какие выплаты полагаются госслужащему при увольнении
Какие выплаты полагаются госслужащему при увольнении
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с письмом Федерального казначейства от 5 апреля 2021 г. N 08-06-01/7425 о применении пунктов 6, 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, сообщает.
Таким образом, указанными положениями Федерального закона N 79-ФЗ определен состав денежного содержания гражданского служащего. При этом в структуре денежного содержания единственной выплатой, имеющей стимулирующий характер и не предусматривающей фиксированного размера, является премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя.
Частью 10 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Однако отнесение иных выплат, возможность произведения которых гражданским служащим предусмотрена частью 10 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ, к составным частям денежного содержания гражданского служащего в том понятии, в котором оно установлено нормами Федерального закона N 79-ФЗ, законодательно прямо не предусмотрено.
При этом постановления Правительства Российской Федерации, принимаемые ежегодно в целях утверждения объемов средств материального стимулирования федеральным государственным органам, не содержат норм, регламентирующих правовую форму и порядок выплаты указанных средств гражданским служащим.
В пункте 2 Правил установлен исчерпывающий перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего в тех случаях, на которые распространяется действие Правил. Никакие иные выплаты, кроме тех, что перечислены в частях 2 и 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ, в указанном пункте Правил не предусмотрены.
Исчисление денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске осуществляется в соответствии с пунктом 6 Правил, согласно которому дополнительно к сохраняемому денежному содержанию, которое состоит из оклада денежного содержания, ежемесячного денежного поощрения и ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы и за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за последние 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Расчет месячного денежного содержания гражданских служащих для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляется в соответствии с пунктом 8 Правил.
Согласно данному пункту Правил месячное денежное содержание в указанных случаях исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, включающих ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, а также ежемесячное денежное поощрение. Кроме того, при исчислении денежного содержания гражданского служащего в рассматриваемом случае учитываются также 1/12 размера премий за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи, выплачиваемой за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
При этом средства материального стимулирования в качестве самостоятельной выплаты пунктами 6 и 8 Правил не предусмотрены.
Таким образом, из буквального толкования положений Правил следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных ими случаях учету подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Федеральным законом N 79-ФЗ.
В целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих при одновременном соблюдении установленного Правилами порядка Минтруд России придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий.
Только такой порядок их реализации, по нашему мнению, позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами положения.
Вместе с тем, как показывает правоприменительная практика, выплата средств материального стимулирования в отдельных федеральных государственных органах осуществляется в рамках иных выплат, не предусмотренных частями 2 и 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ в составе денежного содержания гражданских служащих.
Такой порядок выплаты средств материального стимулирования не согласуется с положениями Правил, определяющими перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего, в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и в целях расчета компенсации при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднении государственного органа, что, по нашему мнению, не является обоснованным и создает условия для ущемления прав гражданских служащих соответствующих федеральных государственных органов.
Относительно правомерности установления районного коэффициента к средствам материального стимулирования, выплачиваемых не в рамках премий за особо важные и сложные заданий, сообщаем.
В соответствии с частью 9 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).
Таким образом, районный коэффициент и процентная надбавка в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, применяются ко всем составляющим денежного содержания гражданского служащего, указанного в пунктах 2 и 3 Правил.
Обзор документа
Минтруд разъяснил, как учитываются средства материального стимулирования при исчислении отпускных госслужащим и в целях выплаты компенсации при увольнении по сокращению.
Районный коэффициент и процентная надбавка применяются ко всем составляющим денежного содержания госслужащего.
На какие выплаты можно рассчитывать при увольнении?
Сотрудник может проработать в организации несколько месяцев или лет, исправно получая зарплату. Но при увольнении он не получает положенных выплат или компенсаций — по собственной неосведомленности или из желания работодателя сэкономить. Bankiros.ru решил разобраться, какие выплаты при увольнении вообще существуют и в каких ситуациях их должны выплатить.
Кто может претендовать на выплаты
Согласно трудовому законодательству, основной пакет прав — на отпуск, больничный, выплаты после увольнения и др. — есть только у сотрудников, заключивших с работодателем трудовой договор. Именно эта категория работников может получить компенсации, перечисленные в статье.
А вот гражданско-правовые договоры предусматривают только расчет за проделанную работу. Имеются в виду:
Если вы трудитесь на основании одного из таких договоров, дополнительные выплаты и компенсации получить не выйдет: это не предусмотрено законом.
Разновидности выплат и компенсаций
Трудовое законодательство сложно устроено: в нем полно оговорок и отдельных статей для срочных договоров, совместительства, сезонных работ и деятельности на Крайнем Севере. Поэтому ниже мы остановились только на общих случаях — они актуальны большинству россиян, работающих по трудовому договору в графике 5/2.
Остаток зарплаты
Эта выплата — основная. Работнику обязаны вернуть всю сумму, что он заработал до увольнения. Кроме оклада сюда относятся премии и доплаты, предусмотренные трудовым договором. Конкретные условия таких выплат определяет компания, но выплатить их сотруднику обязаны строго в день увольнения.
Компенсация за отпуск
По закону каждому россиянину положен отпуск — 28 календарных дней, каждый из которых оплачивается. Случается так, что до увольнения сотрудник не успевает оформить и провести отпуск. В этом случае компания выплачивает компенсацию — строго за то количество отпускных дней, которые не использовались.
Больничный после увольнения
Если в течение месяца после увольнения сотрудник оформил больничный, но так и не трудоустроился на другое место, бывший работодатель обязан возместить ему дни болезни. Об этой выплате знают немногие, поэтому чаще всего россияне лечатся за счет сбережений. Но в Трудовом кодексе прописано: получить больничный могут даже безработные, если увольнение произошло недавно.
Есть нюанс по размерам выплат. Если болезнь наступает хотя бы на день позже увольнения, больничный заплатят в размере 60% от средней зп (независимо от наработанного стажа). Если больничный открывают в день до увольнения — выплачивают все 100%.
Выходное пособие
В каком случае выплачивают. Если сотрудник уволен по причинам, не зависящим от него — при ликвидации компании, сокращении штата или из-за призыва в армию.
В плюс к оставшейся зарплате, уволенные получают выходное пособие. Его размер приравнивается к среднему заработку. Но вот за какой период насчитают пособие — зависит от причины увольнения. Предлагаем рассмотреть таблицу:
За какой срок заплатят
Изменились условия труда, а сотрудник не согласен
Восстановили человека, который раньше занимал эту должность
Компания переезжает в другую местность, а сотрудник не согласен
Как рассчитывается выходное пособие при увольнении?
Действуйте по следующему алгоритму:
Кстати, размер пособия может увеличить работодатель — на свое усмотрение для конкретного специалиста или всего штата.
Средний заработок
Когда человек теряет работу по независящим от него причинам, в плюс к выходному пособию ему платят средний заработок — но только на то время, пока он заново не трудоустроится. Срок такой выплаты ограничен: обычно среднюю зп платят не дольше двух месяцев после увольнения.
Обратите внимание! Из суммы среднего заработка вычитается выходное пособие.
Платить средний заработок могут и три месяца, но для этого нужно:
То, насколько обстоятельства серьезны, решают в управлении по каждому обратившемуся. Но с 2020 года продлить выплату средней зп до трех месяцев можно проще — подробности в пункте ниже.
Компенсация за увольнение раньше срока
В каком случае выплачивают. Если сотрудник уволен по причинам, не зависящим от него — при ликвидации компании или сокращении штата. Не по собственному желанию.
О том, что ликвидируют компанию или проводят сокращение, сотрудника должны предупредить заранее. Как минимум — за два месяца до предстоящего события. Предупреждение оформляется письменно, а сотрудник ставит под ним подпись.
Но случается, что увольнение согласовывают раньше, чем за два месяца. В этом случае компания платит компенсацию — средний заработок за время, которое осталось бы до увольнения в предусмотренный двухмесячный срок. Что важно: эта компенсация приплюсовывается к среднему заработку, который буду платить в период безработицы. Выходное пособие полагается в том числе.
Компенсация за задержанные выплаты
В каком случае выплачивают. В любом, независимо от причины увольнения.
Выше упоминалось, что за остаток зарплаты или возмещение неиспользованного отпуска компания должна рассчитаться в день увольнения. То же касается среднего заработка в период безработицы и оплаты больничных листов. Если деньги задерживают, требуйте компенсировать просрочку: процент должен составлять 1/150 ключевой ставки.
Кроме компенсаций, за серьезные просрочки работодатели могут заплатить большие штрафы или даже подпасть под уголовную ответственность.
Кто может получить 3 оклада?
Чтобы в ситуации кризиса защитить работников лучше, в ТК — Трудовой кодекс — внесли изменения. Так, с 13 августа 2020 выплаты при увольнении станут больше. Теперь закон обязывает фирму, которая ликвидируется или проводит сокращение, выплатить сразу три средние зп сотруднику (вместо двух, как предусматривалось ранее). Главное требование — уволенный должен оставаться без новой работы дольше двух месяцев.
Что важно — теперь работодатель не сможет окончательно ликвидироваться, пока не выплатит выходное пособие всем сотрудникам. При этом две средние зарплаты можно выдать сразу — в момент увольнения, чтобы не растягивать процесс получения компенсаций.
Какие выплаты полагаются госслужащему при увольнении
Вопрос: Об НДФЛ при выплате гражданскому служащему компенсации при увольнении и дополнительной компенсации при расторжении служебного контракта до истечения срока предупреждения об увольнении.
Согласно пункту 1 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено данным пунктом, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением работников, за исключением сумм выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Указанная компенсация по существу является выходным пособием, поскольку выплачивается при увольнении гражданского служащего, а выходное пособие, предусмотренное статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации, не выплачивается.
С учетом вышеизложенного при налогообложении компенсации, выплачиваемой при увольнении с государственной гражданской службы, предусмотренной частью 3.1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ, применяются положения пункта 1 статьи 217 Кодекса.
2. В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 79-ФЗ о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под подпись не менее чем за два месяца до увольнения.
При этом согласно части 7 статьи 31 Федерального закона N 79-ФЗ представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт до истечения срока, указанного в части 2 статьи 31 Федерального закона N 79-ФЗ, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
Дополнительная компенсация, выплачиваемая в соответствии с частью 7 статьи 31 Федерального закона N 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта с гражданским служащим до истечения срока предупреждения об увольнении, не относится к доходам в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства, освобождаемым от налогообложения в части, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), и не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в полном объеме на основании пункта 1 статьи 217 Кодекса.
Директор Департамента | Д.В. Волков |
Обзор документа
Компенсация при увольнении госслужащему в размере четырехмесячного денежного содержания по существу является выходным пособием, соответственно, при налогообложении применяется указанный выше порядок.
Дополнительная компенсация в случае расторжения контракта с госслужащим до истечения срока предупреждения об увольнении не облагается НДФЛ в полном объеме.
Верховный Суд разъяснил, как определять размер компенсации госслужащему при сокращении
Верховный Суд направил на новое рассмотрение трудовой спор о выплате компенсации сокращенной сотруднице ИФНС, указав нижестоящим судам на то, что следует учитывать при определении ее размера в случае увольнения госслужащего.
Татьяна Воробьева с октября 1993 г. по апрель 2017 г. занимала различные должности государственной гражданской службы в налоговой инспекции по г. Мончегорску Мурманской области. Соответствующее подразделение было присоединено к межрайонной инспекции Мурманской области, поэтому сотрудница была уволена в связи с сокращением.
При увольнении Татьяна Воробьева получила компенсацию в размере своего шестимесячного денежного содержания. При расчете инспекция руководствовалась Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства от 6 сентября 2007 г. № 562. В соответствии с этим актом были учтены ее оклад, дополнительные выплаты, материальная помощь и единовременная выплата к отпуску, а также премии.
Она обратилась к работодателю с просьбой пересчитать компенсацию. В своем заявлении она указала, что инспекция не учла выплаченные Воробьевой средства материального стимулирования и полученные перед увольнением премии. По мнению работника, это привело к занижению размера ее месячного содержания и, как следствие, к неверному определению суммы компенсации.
Межрайонная ИФНС пояснила, что в данном случае действительно не были учтены материальное стимулирование и единовременное поощрение, выплаченные за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование госслужащих сверх установленного фонда оплаты труда. Данные выплаты, по мнению работодателя, не учитываются при определении соответствующей компенсации, поскольку не включены в п. 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Относительно премий инспекция указала, что они были учтены.
Полагая, что премии, начисленные ей в течение 12 месяцев перед увольнением, учтены не полностью, а также что суммы материального стимулирования тоже подлежали учету, Татьяна Воробьева обратилась в суд.
Оленегорский городской суд Мурманской области отказал работнику в удовлетворении ее исковых требований. Разрешая спор, первая инстанция исходила из того, что средства материального стимулирования государственных гражданских служащих не входят в состав их денежного содержания, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, выплачиваются в пределах лимитов бюджета ФНС. Суд пришел к выводу, что эти денежные средства не подлежат учету при определении денежного содержания Воробьевой для исчисления компенсаций при увольнении.
Апелляция поддержала вывод первой инстанции. Оленегорский городской суд сослался на то, что письмо Минфина от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482, касающееся дополнительного материального стимулирования на основании Постановления Правительства от 27 марта 2014 г. № 238-7, не отменяет действие приказа Минфина от 17 октября 2007 г. № 90н, которым утвержден порядок осуществления материального стимулирования госслужащих ФНС. Последним актом определено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Не согласившись с решениями, Татьяна Воробьева обратилась за защитой своих прав с кассационной жалобой в Верховный Суд, который, рассмотрев дело, вынес Определение № 34-КГ19-4 от 22 июля 2019 г. ВС указал, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения.
Как указал Суд, фонд оплаты труда госслужащего формируется за счет средств, указанных в ч. 2 и 3 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе, куда входят и иные выплаты, предусмотренные другими нормативными актами. Материальное стимулирование гражданских служащих, по мнению ВС, относится к указанным выплатам. Исходя из этого, нижестоящим судам необходимо было определить правовую природу произведенных работнику в течение 12 месяцев перед увольнением выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения.
Верховный Суд обратил внимание на тот факт, что материальное стимулирование Воробьевой было выплачено ей на основании указа Президента от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» и принятых в соответствии с ним постановлений Правительства, которыми предусматривались объемы бюджетных ассигнований сверх фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих.
ВС подчеркнул: указанные акты должны были быть изучены судами в целях определения правовой природы полученных Воробьевой выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения. Первой инстанции и апелляции следовало определить, являются ли указанные выплаты теми, за счет которых формируется фонд оплаты труда гражданских служащих. Однако суды не просили истицу предоставить акты, послужившие основанием для выделения соответствующих бюджетных ассигнований, на которые она ссылалась в обоснование своей позиции.
Нижестоящие суды исходили из того, что разъяснения, содержащиеся в письме Минфина от 15 июля 2014 г., не подлежат применению в данном деле. Однако ВС напомнил, что именно на Минфин возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, поэтому при разрешении исковых требований Воробьевой необходимо было принять во внимание его позицию.
Также высшая инстанция опровергла довод о том, что письмо от 15 июля 2014 г. не подлежало применению, поскольку противоречило приказу Минфина № 90н. Противоречие, по мнению первых двух инстанций, заключалось в том, что письмо указывает на необходимость учета суммы материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований при исчислении денежного содержания гражданских служащих. Приказ же, напротив, устанавливает, что материальное стимулирование не входит в состав соответствующего денежного содержания, пояснил ВС.
Кроме того, Верховный Суд разъяснил, что приказ Минфина касается материального стимулирования, которое производилось на основании Постановления Правительства от 25 сентября 2007 г. № 611 за счет средств, направленных на обеспечение деятельности ряда госорганов в 2007–2010 гг., и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего. В свою очередь письмо Минфина касается дополнительного материального стимулирования гражданских служащих на основании Указа Президента от 7 мая 2012 г. № 601. Данные средства имеют, по мнению ВС, иную правовую природу, так как соответствующие выплаты производятся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета государственным органам сверх фонда оплаты труда и выплачиваются государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности служебной деятельности. Поэтому положения Порядка осуществления материального стимулирования госслужащих ФНС в этом случае не подлежат применению.
С учетом этого ВС отменил акты нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение.
По мнению адвоката АП г. Москвы Василия Ваюкина, нижестоящие суды при разрешении спора применили буквальный подход, тогда как ВС разъяснил, что раз денежные средства выплачивались систематически и являлись вознаграждением за труд, то их следовало учесть при расчете компенсаций.
«Суд указал, что денежные средства выплачивались систематически и являлись вознаграждением за труд, поэтому их следовало учесть при расчете компенсаций», – отметил адвокат АП г. Москвы Василий Ваюкин. Адвокат также привел аналогичные примеры из практики, сославшись на Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС от 3 июня 2019 г. № 34-КГ19-1 и апелляционное определение Красноярского краевого суда от 27 марта 2019 г. по делу № 33-4449/2019.
Партнер юридической компании Law&CommerceOffer Виктория Соловьёва согласилась, что позиция ВС соответствует сложившейся практике. «Верховный Суд неоднократно указывал на ошибки нижестоящих судов, которые не определяли правовую природу выплат материального стимулирования», – сообщила она, сославшись на определение от 28 августа 2017 г. № 2-КГ17-13).
«На формирование фонда оплаты труда государственных служащих влияют разные факторы, в том числе источник и цель финансирования. Поэтому, безусловно, должны учитываться природа и цель дополнительных выплат», – подвела итог Виктория Соловьёва.
Адвокат и партнер МКА «Яковлев и Партнеры» Вероника Сальникова в комментарии «АГ» отметила, что Верховный Суд не только указал на обстоятельства, в которых не разобрались нижестоящие суды, но и пошел еще дальше, разъяснив, как формируется фонд оплаты труда государственных служащих за счет бюджетных ассигнований, а также какими нормативными документами следовало руководствоваться судам.