возведено здание спортивной формы, закладывается или укрепляется её фундамент. Речь идёт, в первую очередь, о существенном повышении уровня функциональных возможностей организма спортсмена, всестороннем развитии его физических и психических качеств, приобретении и перестройке двигательных навыков и умений. На этой основе формируется в первоначальном виде и сама спортивная форма. Естественно, что конкретные параметры её зависят прежде всего от качества заложенной основы.
Вторая фаза – характеризуется относительной стабилизацией спортивной формы как целостной системы компонентов, обеспечивающих оптимальную готовность спортсмена к демонстрации достижений в пределах текущего большого цикла тренировки. Коренная перестройка этих компонентов в данной фазе нецелесообразна, поскольку это означало бы утрату спортивной формы. Вместе с тем в период её сохранения происходит, в некоторой степени, дальнейшее совершенствование всего того, от чего непосредственно зависят спортивные результаты. Поэтому в определённой мере возрастают в пределах, допускаемых закономерностями сохранения спортивной формы.
Третья фаза – отличается тем, что под влиянием регулирования тренировочного процесс специфическая тренированность временно относительно снижается, происходит некоторое угасание и частичное разрушение функциональных связей, которые стабилизировали ранее приобретённую форму. Однако это не значит, что нарушаются жизненные функции организма. В случае рациональной организации общего режима жизни и режима тренировки временная утрата спортивной формы нормально происходит не в ущерб нормальной жизнедеятельности – в этой фазе развёртываются общевосстановительные процессы.
Ответы на тесты по теме Физическая культура
Какие задачи можно решить с помощью вводной гимнастики?
Сократить период врабатывания, легче включиться в рабочий ритм, увеличить эффективность труда в начале рабочего дня
Какие задачи решаются в процессе ППФП в вузе?
Подготовки студентов к эффективной трудовой деятельности
Что необходимо учитывать при выборе средств и методов ПФК
Условия труда, а также динамику и характер наступающего утомления
—> Какие факторы, определяют содержание ППФК?
Условия, характер и особенности трудовой деятельности
Что отражает сущность понятия «спорт»
Система соревнований и подготовка к ним
Что понимается под спортивной культурой человека
Способность реализовать двигательный потенциал в соревнованиях
Стилю жизни, соответствующему идеологии Олимпийской Хартии
Какой спорт, в первую очередь, расширяет возможности человека в комплексном развитии физических качеств, гармонизации телесного развития и укрепления здоровья
Какой спорт преимущественно реализует зрелищно-коммерческие функции?
Какой спорт в литературе называют олимпийским
Спорт высших достижений
Какой спорт предусматривает соревновательную деятельность человека в диапазоне абсолютных физиологических и психологических пределов человека
Спорт высших достижений
Какой эффект является базовым социально-психологическим феноменом в спорте
Какова цель спортивной тренировки
Достижение устойчивых морфо-функциональных перестроек в организме под влиянием нагрузки
—>
Что отражает сущность понятия «спортивное соревнование»
Фома соперничества людей
Какие задачи решаются при участии в соревнованиях
Объективная оценка спортивного мастерства
Что отражает сущность понятия «рекорд»
Максимальный результат, зафиксированный в соревнованиях
В каких соревнованиях следует принимать участие с целью идентификации квалификационного уровня спортсмена
По результатам каких соревнований осуществляется отбор спортсменов в команду
Контрольных и отборочных соревнований
При совершенствовании каких факторов можно улучшить специальную подготовленность спортсмена
Комплексно повысить уровень физической, технической, тактической и психической подготовленности
Какие признаки указывают на достижение спортивной формы
Оптимальный уровень подготовленности, обеспечивающий достижение максимального результата
Основные понятия: тренированность, подготовленность, спортивная форма.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Основные понятия: тренированность, подготовленность, спортивная форма
В основе соревновательной деятельности лежит состязание в определенном виде спорта, регламентированном правилами выполнения двигательных действий, нормами поведения соревнующихся и способами оценки достигнутых результатов.
Многообразная соревновательная деятельность, характерная для современного спорта, делится на несколько групп, в каждую из которых входят родственные виды спорта, основанные на использовании различных физических упражнений и характерных особенностях ведения спортивной борьбы. В принцип деления видов спорта на группы положены различные признаки: структура двигательных действий, способность и качества, являющиеся основой достижений в данном виде. Так, Л.П.Матвеев подразделяет виды спорта на группы по особенностям предмета состязания и характеру двигательной активности.
К первой группе относятся виды спорта с предельно активно двигательной деятельностью соревнующихся, результаты которой зависят от собственных двигательных возможностей спортсменов и выявляются в процессе соревнования (гимнастики, плавание, легкая атлетика и тяжелая атлетика, спортивные игры и др.).
Вторая группа включает виды, основы которых составляют действия по управлению различными средствами передвижения (мотоциклом, яхтой, автомобилем и т.д.).
В четвертую группу включаются виды спорта, где сопоставляются результаты модельно конструкторской деятельности спортсмена (автомодели, авиамодели и т.п.). Пятая группа – виды спорта, основное содержание состязаний, в которых определяется характером абстрактно-логического обыгрывания соперника (шахматы, шашки).
Спортивная деятельность человека охватывает две взаимосвязанные стороны: преобразовательную, в процессе которой человек совершенствует и преобразует свою природу, расширяет границы своих возможностей; познавательную, в которой спортсмен получает сумму знаний, умений, навыков, необходимых для достижения высоких спортивных показателей.
Спортивное достижение. В каждом конкретном случае его уровень определяется одаренностью спортсмена, эффективностью системы подготовки.
Высшее достижение является показателем, отражающим максимальные возможности человека в данном виде спорта на конкретном этапе его развития.
Школа спорта – это сложившаяся организационно-методическая система обучения, воспитания и подготовки спортсмена, сформированная под влиянием социально-экономических условий, достижений спортивной науки и практики.
Тренированность – это преимущественно процессы биологического характера, связанные с адаптационными перестройками в организме спортсмена.
Тренированность спортсмена обычно подразделяют на общую и специальную.
Общая тренированность – это воздействие неспецифических упражнений, управляющих здоровьем, повышающих физические качества и функциональные возможности органов и систем организма применительно к различным видам мышечной деятельности.
Специальная тренированность – это совершенствование конкретного вида мышечной деятельности, избранного в качестве предмета спортивной специализации.
Подготовленность – это понятие, отражающее весь комплекс способностей организма спортсмена к проявлении. Максимальных возможностей в соревновательной деятельности.
Спортивная форма – состояние наивысшей готовности спортсмена к достижениям, характерное для данного этапа спортивного совершенствования.
К специально-подготовительным относятся упражнения, которые включают элементы приемов или близки им по форме и характеру проявляемых физических качеств.
Основная задача специально-подготовительных упражнений заключается в обеспечении избирательного воздействия на различные системы организма занимающихся.
В зависимости от преимущественной направленности они подразделяются на: подводящие, развивающие и сопряженные.
— Подводящие упражнения направлены преимущественно на совершенствование координации при освоении различных движений.
упражнения в самостраховке при падениях, страховка и оказание помощи партнеру при проведении технических действий, акробатические упражнения, упражнения с партнером, манекеном, имитационные.
— Развивающие упражнения направлены преимущественно на развитие и совершенствование физических качеств, специфических для дзюдо.
Эти упражнения подразделяются на: собственно силовые; скоростно-силовые; упражнения, направленные на преимущественное развитие силовой и скоростно-силовой выносливости; гибкости; аэробные (продолжительностью более 5-8 минут, выполняемые на ЧСС 130–150 уд/мин); аэробно-анаэробные (продолжительностью 2-5 минут, выполняемые на ЧСС 150-180 уд/мин); анаэробные лактатные (продолжительностью 30–120 с на предельной ЧСС свыше 180 уд/мин) и анаэробные алактатные (продолжительностью до 30 с с максимальной интенсивностью).
— Сопряженные упражнения направлены на решение одновременно двух задач: а) совершенствование технико-тактического мастерства; б) повышение функциональных возможностей организма.
В качестве сопряженных упражнений обычно используются различные технико-тактические действия или схватки (тренировочные или учебно-тренировочные), повторяемые многократно в специально выбранном режиме, обеспечивающем развитие необходимого качества или механизма энергообеспечения.
В зависимости от характера воздействия сопряженные специально-подготовительные упражнения делятся на: упражнения, повышающие мощность выполнения отдельных ТТД; комплексы упражнений, игры разной продолжительности и интенсивности, схватки, совершенствующие различные механизмы энергообеспечения.
В качестве общеподготовительных упражнений могут использоваться самые разнообразные упражнения как приближенные по особенностям своего воздействия к специально-подготовительным, так и существенно отличные от них.
Влияние общеподготовительных упражнений на повышение результатов является опосредованным. Специализированные средства (соревновательные и специально-подготовительные упражнения) с одной стороны оказывают более непосредственное влияние на повышение результатов. С другой стороны, можно утверждать, что недостаточный прирост результатов или даже прекращение их роста на этапе высших достижений, а также повышенный травматизм спортсмена обусловлены недостаточным объемом общеподготовительных упражнений в тренировке спортсмена, особенно на её ранних этапах.
При выборе общеподготовительных упражнений обычно соблюдают следующие требования :
1)на ранних этапах многолетней подготовки общая физическая подготовка должна включать средства, позволяющие эффективно решать задачи всестороннего физического развития;
2) на этапах углубленной специализации и спортивного совершенствования она должна являться фундаментом для совершенствования соревновательных навыков и физических способностей, определяющих спортивный результат:
• при воспитании собственно силовых способностей – упражнения со штангой, упражнения с различными отягощениями и сопротивлениями, упражнения на тренажёрах и т. п.;
В процессе тренировки общеподготовительные упражнения выполняют в основном две функции :
1) они используются как развивающие упражнения, направленные на развитие физических качеств, для повышения общего уровня работоспособности или поддержания его;
2) они используются как фактор активного отдыха, содействия восстановительным процессам после значительных специфических нагрузок, противодействия монотонности тренировки;
Структура тренировочного процесса
Процесс подготовки спортсменов высокой квалификации можно условно разделить на три взаимосвязанные составляющие: Построение процесса, его реализация и контроль за ходом подготовки.
В процессе построения спортивной подготовки целосность тренировочного процесса обеспечиваются на основе определенной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов (подсистем, сторон, отдельных звеньев), их закономерное отношение друг с другом и общую последовательность.
Структура тренировки характеризуется:
Порядком взаимосвязи элементов содержания тренировки ( средств, методов общей и специальной физической, технической, тактической подготовки)
Необходимым соотношением параметров тренировочной нагрузки (ее колличественных и качественных характеристик обьема и интенсивности)
Определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса (отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, циклов), представляющих фазы или стадии данного процесса, во время которых тренировочный процесс претерпевает закономерные изменения.
Многолетний процесс тренировки и соревнований спортсмена строится на основе методических положений:
Единая педагогическая система- преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп. Критерием эффектовности многолетней подготовки является наивысший спортивный результат, достигнутый в оптимальных возрасных границах для данного вида спорта.
2)Целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе подготовки для всех возрастных групп.
3)Оптимальное соотношение (соразтеренность) различных сторон подготовленности спортсменов в процессе многолетней тренировке.
4) Неуклонный рост объема средств общей и специальной подготовки, с годами увеличиваемся удельный вес объема средств специальной подготовки по отношению к общему объему тренировочной нагрузки и соответственно уменьшается удельный вес объема общей подготовки.
5) Поступательное увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок. Каждый период очередного годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок по сравнению с соответствующими периодами предыдущего годичного цикла.
6) Строгое соблюдение постепенности в процессе использования тренировочных и соревновательных нагрузок.
7) Одновременное воспитание физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие отдельных качеств в возрастные периоды.
Процесс многолетней подготовки спортсменов условно делится на 4 этапа:
Предварительной подготовки, начальной спортивной специализации, углубленной специализации в избранном виде спорта, спортивного совершенствования.
Этап предварительной подготовки охватывает младший школьный возраст и переходит в следующий этап начальной спортивной специализации. На 1 этапе решаются задачи:
Формирование основного фонда ДУ и ДН из отдельных видов спорта, закрепление и совершенствование.
Содействие гармоничному формированию растущего организма, всестороннему развитию физических качеств (скоростных, скоростно-силовых, общей выносливости).
Этап начальной спортивной специализации задачи:
Обеспечение всесторонней физической подготовленности занимающихся, дальнейшее овладение ими рациональной спортивной техникой, создание благоприятных предпосылок для достижения наивысших результатов в возрасте, оптимальном для каждого вида спорта.
Развитие тех физических качеств и формированию двигательных навыков, которые имеют важное значение для успешной специализации в избранном виде спорта.
Разносторонняя подготовка при относительно небольшом объеме специальных упражнений. Увеличение объема при незначительном приросте общей интенсивности тренировки, хотя интенсивность упражнений тоже возрастает, степень ее увеличения нужно нормировать в более узких пределах, чем прирост общего объема. Соблюдение меры напряженности нагрузок требуется во время интенсивного роста и созревания организма. Большие циклы тренировки характеризуются расширенным подготовительным периодом. Соревновательный период представлен как бы в «свернутом виде».
Этап углубленной специализации в избранном виде спорта
Суммарный объем и интенсивность тренировочных нагрузок продолжает возрастать. Существенно увеличивается количество соревнований. Система тренировки и соревнований все более индивидуализируется. Средства тренировки в большей мере по форме и содержанию соответствует соревновательным упражнениям. Основная задача – обеспечить совершенное и вариативное владение спортивной техникой в усложненных условиях, ее индивидуализацию, развивать те физические и волевые качества, которые способствуют совершенствованию технического и тактического мастерства.
Этап спортивного совершенствования (благоприятный возраст для достижения высоких спортивных результатов).
Главная задача подготовка к соревнованиям и успешное участие в них. Тренировка приобретает еще более специализированную направленность. Спортсмен использует весь комплекс эффективных средств, методов и организационных форм тренировки. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок достигают высокого уровня. Все чаще используются тренировочные занятия с большими нагрузками, количество занятий в недельных микроциклах достигает 10-15 и более. Тренировочный процесс все более индивидуализируется и строится с учетом особенностей соревновательной деятельности спортсмена.
Закономерности становления спортивной формы
Специфика вида спортаопределяется сезонностью соревнований, сложностью освоения тренировочных программ и продолжительностью в развитии специальных качеств, климатическими условиями.
Календарь соревнований безусловно влияет на построение годичного цикла – структуру, продолжительность периодов. Официальные соревнования указывают, в какое время спортсмен должен находиться в состоянии наилучшей готовности. С учетом этих сроков и планируется эта работа.
Уровень подготовленности спортсмена и индивидуальныеособенности становления спортивной формы влияют на периодизацию тренировки. так как предварительная физическая подготовленность спортсмена, состояние здоровья, и индивидуальные особенности адаптации к нагрузкам определяют сроки подготовки к соревнованиям.
Периодизацияспортивной тренировки объясняется объективными закономерностями становления спортивной формы.
Спортивной формой называют состояние оптимальной готовности спортсмена к высоким спортивным достижениям, т.е. это гармоническое единство всех сторон оптимальной готовности (физической, психологической, технической, тактической теоретической, интегральной).
Оно при создании определенных условиях должно возникать в каждом макроцикле.
Процесс развития спортивной формы имеет фазовый характер:
—приобретения спортивной формы (становления).
— сохранения спортивной формы (стабилизации и совершенствования).
— временной утраты спортивной формы.
Именно физиологические закономерности становления спортивной формыи определяют периодизацию тренировочного процесса т.е. структуры большого цикла тренировки.
1) повышение общего уровня функциональных возможностей организма;
2) всестороннее развитие физических качеств;
3) формирование фонда необходимых двигательных навыков и умений.
На этой основе формируется сама спортивная форма, и уровень зависит от качества этой основы.
При формировании спортивной формы изменения протекают в 2-х направлениях:
1) повышение (улучшение) производительности систем организма (ЧСС, д.с. опорно-двигательного аппарата);
2) координирование всех органов и систем под руководством ЦНС. В итоге:
1. Повышается врабатываемость, легче переключиться с работы на работу.
2. Появляется экономичность, в результате можно тренироваться 2-3 раза в день.
3. Улучшаются все виды подготовки.
4. Ускоряются восстановительные процессы.
Критерии спортивной формы:
1. Спортивный результат – главный критерий.
2. Стабильность результатов соревновательной деятельности.
3. Высокий уровень психологической устойчивости.
4. Результаты тестирования всех видов подготовки (технической, тактической, психологической, теоретической, физической. интегральной);
5. Результаты врачебного контроля.
6. Сроки восстановления работоспособности спортсмена.
При формировании спортивной формы адаптация организма спортсмена происходит в 2-х направлениях:
1) повышение (улучшение) уровня производительности (функционирования) систем организма (ССС, Д.С. опорно-двигательного аппарата и др.);
2) улучшается координирование всех органов и систем под руководством ЦНС.
— повышается врабатываемость, легче переключиться с одной работы на другую работу.
— появляется экономичность работы всего организма, в результате можно тренироваться 2-3 раза в день;
— повышается уровень всех видов подготовки.;
— ускоряются восстановительные процессы.
В тренировочном процессе различают 3 уровня структуры:
1. Микроструктуру – структуру отдельных тренировочных занятий и микроциклов (недельныйцикл, тренировочное занятие).
2. Мезоструктуру – структуру этапов тренировки, включающих ряд микроциклов (несколько недель, месяц).
3. Макроструктуру – структуру больших тренировочных циклов (полугодичных, годичных, многолетних).
Фазовость спортивной формы является естественной основой периодизации тренировочного процесса. Соответственно в большом (макроцикле) цикле тренировки чередуются 3 периода:
1. Подготовительный – период фундаментальной подготовки
.2. Соревновательный – период основных соревнований.
3. Переходный – снижение уровня спортивной формы.
Закономерности становления спортивной формы.
Специфика вида спортаопределяется сезонностью соревнований, сложностью освоения тренировочных программ и продолжительностью в развитии специальных качеств, климатическими условиями.
Календарь соревнований безусловно влияет на построение годичного цикла – структуру, продолжительность периодов. Официальные соревнования указывают, в какое время спортсмен должен находиться в состоянии наилучшей готовности. С учетом этих сроков и планируется эта работа.
Уровень подготовленности спортсмена и индивидуальныеособенности становления спортивной формы влияют на периодизацию тренировки. так как предварительная физическая подготовленность спортсмена, состояние здоровья, и индивидуальные особенности адаптации к нагрузкам определяют сроки подготовки к соревнованиям.
Периодизацияспортивной тренировки объясняется объективными закономерностями становления спортивной формы.
Спортивной формой называют состояние оптимальной готовности спортсмена к высоким спортивным достижениям, т.е. это гармоническое единство всех сторон оптимальной готовности (физической, психологической, технической, тактической теоретической, интегральной).
Оно при создании определенных условиях должно возникать в каждом макроцикле.
Процесс развития спортивной формы имеет фазовый характер:
—приобретения спортивной формы (становления).
— сохранения спортивной формы (стабилизации и совершенствования).
— временной утраты спортивной формы.
Именно физиологические закономерности становления спортивной формыи определяют периодизацию тренировочного процесса т.е. структуры большого цикла тренировки.
1) повышение общего уровня функциональных возможностей организма;
2) всестороннее развитие физических качеств;
3) формирование фонда необходимых двигательных навыков и умений.
На этой основе формируется сама спортивная форма, и уровень зависит от качества этой основы.
При формировании спортивной формы изменения протекают в 2-х направлениях:
1) повышение (улучшение) производительности систем организма (ЧСС, д.с. опорно-двигательного аппарата);
2) координирование всех органов и систем под руководством ЦНС. В итоге:
1. Повышается врабатываемость, легче переключиться с работы на работу.
2. Появляется экономичность, в результате можно тренироваться 2-3 раза в день.
3. Улучшаются все виды подготовки.
4. Ускоряются восстановительные процессы.
Критерии спортивной формы:
1. Спортивный результат – главный критерий.
2. Стабильность результатов соревновательной деятельности.
3. Высокий уровень психологической устойчивости.
4. Результаты тестирования всех видов подготовки (технической, тактической, психологической, теоретической, физической. интегральной);
5. Результаты врачебного контроля.
6. Сроки восстановления работоспособности спортсмена.
При формировании спортивной формы адаптация организма спортсмена происходит в 2-х направлениях:
1) повышение (улучшение) уровня производительности (функционирования) систем организма (ССС, Д.С. опорно-двигательного аппарата и др.);
2) улучшается координирование всех органов и систем под руководством ЦНС.
— повышается врабатываемость, легче переключиться с одной работы на другую работу.
— появляется экономичность работы всего организма, в результате можно тренироваться 2-3 раза в день;
— повышается уровень всех видов подготовки.;
— ускоряются восстановительные процессы.
В тренировочном процессе различают 3 уровня структуры:
1. Микроструктуру – структуру отдельных тренировочных занятий и микроциклов (недельныйцикл, тренировочное занятие).
2. Мезоструктуру – структуру этапов тренировки, включающих ряд микроциклов (несколько недель, месяц).
3. Макроструктуру – структуру больших тренировочных циклов (полугодичных, годичных, многолетних).
Фазовость спортивной формы является естественной основой периодизации тренировочного процесса. Соответственно в большом (макроцикле) цикле тренировки чередуются 3 периода:
1. Подготовительный – период фундаментальной подготовки
.2. Соревновательный – период основных соревнований.
3. Переходный – снижение уровня спортивной формы.
Обще подготовительный этап.
Специально подготовительный этап.
2. Соревновательный – характеризуется обеспечением сохранения спортивной формы, что реализуется в спортивных достижениях (1.5-2; 4-5 мес.).
3. Переходный– необходим для предупреждения перетренированности, обеспечения восстановления приспособительных функций организма. (3-4 недели; 6 недель).
Таким образом, периоды тренировочного процесса представляют собой последовательные стадии процесса управления развитием спортивной формы. Общую продолжительность макроцикла часто приурочивают к около годичным срокам. Этого времени вполне достаточно, чтобы выйти на новый уровень развития спортивной формы.
В макроструктуре тренировки выделяют различные макроциклы, продолжительность которых колеблиться от нескольких месяцев до 4 лет. Четырехлетние макроциклы вызваны необходимостью подготовки к Олимпийским играм. В этом случае задачи и содержание каждого из годичных этапов макроцикла связаны с решением промежуточных задач, определенных целью подготовки спортсмена к главным соревнованиям четырехлетия
Исходным целостным звеном, объединяющим элементы тренировки, является структура отдельного тренировочного занятия
Особенности построения тренировочных занятий вытекают из режима нагрузок и отдыха, в суточном и недельном распорядке жизни спортсмена. Здесь необходимо помнить, чтобы каждое отдельное, строго обуславливалось предыдущим и определяло содержание последующего. Содержание каждого занятия определяется его местом в микроцикле и общей системе построения тренировки.
Цикловое планирование тренировки по дням позволяет выполнять большой объём тренировочнойработы и, в то же время иметь достаточный отдых, осуществляемыйне только за счет дней отдыха, но и за счет целесообразного чередования и сочетания различных тренировочных работ.
Наиболее значимые факторы, влияющие на структуру микроцикла, те, что вызывают малые волны в динамике нагрузок:
1. Взаимодействие процессов утомления и восстановления, т.е. порядок чередования нагрузки и отдыха.
Большие и средние нагрузки используются следующим образом 2-3 и более(4,5) занятий выполняют роль «основной нагрузочной фазы» в микроцикле. В других же днях нагрузка снижается. И те и другие располагаются таким образом, чтобы создать условия восстановления и сверх восстановления к моменту решения ответственных задач. Повторяемость такого расположения занятия составляет одну из структурных основ микроциклов).
2. Необходимость чередования занятий по преимущественной направленности – физическая (развитие скоростных, силовых, скоростно – силовых качеств, выносливости), техническая, тактическая подготовки для охвата всех задач, стоящих на этом этапе. Повторяемость серии таких занятий, характеризует содержательную сторону микроцикла.