какие управленческие отношения выделяют
Характеристика управленческих отношений
Управленческие отношения – это вид общественных отношений при организации совместной жизнедеятельности. Они представляют собой систему взаимных зависимостей, обязанностей людей и институтов, создаваемых для реализации управленческих функций.
Основные виды:
Отношения централизма – это такие связи между вышестоящими и нижестоящими субъектами социального управления, при которых вышестоящие органы определяют содержание и направленность деятельности нижестоящих в соответствии с общей целью.
Отношения самостоятельности предполагают наличие у субъектов управления прав и обязанностей, которые позволяют определять содержание и направленность деятельности по реализации своих специфических и общих интересов.
Преодоление негативной тенденции к чрезмерной централизации осуществляется путем перераспределения прав и обязанностей между органами управления, демократизации системы социального управления.
Отношения субординации – это отношения между субъектами управленческой деятельности, которые выражают непосредственное подчинение одного другому в процессе управления единым объектом, вертикальные связи между ними. В отношениях субординации находит свое конкретное воплощение централизм в управлении.
Отношения координации выражают связи непосредственно не соподчиненных субъектов управления. Эти отношения выступают проявлением самостоятельности субъектов управленческих отношений, горизонтальных связей между ними.
Отношения ответственности – связи между субъектами управленческой деятельности по выполнению взаимных прав и обязанностей в процессе достижения единой цели. Ответственность выступает как форма объективной зависимости между ними в условиях общественного разделения труда.
Отношения состязательности – зависимость эффективности управленческой деятельности от характера противодействия особых интересов субъектов управления, стремящихся к достижению одной и той же значимой цели (занятие руководящей должности, поощрение, льготы и т.п.).
Объект и субъект управления
Объектом управленческой деятельности является сфера ее приложения — организация, структурное подразделение.
Предмет управленческой деятельности — информация о состоянии объекта и о необходимых изменениях в его функционировании и развитии.
Особенности управленческих отношений
Управленческие отношения.
Всякая самоуправляемая система, в том числе и общество, представляет собой, как мы уже говорили, единство двух подсистем: объекта управления и субъекта управления, осуществляющего сознательное воздействие на объект с целью достижения поставленной цели. Между объектом и субъектом управления существует тесное взаимодействие, осуществляемое вследствие наличия прямых (от субъекта к объекту) и обратных (от объекта к субъекту) связей. При этом, между объектом и субъектом нет абсолютных граней: система, будучи субъектом управления по отношению к данному объекту, сама является объектом или одним из элементов объекта, управляемого другим субъектом.
Управленческие отношения— это важная форма общественных отношений, это сложные отношения людей, различных социальных коллективов, возникающие в процессе осуществления управленческих функций на основе общих принципов управления.
Классификация отношений социального управления:
— в зависимости от сферы управления, управленческие отношения приобретают экономическую, политическую, идеологическую направленность.
Кроме того, они подразделяются на:
— отраслевые, региональные, межотраслевые, межрегиональные, территориально-отраслевые;
— внешние (отношения с окружающей средой) и внутренние (отношения взаимодействия элементов систем);
— межсистемные, межличностные и смешанные, а также коллективные и индивидуальные;
— временные и постоянные, непосредственные и косвенные;
— линейные, функциональные и смешанные.
1. В результате управленческих отношений не создаются непосредственно ни материальные, ни духовные ценности, однако они являются необходимым условием эффективного и материального и духовного производства. Чем совершеннее управленческие отношения, тем эффективнее и материальное и духовное производство.
2. Управленческие отношения всегда проходят через сознание людей, и в этом также одна из их основных особенностей. Управленческие отношения возникают в результате субъективной деятельности людей, а потому они осознаются и сознательно реализуются.
3. Политические и идеологические отношения исторически преходящи; они исчезнут, переживут себя с исчезновением классов. Управленческие же отношения непреходящи; они всегда были и всегда будут, пока будет существовать человеческое общество. Производственная, трудовая деятельность людей — важнейшая черта любого общества, а совместный общественный труд всегда нуждается в управлении.
4. Управленческие отношения, пожалуй, самый подвижный вид общественных отношений. Экономические, социально-политические и духовные отношения сохраняют свою сущность длительное время, как правило, до тех пор, пока существует данный тип общества; эти отношения объективны и складываются в основе своей помимо воли людей. Отношения же управления — это область, прежде всего, субъективных отношений, они подвержены воздействию людей в гораздо большей степени, нежели другие общественные отношения. Человек может быть назначен или избран на руководящую должность, и тем самым его место в системе управленческих отношений резко изменяется. В процессе развития общества возникают все новые и новые объекты и субъекты управления, реорганизуется сама система управления, что также непосредственно сказывается на состоянии управленческих отношений.
В процессе функционирования системы управления возникают шесть основных типов социальных отношений. Их характерные особенности сводятся к следующему.
1. Наиболее распространенным типом взаимодействий между людьми в процессе управления являются служебные отношения, которые отличаются своей несимметричностью. Эта особенность проявляется в том, что в процессе функционирования системы управления складывается односторонняя зависимость подчиненного от начальника. Наиболее существенным признаком служебных отношений является полномочие решать, что и как должен делать подчиненный в рабочее время, и определять задания, которые подчиненный должен выполнять.
3. Технические отношения. В многоуровневых системах управления большое значение приобретает взаимозависимость в действиях и функциях членов коллектива. Каждый должен четко выполнять свои функции и добиваться столь же четкого выполнения другими сотрудниками их функций, иначе невозможно добиться всесторонне согласованной и эффективной деятельности.
В зависимости от характера взаимосвязи между руководителями и подчиненными социальные отношения в системе управления могут быть представлены в четырех основных разновидностях: бюрократические, патерналистские, фратерналистские и партнерские отношения.
Конечно, выделенные четыре типа отношений в «чистом» виде встречаются редко, патернализм, в частности, нередко реализуется при наличии элементов фратернализма или бюрократизма: всё, в конечном счете, зависит от состава участников совместного действия, характера, содержания и направленности той организации, в пределах которой люди вступают в социальные взаимодействия, а также от состава и личностных особенностей людей, осуществляющих функции управления.
Какие управленческие отношения выделяют
Тема 2. Социология и психология управления, – основные понятия и содержание
1. Предмет дисциплины «Социология и психология управления»
2. Управленческие отношения
4. Методы изучения объектов и субъектов управления.
1. Предмет дисциплины «Социология и психология управления»
1. Уже говорилось о том, что общественные науки изучают управление в качестве социального феномена. Дисциплина «Социология и психология управления» пытается обозначить границы своего предмета изучения. Односложно указать границы данной дисциплины невозможно, ибо каждая из этих наук имеет собственный предмет анализа.
Остановимся на предмете социологии управления. Данная дисциплина рассматривает процессы управления через призму социологии (социологического анализа), то есть, все взаимодействия в управлении определяются в значении социального. Специфика социального проявляется в том, что единый процесс жизнедеятельности общества творится многими субъектами (личностями, группами, общностями), каждый из которых преследует особые цели, занимает определенное место в системе, находится в определенных отношениях. Теоретической основой данной дисциплины является социология (как, например, политэкономия является теоретической основой экономического управления). (Например, выборы)
Предметом социологии управления являются управленческие отношения, а также способы управленческой деятельности как особого вида взаимодействий и связей между людьми. Возникают управленческие отношения только в рамках организованной деятельности, которая всегда подчинена определенным нормам и правилам.
Проблематика данной дисциплины обширна:
— взаимодействие формальной системы отношений и стихийного поведения людей;
— роль руководителя в построении неформальных отношений;
— стиль руководства;
— мотивационные и коммуникативные механизмы взаимодействия руководителя и подчиненного;
— организационная культура как система ценностей и норм коллективного поведения и т.д.
Определенные отношения и связи в организации в процессе управления окрашены психологическими особенностями, ибо они (эти отношения) возникают между людьми. Поиском и изучением данных особенностей занимается психология управления.
Предметом данной дисциплины является совокупность психических явлений и отношений в организации, то есть, психологический аспект управленческих отношений и управленческой деятельности.
Основная проблематика психологии управления: психологические факторы эффективности управленческой деятельности; межличностное общение; психологические особенности процесса принятия решений; проблемы лидерства; психологический климат организации; оценка личности руководителя и подчиненного и т.д.
2. Управленческие отношения
Предметом изучения данного курса являются управленческие отношения. Под этими отношениями понимается взаимодействие людей участвующих в процессе целенаправленного воздействия, т.е. в процессе управления. Эти отношения возникают между управляющей и управляемой подсистемами (между субъектом и объектом управления).
Это особый вид отношений, характеризующийся тем, что в результате управленческих отношений не создаются непосредственно ни материальные, ни духовные ценности. Но они являются необходимым условием их производства. В зависимости от сферы (экономика, политика, культура и т.д.), где протекают управленческие отношения, они приобретают экономическую, политическую, идеологическую направленность. Управленческие отношения присутствуют в этих сферах, но сохраняют специфический характер.
Они отличаются от других отношений (экономических, политических и т.д.), прежде всего, по цели. (1) Например, цель экономических отношений – создание продукта труда, цель управленческих – организация деятельности людей по созданию данного продукта. Отличаются также по содержанию(2), например, содержание производственного процесса – производственно-технологический цикл (он может быть разнообразным); содержание управленческого процесса – управленческий цикл, который всегда включает в себя определенные стадии: выбор целей, постановку задач и их реализацию.
Далее, управленческие отношения подвижны. (4) Экономические, политические, духовные – сохраняют свою сущность длительное время, (пока существует тип общества), управленческие – постоянно меняются.
Виды управленческих отношений многообразны:
Критериями классификации управленческих отношений могут быть:
а) характер регулирующих эти отношения норм (правовые, административные, нравственные и нормы, издаваемые общественными, политическими и др. организациями);
б) область действия (хозяйство, образование, наука, оборона и др.);
г) продолжительность времени действия (бессрочные и срочные);
д) сфера распространения (внутренние и внешние, то есть отношения, складывающиеся между органами и работниками различных самостоятельных систем);
е) взаимное положение участников управленческого взаимодействия (субординация и координация ).
Субординация, координация, самостоятельность, дисциплина и инициатива
Отношения субординации выражают непосредственное подчинение одних людей другим. Эти отношения выстраиваются по вертикали. Субординация указывает приоритет общих целей управления над частными. Эти отношения всегда двусторонние; с одной стороны, администрирование и распорядительство; с другой – исполнительность и подчинение. Складываются отношения субординации между руководителями разного уровня, а также между руководителем и подчиненными.
Отношения координации являются согласованием деятельности субъектов в ходе реализации неких целей, а также проявлением самостоятельности субъектов. Характеризуются данные отношения горизонтальными связями и устанавливаются между руководителями одного управленческого уровня.
Отношения дисциплины проявляются через соблюдение норм и правил, которые касаются сторон деятельности использования материальных, технических и финансовых ресурсов. Отношения инициативы предполагают, что при соблюдении норм, указаний человек должен действовать не автоматически, а обдуманно.
Таким образом, управленческие отношения – это отношения определенной зависимости, и выражаются они в терминах «подчинения» и «руководства». Возникают они вследствие объективной необходимости выполнения определенных управленческих функций (целеполагания, планирования, организации, мотивации и контроля). Управленческие отношения проявляются и как психологические, поскольку в их рамках происходит волевое воздействие на психику, хотя и не исчерпываются ими. Управленческие отношения ставят человека в положение либо объекта, либо субъекта управления. Все виды управленческих отношений проявляются в организации.
Существует большое разнообразие типов и форм социальных отношений, образующих многогранную основу организованных и в большей или меньшей степени постоянных взаимодействий. Без них существование ни одной социальной группы, общности людей, испытывающих определенное воздействие со стороны управляющей системы, невозможно.
В процессе функционирования системы управления различают шесть основных типов социальных отношений, каждый из которых имеет свои характерные особенности:
1) служебные, отличающиеся несимметричностью. Данная особенность проявляется, когда в процессе действия системы управления складывается зависимость подчиненного от начальника. Такая зависимость называется односторонней. Основным признаком служебных отношений служит наличие полномочий решать, что и каким образом обязан делать подчиненный в рабочее время, а также определять задания для подчиненного, которые тот обязан выполнить;
2) функциональные, отличающиеся от служебных тем, что их сопряжения хотя и могут, но все же не должны перекрываться с сопряжениями служебных отношений. Построение функциональных отношений ведется таким образом, что функционально обусловливающий субъект отношений не решает, что должен делать функционально зависимый субъект, причем задачей функционально обусловливающего субъекта является не выдача распоряжений, а совет и помощь. Распоряжения не функционируют в рамках функциональной связи;
3) технические. Для многоуровневых систем управления характерна взаимозависимость в действиях и функциях членов коллектива, в обязанности каждого из которых входят четкое выполнение своих функций и достижение такой же четкости выполнения их функций другими сотрудниками. По-другому добиться всесторонне согласованной и эффективной деятельности будет довольно сложно, а в некоторых случаях — невозможно. Именно эти задачи решает этот тип отношений в системе управления;
4) информационные. Данный тип отношений существует бок о бок с односторонними или взаимными процессами информирования ряда состояний, о которых информирующий знает, а информируемый должен знать для того, чтобы получить возможность более качественно выполнить свои обязанности;
5) специализированные, особенность которых заключается в неразрывной связи с разделением труда в управлении разносторонней конфигурации функционирования данной системы (организации, фирмы, учреждения и др.).
Другими словами, происходит распределение целей и действий по их достижению. Специализированные отношения имеют различную степень интенсивности. Участки управляемой подсистемы могут быть как сильнее, так и слабее связаны с разделением труда между собой и с управляющей подсистемой
6) иерархические, которые складываются между звеньями (ячейками) системы, находящимися на разных ступеньках управленческой вертикали, причем вышестоящему уровню управления подчинен каждый из нижестоящих уровней управления.
По характеру взаимосвязи между руководителями и подчиненными социальные отношения в системе управления подразделяются на четыре основные типа:
Конечно, взаимосвязь между руководителями и подчиненными в социальных отношениях системы управления на основе выделенных четырех типов отношений в «чистом» виде почти не встречается. В основном на практике все зависит от ряда факторов: состава участников совместного действия;
Принципы управления
Принципы управления не только синтезируют в себе социальные законы, выражающие сущность отношений между объектом и субъектом управления, но и определяют подходы к реализации этих законов на практике, устанавливают главные правила построения и действия управляющей и управляемой систем, обеспечивают интеграцию отдельных видов управленческой деятельности в различных подразделениях системы управления, их взаимную согласованность, общую направленность на достижение намеченных целей. На основе принципов управления организуется научно обоснованная упорядоченность действий по осуществлению управленческих функций, выбору методов, форм и способов регулирующего воздействия.
Принципы научного управления
Изучая содержание общественных процессов, важно анализировать те условия и обстоятельства, при которых проявляется действие определенных законов, и делать правильные выводы для практики.
Отсюда еще один принцип управления – принцип конкретности : требование соответствия управленческого воздействия действительным свойствам его объекта. Это означает необходимость учета реальных потребностей и интересов объекта, его отношений с другими явлениями, что обеспечивает активное включение управляемых структур и отдельных работников в процесс достижения поставленной цели.
Управлять конкретно – значит действовать на основе достоверной, надежной информации о внутреннем состоянии объекта, а также о внешних условиях, в которых он функционирует.
Управление обязательно предполагает решение множества взаимосвязанных задач, которые неодинаковы по своему значению, месту в общей связке фактов, способам и времени их выполнения. Поэтому так необходимо умение в каждый особый момент отыскать основное звено в цепи всех проблем, чтобы, ухватившись за него всеми силами, удержать всю цепь и прочно подготовить переход к следующему звену, причем порядок звеньев, их форма, сцепление и отличие друг от друга в исторической цепи событий не так просты, как в обыкновенной цепи.
Эффективность управленческих отношений во многом обусловлена гармоничностью сочетания централизма с самостоятельностью. Централизм оправдан лишь в той мере, в какой он необходим для успешного достижения общей цели, обеспечения стройности и единения при управлении различными сферами, структурами и территориями. Самостоятельность, инициатива, самодеятельность, относительная свобода проявлений разнообразных приемов и способов решения управленческих проблем не должна становиться «оригинальничанием», выходить за рамки общих задач. Чрезмерность централизации преодолевается перераспределения прав и обязанностей между руководящими органами, демократизацией системы управления.
Принцип оптимальности характеризуется согласованием различного рода противоречивых моментов в процессе формирования наилучшего состояния системы. Ориентиром при оценке полноты реализации принципа оптимальности может служить вариант решения управленческой задачи, при котором достигаются параметры, максимально отвечающие возможностям развития системы с учетом имеющихся ограничений. Эти два последних принципа выступают в качестве одного из главных критериев успешности управленческого воздействия.
В заключение отметим, что для осуществления эффективной управленческой деятельности необходимо, но недостаточно только знать основные принципы менеджмента, важно еще уметь правильно ими пользоваться. А успешное освоение принципов управления возможно лишь на основе глубокого изучения теории социологии и психологии управления, которая раскрывает широкие возможности для творческой инициативы каждого руководителя
Структура социологии и психологии управления
Социология и психология управления изучает законы функционирования и развития общества как социальной системы. При этом под социальной системой понимается большая упорядоченная совокупность явлений и процессов, которые стали реальностью в результате действий групп людей или отдельных индивидов. Эти явления и процессы могут быть более или менее тесно связаны друг с другом, способны взаимодействовать между собой и образуют единое целое.
Важно, однако, иметь в виду, что, во-первых, процессы функционирования и развития социальных систем совершаются через возникновение и разрешение внутренних и внешних противоречий.
Во-вторых, социология и психология управления особое внимание обращает, прежде всего, на специфические характеристики взаимодействия различных сторон жизни общества (экономики, политики, права, морали, религии и др.) и составляющих его общностей (социально-классовых, профессиональных, религиозных, этнонациональных, половозрастных, территориально-поселенческих, культурно-мировоззренческих, социально-политических и др.). Анализируя каждый конкретный процесс, социология и психология управления рассматривает его с позиции общей теории социологии, в связи со всеми другими сферами жизнедеятельности субъекта общественной жизни.
В-третьих, в социологии и психологии управления большое значение придается взаимосвязи и взаимодействию общественного бытия и общественного сознания, материальной и духовной сторон деятельности индивидов во всех ранее указанных областях совместной жизни людей.
Существует сложная иерархия социальных систем, качественно различающихся между собой. Системообразующими качествами социальной системы являются: цель, структурная иерархия и управление. Для социальной системы характерны обязательное наличие границ управляемости и неопределенность функционирования, что связано с неоднозначностью вариантов её развития в условиях действий больших масс людей, обладающих различными потребностями, интересами и целями.
Социология и психология управления способна анализировать социальную систему под специфическим углом зрения в пяти ракурсах:
1) как взаимодействие личностей, каждая из которых является носителем индивидуальных качеств;
2) как социальное взаимодействие, следствием которого становится формирование социальных отношений и образование группы;
3) как групповое взаимодействие, в основе которого лежат определенные общие обстоятельства, связанные с возникновением и функционированием конкретной социальной общности;
4) как иерархия социальных статусов (которые занимают личности, включенные в деятельность данной социальной системы) и социальных ролей (функций), которые выполняют люди на основе данных социальных позиций (в рамках конкретной организации);
5) как совокупность социальных ценностей и норм, определяющих характер и содержание деятельности элементов данной системы (в рамках конкретного социального института).
Содержание управленческой деятельности обычно складывается из четырех элементов:
1) организационно-административные усилия, связанные с приемом и передачей информации, доведением принятых решений до исполнителей и контролем их выполнения;
2) аналитический и конструктивный труд, предполагающий правильное восприятие и оценку соответствующих решений;
3) информационно-технические процедуры, то есть документационные и формально-логические операции;
4) воспитательная деятельность, включающая в себя не только профессиональное обучение каждого из работников и всего персонала организации, формирование некоего «корпоративного духа» (например, лояльности к собственной фирме, её достижениям, планам, программам развития), но и, прежде всего, создание коллектива и ориентация его на ценности, идеалы и нормы гуманистической культуры.
В связи с этим в системе управления как совокупности управленческих органов, подразделений и исполнителей можно выделить три основные подсистемы.
В первую, структурно-функциональную подсистему входят следующие три блока:
1) управленческая идеология и ценностная ориентация системы управления;
2) интересы и поведенческие нормативы участников процесса управленческой деятельности;
3) информация и информационное обеспечение коммуникации в системе управления.
Во вторую, информационно-поведенческую подсистему включаются четыре элемента:
1) управленческие теории;
2) формальные и неформальные отношения управленческих работников с представителями внешнего окружения;
3) информированность персонала, носители информации, методы распространения информации;
4) уровень развития организационной культуры объекта и субъекта управления и самоуправления (как федерации, региона, муниципального образования или фирмы в целом, так и отдельных работников управленческого звена).
Третья, подсистема саморазвития должна содержать такие компоненты, которые способны решить три задачи:
1) разработка, практическое применение и постоянное выявление степени эффективности стимуляторов, побуждающих систему управления к самосовершенствованию;
2) регулярный анализ характера функционирования системы управления с точки зрения соответствия реальных ресурсов её потенциальным возможностям оптимального решения тех новых задач, которые возникают в связи с изменениями в окружающей среде;
3) изучение и реализация новых тенденций и направлений развития (опыта, методов, форм и т. д.) систем управления в мировой практике.
Эффективность системы управления определяется степенью и качеством достижения цели управления в долгосрочной перспективе (с учетом имеющихся ресурсов). Высокая эффективность достигается далеко не всегда, поскольку на деятельность социальной системы влияют многочисленные разновеликие и разнонаправленные факторы, которые трудно поддаются анализу и учету.
Как показывает практика, работники управления постоянно сталкиваются с необходимостью согласования нередко достаточно противоречивых, часто завышенных интересов и целей немалого количества своих подчиненных. Поэтому при выработке оптимальных управленческих решений важно четко различать по масштабу и характеру основные виды целей организации (индивидуальные, групповые, коллективные или общественно значимые) и отдавать безусловный приоритет более масштабным, не создавая, однако, почву для возникновения социальных конфликтов
В структуре социологии и психологии управления можно выделить три уровня.
Первый – уровень теоретических обобщений, где могут быть достаточно глубоко осмыслены (с точки зрения «человеческого фактора») основные виды и принципы управленческих отношений.
На втором уровне – методологическом – находятся специальные знания, связанные с разработкой и обоснованием способов и средств исследования и преобразования управленческих отношений. На этом уровне обычно рассматривают методы, стиль и функции управления как выражение гуманистического содержания этой специализированной деятельности.
Третий уровень может быть обозначен как социально-технологический или социоинженерный. Сюда входят все направления, связанные с деятельностью специалистов в практике управления: консультирование (как внешнее, так и внутреннее), функциональное управление, обоснование и формирование социальных структур и др.
Можно выделить три основные функции социологии и психологии управления как науки и учебной дисциплины.
Первая – гносеологическая (или познавательная, мировоззренческая, теоретическая, информационная, методологическая) функция определяется необходимостью изучения целостной системы (всей совокупности) объективных социальных условий и субъективных факторов, относящихся к сфере управления, то есть получение достоверной информации о сущности процессов, отношений и наиболее важных, типичных проблемах (реальных противоречиях) управленческой деятельности, а также возможных способах их эффективного разрешения с учетом всех имеющихся (всегда ограниченных) ресурсов (человеческих, социально-экономических, политических, социокультурных и других). Эта функция связана с выявлением закономерностей и тенденций социальных изменений, правильной оценкой и обоснованным определением наиболее вероятных перспектив дальнейшего развития общества в целом, конкретной социальной группы или организации.
Вторая – прикладная (или практически-преобразовательная, социально-технологическая) функция социологии и психологии управления проявляется в обучении умениям, навыкам и приемам выработки основных направлений, прогнозов, вариантов, сценариев, моделей и инновационных методик развития управленческой деятельности в будущем с целью совершенствования как общества в целом, так и отдельных социальных общностей или организаций.
Третья функция данной науки и учебной дисциплины – ценностно-ориентирующая (или гуманистическая, идейно-воспитательная, идеологическая) определяется необходимостью и важностью выработки у современных специалистов патриотизма, социальной ответственности, доброжелательного подхода к себе и окружающим людям, утверждения нравственных принципов поведения каждого человека во всех сферах
4. Методы изучения объектов и субъектов управления
Существуют следующие методы изучения объектов и субъектов управления.
Самонаблюдение (интроспективный метод) является одним из самых древних методов, используемых в психологии. Он заключается в наблюдении человеком собственного внутреннего психического мира. Наблюдение подразделяется на непосредственное и отсроченное (в дневниках, воспоминаниях, мемуарах, где человек анализирует свои мысли, чувства, а также произошедшие с ним события). Данный метод можно охарактеризовать как вспомогательный при применении других методов исследования.
Лабораторный эксперимент проходит в особых условиях с использованием специальной аппаратуры. В этом случае испытуемые знают, что проводится эксперимент, действуют по специально разработанной инструкции, однако о сути самого эксперимента могут не догадываться. Эксперимент проводится неоднократно, для того чтобы можно было установить общие математико-статистические достоверные закономерности возникновения и развития психических явлений.
В процессе эксперимента используются переменные факторы, которые подразделяются на три группы:
Естественный эксперимент проводится в обычных условиях общения, учебы, труда и др.
Тестирование представляет собой метод испытаний, направленный на установление конкретных психических качеств человека, которые являются объектом исследования. Тест — это кратковременное и одинаковое для всех участников задание, по результатам которого можно выявить уровень развития интеллектуальных способностей, темперамент, характер и т.п.
Существуют два типа тестов: опросники и проективные тесты. Опросники предоставляют человеку возможность сознательно оценить себя и свои поступки. Проективные тесты направлены на подсознательную сферу человека и помогают ему выявить такие его индивидуальные особенности, о которых раньше он не подозревал.
Абсолютно все психологические тесты, используемые для исследований, должны быть научно обоснованными и способными выявить устойчивые психологические характеристики.