какие текстовые формы представления свернутой информации вам известны

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЕкатерина Талалаева

Похожие презентации

Презентация на тему: » Текстовые формы свертывания информации Графические формы свертывания информации Библиографическое описание (или список литературы) Схема: Кластер Подчинительная.» — Транскрипт:

2 Текстовые формы свертывания информации Графические формы свертывания информации Библиографическое описание (или список литературы) Схема: Кластер Подчинительная Схема взаимодействия Кольцевая Циклическая АннотацияГрафик Реферат Диаграмма Кольцевая Столбчатая «Холмистая» ОбзорТаблица План, план-конспектПлан (местности) КонспектКарта Тезисы Дайджест Резюме

3 Пушкин А.С. Драматические произведения [Текст] /А.С.Пушкин. – М.: Худож. лит., – 238 с., ил. – (Классики и современники).

4 Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать [Текст] /О.А.Андреев, Л.Н.Хромов. – М.: Просвещение, – 159, [1] с., ил. В книге рассказывается о том, как научиться быстро читать, глубже и полнее понимать прочитанное, разбираются причины медленного чтения и приемы освоения техники быстрого и эффективного чтения. Авторы приводят десять бесед с упражнениями и контрольными заданиями, позволяющими самостоятельно или с помощью педагогов освоить метод быстрого чтения.

5 Реферат – краткое изложение содержание первичного документа с точки зрения его содержания, назначения, формы и других особенностей Библиогра- фический реферат Учебный реферат

6 Вид свёртывания информации, который содержит сжатое изложение основного содержания ряда документов, объединенных одним или несколькими общими признаками (темой, автором, т.д.)

7 План, план-конспект – систематизированный перечень разделов, подразделов, …, который характеризует структуру текста. Конспект – краткий связный пересказ содержания изучаемого текста. Тезисы – основные положения доклада или сообщения. Дайджест – сокращенное изложение авторского текста (цитаты, отобранные и сгруппированные так, чтобы дать представление о содержании). Резюме – заключительная часть текста, в которой кратко излагается суть работы и выводы.

9 Морская черепаха: кто такая? Происхождение, среда обитания Как питается Как размножается Морская черепаха в Красной Книге

10 Баня и здоровье Парная (русская) баня Влияние на здоровье взрослых Влияние на здоровье детей Сухая (финская) баня Влияние на здоровье

11 Кольцевая схема: для представления непрерывного цикла этапов, задач или событий

12 Факт Кто? Что? Проблемы Решение Последствия

13 Прирост информа ции Создание локальных и сетевых ЭР; пополнение фондов новыми носителями информации; освоение Интернета; развитие ЭБ Необходимость эффективных форм переработки информационного потока Кооперация и интеграция между библиотеками Расширение возможностей библиотек и круга их пользователей

15 Диаграммы бывают многих видов: кольцевые, столбчатые, холмистые. Используются в том случае, когда надо сравнить абсолютные показатели.

18 Графики показывают относитель- ные изменения одного или нескольких показателей

19 ГодыСобытия в жизни А.С.Пушкина События в творчестве

Источник

Учитель информатики

Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Какие графические формы представления свёрнутой информации вам известны?

10. Какие графические формы представления свёрнутой информации вам известны? Используйте одну из них для представления содержания этого параграфа.

Ответ

Графические формы свертывания информацииОписание формы
СхемаКластерПоказывает различные равнозначные направления и связи, и, в то же время, может развивать каждую ветвь по принципу подчинения.
Схема подчиненияПоказывает иерархическую структуру чего-либо (штата школы, структуру библиотеки, научной дисциплины по принципу «от общего к частному»…).
Схема взаимодействияВыстраивает партнерские взаимосвязи звеньев.
Кольцевая схемаСтроится стрелками по кольцу от блока к блоку и отражает замкнутый цикл чего-либо.
Циклическая схемаВ отличие от кольцевой, представляет явления и процессы, повторяющиеся с некоторой регулярностью, но не являющиеся замкнутыми.
ДиаграммаДиаграммы используются в тех случаях, когда нужно сравнить абсолютные показатели на данный момент или в данных условиях.
ГрафикГрафики в отличие от схем показывают относительные изменения одного или нескольких показателей в зависимости от каких-то условий, а не устойчивые связи. В обзорно-аналитических документах графики используются, чтобы: · проиллюстрировать характерные особенности структуры, взаимосвязи и динамику явлений; · представить возможность проведения качественного анализа изучаемых процессов и явлений; · выявить общие закономерности и тенденции; · иллюстрировать результаты анализа и обобщения сведений, фактов и данных.
ТаблицаЭто цифровой (или текстовой) материал, сгруппированный в определенном порядке в колонки (графы) и состоящий из ряда горизонтальных строк. Удобна, когда нужно свести ряд данных для сравнения или противопоставления по разным параметрам. Чаще всего речь здесь идет о постоянных показателях. Достоинства: · компактное (сжатое) представление сведений; · наглядность и обзорность; · лучше выявляются взаимосвязи между сведениями и данными.
Карты, планыУметь пользоваться картой — это тоже пользоваться свернутой информацией. В перечень обязательных навыков д.б. включено умение ходить по городу с картой.

а)кольцевая Круг, разделенный на сегменты, представляет соотнесение различных частей целого.

б) столбчатая Такая диаграмма показывает динамику процесса и объединяет данные по нескольким группам и признакам.

в) «холмистая» Удобно сравнивать изменения одних и тех же показателей, например, в разных условиях.

Источник

Приемы и формы свертывания информации. 9-й класс

Класс: 9

Цель урока: выработать у детей навыки свертывания информации и использовать их в устных выступлениях, письменных работах, проектах.

Задачи:

Цитаты к уроку:

При разработке занятия использованы издания:

Ход занятия

Вспоминаем основные этапы, которые мы проходим, имея дело с новой информацией:

Далее говорим о способах и формах обработки уже найденной и отобранной информации.

Главные задачи, которые стоят при этом перед нами:

Многие приемы свертывания информации детям уже известны, хотя, возможно, они и не задумывались над этим. Приведем несколько известных примеров, с которыми все так или иначе встречались. Показываю: аннотацию, рекомендательный список литературы, схему, карту. Все это примеры уже свернутой информации. Так что же такое свертывание информации? – Это преобразование текста с целью уменьшения его физического объема, сохраняя при этом в нем все необходимые смыслы.

Получаем лаконичную конструкцию, но основной смысл при этом сохранен.

В качестве одной из форм лексического свертывания можно рассмотреть использование метафор:

Трудно даже перечислить все затронутые в книге вопросы: читатель как бы попадает на интеллектуальный пир, откуда он не уйдет голодным, хотя некоторые блюда ему, может быть, не придутся по вкусу. (М.В. Арапов)

Смысл этой метафоры: содержание книги многогранно.

Формы свертывания могут быть текстовые и графические:

Текстовые формы свертывания информацииГрафические формы свертывания информации
Библиографическое описание(или список литературы)Схема:
· кластер
· подчинительная
· схема взаимодействия
· кольцевая
· циклическая
АннотацияГрафик
РефератДиаграмма
· кольцевая
· столбчатая
· «холмистая»
ОбзорТаблица
План, план-конспектПлан (местности)
КонспектКарта
Тезисы
Дайджест
Резюме

Эта таблица (2 слайд презентации), собственно, тоже пример удачного представления свернутой информации. Ведь если бы данные этой таблицы были записаны в один сплошной абзац, насколько сложнее было бы эту информацию воспринимать.

Далее рассматриваем каждую форму отдельно. Об этом — следующая таблица. Дети делятся на группы, каждая из которых получает задание рассказать о конкретной форме (3-7 слайды).

Текстовые формыОписание формы
АннотацияЭто краткая характеристика первичного документа с точки зрения его содержания, назначения, формы и других особенностей.
Аннотации бывают справочными или рекомендательными. Справочная аннотация характеризует издание, не оценивая его, раскрывает его основные черты, идеи, называет читательский адрес и возможные варианты использования. В рекомендательной аннотации применяются приемы, привлекающие читателя к его содержанию, вызывающие желание прочитать.
Служит в качестве средства информационного поиска документов.
РефератРеферат — это краткое изложение содержания первичного документа, включающее основные фактические сведения и выводы.
Следует различать библиографический реферат и учебный реферат. Первый создается по одному источнику, и читатель, знакомясь с ним, определяет, нужно ли ему обращаться к первоисточнику. Учебный реферат создается в идеале по нескольким источникам, которые рассматривают одну проблему. Это своего рода — результат самостоятельной работы над темой. Задача ученика не просто законспектировать сведения, но и сделать свой обобщающий вывод. Учебные рефераты должны сопровождаться списком использованной литературы и правильно оформленными ссылками и цитатами.
ОбзорОбзор — это вид свертывания информации, который содержит сжатое изложение основного содержания ряда документов, объединенных одним или несколькими общими признаками (темой, автором, т.д.).
Обзор материалов по теме доклада часто является обязательной частью работы старшеклассников при подготовке какого-либо выступления или во время исследовательской деятельности.
План, план-конспектПлан — это систематизированный перечень разделов, подразделов, пунктов и подпунктов, который характеризует структуру текста. «Информационная модель рассматриваемой темы» (Н.И.Гендина).
План, самостоятельно написанный и потом используемый в устном выступлении — лучшее средство для развития речи и выработки навыков публичных выступлений.
План-конспект в каждом пункте содержит одно или несколько назывных предложений, раскрывающих основные идеи данного пункта.
Обычно написание плана связано с подготовкой к сочинению по литературе.
КонспектЭто краткий, но связный пересказ содержания изучаемого текста. Конспект может содержать элементы плана, выписки, цитаты, тезисы.
Требования к конспекту: основные его элементы обязательно должны в полном объеме фиксировать позиции автора, систему основных утверждений и их аргументацию.
Отличие от тезисов: конспект содержит не только основные положения и выводы, но и ход рассуждений автора, доказательства и примеры.
ТезисыТезисы — это основные положения доклада или сообщения. Тезисы выражают суть читаемого в кратких формулировках, дают возможность раскрыть содержание.
Умение составлять тезисы своего выступления или прочитанной статьи очень полезно для того, чтобы «уложить в голове» сложные материалы.
ДайджестЭто сокращенное изложение авторского текста. Он составляется из цитат, отобранных и сгруппированных таким образом, чтобы дать представление о содержании текста.
РезюмеЗаключительная часть научного текста, в которой кратко излагается суть работы и выводы. Резюме используется и как форма изложения сути материала, опубликованного на иностранном языке, если текст не переведен.

Затем переходим к графической информации.

Графические формы свертывания информацииОписание формы
СхемаКластерПоказывает различные равнозначные направления и связи, и, в то же время, может развивать каждую ветвь по принципу подчинения.
Схема подчиненияПоказывает иерархическую структуру чего-либо (штата школы, структуру библиотеки, научной дисциплины по принципу «от общего к частному». ).
Схема взаимодействияВыстраивает партнерские взаимосвязи звеньев.
Кольцевая схемаСтроится стрелками по кольцу от блока к блоку и отражает замкнутый цикл чего-либо.
Циклическая схемаВ отличие от кольцевой, представляет явления и процессы, повторяющиеся с некоторой регулярностью, но не являющиеся замкнутыми.
ДиаграммаДиаграммы используются в тех случаях, когда нужно сравнить абсолютные показатели на данный момент или в данных условиях.
Виды диаграмм:
а)кольцевая
Круг, разделенный на сегменты, представляет соотнесение различных частей целого.
б) столбчатаяТакая диаграмма показывает динамику процесса и объединяет данные по нескольким группам и признакам.
в) «холмистая»Удобно сравнивать изменения одних и тех же показателей, например, в разных условиях.
ГрафикГрафики в отличие от схем показывают относительные изменения одного или нескольких показателей в зависимости от каких-то условий, а не устойчивые связи. В обзорно-аналитических документах графики используются, чтобы:
· проиллюстрировать характерные особенности структуры, взаимосвязи и динамику явлений;
· представить возможность проведения качественного анализа изучаемых процессов и явлений;
· выявить общие закономерности и тенденции;
· иллюстрировать результаты анализа и обобщения сведений, фактов и данных.
ТаблицаЭто цифровой (или текстовой) материал, сгруппированный в определенном порядке в колонки (графы) и состоящий из ряда горизонтальных строк.
Удобна, когда нужно свести ряд данных для сравнения или противопоставления по разным параметрам. Чаще всего речь здесь идет о постоянных показателях.
Достоинства:
· компактное (сжатое) представление сведений;
· наглядность и обзорность;
· лучше выявляются взаимосвязи между сведениями и данными.
Карты, планыУметь пользоваться картой — это тоже пользоваться свернутой информацией. В перечень обязательных навыков д.б. включено умение ходить по городу с картой.

Схемы, рисунки, таблицы помогают увидеть и понять структуру текста и взаимосвязь его элементов. Это особенно важно, если элементов много. Не надо думать, что схемы это обязательно что-то сухое. Немного воображения – и схемы оживут и принесут вам не только большую пользу, но и немалое удовольствие. В книге «Далекие годы» Константина Паустовский вспоминает старого учителя географии, который, чтобы его ученики лучше запоминали всякие географические вещи, придумывал разные наглядные способы: «Так, он рисовал на классной доске большую букву А. В правом углу вписывал в эту букву второе А, поменьше, в него – третье, а в третье – четвертое. Потом он говорил: «Запомните: это Азия, в Азии – Аравия, в Аравии – город Аден, а в Адене сидит англичанин». Мы запомнили это сразу и на всю жизнь».

Схем существует огромное количество. Мы остановимся лишь на некоторых: кластер (гроздь). Один из примеров такой схемы – кластер «Акцизы» (8-й слайд). Акциз – это налог, установленный на определенный круг товаров, каких именно – видно на экране. Этот налог включают в цену товара, и его уплачивают покупатели. Посмотрите на кластер и без труда догадаетесь, почему акцизы называют еще налогами на «грехи».

Кластер удобен для постановки вопросов, которые нужно выяснить. Например, в большой теме – «Морская черепаха» (9 слайд) можно выделить несколько подтем.

Используя разные схемы, можно легко воспроизводить по ним информацию. То есть кластер о морских черепахах, также как и схема подчинения «Баня и здоровье» (10 слайд) и кольцевая схема (11 слайд), могут служить планом вашего рассказа по этим вопросам.

В качестве самостоятельного задания детям предлагаются небольшие тексты. Нужно свернуть имеющуюся в них информацию по схеме (12 слайд):

«На протяжении последних лет в библиотеках активно создаются и используются локальные и сетевые электронные ресурсы, фонды пополняются новыми носителями информации, идет освоение предложений Интернета, развиваются электронные библиотеки. Экспонентный прирост информации, развитие глобальных сетей делают информационное поле бесконечно огромным. Библиотекарям необходимо найти направления эффективного, инновационного ответа на те предложения, которые выдвигает эпоха информации. Необходимость переработки всё возрастающих информационных потоков ведет к развитию кооперации и интеграции между библиотеками. Эти же процессы естественным образом выводят библиотеки за рамки ведомств или учреждений, к которым они относятся, что расширяет их возможности и круг пользователей библиотек».

Бывает, что в текстах решения проблемы нет:

Выводим результаты самостоятельной работы в презентацию (13-14 слайды).

Далее переходим к рассмотрению диаграмм и графиков (слайды 15-18). Учащиеся получают цифровые данные в таблицах о своем чтении в школьной библиотеке, которые используют в построении диаграмм в программе Excel.

Класс1 триместр2 триместр3 триместрСумма (книги)
374957143
384550133
596574198

Графики позволяют увидеть изменение разных показателей (слайд 18).

Фамилия читателя2008-2009 учеб. год2009-20102010-2011
Иванов232110
Петров81317
Сидоров192522

Результаты этой работы позволяют сравнить показатели чтения в 9-х классах за текущий год (табл. 1), увидеть динамику своего чтения за несколько лет (табл. 2).

Таблица хороша не только в работе с количественными показателями, но и тогда, когда нужно представить общую картину по фактам, событиям, т.д. Например, таблица «Жизнь и творчество А.С. Пушкина» (слайд 19).

План и карта. Это на самом деле географические понятия. Но и карта, и план (местности, комнаты) – это тоже примеры свернутой информации. Умение работать с картой и планом также очень важно. Оказавшись в незнакомом городе, с картой можно передвигаться так, будто в этом городе всё знакомо. Умение ходить с картой по городу — это тоже признак информационной культуры. (Чтобы наглядно показать работу с планом и картой, можно использовать интерактивное наглядное пособие по географии «План и карта». – М., «Дрофа», 2007).

Источник

ГДЗ по информатике 10 класс учебник Босова параграф 1

1. Почему нельзя дать строгое и однозначное определение термину «информация»? В чём состоит принципиальное отличие информации от вещества и энергии?

Строгое и однозначное определение термину «информация» дать невозможно. Несмотря на то, что понятие информации является основополагающим (фундаментальным), т. е. мы не определяем его через другие понятия, каждая наука, которая работает с информацией, дает ей свое определение.

Принципиальное отличие информации от вещества и энергии

1. По отношению к информации не применим закон сохранения (информация может внезапно, «ниоткуда» возникнуть в воображении человека; человек может ее забыть, утратив навсегда и невозвратно).

2. Информация не расходуется при ее использовании.

3. Информация может быть передана от одного человека другому, при этом ее количество у первого человека не уменьшится.

4. Ценность суммы информации может превосходить сумму ценностей ее частей.

2. Какие существуют основные философские концепции, связанные с понятием информации?

Согласно одной из философских концепций (ее называют атрибутивной), информация является свойством (атрибутом) всего сущего: информация возникла вместе со Вселенной и проявляется в изменениях, к которым приводит воздействие одних объектов на другие.

Согласно так называемой функциональной философской концепции, информация связана с функционированием сложных самоорганизующихся систем, к которым относятся живые организмы. Иначе говоря, информация является атрибутом, присущим только живой природе.

С точки зрения антропоцентрической философской концепции информация существует лишь в человеческом сознании и информационная деятельность присуща только человеку.

3. Что такое информационная культура человека? Каковы её основные составляющие?

Информационная культура — готовность человека к жизни и деятельности в современном высокотехнологичном информационном обществе, умение эффективно использовать возможности этого общества и защищаться от его негативных воздействий.

Важнейшими компонентами информационной культуры являются информационное мировоззрение и информационная грамотность.

Информационная грамотность — способность человека идентифицировать потребность в информации, умение ее эффективно искать, оценивать и использовать.

4. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы работы человека с информацией.

Основные этапы работы человека с информацией:

2) этап поиска информации;

3) этап осмысления полученной информации;

Характеристика основных этапов работы человека с информацией.

На стартовом этапе необходимо сформулировать цель работы с информацией (Для чего мне нужна информация?); постараться вспомнить всю информацию по интересующему вопросу, которой вы уже обладаете; осознать и четко сформулировать информационную потребность.

Этап поиска информации включает в себя, прежде всего, поиск источников информации и их проверку на актуальность, достоверность, полезность и т. д.

На этапе осмысления происходит в первую очередь восприятие информации. Следующий шаг — извлечение смысла: воспринятая информация упорядочивается, осуществляется анализ, сравнение и обобщение полученной информации, ее соотнесение с собственным опытом человека. На этой основе формулируются гипотезы, высказываются предположения, делаются обобщения и выводы. В ответ на полученную информацию у человека возникают собственные мысли. Этот шаг можно охарактеризовать как создание собственного смысла.

На этапе рефлексии важно оценить эффективность проделанной работы, понять возможности использования полученной информации при решении других задач, осознать влияние этой информации на свои личные взгляды и поведение.

5. Объясните значение слов «идентификация», «организация», «реорганизация», «интерпретация», «рефлексия». Представьте один из перечисленных процессов с помощью сиквейна — пятистрочника, строящегося по следующей схеме:

1) название темы сиквейна (в данном случае название процесса) одним словом или словосочетанием;

2) описание темы двумя прилагательными или причастиями;

3) описание действий, связанных с темой, тремя словами;

4) фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме, объекту;

5) синоним, выраженный одним словом, повторяющий суть темы; ассоциация с темой.

Направляет, изучает, показывает

6. В какой ситуации вам могут пригодиться вопросы, образующие ромашку Блума? Попробуйте сформулировать хотя бы по одному вопросу из каждой группы.

Пример использования ромашки Блума на уроке русского языка в работе над текстом Ю. Яковлева «Игра в красавицу».

какие текстовые формы представления свернутой информации вам известны

7. Какие слова называют ключевыми? Перечислите ключевые слова этого параграфа.

Ключевое слово — слово в тексте, способное в совокупности с другими ключевыми словами дать высокоуровневое описание содержания текстового документа, выявить его тематику. В вебе используется главным образом для поиска.

Ключевое слово информация

8. Поясните суть смыслового свёртывания информации.

Свертывание информации – это методы представления информации в особой экономичной знаковой форме, которая способствует всестороннему и рациональному ее использованию.

9. Какие текстовые формы представления свёрнутой информации вам известны? Используйте одну из них для представления содержания этого параграфа.

10. Какие графические формы представления свёрнутой информации вам известны? Используйте одну из них для представления содержания этого параграфа.

Графические формы свертывания информации

Показывает различные равнозначные направления и связи, и, в то же время, может развивать каждую ветвь по принципу подчинения.

Показывает иерархическую структуру чего-либо (штата школы, структуру библиотеки, научной дисциплины по принципу «от общего к частному». ).

Выстраивает партнерские взаимосвязи звеньев.

Строится стрелками по кольцу от блока к блоку и отражает замкнутый цикл чего-либо.

В отличие от кольцевой, представляет явления и процессы, повторяющиеся с некоторой регулярностью, но не являющиеся замкнутыми.

Диаграммы используются в тех случаях, когда нужно сравнить абсолютные показатели на данный момент или в данных условиях.

Виды диаграмм:
а)кольцевая

Круг, разделенный на сегменты, представляет соотнесение различных частей целого.

Такая диаграмма показывает динамику процесса и объединяет данные по нескольким группам и признакам.

Удобно сравнивать изменения одних и тех же показателей, например, в разных условиях.

Графики в отличие от схем показывают относительные изменения одного или нескольких показателей в зависимости от каких-то условий, а не устойчивые связи. В обзорно-аналитических документах графики используются, чтобы:
· проиллюстрировать характерные особенности структуры, взаимосвязи и динамику явлений;
· представить возможность проведения качественного анализа изучаемых процессов и явлений;
· выявить общие закономерности и тенденции;
· иллюстрировать результаты анализа и обобщения сведений, фактов и данных.

Это цифровой (или текстовой) материал, сгруппированный в определенном порядке в колонки (графы) и состоящий из ряда горизонтальных строк.
Удобна, когда нужно свести ряд данных для сравнения или противопоставления по разным параметрам. Чаще всего речь здесь идет о постоянных показателях.
Достоинства:
· компактное (сжатое) представление сведений;
· наглядность и обзорность;
· лучше выявляются взаимосвязи между сведениями и данными.

Уметь пользоваться картой — это тоже пользоваться свернутой информацией. В перечень обязательных навыков д.б. включено умение ходить по городу с картой.

11. Используйте интеллект-карту (рис. 1.6) для того, чтобы сделать краткое сообщение об объектах.

12. Используйте денотатный граф (рис. 1.5) для того, чтобы сделать краткое сообщение о системах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *