какие три формы взаимодействия с родителями существуют в школе
Доклад «Формы взаимодействия школы с родителями»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Формы взаимодействия школы с родителями
По мнению специалистов, на сегодняшний день целесообразно рассматривать дифференцированный подход ко всем формам взаимодействия школы с родителями. Педагогам нужно стараться не навязывать всем родителям одинаковые формы взаимодействия, в основном ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы и класса.
Целесообразно сочетать коллективные и индивидуальные формы взаимодействия:
1. Родительское собрание
2. Конференция по обмену опытом
3. Диспут-размышление по проблемам воспитания
4. Встреча родителей с администрацией школы, специалистами, учителями.
6. «Дни открытых дверей»
2. Посещение на дому
5. Телефонный разговор
Рассмотрим кратко каждую группу форм взаимодействия педагогов и родителей.
Коллективные формы взаимодействия педагогов с родителями.
Встреча родителей с администрацией школы, специалистами, учителями класса проводятся ежегодно, на них педагогический коллектив знакомит родителей со своими требованиями, нормативными документами, целями и задачами воспитания, выясняются вопросы родителей и возможности сотрудничества и взаимодействия.
В практике работы школ широкое распространение получили «Дни открытых дверей». Чаще это совместный праздник педагогов и семьи, на котором организуются выставки работ учащихся, родителей, творческие отчеты коллективов, награждаются дети, родители, педагоги за различные достижения. Или проходит непосредственно общение родителей с учителями, воспитателями, психологом, социальным педагогом и в ряде школ организуется несколько раз в году. Все эти формы имеют место в работе нашей школы.
Индивидуальные формы взаимодействия педагогов с родителями.
Дети и их семьи очень разные, у каждой семьи свои проблемы. В этой связи индивидуальные формы взаимодействия педагогов и родителей являются необходимыми и чаще всего наиболее эффективными в установлении контакта с семьей. К ним относят беседу, посещение на дому, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку.
Индивидуальная работа с родителями требует от педагогов больше усилий и изобретательности, но ее эффективность по сравнению с работой в группе значительно выше. Индивидуальные формы взаимодействия являются основными в работе с проблемными семьями и детьми. В современных условиях роль индивидуальных форм существенно возросла, и в реальности они становятся более востребованными со стороны родителей.
Во время беседы важно расположить к себе родителей, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе.
ПУТИ И СПОСОБЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Решить несколько психолого-педагогических задач позволяет использование интерактивных методов. Прежде всего, интерактивные методы ставят родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы воспитателя или психолога «высказать свое мнение», «предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными. Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя иначе.
Совместная работа специалистов школы обучающихся с ОВЗ по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах школьного обучения, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях.
Существуют разные формы взаимодействия школы с родителями: традиционные и нетрадиционные; коллективные, групповые, индивидуальные.
В практическом отношении хотелось бы отметить педагогический опыт в сфере оптимизации взаимоотношений школы и родителей. Современные педагоги к данному вопросу подходят не с формальной стороны, а с точки зрения практической полезности и ценности, они заинтересованы в налаживании контактов с родителями. Чем лучше будет налажен диалог между школой и семьей, тем успешнее будет осуществляться процесс воспитания подрастающего поколения. И успешность воспитания детей зависит от объединения совместных воспитательных усилий школы и родителей.
Хотелось бы поделиться опытом работы и рассказать, как решаются вопросы взаимодействия школы и семьи в нашем классе.
С группой 5а класса я работаю первый год. Для того, чтобы изучить семью и условия семейного воспитания детей, мы с классным руководителем провели в августе родительское собрание. Используя анкетирование, выяснили условия проживания школьников, их семейные трудовые обязанности, как организован досуг каждого ребёнка, каков круг его общения.
В ходе беседы с родителями старались понять стиль жизни семьи, её уклад, чем живёт семья, каковы её социальные установки, система нравственных, духовных ценностей, взаимоотношения друг с другом, семейные традиции.
.После изучения семей был составлен социальный портрет класса. Также, на первом родительском собрании я познакомила родителей с режимом и особенностями внеурочной деятельности учащихся в школе-интернате.
С тех пор, я регулярно информирую родителей об уровне сплочённости и организованности класса, его успехах и неудачах. При любом информировании о положении дел в классе стремлюсь создавать у родителей впечатление о классе как о едином целом, убеждаю в том, что их ребёнку будет хорошо лишь в том случае, если в классе будет создана психологически комфортная обстановка, налажены хорошие отношения, интересная, содержательная групповая деятельность. В ряде случаев в этих целях приглашаем родителей на внеклассные мероприятия.
Не смотря на то, что самая распространённая форма работы воспитателя с родителями – это родительские собрания, не прав тот воспитатель, который собирает родителей лишь только для того, чтобы поговорить об учёбе. В беседах с родителями уделяю внимание и возрастным особенностям того или иного периода в развитии ребёнка, и психологии, и взаимоотношениям родителей и детей.
Кроме этого, я использую в своей работе и другие формы и методы совместной деятельности по различным направлениям:
1. Воспитание нравственной культуры:
беседы о культуре поведения в общественных местах, о взаимоотношениях мальчиков и девочек;
традиционные праздники: «Мамин день», «Новогодние посиделки»;
деловые игры, педагогические сценки: «Весёлый этикет», «В гостях», «В театре» и т.д.;
2. Воспитание эстетической культуры:
организация выставок рисунков, поделок декоративно-прикладного искусства родителей и детей;
музыкальные вечера, художественная самодеятельность, где дети и родители вместе поют, танцуют;
совместные экскурсии в театры, на выставки,
3. Воспитание физической культуры и здорового образа жизни:
экскурсии на природу;
спортивные игры, например «Папа, мама, я – спортивная семья»;
спортивные турниры и т.д.
4. Воспитание трудолюбия и профориентация:
рассказы родителей о профессиях и людях этих профессий, условиях работы и требованиях к работникам данных профессий;
беседы о выборе жизненного пути;
экскурсии на производство, предприятие,
встречи с представителями различных отраслей и профессий.
Даже моя, очень маленькая практика работы в школе, показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, я должна позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.
Зачастую у меня уходит намного больше времени на подготовку к родительскому собранию или внеклассному мероприятию с участием родителей, чем на подготовку к классному часу.
На сегодняшний день активную помощь мне оказывают родители именно в проведении внешкольных мероприятий; идёт активное сотрудничество при проведении классно – семейных праздников и общешкольных мероприятий. Кадры с этих мероприятий вы видите на экране.
Так, во II и III четверти мы провели мероприятие «День матери», где сами учащиеся были ведущими, а я только помогала им. Прозвучали замечательные песни о маме и трогательные стихи, девочки представили новый зажигательный танец. Подготовили в подарок открытку, сочинение о маме и нарисовали портрет мамы. Поздравили мам и бабушек с наступающим международным женским днем; в подарок сшили сердечки из фетра своими руками, сделали букет цветов из гофрированной бумаги со сладким сюрпризом внутри и провели мастер-класс по изготовлению вепсской куклы. Было интересно наблюдать, как родители и дети совместно творили свою куколку. Ведь совместный труд способствует воспитанию взаимопонимания, доброжелательного отношения, сплачиванию детей и родителей.
Все рассмотренные направления, формы и методы работы воспитателя с родителями учащихся способствуют созданию благоприятной среды для организации воспитательного процесса. Благодаря тесному сотрудничеству всех участников образовательного процесса в нашем классе нет ни одного учащегося, равнодушного к тому, что происходит рядом, не интересующегося ничем. Напротив, приходится часто придерживать чрезмерную активность детей и направлять её на пользу общему делу, развивать то светлое, лучшее, что есть в каждом ребёнке.
Основа взаимодействия воспитателя и семьи в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.
Хотелось бы закончить выступление такими словами:
Представим, что семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что ребенок, уходя в море, вовсе отрывается от берега. Ведь моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, чем он обязан берегу. Школа и семья – партнеры, волею судеб расположившиеся в одной лодке и во имя интересов ребенка желающие плыть к определенному пункту движения – Счастью ребенка. И доплывут, если объединят общие усилия. Спасибо за внимание!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Доклад на тему «РАБОТА ШКОЛЫ С СЕМЬЁЙ. ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гвардейская школа-гимназия № 3»
Симферопольского района Республики Крым
ул. Володи Ефимова, 25, пос. Гвардейское, Симферопольский р-н, РК, 297513
тел : (0652)323844, e-mail: gwardeiskaya3@yandex.ru
«РАБОТА ШКОЛЫ С СЕМЬЁЙ.
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.»
Иванова Галина Владимировна –
учитель начальных классов
Стаж работы: 19 лет
Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями школьника. Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение материального уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных семей.
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Работа с семьёй – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом в области педагогики и психологии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Классный руководитель должен выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой.
Формы работы с родителями
Посещая учащихся на дому, выясняются условия семейного воспитания. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку, об ориентации родителей в вопросах воспитания позволяла индивидуально работать с семьей, а также более точно определить направления и средства коррекционного воздействия на ребенка в школе. Нас интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, нельзя оказать ученику необходимой поддержки.
Очень важно, чтобы родители были уверены, что учитель приходит в семью не для выговора ученику, не с жалобами на него, а как помощник в деле воспитания ребенка. Жалобы учителя на ученика или обвинения родителей только удручают родителей и вызывают нередко жестокое и несправедливое отношение к ребенку, а со стороны ученика – озлобленное конфликтное отношение к учителю и потерю интереса к учению.
Родители заранее предупреждаются о приходе.
При посещении учащегося на дому соблюдаются следующие правила:
проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с похвалы и комплиментов;
исключать жалобы на ученика, говорить о проблемах, подсказывать пути их решения;
беседовать в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требовать конфиденциальной встречи;
не предъявлять претензий к родителям;
всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой воспитанника;
советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих требований и возможности семьи;
договариваться о конкретных совместных делах;
не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в сложных случаях, выражать осторожный оптимизм.
2. Приглашение в школу.
Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался. Для участия ребенка в театральной постановке, надо помочь ему изготовить костюм, поучить с ним слова роли и т. д.
Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость. Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе.
3. Индивидуальные консультации педагога .
Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.
Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.).
В работе с родителями переписка используется довольно широко. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или очень далеко живут.
Задачи лектория многообразны: познакомить родителей с системой коррекционно-воспитательной работы в школе, дать практические советы и рекомендации по воспитанию ребенка в семье и т.д.
Примерная тематика родительских лекториев на учебный год.
“ Причины возникновения осложнений во взаимопонимании”.
“ Внимание школьников. Пути повышения уровня внимания”.
Такая планомерная и целенаправленная работа дает возможность родителям глубже изучить индивидуальные психофизические особенности детей, выявить источники отклонения от норм поведения, более правильно подойти к решению педагогических задач, использовать рекомендованные формы и методы для их решения.
2. Тематические консультации.
Тематические консультации рекомендуется проводить 1 раз в четверть для всех желающих. Их проводят специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения конкретной проблемы. Это социальный педагог, психолог, представитель правоохранительных органов и т.д.
Примерная тематика консультаций для родителей.
3. Родительские вечера.
Родительский вечер – это праздник общения родителей.
Свободная беседа родителей друг с другом, обмен опытом разрешения различных ситуаций в своих семьях помогает иначе воспринимать трудности, лучше понять индивидуальные особенности ребенка, расширить возможности воспитания.
4. Классные детские мероприятия.
В течение учебного года внутри класса обычно проводятся различные мероприятия (дни именинников; чаепития, приуроченные к каким-либо праздникам и т.д.).
Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями.
Наиболее распространенной формой работы с родителями является классное родительское собрание. Главным ее предназначением является согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития личности ребенка.
Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся.
На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского коллектива. По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить на несколько видов:
Организационные собрания (выбор классного родительского комитета; выбор деятельности по направлениям; выбор представителей в совет школы; разборка и утверждение плана работы родительского комитета и т.п.).
Аналитические собрания (ориентированные на разрешение возникающих проблем педагогического просвещения родителей).
Итоговые собрания (направленные на подведение итогов работы класса за определенный период времени: четверть, полугодие, год).
Комбинированные собрания (включающие в себя задачи всех предыдущих видов собраний). Практика свидетельствует о том, что этот вид собраний наиболее часто встречается в работе классных руководителей.
Организуя родительские собрания, можно придерживаться следующих принципов:
родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
собрание должно носить как теоретический, так и практический характер (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии);
классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями. Давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него;
родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность;
каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.
Общешкольные родительские собрания .
Общешкольные родительские собрания проводятся 1-2 раза. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. В конце учебного года награждаются семьи, активно участвующие в жизни школы.
“ День открытых дверей” предлагаю проводить один раз в году. Родители могут посетить любые уроки. Организовывается школьная выставка, которая отражает результаты работы кружков, труд школьников в мастерских. В заключении участники художественной самодеятельности организовывают для родителей творческий отчет.
Такая форма работы с родителями дает им возможность увидеть реальные успехи своих детей в учебе и труде. У них укрепляется вера в возможности детей.
Подобная форма работы также используется в основном, как сопутствующая другим формам, а не самостоятельная.
Так, например, выставки организовывают во время проведения дня открытых дверей, концертов, родительских собраний и т.д.
Выставки являются своеобразным стимулом для детей, желающих, чтобы родители похвалили и оценили по достоинству их труд.
Следует особо выделить такую форму связи школы с семьей, как работа родительского комитета . Он вырабатывает план совместных действий по оказанию помощи семьям в воспитании детей, организовывает обмен опытом отдельных родителей, решает целый ряд вопросов, касающихся случаев, когда в той или иной семье воспитание ребенка поставлено не на должном уровне, решает другие вопросы. Комитет помогает в проведении различных внеклассных и оздоровительных мероприятий.
Известные трудности возникают в работе с родителями, которые сами нуждаются в перевоспитании, а также с родителями, дети которых являются правонарушителями. Школа ведет строгий учет таких неблагополучных семей, поддерживает постоянную, деловую связь с работниками детской комнаты милиции.
Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей.
Работа с семьёй – одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности педагога.
Первым и решающим условием положительного взаимодействия считаем доверительные отношения между школой и родителями. Необходимо, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах.
Важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка. Родителям нужна от вас поддержка, помощь и просто добрый совет.
Формы взаимодействия школы и родителей
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Формы взаимодействия школы и родителей.doc
Доклад на тему «Формы взаимодействия школы и родителей»
Слайд 1 Каждый педагог в своей деятельности рано или поздно сталкивается с таким самостоятельным и независимым от школы фактором развития ребёнка, как его семья. Более того, его влияние на ребёнка настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия.
Слайд 2 С одной стороны, школа, как социальный институт, побаивается вмешательства в частную жизнь своих учеников, зачастую имея о ней самое поверхностное и искажённое представление. С другой – педагоги понимают, что без семьи все педагогические воздействия бессмысленны.
Слайд 3 Но в реальности мы чаще всего предъявляем друг другу претензии:
— отношение детей в классе агрессивно по отношению друг к другу
При анализе комфортности взаимодействия семьи и школы отмечается увеличение напряжения у всех сторон.
Уровень напряженности у детей выше, т.к. они являются промежуточным звеном в общении между взрослыми.
Слайд 4. В первую очередь семья и школа, педагог должны стать партнерами, именно классный руководитель становится организатором сотрудничества родителей, школы и ученика.
Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.
Характер взаимодействия педагогов с семьей должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковое, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания.
Тема « Формы взаимодействия школы и родителей ».
Слайд 6 Виды совместной работы с родителями условно имеют два основных направления: учебное и внеклассное.
Слайд 7 Формы учебного взаимодействия с семьей.
Урок-наблюдение за деятельностью педагога и детей позволяет родителям проследить за тем, как строится система обучения на современном этапе, какие методы и приемы использует учитель, каким образом складываются взаимоотношения ребенка с педагогом, сверстниками; увидеть характер затруднений ребенка, своевременно оказать ему помощь или обратиться за поддержкой к учителю.
Здесь очень важно для учителя, классного руководителя так построить взаимодействие, чтобы родители могли решить основные проблемы, из-за которых обратились в школу. Это помогает решить назревающие конфликты.
Многим из родителей очень часто приходится пересмотреть свое отношение к ребенку, учителю, школе.
Часто мамы и папы замечают, как изменилась программа по сравнению со временем, когда они учились сами, как изменилась технология урока, как напряжённо работают в высоком темпе дети и учитель. Они видят творчество учителя, начинают осознавать, как велика его роль в образовании детей.
Урок-практическое участие родителей знакомит с уровнем развития современного образовательного процесса, приучает родителей, детей и учителя к совместной деятельности. Родителям предлагается роль активных участников урока. Ненадолго возвращаясь в детство, часто заново вспоминают, каким нелёгким может быть процесс обучения. Дети, видя своих родителей и родителей товарищей в классе, чувствуют их искреннюю заинтересованность в своих успехах, знакомятся с коллективом родителей, постепенно запоминают их, расширяя круг общения; а родители также лучше узнают класс, а не только своего ребенка, видят часто те проблемы, которые может в силу загруженности не заметить учитель, а затем предлагают свои проекты улучшения организации учебно-воспитательного процесса, сознательно участвуя в оказании практической помощи ребенку, классу, школе.
Анкета для родителей, присутствующих на уроке. Оцените, пожалуйста, удовлетворены ли вы:
деятельностью учителя на уроке.
отношениями между школьниками в классе
взаимоотношениями ребенка с учителем
Получили ли вы информацию об успехах и неудачах ребенка? Укажите характер его затруднений. В какой помощи со стороны учителя Вы нуждаетесь? Что, по Вашему мнению, хорошо? Что можно было бы улучшить? Спасибо за ответы. Анализ родительских анкет, заполнение книги отзывов, которые предлагаются им во время посещения открытых уроков и мероприятий, помогает педагогу проанализировать свою деятельность со стороны, своевременно заметить проблему и выстроить цепочку взаимодействия с целью ее устранения.
Урок — соревнование детей и родителей : создает ситуации успеха в учебной деятельности детей, стимулируют их познавательные интересы.
Слайд 8 II. Внеклассные формы общения с родителями:
А) Родительские собрания (традиционные формы)
Самой распространенной формой групповой работы с родителями является родительское собрание. Родительское собрание проводится один раз в месяц или в четверть, в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родителей. Если подбор родителей класса таков, что это люди, уже имеющие старших детей, то в таком случае они знают и практически, и теоретически, что значит иметь ребенка школьника. Если в составе родителей в основном молодые люди, то им необходимо гораздо чаще встречаться и с педагогами, и со специалистами для приобретения своего родительского педагогического опыта. В течение всего учебного года классный руководитель должен провести четыре обязательных родительских собрания. Однако практика
показывает, что классный руководитель проводит на одно-два собрания больше.
По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми. Текущие родительские собрания — это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов. Тематические родительские собрания — это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания, как правило, носят просв етительский характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей. Итоговые родительские собрания — это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.
Б) Пресс – конференция с родителями.
Эту форму работы мы предлагаем проводить в конце или начале учебного года. Пресс-конференция от обычного собрания отличается тем, что на неё можно пригласить учителей предметников, психолога, логопеда, социального педагога, завучей, директора школы, методистов УО с тем, чтобы они ответили на интересующие родителей вопросы. Это собрание проводится в форме вопросов и ответов.
В) Родительские собрания, проводимые детьми.
Это собрание проводится вместе с детьми или только детьми. Необходима большая предварительная работа с детьми: составить сценарий, распределить роли, учить тексты, подготовить ведущих собрания. Родители же пришли на собрание как обычно. Перед ними сидели их дети, они на этом собрании стали учёными, учителями, директорами школ и.т.д. Рассказывали заранее выученные тексты по воспитанию детей и в конце своего выступления просили своих родителей поделиться своим опытом по воспитанию.
Нетрадиционные формы работы с родителями:
Родительские чтения. Темы родительских чтений:
В.Сухомлинский о воспитании мальчиков и девочек.
Как стать героем в глазах собственного ребёнка.
Детские комплексы во взрослой жизни.
Чтобы ребёнок не стал трудным.
Вредные привычки и как с ними бороться.
Законы семейной жизни. По книгам К.Д.Ушинского.
Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива.
Темы родительских рингов: Плохие привычки – наследственность или влияние социума?
Что делать, если имеете проблемы с дисциплиной своего ребёнка?
Что делать, если отец не интересуется воспитанием своего ребёнка?
Как научить ребёнка всегда и везде быть человеком?
Соблазны и пути их преодоления.
Трудности школьного урока. В чём они состоят?
Школьная форма. «За» и «против».
Вредные привычки. Дети и родители.
Как бороться с грубостью повзрослевших детей?
Слайд 9 Г) Индивидуальные собеседования –
востребованный вид взаимодействия кл.рук. и родителей.
Собеседования планируются во время каникул, в течение одной недели, один раз в год. Родители заранее оповещаются о времени собеседования, можно оформить пригласительные. Учитель тщательно готовится к собеседованию: собирает данные о ребёнке, проводит тесты, анкеты, готовит рабочие, контрольные тетради. На собеседование приходят родители или родитель со своим ребёнком. В течение запланированных 40-50 минут учитель беседует с родителями, все вместе проверяют состояние тетрадей, учебников, дневника. Во время собеседования можно проверить ЗУН учащегося, отметить отставания или похвалить за успехи. По итогам собеседования совместно с родителем и ребёнком составляется индивидуальная карта работы с учеником на год.
Д) Совместные мероприятия (с участием родителей).
Можно провести самые разные совместные мероприятия (силами родителей, точнее семей): спортивные (шахматный или шашечный турнир), познавательно-развлекательную игры, КТД, проекты, конкурсы семейных газет, походы, экскурсии, посещение театра и т.д. Такие мероприятия сплачивают родителей с детьми, родители более тесно знакомятся друг с другом, с учителем, с одноклассниками своего ребёнка, становятся ближе к своему ребёнку, такие мероприятия расширяют возможности, интересы детей.
пример, в 2011 г. в школе было проведено КТД «Научи свое сердце добру», на котором дети совместно с родителями решали поставленные перед ними проблемы.
слайд 10 Активны родители в спортивных мероприятиях.
1 в 2 года проводится ролевая игра «Маленькая школьная страна голосует» по выбору Президента «МШС» (орган самоуправления); и дети, учителя родительский комитет выступают в роли избирателей.
слайд 11 Успешно проходят в нашей школе фестивали вокального пения, в котором участвуют семьи.
слайд 12 В 2012 году в 3-4 классах к.р. Потащенко Л.М. было проведено такое мероприятие, как «Семейная гостиная», к которому семьи готовились долго и тщательно: обучающимися было проведено маленькое исследование «Моя родословная», приготовлены проекты, которые они защищали перед зрителями. Участвовали не только родители, но и бабушки и дедушки.
слайд 13 Е) театрализованные представления и драматизации.
В театрализованных представлениях формируются группы персонажей, состоящих из родителей вместе со своими детьми. Каждая группа самостоятельно готовит художественный номер. В драматическом действии помощь активных родителей привлекается для исполнения более сложных ролей. Многие из родителей становятся любимчиками всего класса за понравившиеся образы. В нашей школе родители только привлекаются к подготовке таких мероприятий (помогают делать костюмы, декорации, реквизит) и с большим удовольствием приходят смотреть постановки, в которых участвуют их дети и внуки.
Посещение ребенка на дому — это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы классный руководитель беспокоил их дома. Преподаватель может не только прийти и проверить наличие уголка школьника, но и поздравить с днем рождения, навестить больного ребенка вместе с его одноклассниками, вместе с ребятами помочь по хозяйству, если в этом есть необходимость.
Слайд 14 В результате использования различных форм общения родителей, педагогов и детей реализуются следующие задачи:
1. Вовле чение родителей в воспитательный процесс через их участие в школьны х дела х ;
Родители чаще проявляют по отношению к детям нежность, одобрение и уважение, а это – залог развития у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности к себе.
Огромное значение имеет положительное общение для детей из неполных и проблемных семей. Встреча с авторитетными родителями своих одноклассников может сделать для ребенка гораздо больше, чем беседы и нравоучения, то есть происходит также и косвенное влияние на будущие поступки ребенка, формирование его характера через стремление к подражанию, в том числе и формируется значимое отношение к понятию «семья».
Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, доброжелательность, юмор, желание поделиться эмоциями приводит к тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах с учителем, чаще предлагают помощь. В трудных ситуациях положительный опыт общения позволяет учителю решать проблемы спокойно, доброжелательно, с доверием. Педагог находит не только единомышленников, но и помощников.
Слайд 15. Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся:
1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения!
2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз!
3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!
5. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали!
То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов!
Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но в первую очередь хорошее, дающее шанс на будущее!
Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика!
Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам!
Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы!
На желание родителей бывать в классе и школе, помогать учителю влияют многие факторы: опрятный и доброжелательный внешний вид учителя и детей, его доброжелательность, хорошее оформление класса, диалоговый стиль общения детей с педагогом и родителями.
Слайд 16. «Мы ничему не учимся у того, кто говорит: делай, как я. Единственными нашими учителями являются те, кто говорят «делай со мной».
Жиль Делёз, французский философ