какие учебно методические пособия по математике имеют электронное приложение авторы
Электронное приложение к УМК по математике 10-11 класс
В соответствии с требованиями ФГОС для реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования предусматривает обеспечение образовательного учреждения современной информационно-образовательной средой.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Современные направления создания и использования информационной образовательной среды (ИОС) школы предоставляют много новых возможностей в развитии авторских методик обучения. Их многообразие позволяет реально на практике обеспечивать индивидуальные потребности учащихся, профильные интересы детей, то есть повсеместно в массовой школе реализовывать педагогику развития ребенка.
Состав электронного приложения
«Введение в систему автоматизированного проектирования» с компакт – диском (интерактивной средой обучения черчению на примере известной российской системы автоматизированного проектирования АДЕМ) с методическим пособием и открытым электронным практикумом (http://lbz.ru/files/6770/).
Дополнительные ресурсы для организации внеурочной деятельности по выбору учащихся:
Электронное методическое приложение:
Применение электронного приложения УМК «Сферы» на уроках математики
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Доклад по теме: «Применение электронного приложения УМК «Сферы» на уроках математики».
УМК «Сферы» ориентирован на усвоение школьниками базовых математических знаний и в большой степени на формирование и отработку навыков самостоятельного получения учащимися необходимой информации, ее анализа и интерпретации. УМК обеспечивает создание единого информационного пространства на основе взаимодействия всех его составных частей.
УМК «Сферы» для каждого класса включает:
учебник, функция которого – предъявление содержания и идеологии курса;
задачник, основное назначение которого – создание возможностей для формирования навыков, организации дифференцированного обучения;
тетрадь – тренажер, предназначенную для целенаправленного формирования познавательной деятельности;
тетрадь – экзаменатор, содержащую материал для тематического и итогового контроля знаний учащихся;
электронное приложение к учебнику, выполняющее целый ряд важных функций, включающее различные типы учебных цифровых объектов;
методические пособие для учителя, раскрывающее содержание и основные методические идеи курса и содержащее рекомендации по планированию и организации учебного процесса.
В электронное приложение входит электронный учебник с интерактивной конструкторской средой, значительно расширяющей и дополняющей содержание учебника и создающей принципиально новые возможности при изучении математики, недоступные без использования современных компьютерных технологий.
Электронное приложение содержит более 1500 ресурсов, объединённых в рубрики:
игры и головоломки;
Интерактивные упражнения-задания для самостоятельной работы, использующие в качестве основного или вспомогательного инструментов виртуальные лаборатории. Задания делятся на два вида:
1) построить в лаборатории заданный математический объект (чертеж, фигуру, выражение, комбинацию, диаграмму и т.д.), который подвергается анализу, проверке;
2) ответить на вопрос задачи (ввести число, формулу, выбрать правильный вариант, используя лабораторию в качестве вспомогательного инструментария. Работу с использованием этого ресурса мы проводим в кабинете информатики.
Математический кружок содержит набор заданий для проведения 33 занятий математического кружка, сгруппированных по тематике и снабженных полными решениями и ответами. В отличие от интерактивных упражнений эти задания мы решаем коллективно: я вывожу текст задания на экран, и обсуждаем с учащимися возможные подходы к решению.
Тренажеры состоят из заданий, которые я использую для отработки основных умений и навыков по определенной теме.
Тесты предназначены для тематического контроля. Так как задания представлены таким же способом, как и в тренажерах, то ученики проходят тест сами или по моему предложению.
Виртуальные лаборатории (всего их 25)- интерактивные программные модули, которые мы применяем для самостоятельного конструирования и исследования математических объектов и моделей из разных областей школьного курса математики (планиметрия, стереометрия, арифметика, текстовые задачи, функции и графики, комбинаторика, вероятность и статистика). Используются нами в интерактивных упражнениях и моделях, а также для решения задач. Лаборатории позволяют выстроить в электронной составляющей учебника свою систему интерактивных заданий, естественным образом дополняющую систему упражнений из его бумажной части. Их выполнение требует от учащихся использования иного, компьютерного, инструментария, а иногда и принципиально других подходов к решению. Это, как я увидела на практике, позволяет выйти на тот уровень в развитии умений и навыков школьников, который сейчас принято называть компетентностью.
УМК созданы на основе общей методологии и методических принципов, обеспечивающих единую технологию обучения и эффективную реализацию межпредметных связей. А также широкого внедрения информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс. Инновационная модель построения УМК, позволяет мне за счет новых форм организации учебной деятельности и увеличения познавательной активности учащихся усилить ее дидактические возможности.
Современные УМК по математике и их возможности
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт
развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Кафедра математических дисциплин, информационных
технологий и дистанционного обучения
Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: « Актуальные проблемы и основные направления модернизации преподавания математики в условиях реализации ФГОС ООО »
Тема: « Современные УМК по математике и их возможности »
Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования. Основные из них обусловлены необходимостью формирования у каждого выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Определение главных целей образования всего периода обучения в общеобразовательной школе дает возможность конкретизировать эти цели на каждой ступени образования — начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
Достижение этих целей возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий — личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт.
Предлагаемые учебно-методические комплекты (УМК) исходят из того, что опыт ребенка — это не только его возраст, но также и тот образ мира, который определяется его укорененностью в природно-предметной среде. Опыт ребенка, который важно учитывать, — это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой, разнообразными источниками информации, но и опыт сельской жизни — с естественно-природным ритмом жизни, сохранением целостной картины мира, удаленностью от крупных культурных объектов. Школьник, живущий в селе, должен чувствовать, что тот мир, который его окружает, учитывается авторами УМК, что каждое пособие этого комплекта адресовано лично ему.
Основная идея УМК — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.
Определение списка учебников и учебных пособий для использования в образовательном процессе основного общего образования – один из критериев готовности образовательного учреждения к введению ФГОС ООО. Поэтому целесообразно обозначить принципы выбора учебно-методических комплектов (УМК).
Учителя имеют право (статья 18 ФЗ «Об образовании РФ») выбирать УМК в соответствии с той образовательной программой, которая утверждена в образовательном учреждении. В одном образовательном учреждении в разных классах обучение может осуществляться по параллельным УМК.
Принципы выбора УМК могут быть следующие:
1. Соответствует ФГОС НОО, ООО (см. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. N 2885 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год» ).
2. Отражает специфику региональной системы образования.
3. Обеспечивает реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей, ОУ, учредителя ОУ.
Ключевые идеи, заложенные в предметное содержание, дидактическое обеспечение и методическое сопровождение УМК, соответствующие ФГОС НОО и ФГОС ООО:
УМК по математике 5 класс, соответствующие ФГОС начального общего образования и основного общего образования
Математика. 5 кл. Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С. и др.
Программа «Математика» 5-6 классы. Авт.-сост. В. И. Жохов
Учебники « Математика» 5, 6 классы. Авт.: Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд
Методические рекомендации для учителя. Преподавание математики в 5-6 класссах. Автор В. И. Жохов
Рабочие тетради «Математика» 5, 6 классы (в двух частях). Автор В. Н. Рудницкая
Контрольные работы «Математика» 5, 6 классы. Авт.: В. И. Жохов, Л. Б. Крайнева
Математические диктанты 5 класс. Авт.: В. И. Жохов, И. М. Митяева
Математический тренажер 5, 6 классы. Авт.: В. И. Жохов, В. Н. Погодин
Учебник «Математика 5» Н.Я. Виленкина прошел экспертизу в РАО (от 24.10.2011 №01-5/7д-707) и РАН (от 14.10.2011 №10106-5215/625) на соответствие ФГОС и на основании этого изданные учебники в 2012 г. являются «30 изданием, исправленным », что указано на титульном листе; а учебники, реализующие федеральный компонент, «29 изданием, стереотипным ».
Особенности изложения материала: межпредметные связи с историей, технологией и предметом «Окружающий мир»; выделение важных частей материала с помощью ярких условных обозначений.
Учебные интерактивные пособия на CD-дисках к учебникам обеспечивают формирование у обучающихся вычислительного навыка и умения решать типовые задачи по курсу математики, самостоятельное освоение обучающихся курса математики в домашних условиях, организацию работы класса на уроках с применением интерактивной доски.
Контрольные работы содержат текущие и итоговую контрольные работы, диагностические тесты. Все текущие контрольные работы составлены в четырех вариантах.
Математические диктанты — новый вид заданий и по форме, и по содержанию, и по выбору решаемых педагогических задач. Основное их назначение — эффективно тренировать устойчивость внимания детей, оперативную память, умение сосредотачиваться. Пособие позволяет формировать правильную математическую речь учащихся и может быть использовано как при работе с учителем в классе, так и дома — под руководством родителей.
Математические тренажеры могут быть использованы при организации устного счета в 5—6-м классах для выработки и совершенствования прочных вычислительных навыков, развития внимания и оперативной памяти. В течение учебного года все задания целесообразно использовать многократно, предлагая их на каждом уроке для устных занятий.
Предлагаемый учебно-методический комплект используется педагогами уже не одно десятилетие. Он обеспечивает преемственность курсов математики в начальной школе и курсов алгебры в последующих классах для большинства программ, позволяет проводить разноуровневое обучение и качественную подготовку школьников к изучению курсов алгебры и геометрии (в том числе стереометрии) в старших классах, а также смежных дисциплин — физики, химии, географии и др.
УМК «Математика» И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович и др.
Программы «Математика 5-6 классы». Авт.-сост.: И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович
Учебники «Математика» 5, 6 классы. Авт.: И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович.
Методическое пособие для учителя «Математика» 5-6 классы. Авт.: И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович .
Рабочие тетради «Математика» 5, 6 классы (в двух частях). Автор И. И. Зубарева.
Тетради для контрольных работ «Математика» 5, 6 классы (в двух частях). Автор И. И. Зубарева.
Самостоятельные работы «Математика» 5, 6 класс. Авт.: И. И. Зубарева, М. С. Мильштейн, М. Н. Шанцев .
Тесты «Математика» 5-6 классы. Автор Е. Е. Тульчинская.
Блицопросы «Математика» 5, 6 классы. Автор Е. Е. Тульчинская.
Сборник задач и упражнений по математике для 5 класса. Авторы В. Г. Гамбарин, И. И. Зубарева.
Занятия математического кружка. 5 класс. Автор Е. Л. Мардахаева.
Диск для ученика. 5, 6 класс. Авторы И. И. Зубарева М. С. Мильштейн, В. Г. Гамбарин.
Диск для учителя. 5, 6 класс. Авторы И. И. Зубарева М. С.
Структура учебника позволяет максимально облегчить учителю подготовку к уроку. Упражнения дифференцированы по трудности в четырех уровнях; в конце каждого параграфа сформулированы контрольные задания, позволяющие учителю сориентироваться в том, что должны знать и уметь учащиеся для достижения ими уровня стандарта математического образования; в конце учебника имеется раздел «Домашние контрольные работы», который поможет сориентировать учащихся на базовый уровень трудности. Теоретический материал подается так, чтобы помочь преподавателю в обеспечении проблемного подхода в обучении, в организации поисково-эвристической и коммуникативной деятельности учащихся. Традиционно трудные темы для изучения снабжены большим количеством красочных иллюстраций.
Во-вторых, высокий уровень наглядности (учебники полноцветные) способствует возможности изучения в 5-м классе ряда тем, ранее традиционно рассматривавшихся в курсе 6-го класса: основное свойство дроби, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (простейшие случаи), умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число.
В-третьих, упражнения дифференцированы по четырем уровням сложности: задания на прямое применение алгоритма; задания, требующие некоторых простых рассуждений; задания, направленные на формирование у детей способности к усидчивости, развитие внимания, умения сосредоточиться. И наконец, задания, требующие от учащихся значительных умственных усилий — это задания на смекалку, текстовые задачи и т. д., на выполнение которых может уйти не один день.
Учебник можно использовать в качестве продолжения любого курса начальной школы
Более ориентированы на систему развивающего обучения Л.В.Занкова
Основной принцип- принцип ведущей роли теоретических знаний
Знакомство с новым материалом осуществляется через систему заданий
Учебник по содержанию и по стилю выстроены так, чтобы обеспечить школьникам переход к системному изучению курсов алгебры и геометрии в 7-м классе. При этом предполагается, что курс алгебры в 7—11-м классах будет изучаться по учебникам А. Г. Мордковича. Поэтому в курс математики 5-го класса вводятся первичные понятия, такие как математический язык и математическая модель. Эти понятия формируют стержень, благодаря которому математика предстает перед учащимися не как набор разрозненных фактов, а как цельная развивающаяся и в тоже время развивающая дисциплина общекультурного характера. Теоретический материал излагается небольшими частями и в доступной форме, что создает учащимся комфортные условия для приобщения к чтению учебной литературы, самостоятельному поиску информации
«Математика» 5 класс. Дорофеев Г. В., Шарыгин И. Ф., Суворова С. Б. и др. Издательство « Просвещение» (www.prosv.ru)
Учебник для общеобразовательных учреждений «Математика» 5 класс. Авт. Дорофеев Г. В., Шарыгин И. Ф., Суворова С. Б. и др./Под ред. Дорофеева Г. В., Шарыгина И. Ф.
Математика. Рабочая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авт.Бунимович Е. А., Краснянская К. А., Кузнецова Л. В. и др.
Рабочая тетрадь по математике к учебнику для 5 класса. Авт. Бунимович Е. А.
Тематические тесты. Математика. 5 класс. Авт. Кузнецова Л. В., Сафонова Н. В.
Дидактические материалы. Математика 5 класс. Авт. Дорофеев Г. В., Кузнецова Л. В., Минаева С. С. и др.
Математика. Поурочные разработки для 5 класса. Книга для учителя. Авт. Бокарева С. А., Смирнова Т. В.
Математика. Книга для учителя. 5—6. Авт. Суворова С. Б., Кузнецова Л. В., Минаева С. С. и др.
Объяснительные тексты в учебнике изложены интересно, понятно, хорошим литературным языком. Авторы часто обращаются к ученику, позволяя ему самому принимать решение о выборе способа действия; прибегают к образным сравнениям. Наряду с современными сюжетами включаются факты из истории математики, приводятся имена великих математиков, разъясняется происхождение терминов и символов. Каждая глава завершается фрагментом сквозной рубрики «Для тех, кому интересно», назначение которой — дополнение основного содержания интересным и доступным материалом, позволяющим расширить и углубить знания школьников. Задачный материал учебника отличает большое разнообразие формулировок, интересные фабулы. Имеется много задач, позволяющих приобщить школьников к исследовательской творческой деятельности. К ряду упражнений даны образцы рассуждений и указания.
Дидактические материалы позволяют дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс на этапе отработки навыков.
Центральные идеи, реализуемые в УМК:
1)Развитие средствами математики: возможность индивидуального интеллектуального развития всех учащихся независимо от уровня предыдущей подготовки и способностей; формирование качеств мышления, обеспечивающих самостоятельность и активность познавательной деятельности; развитие познавательной сферы происходит в процессе активной учебной деятельности и зависит от характера этой деятельности.
2)Условия, обеспечивающие развитие: м отивация как основной механизм становления учебно-познавательной деятельности; обеспечение понимания как центральная методическая установка; целенаправленное формирование УУД.
3)Реализация уровневой дифференциации через достаточный объем теоретического и задачного материала.
4)Возбуждение интереса к математической деятельности: наличие предисловий и преамбул к каждой главе, заинтересовывающих учащихся; появление новых разделов и видов задач (комбинаторика, геометрия); введение новых видов математической деятельности, адекватных возрасту (эксперименты, исследования, геометрические построения), новых рубрик в заданиях по видам деятельности («Наблюдаем», «Ищем информацию», «Анализируем и рассуждаем», «Исследуем», «Верно или неверно»).
5)Формирование представлений о значимости математики для практической жизни и описания картины мира через практико-ориентированные задания и исторические сюжеты.
6)Посильность и открытость требований, открытость системы контроля реализуется через представленные в конце каждой главы учебника обязательные результаты («Чему вы научились»), зачетную систему контроля.
Достижению понимания способствуют:
реалистичность содержания; изложение материала в направлении от содержательного к формальному; введение наглядно-практического этапа усвоения; структурирование содержания «по спирали».
«Математика. Арифметика. Геометрия.» 5 кл. Бунимович Е.А., Дорофеев Г. В., Суворова С. Б. и др.
Рабочие программы. Математика. Предметная линия учебников «Сферы». 5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Е. А. Бунимович Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева, Л. О. Рослова, С. Б. Суворова.
Учебник для общеобразовательных учреждений. « Математика Арифметика Геометрия» 5класс, Авт.Е. А. Бунимович, Г. В. Дорофеев, С. Б.Суворова, Л. В.Кузнецова, С. С. Минаева, Л. О. Рослова
Электронное приложение к учебнику «Математика. Арифметика Геометрия» 5 класс, 6 класс. Авт. Е. А. Бунимович и др.
Тетради-тренажеры. «Математика Арифметика Геометрия»5класс, 6класс. Авт. Е. А. Бунимович Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева, Л. О. Рослова, С. Б. Суворова.
Задачники. « Математика Арифметика Геометрия» 5 класс, 6 класс. Авт. Е. А. Бунимович,Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева, Л. О. Рослова, С. Б. Суворова
Тетради-экзаменаторы. «Математика Арифметика Геометрия»5 класс. Авт. Н. В. Сафонова; 6 класс. Авт. Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева, Л. О. Рослова, С. Б. Суворова.
Поурочное тематическое планирование. 5 класс, 6 класс. Авт. Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева, Л. О. Рослова, С. Б. Суворова, Н. В. Сафонова.
Учебники УМК «Сферы» выполняют роль навигатора. Имеют фиксированный в разворотах формат, лаконичность изложения, четкую структурированность текста, обширный и разнообразный иллюстративный ряд.
Электронные приложения к учебникам придают учебному процессу привлекательность и технологичность. Позволяют расширить информационное пространство, обеспечивают возможность индивидуализации обучения и повышения уровня самостоятельности учебной деятельности учащихся. Активным экраном служит разворот учебника. Через его элементы открывается выход к дополнительной информации: иллюстративной (в том числе видео и анимационной), текстовой, справочной, статистической, картографической.
Тетради-тренажеры предназначены для самостоятельной работы учащихся. Содержат задания, сгруппированные по видам работ. Позволяют на примере содержания разных тем учебных дисциплин отрабатывать предметные и надпредметные умения и навыки работы с информацией разного типа.
Тетради-экзаменаторы предназначены для проведения тематического и итогового контроля знаний. Представляют собой тетради, в которых приведены варианты контрольных работ в тестовой и традиционной форме по каждой теме.
Методические рекомендации содержат перечень нормативно-правовых документов, необходимых для работы учителя, раскрывают основные концептуальные подходы к организации курса предмета, в нем рассматриваются методические условия изучения и логика построения курса.
Поурочное тематическое планирование.
В пособии представлена нормативно-правовая база учителя, поурочное тематическое планирование, соответствующее разделу курса, а также приведен подробный перечень ресурсов к каждому уроку.
Главные отличительные особенности УМК «Сферы»:
наличие полного пакета пособий на бумажных и электронных носителях, обеспечивающего комплексность и преемственность всех уровней школьного образования;
четкая функциональная направленность каждого компонента УМК на решение определенной педагогической задачи;
единый методический, информационный и дизайнерский подход, учитывающий возрастные психофизиологические особенности школьников;
наличие «навигационной» системы, обеспечивающей системность организации учебного процесса и удобство поиска информации; использование прогрессивных форм и способов подачи материала, основанных на современных информационных технологиях.
ИОС «Сферы» проста в использовании, интерактивна, ориентирована на практическую деятельность учащихся, позволяет максимально учитывать индивидуальные запросы и способности каждого участника образовательного процесса.
Приоритетными целями обучения являются:
• продолжение формирования центральных математических понятий (число, величина, геометрическая фигура), обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования школьников;
• подведение учащихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира, пониманию математики как части общей культуры человечества;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, познавательной активности, критичности мышления, интереса к изучению математики;
• формирование умения извлекать информацию, новое знание, работать с учебным математическим текстом.
К важнейшим методическим особенностям учебников относятся:
• мотивированное и доступное изложение теоретических сведений, способствующее пониманию и осознанности при усвоении материала;
• целенаправленное обучение приемам и способам рассуждений, что позволяет обогатить интеллектуальный багаж школьников, способствует развитию мышления;
• создание условий для формирования навыков исследовательской деятельности, самостоятельности мышления, творческих способностей;
• живой, эмоциональный язык, использование современных сюжетов в теории и задачном материале, а также наличие интересных для учащихся форм подачи материала.
При решении проблемы преемственности основным принципом является принцип открытости. На данный учебник для 5 класса можно переходить после любого учебника начальной школы, так как взаимосвязь с этим звеном строится на основе программы и программных требований; его можно использовать и после систем развивающего обучения: готовность школьников к восприятию нового, их познавательная активность будут поддержаны и развиты.
«Математика 5 класс » Истомина Н. Б.
Издательство «Ассоциация XXI век» (www.ass21vek.ru)
Учебник. Авт. Н. Б. Истомина
Методические рекомендации содержат общую характеристику курса, описание его содержания, поурочное планирование с указанием тем уроков, методические рекомендации по организации деятельности учащихся на каждом уроке с указанием его цели, примерное содержание контрольных работ, требование к математической подготовке выпускников 5-го класса, примерные задания для итоговой контрольной работы за 5-й класс.
Тетради с печатной основой содержат материал, который поможет учителю организовать самостоятельную работу учащихся на уроке и дома. Рекомендуется для выполнения заданий использовать цветные карандаши.
Контрольные работы соответствуют тематическому планированию курса математики 5 класса (программа Н. Б. Истоминой). Для каждой контрольной работы сформированы цели проверки и даны три уровня содержания. В дополнение к контрольным работам предложены задания с выбором ответа, которые подготовят учащихся к тестовым проверкам. Задания для итоговой контрольной работы за каждую четверть можно использовать для проведения административных контрольных работ.
В предлагаемых учебниках реализован задачный подход, при котором учащиеся включаются в активную познавательную деятельность через учебные задачи, либо подготавливающие школьников к изучению нового материала, использующиеся для постановки учебных задач, создающие условия для понимания и усвоения материала, позволяющие продуктивно повторить изученный материал, организующие контроль и самоконтроль. Изучение нового материала начинается с проблемного задания, для выполнения которого потребуется включение приемов умственной деятельности (анализ, синтез, аналогия и т.п.). Решить предлагаемую проблемную ситуацию учащиеся должны с помощью учителя, персонажей учебника – Миши и Маши, либо самостоятельно. В учебнике реализован дифференцированный подход через систему заданий.
УМК продолжает линию математики 1-4 класса того же автора (комплект «Гармония»). Использование УМК позволяет создать преемственность обучения математике в начальной и основной школе, как в предметном, так и в организационных аспектах.
«Математика» 5 класс А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир
В комплект для 5 класса входит :
Рабочие тетради №1, №2
Рабочая тетрадь для учителя
Учебно-методический комплект ориентирован на:
формирование математической грамотности;
реализацию системно-деятельностного подхода в обучении;
использование современных образовательных технологий;
реализацию принципа уровневой дифференциации,
возможность выстроить индивидуальный образовательный маршрут;
установление межпредметных связей;
развитие универсальных учебных действий (УУД)
-УМК ориентирован на реализацию системно-деятельностного подхода и рассчитан на разнообразные способы повышения эффективности образовательного процесса;
— в УМК разумное и сбалансированное сочетание строгости и доступности изучаемого материала, что предполагает возможность самостоятельного обучения;
— УМК разработан с учётом требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, предусмотренных ФГОС;
-универсальный и обширный дидактический материал в учебнике и рабочих тетрадях позволяет реализовать принцип уровневой дифференциации;
-задания практической направленности в УМК способствуют установлению межпредметных связей и развитию универсальных учебных действий (УУД);
-в учебнике представлены сведения из истории математики в виде рассказов и справочных данных.
Комплект авторского коллектива А.Г. Мерзляка и др. рассчитан на обучение с 5 по 11 класс: 5-6 математика, 7-9 алгебра (базовый и углубленный уровни), 7-9 геометрия, 10-11 алгебра. Все книги изданы ИЦ «Вентана-Граф». Системно-деятельностный подход реализуется через широкий спектр заданий в учебнике и рабочей тетради (№ 1 и № 2), дифференцированных по сложности, способу выполнения (индивидуальная, парная, групповая), задания для подготовки к олимпиадам (рубрика «Делаем нестандартные шаги»). Удачно выполнена систематизация изученного материала: есть «Итоги главы» и задания «Проверь себя в тестовой форме», расположенные в конце каждой главы учебника. Рабочая тетрадь имеет ту же структуру, что и учебник, но содержит большее количество заданий высокого уровня и заданий на использование нестандартных подходов к решению. Комплект оснащен рубрикой «Дружим с компьютером», в которой размещены задачи, решаемые с помощью компьютерных моделей. Широко представлены возможности проектной деятельности учащихся. Есть список тем для педагога, по которым могли бы быть выполнены как долгосрочные, так и кратковременные проекты. Кроме того, само наполнение учебника задачным материалом, ориентированным на практический и социальный опыт учащихся, способствует реализации проектной деятельности.
«Математика». Ю.М.Колягин., Короткова Л.М., Савинцева Н.В.
• рабочие тетради № 1, № 2
электронное приложение к учебнику
Учебно-методический комплект позволяет:
реализовать деятельностный подход в обучении,
определить полноту и степень изучения материала со всем классом или с отдельными учащимися,
сформировать межпредметные связи и компетентности в области использования ИКТ,
расширить полученные в начальной школе алгебраические и геометрические представления,
приобщить школьников к началам математических рассуждений и овладению элементами научного знания,
проводить различные виды практикумов благодаря банку задач, системе тренировочных тестов и упражнений,
организовать текущий или итоговый контроль знаний, подготовить отчетность.
Данный комплект представляет собой целостную информационно-образовательную
среду основной школы, построенную на основе единых идеологических, дидактических
и методических принципов, направленных на реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта Обеспечение достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы реализуется путем включения в содержание и методический аппарат учебных текстов и заданий, направленных на реализацию требований.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход.
Комплект авторского коллектива Ю.М. Колягина и др. рассчитан на обучение математике в 5 и 6 классах. Дальнейшее обучение предполагается по учебникам алгебры авторского коллектива Алимова, Колягина, изданного «Просвещением». Системно-деятельностный подход осуществляется за счет выстроенной работы с учебником и рабочей тетрадью в комплексе с ЦОР. Общая схема урока укладывается в рамки: актуализация знаний (задания в РТ); изучение нового теоретического материала с привлечением заданий в учебнике, примеров решения заданий и вопросов из РТ; отработка устойчивого навыка решения заданий по новой теме происходит в РТ. Дальнейшее обучение происходит с помощью ЦОР и РТ, а так же дидактических материалов. В РТ есть задания для самостоятельной работы учащихся. Часть заданий отмечено специальными знаками: работа в парах, взаимопроверка, задания повышенного уровня и др.
Стандартизация образования школьного обучения предполагает, что выпускники начальной школы при переходе на основную ступень образования имеют стандартизированные навыки и компетенции, заложенные на начальном этапе обучения. В связи с этим возможен переход на любую линию обучения математике в основной школе.
«Математика 5» Авт. Г.К. Муравин, О.В. Муравина.
В учебниках реализована главная цель, которую ставили перед собой авторы – развитие личности школьника средствами математики, подготовка его к продолжению обучения и к самореализации в современном обществе.
-Порционное изложение нового материала с заданиями на отработку материала.
-Включены схемы, таблицы, образцы решения задач.
-Каждый пункт завершается контрольными вопросами и заданиями.
-В учебнике есть дополнительные задания, задачи на смекалку, исторический материал.
В учебниках представлен материал, соответствующий программе и позволяющий учащимся выстраивать индивидуальные траектории изучения математики за счет обязательного и дополнительного материала, маркированной разноуровневой системы упражнений, организованной помощи в разделе «Ответы, советы и решения», дополнительного материала: различных практикумов, исследовательских и практических работ, домашних контрольных работ, исторического и справочного материала и др. Усвоенные в курсе математики основной школы знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин в основной и старшей школе, но и для решения практических задач в повседневной жизни.
Рабочие тетради предназначены для организации самостоятельной деятельности учащихся. В них представлена система разнообразных заданий для закрепления знаний и отработки универсальных учебных действий. Задания в тетрадях располагаются в соответствии с содержанием учебников. Тетради также содержат вычислительные практикумы и контрольные задания в формате ЕГЭ ко всем главам учебника
Дидактические материалы обеспечивают диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся, закрепленными в стандарте.
Пособия содержат проверочные работы: тесты, самостоятельные и контрольные работы, дополняют задачный материал учебников и рабочих тетрадей, содержит ответы ко всем заданиям
В методическом пособии описана авторская технология обучения математике. Пособие построено поурочно и включает примерное тематическое планирование, самостоятельные и контрольные работы, математические диктанты, тесты, задания для устной работы и дополнительные задания к уроку, инструкции по проведению зачетов, решения задач на смекалку и для летнего досуга.
Мультимедийные обучающие программы носят проблемно-тематический характер и обеспечивают дополнительные условия для изучения отдельных тем и разделов математики. Диски разработаны для самостоятельной работы учащихся на уроках (если класс оснащен компьютерами) или в домашних условиях. Материал по основным вопросам математики основной школы представлен на дисках в трех аспектах: демонстрации по содержанию предмета, практикумы по решению задач, работы для самоконтроля.
Содержание курса математики строится на основе системно-деятельностного подхода, принципов разделения трудностей, укрупнения дидактических единиц, опережающего формирования ориентировочной основы действий, принципов позитивной педагогики.
В 5–6 классах основное внимание уделяется арифметике и формированию вычислительных навыков, наглядной геометрии.